Иногда это – слово научения, порой – вразумления, нередко – утешения. Но всегда – нужное, живительное и отрадное, облегчающее и увеселяющее душу, разгоняющее мрак скорбей и просвещающее очи сердца. Образец такого слова – в проповедях о. Рафаила. Все они произнесены в разное время и по разным случаям, однако, есть в них нечто общее, их объединяющее: любую возможность использует автор, чтобы направить путь своих слушателей к Горнему Иерусалиму. Он словно ведет за собою и раскрывает внимающему ему новый, духовный мир. В проповедях этих можно найти, пожалуй, все – от обличения и указания средств к врачеванию пороков современного мира до практических уроков борьбы с врагами-демонами и собственными нашими страстями. Перед нами последовательно открываются и богослужебная, литургическая жизнь Церкви, и сокровенная жизнь человеческого сердца, пути, которыми человек идет к Богу или удаляется от Него. От объяснения смысла и значения церковных таинств о. Рафаил переходит к раскрытию таинства приближения к Богу непрестанной молитвой. Он постоянно напоминает нам: мы, христиане, не только призваны к вечной, небесной жизни, но мы уже – люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9) и оттого не свои (1 Кор. 6, 19). И самый дом наш, где живем мы, хоть и пребываем телом на земле, – это Церковь. «Дом, в котором Отец, – как повторяет о. Рафаил, – Сам Бог. Мать – Пресвятая Богородица. Ангелы и Святые – наши старшие братья. А мы сами – братья и сестры друг другу». Здесь мы безопасны, защищены от всякого врага. Похитить, исторгнуть нас из церковной ограды не в силах никто, только бы мы сами не оставили ее. А те, кто вне, услышав голос пастыря, да поспешили бы в нее войти. К сожалению, мы не имеем возможности ничего сообщить о самом о. Рафаиле, о его жизни – у нас нет благословения автора на публикацию каких-либо биографических материалов о нем. Можем лишь сказать, что живет и служит Богу архимандрит Рафаил в Грузии, там пишет, там произносит свои проповеди. Путь христианина Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, в Евангелии, читаемом перед праздником Воздвижения Креста, кратком по своему размеру, но бесконечно глубоком по содержанию, по своему внутреннему мистическому смыслу, Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

«К сожалению, многим политическим и общественным деятелям современности сложно объяснить себе причину, почему Россия переживает времена духовного возрождения, что выражается в массовом строительстве храмов, которые заполняются миллионами прихожан, в интересе к религии и Церкви. И они думают, что это происходит благодаря некому тайному союзу церковной и светской бюрократии. Но ведь это не так. Людей насильно не заставишь молиться, поэтому развитие церковно-государственного сотрудничества в нашей стране — это закономерный результат общенационального выбора в пользу восстановления порушенной коммунистическим временем цивилизационной идентичности России». Из интервью интернет-порталу церковной информации Romfea.gr ,25 апреля 2013 г. «Наверное, неслучайно Господь вступал в Иерусалим не на коне, а на молодом осле, ведь на коне в столицу входили победители, триумфаторы, герои, которых толпа точно так же и приветствовала криками «слава!», «осанна!» Самим этим вхождением в Иерусалим Господь хотел подчеркнуть, что напрасно Его встречают как царя Израилева, напрасно Его встречают как избавителя Палестины от римской оккупации. Он несет миру совсем иное послание, у Него совершенно другая миссия, и Он восходит на крест не для того чтобы положить конец ненавистной римской оккупации (ибо такой позорной казнью, конечно, невозможно было избавить израильский народ от иноземных пришельцев), но чтобы спасти весь человеческий род от иной оккупации, от иной власти — от власти диавола. И то, что совершил Спаситель, имеет значение не для одной страны или одного народа, не для определенной исторической ситуации, но для всей человеческой истории и даже для того, что будет после окончания этой истории. Через Свои страдания и смерть, через Свое поношение Господь искупляет грехи человеческого рода и освобождает людей от непреодолимой силы зла». Из слова после литургии в храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим, 28 апреля 2013 г. «Помни, что твои труды на ниве пастырского душепопечения принесут добрые плоды только в том случае, если будут совершаться не по принуждению, в силу некоего «служебного» долга, но охотно и богоугодно (см. 1 Пет. 5:2), из любви к окормляемому тобой словесному стаду. Нередко случается так, что именно равнодушие и холодность пастыря, его невнимание к нуждам и потребностям пасомых отвращают людей от Церкви и становятся преградой благовествованию Христову (см. 1 Кор. 9:12). Искренняя же забота епископа о церковных чадах, его горячее стремление носить их тяготы как свои собственные могут преодолеть отчуждение и непонимание, открыть умы и сердца для спасительных евангельских истин. Посему, не полагая между собой и пасомыми никаких преград, стремись с любовью встречать всякого, кто притекает к тебе с сомнением и вопрошанием, в горестях и печалях, чтобы каждый человек явственно ощущал твою поддержку и участие».

