Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Николаевский Непоротовский мон-рь «Галиц») (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в урочище Монастырь, к северо-востоку от с. Галица Сокирянского р-на Черновицкой обл. (Украина). XII - кон. XVIII в. Изучение истории Н. Ч. м. осложняет полное отсутствие письменных источников о нем до 2-й пол. XVIII в. По мнению археолога Б. А. Тимощука, обитель возникла не позднее XII в. ( Тимощук. 1984. С. 84) рядом с пограничным древнерус. г. Кучелмин, к-рый исследователь отождествил с городищем в урочище Галица на берегу р. Каютин, близ ее впадения в Днестр (Там же. С. 85). Это отождествление в 2000-х гг. было поддержано археологом С. В. Пивоваровым. Основной монастырский пещерный комплекс (по подсчетам Б. Т. Ридуша, включает 21 помещение; см. Piдyш. 2000. С. 110) располагается на правом склоне Галицкого оврага (схему см.: Там же; Мандзяк. 2016. С. 299). Площадь самых маленьких помещений бывших часовен и кладовых составляет 2×2 м и до 2 м в высоту, хозяйственные помещения и кельи достигают размеров 3×3,5 м и до 3,5 м в высоту ( Piдyш. 2000. С. 114). Пещерный храм занимал наиболее значительное помещение (4×8 м и 3,5 м в высоту), поднятое на 3 м выше келий, в к-рое вела каменная лестница, в нем сохранились остатки штукатурки на стенах и фрагменты крупных деревянных балок; портал храма был выложен каменной кладкой (Там же. С. 115). Первоначально и вплоть до 1-й четв. XIX в. пещерный храм и весь мон-рь, вероятно, имели посвящение св. Георгию Победоносцу ( Щеглов. 1898. С. 509). Неподалеку от основного монастырского комплекса располагались еще неск. пещер. К востоку от него, примерно в 50 м, расположена т. н. пещера пустынника (ширина 4,2 м, длина 4,5 м) с выдолбленной в скале гробницей и нишей в сев.-вост. части помещения (возможно, служила алтарем). В этой пещере были обнаружены осколки глиняной посуды, датируемые XV-XVI вв. Напротив основного монастырского комплекса, на левом склоне Галицкого оврага, исследовались 3 пещеры. На скале между ними и в одной из пещер были обнаружены изображения крестов различного вида и размера, отдельных букв и знаков. По иконографии некоторые изображения относятся исследователями к периоду не позднее XIII-XIV вв. ( Piдyш. 2000. С. 118, 125). В скальной стенке к западу от монастырского комплекса был исследован 3-нефный грот (длиной 44 м, глубиной 5,6 м, в среднем нефе высота стен достигает 5,6 м). На юж. стене среднего нефа вырезаны 17 изображений крестов, на вост. стене расположена прямоугольная полуниша для установки иконы. В гроте обнаружены осколки керамики XVI-XVIII вв. (Там же. С. 118).

