Русский библеист, профессор А. П. Лопухин приводит следующее толкова-ние слов небо и земля. «Небо и земля, как два конкретных противоположных по-люса всего Мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением “всей все-ленной” (Пс. 101: 26; Ис. 65: 17; Иер. 33: 24; Зах. 5: 9). Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или Ан-гелов (Феофил Антиохийский, Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дама-скин и др.). Основанием последнего толкования служит, во-первых библейское употребление слова “небо” в качестве синонима небожителей, то есть ангелов (3 Цар. 22: 19; Мф. 18: 10 и др.), а во-вторых, и контекст данного повествования, в ко-тором последующее хаотическое неустройство приписывается лишь одной земле, то есть видимому миру (Быт. 1: 2), чем “небо” отделяется от “земли” и даже как бы противополагается ей в качестве благоустроенного, невидимого горного мира. Подтверждение этому можно находить как в Ветхом (Иов. 38: 4-7), так и в особен-ности Новом Завете (Кол. 1:16)» (6. См. толкование на слова «небо и землю» из Быт. 1: 1). При этом под словом «земля» А. П. Лопухин понимает первобытную массу (первобытное, бесформенное вещество), находящуюся в состоянии «полно-го хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различе-нию и были как бы перемешены между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из книги Премудрого Соломона, в которой говорится, что Бог сотво-рил мир из “безбразного (небразного, необразованного, бесформенного — П. Д.) вещества” (Прем. 11: 18) и 2 Пет. 3: 5» (6. См. толкование на слова «Земля же была безвидна и пуста» из Быт. 1: 2). А. П. Лопухин полагает, в отличие от предыдущих авторов, что творение первобытного (бесформенного) вещества (хаоса) произошло до первого дня тво-рения, что следует из слов: «Откровение ничего не сообщает о продолжительно-сти такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творче-ски - образовательная деятельность Творца, и она совершилась в шесть последо-вательных периодов времени, называемых днями творения» (7: 32).

http://zavet.ru/book/10nauk/001dobrosels...

3:10. Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? — А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта мно-горазличная премудрость Божия. Церковь земная своим неизре-ченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небес-ных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочело-веческим телом Христовым, бытие которого на земле, — живут Церковью. Ибо и они — члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? — Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи — leitourgik¦ рпеЪ¬та¬та, и служат спасающимся в Церкви (ср. Евр 1:14). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос, со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом — Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь — это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. 1 Пет 1:12). 3:11–12. Все это так, ибо есть предвечное определение Божие, которое Бог Слово исполнил Своим воплощением и богочеловече-ским домостроительством спасения. От начала и до конца все в этом определении непреходяще и логосно, исполнено многоразличной премудрости Божией. А с момента, когда Бог Слово стал человеком, стал жить и действовать как Богочеловек, в нем все богочеловечно. А значит и доступно для людей. Став человеком, Бог Слово соделал возможным нам как человеческим существам доступ к Себе. До этого, далекий от людей из-за их грехов, Он стал им близок вочеловечиванием Своим, стал доступным, своим, сочеловеком и собратом, спасая нас от греха, смерти и диавола (ср. Евр 2:14–18). С тех пор мы имеем дерзновение и доступ к Нему через веру в Него. Почему в Него? Потому что под верой понимается все Богочеловеческое домостроительство спасения мира, которое от начала и до конца совершил лично Он как Богочеловек: основатель и совершитель веры (Евр 12:2). Дерзновение к Нему подает нам Его бескрайнее человеколюбие; ибо Он безгранично милостив, особенно к грешникам; и чем грешнее, тем сильнее, безграничней, Божественней Его милосердие, тем трогательнее, умилительней и преизобильней Его жалость.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

55 «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апок.3:15—16). 56 «Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения» (1Кор.11:18). Были и лжепророки, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении; и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2 Пет. 2:1—3) 57 «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). 58 «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19). 59 «Мы жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф.2:3). 60 «С кротостью наставляй противников, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:25—26). 61 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4—5). 62 «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). 63 «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3). 64 «Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.7:24). Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3:19). 65 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). 66 «Я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26:19—20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

Будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия И далее мы читаем: И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт. 16, 10). – То есть будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия и стремятся сохранять единство с ним. Тогда ветхозаветная церковь Бога состояла только из одного семейства Аврама, и принадлежность к нему могла давать надежду на спасение, осуществленное значительно позже, в Пришествии Христа Спасителя, когда, сойдя во ад, Он извел из него ветхозаветных праведников (1 Пет. 3, 19). И далее: И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми , [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней , [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом (Быт. 16, 11–14). Имя «Измаил» (Йишмаэль) означает: «услышит Бог». Возможно, это указание на то, что, свернув с правильного пути в начале своей жизни (Быт. 21, 9), он потом, по молитвам отца (Авраама), переживет подлинное раскаяние. Слова: он будет [между] людьми , [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него – являются общей характеристикой его потомкам (арабам). Следовательно, уточнение: жить будет он пред лицем всех братьев своих – указание на то, что арабам и евреям придется соседствовать друг с другом. Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня Итак, Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня (Беэр-лахай-рои)! И это глубоко символично... Действительно, Господь сочувствует каждому страдающему человеку и видит его ( Бог, видящий меня ), особенно находящемуся в подобных трудных обстоятельствах, в которых оказалась Агарь. Уточнение, что этот колодезь находился между Кадесом и между Баредом , указывает на Божественную милость, которая всегда является призывом к святости («кодеш»), и Божественным гневом, ибо слово «баред» означает «молния».