http://pravoslavie.ru/61137.html

Ныне мы знаем: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир был спасен чрез Него (Ин. 3:16-17). И теперь, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, ... потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:1-2; 5). Склонимся же в благоговении к скромным яслям, где лежит тихий и кроткий Младенец. Склонимся со страхом Божиим и трепетом, ибо здесь начинается земной крестный путь Господа Иисуса, здесь полагается начало нашего спасения. Склонимся и, прославляя Рождшагося Сына Превечного Отца, насладимся тем неизреченным и превосходящим всякое разумение миром, который наполняет наши души. " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! " – вновь и вновь радостно вторим мы ангельскому хору. Любовь Божия, явленная в Рождении Спасителя, приносит людям истинный мир. Этот мир не поколебать житейским неурядицам, социальным потрясениям, политическим нестроениям и даже вооруженным конфликтам, ибо в мире Христовом сокровенно живет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть (свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты). Но как же стяжать мирное устроение души? Как стать обладателем сего великого духовного дара? Святые отцы в этом единомысленны: действие мира Христова в человеке есть важный признак пребывания его в евангельских заповедях. Из них же более всего – наставляет нас первоверховный Павел – надлежит облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства. И тогда, по слову апостола, в сердцах наших станет владычествовать мир Божий, к которому мы и призваны (Кол. 3:14-15). Людей благоволения ищет Себе Господь – тех, кто последует Его закону, кто будет свидетельствовать ближним и дальним о спасении и возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:9). Будем же достойны этого высокого призвания. И потому, преславное Рождество Христово видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира (кондак 8 акафиста Рождеству Христову), вознесемся мысленно на небо, прославив Творца всяческих, поделимся нашей радостью о Воплотившемся Спасителе с окружающими, с теми, кто нуждается в заботе, кто унывает или находится в стесненных обстоятельствах.

http://religare.ru/2_116949.html

Преподобные пребывали в подвиге не из-за жизненных обстоятельств, а добровольно, смиряя себя. Мы же настолько слабы, что не можем ничего себе запретить, не можем ни в чем себя остановить, ничего не можем потерпеть, даже заставить себя встать, когда нужно. Не желая ничего потерпеть, мы все время стонем, ропщем, раздражаемся, гневаемся. И это свидетельствует о том, что мы находимся в рабстве у греха и страстей, у своей плоти, в плотоугодии. В духовном понимании то, что нам иногда приходится терпеть, есть милость Божия, которая нам посылается для того, чтобы мы почувствовали свою немощь и силу Божию. Господь сказал апостолу Павлу: Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. XII , 9). Когда ты чувствуешь свою немощь и, несмотря на это, милостью Божией, все-таки живешь, Господь помогает, то начинаешь понимать, что живешь ты благодатью Божией, силой Божией. Обычно мы живем и не думаем о том, что все, что у нас есть, это дар Божий. Все дарования — это дар Божий. Но мы живем, действуем и думаем, что это мы сами всё устраиваем в своей жизни. А апостол Павел говорил: Благодатию Божиею есмъ, еже есть (1 Кор. XV , 10). То есть, всё во мне есть дар Божий. Святые всё приписывали силе Божией, себе в заслугу ничего не ставили. Преподобный Сергий. Слава его была велика. Даже представить себе трудно славу преподобного Сергия! Вся Русь знала его. Его имя было для всех главным авторитетом. Он воскрешал умерших и исцелял больных, провидел будущее. И, несмотря на это, считал себя хуже всех. Он был воплощенное смирение. Ходил в заплатанном подряснике, плотничал, работал на огороде. Мы же, не имея ничего доброго, имеем самомнение непомерное. Любое замечание, сказанное нам, вызывает в нас, по меньшей мере, раздражение. Если мы и остаемся внешне спокойны, то внутри у нас все кипит, мы начинаем внутри себя проговаривать в ответ целую тираду, «стирать своего противника с лица земли». Это показывает то, что у нас нет смирения. А без смирения, как говорят святые отцы, нет ни какого духовного движения. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Пет. V , 5).

