Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Иоанн Златоуст Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице «О совершении добрых дел» Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (ст. 4–5). «Бог, богатый милостью»… Бог спасает нас не потому, что мы сделали что-то доброе или чем-то заслужили Его милость, Его благодеяния, но только потому, что Он милостив. Иначе говоря, единственной причиной, по которой Бог спасает нас, является Его любовь: «По Своей великой любви, которою возлюбил нас». Это понятно и из следующего стиха: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». Последние слова можно перевести с греческого языка более точно: «И нас, мертвых по преступлениям, сооживил со Христом». Этот оттенок смысла чрезвычайно важен, потому что апостол Павел указывает на то, что мы оживлены, оживотворены вместе со Христом, мы оживотворяемся постольку, поскольку мы соединены с Ним, а не сами по себе. «Благодатью вы спасены», то есть это благой дар, дар Божий, а не наша заслуга. Далее следует вновь обратиться к греческому оригиналу. В Синодальном переводе сказано: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (ст. 6), но мы сможем глубже понять смысл этих слов, если обратим внимание на одну подробность в греческом тексте. Слова «воскресил» и «посадил» правильнее было бы перевести «совоскресил» и «сопосадил»: «и совоскресил с Ним, и сопосадил на небесах во Христе Иисусе». Это значит, что поскольку мы — едино с Господом Иисусом Христом, с нами происходит великое чудо. В Его человеческой природе мы сооживлены, совоскрешены и даже соцарствуем с Ним, восседая на небесах. И если сейчас мы знаем об этом только по вере и, как говорит апостол Павел, как бы видим в зеркале и гадаем (см. 1 Кор 13:12), то в будущем веке это обнаружится в полной мере: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (ст. 7). Благость Бога, Его любовь к нам, беспричинная и никак не заслуженная нами, проявляется именно во Христе Иисусе, и мы можем постичь ее постольку, поскольку пребываем в единении с Ним.

http://bible.predanie.ru/nedelya-23-aya-...

Сохрани как зеницу ока святую веру православную, которую ты исповедал ныне перед многими свидетелями. Принесенная на землю Господом нашим Иисусом Христом и проповеданная апостолами, она дана нам раз и навсегда. Нельзя ни прибавить к ней, ни убавить. Человеческие измышления изменяются и совершенствуются, правда Господня «пребывает во век» (Пс. 110, 3). Около двух тысячелетий назад апостол Андрей Первозванный водрузил на Киевских горах Святой Крест, символизирующий грядущее христианское просвещение Руси. Но только в 988 году благодатью Святого Крещения, «слово крестным» о Христе Искупителе рода человеческого, народ, погруженный во тьму язычества, изведен был в чудный свет Богопознания. Прошло еще тысяча двадцать лет. И вот мы с вами, чада Русской Православной Церкви, весь Велики пост прославляем «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7). Мы познаем тайну нашего искупления и беспредельную любовь Божию к человеку, силу греха и строгость Божественного правосудия. Сегодня благовременно вспомнить, что тысячу двадцать лет назад «благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит, 2, 11), через святое Крещение явила свою силу на земле наших предков. От тех далеких времен доныне мы видим бесчисленные примеры величайшего самоотвержения христианского, образцы русской святости, изумляющие мир своей высотой, недоступной для естественных сил человеческих. Как слабы наши силы, как мы немощны по природе, знает каждый, кто старается жить по закону и духу Христову. Но при помощи благодати, действующей в нас невидимо, особенно в Таинствах Святой Церкви, мы можем сказать с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Благодать Божия неоскудеваема, и, пока будет стоять Церковь Христова на земле, а она будет существовать до скончания века, по неизменному обетованию Господа,   в ней все мы будем находить для себя благодатные токи. Вступая на путь епископского служения Церкви Христовой и сознавая свою немощь, со смирением уповай на помощь всесильной благодати Божией, покров и заступничество Пресвятой Девы Марии, молитвы святых подвижников веры и благочестия земли Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/384427.htm...

