Церковное предание Аристарха считает епископом г. Апамеи Сирской (этот город находится в 13 милях к югу от Антиохии, где ап. Павел был по возвращении из Иерусалима. Поставление Аристарха во епископа Апамеи подтверждает предположение, что Аристарх был с ап. Павлом в Иерусалиме (Архим. Сергий, Полн. Месяцеслов Востока, т. 2, замечан., стр. 7). По другим сведениям (Римский Мартиролог) Аристарх был епископом Солуня, своего родного города (Martyrolog Romanus 349 p. Migne. Dictionnaire de la Bible, 575). В списке Солунских (Фессалоник.) епископов у г. Лепорского (История Фессал. экзархата. Спб 1901 г. стр. 302) первым епископом Солуня поставлен Аристарх, один из 70 Апостолов. Св. Арпстарх в Риме вместе с ап. Павлом скончался мучеником (Martyrolog. Roman.), что подтверждается и службой ап. Трофиму, Пуду и Аристарху в нашей православной церкви 15 апреля. Память св. Аристарху совершается 15 апреля вместе с ап. Трофимом и Пудом и 4 января в св. 70 Апостолов. В списке св. 70 Апостолов Дорофея Тирского упоминаются два Апостола с именем Аристарха: один под 62 числом: «Аристарх, епископ Апамеи», а другой под 66 числом: «Аристарх другой», без означения какой церкви епископ… В списке Адона (в Полн Месяцеслове Прав. Востока) упоминаются два Аристарха один за 63, а другой за 68). В службе св. Апостолам 4 января в Служебной Минее прославляются два Апостола с именем Аристарха, так как во 2-й стихире на Господи воззвах на вечерне воспоминаются два Аристарха… Может быть, к разделению одного св. Аристарха на два послужило то, что по церк. преданию ап. Аристарх был епископом Апамеи Сирской (в Малой Азии), а другой в Солуни (в Македонии) в значительно один от другого удаленных, что казалось составителю списка 70 Апостолов (Дорофею) неправдоподобным, и он решился разделить их на двух. Достаточных оснований к включению в число 70 Апостолов двух Аристархов нет оснований; другой Аристарх первоначально был внесен (Дорофеем), по недоразумению, а последующее вписывали двух Аристархов, следуя древнейшему их списку (Дорофея).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

5-й член. О церкви. Посредством крещения мы принимаем в видимую церковь Христову на земле; каковая церковь должна состоять из истинно верующих членов по образу Апостольской церкви, которая должна, строится, как живые камни, быв утверждена на основании Апостолов и Пророков, имея Самого И. Христа краеугольным камнем, на Котором все здание слагаясь стройно в святой храм во Господе, на котором мы устрояемся в жилище Божие Духом ( Eфec. II. 20 – 22 ). 6-й член. О наставниках. Для наставления и утверждения братства, мы выбираем из среды себя способных на то лиц, пресвитеров, учителей и диаконов, к совершению святых для созидания Тела Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все более возрастали в Того, Который есть глава, Христос, от Которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для назидания самого себя в любви (Ефес. , 11–16). 7-й член. Об управлении. Братство, а во главе его духовные наставники обязаны наблюдать за порядком, чтобы по постановлениям Св. Писания исключать из среды своей тех лиц, которые окажутся непослушными и непокорными заповедям Основателя Церкви И. Христа, как Он их дал: „если погрешил против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного, или двух, чтобы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое дело. Если не послушает их, объяви церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ (Ев. V. Матф. XIII, 15 – 16). Апостол Павел пишет: „я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, есть блудник, или прелюбодеец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас (I Корин. V, 11 – 13). Также – 2 Фессал. III, 6, и 1Tuм. I, 19 – 20 ). Принятие исключенных из Церкви лиц происходит тогда, когда они сотворят плоды достойные покаяния, и попросят прощения у церкви. Для такого довольно сего наказания от многих, так что лучше простить его и утешить, дабы таковой не был поглощён чрезмерною печалью (2 Корин. II, 6 – 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