http://pravmir.ru/ochishhenie-serdca-ino...

Пришел Тот, Кто утолит все наши печали, возьмет на себя наши немощи, отрет всякую слезу (Откр. 21:3-4). Свершилась " великая благочестия тайна: Бог явился во плоти " (1 Тим. 3:16), разрушилась стена, разделявшая нас с Богом, человек получил возможность стать причастником Божеского естества (2 Пет. 1:4). Сын Божий, Начальник мира, Отец будущего века (Ис. 9:6) возвращает нам честь и достоинство детей Божиих и наследников Его Царства. Как проникновенны и значимы обетования Господни, обращенные к любящим Его: " Не оставлю вас сиротами... Я с вами во все дни до скончания века " (Ин. 14:18; Мф. 28:20). Воистину – с нами Бог! Воистину вселенская радость наполняет наши души; радуется Небо, радуется земля. Радуются сердца христиан, мысленно созерцающих рождение Господа, воспринявшего человеческое естество, чтобы всех нас возродить, спасти и, по слову апостола Павла, вселиться в наши сердца (Еф. 3:17), чтобы нам, смертным и унывающим, подарить бессмертие и нескончаемую радость. Мы непрестанно молимся, чтобы эта радость вошла в каждую семью, согрела каждое сердце. В стремительно развивающемся мире информации у нас все меньше и меньше остается времени для живого общения. Современные технологии, призванные облегчить нашу жизнь, делают человеческое общение поверхностным, информационный поток рассеивает ум, вселяет суету в сердца, отдаляет от Бога, отчуждает друг от друга. Праздник Рождества Христова – это хороший повод вспомнить о тех, кто нуждается в нашем внимании и участии, кого может согреть наша любовь и сострадание. Пусть каждая православная семья, вознеся молитвы благодарения Богу и собравшись за праздничным столом, почувствует сегодня радость общения и сопричастности к событию, которое соединяет всех нас воедино. Уходящий год был нелегким. Экономические потрясения и, как следствие, обнищание людей, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед болезнями показали несовершенство человеческого общества, нашу слабость и беззащитность. Во все времена и при любых обстоятельствах Церковь словом и делом поддерживала народ Божий, совершая свою спасительную миссию.

http://religare.ru/2_71747.html

Ярким солнцем православная вера воссияла и над всей Русью. От Днепра до Волги, от Черного до Балтийского морей водружались кресты и строились храмы, желающие иноческого жития создавали монастыри, было положено начало великой христианской культуре и образованию. Но за всем внешним и земным нужно видеть основополагающее - русский народ стал частью народа Божиего: " родом избранным, царственным священством, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего из тьмы в чудный Свой свет " (1 Пет. 2:9). Человек, принявший христианство, не может не делиться с окружающими счастьем обрести смысл и полноту жизни. Несмотря на сложные внешнеполитические обстоятельства и внутренние смуты, слово Христовой Истины было проповедано множеству народов и племен, которые окружали наше государство. Принимая православную веру, они соприкасались с богатой русской культурой, духовным наследием, которое ведет начало от апостольских времен через Русь и Византию. В этом великая сила Священного Предания и церковной традиции, которая передается через крещение и просвещение на протяжении более тысячи лет, соединяет всех нас в теле Христовом, которое есть Церковь Его (Еф.1:23). Проповедью Евангелия и добрым примером христианизации стала жизнь самой Руси. Божиим промыслом, наши предки восприняли Слово Божие на родном славянском языке, и сокровищница благой вести открылась каждому. Тому свидетельство - великий сонм святых, в земле Русской просиявших: от благоверных князей и вельмож до простых крестьян, становившихся ревностными подвижниками благочестия, чьи имена являются славой нашей Церкви. Православная вера не усваивалась формально: это животворящая сила, которая, соприкасаясь с народом, внутренне его изменяла. Образцом стала жизнь добродетельная: младенцев и юношей учили по Псалтыри и житиям святых, воспитывая в них любовь к Богу и ближнему. Многим известен образ " широкой русской души " , однако мало кто задумывался, к чему относить его истоки. Русский человек, дающий от скудости своей чуть ли не последнее, принимающий странников и прощающий обидчиков - это благодатное действие евангельской проповеди милосердия и любви.

