В этом рассказе — два ключевых момента. Первый — изъяснение Иисусом Писания. Закон, Пророки и Псалмы (Лк 24:44) — три раздела, из которых состоит Танах, еврейская Библия, которую мы называем Ветхим Заветом (Псалмами здесь назван раздел Писаний, по главной книге этого, третьего раздела). Второй момент — преломление хлеба. Сердца учеников возгораются, когда их таинственный Спутник говорит с ними и объясняет им Писание. А когда он преломляет с ними хлеб, они узнают его, у них уже не остается сомнений — это Он, их воскресший Учитель. Первым читателям Евангелия от Луки этот рассказ должен был очень красноречиво говорить о том, что они (наверное, тоже путники, рассеянные из Иерусалима в результате Иудейской войны) должны научиться узнавать Господа Иисуса именно в этих двух вещах — в Писании и Евхаристии. Точно то же должно происходить с нами, современными последователями Христа. Не случайно наш Никео-Цареградский символ веры содержит слова, которые, казалось бы, при первом прочтении могут показаться лишними — мы не просто веруем во Христа, воскресшего в третий день, но — воскресшего в третий день по Писаниям. В Евангелии от Иоанна неверие апостолов в воскресение Христа объясняется тем, что «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20:9). Четвертое Евангелие тем самым подчеркивает: вера в Христово воскресение удостоверяется свидетельством Писаний. Следует заметить, что под Писаниями у Иоанна, как и у Луки, понимается еврейская Библия, Танах, Ветхий Завет — новозаветные Писания если к тому времени и начали появляться, к ним еще не было отношения как к священным текстам. Пройдут века, прежде чем Евангелия и апостольские Послания будут канонизированы. В апостольский век и в нескольких последующих христианских поколениях устная проповедь о Христе значила гораздо больше, чем письменные Евангелия, устное свидетельство о смерти и воскресении Спасителя было авторитетней письменного. Письменное еще не стало новозаветным Писанием. Устная проповедь и была Евангелием: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15). Эту устную проповедь о Христе Павел называет «благовествованием Христовым» (1 Фес 3:2, 1 Кор 9:12, Флп 1:27 и др.), а также «своим благовествованием» (напр., Рим 2:16; 14:24, 2 Тим 2:8 и др.). Собственно же Писанием первых поколений христиан оставались лишь тексты еврейской Библии (чаще всего в греческом переводе Семидесяти, LXX), которая поздней получила в христианской традиции наименование «Старого» или «Ветхого Завета».

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, сегодня наша общая ответственность состоит в том, чтобы своими трудами и своим отношением к людям показать миру: все, что делает Церковь, она делает только ради спасения ближних (1 Кор. 9:22). И все мы – каждый на своем месте – должны осуществлять свидетельство христианской Истины. Совсем недавно прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, обозначивший перспективы церковного служения. Сейчас Церковь должна ответить на такие вопросы, которые не стояли перед нашими предшественниками, но при этом – быть верной Господу нашему Иисусу Христу и неизменно оставаться столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). С осознанием важности предстоящих задач, решить которые общими усилиями должны все верные чада Русской Православной Церкви, Якутская епархия со всяким тщанием готовится к этому служению. Предстоящее празднование юбилея не должно стать просто вспоминанием истории и перечислением сделанного. «Мы должны вернуть религиозную систему ценностей в жизнь современного общества», – говорит в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл. Приветствуя Вас, с благоговением сообщаю, что торжества по случаю 20-летия возрождения епархии пройдут 6 октября, в день памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки. Прошу вас приложить все усилия, чтобы достойно отметить эту дату. Да дарует Господь духовные и телесные силы, всем вам дорогие братья и сестры, для того, чтобы «поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). Епископ Якутский и Ленский РОМАН Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 августа, 2019 22 августа, 2019

http://pravmir.ru/episkop-yakutskij-roma...

