Женского священства нет не только в православии, но и в католицизме. А на протестантском Западе оно появилось. В протестантизме нет таинств — таких священнодействий, которые совершаются Святым Духом по молитве священника или епископа, что требует от них молитвенной сосредоточенности, серьезного аскетического настроя. Там, где исчез сакраментальный смысл священнослужения, где нет таинств, там и священства в сакральном понимании этого слова нет. Там пастор — это руководитель общины, а не совершитель таинств. У них нет богослужений, во время которых совершались бы таинства, а проходят молитвенные собрания. Поэтому у протестантов женщина может быть и пастором, и епископом. В такого рода служении, которым занимаются протестантские пасторы, и православные женщины активно участвуют. Они так же вовлечены миссионерство, ведут православные программы на радио и телевидении, занимаются православной журналистикой, катехизаторством, преподаванием в семинариях, богословских институтах, в гимназиях и воскресных школах. В православных приходах женщины бывают председателями приходских советов, пишут иконы, расписывают храмы, управляют церковным хором. В женских монастырях вообще все послушания, включая руководящие должности, несут женщины. А вот богослужения и таинства совершают только рукоположенные в священники мужчины. Церковь учит о двух образах священства. Апостол Петр говорит, что все верные — это «царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2, 9), в том смысле, что все христиане причастны Христу, входят в Тело Христово. Все члены Его Церкви — священники и миряне, монахи и епископы, мужчины и женщины — имеют к Богу прямой доступ. Православная Церковь наравне со святыми мужами прославляет святых жен: мучениц, преподобных, пустынниц, исповедниц, страстотерпиц, праведниц, благоверных и равноапостольных цариц и княгинь. Вместе с тем есть институциональное рукоположенное священство, которое совершает святые таинства. Это служение Христос доверил Своим ученикам, несмотря на то что среди следовавших за Ним людей было немало женщин. И сами апостолы, и преемники их благодати в современной православной Церкви рукополагают в священнический сан только мужчин по примеру своего Божественного Учителя, а не из ненависти к женщинам.

http://pravoslavie.ru/115771.html

Наше евхаристическое собрание — это собрание во Христе, необходимое для того, чтобы каждый из нас соединился с Богом и через Бога по-настоящему глубоко и в вечности соединился друг с другом. Такое собрание людей в Таинстве, собственно говоря, и делает людей Церковью. Когда-то священник появлялся в храме уже при полном собрании общины. Сейчас, к сожалению, он частенько приходит в пустой храм, читает входные молитвы и облачается в тишине, и лишь чтец на клиросе ждет от него благословения, чтобы начать читать часы. На самом деле батюшка должен приходить уже в Церковь, то есть в общество людей, которых он будет возглавлять, в общество, которое называется народом Божиим. Об этом народе апостол Петр писал: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“» (1 Пет. 2: 5–6). Обратите внимание на то, как Библии употребляется слово «камень». Дьявол предлагает Христу превратить камни в хлеба: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4: 3). Иоанн Креститель обличает фарисеев и саддукеев: «Не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам“, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Христос обращается к апостолу: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18–19). Во время богослужения часто звучат слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). Казалось бы, что может быть мертвее камня? Даже древесина более жива — это дерево когда-то росло, цвело, распускало листья. А тут такой парадокс — живой камень… Камень — твердый, крепкий, ему присуще бессмертие. Он веками не изменяется, на него можно опереться, на нем можно строить. Но все-таки камни — это что-то бесчувственное, чему жизни от века не дано. Такими бываем и мы. Существует духовное понятие — окаменение сердечное.

http://pravmir.ru/cerkovnoe-sobranie/

«Не говори: это для нас невозможно, так как Христос свои заповеди объявил для всех, и Он не давал отдельных заповедей для монашествующих и для мирян» . В греческой традиции исихазм мирян – обычное явление, и для него существует даже специальный термин: лаический исихазм (греч. λακς – «мирянин»). В XIV в., когда исихазм был догматически утверждён на Соборе (1351 г.), отцы Церкви были сторонниками исихазма среди мирян (напр., св. Григорий Палама, св. Николай Кавасила). В связи с тем, что исихазм, в православной традиции, нужен и обязателен и для мирян, следует принять ко вниманию то учение Православной Церкви, что каждый, крещённый во имя Св. Троицы и подчинившийся Трёхипостасному Единосущному Богу, входит в «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9). Есть и другие места Священного Писания, где об этом говорится: Поэтому каждый христианин, независимо от церковного сана, должен постоянно из глубины сердца приносить Богу бескровную жертву хвалы, чем, собственно, и является умная молитва Иисусова. Митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «Мы считаем умную молитву важнейшим средством для спасения человека... Возможно, кто-нибудь скажет, что все эти целебные средства, то есть глазные примочки, лечащие око сердца (ср. Откр. 3, 18), могут использоваться только монахами. Это не совсем так. Все мы, даже и живущие в миру, можем жить по заповедям Христовым. Молитва, покаяние, плач, сокрушение, пост, бдение и так далее заповеданы нам Христом, и это значит, что все могут следовать им. Христос не назвал таких вещей, которые были бы невозможными для человека. Святитель Григорий Палама, говоря о чистоте сердца, подчеркивает, что и живущим в браке возможно отвечать этой чистоте, однако с гораздо большим трудом”» . Всё то, из чего и складывается явление, называемое исихазмом, оправдано Константинопольскими Соборами 1341, 1346 и 1351 гг., которые признаются Православной Церковью: «Следовательно, всякий, кто возражает против чего-либо из названного, находится вне православного предания и может быть на этом основании отсечен от его жизни» .

