Grand Lectionnaire) упомянуты только памяти 25 авг. и 15 окт., посвященные перенесению мощей Д. и вавилонских отроков, прор. Исаии и др. святых в церковные комплексы, созданные патриархом Иерусалимским Ювеналом (служба 25 авг.) и благочестивой Флавией (служба 15 окт.) (об этих комплексах см.: Verhelst S. Les lieux de station du Lectionnaire de Jérusalem//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 2004. Vol. 54. P. 13-70, 247-289. N 26, 38). в эти дни совершались торжественные богослужения, в т. ч. с чтением Книги пророка Даниила. Память Д. 1 мая, когда, согласно иерусалимскому Лекционарию, праздновалась память прор. Иеремии, возможно, была введена как дополнительная. Память 22 июля, отсутствующая в Лекционарии, упомянута в нек-рых древних груз. Минеях (напр., в Sinait. geo. 1) и имеет параллель в лат. источниках. Появление в календаре памяти 4 сент., когда, согласно Лекционарию, служба совершалась в устроенном Флавией храме, вероятно, связано с тем, что в этом храме покоились св. мощи Д. Наконец, память 18 дек. (в др. древних груз. источниках - 17 дек.) появилась в календаре Sinait. geo. 34 под влиянием константинопольской традиции. Прор. Даниил. Роспись ц. Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. 1381-1382 гг. Прор. Даниил. Роспись ц. Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. 1381-1382 гг. В к-польском кафедральном Типиконе Великой ц . IX-XI вв. память Д. и вавилонских отроков указана 17 дек., богослужебное последование не расписано ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 136). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. 17 дек. соединяются последования Октоиха, Д. (содержащее в т. ч. неск. самогласнов) и 3 отроков, совершается служба с «Бог Господь» , по 9-й песни канона поется праздничное «Свят Господь Бог наш» , указаны чтения литургии (прокимен из Пс 109, 1 Кор 14. 20-25, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Лк 4. 22b - 30) и причастен (Пс 111. 6b; см.: Пентковский. Типикон. С. 303; ср. с последованием, выписанным в древнерус. студийских Минеях: Горский, Невоструев. Описание.

http://pravenc.ru/text/171183.html

б) В новом завете Господь Иисус Христос утверждает истину воскресения яснейшими словами: аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут ( Ин. 5:25 ); подтверждает ее еще таинством причащения: ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин. 6:54 ), равно как и тем, что во время пребывания своего на земле воскрешал умерших, и наконец доказал ее особенно тем, что воскрес, быв по слову Апостола, начатком умерших ( 1Кор. 15:20 ), и перворожденным из мертвых (1Кол. 1:18). Апостол Павел доказывает сию истину теснейшей связью её с воскресением Христовым и всей проповедью евангельскою: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи, яко воскресения мертвых несть? Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы ( 1Кор. 15:12–19 ; 1Сол. 4:13–18 ). Кроме сего он в природе видимой указывает символ, объясняющий самую возможность воскресения и обличающий безумие тех, кои сомневаются в сей возможности: безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет; и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно: Бог же дает ему тело, якоже восхощет... Такожде и воскресение мертвых (Кор. 15:36–39, 42). § 365. Всеобщность Воскресение мертвых будет всеобщее, и воскреснут все, как добрые, так и злые. Ибо Христос Спаситель говорит: изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда ( Ин. 5:29 ), Ап. Павел также свидетельствует, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником ( Деян. 24:15 ). Что же касается до тех людей, коих застигнет время всеобщего воскресения в живых, то они как не умрут, так и не воскреснут, а только изменятся. Апостол говорит: вси бо не успнем, вси же изменимся ( 1Кор. 15:51 ), т. е. тела таковых людей мгновенно получат новый вид и сделаются подобными телам людей воскресших. § 366. Качество воскресших тел

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Слово архимандрита Василия (Данилова) при наречении во епископа Котласского и Вельского 17 ноября 2012 г. 17:57 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Василия (Данилова) при наречении во епископа Котласского и Вельского. При наречении архимандрит Василий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! В сей час, когда благодать Божия через вас призывает меня к высшему в Церкви епископскому служению, которое есть продолжение служения Апостольского, что убо реку или что возглаголю? «Страх и трепет прииде на мя, и сердце мое смятеся во мне» (Пс. 54:5-6). Исповедую, прежде всего, безмерную благость Божию ко мне грешному, которая так явно и обильно изливалась на меня на всех путях жизни моей. Исповедую и всю немощность мою, всё недостоинство мое. В минуты просветления духовного ничего не вижу в себе, кроме грехов и немощей. Но знаю и помню слова Господа: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). А потому не смею отрекаться служения, к которому призываюсь. Всегда считал за лучшее: ничего не искать и ни от чего не отказываться, полагаясь во всем на волю Господню. Если многие святители Божии были при своем избрании в трепете, если такие сильные духом, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, ужасались высоты святительского служения и уклонялись от него, то я лишь осмеливаюсь дерзновенно воскликнуть словами апостола Петра: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Смущается душа моя в сию минуту. Трудность и высота предстоящего служения поражают мой ум. Но слышу, что глаголет Господь: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Понимаю, что епископство есть не власть и почесть, а дело труда и подвига. Как нести ответственность за себя, за паству, за пастырей? Трудно ходить достойно звания христианина, еще труднее ходить достойно звания епископа.

http://patriarchia.ru/db/text/2596940.ht...