Иеросхимонах Рафаил! Вы же носите имя великого Архангела Божия Рафаила. Помните ли Вы, что в переводе значит это имя? Истинный путеводитель! А Вы куда ведете овец Христовых?! Если устрояемое Вами – обрыв в погибель, то явно препровождаете не к Жизни-Христу (Ин. 14:6). Слепые вожди слепых (Мф. 15:14), - называл Господь тех, кто не внял Его призыву войти в единение с Ним через Церковь – Тело Его Святое (1 Кор. 12:12; Рим. 12:4). Только в Церкви Свет и полнота истины. А все, что вне, — блуждания вспять: от света во тьму, - это дело как раз ослепших. А те, кого врачует сам Христос (Ин. 9:5-7), видят Свет, и Свет открывает им истину, и Истина наставляет на правый путь, и верные чада Христовы руководствуются голосом первопроходцев и патриотов Небесной отчизны, которые всегда были патриотами и родины земной (Рим. 9:3), — апостолов и святых отцов церкви Христовой. Таковые являются нашими Покровителями и молитвенниками, они ведут народ Божий в селения Небесные, — а Вы куда?! Себя не жалеешь, но народ-то причем? Столько десятилетий мучились под игом безбожников, а теперь разорители под клобуками и схимническими куколями им на смену пришли! Одумайся, иеросхимонах Рафаил! Подумай о любящем каждого и всем человеком хотящем спастися и в разум истины прийти ( 1 Тим. 2:4) Христе Боге. Как же Он любит каждую душу! Не губи, умоляю, ни своей и ни чьей души! Каждая – достояние Христово. Покайся во дни Великого поста. И радостию друг друга обымем. Христос Воскресе из мертвых! Как же не последовать за Христом? Вернитесь, дорогие наши любимые братья и сестры во Христе, в Его Единую Святую Соборную и апостольскую Церковь! это мать. Не отдавайте Святую на поругание хамам. (Быт. 9:25). Не слушайте вы этих бредней! Вернитесь на истинный путь правды и Света. Не питайтесь вы этой блевотиной (Притч. 26:11), поумнейте! Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1:5). Взыщите, дорогие, спасительную пищу, исцеляющую и укрепляющую на узком пути (Мф. 7:14) спасения, единственно ведущем к жизни вечной с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

http://pravoslavie.ru/102555.html

...кто до женитьбы, в девстве, соединился со Христом и Его церковью в таинстве священства, для того было бы странно и совсем непристойно после этого связывать себя опять тесными узами с миром. Совсем иное дело женитьба до рукоположения, когда еще нет таинственной связи, связующей духовное лицо с алтарем посредством божественной благодати» ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 87). Духовное лицо, осмелившееся вступить в брак после рукоположения, согласно 1-му прав. Н. С., низвергается от своего чина. Если же совершит прелюбодеяние или, будучи неженатым,- блудодеяние, то «будет совсем изгнан от общения церковного, и низведен в разряд кающихся». О требованиях, предъявляемых к священнослужителю,- правила 8-15. Согрешивший «телом» перед рукоположением и исповедующийся в этом пресвитер не может священнодействовать (прав. 9). В том случае, если он впал в блуд, будучи еще мирянином, и сам исповедался в этом, правило запрещает ему принесение жертвы, т. е. священнодействование, но сохраняет за ним священническую честь, право седалища между пресвитерами и право причащаться в алтаре - поскольку он сам покаялся; меньшие же грехи изглаживаются рукоположением (как утверждают многие). Если же грех будет доказан, а сам он не желает в нем признаться, то такого пресвитера по этому правилу необходимо тотчас же низвергнуть и лишить его чести и прав. Параллельные правила, принятые на последующих Соборах, говорят об испытании кандидата в священство, «ибо кафолическая церковь непременно требует непорочности (ср.: 1 Тим 3. 2)» (I Всел. 9). Испытание - это проверка кандидата в священный сан, позволяющая удостовериться в том, что он имеет все необходимые качества для вступления в клир и свободен от препятствующих этому недостатков. Если впадет в тот же грех диакон, то он, по прав. 10, низведен будет в чин церковнослужителя. Прав. 11 определяет 30-летний возраст, в котором человек может быть поставлен во пресвитера. То же утвердил и Трулльский Собор 14-м прав. Ибо, как уже указал и Н. С., Иисус Христос в 30 лет крестился и начал учить.

