В НЗ под Словом Божиим обычно понимается христианская весть, Евангелие (Лк 8:11; 2 Тим 2:9; Откр 1:9), его возвещает Сам Иисус (Лк 5:1; Мк 2:2), Павел (Деян 13:5; 1 Фес 2:13) и другие Апостолы (Деян 6:2). Но Евангелие это — Сам Христос (Деян 4:12; 1 Кор 1:23; 2 Кор 4:5; Гал 3:1), и Иоанн лишь досказывает до конца то, что намечено у синоптиков и в посланиях апостола Павла. Как указывалось выше, иоанново учение о Слове в других выражениях изложено в Кол 1:15–20 и в Евр 1:1–4. Логос у Иоанна обладает космологическим значением, сходным с тем, который имеет Логос в понимании Филона, но в Евангелии есть то, что невозможно у Филона — Слово стало плотию. Логос предвозвещен Премудростью в понимании ветхозаветной Церкви, но не совпадает с Торой, — Иоанн отвергает это отождествление, говоря закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (1:17). Слово было у Бога — предлог prTj с винительным падежом в греческом языке НЗ может означать ‘в присутствии кого-либо’, например, в Мк 6:3: не здесь ли, между нами ( prXj Его сестры? Ср. речь Премудрости в Притч 8:30: тогда я была при Нем художницею. Слово было Бог — здесь слово qeTj ‘Бог’ употреблено без артикля, то есть имеет значение сказуемого — определяет природу Слова. Оно было в начале у Бога — это не простое повторение предыдущего: Слово не стало Богом, а является Богом от начала, ср. 17:5. Все чрез Него начало быть — такова же космологическая роль Премудрости Божией в ВЗ и Логоса у стоиков и Филона. Без Него ничто не начало быть — не было другого создателя или демиурга. Распределение слов между ст. 3 и 4 гл. 1 не совсем ясно: Ц ‘то, что начало быть’ может относиться как к предыдущему: (1) Без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, так и к последующему: (2) Без Него ничто не начало быть. Что начало быть, имело в Нем жизнь, или было в Нем жизнью. В пользу прочтения (2) как будто говорит то, что его придерживались ранние Отцы Церкви, и лишь впоследствии патристическая экзегеза, увидев опасность еретического истолкования, перешла к прочтению (1). Все же (1) выглядит убедительнее, потому что 1) Иоанн часто помещает предлог ™n ‘в’ в начало предложения; 2) повторы типичны для его стиля; 3) сход­ный смысл обнаруживается в 5:26,39; 6:53; 4) при втором прочтении мысль, что созданный мир “был жизнью” в Слове, выражена невразумительно и вряд ли поддается пониманию.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

  XIV. Предостережение одном иноку, которого окружали раскольники и безбожники Слышно, что живешь ты между людьми, как железо между молотом и наковальней: и раскольники, и безбожники окружают тебя, и так, убегая от львов, ты попался между аспидов и василисков. Горе, горе, горе живущим на земле и хотящим душу спаси! Ибо сатана, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8), и через тех, которых поглотил уже, хочет и старается и непоглощенных поглотить. Опасайся этого льва и поглощенных им. Рассуждай о том, что пишу. 1) Раскольников, как огня, берегись, и с ними никакого не имей общения. Хотя бы они по неделе постились и всегда молились и прочие дела показывали, бегай от них. 2) В воскресение мертвых, Суд Христов, царство небесное и муку вечную, которая должна быть, так верь, как видишь себя и прочих людей. Так сие истинно, как истинно то, что вчерашний день был и сегодняшний есть, поскольку Бог это в Писании Святом объявил нам. 3) О воскресении мертвых читай следующие места: 1 Кор вся 15 глава; 1 Фес гл. 4-я, ст. 13 до конца главы; Мф гл. 22-я, от стиха 23 до 33; Мк гл. 12; Лк гл. 20-я; Ин гл. 5-я, ст. 25, 28 и 29, и в прочих местах. 4) О Суде Христовом: Мф гл. 15-я. 5) О царствии небесном и о муке вечной – там же, в гл. 25, ст. 46: пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную, – и в прочих премногих местах Писания о том написано. 6) Знай точно, что те, которые в Воскресение Христово, Суд Христов, царствие небесное и муку вечную не верят, – явные безбожники, и как бы они ни ласкали тебя и как бы ни льстили, крайне их избегай, чтобы с ними не погибнуть; и вот признак: такие, как ни показывают себя, скотское имеют житие. 7) Я советую тебе, между такими зверьми живущему, если невозможно от них уклоняться, держаться одной своей кельи, и только на одну обедню ходить, а утреню и вечерню дома читать; да будь нем и глух. Тогда чаще будешь слышать Самого Спасителя нашего, внутри тебя поучающего. 8) Так живя, непременно много будешь терпеть злого, но все терпи и претерпи, да спасешься.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день, и да приуготовляемся к срете­нию Господа нашего, ибо уже близ день Госпо­день, и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: «не спешить колебаться умом и сму­щаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес 2:2). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать, и с апостолом Иаковом исповедовать: «пришествие Господне приближа­ется; вот Судия стоит у дверей» (Иак 5:8—9), а тем более, когда уже видим, что «по причине ум­ножения беззакония, во многих охладела любовь» (Мф 24:12), и благочестие попирается, и не­честие более и более умножается; слово Бо­жие презирается, и каждый почти единой су­ете придается, и мало кто спасения души ис­кренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что нео­жиданно услышим вопль: «Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему» (Мф 25:6)?    Итак, берегись, возлюбленный, говорить в сердце твоем и делать то, что написано о злом рабе: «если же раб тот, будучи зол, ска­жет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», — и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подверг­нет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 24:48—51), — чтобы и тебе так же не пострадать. И удаляйся от на­смешников, описанных Петром святым, ко­торые говорят: " " Где обетование пришествия Его ? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением» (2 Петр 3:4, 9). «Ибо, когда будут говорить нечестивые: «мир и безопасность», тогда внезапно постиг­нет их пагуба» (1 Фес 5:3). Но пусть, по увеща­нию Господню, «будут чресла ваши препоясаны и светильники будут гореть. И мы будем подоб­ны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, ко­торых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лк 12:35—37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1Кор. 4:6 . Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Примеч . Здесь сектанты находят для себя основание отвергать науку, могущую способствовать уразумению свящ. Писания. В этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в св. Писании, а предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться незаписанными в св. Писании мудрыми изречениями и сведениями: 1Фес. 5:21 , и даже приводит слова языческих писателей: Арата – Деян. 17:28 , и Эпименида – Тит. 1:12 а ап. Петр для выяснения предметов веры употребляет иногда простые житейские пословицы: 2Пет. 2:22 . 1. Фес. 5:.21 . Все испытывайте, хорошего держитесь. Деян. 17:28 . Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из наших стихотворцев говорили: мы Его и род. Тит. 1:12 . Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». 2Пет. 2:22 . Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается в свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. 2Кор. 3:14 . Но умы их ослеплены; ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15 .Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16 .но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Примеч . Эти слова сектанты относят к православным христианам. Здесь говорится о том ослеплении ума и сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие ветхозаветных пророчеств с событиями из жизни Господа Иисуса Христа: Лк. 24:25–27 . Таким образом, ст. 16 совсем не выражает сектантской мысли, будто всякому обращающемуся к Господу открывается полный и истинный смысл св. Писания. (Сравн. 1Кор. 14:38 , Сир. 38:24–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Отсутствие страха перед смертью, страха личного небытия, является характерной особенностью христианского отношения к смерти. Отношение к умершим в христианстве отличается и от языческого, и от ветхозаветного. «Человеческий мир, каким его видит и выражает в своей литургической и молитвенной практике Церковь, состоит из живых и с.277]. Слово «успение» (усопшие), заменившее слово смерть (мертвые), хорошо отражает эту разницу. Христос называл смерть «сном» (Лк 8:52, Ин 11:11-14), а также говорил в споре с саддукеями о Своем Отце: «Бог же не есть Бог не мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Апостол Павел призывает христиан не быть в печали об умерших «как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес 4:13), т.е. не вести себя как язычники. И далее он называет смерть сном, как называл ее и Господь, а умерших христиан — усопшими, т.е. уснувшими. «Если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет через Иисуса с ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем: поэтому утешайте друг друга словами этими» (1 Фес 4:14-18). Физическая смерть не может отделить христианина от Христа (см. Рим 8:38-39), а значит и друг от друга. «И если живым что-то нужно от ушедших, то и ушедшие чего-то ждут от живущих» с.280]. «Молитвенная память и дела живых, как мы верим, помогают ушедшим в их посмертном бытии — и, с другой стороны, память и участие ушедших (с особенной очевидностью святых, к которым постоянно обращается Церковь, а, как известно, никого нельзя счесть святым до его кончины) сопровождают жизнь живых» [там же, с.279]. По словам апостола, «Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они (усопшие. — Н.А. ) не без нас достигли совершенства» (Евр 11:40). В эсхатологической перспективе наступления Царства Божия и «жизни будущего века» полнота жизни в единении с Богом ожидает как живых, так и усопших.

