И все это на том основании, что она же «просвещенная», а они-то – «непросвещенные». Хотя на самом деле, раз она первая стала православной, то должна тем более прилагать усилия к сохранению истинно-православного устроения в семье – и начать с себя, а не с других. Семейная иерархия О семейной иерархии в Писании сказано многократно и вполне определенно. «Жены, повинуйтесь своим мужьям», – говорит апостол Петр (1 Пет. 3, 1), и апостол Павел повторяет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены » (Еф. 5, 22–23), «ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11, 8–9). Так Писание ясно устанавливает иерархию семейных отношений. И когда жена, прикрываясь идеями «православного перевоспитания семьи» начинает эту иерархию нарушать, муж возмущен. Будучи неверующим, он не может объяснить причину возмущения на церковном языке, интуитивно понимая, что «досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем» (Сир. 25, 24). Отсюда и упоминаемые авторами угрозы развода, которые нередко слышат воцерковляющиеся жены от возмущенных мужей. Если муж дотоле был воздержанным, то, скорее всего, на угрозы его толкает совсем не телевизор с топ-моделями; неверующий муж, сам того не зная, пытается таким поведением воплотить слово Библии: «Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» (Сир. 25, 29). О том, что учительная власть в семье по закону Божьему принадлежит мужу, говорится так же прямо: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих » (1 Кор. 14, 34–35). Конечно, причин для ссоры между верующей женой и неверующим мужем множество, но одна из самых распространенных – именно та, что воцерковляющаяся жена начинает учить «уму-разуму» своего мужа, и это вызывает его протест. Он, будучи неверующим, не знает процитированных выше слов апостола Павла, но, обладая душой, созданной по образу Божиему, чувствует, что происходит что-то ненормальное, что жена покушается на его естественное и божественное право. И неудивительно, что чаще всего муж воспринимает навязчивые веро- и нравоучения в штыки. Это не бес в нем противится, это противится чувство правды.

http://pravoslavie.ru/5759.html

Недавно было высказано мнение, что Собор в Переславле состоялся не позднее кон. 1309 — нач. 1310 г., так как среди его участников упоминается посланник патр. Афанасия (Клюг Э. Княжество Тверское. Тверь, 1994. С. 135. Прим. 22), чье патриаршество завершилось уже в сентябре 1309 г. (Darrouzus J. (Ed.) Les regestes des actes du patriarchat de Constantinople. Paris, 1977. Vol. 1 (Les actes des patriarches). Fasc. 5 (Les regesmes de 1310 а 1376. P. 9). Однако датировка, предложенная митр. Макарием, по всей вероятности, более правильна. В древнейшем житии митр. Петра (см. прил. 3 к 4 т. «Истории». С. 414–417 наст. изд.) говорится о приезде к святителю посланца патр. Афанасия и об участии «клирика от Костянтинаграда» в Переславском Соборе, но не говорится о том, что это одно и то же лицо. Собор состоялся не позднее марта 1311 г., когда митрополит и еп. Андрей совместно поставляли епископов (см. комм. ). Как явствует из посланий вел. кн. Михаилу Ярославичу тверского монаха Акиндина, направленного в Константинополь еп. Андреем (РИБ. Т. 6. Стб. 150–158), и Константинопольского патр. Нифонта I (там же. Стб. 147–150), свт. Петр обвинялся в симонии и в разрешении браков вплоть до четвертой степени родства. Возможно, поводом для обвинений митр. Петра в поставлениях по мзде послужила практика взимания платы «от поповства и дьяконства», установленная Владимирским Собором 1273 г. (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI — 1-я пол. XIV в.) М., 1987. С. 34–35). Послание патр. Нифонта I (обращение к которому, возможно, было вызвано извещением о смерти его предшественника — патр. Афанасия) великому князю свидетельствует, что неприязненное отношение к митр. Петру в Твери продолжало сохраняться и после Переславского Собора. Еп. Андрей примирился с митрополитом (или, по крайней мере, признал законным его главенство) к весне 1311 г., когда они совместно посвятили в Твери в епископский сан Харлампия (епархия которого неизвестна — вероятнее всего, Суздаль или Сарай) и свт. Прохора Ростовского (ПСРЛ. Пг., 1922 [репринт: М., 1965]. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36; Клюг. Княжество Тверское. С. 135–136. Прим. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

