Изъяснение псалма 101-го. Пс.101:1 .   Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое». Псалом содержит в себе предречение о бедственном состоянии народа иудейскаго в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении. Пс.101:2 .   Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. «Господи услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе». Приими прошение мое, Владыка, и подай помощь Твою умоляющему со слезами. Ибо слово: " вопль», Симмах перевел: плачь. Пс.101:3 .   Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня. «Не отврати лица Твоего от Мене». Будь ко мне благоснисходителен, прекрати негодование. «В оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя». И сии речения в псалме дают видеть, что это – предвозвещение будущаго, а не повествование о совершившемся. Поскольку народ израильский в царствование божественнаго Давида был в великом благополучии и в славе; то Пророк, говоря от лица сего народа, кстати приносит моление и испрашивает себе Божия о нем попечения, когда будет тому время. Пс.101:4 .   Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня. «Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася». Отсюда Пророк, ему особенно свойственным образом, начинает описывать будущия бедствия, как прошедшия, и говорит, что время жизни его изчезло, подобно дыму, и тело от печали соделалось сухим, как головня, как бы обожженное приражением к нему какого огня. Ибо так перевел и Акила: и кости мои, как пережженная земля, разсыпались. Пс.101:5 .   Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой. Пс.101:6 .   От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Собеседование 21 на псалом 101 Пс.101:1 .  Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое. 1. Этот псалом заключает в себе пророчество о бедствиях иудейского народа в Вавилоне и о возвращении его оттуда; в то же время он предрекает и призвание язычников и их спасение; он также пригоден и для всякого человека, подавленного каким-либо несчастьем и умоляющего о божественной помощи. Нищим здесь на­зывается тот, кто нуждается в божественном попечении; его можно сравнить с ублажаемым в словах: «блаженны нищие духом» ( Мф.5:3 ). Конечно, всякий, преданный Богу, будучи беден в житейских ве­щах, но богат пред Богом, удручается скорбью, или «унывает» – по Симмаху, при виде пороков и погибели многих; так было, на­пример, с тем, который говорил: «не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» ( Мих.7:2 ), и с тем, кто сказал: «нет творящего добро» ( Пс.13:1 ). «Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет» ( Пс.101:2 ). Молитва означает обращение к Богу и призыв на помощь, а вопль просьбу о том, что сам нуждающийся желает получить себе. Зна­чит, он говорит: я припадаю к Тебе, Владыка, прими мою мо­литву и протяни руку мне, просящему Твоей помощи. «Вопль» Симмах переводит словом «плач». «Не отврати лица Твоего от меня» ( Пс.101:3 ). Бог отвращает Свое лицо от некоторых из молящихся Ему по многим причинам: или когда просят не того, что Богу было бы прилично дать, а им – полезно получить, или когда и полез­ного просят, но неблаговременно было бы получить им то, что Бог находит нужным дать. А бывает и так, что просят о том, что служит ко греху. Но святой, обращаясь к Богу с молитвой, говорит: я и не буду просить Тебя о том, что заставило бы Тебя отвратить от меня лицо. Я молюсь не о том, чтобы не терпеть скорбей, – это и невозможно, – но о том, чтобы скорби не подавили меня и чтобы мне дана была в утешение надежда; тогда я, перенося скорби, буду даже хвалиться ими. " Когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое;... [когда] я при зову... Тебя, скоро услышь меня» ( Пс.101:3 ). И эти слова псалма указывают на то, что он составляет пророчество о будущем, а не изображение прошедшего. Так как в царствование божественного Давида народ еврейский пользовался вели­ким благоденствием и славой, то – при наличности их – пророк с полным правом возносит мольбу и просит о божественном заступлении на будущее время, как только представится к тому слу­чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Божественная Литургия Совершение Литургии упоминается в двадцати восьми главах Жития из ста семидесяти (глл. 21, 36, 40, 67, 72, 74, 80, 98, 101, 107, 112, 115, 117, 126, 127, 130, 154, 156–163, 167–169). Для обозначения Литургии, кроме самого этого слова (λειτουpγα) 1 , автор Жития также употребляет термины Возношение (ναφор) 2 , Приношение (πpοσκομιδ), Предложение (πрθεσις) 3 , Божественное Тайноводство (θεαν μυσταγωγα) 4 . Согласно Житию, Литургия могла предваряться процессией (см., например, главы 117, 161), что, очевидно, является свидетельством того, что в начале VII в. в Малой Азии было хорошо известно богослужение стационального типа 5 . В Житии упоминаются следующие