уцелевшее в предыдущие два десятилетия русское духовенство вновь разделило судьбу своего народа – о репрессиях того времени не понаслышке знают многие из ныне здравствующих пастырей. И вновь с вопросами и недоумениями направились в Вырицу многочисленные паломники. Старец, святых молитв которого испрашивали высшие иерархи Церкви во главе со святейшим Патриархом, не нарушил своего обетования, данного почти двадцать лет назад: «Пока моя рука поднимается для благословения, я буду принимать людей». В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение – подвижник сразу начинал приём страждущих. В ту пору отец Серафим завещал многим своим духовным чадам не смущаться успехами зла, сохраняя верность Матери Церкви и святоотеческому преданию. Воистину любовь долготерпит.... не раздражается... всё покрывает (1 Кор. 13, 4, 5, 7). Людей, которые служат орудиями зла, он называл самыми несчастными и, по-прежнему, возносил горячие молитвы за всех заблудших – да познает весь мир Духом Святым радости грядущего Царствия. Время земного странствия подвижника подходило к концу. Старцу был открыт час его перехода к Вечности. За день до этого он благословил родных и близких иконками Серафима Саровского, а своей келейнице, матушке Серафиме (Морозовой), сказал: «Во время моего погребения береги рёбрышки...» (Это предостережение оказалось пророческим: в день погребения праведника, при большом стечении народа, матушка Серафима из-за сильной давки получила перелом двух рёбер). Ранним утром отцу Серафиму в проёме его келлии в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица (как сказал сам преподобный по смирению своему – Жена неземной красоты) и жестом правой руки указала на небо. Сообщив об этом родным, батюшка объявил: «Сегодня принять никого не смогу, будем молиться», - и благословил послать за отцом Алексием Кибардиным. С благоговением были прочитаны Акафисты Пресвятой Богородице, Святителю Николаю и преподобному Серафиму Саровскому. После того, как отец Алексий причастил старца Святых Христовых Таин, отец Серафим

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/02/my...

ч. для обозначения природы внутрицерковной власти карать и принуждать. Бернард Клервоский и его ученики изменили интерпретацию Лк 22. 38, связав ее с Мф 26. 51-52: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Ими был сделан вывод о прямом указании Христа ап. Петру владеть обоими мечами ( Bernard. Clar. De considerat. IV 3. 7). Следов., папа как преемник ап. Петра также владеет «двумя мечами»: «духовным мечом» он владеет напрямую, а «светским» при посредстве светских князей. Однако в его власти вернуть себе этот «меч», поскольку сказано: «...возврати меч твой», а не «брось меч твой». Подчиненное значение «светского меча» выводилось из Послания ап. Павла к Римлянам: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13. 1-4). На преимущественную важность «меча духовного», находящегося во власти католич. Церкви, указывали слова из Евангелия от Матфея: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). В XII - нач. XIV в. Д. м. т. являлась одним из наиболее популярных доводов в пользу превосходства папства над империей. Папы Николай II , Лев IX , Иннокентий IV и Бонифаций VIII ссылались на нее, дабы утвердить за собой высшую власть как в духовной, так и в светской сфере. В наиболее полном виде Д. м. т. представлена в булле папы Бонифация VIII «Unam sanctam» ( Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus. Tüb., 1934. N 372). Изданная 18 нояб. 1302 г. в период полемики с франц. кор. Филиппом IV Красивым булла посвящена догмату о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанном на следующих принципах: во власти католич.

