71 Об этом преподавателе ревизор отозвался, что он, «может учить с весьма хорошим, учил с довольным, надеется учить с полным успехом». 74 Книга, известная под именем катехизиса Петра Могилы , или «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной», – сочинена, по поручению митр. киевского Петра Могилы , первым ректором Киево-могилянской коллегии Исаиею Трофимовичем, читана и одобрена на собор малороссийских епископов в Киеве (1640 г.), потом на соборе Ясском, где присутствовали и епископы греческие и молдавские, наконец одобрена и подписана всеми восточными патриархами, и признается символическою книгою православной церкви. (Ист. Киев. акад. Мак. Булгакова, стр. 80. Ср. Филарета Черн. Обзор дух. лит. изд. 1884 г. 193.) Но в то время, как на востоке книга имела большее распространение, у нас некоторое время она была как бы в забвении. По распоряжению св. Синода, она издана при Петре I в 1722 году; спустя сто лет, она переведена на русский язык бакалавром петерб. акад. Колоколовым и только к концу 1830-х годов введена в курс семинарского преподавания, по желанию обер-прокурора гр. Пратасова, советовавшегося, впрочем, об этом, как говорят, с преосв. Иннокентием Борисовым . Но введение катехизиса Петра Могилы в семинарский курс было неожиданно для тогдашнего духовенства и, как выразился будто бы обер-священник Кутневич, составляло дело известной партии. (Воспом. Ростисл. о Пет. акад. Вестн. Евр. 1883 г. IX. 237); тем более, что в нем встречаются мысли странные, напр. что грешат против второй заповеди и те, которые «превращают людей в овец и других животных». (Пр. Исп. Ч. III, вопр. 54), не говоря уже о том, что «в нем, по замечанию Филарета Черниг., – есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, напр. о Форме и материи таинств, о творении душ... Тогда (в XVII в.) особенно боялись папизма и старались говорить его языком». (Обз. дух. лит. стр. 194). Подражанием латинству Филарет митр. московский объясняет и внесение в Православное Исповедание церковных заповедей, (в письме к архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Библейская энциклопедия. 43. Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. – М.: «Мосты культуры», 2000. 44. Буйе Л. О Библии и Евангелии. – Брюссель, 1988. 45. Вениамин (Пушкарь Б.Н.), арх. Священная библейская история. Учебное пособие. – СПб. – Владивосток, 2003. – 768 с., ил. 46. Вулли Л. Ур Халдеев. – М., 1963. 47. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1994. 48. Ельчанинов А. , Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. – М., 1991. 49. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. – Париж, 1947. 50. Келлер В. Библия как история. – М., 1998. 51. Князев А. прот. Что такое Священное Писание?//«Альфа и Омега» 3 (17), 1998. 52. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом Завете. – М., 1998. 53. Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль, 1986. 54. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. – Одесская семинария ЕХБ, 1998. 55. Мак-Дауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. Пер. с англ. Бахыт Кенжеев. – М.: СП «Соваминко», 1992. – 320 с. 56. Мануччи В. Библия – слово Божие. Общее введение в Священное Писание. – М., 1996. 57. Маркин В., свящ. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. М.В. Бахтина. – М.: Московский институт духовной культуры, 2007. – 380 с. 58. Мартинс Э. Замысел Бога. СПб.: «Христианское общество «Библия для всех», 1995. 59. Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. – М., 2000. 60. Милеант А., прот. К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет ). – Рига, 1992. 61. Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием. – М.: ПСТБИ, 2001. 62. Моррис Генри. Библейские основания современной науки. – СПб., 1995. 63. Моррис Генри. Сотворение и христианский мир. – М., 1993. 64. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, 1990.Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1990. 65. Олесницкий А. (сост.). Руководство к изучению Священного Писания по творениям святых отцов. – М., 2002 (репринт издания: СПб., 1894). 66. Познин В.Ф., Познина А.В. Крылатые слова из Ветхого и Нового Завета. Словарь-справочник. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. – 136 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Если не вдаваться в частности... Предназначение литургий, и в целом освятительных молитв – не в том, чтобы сосредоточить наше внимание на конкретных деталях, но в том, чтобы привлечь нас к самому действу во всей его полноте и к его плодам. 130 Бенедектинец Шарль Шардон в книге Histoire des sacrements (Париж, 1745) выразил сходную точку зрения: Несмотря на это расхождение, первоначально не было никакого спора. Греки и латиняне были уверены в том, что частицы [хлеба и вина] превращаются в тело и кровь нашего Спасителя в силу слов Канона мессы, не пытаясь определить, ни когда именно это происходит, ни какими именно словами [анафоры] оно осуществляется. Одна сторона говорила, что превращение совершается благодаря тому, что священник молится и призывает [Духа]; другие полагали, что его совершают слова нашего Господа, [произнесенные] при установлении великого таинства. Они никоим образом не утверждали, что сами эти способы выражения противостоят друг другу (и это действительно не так, что очень легко показать). 131 С этого времени в католическом богословии сформировалось устойчивая тенденция, сторонники которой постепенно пришли к мнению, что формула евхаристического освящения включает в себя всю молитву о святых дарах во всей ее полноте. 132 Из-за недостатка места невозможно привести список этих богословов (изложение их взглядов прослеживается у Мак-Кенны). 133 Последнее исследование его преосвященства Буркхарда Нойнхойзера, из бенедектинского монастыря Мария Лаах, предоставляет самое четкое и выразительное обоснование такого возврата к первоначальной традиции неразделенной церкви с полным уважением к традиционному католическому учению о центральном месте Установительных слов в контексте анафоры. 134 Как постарался показать Нойнхойзер, это возрождение отразилось уже в официальных документах Католической церкви после II Ватиканского собора. В 54-м параграфе Institutio Generalis Missalis Romani от 18 ноября 1969 г. о евхаристической молитве сказано так: «Теперь наступает вершина и центральный момент всего священнодействия, а именно, сама евхаристическая молитва, то есть молитва благодарения и освящения...» 135 Под «освящением» (sanctification) в данном контексте имеется в виду, конечно, «евхаристическое освящение» (consecration). Инструкция Eucharisticum mysterium от 25 мая 1967 г. отражает тот же возврат к традиции. Папа Павел VI в Апостольской конституции Pontificalis Romani recognitio от 18 июня 1968 г., использует устаревшие схоластические термины материи и формы таинства, он вводит их в более широком, несхоластическом контексте: «материя» таинства – это рукоположение; 136 «форма» – это вся молитва возведения в сан, а не какая-то отдельная формула, в ней содержащаяся: «форма... заключается в словах самой молитвы освящения». 137

