Грех внес разлад в нашу природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался настолько силен, что никто из людей своими усилиями не мог освободиться от него. Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Он не только научил людей правильно жить, но, приняв нашу природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и, таким образом, дал нам силы к нравственному возрождению. Это приобщение человека к Божественной жизни осуществляется в Церкви. Вот почему она именуется телом Христовым (См.: 1 Кор. 6:15; Еф. 4:12).    Процесс духовного обновления начинается в таинстве Крещения, в котором человек освобождается от яда греха и приобщается к благодати Божией. Он изымается из мира, лежащего во зле, и вводится в ограду Церкви. Господь Иисус Христос и Его Апостолы всегда противопоставляли мирскую жизнь, мир «во зле лежащий» христианской жизни. «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия», — наставляет ап. Павел (Рим. 12:2). Благодатная сила Крещения настолько велика, что человек, крестившись, становится как бы новым творением: «Кто во Христе, – тот новое творение. Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). В Крещении христианин умирает для всего греховного. Приобщаясь к возрождающей силе крестных страданий Спасителя, он умирает для всего греховного и начинает жить праведной жизнью. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира, – пишет ап. Павел. – Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:14-15). С этого момента у христианина происходит полная переоценка ценностей: он начинает желать и искать то, чем он раньше пренебрегал, и презирать то, чем раньше пленялся.    Это состояние Священное Писание именует «переходом от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24; 1 Иоан. 3:14) и воскресением с Христом (Кол. 3:1-17). Бог переводит его из области тьмы в Царство света, где его озаряет Дух Святой (1 Пет. 2:9-10). Поэтому «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», – призывает нас Господь Иисус Христос (Мат. 5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Первый и наиболее заметный образ, к которому прибегают Апостолы, описывая спасительные деяния Христа, — это образ невиновного, умирающего за чужие грехи. Согласно апостолу Павлу, евангельское возвещение состоит в том, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3–4), то же самое говорит и апостол Пётр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1 Пет 3:18). Сам Спаситель (Лк 22:37) указывает на то, что пророчество, содержащееся в 53 главе Исайи, говорит именно о Нём, а это пророчество выражает ту же мысль — невиновный умирает за грехи виновных. Пророчество использует самый прямой и недвусмысленный язык, который только возможен: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис 53:5–6). Наше прощение обретено тем, что за наши грехи умер другой, невиновный. Сам Господь говорит (а Церковь повторяет на каждой Литургии), что Его кровь проливается “во оставление грехов”, апостол Павел говорит о том, что благодаря жертве Спасителя мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов (Еф 1:7). У современного читателя это нередко вызывает недоумение — почему это было необходимо? Да, Писание говорит, что без пролития крови не бывает прощения (Евр 9:22), но почему? У многих в голове возникает карикатурный образ как бы раздражительного Бога, Который только и ищет, как следует покарать бедных грешников, пока наконец страшная смерть Праведника не располагает Его проявить снисхождение. Образ этот, конечно, не имеет отношения к действительности — Бог всегда и неизменно любит грешников и ищет только их спасения; сама крестная жертва есть проявление этой любви, а не её предварительное условие. Наше непонимание связано с тем, что мы часто понимаем под “прощением” перемену настроения — мы кого-то сильно ненавидели, скрежетали зубами, строили планы мести, а потом успокоились, отдышались, и решили не мстить. С нашей стороны “прощение” состоит в том, что мы оставляем обидчиков в покое и не пытаемся наказать их за то, что они сделали. Но когда мы говорим об отношениях с Богом, навсегда “быть оставленным в покое”, вне богообщения, это и значит погибнуть. Вечность без Бога — это и есть ад. Поэтому Божие прощение, которое действительно избавляет нас от ада, предполагает, что Бог принимает нас в общение с Собою, вводит нас в Свой чертог, признаёт нас Своими.

http://pravmir.ru/iskuplenie-vo-hriste-i...

