Любовь Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ) и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (2, ч. 2, с. 57). ...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближняго, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (2, ч. 2, с. 42). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (1, ч. 1, с. 101). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, радуется же о истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (2, ч. 2, с. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Скачать epub pdf III. INDEX METHODICUS I. – DOGMATICA A) UNIVERSE BARTHOLOMÆUS, apost. Fg., 2, 785–6. MATTHIAS, apost. Fg., 2, 783–4. BARNABAS. Fg., 2, 781–2. CLEMENS ROMANUS. Fg., 1, 453–60; 1475–6. PAPIAS. Fg., 5, 1255–62. SENIORES apud Irenæum, 5, 1385–1402. JUSTINUS. Fg., 6, 1591–1600; 1801–2. TATIANUS. Fg., 6, 1601–2, 1801–6. CLAUDIUS APOLLINARIS. Fg., 5, 1293–6. MELITO. Fg., 5, 1207–26. IRENÆEUS. Fg., 7, 1225–64; 2017–18. (Pfaffiana, 1248–57.) PANTÆNUS. Fg., 5, 1329–32. SERAPION ANTIOCHENUS. 5, 1373–6. CLEMENS ALEXANDRINUS. Stromatum. lib. 1–8, 8, 685–1382; 8, 9–602. Hypotyposes, 713–50. Fragmenta, 749–54. HIPPOLYTUS. Fg., 10, 861–74. ORIGENES, Periarchon, lib. 1–4, 11, 111–414; Stromatum fg., 101–8. Philocalia, 14, 1309–16. GREGORIUS THAUMATURGUS. Expositio fidei, 10, 983–88. Fragmenta, 10, 1789–90. DIONYSIUS ALEXANDRINUS.Fg.,10, 1597–1602. Epistolæ, 1291–1344. THEOGNOSTUS. Fg., 10, 239–42. PIERIUS. Fg., 10, 243–6. METHODIUS. Fg., 18, 339–40; 403–8. PETRUS I ALEX. Fg., 18, 509–22. EUSTATHIUS ANT. Fg., 18, 675–96. ATHANASIUS. Expositio fidei, 26, 199–208. Tomus ad Antiochenos, 26, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–24. Sermo major de fide, 26, 1263–94; 1237–40; 1247–50. Epistolæ heortasticæ, 26,1360–1444. Fragmenta, 1217–1326. ATHANASIUS ALEX. Explicatio symboli, 26, 1231–2; 28. 1637–44. Liber de definitionibus, 28, 533–44. Quæstiones ad Antiochum, 597–700. Aliæ, 773–96. Expositio fidei, 26. 1262. Brevis expositio fidei, 1321–24. Fides Patrum nicænorum. 28, 1637–44. Symbolum Quicumque, 1581–96. Ejus expositio, 1595–1604. Epistola catholica. 28, 81–84. Epistola ad episcopum Persarum, 1554–68. Symbolum HIEROSOLYMITANUM, 33, 533–6. CYRILLUS HIEROS. Catecheses 1–23, 33, 351–1128 (in primis 4–5, 453–524). Fragmenta, 1181–2; 1203–4. EUSEBIUS CÆSAR. De incorporali et invisibili Deo, 24, 1113–28; 1127–36. BASILIUS CÆS. Homilia de fide, 31, 463–72 et 675–82. BASILIUS et GREGORIUS NAZ. . De sancta et orthodoxa fide, latine, 30, 831–6. GREGORIUS NAZIANZENUS. Homilia de dogmate, 35, 1065–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Ивирон. Очень подробная история из справочников с библиографией [Ивирон, Иверон; груз. ; греч. Ιερ Μον Ιβρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона, 3-й после Великой Лавры и Ватопеда. Основан в 980-983 гг. преподобными Иоанном-Торникием (Чордванели) и Иоанном Святогорцем. До 1015 г. И. м. назывался лаврой Климента (Λαρα το Κλμη, το Κλμεντος), затем - мон-рем или лаврой Евфимия (Λαρα το κρ Εθυμου), с 1020 г.- лаврой Ивера, т. е. прп. Иоанна Святогорца (Λαρα το Ιβηρος), мон-рем иверов, т. е. грузин (μον τν Ιβρων),- это название впосл. сократилось до Ивирон. И. м. расположен в сев.-вост. части п-ова Айон-Орос (Афон) на берегу небольшой бухты, где находился античный г. Клеоны со святилищем Посейдона. По преданию, здесь высадилась Пресв. Богородица с ап. Иоанном Богословом, когда их корабль был принесен бурей к берегам Афона. Жители этого города были обращены в христианство пришедшим из Иерусалима еп. Климентом в III или в нач. IV в. Пристань и возникшая здесь в VIII в. обитель получили имя епископа, церковь была освящена во имя св. Иоанна Предтечи. В ней покоились мощи прп. Петра Афонского (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 460). Источники по истории И. м. имеют важное значение для изучения истории не только Иверского и др. афонских мон-рей, но также Грузии, Византии, грузино-визант. взаимоотношений, средневек. уклада монастырской жизни груз. и визант. мира. Важнейшими первоисточниками для изучения истории И. м., особенно его раннего периода, служат агиографические памятники груз. и греч. лит-ры: грузинские соч. «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве», написанное прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г.; Афонский сб.//НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- Георгий Мтацмидели. Житие...//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105), и соч. «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца», созданное учеником преподобного Георгием Мцире по поручению прп. Георгия Затворника в 1066-1068 гг. (НЦРГ. S 353, XI в.; Афонский сб.//НЦРГ. А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. Житие... 1901. С. 279-351; Он же. То же. 1946. C. 180-214; Он же. То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207), а также составленная в 1-й пол. XVIII в. и основывающаяся на груз. источниках греч. повесть неизвестного автора «О Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшая в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в.: Ath. Iver. georg. 453 (Lambros. 1900. Vol. 2. P. 147) и Vat. gr. 2613 (BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна... 1982. С. 74-120).

http://isihazm.ru/?id=748

Скачать epub pdf Сокращения Свт. Василий Великий . Творения Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). Свт. Григорий Богослов . Творения Святитель Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1, 2). Basil. Magn. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus) – Свт. Василий Великий Moralia Regulae morales//PG. 31. Col. 699–870 (рус. пер.: Свт. Василий Великий . Нравственные правила (80 правил)//Свт. Василий Великий . Творения. М., 2009. Т. 2. С. 19–101). De s. p. Taras. et Niceph. De Sanctis patriarchis Tarasio et Nicephoro//PG. T. 99. Col. 1850–1853. Greg. Nazianz. Gregorius Nazianzenus- Свт. Григорий Богослов Or. 2 Oratio 2: Apologetica, de sacerdotio//PG. Т. 35. Col. 407–514 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 27–60). Or. 37 Oratio 37: In dictum Evangeliï Cum consummasset Jesus hos sermones//PG. T. 36. Col. 281–308 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. ( Мф. 19:1 )//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 432–441). Leroy Leroy J. Monaschisme Studite/Theodori Studitae Les Grandes Catecheses. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France. 2002. P. 40–117. Theod. Stud. Theodorus Studita- Преп. Феодор Студит Antirrh. I-III Antirrhetici tres adversus Iconomachos//PG. T. 99. Col. 327–351 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Опровержение иконоборцев (I-III)//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 2). Epistulae. L. I-II. Ep. Epistularum libri duo//PG. T. 99. Col. 9031682 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Письма (кн.//Там же. Т. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

2. См.: Казин А.Л. Последнее Царство. Русская православная цивилизация. СПб.,1998. 3. Федотов Г.П. Судьба и грехи России . СПб. 1990. С. 309. 4. В наиболее общем смысле Логос-Слово есть первооснова мира, его архэ, которую Гераклит отождествлял с огнем -- «миром правит молния», и которая в христианстве воплощена в богочеловеке Иисусе Христе. Применительно к России её Логос предстает как её метафизическая сущность и социокультурный идеал, во всей полноте его возможных и невозможных эмпирических осуществлений. Более подробно см.: Казин А.Л. Верующий разум. Основной принцип русской философии//В кн.: Казин А.Л. Событие искусства. Классика, модерн и постмодерн в пространстве русской культуры. СПб., 2020. 5. Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова// Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 34. 6. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.,1971. С.173. 7. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Сочинения. М., 1989. С. 150. 8. Киреевский И.В. О характере просвещения России и его отношении к просвещению Европы» // Избранные статьи. М., 1984. С. 234—235. 9. «Истина дана единению всех и их взаимной любви»// Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. Перевод с франц. Лейпциг, 1855. С.101. 10. См.: Ильин Н.П. Трагедия русской философии. СПб., 2003. С.81. 11. См.: Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии// М., 2013 С. 63-72. 12. Антоний (Храповицкий), архиеп. Ложный пророк//Полн. собр. соч. В 3-х тт. Изд. 2-е. Том III. СПб., 1911. С. 188. 13. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976. С.133. 14. Соловьев В. C . Три силы//Соч. В 2.т. М., 1989. Т. 2. С. 245 – 246. 15. См.: Бердяев Н.А. Русский соблазн//Типы религиозной мысли в России. Париж. 1989. 16. См.: Бердяев Н.А. Русский соблазн//Типы религиозной мысли в России. Париж. 1989. 17. Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. С. 21. 18. См. об этом: Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.,2005. С. 228.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СОБАКА (Бирев; † после 1549, Нилова Сорская пуст.?), каллиграф, сотрудник прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева) . Тождество 2 книгописцев с именем Исаак - Собаки и Бирева - установлено на основании почерковедческого анализа Н. В. Синицыной ( Синицына. 1973), оно предполагалось исследователями и раньше (см., напр.: Немировский. 1964. С. 132). Свидетельства о раннем периоде жизни И. С. отсутствуют, мн. факты его биографии реконструируются на основании атрибуции ему ряда рукописей. По всей видимости, И. С. был пострижен в монашество прп. Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов свт. Григория Богослова с толкованиями (РГБ. Ф. 98. 200; см.: Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8; Сергеев. 2001. С. 14). В таком случае постриг И. С. следует датировать не ранее 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митр. всея Руси Симона прп. Корнилию ( Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 486). В лит-ре высказано предположение о знакомстве И. С. с прп. Нилом Сорским ( Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8), во всяком случае, И. С. принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений прп. Нила - ГИМ. Син. 335, 10-е гг. XVI в. Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни И. С. поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Исходя из позднейших фактов биографии И. С., можно предположить, что в Кирилловом в честь Успения Пресв. Богородицы Белозерском мон-ре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Нестяжатели ) Вассианом (Патрикеевым). Не исключено, что в кон. 90-х гг. XV - 10-х гг. XVI в. И. С. периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский мон-ри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с М. Медоварцевым . Со 2-й пол. 10-х гг. XVI в. книгописец, вероятно, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные И. С. списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом, к-рые хранились в казне вел. кн. Василия III Иоанновича (Судные списки. 1971. С. 100-101); последняя рукопись отождествляется с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (РГБ. Пискар. 39). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. И. С. оставил Вассиана (Патрикеева) и перешел на сторону митр. Даниила ( Плигузов. 2002. С. 177-178), основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей ( Клосс. 1980. С. 61-62). Однако участие И. С. в работе над этим текстом может иметь и др. объяснение.

