Святейший Патриарх Алексий и Зачатьевский монастырь Находясь рядом с ним, все невольно испытывали внутренний трепет как перед Великим Господином, но в то же время и обретали спокойствие как рядом с любимым и любящим отцом. Всегда знали: если что-то мы делаем не так, он, как истинный любящий отец, поправит и подскажет. Святейший очень любил обители, монастырские службы и пение, любил монашествующих, жалел сестёр, всегда старался их подбодрить, вдохновить на дальнейшие труды. 8 декабря, 2009 Находясь рядом с ним, все невольно испытывали внутренний трепет как перед Великим Господином, но в то же время и обретали спокойствие как рядом с любимым и любящим отцом. Всегда знали: если что-то мы делаем не так, он, как истинный любящий отец, поправит и подскажет. Святейший очень любил обители, монастырские службы и пение, любил монашествующих, жалел сестёр, всегда старался их подбодрить, вдохновить на дальнейшие труды. Опубликовано в журнале Журнал «Альфа и Омега» 1 (54) 2009 г Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине. Вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает. 1 Кор 13:4–8 В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия сердце испытывает двоякое чувство. С одной стороны скорбь об отшедшем в селения Небесные Святейшем Патриархе, а с другой — благодарность Богу за то, что восемнадцать с лишнем лет мы грелись в лучах любви нашего Великого Господина и Отца, который был для нас, как говорится, не только отцом, но и матерью. Святейший Патриарх Алексий был для нас образцом истинного монаха. Монах — в переводе с греческого означает ‘один, един с Богом’. И он воистину достиг этого единства. Несмотря на огромную занятость, на постоянное общение с множеством совершенно разных людей Святейший был всегда в Боге, и именно это давало ему силы нести Патриарший Крест. Всегда поражало его молитвенное предстояние перед Богом. Оно невольно переходило на всех окружащих, отрывало от земли. На его службах невозможно было стоять и думать о каких-то своих проблемах. Его молитва укрепляла всех нас, и наши приземлённые сердца возносило горе.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Священное Писание, Церковь и наука Священное Писание… но ведь Христос ничего не писал! Однажды только сказано о Нем в Евангелии от Иоанна, что Он писал, но и в этот раз Он писал перстом (см.: Ин. 8, 6), и писал на земле. Основатели различных религий, родоначальники школ философских писали много, и писали охотно, а Христос ничего не писал. Это обстоятельство для христианина весьма характерно. Вся сущность дела Христова станет для нас ясна и понятна, если мы по достоинству оценим только тот факт, что Христос ничего не писал. Христос не писал… Значит, Сын Божий и приходил на землю вовсе не для того, чтобы написать и дать людям какую-нибудь книгу. Неужели для написания книги нужно воплощение Единородного Сына Божия? Воплощение второго Лица Святой;Троицы нужно было для спасения людей. Книга, какая бы она ни была, спасти человечество не могла и не может. Христос не есть учитель, а именно Спаситель. Нужно было обновить истлевшее грехом человеческое естество, и начало этому обновлению положено самим воплощением Сына Божия. Величайший богослов II века св. Ириней Лионский говорит: «Если у вас возникнет такая мысль: что же нового принес Господь пришествием Своим, то знайте, что Он принес все новое тем, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека». (Против ересей. Кн. 4. Гл. 84, § 1). Своим воплощением Сын Божий сделал людей причастниками Божественного естества и стал поэтому родоначальником нового человечества, в котором восстанавливается прежнее единство человеческого естества, разрушенное грехом. И это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью. В 16 главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, как апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Христа воплотившимся Единородным Сыном Божиим. И Христос ответил Петру: На этом камне (то есть на Своем воплощении) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16–18). А разлучаясь и прощаясь со Своими учениками, Он обещал послать им иного Утешителя — Духа Святого, Который будет наставлять их во всякой истине и Который пребудет в ними вовек (см.: Ин. 14, 16–17; 15, 26; 14, 26; 16, 13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая называется Телом Христовым. Дух Святой есть единый Источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (см.: 1 Кор. 12, 4–11). Церковь живет, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым. Только в Церкви отдельный человек получает все необходимые для своего нравственного возрождения силы.

http://pravoslavie.ru/5835.html

     В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил особое внимание вопросам нравственного воспитания молодежи и помощи благотворительным организациям. В эксклюзивном интервью «Известиям» митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о роли и участии Русской Православной Церкви в решении поставленных президентом задач. — Президент среди основных задач назвал сохранение нравственных ценностей общества наряду с качественным образованием. Как Церковь может способствовать реализации этих задач? Чего не хватает сегодняшней молодежи? — Очень важно, что Владимир Владимирович отметил неразрывную связь нравственности с жизнеспособностью общества. Можно бесконечно совершенствовать программы и методики обучения детей и юношества, давать им самые передовые знания, но если не воспитывать при этом приверженность высоким этическим ценностям — усилия будут потрачены впустую. В Библии можно найти такое благопожелание: «Милость и истина да не оставляют тебя» (Прит. 3:3). Тут идет речь о сочетании чуткости сердечной с интеллектуальной силой ума. У нас прекрасная молодежь, которая является будущим России. Хочется пожелать подрастающему поколению в стремлении к профессиональному совершенствованию не забывать о жизни души, о милосердии и любви, о которой апостол Павел сказал такие возвышенные слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8). Что же касается Церкви, то она и всегда в истории, и ныне, и в будущем всеми доступными средствами стремится донести до каждого спасительное учение Иисуса Христа. — Насколько сейчас семейные ценности и образ традиционной семьи, о которых говорит Церковь, популярны в обществе? Существует ли у православных проблема создания и сохранения семьи? А как быть тем, кто далек от Церкви и живет по законам светского общества?