4. был под законом 3. в небесных 20. Но вы не так познали Христа. но вы не так учились от Христа Если б не так познали Христа – это значило бы, что и распутные язычники познали Христа, только не так 1069 12. наша брань не с кровию и плотию, но с начальствами, властями, с мироправителями тьмы века сего, с поднебесными духами злобы. наша брань не против крови и плоти, но против начальств и властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. С плотию – обоюдно; с плотию ли просто, как находящиеся в персти, или с плотию, как союзницею, или с плотию, как врагом 1070 Филип. 25. для вашего преуспеяния и торжества веры. 15. не участвовала в деянии и приятии Колос. 12. удостоившаго нас быть участниками. 12. воскресившаго 1 Фессал. 16. в повелении во гласе Архангела, и в трубе Божией после повелительного гласа Архангела и трубы Божией Господь в повелении – сойдет; Господь в трубе – сойдет; – что это такое? понятно ли это 1075 2 Фессал. 8. пока не устранится пока не будет взят от среды (или, по крайней мере) пока не будет устранен Но последнее слабее подлинника. В сем пророческом изречении точность важнее ясности 1076 5. Ходатай между Богом и человеками Ходатай за человеков пред Богом или: посредник между Богом и человеками Это последнее ближе к подлиннику. А ходатай между – словосочинение неправильное 1077 7. не духа боязни, но 8. и я хочу, чтобы ты твердо стоял в сем, дабы уверовавшие в Бога отличались добрыми делами. и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть побудителями к добрым делам. Отличаться – слово светское, изнеженное 1079 Филим. 9. прошу, будучи таков, как я прошу, не иной кто, как я В прежнем переводе: я прошу, будучи такой, как я, – с позволения сказать, не достает смысла. Не иной кто, слова сии выражают то, что греческие, хотя и не буквально 1080 1. древле 3. держа все сильным словом Своим держа все словом силы Своея Нет нужды отступать от подлинника. И в выражении Апостола более глубины. При том: все сильным представляет обоюдность: всесильным 1082

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Г.К.Честертон определял предание как «предоставление права голоса предкам». Это помогало мне легче дышать. Но опасения все же оставались. Что, если результат голосования будет не в мою пользу? Я решил посмотреть, что говорится на этот счет в Библии. Две стороны Предания Никто так строго на относился к Преданию! как Иисус Христос. Одним из самых сильных обвинений в Новом Завете было осуждениенашим Господом Предания в главе 15 Евангелия от Матфея. Посмотрите, как резко обличает Он фарисеев за их апелляцию к Преданию: Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почитать отца своего и матерь свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». ( Мф. 15:3–9 ). Эти слова, а также предупреждение апостола Павла Колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2:8 ), резюмируют решительные библейские призывы остерегаться предания. Но Новый Завет говорит по этому вопросу и другое. В одной из самых ранних книг Нового Завета апостол Павел выступал в защиту предания. Он писал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15). Вряд ли можно найти более красноречивое одобрение предания, чем это. И затем, через несколько стихов читаем: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фессал. 3:6). Есть ли здесь противоречие? Внимательный взгляд на приведенные тексты показывает, что в них идет речь о разных видах преданий. В Евангельском отзыве и отрывке из Послания к Колоссянам рассматривается человеческое предание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