http://pravenc.ru/text/171523.html

Но как быть тем семьям, где в христианство обратился только муж или только жена? Продолжать ли верующим супружескую жизнь с неверующими? Ответ апостола таков: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12–14). Вера во Христа не должна становиться причиной развода, верующий муж или верующая жена должны стремиться к тому, чтобы личным примером добродетельной христианской жизни обратить своих неверующих супругов. Даже в таких случаях, считает апостол, верующие не должны становиться инициаторами развода. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь (1 Кор. 7, 15). Обращение ко всем без исключения После рассмотрения вопросов брака и супружеских отношений апостол переходит к отношениям социальным. Как во времена апостола Павла, так и сейчас люди занимают в этом мире совершенно разное положение. Апостол обращается ко всем: каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам (1 Кор. 7, 17). Перед Богом равны и обрезанные (обращенные из иудаизма), и необрезанные (обращенные из язычников), рабы и свободные: раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (см.: 1 Кор. 7, 18–20, 22). Следующий вопрос вновь затрагивает отношения между христианами и язычниками. Для христианской общины невозможно было полностью разорвать все отношения с внешним миром, который был языческим. Но поддерживая отношения с язычниками, христиане могли подвергаться различным искушениям. Например, что делать, если христианина пригласили на обед к язычникам, где вся пища была освящена жрецами? Или когда христианин купил на рынке освященные в языческих храмах продукты? Апостол отвечает: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого, и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 4, 8). Христианину не может повредить пища, посвященная богам, которых попросту нет. Поэтому христианин свободен поступать так, как считает нужным для себя. Но… апостол призывает руководствоваться любовью к немощным в вере, потому что любовь назидает (1 Кор. 8, 1). И если произойдет так, что кто-то из новообращенных увидит брата по вере вкушающим идоложертвенную пищу и соблазнится, то наша свобода станет погибелью для немощных в вере. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13). Главное правило, которым должен руководствоваться каждый хрис­тианин: поступайте так, чтобы поступки не служили соблазном для других.

http://pravoslavie.ru/74478.html

В приведенных в начале словах апостола Павла из Послания к Галатам обращает на себя внимание слово призваны ( ™kl»qhte). К свободе можно только призывать и предостерегать от злоупотребления ею. Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал 5:13). Возвращение к рабству возможно (см. Гал 5:1). Свобода требует содержания, она несовместима с пустотой индифферентизма. Апостол учит: где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3:17). Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим 6:18). Полнотой свободы обладает человек, который может сказать: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20; ср. Гал 4:19). Такая свобода находит свое проявление в служении ближнему. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор 10:24;ср. 10:33). Такая свобода человека дает свободу всему творению Божию. Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, чтобы и ей освободится от рабства тлению (ср. Рим 8:19,21). Можно спросить: чем отличается свобода христианская от свободы античного грека? Неосуществимой мечтой грека было достижение возможности распоряжаться самим собой, не принадлежать ни человеку, ни миру, не подчиняться судьбе. Христианская свобода утверждает радостную весть о возможности принадлежать Богу, быть детьми Божиими, Его сотрудниками, быть Христовыми и по обетованию наследниками Божиими (ср. Гал 3:29). Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:7, в этом стихе есть проблема разночтений). Власть Кто и какую власть может иметь над детьми Божиими? Какова может быть власть внутри общества наследников Божиих? А) Власть в Церкви Апостол необыкновенно редко употребляет слово власть ( ™xous…a) по отношению к жизни Церкви. О своей власти в Церкви он пишет лишь два раза, в 2Кор10:8 и 13:10. В обоих стихах подчеркивается, что власть дана к созиданию, а не к разрушению. В 2 Кор 10:8 идет речь о власти данной нам, не только ему одному. Открыт вопрос, нужно ли здесь под словом нам подразумевать других Апостолов или же коринфских христиан. Замечательно, что словам об употреблении строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению предшествуют слова: Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны (13:9). Радость о своей немощи и о силе коринфян свидетельствует ясно, что Апостол не имел в виду власти внешней; это власть оставлять кого-то в Церкви или же исключать (см. 1 Тим 1:20; ср. 1 Кор 5:3–5). Такая власть всегда связана с признанием решения всею Церковью. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2 Фес 3:14). Это власть в Церкви, но не над Церковью (ср. 1 Кор 4:3–5). Примером может быть отношение к христианам в Риме. Апостол желает их увидеть, чтобы преподать имнекое дарование духовное к утверждению, но одновременно утешиться с ними верою общею, вашею и моею (Рим 1:11–12). Власть Апостола — это прежде всего долг проповедовать Евангелие: Я должен и Еллинам и варварам (Рим 1:14).

http://pravmir.ru/svoboda-i-vlast-po-uch...

