и древнерус. пение), западноевроп. полифония XIII в. и франц. многоголосная песня XVI в. Путем сравнительных исследований Л. смог выявить визант. прототипы ряда зап. песнопений, а также общие черты в развитии вост. и зап. церковной музыки. Анализируя мелос песнопений анафоры, он выявил архаичную ладовую модель, общую для визант. и западноевроп. монодии (тетрахорд G - c), которая стала с некоторыми дополнениями важнейшей основой мелоса и за пределами анафоры, а также была воспринята сформировавшейся позднее муз. системой осмогласия . Л. предложил способ расшифровки древнерусской кондакарной нотации с использованием «контрапунктной транскрипции» - сопоставления с записями аналогичных песнопений в византийской нотации (запись большими знаками т. н. шартрской разновидности ранневизант. нотации и их расшифровка с помощью средневизант. знаков в «Большом исоне» прп. Иоанна Кукузеля ). В 2014 г. Американское музыковедческое общество учредило фонд К. Ливи, финансирующий издание исследований в области средневек. музыки. Соч.: The Byzantine Sanctus and its Modal Tradition in East and West//Annales musicologiques: Moyen-Bge et Renaissance. P., 1958/1963. Vol. 6. P. 7-67; The Italian Neophytes " Chants//Ibid. 1970. Vol. 23. N 2. P. 181-227; The Trisagion in Byzantium and the West//International Musicological Society: Rep. of the 11th Congr., Copenhagen, 1972. Cph., 1973. Vol. 2. P. 761-765; A Dominican Organum Duplum//JAMS. 1974. Vol. 27. N 2. P. 183-211; Italian Duecento Polyphony: Observations on an Umbrian Fragment//Rivista italiana di musicologia. R., 1975. Vol. 10: Studi in onore di N. Pirotta. P. 10-19; Byzantine Music since the Oxford Congress//CIEB, 14. 1976. Vol. 3. P. 481-487; A Gregorian Processional Antiphon//Schweizer Jb. f. Musikwissenschaft. N. S. 1982. Bd. 2. S. 91-102; Music: A Listener " s Introduction. N. Y., 1983; Is Tonality a Natural Law?//PAPS. 1988. Vol. 132. N 3. P. 299-303; Latin Chant Outside the Roman Tradition//New Oxford History of Music. Oxf., 19902.

http://pravenc.ru/text/2110464.html

В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) А. В. изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. fol. 260v) - композиция «Успение Афанасия Великого». Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми», кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец», XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличных иконах 1-й пол.- сер. XVI в. (ЦАК МДА) - в рост, и сер.- 2-й пол. XVI в. (ГИМ) - поясной образ, на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) - вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе А. В. из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ); на иконе кон. XVII в. из иконостаса ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (ГИМ) - оплечное изображение. Лит.: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l " eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422-427; Менолог. С. 194-195, 204-205; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийского в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 52-60; Pelekanidis S. , Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-L é vy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Voyage d " Outremer, c. 181–182; Laon, c. 351–352. 79 Ducas, XXVIII, c. 229–237; Laon., с. 231–235; Phrantz., c. 116–117; Jorga 2, I, с. 378 и сл. Иоанн Кананос оставил современное событиям описание осады с присовокуплением различных чудес. Его сочинение издано в CSHB вместе с записями Франдзнса (Phrantz., с. 457–479). 80 Ducas, XXIX-XXXI, с. 245–270; Laon., с. 236–248; Jorga 2, I, с. 236 и сл., Jirecek, с. 174 и сл. Современное событиям описание захвата Фессалоники было сделано Иоанном Анагностом. Вместе с сопровождающим его плачем-песнопением оно было опубликовано в CSHB, там же, где и труд Франдзиса (Phrantz., с. 483–534). 82 Bab. 3, с. 19–33. Эта серьезная книга страдает отсутствием каких бы то ни было ссылок на источники. Наиболее полное современное описание битвы при Варне см.: Hal. 3, но эта работа изобилует противоречивыми утверждениями. См.: Pall, с. 144 и сл.; Вав. 5, с. 229 и сл. 85 По поводу создания войска янычар см.: Mord. 1; Ни art; Birge, с. 45–48. Бартоломео де Джано утверждает, что Мурад воссоздал янычарский корпус в 1438 г. (Bartholomaeus de Jano. – MPG., CLVIII, стб. 1065–1066). 89 Zak. 2, с. 165–225, 299–302, II, c. 322–334. Франдзис, из сочинения которого мы черпаем б " ольшую часть сведений о Феодоре, относится к нему с неоправданной неприязнью как к сопернику любимого им Константина. 91 О роли Димитрия на Флорентийском соборе см.: Gill, с. 108–109, 252, 262 и сл.; о его женитьбе: Phrantz., с. 193–194. До этого Димитрий был женат на Зое Параспондили, которая умерла во время его пребывания в Италии (там же, с. 161, 191–192). 