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Согласно Колгану, в семье О " Шонесси хранился также пояс К. в драгоценном реликварии. От этой реликвии совершались исцеления; пояс мог надеть только тот, кто сохранил целомудрие, др. людям он казался слишком тесным (об ирл. поясах-реликвариях см.: Duignan. 1951). С почитанием К. связано место на склоне горы Слив-Карран, в 4 милях от Килмакдуа: близ небольшой пещеры, в к-рой, по преданию, жил К., находятся руины небольшой капеллы и источник, названный в честь святого. Авторы XVII в. считали, что именно здесь К. встретился с правителем Гуайре. В Житии К., приведенном Колганом, сообщалось о следах на скале, оставленных слугами Гуайре; из-за них местность «поныне называется в народе bothar leanta na mias, то есть дорога ищущих посуду». Китинг также упоминал о месте под названием «Bóthar na Mias» (дорога посуды, плоская дорога). По сведениям О " Донована, пещеру называли «ложем Мак Дуаха» (Leaba Mhic Duach), рядом с ней находилась могила клирика, жившего с К. В «последний день лета» сюда совершались паломничества ( O " Donovan, O " Curry. 1839. P. 98-101; см. также: Fahey. 1893. P. 65-67; Idem. 1911). По др. данным, паломники посещали пещеру, капеллу и источник К. 3 февр. ( Frost J. The History and Topography of the County of Clare. Dublin, 1893. P. 25-26). В XIX-XX вв. почитание К. было распространено в приморских районах Юж. Коннахта и Сев.-Зап. Мунстера, а также на о-вах Аран (графства Голуэй, Клэр и Лимерик). Близ сел. Килмерви на о-ве Инишмор находятся средневек. церковь К. (Teampall Mac Duach) и св. источник ( Fahey. 1893. P. 54-55; Halpin, Newman. 2006. P. 186). Фахи связывал с почитанием К. храмовый ансамбль в Отмаме в местности Баррен, основанный, по мнению исследователя, на месте, где святой провел в уединении последние годы жизни ( Fahey. 1893. P. 95-98). В средние века в Отмаме почитались 3 святых по имени Колман, поблизости находится св. источник, названный в честь К. По свидетельству О " Донована, посетившего Отмаму в окт. 1839 г., вода из источника исцеляла болезни глаз; 15 нояб.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Той же приять оное и похвалив разум священных мужей яко и кроме самоличного (л. 113) присудствования пастырей своих священных архиереев боголюбезного уставления 54 в соборной святей церкви во утверждение верным священнии мужие уложивша постановиша богоугодне и подписи тое священнострадальный священною 55 своею рукою: Павел епископ юзник Коломенский 56 смиренный архиерей подписуюсь. (л. 113 об.) Такожде и прочии, о них же рехом выше, архиереи оное соборное уставление 57 , принесенное им, подписаша своеручно и Соловецкой обители в книгохранительницу оное в сохранеше блюсти послаша и всему тех собору запоручиша. И тако сии священные мужие по совету и по блогословенно всесвященного епископа Павла (л. 114) Коломенского, в та времена во оной области Новгородской во изгнании суща 58 сего бывша, и прочих вышепомяновенных архиереов блогословешем же и завещатель приходящих убо от Великоросийская церкве новокрещенных повторяху истинным крещением; сами ж 59 иже в Господню смерть единою (л. 114 об.) святою соборною апостольскою церковно единым от православных 60 точно даемым. Тако же и новорукоположенных 61 иереов никако не приимати, но и заповедающие всем по них 62 настояти хотящим не приимати таковых. О чем свидетельствуют вси страдальцы Новгородская области и Соловецкии все соборнии (л. 115) отцы и Олонецкия страны вси пустынние отцы, за что и кровь свою всеусерднейше, дахе и доныне о Господе проливают. 63 Аминь. Деяся сие в лето 7164 месяца генваря в 7 день. Отсюда заимствованы фактическая сведения в “Сказание о страдании Павла епископа Коломенского за святоцерковное блогочестие, и о блогочестивых священницех, бывших при нем и потом продолжившихся до лет митр. Амвросия”, помещенное в “Краткой истории древлеправославной Российской церкви блогочестивого священства” (Яссы, 1878 г стр. 4–17. –Показания помещаемого вслед за сим сказания о бытствующих иереях ср. с “Историей о бытвующем священстве” Ивана Алексеева (Братское Слово 1889 г., стр. 429–443). III Мак. Бор. Шепаревым доставлена мне принадлежащая ему рукопись XIX в., в 4-ку, на 40 листать (без переплета) содержащая: “Собрание от богоносных и божественных апостольских правил, и святых вселенских и поместных соборов, и особно от святых отец преданных во святую церковь узакониев, с показанием достоверным глав и листов, откуду взято из разных книг, о древле содержащемся благочестии от святых отец в церкви, от лет святого благоверного великого князя Владимира, бывшего в лет 6496, просветившего Русскую землю святым крещением».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

