В этом же нас убеждает и внешняя форма выражений бытописателя. Когда у него идет речь о первых людях, он прямо называет их, так что ясно видно, кому Бог сказал, или для кого Бог заповедал, благословил, освятил... А когда речь идет о лицах Св. Троицы, то он прикровенно указывает их в краткой форме речи, говоря лишь: «и сказал Бог... и благословил Бог и освятил»... ( Быт.1:26, 2:2–3 ). Таким образом, ясно, что в раю Бог не давал людям заповеди праздновать день седьмой, или субботний. Напротив. Он повелел первому человеку возделывать и хранить сад Эдемский, без исключения, во все дни ( Быт.2:15 ), и, если бы Адам пожелал в седьмой день покоиться, то это было бы нарушением повеления Господнего: «возделывать и хранить Эдемский сад». И после, когда Адам согрешил, то Бог осудил его на добывание себе хлеба в поте лица во все дни жизни его на земле, из которой он взят ( Быт.3:17–19, 23 ). Вот почему нигде в Писании не видно, чтобы люди до Моисея ( Исх.16 ) праздновали субботу, или чтобы до Моисея Бог обличал и грозил людям наказаниями за нарушение субботнего покоя. Все это потому, что до Моисея Бог не давал людям заповеди праздновать субботу. – А почему же Моисей пишет: «помни день субботний» ( Исх.20:8 ); если «помни», то, значит, заповедь о субботе уже была у евреев до Моисея, – возразил мне Петр. – Нет, Петр! Опять ты неправильно истолковал Писание. Моисей словом »помни " указывал сынам Израилевым не на то, что заповедь о субботе была дана им до него, а на то, что он, по повелению Бога, уже дал им эту заповедь и что в десятословии она лишь повторяется, напоминается. И действительно, в Писании ясно сказано, что впервые Господь дал израильтянам заповедь о субботе через Моисея еще в пустыне Синь ( Исх.16:23, 29–30 ), так что на горе Синае в десятословии она лишь была повторена. – Ну, а почему же сам Моисей говорит, что сыны Израилевы должны праздновать субботу, потому что Господь почил в день седьмой? Выходит, как-будто евреи праздновали субботу со дня покоя Господня? – нерешительно заметил Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

все, что Я повелел вам…» ( Мф. 28, 19-20 ) То есть, несмотря на скорое Второе Пришествие, как его понимали первохристиане, необходимо познакомиться с основами веры, а потом креститься. Кроме того, вспомним, что к Таинству приступали люди, не совершенно потусторонние христианской вере, далекие от нее. Иудеи, например, имели «базу» ветхозаветных знаний. И именно к ним, к иудеям, была обращена первая проповедь (об этом смотрите в книге Деян, главы 2-15): «Их слушатели уже были знакомы с Божественным Откровением книг Ветхого Завета, верили в Единого Бога – Творца мира, через обрезание и ежедневную молитву принадлежали к израильскому народу как богослужебному сообществу и тем самым в известной мере состояли в Завете с Богом и, как и каждый иудей, ожидали пришествия Мессии, предсказанного пророками. У слушателей апостолов уже было основание, на котором могло быть воздвигнуто здание веры в Иисуса Христа как Распятого и Воскресшего Мессию» . Конечно, в те времена не было катехизации в сегодняшнем смысле этого слова, не было продуманного и систематического, тем более продолжительного, обучения христианской вере. Но наставление, рассказ о жизни Христа, Его служении, Спасении, которое через Христа дается всем желающим, присутствовали непременно. Это несложно проследить по свидетельствам самого Священного Писания, в тех местах, где говорится о вступлении человека в число последователей Христовых. Апостол Петр призывает христиан быть послушными: «…Истине чрез Духа… Постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек… Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1 Петр. 1, 22-25 ). Обратите внимание: здесь несомненно, что силою, движущей сердца христиан к активной духовной жизни, Апостол называет энергию проповеданного им некогда Слова Божьего. Еще раньше, в Иерусалиме, в дни, когда сошел Дух Святой на Апостолов, Ап. Петр призывал всех к новой жизни. Он рассказал о Христе, Его Воплощении, Крестной Смерти, Воскресении, Отшествии