http://mitropolia.spb.ru/docs/clovo-mitr...

27 .И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Деян. 24:14 . Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках. Еф. 2 : 20 . Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. 2 Пет. 1: 19 . И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших Ин. 5:45 . Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46 . Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Мф. 22 : 29 . Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ин. 5:39 . Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Из Свящ. Писания Ветхого Завета утратило свое значение только то, что имело прообразов. характер. Евр. 7:18 . Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. Деян. 15:24 . Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали. 28 .Ибо угодно Святому Духу и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого. 29 .Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Евр. 10:4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 6 .Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7 .Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже ( Пс. 39:7–9 ). 8. Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону). Ты не восхотел и не благоизволил. Нижеприведенные тексты свидетельствуют, что другие ветхозавет. постановления (кроме прообраз.) даже расширены:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Без сомнения, рабство Богу мыслилось первыми христианами как свобода от диавола и греха.Современное общество, провозглашая сейчас различные " свободы " , не ставит перед собой главный вопрос: свободы от чего ищет человек? Понятно, что секуляризированное (обмирщвленное) общество ищет свободы от власти Бога. А в Писании сказано: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служИте друг другу (Гал. 5, 13). Действительно, современный человек использует институты современной демократии для угождения плоти. В этом смысле в основе современной политики лежит именно плотское вожделение, которое и стимулирует всю общественную жизнь.Но Церковь политическим вожделениям чужда. Ей самой одинаково чужды идеалы и демократии, и фашизма, и коммунизма — этих трех " ипостасей " грядущего антихриста.Исповедуя рабство Богу, мы становимся поистине свободными — свободными от уз диавольских соблазнов — и перестаем нести ответственность за коллективные, политические грехи наших современников.Засвидетельствовав рабство Творцу, апостол Иаков предлагает двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. Тут надо заметить, что пасхальная радость была присуща всему апостольскому веку. Переход в христианство воспринимался верными как бегство из " Египта греховного " . Это был новый Исход. И ныне он имел значение уже не для одного народа, но для всех чад Божиих, находящихся в рассеянии. В это время исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором апостол Петр позже скажет: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 10). Поэтому слова Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии, не должно воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращенные только к его еврейской пастве. Да! Он говорит как патриарх Иерусалима. Но Иерусалима как апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий призыв Христа Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