http://pravenc.ru/text/2564920.html

Необходимость ясно знать свою веру особенно актуальна сегодня. Прошли времена, когда христианство было господствующим мировоззрением, когда человек, родившись, попадал в церковную среду, воспитывался ею и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. Благодаря этому можно было быть христианином как бы по инерции. Это время ушло безвозвратно. Сейчас нет христианской среды, мир, окружающий нас, — не христианский, а антихристианский. В этих условиях жить бездумно, по инерции, нельзя. Для того чтобы сегодня быть христианином, человеку приходится в той или иной степени противостоять окружающему его и активно действующему на него нехристианскому миру. В наше время перед Церковью, — а это значит перед каждым ее членом, т.е. перед каждым православным христианином, — встает множество самых разнообразных вопросов. Многие люди, измученные жизнью без Бога, жизнью по стихиям мира сего, с надеждой обращаются к Церкви, вопрошая ее, как найти смысл жизни, как обрести твердую опору в мире, как спастись. Перед церковным сознанием стоят серьезнейшие проблемы, такие как Церковь и общество, Церковь и наука, Церковь и культура, оценка современной жизни с церковной точки зрения, и т.д. Христиане не должны уходить от ответов на эти вопросы. К сожалению, у церковных людей нередко наличествует «позиция страуса»: спрятаться, отстраниться, объявить, что все прекрасно, а вопросы — «происки врагов» или порождение «падшего разума». Но это — позиция, уводящая от реальности; ведь вопросы никуда не исчезают, они требуют именно решения, ответа, а не ухода от них. Но не только на вопрошания «внешних» должен отвечать православный христианин. Прежде чем дать ответ с кротостью и благоговением всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (1 Петр. 3, 15), православным христианам необходимо разобраться в своей внутрицерковной жизни — ведь она также полна многих недоумений и вопросов. Нас окружает море всякого рода преданий, мнений, идеологем и проч., которые выступают «от лица Церкви» и в которых очень легко запутаться. Бывает, на один и тот же вопрос один авторитетный батюшка отвечает так, другой — по-другому, та книжка трактует по-третьему, эта — по- четвертому… Поэтому главная задача нашей книги — ясно изложить именно ту веру, которую в действительности содержит Православная Христова Церковь. На необходимость ясного познания веры есть и прямые указания Священного Писания. Апостол Павел пишет: вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). И евангелист Лука указывает, что цель написания его Евангелия — чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4).

http://pravmir.ru/fragment-iz-knigi-igum...

Среди бурь мира, окруженная враждой и неистовством " сынов века сего " (Лк. 16, 8), стоит, как неприступная твердыня, " Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины " (1 Тим. 3, 15). Пройдя через десятилетия гонений, Церковь восстает сегодня из пепла, воскресает на глазах, вновь становится голосом народной совести, главной движущей силой духовного возрождения в наших странах. Воссоздаются тысячи храмов и монастырей, возрождаются Духовные школы, возрождается миссия Церкви, ее благотворительная и просветительная деятельность. Но не будем обманываться этим расцветом; не будем забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей. На все эти попытки мы отвечаем единением епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг Святейшего Патриарха как единственного канонического главы Русской Православной Церкви. В условиях свободы бесконечно возрастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит, увеличиваются и опасности, с которыми приходится встречаться каждому из ее верных чад. Сегодня развязаны руки и у тех, кто толкает верующих на путь раскола, и у тех, кто приходит из-за рубежа с " учениями различными и чуждыми " (Евр. 13, 9), и у тех, кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами христианства. Некоторые из них вступают в открытую борьбу с Церковью; другие же, напротив, пытаются прикрыться священным именем Церкви и выдают за христианство то, что к нему никакого отношения не имеет. От нас требуется ныне особое внимание, умение отличить Духа Божия от духа заблуждения, по слову апостола: " Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Ин. 4, 1). Залогом спасения пусть будет для нас верность церковному единству, ибо только внутри церковной ограды можно сохраниться от соблазнов века сего: " Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки по видимому достойные доверия... пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места " (Св. Игнатий Богоносец. Послание к Филадельфийцам, 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