http://bogoslov.ru/article/782964

Поэтому нужно очень взвешенно относиться к подобным рассказам о «спецэффектах», сопровождающих парусию. Что, тем не менее, с большой долей вероятности мы можем ожидать? То, что парусия будет явлением Христа в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным: …как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Ап. Павел говорит, что все эти события произойдут величественно: …Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба… ( 1 Фес.4:16 ). Здесь труба напоминает о созывании войска звуком трубы или о возвещении Юбилейного года, как это происходило у иудеев. Отношение людей ко Второму Пришествию будет различно: одни обрадуются и будут торжествовать, хулители же веры и злые грешники возрыдают, потому что Второе Пришествие означает для них вечный приговор и погибель. Христос говорит Своим ученикам: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Христос приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2 Фес. 1:10 ), то есть, для святых Его Пришествие будет окончательным и совершенным прославлением, для простых верующих – потрясением и надеждой на Спасение, для грешников – осуждением. Поэтому в этот момент, осознав, что придется держать отчет за свою жизнь перед Богом, восплачутся все племена земные… ( Мф. 24:30 ). Далее произойдет всеобщее воскресение из мертвых. Это не метафора, не поэтический оборот речи, это твердое убеждение христиан, и основывается оно на уникальнейшем событии реального Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Часто, когда я совершаю отпевание, я говорю собравшимся у гроба людям, что сейчас мы свидетели того факта, что у нашего любимого человека душа отделилась от тела. Потом я рассказываю о том, как по учению Православной Церкви душа будет жить в этом состоянии в мире ином.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло все так, как бы светильник освещал кого сиянием. (Лк. 11, 36).   Среда. (1 Фес. 4, 1–12; Лк. 11, 42–46). Господь начинает укор Своим современникам тем, что они “нерадят о суде и любви Божией”. Иссякновение правды и любви — корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать “десятину с мяты, руты и всяких овощей” еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он “гроб скрытый, над которым люди ходят и не знают того”. Начало самоисправления — начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.   Четверг. (1 Фес. 5, 1–8; Лк. 11, 47–12, 1). “ Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие”. Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность — необходимое сопутствие дел совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует “беречься закваски фарисейской”. Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Верую в единого Бога Отца, Который все держит в своей власти, сотворил небо и землю, все видимое и невидимое. И в единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, света от света, – рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло. Сошедшего с неба для нас, людей, и для нашего спасения, принявшего тело от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании, и вознесшегося на небо и сидящего по правую руку Отца, и Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому мы поклоняемся и которого славим одинаково с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков. В единую Святую, Соборную и Апостольскую церковь . Я верую в одно крещение для очищения от грехов. Я ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Приложения Список принятых сокращений, встречающихся в данном издании Ам. – Книга пророка Амоса Апок. –Апокалипсис Быт. – Бытие Втор. – Второзаконие Гал. – Послание к Галатам Дан. – Книга пророка Даниила Деян. – Деяния святых Апостолов Евр. – Послание к Евреям Еф. – Послание к Ефесянам Зах. – Книга пророка Захарии Иак. – Послание Иакова Иез. – Книга пророка Иезекииля Ин. – Евангелие от Иоанна Иоиль – Книга пророка Иоиля Иона – Книга пророка Ионы Ис. – Книга пророка Исайи Исх. – Исход Кол. – Послание к Колоссянам Лев. –Левит Лк. – Евангелие от Луки Мал. – Книга пророка Малахии Mux. – Книга пророка Михея Мк. – Евангелие от Марка Мф. – Евангелие от Матфея Нав. – Книга Иисуса Навина Пс. – Псалтирь Рим. – Послание к Римлянам Суд. – Книга Судей Израилевых Флп. – Послание к Филиппийцам Числ. – Числа 1 Ин. – Первое послание Иоанна 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Макк – Вторая книга Маккавейская 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес. – Второе послание к Фессалоникийцам 1 Цар. – Первая книга Царств 2 Цар. – Вторая книга Царств 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010