П. Д. считается одним из лучших лат. поэтов своего времени. Это признавали уже современники: так, Петр Пизанский, приветствуя приезд П. Д. ко двору Карла Великого, называл его ученейшим из поэтов и песнопевцев (poetarum vatumque doctissime - Die Gedichte. 1908. S. 60). Состав написанного П. Д. корпуса поэтических произведений остается дискуссионным, с разной степенью надежности ему приписывают ок. 30 стихотворений разных жанров ( Valtorta. 2006. P. 197-210). К 1-му периоду жизни в Италии (до кон. 70-х или нач. 80-х гг. VIII в.) бесспорно относятся посвященное Адельперге стихотворение о хронологии мировой истории (763; Die Gedichte. 1908. S. 9-10), описание построенных герц. Арихисом в Сполето дворца и храма (после 774; Ibid. S. 14-19), 3 надписи (Ibid. S. 20-22), эпитафии жене последнего лангобардского кор. Дезидерия (между 774 и 782; Ibid. S. 41-48) и своей тетке Софии (Ibid. S. 49-51), а также описание оз. Комо (Ibid. S. 1-6). Это стихотворение, написанное элегическими двустишиями, считается лучшим поэтическим произведением П. Д. Используя формальные приемы античного жанра описания красот природы (locus amoenus), он показывает их двойственный характер, поскольку чрезмерное увлечение материальным миром может таить опасность для христианина, отвлекая от мыслей о Боге ( Pucci J. Pied Beauty: Paul the Deacon " s Poem to Lake Como//Latomus. Brux., 1999. Vol. 58. P. 872-884). Во франк. период жизни составлены обращение к Карлу Великому с просьбой об освобождении брата (Die Gedichte. 1908. S. 52-55; возможно, было преподнесено Карлу Великому во время посещения им Италии в 781 - см.: Conti. 2017), полушутливые поэтические послания, в т. ч. в жанре загадок, к-рыми П. Д. обменивался с Петром Пизанским (Die Gedichte. 1908. S. 56-68, 84-108), эпитафии 2 сестрам, жене и 2 дочерям Карла Великого (Ibid. S. 109-120), поэту Венанцию Фортунату (Ibid. S. 121-122, впосл. включена в «Историю лангобардов»). После возвращения в Италию П. Д. написал эпитафию герц. Арихису (Ibid. S. 143-149). Сложно датировать стихотворение «Angustae vitae fugiunt consortia Musae», адресованное неизв. лицу (Ibid. S. 38-40). Текст написан элегическими двустишиями и проникнут реминисценциями из произведений античных поэтов (особенно Катулла). П. Д. жалуется на то, что после ухода в мон-рь его покинули музы, непривычные к жизни в затворе. П. Д. приписывают также ряд стихотворений духовного содержания, из к-рых бесспорно принадлежат ему 2 гимна в честь св. Бенедикта (написаны, вероятно, еще в 1-й итал. период, позднее включены в «Историю лангобардов»; Ibid. S. 23-37). В одном из них прославляются добродетели святого, в другом - совершённые им чудеса. Традиционно П. Д. приписывается написанный сапфической строфой гимн в честь св. Иоанна Предтечи «Ut queant laxis» (по начальным слогам его 1-й строфы Гвидо Аретинский предложил названия для муз. нот). Однако неопровержимых доказательств авторства П. Д. нет ( Valtorta. 2006. P. 208-209).

http://pravenc.ru/text/2578551.html

Петр Дибров 16 февраля 2015, 23:57 Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье): 1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений. 2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны. 3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины. Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:17 Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы: 1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ??? Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог. 2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ): Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать?