13: 5) и со страхом Божиим : « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2: 13, 14, 17). Отсюда вытекает и требование молиться за царей: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1 Тим. 2: 1-2). При этом добавляется еще одна причина необходимости такой молитвы - чтобы цари стали христианами и обрели Спасение во Христе: « Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2: 3-4). Итак, указанные тексты Священного Писания прямо утверждают сакральность царской (имперской) власти и попытки их истолковать иначе - не что иное, как насилие над текстом и здравым смыслом Как свидетельствуют многочисленные творения раннехристианских апологетов и Святых Отцов, первенствующая Церковь именно в таком имперском духе воспринимала апостольское учение. О том, что со времен апостолов почитание в Церкви царской власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) царю и его князьям. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило: « За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Верующий во Христа способен радоваться радостью неизреченной и преславной (1 Пет. 1:8), и умение делиться этим с ближними очень ценно сегодня. Для страждущих именно радость и надежда на Господа может стать спасательным кругом, который удержит их на плаву, не даст утонуть в море отчаяния и боли. Помни об этом при реализации социальных проектов, а также в те моменты, когда ты сам посещаешь немощных и обездоленных. Пусть, глядя на тебя, они убедятся, что Царствие Божие есть мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17), и захотят быть наследниками этого Царствия. Памятуя о том, что все мы призваны стать жителями всечестного рая, богозданного селения, где веселие нескончаемое и наслаждение (стихиры в Субботу сырную), научи людей чувствовать причастность к Царству Небесному уже сейчас, как некогда ощутили его послы князя Владимира и с удивлением свидетельствовали: «Не знаем, на небе мы были или на земле». Пусть, вдохновленные твоим примером, вверенные тебе чада, приходя в храм славы Господней, мнят себя стоящими на небе (седален 6-го гласа в понедельник утра) и испытывают заповеданную нам радость о великой награде, уготованной в вечности. Совершай Литургию с благоговением и трепетом сердца, укрепляясь осознанием того, что Бог наш есть свет паче всякого света и радость паче всякой радости (молитва по 4-й кафизме). Служение архипастыря сопряжено со многими заботами и проблемами. Однако понимание того, что ты делаешь дело Господне, ведешь людей ко спасению и научаешь их жизни по вере, должно давать и подлинную радость, и глубокое удовлетворение от исполнения предназначенного тебе. Смотри, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божиими! (1 Ин. 3:1), восклицает апостол и евангелист Иоанн. Любовь Творца — наше самое ценное сокровище, а возможность быть Его чадами — величайший дар. Пусть понимание этого не только утешает тебя в ежедневных трудах, но и помогает в общении с людьми и в твоем миссионерском служении. Научившись радоваться о любви Господней, ты сможешь научить этому и других, и твой добрый настрой будет лучшим свидетельством правильности пути для тех, кто пока не решается переступить порог храма и связать свою жизнь со Христом.

http://patriarchia.ru/db/text/6070164.ht...

Православное учение о Таинствах исходит из того, что в строгом смысле всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в исключительном смысле этого слова. Господь через Своих служителей раздает спасительную благодать членам Его Церкви. Таинства не совершаются сами по себе, они являются одним из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о Таинствах. Вот для чего нужна Церковь! Вне Ее невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души. Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином), становится частичкой Его мистического Тела – Церкви. Вот почему вне Церкви нет и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом! Церковь составляют люди, которых Бог призвал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяли не какие-то отвлеченные принципы или ценности – их всех объединяла верность призыву Христа. Апостол Петр говорит о них, как об услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет. 2: 9). В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием – Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11). Церковь Христова созидается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Часто именуемая в Писании «Невестой Христовой», Церковь возникает из отверстого бока Христа подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама. Господь Иисус Христос создал одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Своей целью Господь называет создание ОДНОЙ (т. е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается ее единство: «единое стадо» (Ин. 10:16), единая виноградная лоза (Ин.15:1-7) и пр. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5); «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор.12:13); «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

http://radonezh.ru/2022/01/10/chto-takoe...

