Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

Архиепископ Волоколамский Иларион принял участие в праздновании дня интронизации Предстоятеля Польской Православной Церкви и чествовании святых мучеников Холмских и Подляшских 2 июня 2009 г. 11:54 31 мая, в Неделю седьмую по Пасхе, Польская Православная Церковь праздновала память Собора святых новомучеников Холмских и Подляшских. В этот день также отмечалась одиннадцатая годовщина интронизации Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы в качестве Предстоятеля Польской Православной Церкви. В соборном храме святого апостола Иоанна Богослова в городе Холм Его Блаженство возглавил совершение Божественной литургии. Предстоятелю сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан , архиепископ Люблинский и Холмский Авель, епископ Владимиро-Волынский и Ковельский Никодим (Украинская Православная Церковь), викарий Варшавской митрополии епископ Семятычский Георгий, а также наместник Онуфриевского Яблочинского монастыря архимандрит Афанасий (Нос), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, многочисленные клирики Польской Православной Церкви. Архиепископ Митрофан произнес проповедь на украинском языке на тему евангельского чтения. В слове по окончании Божественной литургии и молебна святым мученикам перед ракой с их честными мощами Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, сказал: «Когда мы стоим перед святыми мощами мучеников Холмских и Подляшских, мы осознаем значение слов Господа: Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1:16). К святости ведет путь жертвы и самоотвержения, крепкой веры и любви к Церкви Православной. Этим путем шли почитаемые нами мученики, которые сражались до крови (Евр. 12:4) и отдавали свою жизнь, страдая за свою православную веру, за свои обычаи, за свой язык во времена трагедии, пережитой их многострадальной землею. Силы зла и диавола были побеждены их любовью, кротостью, смирением перед Богом. И теперь новые лучи благодати сияют из этого храма. Ныне — общий праздник всего Православия, ибо свет мученичества сияет на весь мир. Многие православные жители Холмщины и Подляшья в результате гонений были вынуждены оставить свою родину. Теперь они рассеяны по всему миру. Но они стали свидетелями веры и свидетелями трагических гонений на Православие. И сегодня Святое Православие распространяется по воле Божией и там, где ранее его не знали. Однако и на этой земле страданий мы, православные, были, есть и будем. Владыке Авелю, мужественным священникам и мирянам Холмской земли хочу повторить слова Христа: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12:32) Господь не оставит нас, даже если доныне мы испытываем порой нападки и уничижения».

http://patriarchia.ru/db/text/664303.htm...

В 2010 году года был принят Устав Митрополичьего округа — Православной Церкви Казахстана и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начался процесс образования на территории страны новых епархий. Как подчеркивает Его Святейшество, увеличение числа епархий сделано «для того чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу». Митрополичий округ, включавший первоначально в себя лишь три - Алма-Атинскую, Уральскую и Чимкентскую — на сегодняшний день состоит уже из 9 епархий. Действует Синод Казахстанского Митрополичьего округа, который организует, координирует и контролирует все разнообразие церковной жизни в нашей стране. В Астане и Алма-Ате при поддержке Президента Республики Казахстан, многоуважаемого Н.А. Назарбаева, созданы духовно-культурные и административные центры Округа, названные в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия и приснопамятного митрополита Иосифа (Чернова). Отрадно, что в казахстанских епархиях наряду с возрождением порушенных святынь и со строительством новых храмов продолжается создание и развитие духовно-культурных центров, а на приходах осуществляются разнообразные культурные, просветительские, социальные и молодежные проекты. Все это является органичной, естественной жизнью Церкви, продолжением Божественной Литургии, должным ответом на призыв Спасителя проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), обращенный ко всем нам — верующим в Господа Иисуса Христа. «Вы — род избранный, царственное священство, — напоминает нам первоверховный апостол, — народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Поэтому свидетельство о Царствии Божием, пришедшем в силе (см. Мк. 9:1) должно приобретать разнообразные формы и быть обращено к людям разных интересов, разного возраста и социального положения. Сегодня для этого у нас есть возможности, главное, не упустить драгоценное время, не податься духу лености или беспечности.

http://patriarchia.ru/db/text/5309616.ht...