http://pravoslavie.ru/77180.html

Центральным для развития христ. представлений о Л. как о враге человеческого рода стал засвидетельствованный в Евангелии от Луки ответ Иисуса Христа 70 ученикам, к-рые после исполнения своей миссии вернулись к Нему с радостью о том, что им «и бесы повинуются». Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 17-19). В христ. традиции Л., денница, противопоставляется Христу, Который Сам подобен «светильнику, сияющему в темном месте», и «утренней звезде (φωσφρος) в сердцах» верующих (2 Петр 1. 19). В кн. Откровение Иоанна Богослова, говорящей о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16; ср.: 2. 28). Отголосок библейского рассказа о падении денницы встречается в ветхозаветной апокрифической Еноха первой книге . Тайновидец повествует о том, как звезда, упавшая с небес, вступила в стадо пасущихся коров; за ней последовали мн. др. звезды, также присоединившиеся к коровам, к-рые после этого стали рождать слонов, верблюдов и ослов. Внутри стада возникла вражда, одни животные начали пожирать других, и все стадо внушало ужас «сынам земли», к-рые трепетали перед ним, пытаясь скрыться (1 Енох 86). В другой части книги падение ангелов описывается как схождение небесных стражей к земным женщинам (ср.: Быт 6. 1-4); их ждет наказание, и грех этот не может быть прощен (1 Енох 12). Первым из христ. авторов отождествил царя Тира из пророчества Иезекииля с диаволом Тертуллиан : «Ведь под именем князя Сора (Тира) подразумевается диавол: «И было ко мне слово Господа, гласящее: Сын человеческий, начни плач о князе Сора и скажи: Это говорит Господь; ты - то, в чем распечатывается подобие, т. е. ты снял печать с непорочности образа и подобия, венец красоты». Это сказано ему как самому выдающемуся из ангелов, как архангелу, как мудрейшему из всех» ( Tertull. Adv. Marcion. II 10. 3). Тертуллиан объясняет, что обличение пророка не могло относиться к земному царю, «потому что никто из людей не был рожден в Божьем раю, даже сам Адам, который туда, скорее, был перенесен; и никто не был поставлен вместе с Херувимом на святой горе Божьей, т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь» (Ibidem). Речь, по его мнению, идет об ангеле, к-рый был «мудрейшим до своего превращения в дьявола» и «настолько благ по установлению, насколько порочен по своей воле» (Ibid. II 10. 2).

http://pravenc.ru/text/2561096.html

Богослов, философ, педагог Родина Павла - Закавказье, детство и отрочество прошло в столице Грузии, незапамятно древнем карплахо-кахетинском городе Тифлисе, Божьей милостью, вошедшем в состав России в 1802 году, расположенном в самом центре узкой цветущей равнины, на берегу Куры-реки, чьи чистые воды несут прохладу снежных вершин. Иранский Загрос на юге, а к северу вершины Кавказа. На свете он появился 22 января 1882 года, в товарном вагоне, который служил временным пристанищем молодой семье инженера-путейца Александра и Ольги Флоренских. Удивительное совпадение - товарный вагон - повторится в драматический период бытия отца Павла, когда его будут везти в подобном вагоне в лагерь на Дальний Восток, потом Карелию, откуда шел путь к нам на Соловки - северный Антиминс. " Товарный " - от слова Тварь, тварный тоже очень многое предопределило в жизненном пути новорожденного. Будущий мыслитель посвятит свою жизнь осмыслению тварного, созданного Богом мира, но не испоганенного человеком, а того, что вышел из рук Творца. Возможно, уже в ранней юности, учась во 2-ой Тифлиской гимназии (1892-1899), сочиняя стихи и записывая первые мысли, Павел начал задумываться о " мудрости Божьей " . Позднее в зрелые годы,- Премудрости - Софии, которую Бог предопределил " прежде всех веков " (1 Кор. 2: 7-8). Кажется, он будет страшиться и для себя самого этой Павловой " мудрости " , будет предостерегать от неё и Церковь, справедливо и разумно полагая, по образу Петра, что " несведущие и неутвержденные извращают к собственной своей погибели " (2 Петр. 3:15-16). И, правда, Книги Премудрости Соломоновой, он не мог не знать. Это нынешние " мудрецы века сего " забыли, что в " простоте сердца " обретается вера, что " неправые умствования удаляют от Бога " (Прем. 1:3). В 1900-1904 гг. Павел учится на физико-математическом факультете Московского университета. Письма этих лет наполнены раздумьем о поисках правильного пути, пути к Богу, а душа исполнена одним,- искренним желанием взять ради Христа апостольский подвиг. И он встает на этот путь, достойно неся свой крест на всем его протяжении. Окончив академию в 1908 г., он уже в 1911 г. рукополагается в диакона и священника и в продолжение 10 лет служит в домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины, совмещая пастырское служение с научной и преподавательской деятельностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

После издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Н. был вынужден прекратить преподавательскую деятельность. 22 авг. 1918 г. переведен на должность настоятеля храма свт. Николая на Пупышах. 31 дек. 1920 г. Н. был возведен в сан протоиерея. В 1924 г. управляющий Московской епархией Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский) назначил его благочинным 1-го отдела Замоскворецкого сорока, с 8 сент. 1927 г. Н. являлся также благочинным 3-го отдела того же сорока. В 1929 г. Н. был переведен на должность настоятеля московского храма св. мучеников Флора и Лавра на Зацепе. Награждался набедренником (1905), скуфьей (1907), камилавкой (1913), наперсным крестом (1917), митрой (1927). 1 янв. 1933 г. Н. был арестован вместе с др. членами причта, в т. ч. со сщмч. Димитрием Розановым и с некоторыми членами приходского совета Флоро-Лаврского храма. Арестованные были заключены в Бутырскую тюрьму. Н. обвинили в «участии в контрреволюционной группировке церковников, систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний». Не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, хотя и не скрывал, что рассказывал анекдоты, в к-рых «высмеивалась личность Сталина». Заявил по поводу «произнесенных... проповедей за церковными службами... [что] они антисоветского характера и критики существующего строя не носили». 15 марта 1933 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Н. к 3 годам ссылки. Отбывал срок ссылки в г. Каргополе Северного края (ныне Архангельской обл.). В янв. 1936 г., после освобождения из ссылки, был направлен служить священником в Вознесенский храм в с. Теряева Слобода (ныне Теряево) Московской обл. 21 окт. 1937 г. Н. был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Проходил по одному делу с прихожанином теряевского храма мч. Гавриилом Безфамильным и настоятелем Введенского храма соседнего с. Спирова прот. сщмч. Димитрием Лебедевым . Н. обвинили в том, что он благословил Гавриила Безфамильного на продажу помянников для записи имен живых и почивших, а также в том, что в авг. того же года он организовал крестный ход «без разрешения местных властей: прошли с иконами мимо больницы, школы и др. советских учреждений». Кроме того, Н. были предъявлены обвинения в том, что он говорил в сельсовете о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии, и это было расценено как антисоветские и контрреволюционные высказывания. Н. виновным себя не признал: «Никаких антисоветских и контрреволюционных разговоров я нигде не вел... Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю, за исключением того, что мы совершили крестный ход в церковной ограде без разрешения сельсовета».

http://pravenc.ru/text/2565680.html

Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев, наставляя паству в верности учению Единой Святой Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви, символом чего стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже. Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне. Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры, но не отказался от своих реформ, имевших столь серьезные последствия для истории Церкви и русского народа. В 1703 году святитель Митрофан заболел и принял схиму с именем Макарий. Он почил в мире 23 ноября, произнеся перед народом проповедь, в которую вложил всю свою любовь и величие души. Царь лично присутствовал на похоронах епископа и произнес: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». Вскоре в народе возникло его почитание, но официально он был прославлен лишь в 1832 году, когда были обретены нетленными его честные мощи. 6 декабря 2012 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 764 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Галина 20 августа 2019, 22:23 Святитель Митрофаний Воронежский, моли Бога о р.б.Сергии и р.б.Галине. Слава Богу за все! М 20 августа 2019, 19:36 Святитель Митрофан,помолись Господу о настгрешных! Наталия 19 августа 2019, 15:10 Отче Митрофане! Моли Бога о нас! Ольга 9 августа 2019, 21:05 Святой Митрофан Воронежский, прошу моли бога обо мне р.б Ольге чтоб на работе у меня все нормализовалось, зарплата была достойная и увольнений не было. Лариса 17 сентября 2018, 07:38 Святитель Отче наш,Митрофане ,благодарю Тебя за Твои Молитвы перед Господом о моей дочери и о всех наших детях.

