Феликс диак. 303. Феликс nucerianus 263. Феликс I папа 318. 376. Феликс II папа 167. 302. 373. Филиппик Вардан 499. 500. Филипп пресв. римск. 270. 215-6. Филипп пресв. сидский 183. 179. Филоксен долихский 378. Филоксен (Ксенайя) 179. 283. 335–6. 513. Филон киренский 240. Филосторгий 16. 25. 28. 41. 43. 72. 136. 137. Филумен 46. Фирмик Матерн 57. 94. Фирм кесар. капп. 194. 207. 221. 222. Фирм нумид. 403. Флавита конст. 184–5. Флавиан антиох. 80. 132. 173. 222. 226. 292. 293. 318. 71. 109–110. 112. 118–9. 191. 194. 201. Флавиан ант. (VI в.) 335. Флаавиан конст. 160. 228. 231. 236. 294. 295. 237-8. 242. 246-8. 250–266. 279. 284. 285. 287. 303. 306. 316. 375. 376. 388–9. 550. Флакилл антиох. 48. Флорентий лидийский 256. Флореитий патракий 247. 231. 233. 233. Флорентий сардский 286. Флосс 381. Фока имп. 311. 440. 442. 446. 447. Фотин авва 434. Фотин сирнийский 56. 73. 130. 131–4. Фотий конст. 190. 312. 313. 314. Фотий пресв. 218. Фотий тирскик 231. 237. 301. Францелин 114. Фридлэндер 17. Фритила митр. 217. Фронтон медиол. 429. Фульгентий Ферравд 369. 372. 390. 391–2. Функ 148. Харисги пресв. 218. 219. Харат бар-Габала 431. Хильиеберт 429. Хосрой 1439–440. 443–4. 447. Хосрой II 454. 453. Хосрой III 453. Хрисанфий язычн. 59. Хрисафий 242. 245. Хрисипп пресв. 265. Христофор католикос 454. 456. 457. Хроматий аквил. 292. Цанн (Zahn) 134. Целестий 244. 268. 317. Цецилиан, см. Кекилиан. Цицерон 18. 257. 285. Zoega 281. Чельцов 114. Шаппер (Schapper) 291. Шафф 298–9 . Шах-дуст (Садоф) 24. Швартц Эл. 218. 22–3. 31. 62. 176. 203. Шварцлозе 508-510. 517, 518-520. Шенк (Schenk) 510. Шмидт 117. Штигльмайр 487. Шультце (Schultze) 8. 20-21. Эзр 453–6. 460–2. Экссуперий тулусский 14.4. Элевеий кизик. 78. 113 Элиан проконг. 46. Эллаиий кес. капп. 222. 225. Элладий тарсский 222. Эннодий тичинский 288. Эродий иппонский 188. Эйнгард 585–6. Ювеналий иерус. 166. 223. 231. 242. 244-5. 197. 255. 263. 299. 302. 316. 318. 324-5. 537. 559. Ювенал 38. Ювентий прсфскт 181. Ювин 517. Юлихер 20–21 . Юлиан галикарн. 336. 343–9. 358. 472.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

534 Epistola decretates; выражение, которое, согласно Гизелеру и другим, впервые употребляется около 500 г. в так называемом Decretum Gelasii de libris recipiendis et non recipiendis. 536 Гефеле признает это (i, 383 sq.): «Однако не следует заблуждаться и полагать, что Римский епископ обладал полными правами патриарха повсеместно на Западе; в некоторых провинциях епископов рукополагали без его участия». И не только епископов, но и митрополитов. См. текст. 537 Αυτοκφαλοι, автокефалии, также ακφαλοι,, как на Востоке называли в особенности архиепископов Кипра и Болгарии, а также некоторых других митрополитов, не подчинявшихся никаким патриархам. 539 См. Григорий I, Epist. 1, iv, 49; Wiltsch, i, 236 sq. К метрополии Аквилеи относились епископаты Вероны, Тридента (или Трента), Эмоны, Альтинума, Торцеллума, Полы, Целины, Сабионы, Форума Юлии, Беллунума, Конкордии, Фельтрии, Тарвисиума и Вицентии. 541 См. соответствующие постановления соборов в Gieseler, i, 2, p. 221 sqq., и подробное описание ситуации в Greenwood, Cath. Petri, i, p. 299–310, и в Hefele, Concilien-Gesch., ii, 107 sqq., 120, 123 sq. 547 Разница видна из двух изданий трудов Льва Великого , а именно: французского, Паскье Кеснеля (Pasquier Quesnel), галликанина и янсениста (сослан в 1681, умер в Брюсселе в 1719 г.), которое также содержит труды и защиту Илария Арелатского (Par., 1675, 2 vols.) и которое было осуждено в 1676 г. конгрегацией запрещенных книг, даже не читавшей его, – и братьев Баллерини (Ballerini), появившегося в противовес первому (Ven., 1755 – 1757, 3 vols.) и представляющего итальянскую ультрамонтанскую сторону. См. также об этом конфликте Илария Арелатского (не путать с Илариями Пиктавийским, Нарбонским и другими, носившими то же имя – Hilarius Pictaviensis, Hilarius Narbonensis…) с папой Львом в Honoratus Massiliensis, Vita Hilarii, около 490 г. (опубликовано в Mansi, vi, 461 sqq., и в Acta Sanct. ad d. 5 Maji) тж. см.: статья Пертеля в Illgen, Zeitschrift für Hist. Theol. 1843; Greenwood, l. с, i, p. 350–356; Milman, Lat. Christianity y i, p. 269–276 (Amer, ed.); статья «Hilarius» в Wetzer and Welte, Kirchenlexic, vol. ν, p. 181 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

