Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОМИЯ Икономия [греч. οκονομα, букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения. В наст. время под И. понимается обычно отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае. В более широком понимании И.- принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения Церкви. Термин В сочинениях языческих древнегреч. авторов термин οκονομα (от οκον νμειν - управлять домом) обозначал «домашние дела, хозяйство» ( Платон , Аристотель , Ксенофонт), а также процесс «распределения, устройства» ( Плутарх ). В НЗ это понятие продолжает использоваться в прямом значении «управления домом, ведения хозяйства» (Лк 12. 42; 1 Кор 4. 2; Гал 4. 2) и «управления городом» (Рим 16. 23). Особую важность для позднейшего, более технического употребления термина имеет притча о рассудительном домоправителе (φρνιμος οκονμος), совершавшем свое «управление» (οκονομαν) в духе снисхождения и мягкости и прощавшем заемщикам своего хозяина их долги (Лк 16. 1-8). В НЗ появляются и метафорические значения: 1) И. спасения рода человеческого Сыном Божиим (от воплощения до Его крестной Жертвы), совершающаяся в учрежденной Им Церкви (Еф 1. 10; Еф 3. 2-3) (см. ст. Домостроительство ); 2) духовное и нравственное управление Церковью, благовременное преподание таинств и возвещение слова истины (2 Тим 2. 15) (по этой причине апостолы и их преемники епископы именуются домостроителями (οκονμοι) Слова и Таин Божиих - 1 Кор 4. 1; Тит 1. 7; 1 Пет 4. 10). В святоотеческой письменности сохраняются использовавшиеся в древнегреч. лит-ре и в НЗ значения слова «икономия» и родственных терминов: домашнее хозяйство, управление городом, Божественное домостроительство спасения и в связи с этим - управление Церковью поставленными на это лицами, епископами и зависимым от них клиром ( Lampe. Lexicon. P. 940-943). Так, Феоф. 10 и IV Всел. 26 называют «экономом» (οκονμος) клирика, управляющего имуществом епископии, а Гангр. 8 говорит об этом должностном лице как «назначенном совершать икономию благодеяний» (πιτεταϒμνος ες οκονομαν εποιας) (ср. статьи Должности церковные , Эконом ). II Всел. 6 применяет оборот «икономствующие церквами» (κατ τν οκονομοντων τς Εκκλησας) по отношению к епископам, а Трул. 16 указывает, что 7 диаконов, поставленные апостолами, исполняли «домостроительство для общей потребности» (τν οκονομαν τς κοινς χρεας ϒχειρισθντες).

http://pravenc.ru/text/389060.html

Разделы портала «Азбука веры» иеромонах Серафим (Роуз) Православие и религия будущего " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 7  голосов:  4.6 из  5) Наш век – век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням ( 2Тим.4:3-4 ). Глава VIII. Заключение: Дух последних времен 1. “Харизматическое возрождение” как знамение времени “До самого конца века не будет недостатка в пророках Господа Бога, а также и слугах дьявола. Но в последние времена те, кто истинно хочет послужить Богу, сумеют таиться от людей и не будут творить среди них знамений и чудес, как в наше время, но они будут странствовать путем деяний и смирения, и в Царстве Небесном они будут больше отцов, прославленных знамениями. Ибо в это время никто не будет творить перед глазами людей чудеса, которые воспламеняют их жаждой аскетического подвига… Многие, пребывая в невежестве, впадут в пропасть, заблудившись и ступив в сторону широкого и пространного пути” (пророчество св. Нифонта из Констанции Кипрской) 53 . А. “ПЯТИДЕСЯТНИЦА БЕЗ ХРИСТА” Для православных христиан современные “языки”, подобно описанным в Новом Завете, тоже являются “знамением”: но ныне они стали знамением не начала евангелия спасения для всех людей, но конца его. Здравомыслящему православному христианину нетрудно согласиться с апологетами “харизматического возрождения”, что это новое “излияние Святого Духа” может и вправду означать, что “приблизился конец века” (о. Евсевий Стефану “Логос”, апр. 1972, стр. 3). Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1 Тим. IV:1 ). В последние дни мы увидим духов бесовских, творящих знамения ( Откр. XVI:14 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антропологическое значение мистики света у апостола Павла 02.08.2016 644 Время на чтение 26 минут Преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета И.С.