1) Когда Иисус Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников своих, за кого иудеи и сами апостолы почитают Его, Симон Петр, первый из всех апостолов, сказал Ему: „Ты еси Христос Сын Бога живого.“ Тогда Иисус Христос сказал ему в ответ: „блажен ты Симон, сын Ионин; не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой сущий на небесах. И Я говорю тебе: Ты Петр (камень), и на сем камне Я созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:13–19 ). Из всего смысла, приведенного рассказа, видно, что высокие обетования, высказанные здесь апостолу Петру, относятся собственно не к личности Петра, а к его исповеданию – к самой вере христианской, первым исповедником которой здесь явился апостол Петр, но которую разделяли в тоже время и все другие апостолы, и которая сделалась достоянием всего христианского мира. Симон первый исповедал Христа Сыном Бога живого. Это было высокое и святое убеждение, по истине не плотию и не кровию, т. е. не обыкновенным человеческим соображением, а Самим Отцом Небесным открытое людям. Это высокое исповедание, – эта вера во Христа, как Сына Божия, стала в человечестве твердым камнем, на котором основалась церковь христианская и стоит до сего времени и будет стоять до скончания века. Симон первый исповедал эту веру, и по тому первый назван камнем (Петром), взятым от Господа в созидание церкви. Но эта вера не была только личным убеждением Симона. Это общее убеждение и всех других апостолов и всех верующих христиан. Поэтому и другие апостолы, как содействовавшие распространению и утверждению веры во Христа, называются в священном писании основаниями, на которых зиждется церковь ( Еф. 2:20 ; Откр. 21:14 ), и все верующие христиане могут быть названы камнями, из которых составляется великое здание церкви ( 1Пет. 2:5 ). Но самым первым основанием – краеугольным камнем, на котором утверждается это здание, равно как и единой главою, венчающею его, может быть назван только Сам Иисус Христос ( Еф. 2:20–22 ; 1Пет. 2:6–7 ; 1Кор. 3:11 ; Еф. 1:22 ). Вера во Христа открыла людям доступ – дала ключи в царство небесное. Петр, первый исповедавший веру во Христа, первый и получил высокую власть вязать и разрешать грехи. Но затем и другим апостолам, имевшим одну веру с Петром, также сказано от Господа: „что свяжете на земли, будет связано на небесах“ ( Мф. 18:18 ; Ин. 20:22–23 ). Апостолы передали эту власть пастырям церкви, и она всегда неизменно сохраняется в церкви, как сохраняется сама вера во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Все исследователи единодушно отмечают пылкий характер апостола Петра – он ни минуты не колебался, услышав призыв Господа. И, как повествует далее Евангелие, Петр вместе с братом Андреем и сыновьями Заведее-выми: тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20). Отныне Петр вместе с другими учениками неотступно следовал за Господом, проповедовавшим в Капернауме и других галилейских городах. Поначалу Петр не понимал смысла уходов Христа из Капернаума. Известен случай, когда он от лица всех учеников обратился к Господу Иисусу, ушедшему помолиться в пустынное место, с упреком о том, что все ищут Его. Но Господь объявил ученикам, что Его миссия состоит в том, чтобы проповедовать не только в Капернауме. В то время апостол Петр не понимал еще смысла уединенной молитвы Христа. Вообще, путешествуя по Галилее вместе с Господом Иисусом, Его ученики вели неаскетичный образ жизни. Этим они заслужили упреки фарисеев и учеников Иоанна Крестителя, не одобрявших простоты их нравов. Однако, Сам Спаситель, когда Его спросили о том, почему Его ученики не постятся, защитил Своих учеников, ответив: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 19–20). Из своих путешествий они неизменно возвращались в Капернаум, слывший в народе городом Иисуса Христа. Можно предположить, что в Капернауме Господь часто останавливался в доме Петра – об этом свидетельствует упомянутый в синоптических Евангелиях эпизод с исцелением тещи апостола: Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им (Мф. 8, 14–15). Согласно иудейскому закону, каждый совершеннолетний мужчина был обязан в великие праздники посещать иерусалимский храм. Исполняя этот закон, ученики Христа отправились из Капернаума в Иерусалим, дабы отпраздновать Пасху. Из Иерусалима они возвратились в Капернаум. Следование за Христом: от избрания двенадцати до исповедания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но вернемся к вопросу апостола Петра, он спрашивает: « Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? » Ефимий Зигабен так истолковал этот стих: « Так как Господь учил о любви и прощении обид, то любознательнейший Петр опять предлагает вопрос, не зная, что всегда должно прощать согрешающих ». Не удивляйтесь! Ведь апостол Петр