«Павел созвал знатнейших из иудеев...» – и здесь апостол следует своему обыкновению ( Деян.17:2 и пар.) – обращаться с проповедью прежде всего к иудеям, причем, так как сам он был лишен возможности прибыть для сего в синагогу, то и приглашает представителей иудейства к себе. Первая беседа апостола с приглашенными иудеями имела целью устранить предубеждения их против апостола и, в устранение каких-либо наговоров на него, дать верные сведения о его деле. Главные мысли этой беседы апостола таковы: 1) он содержится в узах невинно, не сделав никакого преступления ни против народа, ни против отеческих обычаев или закона Моисеева. 2) На суд кесаря отправил себя сам апостол, и не с целью обвинить в чем-либо свой единоверный народ, а с целью лишь избежать самосуда иудеев, противоречивших признанию его невинным и подлежащим освобождению, со стороны палестинских римских судей... Потребовав суда кесаря, «я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но был вынужден» (Златоуст). Деян.28:19 .  но так как Иудеи про­тиворечили, то я при­нужден был по­требо­вать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. «Иудеи противоречили...» – характерная черта, дополняющая рассказ дееписателя о суде Павла пред Фестом ( Деян.25 ). Дело представляется яснее так: после сказанного Павлом пред Фестом ( Деян.25:8 ) прокуратор изъявил желание освободить его, но иудеи воспротивились ( Деян.28:19 ), и тогда Фест, угождая им, предлагает Павлу судиться в Иерусалиме ( Деян.25:9 ), в ответ на что Павел предпочитает потребовать суда кесарева ( Деян.25:11 ). Деян.28:20 .  По этой при­чине я и при­звал вас, чтобы увидеться и по­говорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. «По сей причине...», чтобы заявить о своей невинности и действительных целях обращения к суду кесаря, «я и призвал вас...», предупреждая могущие возникнуть недоразумения и ложные представления дела. Не враг я народа и закона, как бы говорит апостол, напротив – «за надежду Израилеву обложен я сими узами...» – (ср. Деян.26:6 ). Его дело, таким образом, есть как бы дело целого народа, хранителя Божественных обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово κολασς в 1-м послании Иоанна никак не может иметь значения «отрезанности»: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение [κολασιν – наказание]». ( 1Ин.4:18 ). Поэтому Свидетели Иеговы необоснованно и вольно подставляют другое слово, с оригинальным значением не связанное: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх сковывает». ( 1Ин.4:18 , ПНМ). Таким образом, Свидетели Иеговы одно и тоже слово κολασς, в случаях, когда правильный перевод противоречит их учению, переводят двумя другими различными по смыслу словами «отрезанность» и «сковывает», ни одно из которых не соответствует лингвистическому смыслу греческого. Это опять подтверждает, что Свидетели Иеговы руководствуются прежде всего собственным пониманием, а не греческим оригиналом и принципами толкования. Следовательно, их вариант перевода не имеет под собой оснований и не может быть принят для установления истинности собственного вероучения. В Септуагинте также употребляется слово κολασις со значением «наказание»: «они понесут наказание [κολασν] за вину свою» ( Иез.44:12 ); «чем Господь воздал ему заслуженное наказание [κολασιν]». ( 2Мак.4:38 ). То, что в Мф.25:46 и 2Пет.2:9 идет речь именно о наказании, подтверждают и прямые аналогии в Библии:«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую». ( Мф.25:33 ); «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения [κρσεως]». ( Ин.5:29 ); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание – поношение, посрамление, поругание, посмеяние, стыд, позор, срам] и посрамление [ – мерзость]». ( Дан.12:2 ). Совершенно очевидно, что с одной стороны Библия предлагает воскресение к жизни вечной и наследование Царства ( Мф.25:34 ), а с другой – воскресение осуждения, тождественное вечному наказанию, поруганию и посрамлению в вечном огне ( Мф.25:41 ), что совершенно не похоже на бессознательную смерть, предлагаемую Свидетелями Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27) — и объясняя им, что этот мир будет с ними и что они будут считаться Его учениками только тогда, когда будут исполнять новую Его заповедь любви — по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), — не скрывал от них и той распри, которую породит Его учение. «Не думайте, —- сказал Он, — что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Следовательно, мир дается не всем живущим на земле, не всем даже признающим Иисуса Христа за Господа: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21), но только тем, которые вправе называться истинными учениками Христа, тем, которые свято исполняют Его заповедь любви; причем этот мир есть мир внутреннего мира человека, мир его души, и об этом-то мире пели ангелы в своем гимне. Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа Господа; рассказывали они о том же и другим, и все, слышавшие их рассказ, удивлялись. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19). Она не удивилась необычайным рассказам, но запоминала все слышанное. Евангелист Лука, подробно описывающий события благовестия ангела и рождение Иисуса Христа, очевидно, писал со слов Самой Богоматери, а потому его повествование — вне всякого сомнения. Определение дня Рождества Христова Рождество Христово Восточные Церкви стали праздновать лишь в конце IV столетия, приняв для этого, по примеру Западных Церквей, день 25 декабря. Иоанн Златоуст (Творения. 2. С. 392-400) следующим образом объясняет, почему западные, а за ними и восточные христиане празднуют Рождество Христово 25 декабря: полагали, что Захария был первосвященник, и что явление ему ангела было за завесой, во Святом Святых, куда раз в год, в праздник очищения, входил первосвященник, а так как праздник этот приходился в конце сентября, в десятый день седьмого лунного месяца (см. Лев. 16, 29), то днем зачатия Предтечи стали считать 23 сентября; отсчитав девять месяцев от этого числа, признали, что рождение Предтечи произошло 24 июня. В шестом месяце после зачатия Иоанна Крестителя, то есть в марте, было благовестие ангела Деве Марии, после чего Она пошла к Елисавете, пробыла у нее около трех месяцев и, не дождавшись рождения ею сына, вернулась домой, что должно было случиться до 24 июня; поэтому считают, что Благовещение было 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Иисус Христос. По тому же исчислению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Сыновья в утробе ее стали биться» ( Быт.25:21–22 ). Смотри – бесплодная зачала. Сыновья неплодной женщины «стали биться» до своего появления на свет. Та, которая отчаялась иметь потомков, носит в своей утробе племена и народы. Ибо сказано так: «И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей» ( Быт.25:22–23 ). Можно долго рассказывать о том, как стали биться сыновья, оставаясь еще в утробе. Много времени уйдет на то, чтобы поведать о тех толкованиях и загадках, о которых пишет Апостол, какие тайны они заключают в себе, какой в них содержится смысл; почему сказано о них: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого» ( Рим.9:11 ); «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт.25:23 ); почему еще до того, как выйти им из материнской утробы, сказал пророк: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» ( Мал.1:2–3 ). Эти вопросы превосходят как мою способность говорить, так и вашу способность слушать. 2 . Давайте теперь посмотрим, что означает следующее утверждение о Ревекке: «И пошла вопросить Господа» ( Быт.25:22 ). «И пошла». Куда? Перешла с того места, где не было Господа, туда, где Он был? Кажется, что именно это имеется в виду, когда говорится: «И пошла вопросить Господа». Разве Господь не везде? Разве Он Сам не сказал: «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 )? Так куда же тогда пошла Ревекка? Я думаю, что она перешла не с одного места на другое, но от одного образа жизни к другому, от одних поступков – к другим, от хорошего – к лучшему; она перешла от полезного к еще более полезному; она поспешила от святого к еще более святому. Ибо абсурдно предполагать, что Ревекка, воспитывавшаяся в доме мудрого Авраама своим ученым мужем Исааком, была столь невежественна, что думала, будто Бог заключен в каком-то месте и она может пойти туда и вопросить Его, что означает то, что «сыновья в утробе ее стали биться». Хочешь увидеть, что святые, когда узрят нечто, явленное им Богом, говорят, что они либо идут, либо переходят? Когда Моисей увидел терновый куст, горящий, но не сгорающий, он был поражен этим зрелищем и сказал: «Пойду и посмотрю на сие великое явление» ( Исх.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Царь Агриппа II-й и Вереника слушают Апостола Павла (Деян. 25:13—27) Деян.25:13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.    Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).    Это был последний царь из фамилии Иродов, с которым этот царствовавший дом прекратился. Он был сын Ирода Агриппы I-ro (см. 12 гл.), правнук Ирода Великого, брат Друзиллы, жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался он при дворе рим. имп. Клавдия, который недолго спустя после смерти отца его дал ему во владение Халкис в Сирии, а через 4 года (около 53 г. по Р. Хр) всю прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя и полномочием — иметь попечение и надзор за храмом иерусалимским (при нем и была окончена постройка всего храма) и избирать иерусалимских первосвященников. Вереника была его родная сестра, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, потом по смерти его жившая в беззаконной связи с братом своим Иродом Агриппой 2-м, потом вышедшая за Киликийского царя Полемона и после бывшая в связи с Веспасианом и Титом. Так как Агриппа был в вассальных отношениях к Риму, то потому счел своим долгом поздравить нового прокуратора. Деян.25:22. Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его. Деян.25:23. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.    Считая Агриппу сведущим во всех иудейских делах, Фест обстоятельно изложил ему все дело Павла. Рассказ Феста возбудил в Агриппе желание видеть и слышать такого узника, против которого так вооружены иудеи и которого, однако, прокуратор находил невинным. Очень вероятно, что Агриппа и прежде слышал что-нибудь об Апостоле, слышал, конечно, и о христианстве, равно, как и Вереника, и теперь они рады были случаю видеть и слышать одного из самых важных проповедников христианства. Желание высокого гостя было исполнено на другой же день. Агриппа и Вереника с царской пышностью вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами. В Кесарии, как резиденции прокуратора, было пять когорт римского войска, и, следовательно, пять тысяченачальников. В общем собрание это было весьма блестящим и многочисленным, и на это-то блестящее собрание, состоявшее из представителей военного и гражданского ведомства Кесарии с царем и его сестрой и правителем провинции, был приведен святой Апостол Павел в узах (Деян. 26:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Мф.25:2–4 . Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. «Пять мудрых и пять неразумных»: слова – мудрый и неразумный употребляются здесь частнее в смысле предусмотрительный и непредусмотрительный, так как первые девы взяли с собой довольно масла, чтобы в случае замедления жениха не угасли светильники их, а последние, по непредусмотрительности, не взяли столько. Под мудрыми девами разумеются все истинные христиане, готовые встретить пришествие Христово, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела; под неразумными же – христиане более по имени, чем по душе, беспечные, непредусмотрительные, не имеющие добродетелей, а только вид добродетели. Что касается до числа – «пять» и «пять», то оно не означает, что при пришествии Господнем будет равное число мудрых и неразумных, ибо не в том цель притчи, чтобы указать точно число спасающихся и отверженных, а в том, чтобы возбудить к бодрствованию всех (ст. Мф.25:13 ). – «Взяв светильники» и пр.: «светильниками называется здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным» (Злат.). Мф.25:5 . И как жених замедлил, то задремали все и уснули. «Жених замедлил»: «показывает, что время замедления составит не малый промежуток времени, и отдаляет от учеников мысль о скором пришествии царства Божия. Так как они ожидали этого, потому Он беспрестанно подавляет в них эту надежду» (Злат., ср. Феофил.). – «Задремали все и уснули»: это не значит, что при втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся не бодрствующими, беспечными, холодными к вере и невнимательными, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовым к сретению Господа, – или сон означает здесь смерть (ср. Феофил.). Мф.25:6 . Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. «В полночь»: «это говорит Он или сообразуясь с притчею, показывает, что воскресение случится ночью» (Злат.). – «Раздался крик»: или со стороны сопровождавших жениха, или тех, которые вышли встретить его, но не спали, подобно уснувшим девам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.25:7–8 . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха. Мф.25:9–10 . А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда. Мф.25:11–12 . после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф.7:23 ): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражение знать кого на языке библейском нередко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником ( 1Сол.5:12 ; 2Тим.2:19 ; Пс.1:6 и др.). Не знать, значит осуждать, отвергать. «Когда сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.). Мф.25:13 . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иез.25:6 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем пре­зре­нием к земле Израилевой душевно радовал­ся, – Иез.25:7 .  за то вот, Я про­стру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхище­ние народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Го­с­по­дь. Тогда как до сих пор речь была о судьбе страны аммонитской, теперь пророк обращается к населению ее – «Рукоплескал и топал ногою» от злорадства; см. Иез.6.11 . – «Душевно» – не встречающееся более в Ветхом Завете выражение. «Простру руку Мою» – Иез.6.14 . – «На расхищение» – предположительный перевод непонятного евр. απ. λεγ . – «И узнаете, что Я Господь» – ср. ст. 5 и 11; рефрен (см. Иез.1.17 ). Иез.25:8 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что Моав и Сеир говорят: «вот и дом Иудин, как все народы!», Против моавитян пророчествовали Валаам ( Чис 24.18–19 ), Амос ( Ам 2.1 ), Исаия ( Ис 15:1, 16:1 ), Иеремия ( Иер 48.1 ). Вина Моава против Израиля, хотя такая же, в сущности, как его брата Аммона ( 4Цар 24.2 ; Иер 27.3 ), но по степени у Иезекииля представляется меньшею; посему а) угроза против него в ст. 10 возвращается к Аммону; б) рядом с Моавом ставится Сеир, т. е. Идумея, которая, может быть, как соседка увлекла Моава в грех против Израиля; но LXX не читают здесь «Сеир» (слав. имеет): действительно против него далее целая речь: ст. 12–14. «Вот и дом Иудин (LXX: «дом Израилев и Иуда»), как все народы». Следовательно, милости, которыми Господь осыпал Израиля, возбуждали зависть соседей. Такие толки – необходимая реакция на притязания, заявлявшиеся Иудой: он чувствовал себя особенно благородным во всем человечестве с того времени, как владел в законе и храме ощутительною реальностью, которой другие не имели в этом виде ( Иер 7:4, 8:8 ). Насмешка спокойнее и мягче, чем у Аммона (ср. ст. 3). Иез.25:9 .  за то вот, Я, начиная от городов, от всех по­граничных городов его, красы земли, от Беф-Иешимофа, Ваалмеона и Кириафаима, открою бок Моава