94 Франдзис полагает, что неудачное сватовство Константина к дочери дожа повредило его отношениям с Венецией. Ни один из венецианских источников не подтверждает этого сватовства (Phrantz., с. 203, 324–325); см. также: Lambros 1, с. 433–436. 97 Дукас (XXXIV, с. 293) утверждает, что Константин, хотя и назывался императором, не был коронован. См.: Voyamzidis, c. 449–456. 99 Все современные событиям авторы, как латинские, так и славянские и греческие, отзываются о Константине с уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-2). Коротко об авторе Преподобный Косьма Маиумский и его каноны: (Духовные размышления)//Богословские труды. М., 1981. Сб. 22. С. 116-138.Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве//Богословские труды. М., 1982. Сб. 23. С. 59-93.Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Богословские труды. М., 1983. Сб. 24. С. 320-336.Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. С. 260-275.Труды русских песнотворцев в Киевский период//Богословские труды. М., 1987. Сб. 28. С. 230-245.Высоко-Петровский монастырь в 20-30-е годы//Альфа и Омега. 1996. 1 (8). С. 114-135.Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 165-208.Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев//Альфа и Омега. 1997. 2 (13). С. 280-316; 3 (14). С. 351-365.Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца//Альфа и Омега. 1998. 2 (16). С. 292-329.Монашество последних времен: Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева): По воспоминаниям мон Игнатии П. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 222, c.: ил. [Неавторизованный (!) вариант книги 1945 года. Авторская редакция опубликована в 19 этого списка].Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной//Альфа и Омега. 1999. 1 (19). С. 257-283.Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф//Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 280-299.Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь//Альфа и Омега. 1999. 3 (21). С. 181-185.Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного//Альфа и Омега. 1999. 3 (21). С. 324-339.Старчество на Руси. М.: Издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 315 с. (Б-ка журнала " Альфа и Омега " ).О Святейшем Патриархе Алексии I//Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С. 128-146.Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви//Альфа и Омега. 2000. 1(23). С. 298-319; 2 (24). С. 289-310.Святитель Игнатий - Богоносец Российский//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 279-297; 4(26). С. 225-244.Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М.: Издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 352 с. (Б-ка журнала " Альфа и Омега " ).Путемерие антифонов//Альфа и Омега. 2002. 1 (31). С. 203-214.Божественная Литургия//Альфа и Омега. 2002. 2 (32). С.259-273. 3 (33). С. 297-312.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

2 Perrone, ib. t. II, pag. 753. 786–7, de Ecclesiae dotibus; Libermann ib. t. II, pag. 191–193. 256, 219–222. 306. 343–345; Calhechismus romanus ex decreto concilii tridentini, de IX articulo, n. 11. I5. 3 Cathechismus rom. ех decr. conc. trident., de IX articulo, n. 11; De Maistre, Du pape, livee I, с. I-V; H. Klee Catholische Dogmat., Mainz. 1835, В. I. S. 179–219, Primat. §§ 2–5; Harduini. Acta conc. t. IX, p. 423, concilium florentinum; Mochier, La symbolique, Bruxelles, 1838. t. II, p. 54–56, de la hierarchie; Libermann, t. II, p. 173–175. 180–181. 187–189. 222–225; Bellarmini, t. 1, p. 262. 311. 392–398, 429–432: Perrone, t. II, p. 885. 888. 895. 911–915. 948. 974–975. 994–1007; Dobmayer, Systema theolog. cath., Solisbaci, 1822, t. IV, p. 67–68, § 149. 4 Пр. митр. Филарета. Разговор между испыт. и уверен., изд. 2-е, стр. 70; пр. еп. Макария, Введение в Прав. богословие, стр. 533–537; Догм. богосл. т. III, стр. 299–306; Простр. катех. о IX члене; Восточн. патриархов Грамота, чл. X. XII. 5 Напр., Реггопе смешивает эти понятия, когда доказывает свое учение, и разграничивает, когда опровергает возражения противников, не замечая того, что его собственное учение остается, таким образом, без основания. Напр., сочинитель книги: L’eglise catholique juttifiee contre les attaques d " un ecrivain, qui se dit orthodoxe (ed. an. 1822), так определяет задачу III главы об иерархии, – главы, в которой он доказывает главенство Петра и римских пап: «я хочу доказать, что, по указаниям Евангелия, св. Петр поставлен был от Иисуса Христа главой Его Церкви на земле, и что Церковь , в продолжение восьми первых веков, постоянно признавала это самое преимущество в епископах Рима, преемниках св. Петра» (pag. 153–4). Здесь, равно как и во всей главе об иерархии, сочинитель не определяет, как он понимает главенство, которое доказывает; и, не определяет понятие о главенстве, в доказательство его приводит без различия все, что относится к апостольству или первенству Петрову, к епископству