9 Хотя бы я и прав был. Ср. с 7,20, где Иов едва допускает мысль, что он мог согрешить. Теперь же он, если и не ставит под сомнение свою правоту, то понимает, что она не дает ему оснований на равных говорить с Богом. 9 я не поверил бы. Иов не слышит Бога, потому что не верит в то, что сам может быть услышан Им. 9 кто сведет меня с Ним. Иов высказывает мысль о необходимости посредник между Богом и человеком. 9:21–25 Эти стихи наиболее пессимистичны из всего сказанного Иовом. Не понимая причин и истоков зла, страданий и несправедливости, царящих на земле, он прямо винит в этом Бога: «Если не Он, то кто же?» (ст. 24). 9:25–31 Иов понимает, что оказался перед сложнейшей дилеммой. Он уверен в своей невиновности, но, оценивая свое положение через призму выпавших на его долю страданий, приходит к заключению, что Господь о нем совершенно иного мнения и что с этим он ничего поделать не может. 9 Ибо Он не человек, как я. Ступень на пути продвижения Иова в познании Бога и самого себя. 9 Нет между нами посредника. Снова звучит мысль о посреднике (ст. 19), но на этот раз Иов уже отчетливее представляет себе, каким должен быть этот посредник: он должен положить «руку свою на обоих нас», т.е. быть равным и Богу, и человеку. 9 ибо я не таков сам в себе. Возможно, что этими словами Иов выражает мысль о «внутреннем человеке» (см. Рим. 7,22 ), присутствие которого в себе он начинает ощущать. Глава 10 10 буду говорить в горести. От неистовства (6,2) Иов переходит к горести, от бурных обвинений Бога (9,22–25) к просьбе, чтобы Бог явил Свое снисхождение (ст. 2). 10 объяви мне, за что Ты со мною борешься? Иов уже не отвергает страдания как незаслуженные и несправедливые, он теперь хочет знать их причину. Следует отметить, что Иов не ищет эту причину сам, по-прежнему не зная за собой ничего, что заставило бы его испытать угрызения совести. Но он просит Бога объявить ее. 10 Хорошо ли для Тебя..? Один из возможных вариантов перевода «Разве это правильно?» что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Бог впоследствии упрекнет Иова в том, что он дерзнул умалить Его справедливость (40,3–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

е. пройдут те времена, когда в стране грозил опустошением «царь» (Ассирийский, ср. 30:33) и «князья» его (ср. 31:9), и настанут времена, в которые будет царствовать правда, именно времена Мессии, противоположные настоящему времени, когда сам царь Езекия находился под влиянием нечестивых князей и советников, надеявшихся на «обман и неправду» (28:14–17), т. е. на коней в колесницы Египта (31:1). «И каждый из них – князей – будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы ( – в противоположность – «скале Ассура» 31:9) в земле жаждущей (ср. 4:5–6; 25:4–5). И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать (ср. 29:18; 6:9–10; 42:18–19; 43:8 и мног. др., особенно 35:5–6). И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (2–4 ст.). Тогда «не будут называть почтенным невежду», который «помышляет о беззаконном», «душу голодного лишает хлеба» (ср. 14:30; особ. 58:10, 11), «губит бедного словами лжи»; тогда как «честный и мыслить о честном и твердо стоит во всем, что честно» (5–8) 171 . Но славное будущее, о котором пророк начал говорить, не может наступить вскоре, так как народ не заботится об обращении к правде. Поэтому пророк постоянно переходит к обличению нечестивых современников. Он обращается с речью к женщинам, которые особенно способствовали развитию в народе легкомысленного нечестия (ср. 3 гл., 12:16 и дал.), и которых м. б. видел в поле в это время. «Женщины беспечные! встаньте беззаботные! содрогнитесь, сбросьте одежды и препояшьте чресла» 172 . «Дни к году»,... «и не будет обирания винограда и время жатвы (ср. 17 гл., 5–6 и др. параллельн.) не настанет» (9–12); «на земле народа моего будут рости терны и волчцы (ср. 7:21–25 и др. параллельн.), равно и на всех домах веселия в ликующем () городе (13 ст.); ..ибо чертоги будут оставлены (ср. 6:11; 24:10; 25:2 и др.); шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить вместо пещер убежищем диких ослов и пасущихся стад (14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