537–547 об.). Сборник 50-х годов XVI в. Филигрань: Сфера под звездочкой-Лихачев, 1758 (1555 г.), 1795 (1557 г.). Егоровский вариант Текст близок к варианту Ундольского, но имеется искажение в заглавии («забывшаго чюдеси»), Темир-Аксак собрался идти «таи на Русскую землю», сохранено чтение «вижь несмиренаго варвара». 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 950 (л. 94–99). Сборник 80-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с короной и 5-лепестковым цветком – Лихачев, 2702, 2706 (1480-е годы); Голова быка под стержнем с 5-лепестковым цветком, с подвешенным снизу треугольником – три варианта, один из которых близок к знаку рукописи ГИМ, Увар., 18 (1°) конца 80-х годов XV в. Заголовок: «Месяца августа 26, на память святыхъ мученик Андреяна и Наталии. Повесть полезна от древняго писаниа сложена, являющи преславно забывшаго чюдеси о иконе Пресвятыя Богородица, еже нарицаеться Владимерьская, яко прииде от Владимеря в боголюбивыи град Москву избавити град вашь (в других списках – нашь) от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 201 об. – 209). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. 3) РНБ, Соловецкое собр., 805 915 (л. 380 об. – 391 об.). Сборник 1557 г. 4) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 678 (л. 701– 718 об.). Сборник последней четверти XVI в. 5) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 564 (л. 561–576 об.) Сборник конца XVI – начала XVII в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 266 (л. 491 об. – 507 об.) – в части сборника, относящейся к концу 30-х – началу 40-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под цветком – Дианова и Костюхина, 839 (1638 г.); Щит с рожком и литерами МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 7) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 408 (л. 267–280 об.). Сборник середины XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 1134 (1647 г.). В списке Темир Аксак назван «Железной ногой». 8) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 378 (л. 129–144). Сборник 1688–1689 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8) Василевский В. О сочинениях о. Антонина/Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889. Т. 1. с. 629–635. 9) Хитрово В. Н. Юбилей архимандрита Антонина//Странник. СПб., 1892. 1. с. 181–188. См. также: СППО. СПб., 1891. Т. 2. 10) Русское празднество в Яффе//Церковные ведомости. СПб., 1893. 10. с. 419. 11) Малышевский И. И. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин в его отношениях к Киевской Духовной Академии//церковные ведомости. СПб., 1893. 45. с. 1627–1630. 12) Некролог//Церковные ведомости. СПб., 1894. 15. с. 507. 13) Терновский С. А. О последних днях жизни, кончине к погребении настоятеля Русской Духовной Миссии в Палестине архимандрита Антонина и надгробная речь над ним//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 5. Перепеч.: Церковные ведомости. СПб., 1894. 21. 14) Фотий, архимандрит. Надгробное слово//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 6. 15) Хитрово В. Н.//Сообщения Православного Палестинского Общества. СПб., 1894. Т. 6. с. 299–311. Характеристика деятельности архимандрита Антонина. 16) Малышевский И. И. Отчет о состоянии Киевской Духовной Академии за 1893–94 гг.//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 11. с. 450–454. Характеристика деятельности отца Антонина и отношение его к Киевской Духовной Академии. IV. Были и строгие, и прямо враждебные статьи о нем, например: Ушинский А. Д.//Церковно-общественный вестник. СПб., 1876. 17–18; и особенно в «Колоколе» Герцена. Появилась даже целая книга некоего Ю. Добрынина (псевдоним Афанасия Чернышева), о которой и вспомнить больно; укажем только рецензии на нее://Вестник Европы. СПб., 1881. 2; Отечественные Записки. СПб., 1881. 2; Новое Время. СПб., 1861. 3: фельетон А. С. Суворина. Но против всех нападок отец Антонин мог бы смело сказать: Наши дела говорят гораздо громче, чем красноречивейшие языки. Конотоп, 21 сентября 1894 г. С. П. Статья напечатана в соответствии с правкой по экземпляру ГПИБ: Отд. оттиск (вырезанные и склеенные страницы), б.м. б.г. шифр Б7 02/201. Список периодических изданий