Да потому, что как ни важно верно почувствовать наше профессиональное призвание, оно второстепенно по отношению к самому существенному – человеческому. И вот это призвание жизненно необходимо понять и почувствовать как можно раньше, чтобы потом не расхлёбывать горькую чашу судьбы, а главное, не погибнуть в Вечности. Но в чём оно – наше призвание? Кто это знает? Философы? Церковь?  Призвание — святость Молодости свойственен максимализм, поэтому именно молодых, кажется, должен был бы привлечь евангельский идеал. Христианство, православие отличается от язычества, буддизма, марксизма и т.д. вовсе не внешней обрядовостью, а (в числе прочего) своей антропологией. Человеку недостаточно быть порядочным, ему мало не воровать, не убивать, быть добрым, честным, милостивым… Чего же ещё? Поверить трудно! Человек, с точки зрения христианства, призван уподобиться Богу, стать подобным Творцу! В этой перспективе все лучшие человеческие вещи – добро, милосердие, бескорыстие, щедрость, целомудрие, верность, любовь – приобретают иное качество, кажется, практически недоступное, в своём пределе состоящее в святости. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист», – говорит апостол Иоанн (1 Ин. 3, 2-3). Мы знаем из Послания апостола Петра, что наше человеческое призвание не только знать Бога, поклоняться Ему, служить Ему, любить Его, но в итоге стать причастниками Божественного естества, Его природы (2 Пет. 1, 4). Этот призыв христианский кажется невероятным, но, не успев прийти в себя от высоты поставленных перед нами целей, мы обнаруживаем в православии ещё более ответственное и великое призвание христианина. Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на святых Иеринея Лионского и Максима Исповедника, говорит, что, поскольку человек принадлежит и духовному миру и вещественному, он может все созданные твари привести к духовности, к Богу: «Всё вещественное и всё материальное (и столь великое, что мы не можем даже себе представить его размеров, и столь малое, что мы не можем его уловить даже прибором) именно благодаря тому, что человек создан из земли, то есть принадлежит своей плотью веществу, – всё охвачено Христом, включено во Христа. И поэтому, когда нам говорится, что призвание человека – уйти в глубины Божии, сродниться с Ним так, чтобы быть с Богом воедино и через это преобразить свою телесность, и в течение этого процесса преображать весь мир вокруг, – это не слова, а реальность, это конкретное наше призвание, то, что нам дано как задача».

http://pravmir.ru/professiya-chelovek/

   Вот из-за таких ревнителей “не по разуму”, мы беремся за перо, чтобы изложить им, с Божьей помощью, какова суть от древности до наших дней вера Православной Церкви, об абсолютности и вседостаточности (полноте) Христа для спасения человеков. Перечислим лишь некоторые из побед, одержанных Христом на протяжении девятнадцати веков до нынешних дней и которые Он продолжает одерживать неустанно. Мы показажем, что устарел не Христос, но мир, а Он всегда тот же «вчера и сегодня и во веки веков» (Ин. 13:8). Он вечно юн и вечно непобедим. Его победы мы назвали — Жатвы Господни, в подражание евангельским притчам о ниве, семени и жатве. Жатва первая     «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43)    Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с Голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от Воплощения Бога Слово.    Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел старадания и пролил Свою безгрешную кровь; но и чтобы подчеркнуть спасительность таинства покаяния, одной из семи великих православных таинств.    Мы говорим о людях, а не об ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного царства на землю и возносились на Небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4:11).    Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на Небесах. В тот же день, в Великую Пятницу, Иисус душой сошел в ад, в Шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» Евангелие, «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет.3:19; 4, 6). Кем были эти обитатели ада?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот из-за таких ревнителей “не по разуму”, мы беремся за перо, чтобы изложить им, с Божьей помощью, какова суть от древности до наших дней вера Православной Церкви, об абсолютности и вседостаточности (полноте) Христа для спасения человеков. Перечислим лишь некоторые из побед, одержанных Христом на протяжении девятнадцати веков до нынешних дней и которые Он продолжает одерживать неустанно. Мы показажем, что устарел не Христос, но мир, а Он всегда тот же «вчера и сегодня и во веки веков» (Ин. 13:8). Он вечно юн и вечно непобедим. Его победы мы назвали — Жатвы Господни, в подражание евангельским притчам о ниве, семени и жатве. ЖАТВА ПЕРВАЯ «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43) Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с Голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от Воплощения Бога Слово. Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел старадания и пролил Свою безгрешную кровь; но и чтобы подчеркнуть спасительность таинства покаяния, одной из семи великих православных таинств. Мы говорим о людях, а не об ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного царства на землю и возносились на Небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4:11). Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на Небесах. В тот же день, в Великую Пятницу, Иисус душой сошел в ад, в Шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» Евангелие, «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет.3:19; 4, 6). Кем были эти обитатели ада?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3749...