В этом контексте и различным религиозным общинам пришлось установить меры ограничения посещения культовых зданий, но если мусульмане и иудеи решили проблему достаточно быстро, то среди христиан обнаружилось некое сопротивление: многим – как православным, так и членам небольшой католической общины – было почти невозможно понять, почему нельзя ходить на богослужения, на причастие, приложиться к святыням и т.д. Нашлись те, кто назвал это предательством, своего рода «отречением» от Христа во имя «эгоистической» охраны физического здоровья. Отчасти это понятно: Великий пост – это период, в который умножаются жесты общей молитвы и формы религиозного благочестия. И, на первый взгляд, у нас всё это забрали: всё, или, точнее, все те традиционные формы религиозного благочестия, с которыми мы привыкли отождествлять христианскую веру. Достаточно ли относиться ко всему этому с «христианским смирением», ради которого – с самыми благими намерениями – некоторые «духовники» призывают подчиняться распоряжениям в ожидании возвращения «нормальности»? На самом деле (точно так же, как это произошло и происходит в Италии, насколько я понимаю), и здесь в России ограничения, налагаемые эпидемией, могут превращаться в мощный вызов; парадоксальным образом, они выполняют работу, которую, возможно, ни Патриарх, ни православная иерархия не смогли бы осуществлять сегодня, заставляя, с радикальностью, исходящей из приближения к нам жизни и смерти, решить, что действительно важно в жизни, в чем состоит наша вера. Я лучше поняла содержание сегодняшнего вызова, когда начала получать приглашения от православных и протестантских интернет-порталов, радиостанций и телевизионных каналов, с просьбой рассказать о том, как живут христиане в чрезвычайной ситуации с COVID-19 b Италии. Людям нужна надежда – недостаточно заставить их сидеть дома по соображениям безопасности; им нужен смысл, чтобы жить в карантине или, напротив, в ежедневном риске, если речь идет о тех, кто выполняет работу, которая жизненно необходима для общества. И христиане внезапно обнаружили, что они могут быть носителями этого смысла, что литургия им дана, чтобы они могли «всю жизнь превращать в литургию». Отец Алексей Уминский, настоятель одного из московских храмов, подчеркивал это несколько дней тому назад, вспоминая «слова, с которыми к нам обращается апостол Петр в своем Соборном послании: “Вы – род избранный, царственное священство” (1 Пет. 2:9). Тем самым он показывает, что каждый христианин, вне зависимости от того, носит ли он иерархический сан пресвитера или епископа, является иереем Божьим, и мужчина, и женщина. А это значит, что ему дана благодать от Бога совершать свое богослужение: молиться Богу в домашней молитве, в своей домашней Церкви». Я редко читала столь существенное и глубокое определение призвания мирянина, то есть крещеного, его идентичности и миссии: вне зависимости от того, открыты или закрыты церкви, – мы живые храмы Божьи, «малая церковь», призванная осветить мир.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В этом тайна бытия, которая не открыта нам в полной мере. Мы можем судить об этом гадательно , как говорит апостол Павел (см. 1 Кор. 13:12). Но Воскресение Спасителя дает нам уже не гадательную, а реальную картину — реальную картину будущей жизни, где каждый человек продолжит развивать свои способности, возможности. Он будет творить, будет жить, будет иметь любовь в сердце и радость, потому что рядом с ним будет источник любви и радости — Сам Бог. Вот почему апостолы с радостью пошли в Иерусалим, воспевая и хваля Бога. Вот почему с таким мужеством они вступили на путь проповеди — потому что перспектива этой вечной жизни с Богом в воскресшем теле изгоняла всякий страх перед любой опасностью. И ведь все они, кроме Иоанна Богослова, принесли себя в жертву Богу через мученическую кончину. И каким напряженным в первые столетия христианства было это ожидание скорого пришествия Спасителя! Ведь люди думали, что все это должно произойти вот-вот. Сегодня мы понимаем: что означает для Бога время? Один день как тысяча лет и тысяча лет как один день (см. 2 Пет. 3:8). Мы все живем в этой эсхатологической перспективе. Поэтому и Пасха Христова есть эсхатологический праздник — она открывает нам славу Божию и славу вечной жизни через Воскресение Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И еще один вопрос, который связан с предыдущим. «Ваше Святейшество! В Евангелии от Матфея рассказывается, как враг рода человеческого искушал Спасителя, предлагая Ему власть над всем миром (см. Мф. 4:8-9). Само собой разумелось, что этот мир принадлежит сатане. И ведь это продолжается до сих пор. Говорят, что только в пасхальную ночь эта сатанинская власть над миром может быть ослаблена. Так ли это на самом деле?» Из письма Елены Семеновны Кругловой, г. Новороссийск. Нет, не так, Елена Семеновна, всё совсем иначе. Диавол действительно искушал Спасителя и говорил: «Поклонись мне, и дам Тебе все царства мира», то есть дам Тебе власть над тем, что мне принадлежит. Лгал ли сатана? Некоторые отцы говорят, что лгал. Но разве можно было бы лгать Господу, Который все знал на самом деле? Господь не опроверг этого заявления, Он не сказал: «ну что ты обманываешь, тебе не принадлежат эти царства мира». Значит, Господь допускал власть сатаны над миром. Собственно говоря, ведь эта власть и довела Его до креста. Не было бы власти сатаны над миром — не было бы Крестной Жертвы, не было бы Голгофы, не была бы явлена эта страшная несправедливость.

http://pravoslavie.ru/53065.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010