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

в VI в. хранились в Кесарии ( Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316). Ист.: BHG, N 1405-1407e; BHO, N 831; ActaSS. Febr. T. 2. P. 863-867; Iun. T. 1. P. 62-70; History of the Martyrs of Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L., 1861 [сир. текст и пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 270-272; ЖСв. Февр. С. 299-305; MartUsuard. 1965. P. 238; MartAdon. P. 175-176; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 179-181 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 696-700). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Т. 3. С. 73-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 311, 322, 328, 380, 429, 482; Millet G. Sainte-Sophie avant Justinien//OCP. 1947. Vol. 13. P. 597-612; Eldarov G. Elia, Geremia, Isaia, Samuele e Daniele//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1057-1058; Sauget J.-M. Giuliano//Ibid. 1965. Vol. 6. Col. 1192 1193; idem. Panfilio, Valente, Paolo, Porfirio, Seleuco, Teodulo, Giuliano e i cinque egiziani, Elia, Geremia, Samuele, Isaia e Daniele//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 94-101; idem. Seleuco//Ibid. 1968. Vol. 11. Col. 829-830; Cavallo G. Scuola, scriptorium, biblioteca a Cesarea// Idem. Le biblioteche nel mondo antico e medievale. R., 1988. P. 65-78; Πμφιλος//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 372; Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: Ист. очерк//БСб. 1999. 3. С. 136-151. А. Н. Крюкова Почитание у славян В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

   См. прим. 163 первой книги сочинения.    Жил во II в. до н.э. Автор исторического сочинения «Хроника» в стихах и работы по греческой мифологии.    Со времен Гомера бесстыдство собаки вошло в пословицу (Il. I. 159; VI. 344; VIII. 299).    Апион, Посидоний и Аполлоний Молон.    viscera — все, кроме кожи, костей и крови.    Этот рассказ впервые встречается у Апиона. Он послужил источником для последующих обвинений евреев в ритуальных убийствах. Характерно то, что в качестве жертвы фигурирует именно грек. Об этом см. Halevy J. «Le culte d " une tete d " ane» Rev. sem. II (1903) p. 154—164. Gutmann J. Eine antisemitische Erfindung am Ende des zweiten Tempels. Zijunim. Berl., 1929. S. 181—185.    Reinach, предполагая лакуну после этих слов, вставляет сюда полностью 10 главу.    Niese предполагает здесь лакуну.    Одно из немногочисленных указаний на устройство Храма, построенного Иродом Великим около 20 г. до н.э. Также Bel. lud. V. 5 и Antiquit. XV. 11. и в Талмуде (Миддот, 2, 3).    В других местах Иосиф упоминает деление на 24 священнических семейства (Vita 2; Antiqut. VII. 365 f), о чем упоминается в 1Пар 24.7—11. Существует предположение, что с Ездрою и Неемией вернулось из Вавилона в Иерусалим только четыре семейства, которые по жребию разделились на 24 смены. Но некоторые издатели исправляют четыре на двадцать четыре.    Имеются в виду хлебы предложения.    Niese вместо (adjiciens fabulae) inania facta читает Mnaseam. Thackeray принимает эту конъектуру. В таком случае, все сказанное ниже приписывается Мнасею (С. Ар. I. 216), а не греку, обнаруженному в храме.    Кроме этого упоминания у Иосифа, об этом человеке ничего более не известно.    Дор, город на побережье Палестины, в древности был резиденцией хананейский царей. Ранее принадлежал Финикии.    Конец лакуны в «L». Далее до конца сочинения сохранился греческий текст.    Один из главных пяти городов земли филистимлян, в противоположной стороне относительно Дора.    Niesë της Ιουδαιας.    Вероятно, имеется в виду праздник Ханука в воспоминание о победе Иуды Маккавея над Лисием и об очищении оскверненного Храма. Ср. 1Мак 4.52—59; Antiquit. XII. 325.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

