Этот Святой Дух тотчас воздействовал: слепому очами Павлу даровал прозрение, а душу запечатлел Своею благодатью, сделал его избранным орудием, да понесет имя явившегося ему Господа к царям и сынам Израилевым, и бывшего некогда гонителя сделал проповедником и добрым рабом, ибо он все пространство от Иерусалима до Иллирии наполнил евангельским учением, учил и в Риме, и по ревности своей прошел с проповедью даже до Испании, перенес бесчисленные труды и совершал знамения и чудеса. Но о нем теперь довольно. 27 . Силой Святого Духа верховный апостол и имеющий ключи Царства Небесного Петр в Лидде, что ныне Диосполь, исцелил расслабленного Энея, в Иоппии воскресил из мертвых добродетельную Тавифу; в верхней части дома в исступлении видел небо отверстое и через сходящий оттуда сосуд, подобный плащанице, исполненный многоразличных и разнородных животных, ясно научился не почитать ни одного человека нечистым или скверным, хотя бы он был и эллин, и, когда Корнилием был призываем, от Того же Святого Духа ясно услышал: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (Де-ян.10:19–20). И чтобы ясно показать, что и язычники могут быть причастны благодати Святого Духа, то, когда Петр прибыл в Кесарию и учил о Христе, Писание говорит о Корнилии и находящихся с ним: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово ( Деян.10:44 ), так что и из обрезанных пришедшие с Петром удивлялись и, ужасаясь, говорили, что дар Святаго Духа излился и на язычников ( Деян.10:45 ). 28 . И когда начала распространяться проповедь о Христе в Антиохии, славном городе Сирском, то отсюда послан был в нее Варнава, добрый споспешник, муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры ( Деян.11:24 ). Он, видя многую жатву верующих во Христа, из Тарса привел в Антиохию сподвижника Павла. И поскольку множество народа в церкви научаемо и собираемо было, то ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами ( Деян.11:26 ). Я полагаю, что это давно предвозвещенное от Господа новое имя дано верующим Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иоанн бежал скорее Петра, пришел к пещере первый, увидел отваленный камень, наклонился, чтобы заглянуть в пещеру и заметил лежавшие в ней погребальные пелены, но в пещеру не вошел. Вслед за ним пришел Петр и вошел в пещеру; за ним вошел и Иоанн; и увидели они пустой гроб и пелены, и головной плат. И увидели они все это и уверовали, что действительно кто-то унес тело Иисуса, и пошли домой ( Ин.20:1–10 ). Они даже и мысли не допускали о возможности воскресения Иисуса. Все события последних дней привели их к заключению, что Иисус – не Сын Божий и не Мессия, что Он только Пророк, совершавший много чудес, но в последнюю, самую тревожную минуту оставленный Богом. Поверив Марии Магдалине, что унесли Господа, удостоверившись своими глазами, что гроб действительно опустел, Апостолы Петр и Иоанн не поинтересовались даже узнать, куда перенесли тело Иисуса. Сам Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что погребение Иисуса в гробнице Иосифа Аримафейского совершилось потому, что она была недалеко от Голгофы ( Ин.19:42 ): наступал вечер, когда начиналось празднование пасхи; надо было торопиться с погребением, и некогда было выбирать для этого особое место. И если Апостолы могли подумать, что Иосиф положил в свою гробницу тело Иисуса лишь временно, чтобы по прошествии субботы перенести его в другое место, то Петр и Иоанн могли бы теперь спросить самого Иосифа или его садовника, куда же перенесено тело Иисуса; но они и этого не сделали, а вернулись домой. В тот же день шли в Эммаус из Иерусалима два ученика Иисуса; одного из них Евангелист Лука называет Клеопой. Шли они и рассуждали о событиях последних дней; и в это время явился им воскресший Иисус в вид поравнявшегося с ними путника, но они не узнали Его. На вопрос Господа: «О чем вы рассуждаете и отчего вы так печальны?», они с удивлением сказали Ему: «Неужели Ты ничего не знаешь о происшедшем в Иерусалиме в эти дни?» И начали они рассказывать Ему, что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Деян.4:7. и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?    Поставив обвиняемых «посреди», как было в обычае (ср. Ин 8:3), их спрашивали: «какою силою или каким именем», то есть чрез призывание какого имени, они сделали это. Члены синедриона, конечно, знали, что Апостолы совершили это чудо Именем Иисуса Христа, но им хотелось на собственном признании Апостолов основать обвинение их или в еретичестве и богохульстве, или в мятежнических стремлениях, или, быть может, они рассчитывали, что Апостолы, испугавшись, отрекутся от сделанного ими. Деян.4:8. Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Деян.4:9. Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, Деян.4:10. то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Деян.4:11. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, Деян.4:12. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.     «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им» — исполнился Духа Святого особенным образом для защиты правого дела, как это и обещал Господь Иисус Христос Своим ученикам прежде — см., напр., Мф 10:19—20.     «Начальники народа и старейшины Израильские!» — начиная с почтительного обращения, святой Апостол Петр с особой силой, прямотой и дерзновением отвечает на поставленный вопрос, тем не менее отдавая должное властям, хотя и недостойным.     «Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен» — дальнейшая условная форма речи Апостола тонко и остро указывает на несправедливость теперешнего суда над Апостолами. И в самом деле: они оказали благодеяние несчастному человеку: неужели за это следует судить их? Вместе с этим Апостол торжественно и дерзновенно свидетельствует перед всеми, что чудо действительно совершено и совершено притом «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Прибыв в Самарию, Петр и Иоанн возложением рук преподали самарянам благодать Святого Духа. Это Таинство произвело большое впечатление на Симона-волхва. Он решил и сам приобрести такую возможность. Поэтому он обратился к апостолам со следующей просьбой: Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Деян. 8, 19); при этом Симон-волхв предложил апостолам деньги. Апостол Петр, для которого благодать Святого Духа была жизнью во Христе, возмутился такой просьбой. Но даже и в возмущении своем Петр прежде всего оставался пастырем Церкви Христовой; поэтому, отвечая Симонуволхву, апостол призвал его к покаянию сказав: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8, 20–23). Как показала дальнейшая история Симонволхв был далек от покаяния. Но и его до глубины души напугало пламенное увещание апостола Петра. Поэтому он просил апостолов: Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами (Деян. 8, 24). Апостолы провели в Самарии еще некоторое время – они ходили по селениям и проповедовали Евангелие. После этого они вернулись в Иерусалим, к своим заботам о благе иерусалимской общины и проповеди Христа в святом городе. После гонения: путешествие апостола Петра по общинам Гонение обескровило иерусалимскую общину. Большая часть эллинистов, входивших в первохристианскую общину, покинула Иерусалим. Однако, благодаря гонению, христианство стало распространяться в Палестине и Сирии, а в последующие годы христианское благовестие распространилось далее – вплоть до Финикии и Кипра. В различных городах возникали небольшие общины, основу которых составляли бежавшие из Иерусалима христиане. Первосвященники и ревнители из фарисеев, главным из которых был Савл, попытались было распространить гонение и на эти общины. Но после обращения Савла эти попытки были оставлены. Даже в Иерусалиме, в связи с прекращением публичной храмовой проповеди, гонение постепенно сошло на нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В НЗ св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин 1. 29). Такое же именование Христа употребляет ап. Петр: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот образ является главным и в св. Иоанна Богослова Откровении (Откр 5. 6, 12; 6. 1; 7. 17; 14. 1; и др.). В церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны И., и именно он использован в Никео-Константинопольском Символе веры , где говорится о страданиях «распятаго за ны», т. е. вместо нас, Христа. Для изъяснения этого образа св. отцами используется библейское понятие божественной правды (δικαιοσνη - Мф 3. 15; 6. 33; Ин 3. 21; Деян 10. 35; Иак 1. 20; 2 Петр 1. 1; Рим 1. 17; 3. 21-30; и др.). Созданный Богом мир несет на себе печать своего Творца, поэтому «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1. 20). Поскольку праведность и правда - неотъемлемые свойства Божии , то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, т. е. в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей. Божественная правда для тварного мира проявляется в изначально установленном Богом нравственном законе бытия, к-рый не может быть устранен кем-либо из тварных существ. Добровольно соблюдая или отвергая его, они подпадают под его действие. Суть закона божественной правды состоит в том, что жизнь в единстве с Богом - это источник блаженства, а отвержение Его есть причина страданий и смерти, что ясно выражено в Свящ. Писании: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6. 23, ср.: Иак 1. 15; Рим 5. 12, 21; 6. 16). О существовании в мире закона высшей нравственной правды Господь предупредил первозданного человека еще в раю : «От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 17). Т. е. соделанный грех произведет смерть - это духовный закон, объемлющий все существующее. В соответствии с этим грехи людей, начиная с преступления прародителей, становятся причиной человеческих страданий, смерти и схождения даже праведных душ в ад. Если бы Бог, в силу Своего всемогущества, отменил этот закон, Он Сам оказался бы неправедным, что невозможно по сути. Поэтому И. мира происходит в соответствии с принципом божественной правды: «Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу… Но более соответствующий нашему естеству и немощи и наиболее отвечающий Совершителю был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия (τ δκαιον), без чего ничто не совершается Богом» ( Greg. Pal. Hom. 16//PG. 151. Col. 189).