или первенству римских епископов, а вовсе не к главенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Массовое возвращение в Россию так и не произошло после падения комунизма, произошло на самом деле обратное, и наши храмы переполнены новоприезжими на Запад русскими, покинувшими сознательно свою родину. Нельзя оспаривать реальность нашего постоянного пребывания на Западе, зарубежом. Американец, англичанин, или немец принявшие Православие вряд ли могут себя ощущать в некоем «изгнании», или нахождении «зарубежом», в «диаспоре». Каким образом вышеизложенное влияет на наши отношения с Московским Патриархатом? Вернемся к прежде упомянутой свободе от политических влияний. Желательно ли нам объединяться с Церковью столь тесно связанной с секулярным государством Российской Федерации? Сумеем ли мы сохранить наше духовное сознание после реинтеграции в Московский Патриархат, и, тем самым, в мировое Православие? Заключение Мы старались определить миссию Русской Зарубежной Церкви согласно самому названию нашей Церкви, обратившись к самим изречениям наших отцов. Далее, наши размышления были направлены на реалии современной жизни, и мы задались целым рядом важных вопросов по отношению возможности продолжения нами нашей миссии в случае объединения с Московским Патриархатом. Искренне желаю, чтобы вопросы мною поднятые сегодня помогли нам обратить наш взор на миссию нашего богатого церковного наследия, нашу Русскую Православную Церковь Заграницей. Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Джорданвилл, 1996. с. 37. Соллогуб А.А. Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Том I. Нью-Йорк, 1968. с. 29. Там же. с. 38-39. Там же. с. 213. Там же. с. 217. Там же. с. 181. Там же. с. 125. Там же. с. 137. Из Деяний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Состоявшегося 5/18 октября-1/14 ноября 1959 года в г. Нью-Йорке США. Джорданвилл, 1960. с. 103. Там же. с. 106. Соллогуб А.А. Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Том II. Нью-Йорк, 1968. с. 1450. Архиерейский Собор 2001 года. Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей к своей пастве. Цит. по: Соллогуб. Том I. с. 178. Там же. с. 101. Там же. с. 318. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. К 25-летию служения в Америке в Св. Троицком монастыре. Слова и речи. Том II. 1961-1968. Джорданвилл, 1975. с. 126. Там же. с. 158. Там же. с. 413. Архиепископ Аверкий (Таушев). Слова и речи. Том I. с. 201. Соллогуб. Том I. с. 299. Там же. с. 125-6. Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни. Изд. 2-ое, дополненное. Джорданвилл, 1955. с. 75. Архимандрит Константин (Зайцев). В чем задача Зарубежной Церкви?//Православная Русь. 1966. 11 (844). С. 2. Памятка 50-ти летия Русской Православной Церкви Заграницей. 1920-1970. Монтреаль, 1970. с. 100. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/515.html

Служба Святой Софии, Премудрости Божией — творение позднее и относится к XVI веку (см. Спасский Ф. Русское литургическое творчество, сс. 254–270). В основу текста тропаря Святой Софии взята 4 глава “Просветителя” преподобного Иосифа Волоцкого (Квливидзе Н. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией//Макариевские чтения. Апокалипсис в русской культуре. Вып. 2. Ч. 1. Можайск, 1995, с. 155). Нам известно песнопение по рукописи эпохи архиепископа Геннадия, не вошедшее в указанную службу: “Тропарь, глас 3: Святыи Софеи Премудрость Божия, обходящи вся страны во крузех горьских осияюще, на горах Араратских в кедрех Ливанских. Вся везде устрояеши, устрои сердца наша в страсе Господа Бога нашего, рцем вси: Велий Господь наш и велия крепость Его и разуму Его несть числа” (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Сборник. 70-е годы XV в., л. 198). 52 БАН. Собр. Археографической Комиссии 379, л. 18; Собр. Ф. А. Каликина. 29, л. 12 об.; Друж. 83, л. 13 об.; 16.9.10, л. 18 об.; Строг. 43, л. 37; РГБ. Ф. 299. Собр. Н. Тихонравова 579. л. 59 об.; ГИМ. Собр. А. Уварова 17 (в 4-ку), л. 21; 223 (в 4-ку), л. 36; РГАДА. Ф. 181. 533, л. 24 об.; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 203. 53 Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский…, с. 82. Автор, публикуя эту надпись, отметил неверность даты кончины инока. 55 Текст этого Послания см. в приложении к статье Г. М. Прохорова: Послание Титу — иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография “Премудрость созда Себе дом”//ТОДРЛ. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985, сс. 18–41. 56 Текст молитвы по Причащении в Литургии святителя Иоанна Златоустого звучит так: “О Пасха Велия и Священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего”. Писатель X века, константинополец Симеон Метафраст, который видел храмы, посвященные Миру, Силе и Слову, обращается к Богу — “Премудросте Божия, и Мире, и Сило” (3-я молитва перед святым Причащением).