http://pravoslavie.ru/104847.html

Признавая, что апостол Петр умер в Риме, святой Горазд говорит, что на основании этого факта «нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, принявший в Риме мученическую смерть, Римским епископом не был… [И вообще] святые апостолы не имели постоянного местопребывания, но путешествовали по свету, проповедуя христианское учение, а там, где образовывалась более крупная группа христиан, посвящали и устанавливали епископов, а потом шли проповедовать Евангелие в другие места… деятельность апостола Петра протекала в Иерусалиме, Самарии (см.: Деян. 8: 14), Лидде (см.: Деян. 9: 32), Иоппии (см.: Деян. 9: 43), Кесарии (см.: Деян. 10: 24), Антиохии (см.: Гал. 2: 11) и Вавилоне (см.: 1 Пет. 5: 13)» (с. 86). При этом святитель Горазд не признает толкования, утверждающего, что под названием Вавилон апостол Петр подразумевает Рим. Также он добавляет, что, по устному преданию, апостол Петр проповедовал еще на южном побережье Черного моря, в Александрии и в Риме. Далее он пишет: «Нет никаких оснований считать епископа города Рима единственным преемником апостола Петра, так как и те епископы, которые были установлены апостолом Петром в иных местах, являются его преемниками, и поэтому все они могли бы с равным правом требовать для себя главенства над всей Церковью… В самых древних списках епископов города Рима указан первым епископ Лин, а не апостол Петр; имя апостола Петра перед именем Лина появляется только в поздних списках» (с. 87). В примечаниях к данному разделу своего «Православного катехизиса» святитель Горазд указывает еще один аргумент: «Господь Иисус Христос давал имена апостолам согласно их личным поступкам. Однако это касалось только их лично и вовсе не было каким-то наследством, которое могло бы соединяться с определенными епископскими кафедрами и переходило бы на всех епископов, которые будут эту кафедру занимать. Как апостолу Симону было дано имя Петр за веру, которую он проявил с особой силой, так дал Господь апостолам Иакову и Иоанну имя “сыны громовы” за их ревность и усердие (см.: Мк. 3: 16–17). Поскольку же утверждается, что качество апостола Симона, за которое он был назван Петром, наследуется всеми его предполагаемыми преемниками, то можно было бы с одинаковым правом утверждать, что рвение апостолов Иакова и Иоанна переходит также на всех епископов, которые являются их преемниками. Такое примитивное и механическое понимание взаимной связи между апостолами и их преемниками противно духу христианской веры.