Вевюрко размышляет о таинственном происшествии в Дамаске, которое стало переломным моментом в жизни святого апостола Павла. Мистическая терминология, обнаруживающая наличие соответствующих представлений о сверхъестественном, имеет место во всех основных документах новозаветной письменности. Но насколько систематически были связаны эти представления с миросозерцанием первых христиан? Можно ли рассматривать их как выражение положительного вероучения, или они составляют неровную полифонию массового религиозного воодушевления? Углубление в эту проблему обещает быть особенно плодотворным в антропологическом аспекте. Обращаясь к апостолу Павлу, одному из главных проповедников первоначального христианства, мы находим, что описываемые им мистические переживания лишь в избранных местах носят сугубо индивидуальный характер, и всегда перетекают в явления такого рода, которым сам Павел усваивает не только коллективность, но и общеобязательность. Если в первом послании к Коринфянам он настаивает на различии " даров " , то это для того, чтобы подчеркнуть единство и единственность " Духа " (1 Кор. 12: 4). Особый интерес представляет тот факт, что исследование мистических воззрений апостола почти всегда начинается с его личного впечатления. Хрестоматийное для религиоведа " обращение " на дороге в Дамаск было не отдельно стоящим событием, а переломом в жизни будущего благовестника. Неслучайно это единственное событие, о котором в " Апостольском корпусе " повествуется трижды. Наши возможности его исторической оценки весьма невелики. При наличии единственного источника, авторство которого приписывается Луке (Деян. 9: 1-7; 22: 4-16; 26: 9-23), не считая смутного указания в послании к Галатам (Гал. 1: 15) и, может быть, совсем косвенного в первом послании к Тимофею (1 Тим. 1: 13), сопоставление текстов не будет иметь большой " критической " ценности. Мы можем сказать с научной твердостью только то, что уже в I в. текстологически была закреплена единственная интерпретация этого события. Нет весомых оснований сомневаться в том, что Лука мог записать ее непосредственно со слов самого Павла, будучи его спутником. Значение этой интерпретации для христиан - современников апостола (что для религиоведа еще важнее, чем авторство) тем более не подлежит сомнению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Проте у покликано бути пастирське Церкви, особливо в Покаяння. Кожному, хто у вчиненому як обов " язкову умову прощення священик повинен запропонувати перед Лицем Божим продовження таким чином людину можна переконати залишити шлях беззаконня повернутися до доброчесного життя. X. Питання та X. 1. статями особливий дар Творця створеним Ним людям. створив Бог людину за образом за образом Божим створив й створив (Бут. 1, 27). Будучи однаковою образу Божого й людського для один з одним у «Тому залишить батька свого свою, пристане до будуть одна плоть» (Бут. 2, 24). початкову волю Господа про благословенний Ним союз засобом продовження й примноження людського роду: благословив Бог, сказав Бог: розмножуйтесь, наповнюйте землю, нею» (Бут. 1, 28). статей не обмежуються являють собою два образи в Вони потребують й доповнення. Однак у статей можуть викривлятися, втрачаючи образ й вироджуючись у пристрасть людини до свого «я». Високо подвиг заради Христа та визнаючи особливу роль чернецтва в та сучасному Церква не ставилася до шлюбу зневагою осуджувала тих, хто хибного прагнення до чистоти зневажав стосунки. Апостол Павел, який особисто для себе обрав й закликав його в цьому (1 Кор. 7, 8), осуду спалених у забороняють одружуватись» (1 Тим. 4,2-3). У 51-му Апостольському сказано: «Якщо хтось... шлюбу... не заради подвигу утримання, але через гидування, забувши... що Бог, створюючи людину, й створив таким чином, зневажаючи, зводить наклеп на — або нехай виправиться, або нехай буде позбавлений священного сану Церкви». Це правило доповнюють 1-ше, 9-те й 10-те правила Гангрського Собору: «Якщо хтось шлюб доброчесною, яка з у шлюбних стосунках, або ганьбить як таку, що не може в Царство [Боже], нехай буде клятвою. Якщо хтось або ухиляючись шлюбу, як такий, що ним, а не заради краси й нехай буде клятвою. Якщо хтось з тих, хто заради Господа, величатиметься перед одруженими, нехай буде клятвою». Священний Синод Церкви в 28 грудня 1998 року, посилаючись на правила, вказав на негативного або зверхнього ставлення до шлюбу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ [греч. παρουσα - приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа («явление Господа нашего Иисуса Христа» - 1 Тим 6. 