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

Мариею, Материю Иисуса. Последнее упоминание о матери Иисуса в Новом Завете. с братьями Его. Это сводные братья Иисуса ( Мф. 13,55 ; Лк. 8,19–21 ; Ин. 7,3.10 ). 1 И в те дни. Десять дней между сорокадневным пребыванием Иисуса с апостолами (1,3) и днем Пятидесятницы (2,1). 1 мужи братия. Петр обращается непосредственно к мужчинам, потому что ведет речь о замене Иуды Искариота одного из двенадцати мужей, изначально избранных Иисусом на апостольское служение ( Мф. 10,2–4 ). Надлежало исполниться тому, что в Писании. Слова из псалмов (68,26 и 108,8), приведенные в ст. 20, отнесены Петром прямо к Иуде Искариоту. Теперь «его достоинство» должен унаследовать кто-то другой. предрек Дух Святый устами Давида. Дух Святой, используя поэтическое дарование Давида, вдохновил его облечь в словесную форму это пророчество. 1 получил жребий служения сего. В Своем провидении Бог попустил, чтоб Иуда некоторое время разделял служение апостолов. 1 приобрел землю. Иуда косвенным образом приобрел землю, когда вернул плату за предательство первосвященникам и старейшинам, которые на эти средства выкупили место для погребения странников, называемое «земля крови» ( Мф. 27,8 ), по-арамейски: «акелдама». неправедною мздою. Т.е. деньгами, полученными неправедным путем. низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его. Матфей сообщает, что Иуда удавился ( Мф. 27,5 ). Возможно, здесь описывается то, что произошло с телом Иуды после. 1:21–22 Петр излагает критерии определения апостольства. 1 надобно, чтобы один из тех. Ср. ст. 24: «которого Ты избрал». Петр и другие ученики осознают, что они ответственны за выбор преемника на место Иуды, поэтому избрание должно произойти под державным водительством Божиим. когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. Это выражение охватывает все время общественного служения Иисуса от Его крещения до Его вознесения. 1 И поставили двоих. Очевидно, Иосиф и Матфий были избраны из большого числа «свидетелей воскресения» (согласно ст. 15, присутствовавших было около 120 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Установление таинства крещения В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь , и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Когда Никодим выразил недоумение, «как может человек родиться, будучи стар,» то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водой и Духом: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Иоан. 3:5–6 ). Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Матф. 28:19–20 ), – и к этому прибавил: Кто булет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Марк. 16:16 ). В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:37–38 ). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел – Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания : крещение есть «новое рождение;» оно совершается для спасения людей ( Мрк. 16:16 ). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся,» что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» – и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25–26 ). Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 5:4 ). Крещение названо баней пакибытия ( Тит. 3:5 ). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение « обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким : «Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” ( Деян.10:35 ), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” ( Мф.28:19–20 )? И еще сказал Господь Иисус Христос : “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 )… Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” ( Рим.2 14–15)» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Среди тех, кто слушал говорившего с лодки Христа, были рыбак Зеведей и два его сына — Иаков и Иоанн, которые на берегу разбирали и чинили сети. Но вот народ стал потихоньку расходиться, и тогда Христос совершил для Симона чисто «рыбацкое» чудо. Он показал, куда следует забросить невод, чтобы поймать много рыбы. И действительно, улов оказался таким большим, что сети не выдерживали. Изумленный Симон позвал на подмогу других рыбаков, и лодка Зеведея тоже доверху наполнилась рыбой. После этого Иисус позвал следовать за Собой Симона и его брата Андрея — и они стали Его первыми учениками. Затем Христос подошел к лодке, где Иоанн с братом чинили сети, и сказал таинственные слова: Я сделаю вас ловцами человеков ... (Мф. 4: 19). И оба брата Зеведеевы, оставив сети, улов и всю свою прежнюю жизнь, тоже пошли за Иисусом. С этого мгновения Иоанн Зеведвев три года будет повсюду следовать за своим любимым «равви». Он тоже оказался среди Его избранных двенадцати учеников, навсегда избрал для себя девственный образ жизни. И быть может, ему, чья душа была мало привязана к обыденному, даже легче других было понять, что Христос пришел для того, чтобы связать земное и небесное, показать людям путь в Царствие Небесное. Не случайно символическим изображением евангелиста Иоанна Богослова стал орел — символ высокого парения его чувств и мыслей. В Евангелии от Иоанна часто встречается загадочное лицо: один из учеников... которого любил Иисус (Ин. 13: 23), и другой ученик, которого любил Иисус (Ин. 20: 2). По этому поводу велось много дискуссий, но теперь уже почти никто не сомневается: апостол и евангелист Иоанн из скромности так писал о самом себе. И выходит, что тот, который написал сие (Ин. 21: 24) Евангелие, был единственным, кто остался в Гефсиманском саду, когда Христа взяли под стражу и все другие апостолы в страхе разбежались. Еще три раза не пропел петух — как апостол Петр отрекся от Христа, сказав, что не был с Ним знаком, в чем будет раскаиваться до конца жизни. Но во дворе первосвященника находился еще один молчаливый Его ученик. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет (Ин. 18: 15–17).