299 О. В. Творогов предположил, что все эти сказания, добавленные к первоначальному тексту Архетипной редакции, входили в состав «конвоя» Хронографа по великому изложению третьего вида. См. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 68. 303 В новейшем комментарии к изданию Еллинского летописца в качестве источника Сказания предлагается текст, изданный Регелем, и таким образом повторяется его мнение о взаимоотношениях греческих и русских текстов Сказания о Феофиле. См. Летописец Еллинский и Римский/Под ред. О. В. Творогова. Т. 2: Комментарий, исследование, указатели. Спб., 2001. С. 173. 305 Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческа дейност на блъгарски книжовници от Света Гора през първата пол. на XIV в.//Български език 1978. Кн. 5. С. 402–410. 306 Карабинов И. Постная Триодь. Спб., 1910. С. 230; Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди//ТОДРЛ. Т. 37. 1983. С. 32–33. 308 Критического издания текста до сих пор не существует. Мне были доступны две рукописи, хранящиеся в РГБ: собр. Румянцева 453 и собр. Ундольского 719. 309 Сохранилось в сборнике конца XIV в., собр. Тр.-Серг. Лавры, 9; опубликовано Е. Петуховым в ст. К вопросу о Кириллах-авторах//ИОРЯС. Т. 42. Вып. 3. С. 8–12. 310 Ср. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. С. 112–113: «Последний отдел в помянниках – отдел повестей и сказаний. Заметим, что ни одна повесть не повторяется дословно в разных списках, разнообразие редакций в этом отношении не может быть подведено к одному типу. Самые обычные и повторяющиеся повести и сказания: ... О царе Феофиле, спасенном молитвами царицы Феодоры. Более подробная редакция этого сказания находится в Румянц. Музее (Ундольского 154), краткая редакция – в Имп. Публичн. Библиотеке, Толстовский список Синодика»; Дергачева И. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV-XVII веков (на материале Синодика). Munchen, 1990. С. 141: «В разных списках Синодика встречаются варианты данного отрывка из синаксаря. Так, например, в списке ЦГАДА ф.181 633 встретился вариант наиболее полный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

=2. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Собр. Владимирского Епархиального братства. Сборник XVII в.; 4°; 642 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: А – с. 18–20. Второй тип ( O I ,1–2 ) , где к Патерику в конце примыкает текст Жития Феодосия особой формы, близкой в проложной, но с риторическим вступлением, более распространен. Краткая редакция жития святого лучше вписывалась в патериковый ансамбль, потому что патериковые «слова» в жанровом отношении ближе к проложному, чем к минейному типу житий. 3. РГБ. Собр. Н.С. Тихонравова (Ф. 299) 159. Патерики Печерский и Скитский, Житие и деяния Иоанна Богослова перв. пол. XVI в. (л. 87–527) и перв. пол. XVII в. (л. 1–86 и л. 528–573); 4°; 573 л. III; полуустав перв. пол. XVI в. и скоропись нескольких почерков перв. пол. XVII в. Печерский патерик занимает л. 1–241 об.; список неполный. Писец перв. пол. XVII в. восстановил недостающую часть Патерика по списку другого вида Основной редакции, где дополнительные тексты – Житие Феодосия Печерского , похвала святому и сказание об основании Печерского монастыря – помещены в начале сборника. О ркп. см.: А – с. 4–5. 4. БАН. Собр. Н.Ф. Романченко 48. Ркп. посл. четв. XVI в.; 4°; 176 л.; полуустав. Список неполный. 5. ГИМ. Синодальное собр. 945. Ркп. втор. пол. XVI в. (л. 18–144) и перв. пол. XVII в. (л. 2–17 и л. 145–181); 4°; III 181(1 чист.); полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 2–161об.; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 5; А – с. 8–9 (кон. XVI в.). 6. ГИМ. Воскресенское собр. 110. Киево-Печерский патерик и сборник слов и поучений XVII в.; 4°; 478 л. (2 чист.); полуустав, близкий к скорописи, трех почерков (I – л. 1–143 об.; II – л. 145–323; III – л. 325–478). Печерский патерик занимает л. 145–323 (сер. XVII в.). Список полный, но есть отклонения в расположении материала. 7. РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры (Ф. 304) Киево-Печерский патерик и сборник слов и житий XVII в.; 4°; 277 л. V; скоропись. Печерский патерик занимает л. 99–211; список полный. О ркп. см.: Я – с. V; А – с. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