http://pravoslavie.ru/122336.html

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9). Современным западным обществом этот баланс потерян. Сегодня мало кто обращает хоть какое-то внимание на царство духовное, и многие живут в полном неведении о духовном мире, существующем рядом с материальным. Основное внимание сосредоточено сейчас на умственной работе (образование, технологии) и на физическом развитии (спорт, досуг, отдых). Таким образом, Божественное и человеческое находятся в дисгармонии. Мы живем в эпоху тоталитарных государств, в которых «полнота» наших жизней определяется критериями государства. Это верно для недемократических стран, но верно также и для демократических, в которых главной заботой для многих является «экономизм», то есть власть денег, интерес к экономике, называемый святым Евангелием просто маммоной. Все это не оставляет места для духовной жизни («у меня нет времени ходить в церковь»). В прежние же времена большинство мужчин и женщин развивались духовно, они веровали и практиковали свою веру, они утомляли свои тела физической работой, тем самым укрощая страсти и успокаивая ум. Сегодня у людей духовные вместилища пусты и неразвиты, о них даже не знают, в то время как тело со всеми его чувствами постоянно возбуждено, а ум все время раздражается непрекращающимся потоком информации. В результате этого в государствах миллионы граждан становятся больными телесно и душевно. И сегодня вполне уместно задать вопрос: не потому ли общество стало таким неуравновешенным, что мы перестали «искать прежде всего Царствия Божия», или, другими словами, перестали творить крестное знамение? Вечер, ранняя весна. Молодой король возвращается с охоты в королевское поместье на Пурбекских горах, что на юго-западе страны. Он едет верхом, сопровождаемый несколькими спутниками, в поместье своей мачехи. Этого 19- или 20-летнего короля зовут Эдуард . Он праправнук святого короля Альфреда Великого и сын святого короля Эдгара Мирного, правителя всей Англии.