http://pravoslavie.ru/70857.html

На нарратив Л. оказали влияние как Септуагинта, так и позднеантичная литературная традиция. Стилистическое влияние Септуагинты проявилось в использовании «цепных нанизываний» (соединение предложений в длинные повествовательные блоки с помощью союза κα, восходящее через Септуагинту к древнеевр. нарративным цепочкам с т. н. перевернутым имперфектом  ), в маркировании нового плана повествования оборотом κα δο («и вот» - Деян 12. 7), восходящим через Септуагинту к древнеевр.   с тем же значением. Так, в рассказе о заключении в темницу и чудесном освобождении ап. Петра из-под стражи (Деян 12. 3-17) поворотное для всей истории событие - явление ангела - вводится через κα δο («и вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу», Деян 12. 7), а последующее повествование оформляется как цепочка текста с κα: «И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел… И говорит ему… И, выйдя, он следовал и не знал… (по синодальному переводу: «потом говорит ему… [Петр] вышел и следовал за ним, не зная…».- Авт.). И, выйдя, они прошли одну улицу, и вдруг Ангел отступил от него… И Петр, придя в себя, сказал… (по синодальному переводу: «они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр…».- Авт.)» (Деян 12. 7-11). С 12-го стиха в повествование вводятся новые участники (ученики, собравшиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка) и цепочка прерывается, причем Л. завершает ее фразой, в к-рой также заметно стилистическое влияние Септуагинты: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода…» (Деян 12. 11; ср.: «ныне познал я» (Пс 19. 7); «послал Ангела Своего и взял меня» (Пс 151. 4; по синодальному переводу - «вестника»); «послал слово Свое… и избавил их…» (Пс 106. 20); выражение «избавить из руки» - характерная ветхозаветная идиома, ср.: «да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага» (Пс 106. 2)). Заглавная страница Евангелия от Луки. XII в. (Bodl. Auct. T. infra. 1.10. Fol. 118) Заглавная страница Евангелия от Луки. XII в. (Bodl. Auct. T. infra. 1.10. Fol. 118)