http://pravoslavie.ru/99214.html

     В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел, говоря о Христе, произносит, между прочим, следующие слова: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14). Итак, апостол называет Иисуса Христа именем «мир». У Христа вообще много имен. Некоторыми из них Он именует Себя Сам. Например, Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «Я свет миру» (Ин. 9:5). Некоторые другие имена Ему дают апостолы и пророки. Например, Исаия пишет: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Или: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Обратите внимание, что все эти имена Божии несут человеку нечто исключительно важное, то, чего у человека нет. Например, разве сам по себе, без Христа, человек знает, по какому пути ему спасаться? Нет. Но Христос говорит: путь – это Я. И мы идем по этому пути, веруя во Христа, пытаясь жить по заповедям Его, приобщаясь к Его богочеловеческой природе в Церкви, вживаясь во Христа. Разве может человек сам найти истину? Лучшие умы человечества, древнегреческие философы, столетиями бились над этим вопросом. Итогом их исканий можно признать скептическое восклицание Понтия Пилата: «Что есть истина?» А ведь истина – это не что, а Кто. «Я есмь истина», – говорит Христос. И мы познаем истину, познавая Христа. Разве кто-то из нас имеет жизнь сам в себе, разве кто-то из людей может быть источником жизни? «Жизнь – это Я, – говорит Богочеловек. – И вы живы лишь потому, что Я приобщаю вас к своей жизни, ибо Я – ее источник». И мы, научаясь жить во Христе, из области существования переходим в область жизни, настоящей жизни, которую совсем не знает неверующий мир. Но Христос имеет не только славные имена. Как это не страшно говорить, в Своем служении на земле Он принял также имена позорные. Например, сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал. 3:13). Также Павел говорит, что Христос сделался «для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, называет Христа Иоанн Креститель (см. Ин. 1:29). Славянское слово «агнец» довольно мило звучит, но нужно помнить, что речь идет не только о симпатичном домашнем животном, а о жертве, которая убивалась за грехи людей.

http://pravoslavie.ru/117132.html

     Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это? В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания. Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογικ — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие. Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

http://pravoslavie.ru/100288.html

     Как-то незаметно проникла к нам в сознание и прочно укрепилась там мысль, что проповедь Евангелия должна рождать одни сплошные сладкие плоды: умиление, умиротворение, слезные восторги и мягкую пушистость. Между тем Павел спрашивает коринфян: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4: 21). То есть жезл (палка, если угодно) предполагается. Иначе зачем и у епископа посох? Да и как может не предполагаться, если Сам Христос, будучи Пастырем добрым, не только сладко играет на проповеднической свирели, но и носит в руках жезл. Им Он пасет народы, защищает Своих овец и сокрушает некоторых врагов, как горшки глиняные, о чем говорят много и псалмы, и Откровение.    Трудно об этом слушать и читать современному человеку. Сладострастным он стал, и всё Евангелие для него скукожилось только до одних сладеньких и далеких, как сказка, слов. А всё перченое, всё пресное и горькое, как те хлебы и травы, с которыми положено Израилю Пасху есть, отдалилось от современника. Обнищал он внутри, снаружи обогатившись. Оттого трудно понять еще, что побочными целями проповеди апостола Павла могло быть, к примеру, желание возбудить в людях ревность. «Ревнуйте, – говорит, – дарований больших», – и зовет верных к подвигам любви, которые выше мученичества и говорения на языках. Или еще: «Как Апостол язычников, я прославлю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» (Рим. 11: 13–14). Речь не о том, что мы ассоциируем с «ревностью» в делах амурных, в вопросах семейной верности и проч. Речь о другом. Сам Бог есть Бог Ревнитель. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”?» (Иак. 4: 5). И вот Павел проповедует, чтобы возревновали люди, подобно Илии. Он словно говорит о том, что вот ты был поставлен высоко и позван еще выше, но пренебрег призванием, поленился, расслабился. А поскольку святое место не бывает пустым, иные заняли место твое, иные, следовательно, и награду твою получат. Представляешь, какой позор – потерять первородство, как когда-то Исав! Быть позванным – и не пойти. Но пойти и с вернуться с полдороги – еще хуже.