Все это надо знать христианину, чтобы правильно верить и быть подготовленным для защиты веры. Недаром Сам Христос Спаситель ссылался на эти факты из Книги Бытия (см.: Мф 19, 4, 24, 38; Мк 10, 6 и др.). Антропологических же и археологических сведений Священное Писание не дает. Они не нужны для дела спасения человеческих душ. Поэтому на твой вопрос, как по Библии надо представлять себе первых людей: красавцами ли, как их рисуют в библейских иллюстрациях, или теми обезьяноподобными уродами, как они изображаются в популярных книгах по антропологии, ответа в Священном Писании мы не найдем, так как знание всего этого не нужно для душепастырских задач Церкви. Но это никак не значит, что твой вопрос незаконен и что ты не имеешь права его задавать. Всеми вопросами имеет законное неотъемлемое право интересоваться христианин. Неправо говорят те, кто утверждает, что надо верить просто, не задавая вопросов. За такими утверждениями часто таится равнодушие и холодность к истине. Апостол Петр нас учит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3, 15). И апостол Павел подтверждает: «Надо, чтобы вы знали, как отвечать каждому» (см.: Кол 4, 6). Значит, надо ответить на вопрос: как по-христиански представлять первых людей? Но ответа на этот вопрос, как и на все внешние для Церкви вопросы: научные, экономические, государственные, — надо искать не на строках Библии, а в свободных выводах человеческого разума, которому Господь предоставляет свободу, не предписывая ни как вести научные исследования, ни как торговать, ни как строить государство. Церковь при этом требует от христианина только одного: чтобы каждое из этих дел он совершал честно, то есть в научной области чтобы он стремился к отысканию научной истины, а не к навязываемым ему посторонними соображениями выводам. Современная материалистическая наука и на нашей Родине, и в западном мире тяжко грешит не тем, что она ставит вопросы и утверждает гипотезы, иногда кажущиеся несовместимыми с христианскими истинами, а тем, что рассматривает эти противоречия недобросовестно, стремясь не к установлению истины, а к нанесению как можно большего вреда христианству.

http://pravoslavie.ru/2888.html

В случае со слепым от рождения, которого упоминает евангелист Иоанн, они упорствуют и говорят: «Ты ли бывший слепой, который сидел там, на ступенях храма?» (см.: Ин. 9: 1–41). Вызывают родителей: «Это ли сын ваш?» Снова спрашивают его: «Ты ли это?» Откуда же у них такое неверие? Когда он говорит: «Да, это я. Я же сказал вам, что это я!» – они верят слепому, но поверить в то, что совершил Христос, не хотят, они не желают признавать Иисуса Христом. Вот почему слепые видят произошедшее и признают его, а эти с широко открытыми глазами не видят и отрицают это. А о том, что касается слуха, Господь говорил много раз: «Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8: 18; ср.: Мф. 11: 15; 13: 9, 43; Мк. 4: 9; Лк. 8: 8; 14: 35 и т.д.). Наблюдайте, как вы слушаете, потому что духовное слушание означает не то, что вы просто слышите ушами слова и они регистрируются в мозгу, а потом мозг преобразовывает слова в понятия; духовное слушание – это более глубокое постижение тех понятий, которые обработал мозг. Слово Божие еще говорит о вкусе: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33: 9; ср.: 1 Пет. 2: 3), придите и вкусите. Чтобы ты не просто увидел, не просто услышал, а вкусил (вкушение – нечто еще более глубинное) и благодаря этому духовному вкушению познал, что Господь благ; вкусите, что Господь благ. Отсутствие духовных чувств Отсутствие этих духовных чувств приводит, возлюбленные, к тому печальному состоянию, которое описано пророком Исаией. На него ссылается евангелист Иоанн, и пророчество это исполнилось в лице Иисуса Христа. Он говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53: 1); «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12: 38–40). Печальное состояние духовной бесчувственности! Духовное бесчувствие Израиля Этой духовной болезнью всегда страдал Израиль. С ветхозаветных до новозаветных времен и, к сожалению, поныне. Евангелист Иоанн говорит о чудесах, которые Господь совершил перед народом Израиля: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они – иудеи – все равно не веровали в Него» (Ин. 12: 37). Почему же они не веровали? Потому что не видели. Не видели этими очами? Этими видели, они не видели очами души.

http://pravoslavie.ru/159044.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010