http://pravenc.ru/text/674968.html

  5. И при переправе на другой берег забыли ученики взять хлебы. 6. А Иисус сказал им: «Смотрите, остерегайтесь закваски фарисейской и саддукейской!» 7. Они же толковали между собой: «Это что мы хлебов не взяли». 8. Но Он, приметив, сказал: «Маловерные, что вы толкуете между собой, что нет у вас хлебов? 9. Вы все еще не понимаете, и не помните про пять хлебов для пяти тысяч, и сколько вы набрали коробов? 10. Или про семь хлебов для четырех тысяч, и сколько вы набрали корзин? 11. Как же вы не разумеете, что не о хлебах Я сказал, велев остерегаться закваски фарисейской и саддукейской?» 12. Тогда поняли они, что Он велел остерегаться не закваски хлебной, но от учения фарисейского и саддукейского.   13. А придя в окрестности Кесарии Филипповой, спрашивал Иисус учеников Своих: «За кого почитают люди Сына Человеческого?» 14. Они же отвечали: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков». 15. Говорит Он им: «А вы за кого почитаете Меня?» 16. А Симон Петр сказал в ответ: «Ты — Христос, Сын Бога Живого!» 17. Иисус же сказал в ответ ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. 18. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою; и врата Ада не одолеют ее. [ ] 19. Дам Я тебе ключи Царствия Небесного, и что свяжешь ты на земле, связано будет на небесах, а что разрешишь на земле, разрешено будет на небесах». 20. Затем Он наказал ученикам Своим никому не говорить, что Он есть Христос. 21. С тех пор начал Иисус изъяснять ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим, и претерпеть много страданий от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. 22. И Петр, отозвав Его в сторону, принялся Его отговаривать: «Боже Тебя сохрани, Господи! Только бы этого с Тобой не было!» 23. Он же, обернувшись, сказал Петру: «Прочь, сатана! Ты вводишь Меня в соблазн, ибо мысли твои — не Божьи, но человеческие». 24. Тогда сказал ученикам Своим Иисус:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

19. Они ответили Ему: «За Иоанна Крестителя, а иные — за Илию, а еще иные — что воскрес какой-то из древних пророков». 20. И спросил Он их: «А за кого считаете Меня вы?» А Петр сказал Ему в ответ: «За Христа Божьего!» 21. Но Он строго повелел им никому этого не говорить, 22. сказав, что Сыну Человеческому должно претерпеть много страданий и быть отвергнутым старейшинами, и первосвященниками, и книжниками, и быть убитым, и на третий день воскреснуть. 23. А всем Он говорил: «Кто хочет следовать за Мною, путь отречется от самого себя, и каждый день берет на плечи крест, и так следует за Мною. 24. Ибо кто хочет спасти жизнь свою, погубит ее; а кто погубит жизнь свою ради Меня, тот спасет ее. 25. Ибо какую пользу получит человек, если он стяжает весь мир, а самого себя погубит или причинит себе вред? 26. Ведь кто погнушается Меня и Моих слов, того погнушается и Сын Человеческий, когда придет Он во славе Своей, и Отчей, и во славе святых ангелов. 27. А Я истинно говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие».   28. И было дней через восемь после слов этих: взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору для молитвы. 29. И когда молился Он, вид лица Его сделался иным, и одежда Его стала белой до блистания. 30. И вот, двое беседовали с Ним, и были то Моисей и Илия: 31. явившись во славе, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме. 32. А Петр и те, кто были с ним, забылись дремой, а когда очнулись, увидели славу Его Самого и двух мужей, с Ним стоящих. 33. И было, когда мужи эти стали от Него удаляться, сказал Петр Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии», — не зная и сам, что говорил. 34. И когда он еще не кончил этих своих слов, вот облако осенило их; и устрашились они, когда вошли в то облако. 