Возрадуйтесь… и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6:22-23). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1797]    Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 10.    Ср.: Платон. Горгий. 474b.    См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.    См.: Там же. II, 9. Слово 117. О благодарении    Мы за все должны благодарить, по Апостолу (1 Фес. 5:17), утешаемся ли или же скорбим. Ибо Промыслитель душ наших, Господь, для пользы [нашей] наводит на нас скорби и, как опытный врач, болезненные прижигания против недуга подает, чтобы человек стал здоров, и как любящий отец, когда видит своего сына безобразничающим, наказывает, когда же видит опечаленным или несчастным — утешает. Так поступает с нами и наш Благой Владыка и Отец, будучи чадолюбивым: все доставляет нам для нашей пользы — утешение ли или наказание. Посему мы должны в скорбях даже еще более [нежели в благоденствии] благодарить, как законнорожденные сыны, а не как незаконнорожденные. Если же Христос — Владыка по сущности и Владыка по Домостроительству (потому что не существовавших [прежде] сотворил и умерших грехом искупил Своей кровью), то мы, как рабы неключимые (ср. Лк. 17:10), каким благодарением сможем Ему воздать? Потому что если только в благополучии будем Его благодарить, то окажемся подобны неблагодарным иудеям, некоторые из которых, когда в пустыне были насыщены чудодействовавшим Господом, говорили: это истинно Тот Пророк и хотели придти, нечаянно взять его и сделать царем (Ин. 6:14-15); когда же Он говорил им: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27), говорили Ему:какое же Ты дашь знамение? …Отцы наши ели манну в пустыне (Ин. 6:30-31).    Посему это по справедливости относится к нам: исповестся Тебе, егда благосотвориши им, и таковой даже до века не узрит света(Пс. 48:19-20). Посему не будем уподобляться неблагодарным, но, как ученики благодати, будем примером через благодарность, чтобы эти [неблагодарные] тоже смогли, видя свет благодарения нашего, отступить от окружившего их мрака неблагодарности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   – А какой молитвой нужно молиться? — спросил брат.    – Отче наш, — сказал старец. — Если хочешь читать эту молитву, то должен смотреть на всех людей, как на одного человека, и воздерживаться от осуждений.    – 2. Из Антиоха Пандекта    »«Всему свое время», говорил Соломон (Еккл 3:1). А для молитвы подходит всякое время и не бывает не подходящего. ««Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно устах моих»« (Пс 33:2). Вот почему апостол советует: »«Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17), ибо всякий час надлежит молитве. И сам Господь говорит нам: ««Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:36).    Кто хочет очистить свое сердце для памяти о Господе, всегда воспламеняющем сердце, должен непрестанно знать только одно занятие и одно дело — молитву. Не должно быть так: то молишься, то не молишься. Если хочешь избавиться от собственной гнилости, ты должен постоянно думать о молитве ради хранения ума, находимся ли мы в храме или далеко от него.    Как человек, которому нужно очистить золото, если позволит огню хотя бы на краткий миг ослабнуть в горниле вынужден будет начать все сначала, ибо расплавленный металл затвердеет, так и тот, кто помнит Бога, но потом Его забывает теряет из-за своей беспечности все, что надеялся приобрести в молитве.    Как невозможно взять в руки железо, раскаленное в огне, так и враг не в силах вызвать брань в уме, закаленном в постоянной молитве. Как железо в пламени накаляется до красна, так и ум во время молитвы просвещается вспышкой божественного пламени и весь становится ярким, как молния. 3. Из аввы Исаии    Постоянная молитва освобождает от плена у дьявола, но даже самое краткое пренебрежение молитвой становится матерью забвения.     2. Сказал авва Феодор из Ената, что если Бог не простит нам нашу небрежность во время молитвы и пленение ума во время псалмопения, то мы не сможем спастись. 4. Из аввы Марка    Кто понимает выражение блаженного апостола, что «наша брань против духов злобы»« (Еф 6:12) в таинственном смысле, тот понимает и притчу Господа, повелевшего »всегда молиться и не унывать»« (Лк 18:1). А кто по-своему понимает заповедь о молитве, тот воспринимает самые неуместные советы, которые его, как по цепочке, передают от одного греха к другому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