14; «явление Господа Иисуса с неба» - 2 Фес 1. 7; «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - Тит 2. 13; «пришествие Сына Человеческого» - Мф 24. 27, ср.: 1 Фес 2. 19; «Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою» - Мф 24. 30). В рус. богословской лит-ре часто используется калька с греч.- «парусия». Ветхий Завет о В. п. Ветхозаветная эсхатология изображает «последние времена» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве». С помощью этого выражения обозначаются важные «посещения» или «явления» Бога, имеющие место в истории Израиля или в мировой истории. Если оно имеет культовое содержание и как таковое обозначает день молитвенно-благодарственного обращения к Богу, в этот день также вспоминается знаменательное историческое событие, во время к-рого Бог явил народу Свою силу и помощь. Т. о., «день Яхве» - это день «пришествия» или «вхождения» Бога в историю. Поскольку Божественное водительство осуществляется в мире постоянно, «днями Яхве» становятся фактически все судьбоносные события библейской истории. Таковы «день Мадиама» (Ис 9. 4), «день Изрееля» (Ос 1. 11) и др. «дни», в к-рые Яхве дарует израильтянам победу над их врагами (Суд 7. 15-25). Однако «дни Яхве» могут быть и днями «пламенного гнева» Господа (Плач 1. 12), вызванного нечестием Израиля, над к-рым Бог Сам совершает Свой праведный суд (Плач 2. 21-22). Рассеяние иудеев, вызванное разрушением Иерусалима, прор. Иезекиилем описывается как «день облачный и мрачный» (Иез 34. 12). Таковым он будет и для Египта из-за его «идолов и… лжебогов в Мемфисе», и для «беспечных Ефиоплян» (Иез 30. 13, 9). «Так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает. …В тот день пойдут от Меня вестники… чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идет» (Иез 30. 2-3, 9). Бесчисленные бедствия, к-рые обрушиваются на Израиль, это, как правило, также «дни посещения» Господа за грехи народа (Исх 32. 34).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

[общеслав. слово, восходящее к индоевроп. bhoi-dho-s - вызывающий страх; обозначает существо, к-рого следует бояться], наименование злого духа в древнеслав. язычестве, а также в христ. эпоху на церковнослав. и др. слав. языках. В Свящ. Писании используется чаще всего для перевода евр. dw (šed) и греч. δαμων, в то время как в славянорус. лит-ре греч. слово с XI в., как правило, передается в транслитерации «демон» (см. Демонология ). В синодальном переводе ВЗ слово «Б.» встречается дважды, во Втор 32. 17 и в Пс 105. 37 (в церковнослав. переводе «бес полуденный» (Пс 90. 6) никакого отношения к названию злого духа не имеет, обозначает знойный ветер, к-рый дует в Палестине в полдень с юга, иссушая растительность), причем в обоих случаях описываются одни и те же ритуальные действия - принесение жертв (иногда человеческих) языческим богам. Эти действия часто воспринимались как служение Б., поскольку, согласно древним представлениям, злые силы не только отвращали людей от истинной религии и заражали идолопоклонством, но нередко и вселялись в идолов, в результате чего поклонение последним, по существу превращалось в служение Б. (1 Кор 10. 20). В новозаветных текстах, за исключением Иак 2. 19, где говорится, что «бесы веруют и трепещут», и 1 Кор 10. 20, где идолопоклонство приравнивается к бесопоклонству, упоминание о Б. всегда связано с вселением или возможностью вселения злых духов в человека, в животных, в к.-л. местность, с поведением бесноватых и исцелением их (изгнанием Б.) Иисусом Христом, апостолами и неким человеком, совершавшим это именем Иисуса Христа (Мф 8. 31; 17. 18; Мк 9. 38; 16. 17; Лк 9. 1; 10. 17; 11. 14; Откр 18. 2 и др.). Апостолы в Посланиях пользуются прилагательным, образованным от слова «Б.»: мудрость «бесовскую» ап. Иаков противопоставляет мудрости, «сходящей свыше» (Иак 3. 15), ап. Павел отмечает, что «бесовскими» могут быть и различные учения, изменившие Божественной истине (1 Тим 4. 1), и что христианин, окончательно не порвавший с язычеством, раздражает Господа, одновременно приобщаясь Телу и Крови Христовым и «чаше» и «трапезе бесовской» (т. е. употребляя в пищу приносимое в жертву богам) (1 Кор 10. 20-22).