http://pravenc.ru/text/2566194.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛОНСКАЯ ПСАЛТИРЬ Италия. Болонья. Б-ка ун-та. 299), Толковая Псалтирь, памятник болг. книгописания и книжного искусства 2-й четв. XIII в. (1230-1241), важный источник по истории болг. и македон. языков. Пергаменный кодекс на 264 листах, форматом 27 ´ 20, написан каллиграфическим уставом в 2 столбца 4 писцами: Иосифом, Тихотой, Белославом (только л. 105 об.) и неизвестным- «в граде Охриде, в селе Равне при царе Асене Болгарском». Кроме текста Псалтири рукопись содержит толкования, по традиции приписываемые свт. Афанасию I Великому , еп. Александрийскому, но реально принадлежащие Исихию Иерусалимскому. Текст Псалтири написан крупно в левом столбце, толкования мелко - в правом. Перевод тот же, что и в Синайской глаголической Псалтири (XI в.) - древнейшем списке Толковой Псалтири этой редакции. Отсутствие в записи точной даты создания кодекса при двоякой возможности истолкования имени царя (Иоанн Асень I или Иоанн Асень II) породили в XIX в. колебания в датировке памятника. Временем Иоанна Асеня I (1186-1196) Б. П. датировали, напр., И. И. Срезневский и В. В. Качановский. Однако с учетом исторических реалий (Иоанн Асень I не владел Охридом) общее признание получила датировка кодекса 1230-1241 гг.: нижнюю границу составляет дата битвы при Клокотнице, после к-рой Иоанн Асень II присоединил к своей державе всю Македонию, верхнюю - год смерти царя. Даже датируемая в этих пределах Б. П. имеет исключительное значение для истории языка и палеографии среднеболг. рукописей, т. к. книжные памятники с точной датой сохранились здесь лишь с 70-х гг. XIII в. В языковом отношении Б. П. представляет, по мнению В. Н. Щепкина, западноболг. (македон.) список с восточноболг. (тырновского) оригинала кон. XII - нач. XIII в. Из редуцированных гласных употребляется только , нередки случаи вокализации редуцированных;  (юс большой) ставится на месте (малого юса) после и в глагольных формах, в причастных заменяет . Оригинал Б. П. в свою очередь, возможно, восходит к глаголическому - в рукописи нередко встречаются буквы, слова и целые строки, написанные глаголицей. Из архаических особенностей графики в тексте имеется сочетание шт наряду со и юс малый треугольный.

http://pravenc.ru/text/149737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный). Написана на пергамене уставом в 2 столбца (1°, 131,7×22,5 см, 227 л.), помещена в серебряный драгоценный оклад; происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры, где хранилась под 1 (ВКТСМ. С. 149). В тексте летописи по краям оклада Е. Ф. К. указаны дата создания и имя заказчика: «В ле[то] 6900 (1392.- Ред.) м[еся]ц(а) м(а)рт(а) индикта 31 оковано бы[сть] е[уангели]е се при велицем князе Вас[и]льи Дмитриевич(и) Всеа Рус(и) при пре[ос]в[я]щ[ен]н[о]м Киприя[не] митрополи[те] Киевском Всея Ру[си] повеленьем раб(а Бо)жья Федора Андреевич[а]». А. И. Яцимирский сомневался в точности надписи, считая ее неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта ( Яцимирский. 1904. С. 117). В. К. Трутовский первым отождествил «раба Божья Федора Андреевича» с боярином Федором Андреевичем Кошкой, служившим при вел. князьях блгв. Димитрии Иоанновиче Донском († 1389) и его сыне Василии I (1389-1425) ( Трутовский. 1915. С. 297-299). Он также подверг сомнению правильность надписи, поддержав предположение об отсутствии или о пропуске обозначений единиц и десятков, что допускает датировку оклада ок. 1392-1401 гг. О значительности фигуры Федора Кошки, бывшего одним из душеприказчиков вел. князя, свидетельствует его присутствие наряду с прп. Сергием Радонежским при подписании т. н. 2-й духовной грамоты кн. Димитрия между 13 апр. и 16 мая (ДДГ. 12. С. 33-36). Возможно, создание рукописи носило обетный характер (не исключено, что в соответствии с пожеланием вел. князя). С. Б. Веселовский видел в нек-рых изображениях на окладе святых, соименных семейству Кошки ( Веселовский. 1969. С. 146).

http://pravenc.ru/text/180925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657), лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие (полный апракос) с месяцесловом). Это рукопись большого формата, в 1° (32,2×24,8 см), написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в.- доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. Х. было подарено Хитрово в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем, а сам Хитрово «сие Евангелие для [из-за] древняго писма далъ въ обитель пресвятыя и живоначальныя Троицы…». На последнем листе той же рукой написано: «Въ лето 6740 (1231-1233)». Вероятно, вклад следует датировать 1679 г. (см.: ВКТСМ. С. 279). Имеющиеся в рукописи др. пометы исторического характера (СКСРК, XIV. 186. С. 327) к этой надписи ничего не добавляют. Е. Х. постоянно хранилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры. После национализации монастырского собрания в 1920 г. было передано в Сергиевский филиал Гос. Румянцевского музея и б-ки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921-1931 гг. оно находилось на выставке древнерус. рукописной книги и искусства XIV-XV вв. в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 г.