http://pravoslavie.ru/31958.html

Протоиерей Владимир Архипов (Новая Деревня, Подмосковье) в своем сообщении поставил вопрос о достоверности Божественного присутствия. Напомнив об обращении 14-летнего Андрея Блума, у которого не возникло сомнений в достоверности живого присутствия Христа, о. Владимир говорил о том, что этот «личный опыт Встречи» невозможно ни с чем перепутать. «Каждый может получить подтверждение достоверности присутствия Божия через обретение образа Божия внутри себя и в других людях…, в парадоксальности (не в чудесах) евангельских событий и судьбы самого Христа…, но для этого надо искать, жаждать этой Встречи», – сказал докладчик. Для него одним из «инструментов» обретения достоверности является доверие Богу, а «свидетелями достоверности» в ХХ веке он называет митрополита Антония, протоиерея Александра Меня и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Духовная дочь митрополита Антония Элизабет Феокритова (Кембридж) рассказала по zoom о том, что для нее особенно ценно «присутствие Христа как Того, Кто служит». Она свидетельствовала, что сам митрополит Антоний являл пример именно такого присутствия: «от маленьких проявлений сочувствия до подвига служения длиной в жизнь». Его жертвенное пастырское служение было для него «не только этическим, но и богословским требованием», а каждого христианина он побуждал к «активному продолжению Присутствия Христа», что, по его мысли, является «признаком принадлежности к «царственному священству» (1 Пет.2:9)». Докладчица ввела понятие «передавать Присутствие» и размышляла о том, что это означает для христианина, общины и всей Церкви. Присутствие Божие может быть явлено через благодарение и прощение – главная мысль, которую раскрыла в своем сообщении Марина Михайлова (Санкт-Петербург). «Царственное право прощать» – говорил об этом митрополит Антоний и учил своих прихожан исполнять заповедь прощения. «В этом неувядающая актуальность проповеди митрополита Антония, который взывает о прощении к каждому лично», – сказала Михайлова. Само название доклада Анны Шмаиной-Великановой (Москва) «Присутствие — слава — облако — Слово — ближний: учение владыки Антония о Божественном присутствии в свете библейских, раннеиудейских и раннехристианских представлений» раскрывает подход библеиста и переводчицы, которая говорила о разных проявлениях присутствия Божия в Священном Писании. Последнее звено в цепи этих проявлений она прокомментировала так: «По мысли владыки, Божие присутствие может проявляться двояко: как присутствие того, кто любит или любим нами – ближнего, или ближнего в другом смысле – как зов… Общение с другим, тот зов, крик, который раздаётся сейчас к нам, когда столько бед,– в этом мы можем расслышать Божественное присутствие, которое окликает нас».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пустите детей приходить ко Мне. ( Мк. 10:14 ) Мы знаем, как Господь любил детей. Своим апостолам Он повелел не мешать детям приходить к Нему. Не будем же и мы преградой для получения нашими детьми вечно текущей Божией Благодати. Будем как можно чаще приносить их ко Христу. По обычаю Церкви первый раз мы приносим их к Богу на восьмой день по рождении. В Таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом. В Таинстве миропомазания, следующем непосредственно за Крещением, Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать, которая ставит его, по словам апостола Петра (См. 1 Пет. 2, 9), в число рода избранного, царственного священства, народа святого. В Ветхом Завете миропомазание совершалось лишь над царями и пророками; в Новом – «царственное священство» даровано каждому христианину. Жизнь требует питания для своего поддержания. Требует его и зародившаяся в Крещении духовная жизнь ребенка. Господь дарует это питание в Таинстве причащения. Как часто следует причащать ребенка? Господь призывает к этому за каждой Литургией: «Приимите, ядите…». И если мы, взрослые, по своему недостоинству и неподготовленности не можем дерзать частого приобщения Тела и Крови Христовой, то для невинных младенцев этого препятствия не существует. «Сколько можно часто причащайте детей Святых Христовых тайн», – советует епископ Феофан Затворник . Поэтому причащать младенцев надо во время каждой Литургии, на которой могут присутствовать родители и по возможности не реже, чем каждый праздник и воскресенье. Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви Божией долго повторял в себе молитву: «Иисусе, живи во мне и мне даждь в Тебе жити». И услышал тихий и сладкий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Благодать Причащения Тела и Крови Господа необычайна: она возвращает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое Причащение ребенка – залог его духовного и физического здоровья.

http://azbyka.ru/deti/detskaja-ispoved-k...

Сегодня, когда Болгарская Православная Церковь празднует начало своего исторического существования, мы снова обращаем наш духовный взор на историческое прошлое, когда полагались основы христианства среди славянских народов и когда равноапостольные наши князья, которым помогали великие духовники, утверждали христианскую идентичность наших братских народов. Поэтому в этот день мы снова преклоняемся пред ними, пред величием их дела и удивительным подвигом, все более вдохновляясь и подражая их примеру и верно исполняя их заветы поколениям. А самым важным из этих заветов является завет свято хранить спасительную Православную веру и наше богозаповеданное единство, как подобает истинным и верным Христовым ученикам и последователям " да будут все едино " (Ин. 17:21). Мир, в котором мы сегодня живем, секуляризированный и все более лишенный веры, ставит перед нашими Православными Церквами и нашей православной совестью новые и опасные вызовы и испытания. В этих условиях все мы призваны быть верными пастырями Христового словесного стада, за которое мы ответственны не перед людьми, а перед Самим Христом, Господом нашим сохранять его в духовном здравии и направлять его неизменно в спасительных истинах нашей божественной и спасительной веры. Этого ждет от нас Пастыреначальник Христос, этого жаждет и верующее сердце истинной духовной пищи и насыщения из чистого источника Святого Православия, из которого Церковь пьет в течение долгого и тернистого пути своей земной истории. Непременным условием для осуществления этого призвания и миссии Церкви является наше единство с Господом и между нами. В этом единстве истинный залог нашей силы и нашего успеха. Это святое единство мы должны хранить, не позволяя враждебным Господу и подрывным силам разрушить его. Как " род избранный, царственное священство " (1 Пет. 2:9) мы призваны всегда стоять на духовной страже и распространять свет, воссиявший некогда в нашем скорбном мире с Воплощением, земным служением и дивным Воскресением нашего единственного истинного Учителя и Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/5156395.ht...