От внимательного наблюдателя современного религиозного положения – особенно в Америке, где уже целый век возникают самые популярные религиозные движения, – не может укрыться очень определенная атмосфера халиастического ожидания. И это верно не только по отношению к “харизматическим” кругам, но даже к кругам традиционалистов и фундаменталистов, которые отвергли “харизматическое возрождение”. Так многие католики верят в халиастический “век Марии” перед концом света, и это только один из вариантов более широко распространенного заблуждения – попытки “освятить” мир или, как выразил это пятнадцать лет назад епископ города Сиэтла Томас Конолли, “превратить современный мир в Царство Божие в ожидании второго пришествия”. Протестанты-евангелисты, как например, Билли Грем, в своем ошибочном толковании Откровения ждут “тысячелетия”, когда “Христос будет править на земле”. Другие евангелисты, в Израиле, считают, что их толкование “тысячелетия” и “Мессии” – как раз то, что нужно, чтобы подготовить иудеев к его пришествию 54 . И архифундаменталист Карл Мак-Инт собирается построить копию иерусалимского храма в натуральную величину во Флориде (рядом с Диснейлендом!), уверенный, что настало время, когда иудеи построят тот “храм, в который Сам Господь вернется, как Он обещал” (“Христианский маяк”, ноябрь 1971; янв. 1972). Так даже антиэкуменисты считают возможным готовиться вместе с нераскаянными иудеями к торжественной встрече лжемессии-антихриста – в противоположность верным иудеям, которые встретят Христа, как Православная Церковь проповедует это, когда на землю вернется пророк Илия. Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор-“харизматик” говорит ему: “Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе” (Гарольд Бредезан, в журнале “Логос”, янв.-февр. 1972, стр. 24); или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне “начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа” (Кевин Ранаган, в журнале “Логос”, ноябрь-дек. 1971, стр. 21). Что это за “Христос”, ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь , в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это лжехристос, который придет во имя свое ( Ин. V:43 ) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви?