Весьма интересным и важным вопросом, почти никогда не принимаемым во внимание при одностороннем рассмотрении, является вопрос о конкретных координатах и контурах проповеди и благовестия в рамках той или иной христианской традиции. Несмотря на только что упомянутую дифференцированность возможностей и форм благовестия, существующих в данных рамках и затрагивающих определенную традицию, для Церкви существует и ряд определенных, динамически заданных координат, позволяющих выявить и определить конкретные формы ее благовестия. «Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь». Представляется очевидным, что каждая Церковь вполне готова с абсолютной уверенностью свидетельствовать о том, что Церковь Христова – единая и единственная, святая, кафолическая и апостольская, и что именно эта конкретная странствующая на земле и свидетельствующая о себе церковь идентична и тождественна той Церкви, существование которой исповедуется словами Символа. « Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3), – читаем мы в вероучительном документе « Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви » . Формально безоговорочный контекст самоотождествления себя Церковью с Церковью Символа вовсе не призван препятствовать данности, согласно которой в каждой христианской Традиции атрибуты Символа достигают различной конкретной реализации в истории. Слова о «единой, святой, кафолической и апостольской Церкви» виртуально заменяются иными характеристиками, что делает возможным говорить о своего рода переводе Символа Веры, имеющем не лингвистический, но богословский и феноменологический характер, задаваемый конкретными обстоятельствами и характеристиками истории и обстоятельственной динамики, в которой существует Церковь.

http://bogoslov.ru/article/2437449

Внутреннюю жизнь монастыря, конечно же, описать сложнее. Ведь известно, что «о молитве может говорить только тот, кто достиг истинной молитвы. Но тот, кто достиг истинной молитвы, не захочет говорить о ней». Едва ли можно рассчитывать на то, что на своих страницах в интернете насельники монастырей будут описывать подвиги покаяния, исправления и доброделание братии. Чтобы узнать монашескую жизнь изнутри, лучше, как советовали старцы, «приезжайте, поживите и увидите»... Сегодня каждый человек имеет возможность пользоваться интернетом, и именно поэтому на страницы социальных сетей попадает не только правдивая информация о монастырях. Вопросы монастырской жизни обсуждаются и среди недоброжелательно настроенных по отношению к Церкви людей. Имеет ли смысл, на Ваш взгляд, опровергать ложь, или духовные люди должны терпеть клевету? Негативная информация о Церкви и монастырях всегда была, есть и будет. Никуда от этого не денешься. «Желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12)», – говорил апостол Павел. От внешней критики мы не уйдем никогда. Но надо понимать, что пристальное внимание к нашей жизни вызвано тем обстоятельством, что люди хотят от солнца видеть свет. В том числе и поэтому Апостол предостерегает нас: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф. 5:15)». Многое из того, что о нас говорят, не лишено оснований, и в нашей среде случается всякое. Ведь монастыри – это не сообщества святых людей, а сообщества людей, пожелавших духовного исцеления. Это острова спасения или, как и вообще вся Церковь, те же самые духовные лечебницы. Кто-то подвизается, кто-то находится в начале пути духовного делания. Но встречаются случаи откровенной клеветы, и тогда надо с кротостью дать вопрошающему ответ (ср.: 1 Пет. 3:16). Если против нас выдвинуто серьезное обвинение, то ситуация требует объяснений. Потому что в противном случае появляется повод думать, что события, о которых пишут клеветники, действительно происходили. Когда Господа на суде у Пилата один из воинов ударил по лицу, Спаситель спросил: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23). Другими словами, «объясни, что именно Я сказал плохого? А если ничего, за что ты бьешь Меня?» Так и мы, если нас критикуют справедливо, должны потерпеть. Но если нет, надо объяснить, что из того, что о нас говорят, правда, а что – нет. Доказать мы, конечно, ничего не сможем, но должны рассказать, что и как было на самом деле.