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

175 В октябре 1708 года Царь дал повеление заняться составлением летописи Русской, начиная со времен В. Князя Василия Иоанновича. Труд сей возложен на Поликарпова. Деян. Петра В. Т. IV. стр. 299. Может быть, это и было поводом к вопросам, относи­тельно цели и успеха в составлении летописи, на которые отвечал Святитель в письме к Поликарпову, напечат. при Диарие. 8 ноябр. 1708 г. 178 Стефан Яворский неоднократно вооружался против таких лжеумствователей в своих словах. См. Ч. I, стр. 138. Ч. II, стр. 26. Еще в 1709 г. он говорил: «прииде Матерь Божия увидети, аще отложихом дела темная, еретическая, армянская, лютеранская». А потом, после известных поступков Тверитинова и Иванова, написал пространное опровержение лютеранских заблуждений в книге: Камень веры. 181 Розыск, стр. 600. Говоря об Онуфриевщине, яже и поповшина, Святитель Димитрий замечает: «той скит, или толк болий всех: Вера бо злочестивая Ануфриева по многих градех разширяется и по нашей Епархии». 182 Соч. св. Димитрия. Ч, 2, стр. 117, слово на неделю Мироносиц, говоренное 7 апр. (см. стр. 122), следовательно в 1706. 183 Слово к препростому народу в Ростове. Ч. 2, стр. 389 и на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. Ч. 3, стр. 150, гово­ренное также в Ростове, см, стр. 159. 185 См. в Диарие 24 ноября 1708: «тогож дни от Благоверной Царицы и В. К. Параскевии Феодоровны прислано Архиерею оделяло лисье изрядное». 189 См. Сказание о взыскании и печатном издании Соборнаго деяния на еретика Мартина Армянина, напеч. при Прашице Патирима, л. 4. 190 О Макарие св. Димитрий пишет в Розыске (д. 606): «то сказывал нам м. Макарий, иже родом есть уезду Ростовскаго, а жил близ скитов Брынских между роскольщиками лет пять, таже обратися к православию и пострижеся в иночество в новопостроенном Успенском монастыре от игумена Питирима . И бысть у нас в Ростове в сем 1709 г. о святой недели Светлаго Воскресения Христова, поведа нам то, еже зде предложихом». О Пахоми е в Розыске упоминается неоднократно: стр. 65, 599 и 632. Он был также Ростовской епархии и, после долголетняго блуждания из одной секты в другую, обращен и пострижен в монашество Питиримом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всеволода (Гавриила), взяв за основу редакцию Жития, принадлежащую перу др. псковского писателя сер. XVI в.- Василия (Варлаама) . Г. Т. значительно дополнил и переработал текст на основе летописных источников. Он включил в Житие краткое изложение традиционно связываемых с деятельностью кн. Всеволода церковного «Устава» (о месте владыки и владычных органов управления в условиях жизни вечевого Новгорода) и «Рукописания» (о купеческой корпорации при новгородском храме св. Иоанна на Опоках), а также похвальное слово «О явлении мощей благовернаго великаго князя Гавриила-Всеволода, Новгородского, Псковского чюдотворца, и о принесении честных его мощей в великую церковь Святыя Троица». То, что составителем и редактором данных текстов был Г. Т., подтверждает краткая ст. «О гладех» в том же сборнике, в начале к-рой отмечено, что эта подборка произведений, прославляющих св. Всеволода, «труды же и снисканием по дару Святаго Духа ленивым и неключимым рабом… графися печерянином, имея слог имены буквенный: с третиим сотое и осмое, и паки с третиим седмъдесятое, сотое же паки седмъдесятым, кончает же ся за грубость четыредесятым (т. е. Григором.