Смерть есть разделение между душою и телом. «Ибо… тело без духа мертво» (Иак. 2: 26). И человеческая природа Христа в момент смерти переживает подобное разделение. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23: 46). Но так как во Христе Истинное Человечество и Истинное Божество нераздельны, неразлучны и неизменны, то совершенно очевидно, что, когда Его человеческая душа покинула Его тело, Истинное Божество не отделилось ни от души, ни от тела. Почему человеческой душою сойдя во ад, Он, как и славословит Церковь, и «облестал его сиянием Божества». То есть точно так же, как Сын Божий сокрушает смерть, Он сокрушает и ад. А человеческий род в своем отпадении от Бога заслужил и смерть телесную, и смерть духовную – вечное нахождение в аду. Но Христос, Своею Смертью умертвивший смерть, являет Себя и как Победитель – ада. «Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9: 11); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4: 6). Само Христово Воскресение имело себе несколько причин, прежде всего являясь оправданием нашим (ср.: Рим. 4: 25). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Христос и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» «Сказав о нашей вере (см.: Рим. 4: 25), апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на средину крест… Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. За что Христос распят? – спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.

http://pravoslavie.ru/112033.html

Храмовое богослужение, в котором мы каждый день участвуем, является для нас, с одной стороны, делом привычным, с другой – событием очень важным и требующим постоянного осмысления и глубокого восприятия. Обращая взор в далекое прошлое, мы видим, что Храм богоизбранного народа был делом не человеческого измышления, но Божественного откровения – Господь показал устроение ветхозаветной скинии Моисею во всех деталях, и заповедовал сотворить в точности по образу, показанному на Синайской горе. Описание скинии занимает в Ветхом Завете несколько глав (Исх. 28–31). Обращая же взор в то будущее, которого ожидаем и которого надеемся приобщиться, из Апокалипсиса видим, что в Небесном Иерусалиме, как ни странно, храма не будет – «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отрк. 21, 22), но богослужение будет непрерывным и повсеместным. Всё Откровение Иоанна Богослова наполнено литургическими образами, там мы встречаем и славословие людей и Ангелов, и поклонение Престолу Божию величественных старцев, и благоуханный дым, который есть молитвы святых (См.: Откр. 5, 8). Мы уже находимся не под Законом и не обязаны приносить многочисленные жертвы овнов и тельцов, но еще и не вернулись в свое истинное Небесное Отечество. Наше время – это время Нового Завета, и как «род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2, 9), мы должны приносить поклонение Богу «в Духе и истине» (Ин. 4, 24). Всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это поклонение мы приносим в первую очередь искренней сердечной молитвой, но наиболее ярко это поклонение выражается в совместной молитве и в совместном совершении Таинства Евхаристии. Ибо «где двое или трое (а не только один молящийся) собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Можно также говорить и о том, что совместное богослужение – это исполнение сразу обеих главнейших заповедей: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Ведь даже малая нелюбовь и небольшое огорчение, нанесенное брату, не допускают нас приступить к Богу. Так и литургические молитвы свидетельствуют о том, что все стоящие в храме, возлюбив друг друга, единомыслием, «едиными усты и единым сердцем» славят Нераздельную Троицу и причащаются единого Тела. «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

http://pravoslavie.ru/74653.html

Христиане именуются народом святым (см.: 1 Пет. 2, 9), но в то же самое время можно с уверенностью сказать, что Церковь – это общество грешников, кающихся, исповедующих свою греховность, стремящихся ее преодолеть… Но иногда и не кающихся, и не исповедующих, и не стремящихся, а оправдывающих себя и возводящих ту же самую греховность в «непонятую миром» добродетель. Конечно, грехи против целомудрия, распущенность, пьянство за добродетель выдать трудно, их гораздо проще спрятать. Но вот презрение к людям, доходящее до ненависти к ним, грубость, невежество, властолюбие вполне можно представить в качестве «ревности в духе пророка Илии», «христианского максимализма», «святой простоты», «ответственности за народ». И это, к сожалению, нередко происходит. Я не хочу касаться конкретных личностей, не имею намерения кого бы то ни было обличать – по той же самой причине: мы все согрешаем и ошибаемся, и в том-то и удивительное чудо христианство, что сегодня ты можешь пасть, а завтра подняться и стать совершенно другим человеком. Но мне очень хочется напомнить: не надо искать христианство вне Евангелия, не надо выдумывать и замещать его чем-то иным, не надо увлекаться ни сильными и яркими словами, ни глубиной чьей-то мысли, ни чьей-то убежденностью. Все, что не согласно с духом Евангелия – духом смирения, кротости и любви, не может быть христианством, может быть лишь маской, подменой. И горе тому, кто на эту подмену польстился. И сугубое горе тому, кто сознательно на нее идет. Мир не приобрести для Христа громкими словами – их слишком много звучит, они слишком мало значат, они очень редко сопрягаются с согласными им делами и жизнью. Мир, а точнее людей, сегодня можно приобретать лишь тем, чего катастрофически не хватает – тем же смирением, кротостью и любовью. Быть настоящими, а не казаться, быть христианами, а не играть в христианство, любить, а не презирать – таков путь современного миссионера, да и несовременного тоже. А другого пути – точно нет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/byit-hristianami-a-ne-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010