элементы литургийного чина: вход (гл. 169); чтение Евангелия (глл. 71, 156, 157, 159); евхаристическая молитва (гл. 80), к которой могли прибавляться особые прошения (например, о дожде – гл. 101) 6 ; возглас «Святая святым» при возношении Св. Даров (гл.126) и другие возгласы Литургии (гл.167); Причащение (глл. 6, 61, 67, 101, 125, 127, 137, 154, 160, 161, 167), о котором сообщается, что причастник произносил «Аминь» в момент преподания ему Св. Даров (глл. 61, 67) и что миряне причащались из Чаши (гл. 125); заключительное благословение народа (глл. 107, 110, 158), во время которого святой «каждому давал ответ» (гл. 158). Литургия совершалась, как правило, в обеденное время; впрочем, несколько раз в Житии отмечено Причащение или совершение Литургии в вечернее время (глл. 6, 13, 74, 167) – очевидно, в постные дни, когда обеденная трапеза не была положена. В Житии дважды упоминается архаичный порядок сослужения за Божественной Литургией, когда евхаристическую молитву читают не все епископы и священники вместе, а лишь один из них по приглашению старшего (гл. 101, 107) – такой порядок сослужения был распространен на Востоке около VI в. 7 , а впоследствии почти повсюду вышел из практики, сохраняясь ныне только в богослужении ассирийцев. Трижды в Житии описан евхаристические чудеса 8 : в главе 80 повествуется, как святой видит «пресветлую завесу», опускающуюся на Дары в момент их освящения (это чудо имеет немало параллелей в житийной литературе); в главе 126 говорится, как Св. Хлеб начал чудесным образом подпрыгивать на дискосе во врем возгласа «Святая – святым» (акцентирование именно этого момента Литургии становится характерным для византийской агиографической и богословской литературы как раз около VII в. 9 ); в 127 главе описано, как сухая просфора во время освящения приняла вид свежеиспеченного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Псалом 101 Первый стих представляет общее указание на содержание псалма, как молитву праведного, обращенную к Богу в период его бедствий. Под праведником здесь разумеется не отдельное лицо и под бедствиями – не лишения и жизненные неудачи частного человека, но первый берется для обозначения целого народа, является собирательным лицом, а потому и бедствия его – бедствия и страдания целого народа. Последний же по псалму изображается одиноким и покрытым поношениями от врагов (ст. Пс.101:7–9 ). Сион представляется разрушенным и народ еврейский может только оплакивать его камни, но не может приступить к его восстановлению, о каковом и молит Господа ( Пс.101:14–15 ). Такая картина состояния еврейского народа и Иерусалима указывает на время плена вавилонского, когда евреи жили среди других народов и когда близилось уже назначенное пророком Иеремией время окончания его. Писатель псалма неизвестен. Господи, услышь меня в день моей скорби и тяжелых бедствий (2–3), которые иссушили меня. Я одинок, как пеликан, и враги мои – мною клянут. Пища моя растворяется слезами (4–10). Вследствие Твоего гнева я иссох, как трава (11–12). Восстань, Господи, умилосердись над Сионом, камни которого оплакиваются нами; пошли Твою помощь, которой настало время, чтобы народы убоялись Твоего имени (13–16). Господь услышит молитву узников и возвратит их на Сион, чтобы они возвещали имя Господне пред всеми народами (17–23). Хотя это спасение из плена несомненно произойдет, но писатель опасается, что его поколение, изнуренное бедствиями, не доживет и не увидит этого счастливого времени. Для Бога вечного не имеет значения течение времени, но не так с человеком, жизнь которого коротка, а в тяжелых условиях плена еще более может сократиться. Писатель и молит Бога вечного и всещедрого, дать ему увидеть время спасения, когда сыны рабов Его начнут новую жизнь (24–29). Пс.101:4 .  ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; С этого стиха и кончая 6, – общее описание тяжести положения, переживаемого автором. «Дни исчезли, как дым» – жизнь прошла в бесплодных стенаниях и ожиданиях Божественной милости, как дым бесследно исчезает в воздухе, «кости мои обожжены, как головня». Бедствия писателя и всего народа настолько тяжелы и изнурительны, что его мускулы, кожа прилипли к костям и он напоминает головню, высохшую и обожженную огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 101 Пс.101:1 . Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое. Пс.101:2 . Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да приидет. СОДЕРЖАНИЕ Пророк в сем псалме просит Бога о избавлении народа израильскаго из плена, утешая его надеждою и обещанием Божией милости. Он приличен и всякому скорбящему человеку. Относится к седми покаянным псалмам. ТОЛКОВАНИЕ Сей стих есть аки некое приуготовление к прочим прошениям. Ибо Пророк научает нас, чтоб мы прежде, нежели изъясним частныя прошения наши, просили у Бога особеннаго выслушания, не потому, аки бы Он имел нужду в побуждении нашем, но потому, что мы имеем нужду в Духе, ходатайствующем о нас воздыхании неизглаголанными (как говорит Апостол в послании к Рим. 8:26 ), то есть, дабы научил нас взывать и просить с воздыханием сердечным. Ибо как многия обстоятельства препятствуют молитве нашей восходить на небо, яко то недостаток веры, надежды, любви, смирения и проч. Сего ради Пророк просит дара молитвы, дабы мог удобнее получить просимое. Пс.101:3 . Не отврати лица твоего от Мене: в оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое: в оньже аще день призову тя, скоро услыши мя. Сие есть первое и главное прошение человека скорбящаго; никтоже бо может исправити, егоже аще Бог презрел, глаголет премудрый Екклесиаст ( Еккл. 7:14 ). Понеже убо воззрение Божие есть первая благодать и главный источник милостей: сего ради Пророк прежде всего просит, дабы Бог не отвратил от него лица Своего, но милостиво воззрел на него. Аки бы сказал: не отврати лица Твоего от Мене, колико я ни гнусен и мерзок; и ежели образ Твой, который я осквернил, не убеждает Тя воззреть на меня, то да убедит милость Твоя: ибо чем гнуснее я, тем беднее и достойнее сожаления. Итак ежели не воззришь на меня, то я никогда не обращуся к Тебе. Сие есть первое прошение человека скорбящаго. В следующих словах: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое, содержится второе, но последствующее первому; ибо от воззрения лица Божия начинает человек познавать гнусность свою и наготу, а следовательно и бедность. Отсюду начинает скорбеть, и сокрушаться, и призывать врача, богатаго в милости, ведая, что Бог никогда не презирает сердца сокрушеннаго и смиреннаго ( Пс. 50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.03.2019 N 128-р апреля 2019 Распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.03.2019 N 128-р " О мерах по реализации постановления правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2019 N 101 "   ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21 марта 2019 г. N 128-р   О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 28.02.2019 N 101   Во исполнение постановления правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2019 N 101 " О порядке предоставления в 2019 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг при реализации мероприятий по совершенствованию профилактики и оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C " : 1. Утвердить: 1.1. Форму заявления на предоставление субсидий в соответствии с порядком предоставления в 2019 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг при реализации мероприятий по совершенствованию профилактики и оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C (далее - субсидии), и требования к документам, в том числе документам, подтверждающим затраты в связи с оказанием услуг при выполнении общественно полезных программ, согласно приложению N 1. 1.2. Перечень документов, представляемых в комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) организациями для участия в конкурсном отборе на право получения субсидий, согласно приложению N 2. 1.3. Перечень документов, представляемых в Комитет победителями конкурсного отбора на право получения субсидий для заключения соглашения о предоставлении субсидий, согласно приложению N 3. 1.4. Значение критериев конкурсного отбора на право получения субсидий, а также количество баллов, которое может быть присуждено по каждому из них, согласно приложению N 4.

http://mitropolia.spb.ru/docs/rasporyazh...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 1 от 21 января 2021 г. ПРОТОКОЛ заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке 21 января 2021 I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета: 1 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 1, 2021» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 1, 2021». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р21-101-0001 2 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2(6) 2020» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2(6) 2020». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р21-101-0002 3 .         Заявитель: ООО «Агиос Николае». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги схиархимандрита Паисия (Кириаку) «Еже видехом и слышахом. Мои воспоминания об отце Паисии. Книга первая/пер. с греч. Екатерины Полонейчик» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги схиархимандрита Паисия (Кириаку) «Еже видехом и слышахом. Мои воспоминания об отце Паисии. Книга первая/пер. с греч. Екатерины Полонейчик» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