И надо только посмотреть на состязание в употреблении мяса и вина, какое у них бывает, и на зрелище тех пошлых празднеств, о которых стыдно и говорить. Должно умеренно пользоваться [пищей и питием], возблагодарить Господа за то, что прежде было, и достойно приготовиться к предстоящему празднеству. Они же, наоборот, увлекаемые кознями диавола, делают совершенно иное, показывая тем, что приняли одно вместо другого. Что же сказать мне об этом? А то, чтобы мы, смиренные монахи, не обращали своего ума туда и не увлекались их желаниями, достойными не пожелания, но рыдания. Напротив, обратимся к Евангелию, которое должны выслушать сегодня и о котором пелось в каноне, размышляя о том великом и славном дне (ср. Деян.2:20 ) пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Судья поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ). И Он произнесет, обращаясь к стоящим направо, этот блаженный и многожеланный призыв: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Стоящим же налево Он скажет этот самый ужасный и самый печальный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Увещание. Эти слова наполняют ужасом, страхом и исступлением. Об этом размышляя, и нам, и тем должно с мольбою припадать, плакать и тем умилостивить Бога, прежде чем на деле подвергнемся тому, о чем слышали. Но тогда как те остаются в таком состоянии, мы, прошу вас, будем радостно слушать евангельскую проповедь , служа Господу со страхом и трепетом (ср. Флп.2:12 ), удаляя из души всякое зло, а вместо того приобретая всякое познание доброго дела, сострадание, благорасположение, скромность, кротость, терпение и все иное прекрасное и похвальное, чтобы, живя достойно Евангелия Христова, нам сделаться наследниками Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 51. О том, что нам должно быть смелыми и мужественными во время настоящего гонения 145

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Завершая рассуждения о праведности и мудрости, Екклесиаст признает, что настоящая мудрость недостижима для человека и человеческое познание весьма ограниченно. Несмотря на то что все, о чем он писал, он предварительно «испытал... мудростью», «мудрость далека» от него (Еккл 7. 23). Обращаясь затем «к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия», Екклесиаст приходит к парадоксальному на первый взгляд выводу: «...горше смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы» (Еккл 7. 25-26). Высказывались предположения о том, что речь здесь не идет ни о женщинах вообще, ни о какой-то конкретной женщине; слово   может соответствовать последнему существительному жен. рода   (в синодальном переводе - невежество - Еккл 7. 25); в таком контексте невежество осмысляется как некая губительная для человека сущность, противопоставляемая мудрости (  ,  ) ( Seow. 1997. P. 271). Мн. комментаторы полагают, что, по мнению Екклесиаста, «женщина вообще в нравственном отношении испорченнее и развращеннее мужчины», хотя «осуждение женщины у Екклесиаста не безусловно» ( Мышцын. 1908. С. 25). Следующий раздел в Е. к. открывается еще одним рассуждением о мудрости; в нем Екклесиаст говорит о пользе мудрости для человека: «Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется» (Еккл 8. 1). Возможно, это наблюдение связано с идущим вслед за ним советом подчиняться царской власти: «...слово царское храни» (Еккл 8. 2); «перед начальником... не следует показывать враждебности; напротив... более разумно иметь дружелюбный вид» ( Seow. 1997. P. 291), что и достигается человеком с помощью мудрости. Призывая к исполнению воли царя, Екклесиаст подразумевает, по-видимому, ее божественное происхождение («...и это ради клятвы пред Богом» - Еккл 8. 2). Власть царя, полученная им от Бога, не допускает сопротивления, «потому что он, что захочет, все может сделать», и не подотчетна никому из людей: «...кто скажет ему: «что ты делаешь?»» (Еккл 8. 3-4).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой. Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки родилось двое сыновей – Исав и Иаков. А Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, и была погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре. Авраам после смерти Сарры женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей ( Быт.25:1–4 ). Умер он в возрасте 175 лет «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела – месте погребения Сарры ( Быт.25:7–10 ). Как Бог и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом – израильтянами... В Новом Завете Авраам вместе с Моисеем – наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе ( Деян.3:25 ). Евангелист и апостол Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама ( Мф.1:2 ), чтобы показать, что Иисус Христос не только Сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама ( Мф.1:1 ), на Котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука также упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму ( Лк.3:34 ), но и как выдающуюся личность в истории Израиля ( Деян.3:13 ; Деян.7:32 ; Деян.13:26 ; ср. Деян.7:2–8,16–17 ). Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видели в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена (обстроятся улицы и стены, но в трудные времена). И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет (т. е. хотя и не будет в Нем никакой вины ср. Ис.53:8–9 ); а город и святилище (т. е. храм) разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (т. е. потом град и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и истребятся, как потопом, и до конца войны предопределены опустошения). И утвердит завет (т. е. новый) для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение (т. е. совершится отмена ветхозаветных жертв и приношений), и на крыле святилища (храма) будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (т. е. и близ крыла или кровли храма будут поставлены мерзости опустошителя, и даже до кончины времени предастся, т. е. храм вместе с градом, опустошению – Дан.9:24–27 ). Под седминами в пророчестве разумеются не седмины дней или недели (см. Втор.16:9 : ср. Дан.10:2 ), равно и не седмины иудейских субботних годов ( Лев.25:8, 10–11 ), а седмины лет, т. е. круг субботнего года – семилетия ( Быт.29:27 ; Лев.25:3–5 ), следовательно, семьдесят седмин составляют круг времени (70х7 л.) в 490 лет. Счисление седмин должно начинать с того времени, как вышло повеление о восстановлении Иерусалима (25 ст.). По наиболее принятому мнению таким повелением был четвертый из указов царей персидских относительно иудеев (второй Артаксеркса Лонгимана), данный на имя Неемии ( Неем.2:1–17 ) и им приведенный в исполнение, что было в 453 г. до Р. X. по христианскому счислению. 415 С этого времени до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (т. е. 7х7=49 л. и 62х7=434 л.), т. е. всего 483 г., значит не до года рождения Христа Владыки, а до года крещения Его в 30-летнем возрасте пред выступлением на открытое мессианское служение роду человеческому в 15-й год Тиверия Кесаря ( Лк.3:1, 21 ), в 30-й год по нашему счислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Посему и говорит Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя досточестнее всех дневных занятий, ибо умственные озарения, подаваемые душе днем, исходят из света ночных молитв. Потому не думай, чтобы во всем делании твоем было какое-либо занятие важнее ночных молитв» 25 . «В ту ночь, – говорил некто из подвижников, – в которую стою на молитве: засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как бы не принадлежащим миру сему: никакие помышления земные не приходят мне». Молитва и в сонном безмолвии не прекращается у тех, кто предается ночным молениям: внутри его всегда остается благоухание молитвы, – движения сердца его не иное что, как тайные гласы, воспевающие Сокровенного в тайне. А о чем должны молиться, тому научает Господь молитвою Отче наш ...» Без упования и терпения спасение невозможно «Ибо мы спасены в надежде: когда надеемся... тогда ожидаем в терпении» ( Рим.8:24–25 ). Нередко, при своем малодушии, говоришь: как и спастись? А враг пользуется сомнением и говорит: нет тебе спасения в Боге твоем. Нет у тебя добрых дел, и Бог тебя не спасет. И зову с пророком: «уныл во мне дух мой; восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага» ( Пс.142:4, 54:3–4 ). Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель ( Исх.43:1, 3 ). Однако же люди и самые лучшие несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога ( Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: «доколе, Господи, будешь забывать меня вконец? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?»( Пс.12:1–2 )?  Глас же Господень подкрепляет: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ); «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: «страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего» ( Ис.26:18 ) 26 . В Писании сказано: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010