http://pravenc.ru/text/180927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке. Основан в XI в. Время основания До начала археологических исследований в 1989 г. ранняя история Н. Б. м. оставалась во многом неопределенной, что связано прежде всего с отсутствием прямых упоминаний о мон-ре в рус. летописях. Существует лишь неск. косвенных упоминаний: в Новгородской III летописи XVII в. под 1015 г. встречается имя прп. Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (НовгорЛет. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г.- «чинъ черноризьскыи» (НПЛ. С. 76, 288); в описании разорения Торжка вел. Тверским блгв. кн. Михаилом Александровичем в 1372 г. отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (АСЭИ. Т. 3. 20. С. 36). Независимо от памятников агиографии во 2-й пол. XVII в. в писцовых материалах и актовых источниках предпринимались попытки разрешить вопрос о времени основания обители. Так, в писцовой и межевой книге Торжка 1686 г. указывалось: «…Борисоглебской монастырь, а в нем церковь соборная каменная святых страстотерпцев Бориса и Глеба... а строение та церковь преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита новоторжского чюдотворца, а в которых годех и при которых великих князех та церковь строена, и про то архимандрит Тарасий з братьею сказали, не помнят» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166). В жалованной грамоте 1693 г. основание мон-ря отнесено к XI в.: «…Борисоглебской де их м(о)н(а)ст(ы)рь построен преподобны(м) отцем нашим Ефремом чюдотворцем лет с шесть сот и болши…» (Грамоты. 1903. С. 27-28). Абсолютные даты, связанные с основателем обители прп. Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом Житии прп. Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с «обретением» (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» ( Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках Жития (БАН. 17.5.3; ГИМ. Увар. 105; ТГОМ. ТвМ.ПК-1879 и др.) приводятся 2 даты: 1015 г.- гибель ростовского кн. Бориса Владимировича, после к-рой Ефрем ушел в район Торжка, и 1053 г.- кончина Ефрема в основанном им Н. Б. м. (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания Н. Б. м. (1038) впервые была предложена в 1811 г. архим. Амвросием (Орнатским; впосл. епископ; см.: ИРИ. Ч. 3. С. 417-423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической лит-ре. Не исключено, что она была выведена арифметическим путем (1053 - 1015=1038).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860, с. Борисовка Лебедянского у. Тамбовской губ.- 21.10. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), архим. Род. в крестьянской семье. Принял постриг и до 1925 г. проживал в одном из мон-рей, а после его Прмч. Амвросий (Астахов) Прмч. Амвросий (Астахов) закрытия - в разных селах Московской обл., в частности в с. Аксиньино близ Красногорска, духовно окормлял насельниц Головинского Казанского жен. мон-ря. 29 сент. 1937 г. А. был арестован вместе с архиеп. Можайским, вик. Московской епархии, сщмч. Димитрием (Добросердовым) , священнослужителями и мирянами и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах держался мужественно и не признал себя виновным. Не скрывая своих взглядов на происходящее в России, заявил: «К советской власти я отношусь враждебно, считаю, что советская власть разрушает храмы, ссылает совершенно безвинное духовенство и верующих. По своим убеждениям я являюсь монархистом, а советскую власть я рассматриваю как временное явление». Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Московской обл. 17 окт. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Реабилитирован 30 мая 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 375; Бутовский полигон. Кн. 2. С. 72; Дамаскин (Орловский). Кн. 5. С. 299, 309. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)