Кирила Церкви з нагоди дня / / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Кирила Церкви з нагоди дня для друку 22 2022 р. 16:54 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Предстоятеля Албанской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия с днем тезоименитства. Его Блаженству, Блаженнейшему Анастасию, Архиепископу Тиранскому и всей Албании Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Примите мои сердечные поздравления с днем памяти Вашего небесного покровителя — преподобномученика Анастасия Персиянина. Стремясь подражать сему угоднику Христову в вере и делах, Вы со тщанием и смирением проходите путь Первосвятительского служения. Подобно доброму сеятелю, Вы стремитесь возрождать души людские не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Пет. 1:23). Всемилостивый Господь да ниспосылает и впредь Вашему Блаженству крепость сил и Свою неоскудевающую помощь в дальнейших трудах на пользу Святой Церкви. С братской во Христе любовью +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Тиранського у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Кирила Тиранському та з днем : та звернення] Предстоятель Церкви звернувся словами до лаври Кирила Тиранському з днем : та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Албанська Церква – зв " язки   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5889863...

Слово Святейшего Патриарха Алексия на торжественном президентском приеме по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви 19 ноября 2007 г. 16:28 На торжественном приеме в Кремле по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Президенту России В.В. Путину с приветственным словом. Ваше Высокопревосходительство, многоуважаемый Владимир Владимирович! Сердечно приветствую Вас, от лица всех участников торжественного празднования девяностолетия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Введение в Русской Православной Церкви Патриаршего управления относится к XVI веку. Общее для всех кругов общества, как светского, так и духовного желание видеть во главе самостоятельной (автокефальной) Русской Церкви Патриарха было вызвано потребностями времени и оказало положительное влияние не только на жизнь Церкви, но и на устроение российского государства. Реформы Петра Первого серьезно изменили положение Церкви. В системе государственно-церковных взаимоотношений, выстроенных в соответствии с представлениями императора, не нашлось места Патриаршеству. На долгих два века Церковь оказалась лишена возможности жить в соответствии с каноническими нормами, предписывающими возглавление ее «первым епископом». Вместе с тем, вполне оправданным будет утверждение, что возрождение Патриаршества по решению Поместного собора 1917 года стало ответом Церкви на ужас революции, террора и вообще всякого рода проявления нестабильности и деструктивности, неминуемо обнаруживающихся в периоды социальных потрясений. Патриаршее служение XX века отмечено знаком исповедничества. Московские Первосвятители прошлого столетия, начиная со святителя Тихона, неся на своих плечах тяжелое бремя ответственности, восходя на престол Патриаршества, становились страдальцами в гонениях за имя Христово (1 Пет. 4:14), подавая добрый пример терпения скорбей и злоключений. Однако их труды принесли благие плоды, ибо, благодаря им, Православие не только сохранилось в нашем Отечестве, но Церковь смогла избежать уклонения в идеологию сектантского изоляционизма, сохранить влияние на общество.

http://patriarchia.ru/db/text/325544.htm...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 80 зач., 16, 1—9 Сказал Господь такую притчу: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Не для того мы приступаем к чтению слова Божия, чтобы поражаться его красотами и глубинами или утешаться сладостными переживаниями. Нет, Божественное Откровение хочет вдохновить нас на истинную жизнь, на исполнение нами нашего христианского долга. Мы, как говорит апостол, — «домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Мудрость заключается в том, чтобы употребить, все, что мы имеем в мире, на обретение вечных богатств — делами благочестия, любви. Именно об этой доброй купле говорит преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». Сегодняшняя притча представляет сынов человеческих как управителей земных владений в этом мире. Чем бы мы ни обладали — это собственность Божия, мы только пользуемся ею. Нам показана нечестность управителя. Он расточил имение своего господина, и был обвинен за это. А разве мы не склонны к такой же растрате? Разве мы употребили доверенное нам Богом должным образом? Чтобы не оказаться нам осужденными Богом, мы должны осудить себя. «Что это я слышу о тебе?» — спрашивает с тревогой господин. Он опечален, что ему приходится разочароваться в своем управителе. Но управитель не может отрицать этого, и потому должен дать отчет и в скором времени оставить место.