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.25:35 .  у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка]; Исх.25:36 .  яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота. На стволе светильника те же самые фигуры чашечки, яблока и цветка повторялись четыре раза. На их размещение указывает замечание о расположении яблок. Первое находилось несколько ниже на том месте ствола, из которого выходили две нижние ветви; второе и третье стояло в таких же отношениях к средним и верхним стеблям ( Исх.25:35 ). Исх.25:37 .  И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; Что касается формы лампад, то библейский текст не говорит о ней ничего. На основании Зах. 3:9, 4:2 , где семь лампад ставятся в соотношение с таинственным камнем о семи очах, древние толковники называли их глазообразными. В позднейшем еврейском предании лампады светильника являются ложкообразными. Новейшие же исследователи на основании находимых в палестинской почве экземпляров древних ламп считают лампады Моисея ладьеобразными с носками или продолговато-круглыми с двумя отверстиями для фитиля и вливания масла. По указанию Исх. 26:35 , светильник стоял не посредине скинии, а при южной продольной ее стороне, причем, как свидетельствует Иосиф Флавий, широта его не приходилась по широте скинии; он стоял косо: узкая сторона была обращена к Святому святых и ко входу святилища, а широкая – к столу для хлеба предложений, находящемуся на северной продольной стороне скинии ( Исх. 26:35 ). И если эта широкая сторона светильника называется передней (лицевой), то очевидно, что падавший на нее свет лампад падал вместе с тем и на стол предложений. Подобное направление света могло объясняться устройством лампад: они могли быть закрытыми за исключением двух отверстий для фитиля и вливания масла, и если из первого отверстия, обращенного к столу предложений, выставлялась горевшая светильня, то свет от нее и падал на священную трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Другие пять талантов – другие два таланта»: в притче указано количество приобретенного, равное количеству данного, для наглядности и круглоты чисел. В жизни не всегда так бывает; можно приобретать и более и менее, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за приобретенное. Худо, если вовсе не приобретать, а закопать талант, не употреблять на пользу себе и другим. – «Над многим тебя поставлю»: для верного прислужника в доме – награда, когда хозяин доверяет его заведыванию и распоряжению большую часть хозяйства своего, чем какая была прежде в его распоряжении; вместе с тем ему оказывается более почестей, и благосостояние или счастье его – образ будущего блаженства – увеличивается. Так и в наградах за доброе употребление богодарованных благ. – «Войди в радость господина твоего»: радость господина о том, что его имение употреблено верными рабами хорошо, и благосостояние хозяйства тем улучшено. В приложении к христианам слова сии означают, что сделавшие доброе употребление из даров и благ, Богом данных, приимут по пришествии Христовом великие почести, сообразно с их добродетелями, будут на небе блаженствовать с Христом, соцарствовать Ему, как сонаследники славы Его (ср. ст. Мф.25:34 ; 1Ин.2:28 ; Рим.8:17 ). «Сими словами показывается полное блаженство» (Злат.). Мф.25:24–25 . Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. «Ты человек жестокий»: так ленивые и грешные обыкновенно Бога представляют жестоким и несправедливым, не имея, по греховности своей, чувства сыновства своего пред Богом. – «Жнешь, где не сеял» и пр.: образное (взятое от земледельца) подтверждение грешником того, будто Бог не только жесток, но и несправедлив, берет то и там, что и где не принадлежит Ему. – «Убоясь», чтобы, пустив талант в оборот, не потерять вовсе его и не потерпеть за то наказания от тебя, «скрыл», и вследствие сего ничего не приобрел на него. Это, очевидно, только предлог, что, «убоявшись», скрыл; истинная же причина – беспечность и леность (ст. Мф.25:26 ). «Называя господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо, если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина, потому что если он требует чужого, то тем более потребует своего» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010