178 . Actes d’lviron/Éd. diplomatique par Lefort J., Oikonomidès N., Papachryssanthou D. 1. Des origines au milieu du XI е siècle. Avec la collaboration de Metreveli H. P. 1985. 2. Du milieu du XI е siècle à 1204. Avec la collaboration de Kravari V., Metreveli H. R 1990. 3. De 1204 à 1328. P. 1994. (Archives de l’Athos. 14, 16, 18). 179 . Böder W. Die georgischen Mönche auf den Berge Athos und die Geschichte des georgischen Schriftsprache//BK 1983. 41. 85–95. 180 . Dölger F. Sechs byzantinische Praktika des 14. Jahrhunderts für das Athoskloster Iberon, mit diplomatischen, sprachlichen, verwaltungs- und sozialgeschichtlichen Bemerkungen. München 1949. (Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. N. F., Heft 28). 181 . Langlois V. Notice sur le couvent ibérien du Mont Athos//Journal asiatique. Section: Mémoires et traductions. 1867. 6:9. 331. 182. Lefort J., Papachryssanthou D. Les premiers Géorgiens à l’Athos dans les documents byzantins//BK 1983. 41. 27–33. 183 . Martin-Hisard В. Du T’ao-K’lardzheti à l’Athos: moines géorgiens et réalités sociopolitiques (IX е -XI е siècles)//BK 1983. 41. 34–46. 184 . Métrévéli H. Le rôle de l’Athos dans l’histoire de la culture géorgienne//BK 1983. 41. 17–26. 185 . Peradzé G. L’activité littéraire des moines géorgiens au monastère d’lviron au Mont Athos//RHE 1927. 23(juillet). 530–539. 186 . Salibi K. S. Commémoration du millénaire du monastère géorgien d’lviron au Mont Athos//BK 1983. 41. 7–15. Библ. по гл. фигурам груз. монашества на Афоне см. ниже, в ряду персоналий. См. также Разд. 8 , где мн. общие работы вкл. сведения о груз. обителях и подвижниках (в частн., 8 .101, 103, 244, 299). См. особ. литературу о св. Афанасии Афонском (X в.), к-рый был тесно связан с груз. подвижничеством, как в силу духовных уз, соединявших его со свв. Иованэ и Эптвимэ (рус. пер. относящейся к ним части его Завещания присоединен к новому пер. их Жития 14 .236), см.//Символ. 1996. 35. 299–301), так и по происхождению, ибо со стороны матери преподобный был грузином. Грузинские подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Амвросий, епископ Черниговский и Нежинский (Дубневин) Родился в конце XVII века в селе Подгурье на Украине. Окончил Киевскую духовную академию и оставлен в ней преподавателем младших классов. С 1727 по 1731 год – префект академии. С 1731 по 1737 год – ректор и профессор богословия и игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1733 года – архимандрит Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1739 года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 8 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Черниговского. Скончался 23 февраля 1750 года. Погребен в Черниговском кафедральном соборе. Епископ Амвросий – один из лучших наставников и ректоров Киевской духовной академии. Он первый ввел трактат о десятисловии и евангельском законе, тогда как до него никто не касался нравственного богословия. По воле императора Nempa II принимал участие в дополнении Литовского статута (сборника западно-русских законов и привилегий, который был действующим законодательством по 2 сентября 1840 года – прим. ред.) на основе Магдебургского права. В 1746 году производил обследование чудес от Ахтырской иконы Божией Матери. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, ч. 2. – С. 50. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев. 1825. – С. 299. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 85–87, 95, 96, 98. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 322, 323. Маркевич. Записки. – ч. 2. – С. 181. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 154; ч. 2. – С. 181. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 625. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010