- Диак. Г.) Топинским» (РГАДА. Ф. 181. Собр. МГАМИД. 145/212. Л. 75 об.- 76). Перу Г. Т. принадлежит служба на преставление св. кн. Всеволода (Гавриила), написанная при царе Борисе Феодоровиче Годунове (1598-1605) по благословению Псковского еп. Геннадия. Имя автора указано в акростихе - в первых словах тропарей канона (ГИМ. Увар. 869; ГИМ. Щук. 468; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 298-299). Авторская манера Г. Т. характеризуется стремлением к насыщенности исторического содержания произведений и одновременно к беллетризации повествования. Н. И. Серебрянский считал, что Г. Т. упомянул себя как «дьяка Григория иконника» при описании явления 5 сент. 1585 г. горящей свечи в алтаре печерской Успенской ц. (рассказ об этом чуде, свидетелем к-рого он стал вместе с 2 др. печерскими монахами, имеется в отдельных списках «Повести...»). В результате обследования монастырских пещерных захоронений в 60-х - нач.

http://pravenc.ru/text/168075.html

1363 . Kallistos Ware. The Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk//StPatr 1970. 10:1. 441–452. (TU 107). 1364 . Khalifé I. A. L’inauthenticité du «De temperantia» ( ΚΕΦΑΛΑΙΑ ΝΗΠΤΙΚΑ)//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 61–66. [Трактат является центоном из Сотниц преп. Максима Исповедника и Макария/Симеона]. 1365 . Khalifé I. A. Les traductions arabes de Marc l’Ermite//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 139–217. 1366 . Krüger P. Überlieferung und Verfasser der beiden Memre über das «geistige Gesetz» des Mönches Markus//OS 1957. 6. 297–299. 1367 . Krüger P. Zum theologischen Menschenbild Babais des Grossen nach seinem noch unveröffenlichten Kommentar zu den beiden Sermones des Mönches Markus über «das geistige Gesetz»//OrC 1960. 44. 37–73. 1368 . Peterson E. Die Schrift des Eremiten Markus über die Taufe und die Messalianer//ZNW 1932. 31. 273–288. 1369 . Quasten J. Mark the Hermit//Quasten. Patrology-3 4 .308). 504–509. [Библ.]. См. также 7 .181. Варсануфий и Иоанн 25 CPGS 7350; DS 1. 1255–1262; DHGE 6. 945–946; BibS 2. 839–840 Варсануфий – египетский монах кон. V-nepb. пол. VI в. Преп. Иоанн Газский – вместе с Варсануфием, автор многочисл. писем о духовной жизни и монашеском подвиге. Собрание этих писем, имеющих форму вопросоответов, быстро стало высокоавторитетным источником духовного научения в монашеской среде, войдя в аскетич. классику. 1370 . Краткое сведение о святом Варсануфии//ХЧ 25. 1827. 249–252. [Перевод-пересказ ср.-векового лат. Жития]. Издания греч. оригинала вопросоответов: В PG лишь небольшие фрагменты: PG 86/1, 892–901 [ответы относительно учения Оригена , Евагрия и Дидима]; PG 88, 1812–1820В [ответы преп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея ]. 1371 . Ββλος ψυχωφελεσττη περιχουσα ποκρσεις διαφροις ποθσεσιν νηκοσας συγγραφεσα μν παρ τν σων κα θεωφρον πατρων μν Βαρσαννουφου κα ωννου, πιμελς δ διορθωθεσα, κα τ τν σων Βιογραφα, κα πλατυττ πνακι πλουτισθεσα παρ το ν Μοναχος λαχστου Νικοδμου γιορετου... Venetiis 1816. Данное изд. преп. Никодима Святогорца (и, соответственно, все переводы с него, в т.ч. рус.) ненадежно текстологически. Письмо 58 принадлежит Павлу Исихасту; 150, 152, 154, 156 – Евфимию Исихасту. Улучш. переизд.: Shoinas S.N. (изд.). Volos 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010