http://pravenc.ru/text/78216.html

Введение " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " (1 Тим. 4:1). ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ, подобно животному, удовлетвориться одними материальными благами. Рано или поздно он начинает жаждать чего-то духовного в своей жизни и тогда целый ряд принципиальных вопросов встает перед ним: для чего он живет, какова цель его существования, есть ли что-то за пределами физического мира и т.д. Христианство помогает человеку вырваться из тисков повседневной суеты, найти смысл в жизни и развить благороднейшие способности своей души. Но, начиная с конца прошлого столетия, западный мир все больше и больше стали наводнять всевозможные индийско-оккультные или " восточные " учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету людей западной культуры, эти учения свободно пользуются христианской терминологией и христианскими понятиями, создавая впечатление, что они не противоречат христианству, а лишь восполняют недостающее в нем. На самом деле эти учения находятся в прямом конфликте с христианским учением и ставят людей на неправильный духовный путь. К сожалению далеко не каждый в состоянии разобраться, в чем собственно они заблуждаются. Тем более, когда идеи, распространяемые этими учениями, тесно переплетаются с христианскими. В этой работе мы в свете христианства рассмотрим главные положения в индийско-оккультных или " восточных " учениях и покажем, что именно и почему в них неправильно. Также покажем, почему предлагаемые ими психотехнические приемы, направленные к " расширению сознания " и " открытию внутренних пространств, " вредны для психики и пагубны для души. Во второй части мы приведем некоторые исторические данные и особенности наиболее популярных восточных культов. Три потока ВСЕ ИНДИЙСКО-ОККУЛЬТНЫЕ учения можно условно разделить на три течения: 1) наукообразно-философские оккультные учения, 2) учения, делающие упор на психофизиологическую практику и 3) учения, направленные на развитие интуиции и спонтанности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

коей кросих таков: Духовному брату и возлюбленному Господину Павлу Фалассий, по видимости безмолвник, по истине же торгаш тщеславный 1. Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих с Богом и друг с другом. 2. Ум, стяжавший духовную любовь ничего такого не думает о ближнем, что не приличиствует любви. 3. Под видом любви скрывает лицемерие тот, кто устами благословляет, а сердцем уничижает. 4. Стяжавший любовь невозмущенно переносит все печальное и прискорбное, что причиняют ему враги. 5. Одна любовь сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслие. 6. Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений ни слова не допускает против ближнего. 7. Досточестен пред Богом и людьми, кто ничего не предпринимает, что могло бы разстроить любовь. 8. Нелицемерной любви свойственно слово истинное от совести благия (1 Тим. 1, 5). 9. Под видом благорасположения скрывает зависть, кто передает брату укорные слова от других слышанные. 10. Как нелесные добродетели привлекают славу от людей, так духовные от Бога. 11. Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух) осиявает чистая молитва. 12. Силен муж тот, который деянием и разумом отгоняет зло. 13. Обрел благодать у Бога, кто стяжал безстрастие и разумение духовное. 14. Если хочешь избавиться от страстных помыслов, стяжи воздержание и любовь к ближнему. 15. Сохрани себя от невоздержания и ненависти, и не встретишь преткновения во время молитвы. 16. Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так - в злопамятной душе - благоухания любви. 17. Обуздывай мужественно гнев и похоть, и скоро избавишься от худых помыслов. 18. Тщеславие истребляет укрывание добрых дел, а гордость прогоняет никого неуничижение. 19. Тщеславию свойственны лицемерие и ложь, а гордости самомнение и зависть. 20. Властелин тот, кто над собою возвластвовал, и душу и тело подчинил уму (духу). 21. Искренность друга познается в искушении, когда бывает он общником нам в нужде нашей. 