http://pravenc.ru/text/674758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМАНТА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το γου Μαμ], близ К-поля, был расположен на зап. (европейском) берегу прол. Босфор, в совр. стамбульском районе Бешикташ. Руины мон-ря и имп. резиденции рядом с ним были известны еще в 1-й пол. XX в.; к наст. времени полностью утрачены. Мон-рь был посвящен мч. Маманту Кесарийскому (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). В 469 г. на берегу Боспора (ныне Босфор) был построен торговый порт; с того же времени существовал имп. дворец с ипподромом. Об основании М. м. в Византии были известны 2 предания. Согласно 1-му, его основателем был евнух Фарасман, придворный имп. Юстиниана I (527-565) ( Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 300; Σθας. ΜΒ. Τ. 7. P. 101). По 2-й версии, мон-рь построен Гордией, сестрой имп. Маврикия (582-602) (Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. T. Preger. Lipsiae, 1907. Vol. 2. P. 274). Вероятно, обе версии исторически обоснованы, т. к. мон-рь, возникший в сер. VI в., мог быть перестроен Гордией или возведен в ранг дворцового владения. Существовало также мнение, что М. м. основан самим имп. Маврикием ( Nicet. Pector. Vita Sym. 34//OrChr. 1928. Vol. 12. P. 46). С VII в. в кафоликоне мон-ря находились могилы семьи имп. Маврикия и августы Константины, большинство членов к-рой погибли в результате переворота Фоки в 602 г. Дворец Маманта приобрел особое значение в VIII в.; здесь в разное время жили имп. Лев III Исавр (717-741), Константин V (741-775), Константин VI и имп. св. Ирина (80-е гг. VIII в.- нач. IX в.), в 809 г.- св. Феодор Студит , его дядя Платон и брат Иосиф ( Theod. Stud. Laudatio s. Platonis hegumeni. 39//PG. 99. Col. 841; Idem. Ep. 1. 48//Ibid. Col. 1073). В 813 г. дворец и М. м. были разграблены болгарами из войска хана Крума, которые подходили к К-полю и угрожали городу осадой. Однако вскоре комплекс был восстановлен, его значение сохранялось в IX в. 24 сент. 867 г. во дворце Маманта был убит имп. Михаил III , также подолгу живший здесь и увлекавшийся скачками на ипподроме.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 2-я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). В большинстве списков Любецкого синодика, содержащего как самостоятельный отдел поминание черниговских князей (текст, известный в списках 2-й пол. XVII-XVIII в., восходит к 1-й четв. XV в.), есть память «князя Ивана Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (НКПИКЗ. 907. Л. 14-14 об., 2-я пол. XVII в.; см. также: Зотов. 1892. С. 27-28; Синодик. 1902. Л. 9 об.). В наиболее раннем списке Любецкого синодика, сохранившемся в составе синодика ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ. 907), И. назван после путивльского кн. Ивана Романовича († 1-я четв. XIV в.; о датировке жизни Ивана Романовича см.: Кузьмин. 2005), ранее киевского кн. Владимира Ивановича. Введение в научный оборот указанного списка Любецкого помянника позволяет отказаться от предложенного ранее отождествления И. с кн. Владимиром Ивановичем (см.: Кузьмин А. В. Владимир (Иоанн) Иоаннович, кн. киевский и путивльский//ПЭ. Т. 8. М., 2004. С. 725-726; в данной статье автор опирался на известные тогда списки Любецкого синодика, к-рые содержат неполный текст). прежде введения в научный оборот списка НКПИКЗ. 907 время жизни И. на основе свидетельств дефектных списков Любецкого синодика ошибочно относили к XIII в. или к рубежу XIII и XIV вв. В ряде случаев И. отождествляли с его возможным отцом - путивльским кн. Иваном Романовичем, в к-ром ошибочно видели сына северского кн. Романа Игоревича (см.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101. Примеч. 193; Зотов. 1892. С. 115-116, 120, 164, 206-207, 241-242 и др.; правильнее считать, что Иван Романович принадлежал к старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей и был потомком св. кн. Святослава (Николая) Ярославича ). Учитывая время жизни предполагаемого отца И., можно думать, что И. жил в 1-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/468969.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010