еще не получил Духа Святаго и не научается им. Он еще живет в понятиях (парадигме) ветхозаветных представлений, где говорится: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал» ( Лев.24:19–20 ). Впрочем! Эта заповедь, в ее правильном прочтении, не чужда была любви. Она научала человека в оке ближнего любить свое око, в зубе ближнего свой зуб. Но! Как часто я Вам объясняю, истины Ветхого Завета находят свое раскрытие и усовершенствование в Новом Завете. И теперь Петр должен услышать из уст Сына Божия именно правильное понимание, до каких границ может распространяться прощение, или есть предел, где мы должны сказать: «а вот этого я тебе никогда не прощу». Блаженный Феофилакт пишет: « Это есть то, о чем спрашивает Петр: если брат согрешит, потом придет и, раскаявшись, будет просить прощения, то сколько раз я должен простить его? Он присовокупил: если согрешит против меня ». Здесь Феофилакт присовокупляет: « если согрешит против меня », впрочем, как апостол и спрашивает. Ведь если кто согрешит против другого человека, или даже против Бога, как мы можем простить его, если не облечены в соответственный сан, позволяющий отпускать любые грехи ( Ин.20:21–23 ). Далее Блаженный Феофилакт пишет: « Ибо в том случае, когда кто-либо согрешит против Бога, я, простой человек, не могу простить его, если только я не священник, имеющий божественный чин. Если же брат согрешит против меня, затем я прощу его, то он будет прощен, хотя бы я и был частный человек, а не священник ». Но! Суть проблемы заключена именно в том, что хотя согрешили лично против нас, и мы вправе простить, но нам этого почему-то не хочется. Как говорится: «задел за живое». Но давайте посмотрим, как поступал сам Господь и потом Его ученики:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Деян.11:15. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Деян.11:16. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Деян.11:17. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?    В объяснении Петр особенно подчеркнул, что язычники получили такой же дар Святого Духа, как и они в день Пятидесятницы и что это есть исполнение обетования Христова, данного пред Вознесением: «а вы будете крещены Духом Святым» (Деян 1:5). Характерно, что, по словам Петра, он только «начал говорить», как уже сошел Дух Святой на слушавших его, что сделало до времени ненужным более полное оглашение уверовавших. Своим рассказом Петр, собственно, не ответил на сделанный ему упрек, что он ходил к необрезанным и ел с ними, но лишь поставил явную волю Божью об этих язычниках, в качестве оправдания своего образа действий.    Если Бог при таких необычайных знамениях принял язычников в Свою Церковь, то разве не мог он, Петр, не обращаться с ними, как с братиями своими, жить у них и есть с ними? — Этот рассказ внес успокоение: слушавшие даже стали славить Бога за милость к язычникам. Эти упреки святому Петру со стороны христиан из Иудеев чрезвычайно характерны. Разве посмели бы они делать ему какие бы то ни было упреки, если бы Господь Иисус Христос поставил его Своим заместителем, «князем над Апостолами» и непогрешимым главой Церкви, как учат римо-католики? Да и стал ли бы Апостол Петр перед ними «оправдываться»? Он просто бы указал на свое полновластие, на свое право поступать, как находит нужным. Распространение христианства вне Палестины (Деян. 11:19—21) Деян.11:19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Деян.11:20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. Деян.11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.    «Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей». Рассеявшиеся в результате гонения христиане в начале никому не проповедовали евангельского учения, кроме Иудеев, живших за пределами Палестины в Финикии, на о. Кипре и в Антиохии. Но потом, возможно после того, как распространилась повсюду весть об обращении сотника Корнилия, стали благовествовать в Антиохии и «эллинам», то есть язычникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне — Христе. Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18–19). Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!» Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23). И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана» означает «противник», ведь он противился Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом смысле Он называет его сатаной. То есть говорит: «Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть? Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов, страдающий в аду вот уже 5508 лет. Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его. Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет? Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)? Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).