«Усвоивший себе мысли ложные усвоил свойства диавола, вступил в сродство с отверженными ангелами, сделал для себя соединение с Богом несродным, неестественным, - свидетельствует богоносный святитель Игнатий Брянчанинов, - Чуждый Бога - чужд спасения и жизни духовной... Вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему - находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти и жизни в темницах ада... Одна мысль ложная может свести в ад!» Характерно, что «злые люди и обманщики» , как правило, сами себе искренне верят, не понимая, что они одержимы тяжелейшим духовным недугом. Эти несчастные неустанно плодят великое множество последователей. Под их мощным влиянием многомиллионные массы людей заражаются ложью, начинают верить этой лжи, повторять ее, тиражировать, особенно, если это выгодно для устройства земного благополучия. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26), - изрек Спаситель еще два тысячелетия тому назад. Тем не менее, сильные, знатные и знаменитые мира сего не гнушаются принимать земную славу друг от друга и от пресмыкающихся перед ними человеков, только вот славы от Единого Бога они не ищут (Ин. 5, 44). Гордиться, величаться и процветать любил и известный евангельский богач (Лк. 16, 19-31). Но чем закончились его блистательные пиршества? Что стало уделом его в загробной жизни?.. Познав всю горечь безконечного огненного мучения, мечтал он о единой капле воды для прохлаждения языка. Но поздно, поздно пришло к нему раскаяние! Опоздал богач... Так и ныне - не внимают Слову Божию сильные мира сего, не внимают Ему и все любители земного и тленного, не задумываясь о том, «что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5, 2-3). В наши дни словосочетание «мир и безопасность», имеющее статус евангельского знамения, очень часто употребляют политики, журналисты и даже религиозные лидеры. Чтущий да разумеет.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина, имени чад Божиих, звания сонаследника Христова, печати дара Духа Святого, а эти имена и отличия дороже всех имен и отличий мирских. Лишат ли вас самой жизни, - не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28) " . И слово Господне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще в земной жизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своими гонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли наследовать царство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение и своей верой, своим терпением посрамляли всех своих мучителей, а по смерти наследовали царство небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Апок. 3, 21). 182 182 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 218 - 224. Общее увещание кающихся по руководству девяти заповедей блаженств И так, следуй путем, ведущим к вечному блаженству: исполняй заповеди о блаженствах. Помни, что эти пути безошибочны и прямо ведут ко спасению, ибо они указаны Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который подлинно есть путь, и истина и жизнь вечная (Ин. 14, 6). Знай, что в мире непрестанно действует нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро - миром и радостью сердца. Он неизменен, ибо это закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога. Те, кто делает добро, кто исполняет этот нравственный евангельский закон, непременно будут награждены вечной жизнью, а нарушители, не покаявшиеся в нарушении, будут наказаны вечной мукой. Вопросы на исповеди по руководству девяти церковных заповедей 183 Первая церковная заповедь Она предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни, т.е. посещать вечерню, утреню и Литургию (см. Лк. 18, 1; Еф. 6, 18; 1 Фес. 5, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Не гордился ли когда-либо? Не считал ли себя лучше других? Не приписывал ли исключительно себе, а не помощи Божией, своих успехов в науке или жизни, совершенных тобой добрых дел? Помни, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). " Если не будет основания - смирения, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвою, все это без смирения разрушится и погибнет " . 149 Из шести пороков, которые особенно мерзки перед Господом, по словам Соломона, гордость занимает первое место (см. Прит. 6, 17). В числе семи смертных грехов гордость называется также на первом месте 150. В лице антихриста и нечестивых служителей его гордость будет осуждена на Страшном Суде Божием (см. 2 Фес. 2, 12). Но и в настоящей жизни Господь часто приводит к посрамлению и уничижению горделивых, как видно из многих ветхозаветных примеров. Египетский фараон погиб в Чермном море за гордое противление воле Господа; царь Навуходоносор впал в скотское состояние за то, что возвеличился могуществом своим и позабыл о зависимости своей от Вышнего, владеющего царством человеческим (Дан. 4, 30); Антиох Епифан в наказание за то, что превознесся перед Богом Израилевым и всеми мерами старался истребить истинное богопочтение, поражен был отвратительной предсмертной болезнью, так что сам признал эту болезнь следствием гнева Божия за свою гордыню (2 Мак. 9, 5 - 28). Христианин должен украшаться смирением, сознавая свои грехи, свое ничтожество пред Богом, исповедуя, что все, что он имеет лучшего, получено им от Бога, и без Его благодатной помощи никто шагу не может сделать не только на пути к вечному спасению, но и к здешнему, земному благополучию. Не долины ли обильно орошаются влагою? Не долины ли цветут и благоухают? Не на горах ли бывает снег, и лед, и безжизненность? Горы высокие - образ горделивцев; долины - образ смиренных: Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся (Лк. 3, 5). Господь говорит: На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2). Поистине блаженны нищие духом, т.е. смиренные, считающие себя за ничто, - таковых есть царство небесное (Мф. 5, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