е. весь народ, есть хранитель благочестия» 82 . « Церковь утверждена, основана на камне, отверженном некогда зиждущими, как непригодный для здания, представлявшегося их умам; но для земли она не создана раз навсегда, не представляет из себя законченного, готового творения, а созидается и будет созидаться в меру деятельности каждого из членов этого тела», «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4: 12 – 13 ). Никого из верующих, составляющих и созидающих тело Церкви, не устраняет и не исключает апостол из общего зодческого труда, призывая всех к созиданию Церкви через воздействие друг на друга. «Увещевайте друг друга и назидайте», т. е. надстраивайте друг друга, говорит апостол (1 Фессал. 5: 2). «Увещевайте друг друга каждый день, пока еще можно говорить», наставляет тот же апостол ( Евр. 3 : 1З). «Служите друг другу, говорит апостол Петр, каждый тем даром, который получил, как добрые строители многоразличной благодати Господней; говорит ли кто, говори, как слово Божие; служит ли кто, служи по силе, какую дает ему Бог» ( 1Петра 4: 10 – 11 ). « Церковь созидает себя во всей полноте своих членов, через них и от каждого из них получает приращение для созидания себя в любви, и если ни один из членов церкви, как тела, не устранен и не освобожден от общей работы домостроительства, то, разумеется, и мирянин – человек народа, единица народа, что и обозначает самое слово, не устранены от нее» 83 . В статье: «Православное христианство и мир» Н. П. Аксаков касается до некоторой степени злободневного и модного вопроса, служащего для каждого богослова излюбленным местом приложения филологических познаний или философского анализа, вопроса об отношении между «Царством Божиим» и «Церковью». После различных экзегетических и филологических соображений Аксаков говорит: «Слово « церковь » на первых порах употреблялось в посланиях апостолов в обращении к христианам из язычников, которым в виду развития юридическо-общественной жизни у них оно было более знакомо, чем выражение «Царство Божие», и наоборот не употреблялось в обращении к христианам из иудеев, для которых понятие о церкви: «εκκληςα» было менее знакомо, чем родные для них – царство Божие, народ Божий, дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Не полное и повсеместное торжество любви и всеобщей правды на этой земле обещают нам Христос и Его Апостолы; а, напротив того, нечто вроде кажущейся неудачи Евангельской проповеди на земном шаре, ибо близость конца должна совпасть с последними попытками сделать всех хорошими христианами... «Ибо когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба 210 ... и не избегнут“ (1-е посл. к Фессал. 5:3). И еще: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, – и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: Ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней (Еванг. от Матф. гл. 24:4–8). И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения; реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте (читающий да разумеет)... ( Матф. 24:12–15 ) 211 . Проклятием мира, как зла, обусловливаемся в своем конечном исходе и «божественная теология“ в отношении к нему. Постепенное расстройство мировой жизни до полной гибели ее – «прекращение истории и жизни“ преднамеренный исход всего в незримой руке Провидения. «Божественная телеология“ в данном случае не имеет никакого соответствия сознательным действиям людей. Религиозное сознание также определяет отношение Бога к миру, – выражаясь богословским термином, – Промысел Божий наряду с другими сторонами как «направление возникающего от удаления зла к добрым последствиям“... По мнению Леонтьева все ведение Богом мира к конечной цели – является полным ниспровержением планов и намерений человека. Знание и невежество «самые дурные пороки и страсти людей“ как равно и героические подвиги их, «бессознательный обман, самообольщение» все это «могучее орудие, постепенного расстройства в незримой руке исторического рока“ – добро и зло являются одинаково полезны для приведения мира к его концу 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Львом Толстым 16 . Этот же романист представил нам примеры подобных двойственных отношений русского дворянства к французам в эпоху наполеоновских войн 17 . Черкесы эстетически нравились русским, противникам своим. Русское дворянство времени Александра I восхищалось тогдашними французами, вредя им стратегически (а следовательно, и лично) на каждом шагу. Речь г. Достоевского очень хороша в чтении, но тот, кто видал самого автора и кто слышал, как он говорит, тот легко поймет восторг, охвативший слушателей.. Ясный, острый ум, вера , смелость речи.. Против всего этого трудно устоять сердцу. Но возможно ли сводить целое культурное историческое призвание великого народа на одно доброе чувство к людям без особых, определенных, в одно и то же время вещественных и мистических, так сказать, предметов веры, вне и выше этого человечества стоящих,– вот вопрос? Космополитизм православия имеет такой предмет в живой личности распятого Иисуса. Вера в божественность Распятого при Понтийском Пилате Назарянина, который учил, что на земле все неверно и все неважно, все недолговечно, а действительность и веко-вечность настанут после гибели земли и всего живущего на ней,– вот та осязательно-мистическая точка опоры, на которой вращался и вращается до сих пор исполинский рычаг христианской проповеди . Не полное и повсеместное торжество любви и всеобщей правды на этой земле обещают нам Христос и его апостолы , а, напротив того, нечто вроде кажущейся неудачи евангельской проповеди на земном шаре, ибо близость конца должна совпасть с последними попытками сделать всех хорошими христианами... «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут» (1– е поел. к Фессал. гл. 5, 3). И еще: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

3, 1-8). Вопреки ясному наставлению Спасителя, что Он только один – Учитель людей (Мф. 23, 8), и вопреки ясному убеждению апостолов, что истина в Иисусе (Ефес. 4, 21), и что в Нем только одном сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колос. 2, 2-3), и что поэтому никто не может положить другого основания религиозной веры и надежды людей, кроме положенного Самим Христом и данного именно во Христе (1 Кор. 3, 11), гордые люди поврежденного ума (1 Тим. 6, 5) не захотят более иметь во Христе своего единственного учителя, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3). В силу такого распутства ума, зло естественно будет развиваться в людях и естественно же вызовет свое неизбежное следствие. Водимые страстью ненасытного себялюбия, опорочившие разум и поправшие голос совести, люди примутся истреблять друг друга: друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и восстанет народ на народ, и царство на царство, и наступит такая великая скорбь, какой еще не было от начала мира (Мф. 24, 10; 7, 21). Но даже и великая скорбь не образумит людей. Хотя среди ужасов всеобщей резни они несомненно будут вспоминать о христианской вере во Христа и несомненно будут желать, чтобы Христос действительно пришел к ним на помощь, но, по причине умножения беззакония (Мф. 24, 12), они будут желать себе другого Христа, который льстил бы их слуху и был бы для них сильным царем непременно от мира сего. Поэтому многие бессовестные искатели приключений воспользуются тогда людским ожиданием Христа и будут выдавать себя за Него; и найдутся между ними такие искусные чародеи, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24), т.е. людей, которые останутся верными почитателями истинного Бога Христа; и наконец даже откроется такой человек греха, сын погибели, который поставит себя выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога (1 Фессал. 2, 3-4), и этот именно человек окажется как раз таким человеком, пред которым тогда пожелает преклониться все развращенное поколение людей (Апок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