http://pravoslavie.ru/3801.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня в Соловецком монастыре 19 августа 2014 г. 21:53 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Матушки игумении, досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области! Хотел бы всех вас сердечно поздравить с престольным праздником главного храма Соловецкой обители — праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду церковных торжеств, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, имеющее прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние всего человеческого общества. Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1:16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1:10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр и называет себя очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор, сказав: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5; 2 Пет. 1:17). Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма часто были разного рода философские хитросплетения, ведь это была эпоха античности, эпоха многобожия или так называемого религиозного плюрализма верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, которое апостол и называет хитросплетенными баснями . Но проповедь апостолов была проповедью очевидцев явления силы и славы Божией, почему Церковь и хранит так бережно их свидетельство. Мы знаем, как важно свидетельство очевидцев в любом деле, особенно таком, которое рассматривают следственные органы. Без свидетельских показаний не может быть вынесен приговор; свидетельства очевидцев есть самое сильное доказательство. И как же мы должны быть уверены в правоте своей веры, в правоте Евангелия, если в его основе лежат не человеческие хитросплетения, пусть даже очень возвышенные, но все же исходящие от ума человеческого, а свидетельства очевидцев! Именно на этом апостольском свидетельстве и основывается вся вера Церкви. И каждый архиерей Божий, принимая на себя апостольское служение, призван продолжить это свидетельство очевидцев через проповедь, через молитву, через пример собственной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/3706891.ht...

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Исцеление кровоточивой Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:14 мин. Размер 6.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека. Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти. Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада. Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки. Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Сергию (Копылову), епископу Семилукскому, викарию Воронежской епархии 19 декабря 2015 г. 16:49 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, за Божественной литургией в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Копылова) во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Сергия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Сергий! Совершилась Божественная литургия, произошло возложение на твою главу Евангелия и рук преемников апостольских, исполнилось изволение Святого Духа, запечатленное в решении Священного Синода: в сей день ты приступил к высшему служению в винограднике Христовом. Внемли моему слову, и да будет оно вдохновлять и укреплять тебя на стезе архипастырского делания. Епископство, жребий которого ты принял ныне наитием благодати Небесного Царя, — это, в первую очередь, всецелое и жертвенное посвящение себя Церкви, «доброе житие во Христе» , по слову апостола Петра (1 Пет. 3:16). Архиерейство не должно стать для тебя поводом к самолюбованию и самопревозношению. Пусть не прельщают тебя человеческие слава и величие, которые, по словам святителя Василия Великого, непостояннее сновидения и пустее ночных призраков (свт. Василий Великий, беседа «О смиренномудрии»). Пусть все твои дела, устремленные к миру дольнему и миру горнему, совершаются со скромностью и терпением. С сего дня ты — викарий Воронежской епархии. На этой земле ты, ведомый дивным Промыслом Вседержителя, окончил духовную школу и принял монашеский постриг. Епархиальная жизнь в этих местах устрояется стараниями Высокопреосвященного митрополита Сергия, участвовавшего в твоей хиротонии. Тебе же как преданному его соработнику предстоит усердно развивать все направления церковной деятельности. Пребывай в единомыслии с ним и со всей братией, и стремись приумножать плоды их трудов на этом поприще «в простоте и богоугодной искренности» , как говорит в послании к Коринфянам апостол Павел (2 Кор. 1:12), следуя по уготованному тебе Владыкой мира пути и со тщанием совершая свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/4299554.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010