     Сердечно поздравляю всех с праздником Пасхи словами непреходящей радости, воссиявшей от Гроба Спасителя: Христос воскресе! Эта истина, как и весть о воплощении Бога Слова, возвещена людям ангелами. Пришедшие к месту погребения Христа жены-мироносицы услышали ангельское благовестие: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6). Христос воскрес, сбросив иго смерти, довлевшее над человечеством, и «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Способностью усыновления Господу не обладает никакое иное творение. Ею наделены только люди, которые, по слову апостола, «от Бога родились» (Ин. 1, 13) и используют данную им власть, чтобы вечно быть вместе с Воскресшим Христом. Сегодня завершено поприще Великого поста, во время которого мы старались тщательно очистить свою душу от всего, что удаляет нас от Бога, и приобщались Христу в таинстве Причащения. Что нам делать дальше? Как отныне строить свою жизнь с Богом, чтобы дольше оставаться в этой светозарной радости о Воскресении Господа? Многие люди сегодня пекутся об экологии, желая привести в порядок общечеловеческую среду обитания. Но мало кто заботится об организации своего духовного пространства. Как телу чистый воздух, так человеческой душе жизненно необходимо благодарение Богу. Апостол Павел пояснял: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18). Благодарение присуще вечности (см. Откр. 4, 9; 7, 12), и через жертву хваления Богу мы прикасаемся к тайне будущего века. Благодарить Господа можно в любое время и на всяком месте. Но особое значение для нашего духовного благоустройства имеет церковная молитва. Благодарение составляет основу и сущность церковного богослужения. В нем мы найдем воспоминание обо всей истории бытия материального мира от сотворения до гибели, о домостроительстве нашего спасения и предстоящем Страшном Суде. Через участие в церковном богослужении, особенно в Божественной литургии, наша судьба вписывается в книгу жизни (см. Откр. 21, 27), что намного важнее, чем оставить свой след на страницах человеческой истории.

http://pravoslavie.ru/102763.html

Быть епископом, это значит, жить жизнью своей паствы, жить ее радостями и ее скорбями. Ученики Господни имели все основания «явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи» среди паствы своей, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2, 7). Задача епископа не только в благовестии Царства Божия, но и в устроении его на земле, ибо, начавшись здесь, оно простирается до небес, начавшись во времени, простирается в вечность. Архиерейским жезлом, как символом власти, водворяется лишь внешний порядок, Царство же Божие в сердцах пасомых насадить можно лишь слезной молитвой, духовным подвигом, многими трудами в смирении и самоуничижении. « Нас огорчают , — говорит апостол Павел, — а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор.6, 10). «Управление Церковью доставляет много заботы и труда ее кормчим» , — свидетельствует прославляем ныне Святой Церковью святитель Иоанн Златоуст. «Это есть искусство из искусств и наука из наук» , — вторит ему святитель Григорий Богослов. Ни на одно мгновенье не закрывай свои глаза на трудность возлагаемой на тебя задачи. Бремя епископского служения, как мы говорили, нелегкое вообще, в данном случае представляется особенно трудным и тяжким. Пусть эти наши духовные размышления в начале твоего епископского пути не устрашат, а воодушевят тебя и вдохнут твердую веру в укрепляющую силу Божию. Помни: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающий назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9, 62). Утешением для тебя пусть будет неизреченная милость Божия, явленная тебе в твоем недавнем церковном послушании. Господь сподобил тебя служить Ему в тех местах, где ступали пречистые ноги Его, лобызать тот камень, на котором лежало Божественное Тело Его, снятое со Креста, преклонять колена перед Гробом, из которого воссиял Свет Его Воскресения и озарил надеждой жизни вечной. Условия церковной жизни вдали от родины дали тебе возможность приобрести достаточный опыт широкой и активной пастырской и административной деятельности, столь необходимой для епископа.

http://patriarchia.ru/db/text/163637.htm...