2, 4). Христианин не может любить обольщений мира и не может участвовать в темных делах его, потому что он – сын духовного света, озарившего ему вечную жизнь во Христе и сделавшего для него настоящую жизнь на земле лишь временным странствованием его к вечному царству на небе (1 Иоан. 2, 15-17; Ефес. 5, 8; Евр. 12, 22-24). В силу этого, свободный подражатель святой жизни И.Христа, он уж естественно должен являться здесь и добровольным участником в неповинных страданиях Христа, потому что он ведь только странник в мире, т.е. чужой для мира, и стало быть – мир не может любить его. Поэтому апостолы прямо говорили верующим, что им суждено страдать (1 Фессал. 3, 3; срав. Филип. 1, 29) и что избежать этой участи, оставаясь верными последователями Христа, они не могут. Ведь истина, конечно, не может не обличать заблуждения, и свет не может рассеивать сумрака ночи, а христианская вера есть именно истина и свет, и потому, внесенная в мир, она естественно может только обличать его о грехе, и о правде, и о суде, а уж никак не согласоваться с языческим обиходом человеческой жизни в мире (2 Кор. 6, 14-16). Поэтому если бы христианин, из желания приятно пожить на земле, вздумал бы разделить свою жизнь и мысль между Христом и Велиаром, то он, очевидно, не пошел бы по следам Христа и потому, считая себя христианином, он в действительности не был бы им. Апостол решительно предписывает " не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т.е. братом по вере во Христа, значит – христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таковым даже и не есть вместе " (1 Кор. 5, 11); потому что он не только не брат по вере, а, напротив, прямой разрушитель святыни веры, так как своей порочной жизнью он явно попирает Сына Божия и Духа благодати оскорбляет (Евр. 10, 29). Значит, христианин не тот, кто верит во Христа и желает услаждаться грехом, а тот, кто по вере во Христа желает бороться со грехом, чтобы действительно победить в себе грех; так что не только призраки мирских наслаждений, но и прямые страдания за истину христианской веры не могут заставить его изменить своей вере (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

16, 4,6). Эти грозные признаки наступающей смерти вскоре затем дополнятся таким угрожающим признаком, который уж не оставит ни малейшего сомнения в том, что именно ожидает наш мир: температура воздуха на земле неожиданно поднимется до такой высоты, что воздух будет жечь людей огнем (Апок. 16, 8), и люди в мучительных страданиях от раскаленного воздуха по необходимости должны будут почувствовать страшный признак наступающего мирового пожара . Но, по сообщению откровения, даже и очевидная опасность неминуемой погибели тогда не заставит людей образумиться. Великий пророк, которому дано было созерцать последние картины истории мира, видел все царство антихриста и слышал, как люди этого царства, сжигаемые раскаленным воздухом, хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу (Апок. 16, 9). Очевидно, в безумном увлечении своим чародеем-царем они всю надежду своего спасения возложат только на его сатанинскую силу и великую власть, в Боге же будут видеть только своего личного врага, как будто Он на то лишь одно и способен, чтобы поражать людей всякими язвами. Между тем антихрист бессилен будет остановить стихийный процесс мирового разорения. В то время как раскаленный воздух будет жечь людей как бы пламенеющим огнем (2 Фессал. 1,8), солнце померкнет (Мф. 24, 29), и наступит мрак на земле, и среди этого мрака богохульные люди, по изображению пророка, будут кусать от боли языки свои и тем не менее все-таки будут хулить Бога небесного от страданий своих и язв своих и не раскаются в делах своих (Апок. 16, 10-11). Очевидно, они все еще будут надеяться на могущественную силу антихриста, но питать в себе эту надежду им уж придется недолго; потому что в темном пространстве небес пред ними выступит светлый образ Сына Человеческого (Мф. 24, 30; срав. Апок. 14, 14), и они узнают тогда истину отвергнутого ими Христа и сознают все безумие своей вражды к Нему, и потому восплачутся при этом видении все племена земные (Мф. 24, 30). Но даже и в то время, по слову новозаветного пророка, антихрист еще попытается удержать людей во власти сатаны и попытается еще сделать их врагами Бога до самого последнего конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010