http://pravoslavie.ru/57890.html

1 янв. 1924 г., ввиду того, что еп. Архангельский Антоний (Быстров ; впосл. архиепископ) был арестован, патриарх Тихон предложил Н. временно принять управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения он отказался. Остался в Вологде, продолжал служить в Екатерининской ц., где когда-то был настоятелем. В 1925 г. он был арестован, но вскоре освобожден. С 1930 г. служил в ц. св. Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище; по праздникам - вместе с Вологодским архиеп. Амвросием (Смирновым) и его викарием, Тотемским еп. Аполлосом (Ржаницыным) . После богослужения кто-нибудь из священников или мирян приглашал их на праздничную трапезу; собравшиеся обменивались новостями, говорили о гонениях на духовенство и мирян. Побывавшие в заключении и ссылке рассказывали об условиях содержания в тюрьмах и лагерях. 10 мая 1931 г. власти арестовали Н., архиеп. Амвросия (Смирнова), мн. священников и мирян. Всего было задержано 35 чел.: 17 священнослужителей, 7 монахов и 11 мирян. Их обвинили в создании «контрреволюционной группировки реакционно-настроенного правого духовенства». 14 дек. 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Н. к 3 годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 г. (во изменение прежнего постановления) местом ссылки был определен Казахстан. Н. скончался в тюрьме, по другой версии - по дороге в ссылку. Был погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: У могилки о. Варнавы//Церковное слово. Вологда, 1907. 22. С. 346-349; Жертва обмана: Рассказ покаявшихся иоанниток//Там же. 1908. 62. С. 186-190; Поучение при погребении свящ. Василия Николаевича Соколова//Вологодские ЕВ. 1909. 13. Приб. С. 313-314. Арх.: ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 19891; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 272; УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887. Лит.: Козлов К. О. Еп. Николай (Караулов): Мат-лы к жизнеописанию//Благовестник: Газ. Вологда, 1999. 8/9(52/53); ЖНИР. Апр. С. 19-27. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565732.html

Ну а почему Петр отрекся от Иисуса? А тоже потому, что перед этим размечтался, как он геройски «и в темницу, и на смерть» пойдет ради любимого Учителя ( Лк.22:33 )! Вот и говорит нам Апостол: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» ( Рим.12:16 ). И Сам Господь от подножия Своего креста пробуждает нас от сладкого мечтательного сна: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Сырный четверг. О пастырской печали Лк.23:1–34; 44 –56 Иуд.1:11–25 С великой болью переживает Апостол Иуда отпадение людей от истины. Он пишет о них: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые». Это – образы попранной надежды. Все знают, что такое – в засуху появившееся облако, и что такое плодовое дерево для садовода. И вдруг облако проходит, не подарив ни капли дождя. И дерево, от которого ждали плода, оказывается мертвым! Так истинный пастырь воспринимает духовную гибель тех, кто был на его попечении. Так он связан с ними. Так же болезненно и Апостол Павел переживал пастырские неудачи. Он говорил, что если «у кого дело сгорит», то есть рассеется его паства, – «тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). Но, обманув надежды, отпавшие еще и обнажили свое непотребство, свои нечистые корни. Они еще и – «свирепые волны морские, пенящиеся срамотами своими». Волны во время бури выбрасывают на берег то, что таится в их недрах, – мусор ли, остатки ли умерших животных. Обнажается все, что скрывалось за внешней красотой. Поистине, как пишет и Апостол Иоанн Богослов, «они вышли от нас», «и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). А святой Иуда добавляет, что это «люди, издревле предназначенные к сему осуждению» ( Иуд.1:4 ). Ни одного человека Господь не сотворил специально для погибели. Человек свободен. И перед ним еще в раю открылись два пути: один предназначен к славе, а другой как раз «к сему осуждению». О тех, кто избрал путь, ведущий к осуждению, Апостол говорит, что они еще и «звезды блуждающие». Они покинули свое место в сонме других звезд. Они думали найти свой, более светлый, путь. Но вне Божественных законов такого пути нет. И сами они виноваты, что теперь им «блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010