http://pravoslavie.ru/72172.html

  ОБЩЕСТВО   Порок вышел из тени   Призыв депутатов ЕС к европейским странам легализовать «однополые браки» в мире был воспринят неоднозначно. Одни страны подвергли столь вызывающе странное решение европейских парламентариев резкой критики, указав на «аморальную, наглую и безбожную суть» Европарламента, другие, напротив, выразили свое удовлетворение и бурно приветствовали еще одну значимую победу мировой демократии. Третьи – вообще никак не отреагировали. Что касается России, то овацию европейским парламентариям у нас, кажется,  никто не устраивал (кроме, может быть, гомосексуалистов), однако и негативная реакция на решение ЕС была не столь бурной, как это можно было ожидать в государстве, культура которого зиждется на фундаменте Православия.  И лишь Русская Православная Церковь показала свою твердую позицию в этом отношении, называя все своими именами.   – Священное Писание говорит, что гомосексуализм - это грех, мерзость перед Богом, - рассказывает настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин . - Откройте Библию, там все сказано. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20; 13-14). Или в другом месте: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники… - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6; 9-10)! Когда говорят о содомии, обычно имеют в виду «браки» между мужчинами. Но столь же противоестественными и мерзкими являются взаимоотношения между женщинами: «Они заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга». (Рим. 1; 25-27) - Иногда приходится слышать, что гомосексуализм в дохристианские времена был нормой. Никого не удивляло, что мужчины имеют любовников, а женщины – любовниц. - Действительно, содомия в античном мире была достаточно распространена.

http://moral.ru/porok.html

В соответствии с православным вероучением Церковь имеет Богочеловеческую природу: она есть Тело Христово, богоучрежденный институт, происхождение к-рого неотмирно, и вместе с тем она присутствует в этом мире. Церковь представляет собой, по авторитетному определению свт. Филарета, «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» ( Филарет (Дроздов), митр. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1931. С. 50). Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное, никаким земным законам не подлежит и ни в чем вещественном не нуждается, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка, имея потребность в материальных средствах. Для общественного богослужения необходимы особые здания - храмы, а также богослужебная утварь, священническое облачение и др. И. ц. употребляется для осуществления различных служений Церкви: проповеди, благотворительности, христ. образования. Кроме того, в состав Церкви входят клирики, для к-рых храмовая служба и управление церковными делами составляют повседневное профессиональное занятие, в силу чего они не имеют возможности зарабатывать средства к существованию помимо своего служения в Церкви. В связи с этим ап. Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор 9. 13-14). 41-е Апостольское правило, повторяя эту мысль, предоставляет епископам и всем вообще клирикам право получать содержание от своей паствы: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценные человеческия души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением: такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются».

http://pravenc.ru/text/389523.html

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем память апостола Иакова Алфеева и отцов VII Вселенского Собора. Это были святые мужи, которые позаботились о чистоте нашей веры и решали различные догматические вопросы, которые нам часто непонятны, но которые, конечно, очень важны для нас и нашей Церкви.      Но сегодня хотелось бы обратить внимание на то, что никакие догматы и церковные учения, которые мы хорошо знаем и помним наизусть, понимаем их смысл, и научились изъясняться и как-то формулировать их правильными словами, станут абсолютно бессмысленными, если наша жизнь при этом будет лишена деятельной любви, лишена того, что всегда стремились показать и стяжать настоящие христиане, начиная со святых апостолов. Они творили дела любви, при этом постоянно трудясь сами. И апостол Павел как раз сегодня об этом говорит: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4: 11–13), – вот как должен вести себя настоящий христианин. И если мы неспособны на это, то никакое знание догматов нам не поможет и не поможет Церкви. Наверное, именно потому, что это чувство ослабевает в христианах, так угасает христианство по всему миру. Народы христианские, достигнув своего материального благополучия, забывают о Боге, забывают об этих словах апостола Павла, и над ними насмехаются другие народы, нехристианские. И не только насмехаются, но часто показывают пример соблюдения этих апостольских слов, хотя бы в той их части, где говорится «мы трудимся своими руками». Сейчас очень много вещей мы называем трудом и говорим: «Мы работаем», – но на самом деле это, конечно, это не труд, часто это какой-то обман и знание, как извлечь выгоду из любой ситуации. Этому посвящены целые профессии, направления в высших учебных заведениях, куда мы отправляем своих детей. В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Господь воскресил единственного сына Наинской вдовы.

http://pravoslavie.ru/156996.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Соборование (Елеосвящение) Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. /Пространный Христианский Катехизис/ Человек, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен исповедывать православную веру, прежде елеосвящения приготовляется к Таинству покаянием и исповедью и после или прежде елеосвящения приобщается святых Таин. Таинство елеосвящения, как врачевство, может быть повторяемо. Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, или дома, среди собрания людей. Притом святая Церковь желает, чтобы при совершении Таинства елеосвящения, или молитвомаслия, был собор пресвитеров. Отсюда Таинство елеосвящения именуется " соборованием " . Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4, 35), в подражание числу молитв пророка Илии, которыми заключил небо на три года с половиною (3 Цар. 18, 43), сообразно числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился (Деян. 21, 26-27). Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение Таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний. При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни - выздоровления и - жизни по смерти тела - воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36-38). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13). И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин (Лк. 10, 34; Нов. Скр., ч. 6, гл. 14 § 5).Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: " Благословен Бог наш " .

http://zavet.ru/a/rss_1078991422.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010