22. Заключи чувства посредством безмолвного уединения, и подвергай строгому суду помыслы возстающие в сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Л. Ю. С благословения Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Виталия О Божием бытии У выдающегося мыслителя, математика Блеза Паскаля мы встречаем такую оценку людей: «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны». Обретшие Бога, действительно, разумны и счастливы: «Блажен, кто верует: тепло ему на свете». Поэтому на вопрос: существует ли Бог? — такие люди смело и убежденно отвечают: «Верую во Единого Бога…», «Близок к нам Бог» ( Втор.4:7 ); «Мы познали тебя» ( Ос.8:2 ); «С нами Бог» ( Ис.8:10 ); «Он (не только) с Моисеем говорил» ( Ин.9:29 ), но «многократно и многообразно говорил издревле (и другим) отцам в пророках. В последние же дни говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1-2 ); «Бог явился во плоти» (Тим.3:16.); «От Господа Бога направляются шаги человека» ( Притч.20:24 ); «Судьба человека от Господа» ( Притч.29:26 ); «Он имеет власть жизни и смерти» ( Прем. 16:23 ); «На все Господь и Его святая воля», «Без Бога ни до порога»; Поэтому, «худо мне без Тебя, Господи» (блаж. Августин). «Благодарю Тебя, Творец, что Ты дал мне радость пред Твоим творением, восторг пред делами рук Твоих. Я описал людям всю красоту Твоего творения, поскольку мой конечный ум мог постигнуть Твою бесконечность. Отпусти мне грех мой, если я сказал что-либо недостойное Тебя» (астроном Кеплер). «Боже всемогущий! Ты призвал меня из ничтожества, и я падаю вниз у подножия трона Твоего» (историк фон Ранке). Ампер не раз восклицал: «Как велик, о, как велик Бог!» «Бог — истина, абсолют» (Н.И. Пирогов). Так говорили и так говорят все верующие люди всех времен и всех народностей, как простые, так и образованные, как рядовые, так и выдающиеся мыслители, светила науки. Только безумец может сказать: «Нет Бога» ( Псал.13:1, 52:2 ). Какими же путями верующие постигают тайну Божества? Тремя: откровением, размышлением и наукой. Откровением называем мы все, что Бог открыл нам о Себе. Оно — двух родов: естественное и сверхъестественное. Первое — проявление Бога во внешнем мире, а второе — в Библии, как писанном слове Божием, и в Предании Церкви, как в написанном Божием слове, формально признанном вселенским церковным авторитетом.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Закрыть itemscope itemtype="" > Влияние чипирования на духовную жизнь человека Чего нужно бояться и чего не нужно? 25.05.2020 3519 Время на чтение 4 минуты В вопросе применения чипов чаще всего обращают внимание на внешнее ограничение ими свободы индивидуума, в частности, постоянную идентификацию его в самых различных внешних аспектах. Но может ли чип, при соответствующем техническом решении, влиять на внутреннее человека, т.е. на его душу и даже духовную жизнь? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что эти устройства, вполне возможно, являются прообразом или прототипом печати антихриста. Сразу же следует заметить, что никакое внешнее воздействие не может изменить духовную жизнь христианина без его вольного согласия на такое изменение. Это хорошо видно из подвигов святых мучеников, которые основывались на слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Поэтому мученики в ответ на угрозы мучителей обычно отвечали: «Над телом моим ты имеешь власть, но не над душой». И если весь чудовищный арсенал древних и новых орудий пыток не мог отвратить христианских мучеников, без их вольного согласия, от Христа, то тем более это не способен сделать какой-то ничтожный чип! Настоящая духовная жизнь христианина – это соединение его души с Богом, с Духом Святым. И это соединения зависит лишь от Бога и воли самого христианина. Бог же всегда «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). А вот воля человека изменчива. Но если он захочет неизменно пребывать с Богом, то никакие мучения, чипы, шнипы и даже сам сатана его от Него не отвратят! Так, к примеру, когда те же мучители древности после первых пыток угрожали мученикам подвергнуть их новым, гораздо более сильным, то мученики отвечали, что тогда и Бог даст им большую благодать, чтобы эти мучения претерпеть. И так было на самом деле. Поэтому, в общем-то, можно, как некоторые боятся, внедрить некий зловредный чип в тело христианина насильно, без его согласия. Возможно также, что этот чип, к примеру, будет действовать как источник сильной боли, когда, скажем, христианин захочет причаститься, т.е. будет вызывать боль, чтобы не допустить его к причастию и т.д.…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/25/vl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010