35. И был из облака голос, говорящий: «Это есть Сын Мой избранный, слушайте Его!» 36. И когда умолк голос, оказалось, что Иисус один. И они промолчали и никому не поведали в те дни ни о чем из того, что увидели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8. Тогда Петр, исполнясь Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! 9. Если от нас сего дня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен; 10. То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, которого вы распяли, которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. 11. Он есть камень пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. 12. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Петр, исполнясь Духа Святого: именно особенным образом исполнясь, для защиты правого дела в этом частном случае, соответственно обетованию Христову ( Мф.10:19–20 и парал.). – Сказал: Петр отвечает только на данный вопрос – какой силой и во имя чье совершено ими исцеление и отвечает с дерзновением и прямотой. – Начальники народа и старейшины: почтительное обращение, признающее их в их высоком достоинстве представителей народных, хотя они, как распявшие Мессию своего, и недостойны сего. – Если от нас требуют и пр.: условная форма речи и сам выбор выражений тонко и остро указывают на несправедливость теперешнего суда над апостолами. Они, апостолы, оказали благодеяние немощному; неужели следует требовать ответа или отчета в благодеянии и судить за него перед высшим судилищем, как за злодеяние? «За это, конечно, надлежало бы увенчать нас и провозгласить благодетелями, а между тем нас судят за благодеяние человеку немощному, не богатому, не сильному и не славному» (Злат.). Вместе с сим апостол указывает на непререкаемость чуда, именно – что человек тот действительно был немощен и действительно исцелен ими. – Да будет известно всем вам и всему народу: вам, как представителям народной веры и совести, а через вас и всему народу, который призывается к покаянию и обращению ко Христу. – Именем Иисуса Христа ( Деян.3:6 ), Назорея ( Деян.2:22 ), которого вы распяли, или предали на распятие ( Деян.3:13 ), но которого Бог воскресил (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

Для Иисуса Бог оставался Отцом даже в тот момент, когда Он подвергался тяжелейшим испытаниям. По свидетельству евангелиста Луки, последнее, что Иисус произнес на кресте, было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). С этими словами Он испустил дух. Тело Иисуса было снято с креста и погребено, по обычаю, в пещере. В субботний день, совпадавший с иудейским праздником пасхи, Его тело пребывало в гробу, а женщины, Его последовательницы, «остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Пьета. Микеланджело Буонарроти. Италия. 1499 г. Воскресение Рано утром в первый день недели (впоследствии получивший в русской традиции наименование «воскресенья») женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматическими маслами. Они увидели, что гробница пуста, и ангелы возвестили им о том, что Иисус воскрес ( Мф.28:2–7 ; Лк.24:4–7 ). После этого двое учеников – Петр и Иоанн – прибежали к гробнице и увидели в ней лишь погребальные пелены, оставшиеся от Иисуса ( Ин.20:3–10 ). Затем воскресший Иисус явился Марии Магдалине 41 прямо у гробницы ( Мк.16:9 ; Ин.20:11–18 ), другим женщинам, когда они шли от гробницы ( Мф.28:9–10 ), двум ученикам на пути в Эммаус (Мк..16:12–13), группе учеников ( Мк.16:14 ; Лк.24:36–50 ; Ин.20:19–25 ). Спустя восемь дней Иисус вновь явился ученикам ( Ин.20:26–29 ), а затем еще неоднократно являлся разным группам Своих последователей ( Ин.21:1–23 ; 1Кор.15:5–7 ). Наконец, явившись ученикам на горе в Галилее, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). После этого Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Воскресение Иисуса Христа стало той главной вестью, которую апостолы – ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела,– понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010