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

И еще, что вам сделали, чем обидели " восточные " религии в " я вдруг обнаружил, что это сложнее и умнее всей «восточной» духовной литературы вместе взятой, которую я читал раньше. " . Вы говорите, что люди грешат на Православие, т.к. плохо его знают. Так и мне кажется, что вы поторопились с этим высказыванием, т.к. просто плохо изучали даже одну " восточную " религию... И вообще, чтобы поднять престиж Православия, донести до людей " истину " , не стоит действовать теми же методами, какими действуют ваши противники. Это только отпугнет еще больше. p.s. Не придерживаюсь какой-либо религии, уважаю все направления, сам агностик. Елена 5 июля 2013, 02:13 Интересная, очень толковая и полезная статья. У меня давно были такие же догадки о вбросах, но я ни разу не программист, сама себе толком это объяснить не могла, а тут всё по полочкам. Спасибо. Ирина С. 27 января 2013, 10:54 Мак Сим, Дмитрий, полностью согласна. Татиана 21 января 2013, 17:49 " Я задавался вопросом, почему же люди так легко и с удовольствием на Церковь раздражаются " - А как же им не раздражаться? Вековой памятью сидит в подсознании каждого русского " заноза православия " , а совесть - то нечиста! вот и приходится громко кричать, чтобы заглушить муки душевные и оправдать себя. Люди раздражаются лишь на то, что цепляет за живое, на то, что сидит глубоко внутри и не дает спокойно спать... Denis Silvers 29 декабря 2012, 05:42 Ох, как несбалансированно. Начинается как анализ, а кончается, как агитка. Что значит, " такого-то священника уличили в том-то, что Церковь что-то у кого-то отобрала. " " ты не «член клуба», не все ли тебе равно? " То есть по мнения автора мне должно быть все равно, что священник кого-то задавил или отобрал помещение у детской больницы, потому, что я " не член клуба " ? И, кстати, я сам становился свидетелем того, как новость со странички девочки с котятками раскручивалась до уровня СМИ и прокурорский проверок. И даже сам участвовал в такой раскрутке. Ведь не думает же автор, что информация доступна только людям со свидетельством журналиста? Простые люди разве не могут стать свидетелями преступления или тысячи трупов?

http://pravoslavie.ru/56442.html

Не хочу никого обидеть, но часто именно батюшки (и их матушки, а наипаче детушки) ведут себя как " не якоже прочии человецы " . Это отталкивает. Жатвы много, а делателей мало. Мак Сим 6 декабря 2013, 15:54 Одни претензии... По Чернышевскому быть требовательным к другим и по Достоевскому снисходительным к себе... Вот и взялись бы, пошли в семинарию, затем в священники и показали личным примером, как исповедовать, с беседой, наставлением, горячей молитвой. Завели бы пятерых детей, усыновили парочку, и воссияли бы личным примером нестяжательности, ходили бы пешочком с молитвой в простой народ, спасать души, кто яичко, кто муку, кто картошки подал бы за труды. То-то молитва пойдет и служба, когда дома дети голодные и жена на сносях ))) Лицемерите уважаемые. Они мол обязаны быть святыми, а я не подписывался. Пришел как в ресторан и не понравилось обслуживание, цены, дайте жалобную книгу. А Христос каждого призывал к святости! Уделяет кто-нибудь из уважаемых критиков хотя бы десятину с зарплаты, уж не говорю про " раздай имение нищим и иди за Мной " , чтобы говорить о ценах? Кто там про пропать и учение говорил? P.S. Не оправдываю никого, все мы не без греха, но каждый пусть прежде, чем кинуть камень, пусть сначала представит на секунду, а смог бы я вот так вот исповедовать, служить, идти к Богу? Сергий Ш. 6 декабря 2013, 15:18 давайте, прежде чем кого-либо осуждать, научимся выполнять самые элементарные правила церковного этикета, несоблюдение которого подтачивает дух благочестия. «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме» (прп. Амвросий Оптинский) Это вообше нужно вешать при дверях на входе. Никаких(!) разговоров, действ и посторонних шумов во время богослужения быть не должно, слишком шумливых деток всё-таки лучше оставлять дома. Приходить в Храм, чтобы " помазаться " равносильно тому, чтобы сообразить на троих и " вмазаться " , Таинства " помазания " на всенощном вообще не существует, это благочестивый обычай, вошедший в традицию. Женщины должны стоять, по-возможности, слева, мужчины - справа( даже если пришли вместе), подобающий вид одежды и тд и тп " мелочи " , которые и составлят фундамент молитвенного настроя и порядка.