http://pravoslavie.ru/52801.html

Так что вопрос, задаваемый Господу апостолом Петром: « сколько раз прощать брату моему », не праздный, но актуальный не только для неверующих, но и для верующих людей. Недавно все мы сделались свидетелями ужасного поступка, когда в храм апостола Фомы на Кантемировской ворвался вооруженный человек и расстрелял настоятеля храма отца Даниила Сысоева из-за своего несогласия с его (отца Даниила) религиозным вероубеждением. Сказано: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). Но совместимо ли такое поведение с религиозным чувством? Скорее, такое поведение свойственно служителям сатаны, но никак не Бога, именем какой бы религии ни прикрывались подобные злодеи. Вернемся все же к вопросу апостола Петра, он спрашивает: « Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? » Евфимий Зигабен так истолковал этот стих: «Так как Господь учил о любви и прощении обид, то любознательнейший Петр опять предлагает вопрос, не зная, что всегда должно прощать согрешающих» 80 . Не удивляйтесь! Ведь апостол Петр еще не получил Духа Святого и не научается им. Он еще живет в ветхозаветной парадигме (рамках понятий), в ветхозаветных представлениях, где говориться: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать» ( Лев.24:19–20 ). Впрочем, эта заповедь, в ее правильном прочтении, не чужда была любви. Она научала человека в оке ближнего любить свое око, в зубе ближнего – свой зуб. Но! Как часто я вам объясняю, истины Ветхого Завета находят свое раскрытие и усовершенствование в Новом Завете. И теперь Петр должен услышать из уст Сына Божия именно правильное понимание, до каких границ может распространяться прощение или есть ли предел, где мы должны сказать: «А вот этого я тебе никогда не прощу». Блаженный Феофилакт пишет: «Это есть то, о чем спрашивает Петр: если брат согрешит, потом придет и, раскаявшись, будет просить прощения, то сколько раз я должен простить его? Он присовокупил: если согрешит против меня» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– А все-таки кадите? – спросил Петр Данилович. – Да, кадим фимиамом; но каждение относим к славе Божией; поступаем так в согласии с заповедью Божией. Бог говорил (Моисею: «и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения...» ( Исх. 40, 5 ). Значит, не всякое курение Богу противно. Бог запрещает лишь каждение пред идолами, как Нехуштаном. – Но ведь Езекия «истребил медного змия», а вы опять о нём вспоминаете? – спросил Петр Данилович. – Точно, мы вспоминаем о медном змее, – ответил я, – но подражая Христу. Сам Господь, в беседе с Никодимом, вспомнил про медного змея ( Ин.3:14 ) и научил нас тем с благоговением относиться к нему ( Евр. 12, 2 ). Поэтому к доказательству «от медного змея» вы, друзья, относитесь с уважением. А в силу этого доказательства веруйте, что у христиан должно быть знамя нашего спасения, которое им необходимо поднять «ради истины». – Только вопрос: где же у вас это знамя? § II. Сектанты признались, что никакого видимого знамени у них нет; Крест же Христов они не почитают знаменем Христовым. Почему не почитают, когда Писание приводит нас к тому (ср.: Мф.24:30 ; Ис.19:20 )? Они не указали. Тогда я сказал: – Прочтем еще, что пишет Апостол Павел: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13, 10 ). Спрошу я вас, друзья: какой жертвенник вы имеете? Без особого размышления Петр Данилович отвечал: – У нас жертвенник – Христос. Я спросил: – В каком же Писании Христос называется жертвенником? – В послании к Евреям, – ответил Петр Данилович. Мы открыли 9 гл. к Евреям и я прочел: Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Христос, однажды принесши Себя в жертву.., во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:26,28 ). Видим из послания к Евреям, что Апостол Павел именует Христа жертвою , а не жертвенником. Я же спрашиваю вас: какой жертвенник вы имеете, в согласии с словами Апостола Павла? Штундисты молчали. Потом один из них заговорил: – Наш жертвенник на небе , – вот тот, который видел Исаия пророк ( Ис.6:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Деян.10:19–20 .  Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я по­слал их.: «Встань, сойди и иди», Αναστς κατβηθι κα πορεου, «восстав сниди, иди» см. выше, к Деян.10:13 . «Нимало не сомневаясь» – μηδν διακρινμενος – «ничтоже разсуждая» – нисколько не задумываясь. Это предусмотрительное предупреждение делается ввиду известных строгих взглядов апостола, которые должны были поставить его в затруднение, последовать ли приглашению его к язычникам, общение с коими возбранялось иудейским Законом ( Деян.10:28 )? Деян.10:21 .  Петр, сойдя к людям, при­слан­ным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом при­шли вы? «За каким делом вы пришли?». Опять неточность русского перевода и предпочтительная верность подлиннику текста славянского – «кая есть вина, ее же ради приидосте?» – τς η αιτα, δι ν πρεστε – какая причина, или какое дело, по которому вы прибыли? Деян.10:22 .  Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетель­ный и боящийся Бога, одобря­емый всем народом Иудейским, по­лучил от святаго Ангела по­веле­ние при­з­вать тебя в дом свой и по­слушать речей тво­их. «Одобряемый всем народом иудейским», на который, очевидно, падала значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику. «Послушать речей твоих» – ακοσαι ρματα παρα σο – «слышати глаголы от тебе» – выслушать от тебя речи, т.е. твою проповедь, которая должна научить меня, что надлежит мне сделать для спасения. Деян.10:23 .  Тогда Петр, при­гласив их, угостил. А на другой день, встав, по­шел с ними, и некоторые из братий Иоппийских по­шли с ним. Деян.10:24 .  В следу­ю­щий день при­шли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав род­с­т­вен­ников сво­их и близких друзей. «Некоторые из братий Иоппийских» – т.е. из верующих г. Иоппии числом шесть, как видно из дальнейшего ( Деян.11:12 ). Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения, бывшего Корнилию ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Например, потоп первыми, погрязшими в грехах людьми, несомненно, воспринимался как зло. Но – удивительное открытие – благодаря потопу многие из них и спаслись. Вы спросите: как «спаслись»? Они же наказаны Богом в самом потопе. Вот именно потому их души спаслись, что на земле они понесли наказание. А наказаны – не значит отвергнуты. В 1 Соборном послании апостола Петра мы читаем: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти» (1 Петр. 3, 18). И вот Своей душой Он нисходил во ад: «Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19–20). То есть во время Своего сошествия во ад Господь проповедал спасение душам погибших при потопе грешных людей. А результат оказался таков: «Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4, 6). Грешные люди, осужденные погибнуть в волнах потопа, спаслись от ада во время сошествия Господа во ад. Спаслись потому, что понесли при великом потопе великие страдания за свои грехи, «ибо страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4, 1). Каково им было гибнуть в бушующих волнах? Горнило страданий переплавляет и самые упорные души. Но спаслись, конечно же, потому, что не только страдали, но и раскаялись во грехах. Вот так обрушившееся на головы «славных» допотопных людей бедствие, воспринятое ими как зло, спасло души многих из них. Равноапостольный Николай Японский объяснял это так: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”… смысл их (этих слов) весьма простой и внушительный… вразуми гордых бедствиями” – для спасения их, конечно, – тоже акт Божией любви». Чем меньше греха совершат «славные земли», тем им же спасительней. Конечно, и к нашему времени всё это относится. Великий пост обнажает правду о нашем спасении, подчас правду горькую и неприглядную. И потому Великим постом Церковь более остро говорит о неправдах людских. Мы молимся в каком-то смысле неполиткорректно, потому что для нас главное – вечное спасение душ человеческих, а не размышление о том, как бы не ранить славных мира сего. Как спасутся те, кто погряз в земной славе?

http://pravoslavie.ru/129806.html

– И ты был с Иисусом Галилеянином? Он же отрекся: – И не знаю, и не ведаю, что ты говоришь! – и вышел в передний двор. Тогда служанка и другие стали говорить ему: – И ты из учеников Его! – Нет, не я! – ответил Петр. Спустя некоторое время слуги стали с нажимом допрашивать Петра: – Точно ты из них, потому что и твой галилейский акцент обличает тебя. А один из родственников Малха сказал: – Не я ли видел тебя с Ним в саду? Тогда Петр в страхе стал клясться и божиться, что не знает того человека, о ком говорят. И тотчас запел петух. В это время, повернувшись, Господь посмотрел на Петра, и он вспомнил слова Христа: «В эту ночь, прежде, чем прокричит петух, ты трижды отречешься от Меня, что не знаешь Меня». И, выйдя вон, Петр горько заплакал. Предание сообщает нам, что, хотя Христос после Воскресения и простил его, Петр каждую ночь при пении петуха вставал и плакал о своем отречении. От постоянного плача на щеках у него были воспаленные полосы. Так Господь пастырю Церкви дал познать в себе самом человеческую немощь, чтобы он не был излишне строг к грешникам. Конец Иуды (Мф. 27, 3–10; Деян. 1, 16–20) Когда Иуда увидел, что Господь осужден на смерть, он раскаялся и пришел к первосвященникам, сказав: – Согрешил я, предав кровь неповинную. Но они сказали: – Что нам до того? Смотри сам. Тогда Иуда бросил деньги в Храме, пошел и удавился. Предание говорит о том, что веревка не выдержала его, он сорвался, и внутренности его выпали. Священники взяли деньги и совещались между собой, что им делать с ними. Они сказали: – Нельзя принимать их, ибо это цена крови. Тогда решили купить на них поле гончара для погребения странников. И оно было названо «Полем крови». Так исполнилось древнее пророчество Захарии ( Зах. 11, 12–13 ), предсказывавшего о продаже Израилем своего Бога за тридцать сребреников. Суд Пилата (Мф. 27, 11–26; Мк. 15, 2–15; Лк. 23, 3–25; Ин. 18, 29–19, 11) Рано утром в пятницу члены синедриона привели Христа для утверждения приговора к Понтию Пилату. Он был в то время правителем Иудеи от Рима. Пилат вышел к ним и спросил, в чем они обвиняют этого человека. Они же пытались заставить правителя просто утвердить приговор, но Пилат не захотел. Он вошел в преторию и спросил Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010