http://pravoslavie.ru/43687.html

См. также статью «Читая послания». Дополнительная литература См.: Введение к 1 Пет. Содержание 1:1,2 Автор приветствует своих читателей 1:3– 11 Призыв к духовному возрастанию 1:3,4 Помощь Божественного провидения 1:5–9 Цель: стать зрелыми учениками Христа 1:10,11 Конечная цель: полное и окончательное спасение 1:12 – 2:22 Что лежит в основе этих истин? 1:12–15 Личный призыв Петра 1:16–18 Вера зиждется на фактах 1:19–21 Эти события подтверждают слова пророков 2:1–22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам 3:1–16 Напоминание о пришествии Господа 3:1,2 Напоминание об обетовании 3:3,4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей») 3:5–7 Опасность неведения 3:8,9 Почему Бог медлит 3:10–13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий 3:14–16 Призыв к праведной жизни в свете посланий Павла 3:17,18 Призыв к твердой вере и духовному возрастанию; Петр воздает должное славе Бога Комментарий 1:1,2 Автор приветствует своих читателей Как и в своем предыдущем Послании, Петр, по обычаям того времени, начинает с представления самого себя и своего титула. Далее он обозначает тех, кому адресовано его Послание, и передает им свои христианские приветствия. На это раз он добавляет напоминание о том, где можно найти истинную благодать и мир: только в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего. 1 Симон (греч. Symeon) – прямая транслитерация евр. имени, которое встречается в Деян. 15:14 . Использование одновременно двух имен (как, напр., в Мф. 16:16 ) напоминает нам о переменах, которые произвела благодать в жизни апостола. Он называет себя рабом и апостолом (в 1 Пет. только апостолом, а Иуда называет себя только рабом), тем самым подчеркивая свою ответственность за то, что, будучи рабом, он полностью выполняет миссию, возложенную на него его Господином. Принявшим. Слово, означающее «полученное многими» и подразумевающее благодать, а не заслуги в качестве источника этого дара. Слово «вера» здесь относится к данной Богом способности отвечать на Его благодать через личное посвящение и доверие (ср.: Еф. 2:8,9 ). Слово, переведенное здесь как «равно драгоценную» (веру), в оригинале встречается только в этом месте Нового Завета. В современном языке оно использовалось в смысле «быть равным» по статусу правам и привилегиям гражданина. В данном случае это может соотноситься с Деян. 10:34,35 и показывать осознание Петром того факта, что замысел Бога по отношению к евреям и язычникам одинаков. Маловероятно, что послание было адресовано только христианам из язычников (см. Введение к данной статье и к 1 Пет.). В этом может быть проявлено и смирение Петра, которое напоминает нам, что хотя он и апостол, но все еще грешник и нуждается в праведности Иисуса Христа в той же мере, что и новообращенные, к которым он адресует свое письмо. Однако фраза по правде может просто относиться к абсолютной праведности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Целью 1 Пет. было духовное укрепление разрозненных групп христиан перед лицом испытаний, с которыми они время от времени могут сталкиваться. 2 Пет. было написано, чтобы вселить уверенность в христиан перед лицом двух опасностей, которые их поджидали: лжеучителя (2:1), распространявшие пагубные ереси, которые могли привести к безнравственному образу жизни (2:2, 13–15; ср.: Отк. 2:14,15, 20–24 ; Кол. 2:8 – 3:17 ), а также скептики, или «наглые ругатели», которые отрицали Второе пришествие Христа и оправдывали тем самым свое аморальное поведение (3:3). Петр решительно и твердо противопоставляет им истинное учение. Как и в 1 Пет., он иллюстрирует свою мысль на примере Господа Иисуса, фактах Его жизни (1:16–18), рассматривает христианскую веру как «путь истины» (2:2) и подчеркивает непреложность пришествия Иисуса (3:10). В свете этого чрезвычайно важно для христианина возрастать духовно (1:5– 8; 3:18) и готовиться к пришествию Христа (3:11 – 14). Плотские устремления чреваты опасными последствиями (1:4; 2:10,18; 3:5), напротив, христианин должен ревностно стремиться к исполнению своего Божественного предназначения (1:5,10,15; 3:14). Мы ожидаем нового неба и новой земли, когда на смену всем плотским устремлениям придет праведность Божья (3:13). В 3:1 Петр формулирует цель послания – побудить к здравомыслию; он обобщает сказанное в 1:5–8 о духовном возрастании христиан. Слова в 1:10,11 служат ключом ко всему посланию. Именно христоцентричное мышление, ведущее к жизни под водительством Божьим, побуждает нас принять призыв Божий и помогает нам поддерживать ранее нарушенные отношения с Ним. Это служит движущей силой, способной приблизить нас к конечной цели вступления в царство Христово при Его пришествии. Эти истины в равной мере важны и для современного христианина, который сталкивается с противостоянием в многоконфессиональном обществе или завлекающими, пагубными учениями Нового века, поскольку они не потеряли своей актуальности со времени, когда были написаны Петром для своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11). Рейтинг: 8.9 Голосов: 1605 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина Спб 26 апреля 2023, 07:32 Духи злобы особенно злы на тех, кто всей душой устремляется к Богу! Совратить таких для них самое желанное, чтобы поглумиться, посмеяться над падением венца Творения. А Господь попускает это для смирения грешника и как следствие укрепления в вере. Кому больше дано, с того больше и спроситься… Верующие , будьте особенно бдительны! Ксения 30 декабря 2022, 00:18 На душе стало легче. У Бога все просто. Приидите ко мне все труждающиеся и обремененныя и я успокою вас. Как мы падки на грех. Сколько еще искушений.Сами виноваты сами получаем.Единственный выход исповедь покояние и смирение, и милость Божия, а что нам остается делать с тоннами греха.Господи помилуй нас грешных.Господи помилуй нас грешных. Господи помилуй нас грешных. Евгений 11 января 2019, 21:44 Слава Богу за все! Игорь 8 апреля 2018, 20:24 Очень интересно.Многое нахожу в себе читая статью. Ксения 29 января 2018, 06:52 Спасибо действительно полезная статья ,я верю что люди в большинстве своем добродетельны и когда не будь поймут что закон божий это путь к лучшему и к духовному спокойствию ФОТИНИЯ 14 июля 2017, 11:01 Да, а почему бесы (злые духи) нападают на верующих людей,воцерковленных, которые каждое воскресенье ходят в храм, причащаются, читают молитвы??? Испытание на прочность???