http://pravoslavie.ru/100025.html

Не только пророчества готовили избранный народ к приходу Спасителя. Для этого Господь установил закон, который апостол Павел назвал «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24), и ежедневные жертвоприношения. Они приготовляли людей к восприятию величайшей голгофской Жертвы, которая была принесена ради нашего спасения. В духовно-нравственном мире имеются столь же незыблемые законы, как и в мире физическом, без которых невозможна духовная жизнь. Одним из таких законов является закон правды, требующий, чтобы каждое нравственное существо за заслуги получало воздаяние, за вину подвергалось наказанию. Человек повредил свою природу и стал пленником греха. Человечество не могло само выйти из этого гибельного плена. Бог должен был или оставить падшего человека, как существо виновное, под наказанием или спасти его. Любовь Божия определила последнее. Но как спасти падшее человечество? Выход из этого затруднения явила Премудрость Божия: совершается великая тайна Боговоплощения и Крестная смерть Сына Божия. Искупитель наш есть Единородный Сын Божий, равный Богу Отцу. Поэтому понятно будет, что Крестная Жертва Христова не только есть полнейшее и совершеннейшее удовлетворение правосудию Божию за все человеческие грехи, не только равноценна ценности всех человеческих душ, но имеет бесконечно высшую цену, так как бесконечно выше человека Тот, Кто принес за человека искупительную Жертву на Кресте. Когда в мир пришел Спаситель, ветхозаветная религия выполнила свое назначение. Господь наш Иисус Христос открыл нам тайны Царствия Небесного и установил Новый Завет, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной Крестной смертью Иисуса Христа как Спасителя мира, вступил в совершенно новый, по сравнению с ветхозаветным, период отношений с Богом: вместо закона – свободное состояние сыновства и благодати. Человек получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства как необходимого условия для спасения. Для этого и нужна религия, но уже новозаветная. Чтобы откровение, которое принес Господь наш Иисус Христос в мир, не только хранилось неискаженным, но и проповедовалось всему миру (см.: Мф. 28: 19), Он основал Церковь, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Она не только хранит и дает правильное объяснение Священного Писания, в котором запечатлелись Богооткровенные истины, но из поколения в поколение передает Предание, оставленное святыми апостолами.

http://pravoslavie.ru/30726.html

Рассуждая о епископском служении, священномученик Игнатий Антиохийский, пострадавший за Христа в начале II века, в послании Поликарпу Смирнскому писал: «Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны всё терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени» (Послание к Поликарпу, гл. 3). Замечательные слова. Служение епископа, архиерея не может обойтись без ударов. Если никто не будет по тебе бить, помни, что ты делаешь что-то не то. А когда ты будешь по совести поступать, по совести проповедовать Слово Божие, то непременно это не понравится кому-то, кто живет не по Божиему закону, а по закону плоти, по закону темного духа. Поэтому внутренняя сила, дерзновение, смелость должны быть составной частью твоей жизни и твоего служения. Развивая мысль святого Игнатия Антиохийского, хотел бы добавить: вникай и поступай осмотрительно, вникай и укрепляй церковной единство, вникай и созидай мир, вникай и удаляйся от производящих разделения и соблазны (Рим. 16:17), вникай и оберегай словесное стадо Христово от волков, стремящихся погубить его (Ин. 10:12), вникай и подавай пример того, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Сегодня, когда богопротивными силами предпринимаются попытки вытеснить из общественной жизни нравственные идеалы и подлинные ценности, которые укоренены в Слове Божием, нам, христианам, наипаче же служителям алтаря Господня, необходимо помнить о священной обязанности неустанно возвещать весть о спасении, а это значит — свидетельствовать ближним и дальним о том, что именно во Христе Распятом и Воскресшем — жизнь, и жизнь с избытком (Ин. 10:10). Что мы можем противопоставить лживым посулам, и мнимым ценностям современного мира? Наше сыновнее доверие Богу и Его водительству, твердое стояние в Евангельской правде, приверженность многовековым устоям и традициям Православия, укорененность в церковном Предании и святоотеческом учении. Когда я употребляю слово «Предание», это хорошо понятно всем богословам, священникам, но для современного светского человека это слово не совсем понятно. Предание есть способ передачи Божественной истины, воспринятой от Самого Господа, до сегодняшнего дня — и в письменных памятниках, и в словах, и в благочестии, и в системе ценностей. Вот что несет в себе христианское Предание, сохраняя учение Самого Господа для каждого последующего поколения. Мы должны напоминать всем о том, что только следование вечным и неизменным Божественным нравственным ценностям, данным в Откровении, способно преодолеть все трудности, испытания и нестроения как в личной, семейной, так и в общественной и даже государственной жизни. Церковь несет и до скончания века будет нести всему миру это жизнеутверждающее свидетельство.

http://patriarchia.ru/db/text/5923680.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010