7:11) и возбудила отвращение ко всему нечистому — языческому. Но, с другой стороны, св. Тит сообщил апостолу и то, как упорные противники его из всех сил стараются поколебать апостольский авторитет его у коринфян. Не будучи в состоянии обвинить апостола в чем-либо явно предосудительном, они усиливались придать какое-то необычайно важное значение в глазах коринфян тому, например, что апостол несколько раз изменял свой план относительно посещения Коринфа (2 Кор. 1:16; 1 Кор. 16:3, 6, 7). Из этого они, по-видимому, хотели сделать вывод, что настроение апостола непостоянное, изменчивое, а потому и к самому учению его, как человека легкомысленного и несерьезного, нельзя питать доверие. Смирение Павла и его необычайную скромность и бескорыстие, проявленные во время пребывания в Коринфе, они пытались истолковать как признаки его слабости, малодушия. " В посланиях он строг, — говорили они, — а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна " (2 Кор. 10:10). Это не могло не обеспокоить апостола, ибо набрасывало тень не только на него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он считал необходимым разъяснить коринфянам всю неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул Тит и о том, что не все коринфяне образумились, что некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, не думают исправляться (2 Кор. 12:20-21). Надлежало их с особой силой побудить к покаянию, дабы, как выражается св. апостол во втором послании, " в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению " (13:10). Кроме того, апостолу хотелось расположить коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы не постыдиться за них перед македонянами, ибо апостол, по его словам, заранее похвалился их благотворительностью (2 Кор. 9:4). Все эти побуждения и послужили поводом к написанию второго послания к Коринфянам. Время и место написания послания По ходу дела видно, что это послание написано в том же самом 58 или 59 году, как и первое послание.

http://sedmitza.ru/lib/text/430625/

Понятно, что такой « человек – титан» (прибегнем к древней лексике для более удачной метафоры) не может не быть по своей природе личностью, в которой торжествует духовное начало, и которая в онтологическом смысле причастна Христу . Но личностью человек сразу не рождается, он не приобретает это высокое качество в одночасье, но долго и кропотливо становится таковой, воспитывается, взращивается, преодолевая грех и животные инстинкты во имя высших нравственных целей. Сотворить из «ветхого человека» «нового человека», из «Исава» «Исаака» – главная задача Церкви Христовой. Вся церковная жизнь состоит в этом, поскольку лишь уподобившись Спасителю, освободившись от греха, человек становится личностью. Он должен смыть с образа Божьего, каковым является, копоть греха, преобразить свою природу, искаженную первородным грехом, восстановить в себе божественное подобие. Только так он станет личностью, никак не ранее и не каким иным путем. Да, путь обретения человеком себя долог и труден, и далеко не все, а уж тем более не сразу вырастают до этого уровня. Но поскольку все мы – творение Божие, и свобода каждого из нас куплена ценой крестной смерти Христа (1 Кор. 7:23), должно изначально относиться к каждому, как к личности, а не как к «овце», ждущей пастушьего окрика, дабы сделать следующий шаг. Что означает это абсолютное требование, не знающее исключений? В первую очередь – воспитание в себе искренней любви к каждому человеку, терпеливое несение чужих недостатков (1 Кор. 13:4-10); следование призыву никого не обижать, не осуждать и не искать своей корысти (2 Кор. 7:2). Почему данный императив не допускает никакого исключения, даже маломальского? Да потому, что во всяком ином случае мы даем возможность греху укорениться: в нас по недостатку любви к ближнему, в ближнем – по отсутствию любви к нему; ведь унижение рождает лишь страх и ненависть, но никак не любовь. Своевольно отступая от слова Евангелия, мы соблазняем другого человека и себя своей нелюбовью, даем греху пищу, освобождаем ему место в нашей душе и теле, которое – храм Духа Святого (1 Кор. 6:19).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