Если радоваться вовсе не греховно и не запрещено, то почему радости все-таки так мало в жизни? Очень часто переживание радости становится недоступным, потому что люди сами не разрешают себе ее. Кажется, стану богатым, женюсь, выйду замуж, устроюсь на нормальную работу, поеду в отпуск — вот тогда и порадуюсь, тогда и буду счастливым. То есть какие-то внешние обстоятельства ставятся условием для того, чтобы разрешить себе испытывать радость. В светской психологии это называется «условная радость». Чтобы избавиться от этого внутреннего ограничения, можно находить причины для радости и благодарности здесь и сейчас. Оглянитесь вокруг — чему вы радуетесь в своей жизни прямо сейчас? За что вы благодарны сегодня? Об этом и апостол говорит: «за все благодарите» (1 Фес 5:16). И это не просто его пожелание, так как он добавляет: «ибо такова воля Божия». Счастье и радость приходят не потому, что мы чего-то достигли, или потому, что изменились какие-то внешние причины. Наоборот — сначала мы находим радость и счастье внутри. А потом уже меняются обстоятельства вокруг нас. Об этом пишут современные исследователи состояния счастья и радости — Соня Любомирски, Шон Арчор в США и киевлянка Алла Клименко. Другими словами, более надежный источник радости и счастья — не во внешнем мире, а во внутреннем. Именно об этом еще 2000 лет назад говорил Сам Христос. Вы же помните, что Царство Небесное — не здесь и не там, а внутри человека. О первичности внутреннего, а не внешнего, и другие слова из Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45). Переживание радости и счастья зависит не от условий нашей жизни, а от того, как именно мы интерпретируем эти условия и события. Внутренний мир, умение управлять своими эмоциями — одна из главных добродетелей. Об этом писали не только современные психологи, но и Святые Отцы. И именно поэтому в Псалтири есть и такой призыв: «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс 99:1–2).

http://blog.predanie.ru/article/zapret-n...

В этом виде Он являлся апостолам, с ними ел и пил после Воскресения и был осязаем Фомой, сказав всем принимавшим Его за духа: осяжите Меня и разсмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39). Так Он и вознесся во славе, так и опять придет в том же виде — в нашем образе, и увидит Его всякая плоть грядущим с небес, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его, как написано (2 Фес. 1, 7–8); с которыми будут мучиться распявшие Его иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы. Это, братия, евангельская проповедь, это — апостольское учение. Мудрствующие же иначе, напротив, стараются увести народ Божий к иному благовествованию, которое впрочем не иное (Гал. 1, 6–7), предлагая ложные писания, говоря от своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обычно к пшенице всегда примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Да и как открылась бы истина, если бы не было противоречий? Но если бы даже мы, — говорит апостол, — или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что€ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что€ вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Излишне было бы мне писать вам, что возможно изображать Богородицу и святых. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава Тела Церкви, может быть изображаем, полагали заодно уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27). Ибо для них является обличением то, что Матерь Божия изображается на иконе, а Родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший все, относящееся к телесному пребыванию Его, нет. Их разоблачает и то, что свидетели и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым общались, не будет изображаем. Они оказываются даже хуже иудеев, потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого-либо другого из пророков, между тем как иудеи, жившие прежде благодати, принимали священные изображения, будучи подзаконными, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе, и иудеям, и, по сути, не являются ни иудеями, хранителями закона, ни христианами, так как не изображают Христа, Которого признают ставшим Человеком. Есть такое изречение апостола Петра в истории мученичества святого Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы, увидев, еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано Им».

http://pravoslavie.ru/6065.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010