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мы призваны не только словом, но и делом свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса 8 апреля, 2018 Мы призваны не только словом, но и делом свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с  праздником праздников  — Пасхой Господней. Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и  «поглощена смерть победою»  (1 Кор. 15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог,  дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов  (Еф. 1:4-5; 7). Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию. Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне  все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение  (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

http://pravmir.ru/pashalnoe-poslanie-pat...

17 октября отошел ко Господу 92-х летний старец Иларион (1927 – 17.10.2019), о котором мы писали. Последний месяц старец провел в больнице в тяжелом состоянии. Сердце его работало так, как будто он восходил на крутую гору. Последнее послушание его было целый месяц подниматься в гору, не останавливаясь ни на минуту, ни днем - ни ночью! И наконец, слабое сердце не выдержало такой нагрузки. Столетний старец Иларион - один из старейших монахов Святой Горы. В юности он стал монахом и подвизался некоторое время в одном из монастырей на Двенадцати островах. Более 60-ти лет назад он пришел на Афон и с тех пор не покидал Удела Божией Матери. Отец Иларион - был одним из любимых друзей прп. Паисия Святогорца . Так бывает: подлинный друг Паисия и его сподвижник живет в безвестности, тогда как другие люди заявляют о своей близости к святому… Но именно так и должно быть. Таковы законы нашего мира. Об этом мы надеемся сделать отдельное видео. Афонский старец Иларион - не теоретик, а практик. Каждое слово этого подвижника подтверждено жизнью. Это удивительный человек, которому являлись ангелы, истинный подвижник и непрелестный боец с темной силой. Мы скорбим, что уже не сможем услышать его вдохновенных слов. Все что у нас осталось от старца - два уникальных видео, которые мы успели сделать, увековечив память этого подлинного последователя по стопам Христовым, который во всей полноте выполнил замысел Божий о себе и преставился с четками в руках, став примером для всех нас. Комментарии Всего комментариев: 12 2020/09/06, 17:18:34 Денис, я думаю, это Днесь благодать Святаго Духа нас собра Екатерина 2020/03/18, 11:41:48 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. 1 Кор. 15:51 2019/11/09, 06:54:53 Царство Небесное даруй, Господи, отцу Илариону! Николай 2019/10/27, 23:59:46 Царствие небесное святогорцу о.Илариону + Георгий 2019/10/27, 05:48:16 Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного отца Илариона, и сотвори ему вечную память! 2019/10/26, 23:03:17 Царство Небесное старцу Иллариону.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=308...

  Но могут спросить, почему же Бог Слово не преисполнился телесной немощью? На это мы ответим: так же, как и огонь не воспринимает свойств железа. Железо черное и холодное, тем не менее, когда его накаливают, оно принимает форму огня, само становясь светоносным, но не делая огонь черным, становясь пылающим, но не охлаждая пламени. Так же и человеческая плоть Господа сама стала причастной Божеству, но не сообщила Божеству своей немощи. С другой стороны, не следует считать, что Божество действует совершенно так же, как и этот чувственный огонь. Но ты воображаешь себе [какое-то] страдание у Бесстрастного, которое происходит от человеческой немощи, и недоумеваешь, каким это образом тленная природа остается нетронутой из-за приобщения к Богу? Узнай же Таинство. Бог [явился] во плоти для того, чтобы умертвить гнездившуюся [в ней] смерть.   Ибо как спасительное лекарство, усвоенное телом, побеждает губительные [яды], или как царящая в помещении тьма рассеивается при внесении света, так же и господствовавшая над человеческой природой смерть уничтожилась присутствием Божества. И как лед в воде, все время, пока ночь и тень, подчиняет себе водное естество, когда же пригреет солнце, он тает от [его] лучей, так же и смерть царствовала до пришествия Христова. Когда же воссияла " благодать Божия и спасительная " (Тит. 2:1), и взошло " Солнце правды " (Мал. 4:22), тогда " поглощена была смерть победою " (1 Кор. 15:54), не выдержав приближения Истинной Жизни. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Но вместо этого превосходящего человеколюбия [Божия] мы противимся быть Его рабами. Люди исследуют причину, почему Бог [явился] среди людей, хотя им следует [прежде всего] поклониться благости [Творца].   3. Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь. Рассмотри же хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог [явился] во плоти потому, что следовало этой проклятой плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо. И что за орудие этого Дмостроительства? Тело святой Девы (Лк 1:27). А что за причина Рождения? Дух Святой и осеняющая Сила Всевышнего (Лк 1:35). Но лучше послушай сами Евангельские слова: " По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого " (Мф 1:18).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010