http://pravenc.ru/text/114362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Мцхетского Католикосата (ок. XII в.- не ранее нач. XVI в.), с кафедрой в г. Ани (груз. Аниси) - одна из древних епархий Грузинской Церкви. Появилась, возможно, уже в XII в., поскольку в источнике сер. XII в. упоминается армяно-халкидонитский епископ Ани, перешедший в XII в. в иерархию Грузинской Церкви. Паству епархии составляли армяне-халкидониты и грузины, жившие в Ани еще с X в.: груз. историком Д. З. Бакрадзе в 1885 г. была опубликована одна из груз. лапидарных надписей Ани, датированная 990 г. Как повествует груз. историч. хроника Картлис Цховреба , анисские старейшины выразили желание подчиниться власти груз. царя Баграта IV (1027-1072), внука по матери арм. царя Сенакерима (КЦ. Т. 1. С. 299). В царствование груз. царя Давида II Строителя (1089-1125) Ани вновь упоминается в груз. и арм. источниках: в «Житии царя царей Давида» груз. анонимного историка XII в., в сочинениях арм. историков Вардана, Матеоса Урхаеци и Степаноса Орбелиани рассказано о том, что в авг. 1124 г. Давид II отвоевал у турок-сельджуков среди проч. арм. крепостей и Ани (КЦ. Т. 1. С. 345). Царь Давид заново «крестил» (освятил) кафедральный анисский собор и церковь, построенную дочерью «греческого царя» царицей Катрамидой (КЦ. Т. 1. С. 345). В царствования Димитрия I (1125-1155) и Георгия III (1156-1184) Ани неск. раз переходил в руки мусульман, пока в 1161 г. при Георгии III на длительное время не вошел в состав Грузинского гос-ва. Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент В состав А. е. входили провинции Грузинского гос-ва - «весь Зариштиани, и Ширакоани, и Магасберди» ( . Т. 3. С. 245). А. е. соседствовала с Валашкертской (известна с XI в.) и Карсской епархиями Мцхетского Католикосата (Там же). Анисский епископ (анели) имел довольно высокое положение среди иерархов Грузинской Церкви, занимая в списках архиереев при короновании царя 27-е место из 36 между Болнисским и Карсским епископами; даже Тбилисский (30-е место) и Дманисский (34-е место) епископы стояли ниже (там же. Т. 2. С. 249).

http://pravenc.ru/text/115528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЧНИК Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991 Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991 [греч. Θεοτοκριον], гимнографическая книга, содержащая каноны в честь Пресв. Богородицы. Формирование Б. как особого типа литургической книги связано с деятельностью Иоанна Мавропода (2-я пол. XI в.), автора мн. канонов, посвященных Божией Матери (так, в ркп. Vindob. gr. 299, XII-XIII вв., насчитывается 67 его канонов Богородице - Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 326-329). Основное содержание Б.- каноны в честь Божией Матери, употребляемые ежедневно на повечериях , расположенные по 8 гласам, а внутри каждого гласа - по дням седмицы. Т. о., Б. тесно связан с Октоихом , книгой седмичных песнопений, и со временем вошел в его состав (ср. заглавие Октоиха в ркп. Hieros. Sab. 362, нач. XIII в.: «Οκτηχος σν τ θεοτοκαρ» (Октоих с Богородичником)). Кроме того, в Б. обычно входили и др. богородичные каноны покаянного или благодарственного содержания, иногда - стихиры Богородице Павла Аморийского (Hieros. Sab. 345, 1550 г.; 434, XVI в.); нередко в состав Б. также включались каноны Св. Троице Митрофана, еп. Смирнского (напр., Hieros. Sab. 666, XIII-XIV вв.). Во мн. рукописях авторство Б. ошибочно приписывается прп. Иоанну Дамаскину. В 1643 г. Б. был издан в Венеции Агапием, с тех пор многократно переиздавался ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies Grecques. P. 139-142). Издание 1796 г. было подготовлено прп. Никодимом Святогорцем. Книга получила большое распространение в греч. мире и переиздается до сих пор (напр.- Θεοτοκριον νον. Βλος, 199110). В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона 22 песнотворцев; в издании 1991 г. 63 канона. Последним помещен канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из Б. Никодима широко используются в греч. богослужебной практике (см., напр.: Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002. С. 21, 24-25, 27).

http://pravenc.ru/text/149543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010