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Но Господь, конечно, не хотел потакать ложным представлениям о Мессии как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованных чудом людей, отпустил их и " Удалился на гору один " (Иоан. 6:15), чтобы помолиться. Хождение Господа по водам Понуждаемые Господом отправиться на западную сторону Геннисаретского озера, ученики вошли в лодку и отплыли. Наступила тьма, " дул ветер, и море волновалось " (Иоан. 6:18), " лодка была уже посередине моря [то есть озера], и ее било волнами " (Матф. 14:24), а Господа не было с ними; Он остался один на земле, но " увидел их бедствующих в плавании " (Марк. 6:48). Они были " около двадцати пяти или тридцати стадий " (Иоан. 6:19) от восточного берега. Было время около четвертой стражи, то есть приближался рассвет, и вдруг Апостолы увидели Иисуса, Который шел к ним по морю " и хотел миновать их " (Марк. 6:48). Они подумали, что это призрак и закричали от страха, но Господь успокоил их словами: " Ободритесь; это Я, не бойтесь! " (Матф. 14:27; Марк. 6:50; Иоан. 6:20) Апостол Петр, обладавший пылким темпераментом, загорелся желанием пойти навстречу Господу и спросил повеления на это, на что Господь ответил: " Иди " (Матф. 14:29). Петр вышел из лодки, и сила веры его совершила чудо — он пошел по воде. Однако сильный ветер и бушующие волны отвлекли внимание Петра от Иисуса: охвативший его страх поколебал веру, и Петр стал тонуть, завопив в отчаянии: " Господи! Спаси меня! " (Матф. 14:30). Господь тотчас же простер руку, чтобы поддержать его, и сказал: " Маловерный! Зачем ты усомнился? " (Матф. 14:31). Как только " они вошли в лодку, и ветер утих " (Матф. 14:32), и " тотчас лодка быстро пристала к берегу, куда плыли " (Иоан.6:21). Тогда все, бывшие в лодке, подошли к Иисусу и сказали: " Истинно Ты Сын Божий " (Матф. 14:33) Люди, зная, что Господь не сел в лодку с учениками, искали Его в пустыне и, найдя Его уже на другой стороне озера, поучающим в капернаумской синагоге, расспрашивали с удивлением, когда Он успел приплыть сюда? Господь оставил этот вопрос без ответа, но сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Один из ключевых эпизодов с участием П. происходит во время беседы Иисуса с учениками возле Кесарии Филипповой. Здесь на вопрос Иисуса, за кого люди почитают Его, ученики ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда Иисус задает вопрос уже об их вере: «а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16. 13-16). По версии Марка, П. ответил: «Ты Христос» (Мк 8. 29); у Луки: «За Христа» (Лк 9. 20). Согласно ап. Матфею, после того, как П. исповедал Иисуса Христом, Иисус выделяет его из среды учеников и отвечает уже не всем, а ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 17-19). Повествование можно интерпретировать в том смысле, что Иисус дает П. новое имя в ответ на его исповедание. Но если учитывать, что, согласно Марку и Иоанну, перемена имени состоялась ранее, рассказ Матфея можно расценивать как напоминание П. об этой перемене: сначала Иисус называет его прежним именем (Симон, сын Ионин), а потом - новым (П.). Слово «камень» применительно к П. является частью метафорического ряда, включающего глагол «созидать»: очевидно, имеется в виду либо каменный фундамент, на к-ром строится дом, либо краеугольный камень, к-рый кладут в основание дома. Иисус употреблял слово «камень» в обоих значениях («фундамент» - Мф 7. 24-27; Лк 6. 47-49; «краеугольный камень» - Мф 21. 42-44). Хотя Иисус назвал П. «камнем», сам апостол сознавал, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос (ср.: Деян 4. 11-12). Об интерпретации исповедания П. в церковной традиции см.: Иларион (Алфеев). 2018. С. 67-72. Спор с Иисусом

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Если ты, говорит Он, « любишь Меня больше, нежели они, паси агнцев Моих ». Вот и здесь одобряется деятельность, потому что заботиться о других, сострадать, предстательствовать, не искать своего, но всего того, что должен иметь пастырь, все это относится к деятельности, а не к чудесам и не к знамениям. Но апостолы, скажешь, за чудеса сделались такими? Нет, не за чудеса, а за жизнь, и ею особенно они просияли. Поэтому Христос и говорил им: « так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видели » люди не чудеса, но « ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16). Видишь ли, как везде блистает деятельность, одобряется жизнь добродетельная? Хочешь ли, я покажу тебе, что и сам Петр, этот верховный из апостолов, который явил и высочайший образ жизни, и творил чудеса, превышающие естество человеческое, если сравнить то и другое — и чудеса и жизнь его, удостоился чести более за жизнь, чем за знамения? Выслушай следующее событие. « Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый » (Деян. 3:1). Не читай без внимания этого повествования, но остановись тотчас на самом вступлении в него и заметь, какая была между ними любовь, согласие и единодушие, какое во всем имели они общение между собою, и как они соединены были союзом божественной дружбы во всех делах, и в трапезе, и в молитве, и в хождении, и во всем прочем являлись вместе друг с другом. Если же эти столпы, твердыни, имевшие великое дерзновение пред Богом, нуждались во взаимной помощи и совершали все при взаимном содействии, то не гораздо ли более мы, слабые, бедные и ничтожные, имеем нужду во взаимной помощи? « Брат от брата вспомоществуемый », говорит Писание, « как город крепкий » (Притч. 18:19). И еще: « Как хорошо и как приятно жить братьям вместе » (Пс. 132:1)? Были только Петр и Иоанн, но они имели Иисуса посреди себя: « где двое или трое собраны во имя Мое », сказал Он, « там Я посреди них » (Мф. 18:20). Видишь ли, как важно быть вместе? Но они не просто были вместе: и мы теперь все вместе; но должно быть вместе посредством союза любви, по расположение воли; и как тела наши теперь находятся близ друг друга и соединяются в одном месте, так должны соединяться и сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010