http://pravoslavie.ru/66457.html

103 «Бог не вводит в заблуждение, но не повинующихся Ему ( Лук. 10:17 ) оставляет их без Своего водительства, и, конечно, без руководства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются», (Злат. т. V, 778; Феодор. ч. 3, стр. 241, читай выше), делясь на толки: поповцев и безпоповцев и австрийцев, окружников и противоокружников и проч. 104 Первый стих 54 гл. Усов опустил, а я привёл, 2 и 3 ст. я опустил, потому что он из них никакого вывода не сделал. 105 «Не требуй от меня всего точного представления истины во образе, говорит св. Злат.; тогда мы будем иметь возможность научить тебя, как ветхий завет имеет некоторое сродство с новым... Образ не должен быть совершенно чуждым истине, – иначе он не будет образом; но с другой стороны он не должен быть и равным истине, – иначе он будет самой истиной, а должен оставаться в своих пределах, и не иметь всего, и не быть лишённым всего, что имеет истина. Итак, не требуй от меня всего в событиях ветхого завета; но, если получишь некоторые малые и неясные намёки, принимай это с любовью... Таково особенное свойство истины – иметь великое превосходство пред образом, но не противоположность и не противоречие». (Злат. т. III, 249–50). Он же говорит: «Образу надлежало заключать в себе менее истины (а не всё, как хочет уверить Усов, неправильно толкуя слова св. Ефрема Сирина ) (прообразуемой); иначе это не было бы образом будущего... (Злат. т. IV, Быт. б. 61, стр. 656). 108 Ещё церковь ветхозаветная названа пророком бесплодной, каковое имя к церкви Христовой приложено быть но может; но за то вполне приложимо к церкви старообрядческой, которая «лишена добродетели и не может давать никакого плода», что доказывается тем, что за 250 лет её существования Господь не прославил её ни открытием мощей, никаким чудом и вообще ничем не обнаружил Своего в ней пребывания. А неимение мощей, по словам Кирилловой книги (л. 505), служит ясным доказательством того, что та вера, в которой нет мощей, не есть вера, а прелесть и заблуждение. Как, говорят старообрядцы, разве у нас нет добродетелей, разве у нас не процветает благочестие? Напротив, похваляются они, у нас-то и благочестие и всякая добродетель: мы не пьём, ни курим, молимся по долгу и прочее творим. На это скажем им словами писания, что хотя у еретиков и большее обретается воздержание, нежели у христиан (кн. о Вер. л. 216), но если бы они совершили тысячу добрых дел, то за раздор подвергнутся осуждению (Злат. читай выше). Пост и девство таковых богопротивны, так как внушены диаволом (Злат. – Озер. 259–60 стр.), а молитвы их называются скверными (260 стр. Сим. сол.) и бесполезными (263 и 264 стр. Мак. Мин.). Выходит, что хвалиться своими добродетелями раздорникам и не приходится, потому что они, как оказывается, не имеют никакой цены. ( Титу 3:10–11 ). подобно добродетелям фарисея ( Лук. 18:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

37 . Вандерхилл Элизабет. Мистики ХХ века: Энциклопедия. – М., 1997. 38 . Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998 (или любое последующее издание). 39 . Великие мыслители Востока/Под ред. проф. Яна П. Мак-Грила. – М., 1998. 40 . Восточная демонология. От народных верований к литературе. – М., 1998. 41 . Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса./Вступ. стат., сост. и коммент. В.В.Сапова. – М.: Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли). 42 . Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. – Тула, 1992. 43 . Давыденков О, свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. – М.: ПСТБИ, 1998. 44 . Догматические послания православных иерархов XVII – XIX веков о православной вере. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 45 . Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000. 46 . Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. – Саранск, 1997. Ч. 2. 47 . Зеньковский В.В. Основы христианской философии. – М.: Канон†, 1997. – 560 с. (История христианской мысли в памятниках). 48 . Иванов Н. , прот. И сказал Бог… Библейская онтология и антропология. – М., 2001. – 350 с. 49 . Иисус Христос в документах истории. Составление, статья и комментарии Б.Г.Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники). 50 . Илларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2000. 51 . Илларион (Троицкий), архиепископ. Христианства нет без Церкви. – М., 1991. 52 . Иллюстрированная история религий. В двух томах/Под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – М., 1992. 53 . Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. I – II. – М., 1993. 54 . История религии/ А. Ельчанинов , В. Эрн, П. Флоренский , С. Булгаков . – М., 1991. 55 . История религии: Учебное пособие. – СПб., 1997. 56 . История религий в России: Учебник/Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2001. 57 . История религий. В 2 т./Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010