http://pravoslavie.ru/86755.html

Ибо природа не обладает сверхъестественными смыслами так же, как не имеет она противоестественных законов. Сверхъестественным я называю божественное и непостижимое наслаждение, которое по природе присуще производить Богу, соединяющемуся по благодати с достойными; а противоестественным я называю возникающую вследствие лишения этого наслаждения неизреченную муку, которую обычно производит по природе Бог, соединяющийся вопреки благодати с недостойными. Ведь соответственно с имеющимся в наличии качеством [душевного] расположения каждого [человека] Бог соединяется со всеми Схолия: “Это таинственное изъяснение, показывающее будущий Суд”. так, как ведает [только] Он Сам, каждому подавая то чувство, которое отдельный человек создает [в течении своей земной жизни] для принятия Того, Кто полностью соединится со всеми при скончании веков 28 . И я полагаю, что Петр, превосходнейший из Апостолов, понимал, возможно, под спасением душ, являющимся целью веры, причастие сверхъестественному, когда говорил: “К сему-то спасению (разумеется, естественно, спасение посредством Святого Духа) относились изыскания и исследования пророков на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу” (1 Пет 1:10–11). Поэтому их, взыскующих в Духе спасение душ и исследующих смыслы и способы этого спасения, Святой Дух и приводит к разумению [таин], не допуская, чтобы та их способность, которой присуще постигать Божественное, пребывала в неподвижности и бездействии. Прежде всего Он научает их искать то, как следует умерщвлять греховное произволение, или умерщвлять грех по произволению, Схолия: “Он говорит, что человек (tiq) прежде всего ищет, как должно умерщвлять грех в произволении и произволение ко греху, а затем взыскует, каким образом следует умерщвлять их взаимно друг в друге. После же такого совершенного и взаимного умерщвления их, он ищет, как [обрести] добродетельную жизнь, определяемую свободным произволением, или произвольно избранную жизнь, определяемую добродетелью. И подобным путем он изыскивает, каким образом во взаимодействии их созидается жизнь [по Богу]. Ведь, если попытаться дать определение, то [можно сказать], что искание (z)hthsiq) есть желание чего-либо любезного сердцу, а разыскивание (ere)unhsiq) — способ осуществления этого желания”.

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

Лилье были преподнесены два томика Октоиха на немецком и церковнославянском языках в переводе и издании о. Алексия Мальцева 1904 года… В конце беседы еп. Лилье пригласил нас к обеду, а так как до обеда оставалось еще около полутора часов, то пока он предложил нам осмотреть Ганновер и дал двух пасторов нас сопровождать. Самое интересное, что показали нам пасторы, была Ганноверская ратуша с ее четырьмя моделями города и новая дверь кафедрального собора, (Марктскирхе) епископа Лилье. То и другое – яркая проповедь губительности войны. В огромном нижнем зале ратуши выставлены для всеобщего обозрения 4 модели Ганновера. Одна модель – средневековья, другая – довоенная, третья – после все разрушившей бомбардировки. Вот эта третья модель и напоминает о том, как страшна, губительна и бессмысленна была война. Весь город в развалинах. Только местами видны уцелевшие стены. И все это сделано в точном масштабе, так что можно указать каждый квартал; почти каждый дом разрушенного города. Четвертая модель – проект нового города, к которому теперешний уже значительно приблизился. Дверь кафедрального собора епископа Лилье отвечает этой модели развалин целой проповедью своего беззвучного, но не безмолвного языка. На ее металлических створках – 16 барельефов. На левой створке – ужасы войны; на правой – мирное время. Картины левой половины начинаются 1) изображением демагога, одурачивающего массы ложным учением. Затем следуют ужасы: 2) повешенный человек, а солдат, подбоченясь, смотрит на него с наглым торжеством; 3) солдат хватает женщину; 4) арестант погребает мертвых; 5) женщина с ребенком убегает из горящего дома; 6) танк давит людей; 7) голодающая женщина с ребенком; 8) символ всех их несчастий: два пса, разрывающих добычу (борьба всех против всех). На правой стороне картины мира: 9) косьба, 10) пахота, 11) семья, 12) стройка, 13) причащение, 14) оказание милосердия. Внешний мир и благосостояние не должны усыплять совесть людей Но внешний мир и благосостояние не должны усыплять совесть людей. Поэтому на барельефе 15) человека, сидящего за ресторанным столиком обслуживает официант – скелет, т.е. смерть, подстерегающая человека на каждом шагу. Заключительный барельеф 16) – символичен. Реют два голубя над гнездом. Это – любовь и мир. Но под ними вьется змея. Ее присутствие призывает к бдительности, чтобы не забывать, что «диавол как лев рыкая ходит, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8–9).

http://pravoslavie.ru/150972.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010