Не менее важной обязанностью архиерея является духовное просвещение народа Божия. Поверь моему опыту, большое значение в этом деле имеет ревность в совершении богослужений и активные проповеднические труды — старайся в этом быть примером для своих клириков. Ведь если архипастырь не благовествует или благовествует скучно, непонятно, неубедительно, то почему же другие должны стараться? Поэтому архипастырь в ответе не только за себя, но и за весь свой клир — за то, как они служат, как они молятся и как они проповедуют. И не только в этом епископ должен быть примером, но и во всем многообразии церковных послушаний, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Помни предостережение апостола Павла: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7-9). Нельзя обличать противящихся, если сам слаб и уязвим, потому что противящийся тотчас осудит тебя самого. Вот такова зависимость, очень тесная, того, как мы живем, что мы делаем, как мы говорим, и нашей способности убеждать других и наставлять их ко благу. Проповедуя же слово и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), помни, что цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). А как стяжать любовь, если не через дела любви? В самом деле, нельзя же просто говорить «люблю»; это медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Любовь познается в делах. Это хорошо знают люди, которые живут в браке: если он или она говорит, что любит, а ничего не делает, то любовь очень быстро улетучивается. Любовь всегда выражается в делах. Конечно, это полезно помнить не только архипастырям, но и пастырям, да и всем нашим благочестивым мирянам. А как стяжать любовь, если не через дела любви? Поэтому особое внимание уделяй развитию того, что мы теперь называем социальным служением, а на самом деле — доброделания; сам посещай больницы, тюрьмы, интернаты и дома милосердия, помогай нуждающимся, ободряй скорбящих, находи слова поддержки и сочувствия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6103186...

Многие направления церковной деятельности надлежит развивать тебе на твоем епископском пути, многие вопросы предстоит решать и многие препятствия преодолевать. Во всей купности грядущих дел, внимая Священному Писанию, достигай любви (см. 1 Кор. 14:1), ибо она, по слову апостола, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:7). Каждое сказанное тобой слово и каждый совершенный тобой поступок подобны парусам, которыми ты направляешь корабль Церкви. Без любви же слова и дела суть паруса с зияющими дырами: сколько бы много таких парусов ни было на корабле, плыть он не сможет, но будет волнами носим по морю суеты среди водоворотов событий. А ветром, который надувает паруса, является благодать Божия. Так совмещается благодать с человеческими усилиями. И если ты повредишь эти паруса своим небрежением к служению, ленью, тщеславием или иными другими пороками, которые могут захватить твое человеческое естество, помни, что не только ты теряешь благодать Божию, но и корабль твой перестает двигаться под напором этой благодати. Опираясь на собственный опыт архипастырства, могу свидетельствовать, что служение сие нелегко столь же, сколь и высоко: в нем тебя ждут различные испытания. Будет тебе мниться, что душевные и телесные силы на исходе и что потрачено их много, а совершено еще очень мало. Не надейся избегнуть трудностей, но принимай их с должным смирением, ибо посредством него, по слову преподобного Максима Исповедника, укрощается всякая диавольская сила и все делается благим и сохраняет свою нерушимость (см. «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия»). Помни в такие моменты о главном источнике крепости — о Господе нашем Иисусе Христе, уповай на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков (см. 1 Тим. 4:10), возноси к Нему усердные молитвы и Он обновит твои силы, и не оскудеют они по милости Его. Прими сей жезл — зримое свидетельство исполнения воли Небесного Владыки и знак твоего апостольского преемства. Предстательством Пречистой Приснодевы Марии и молитвами всех святых да поможет тебе Творец и Промыслитель мира преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (см. 1 Тим. 6:11).

http://patriarchia.ru/db/text/4299554.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010