П. Сырку V. Живопись В этом отделе обозреваются сочинения преосвящ. Порфирия и других лиц по живописи и перечисляются альбомы гравюр, рисунков и вообще снимков с древних икон, виденных или собранных им на востоке. Таким образом, этот отдел разделяется на две части: А. книги по живописи и др. и Б. перечень альбомов. А. Книги по живописи Живопись и хронология, – в одной книге (VA1) в л. , состоящей из 140 листов разной бумаги и разных форматов, писанных в разное время рукой о. Порфирия, в начале даже старческой рукой; в ней содержится: α) «Образчики живописи книжной у латин, греков, грузин, болгаров, сербов, сириан и арабов с 5 века по 19-й» (лл. 1–10). Это, собственно, текст к снимкам, как видно из рубрики в начале статьи: «Содержание рисунков и откуда они взяты». Эти объяснения написаны в Новоспасском монастыре, 2 июня 1884 г., как видно из отметки в конце. β) Символическое объяснение месяцев названиями драгоценных камней, писанное женской рукой (л. 13). γ) «О церковном пении 1860 г.» (лл. 15–18); здесь приведены только изречения отцов церкви о музыке. δ) «Хронология изящных искусств и великих людей до Христа» (лл. 27 б –101); здесь приведены: «Zeittafeln» (лл. 27 б –61, 63–71), как значатся на начальном листе, за тем следуют хронологические таблицы: а) «Tablette chronologique des grandes hommes, qui ont parus dans les sciences depuis déluge jusqú au V-e siècle de l " ére vulgaire (лл. 74–91), b) Ordre chronologique des vies des grands hommes de la Grèce, écrites par Plutarque, Cornelius Nepos et autres Iittérateurs anciens et modernes (лл. 93–95), с) Liste des vies... (лл. 97–98), d) Manière de compter des romains et des grecs, soit pour les années, soit pour les autres choses, rapportée aux chiftres vulgaires (лл. 99–101). Несомненно, все эти таблицы заимствованы из немецких и французских изданий. ε) Мелкие заметки по живописи и хронологии на отдельных листках и листах, из которых 2 изорваны в верхней их части; кроме того здесь же изложены на 2-х листах исторические и хронологические сведения об «Египте» в «веках 17 и 16-м», как показано в заглавии, хотя в изложении приведены и века XIV и XV-й (лл. 103–116). ζ) О стилях (d " ames), – на французском языке (лл. 117–140), – переписано, несомненно, из французской книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Древнее естествознание делило человеческое тело (σμα) на три элемента: плоть – σρξ, кровь – αμα и στον – кость. Αμα представляла в собственном своём смысле жидкую часть тела ( Ис.49:26 ; Иез.32:5 ; 1Мак.7:17 ), а в переносном – жилище души и саму душу ( Лев.17:11; 17:14 ); στον, στεα – твёрдую часть организма, остов его ( Пс.101:6 ). А плотью евр. basar, греч. σρξ собственно называлась составная часть тела: это – мясо (в смысле греч. κρας), мягкая тёплая масса. Вот почему в Ветхом завете слово σρξ нередко употребляется в смысле объекта при глаголе φαγεν ( Лев.26:29 , Втор.28:55 и др., Пс.77:27 «плоть» пар. Зах.11:9; 11:16 – κρας). Итак, первоначальное значение слова σρξ узко и строго определённо, нисколько не шире рядом с ним стоящих αμα и στον. Но слову σρξ посчастливилось перед своими соседями: оно вошло в высшие сферы понятий, да и в своей то физической сфере выдвинулось наперёд, оставив в тени своих соседей. Почему это так случилось, понять не трудно. Из трёх элементов тела «плоть» есть господствующий количественно и притом же элемент наиболее видный, доступный и поверхностному взгляду человека. Поэтому «плоть» σρξ стала употребляться вместо σμα (=σρξ + αμα + στον). Но эти последние слова, так сказать, не сразу отстали от σρξ. В Ветхом завете и у ап. Павла σρξ стоит нередко рядом с каким-нибудь из них, усиливаясь или даже переменяясь в первоначальном значении. Σρξ и στον вместе усиленно обозначают понятие человеческого тела, описывая его в двух элементах ( Иов.2:5 ; Пс.101:6 ), а потом опять-таки усиленно выражают сущность телесной природы при изображении родственной близости «кость от костей... плоть от плоти» ( Быт.2:21–23 ; ср. Быт.29:14 ; 2Цар.5:1 ср. 1Пар.11:1 и 2Цар.19:12–13 ). Но в том же значении сущности тела и при изображении той же родственной близости σρξ употребляется одно ( Лев.18:6; 25:49 ; Неем.5:5 ). Так στον отстаёт от σρξ, и σρξ, расширяясь за его счёт в своём значении, замещает его собой. Αμα, стоя рядом с σρξ, усиливает значение последнего в другую сторону. Так как по переносному значению αμα есть душа плоти, то вместе с σρξ она означает всего человека и по душе и по телу. «Род от плоти и крови один умирает, а другой рождается» ( Сир.14:19 ). «И о злом будет помышлять плоть и кровь» ( Сир.17:30 ). Но и в этом смысле σρξ вытесняет соседа и как увидим ниже (II), расширяет своё значение в новую сторону. Таким образом, σρξ начинает получать своё переносное значение двумя путями: расширяясь на счёт στον, оно получает переносный материальный смысл; заменяя σρξ + αμα, оно расширяется в смысле антропологическом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010