Архипастырские труды весьма обширны и многообразны, но чем бы ты ни занимался — будь то социальное служение, работа с молодежью, межрелигиозный диалог или проповедь Евангелия — все это без любви теряет свою ценность и нет в том никакой пользы (1 Кор. 13:3). «Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру», — справедливо отмечает святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). И поскольку истинность слов познается из образа жизни человека, более всего стремись являть личный пример целомудрия, кротости, терпения, любви и послушания Святой Церкви, ведь никакой пастырь не может дать другим того, чего не имеет сам. Особым твоим попечением должно стать евангельское просвещение людей и возрождение духа общинности на приходах. Церковная жизнь не сводится к внешним обычаям и установлениям — она есть подлинное бытие во Христе Иисусе, которое мы переживаем в Евхаристической Трапезе. Сегодня ты получил не лавровый венок, а колючий терновый венец. Ты вступаешь на тяжелый путь крестоношения, и пусть на этой многотрудной стезе твоими верными и надежными соратниками станут священнослужители и миряне епархии, в соработничестве с которыми тебе предстоит развивать и служение милосердия, и духовно-просветительскую деятельность в регионе. Укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), препоясавшись истиной и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14-16), прими жезл сей — зримый символ твоей архипастырской власти, утверждения народа в вере, пасения душ и путеводительства (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Теперь же, исполнившись даров Духа Божия, благослови зде присутствующих, молившихся сегодня о еже показати архиерейство твое непорочным и святым и сотворити тебя подражателем истинного Пастыря Господа Иисуса (из чинопоследования архиерейской хиротонии), Ему же честь и слава во веки веков. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

В целом же признание исключительности случаев хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, находится в полном соответствии с канонической традицией Православной Церкви2. Возраст ставленника 14-м правилом Трулльского Собора устанавливаются возрастные ограничения для поставления во диаконы и священники. Кандидат во диаконы должен быть не моложе 25 лет, а во пресвитеры — 303. В Русской Церкви в синодальный период была, в частности, установлена норма, утверждавшая возрастной ценз для кандидатов во диаконы и священники соответственно 25 и 30 лет, но также вводившая новый возрастной ценз для священнослужителей. Ставленники-вдовцы или безбрачные лица, ранее не состоявшие в браке, могли возводиться в чан диакона или священника только по достижении возраста 40 лет4. Поместный Собор 1917–1918 годов вынес в июле 1918 года определение о возведении в священный сан безбрачных лиц и понизил возрастной ценз лиц, рукополагаемых в состоянии целибата, с 40 до 30 лет5. Именно на это постановление и содержится ссылка в рассматриваемом Положении, устанавливающем возрастной ценз для ставленников, не состоящих в браке и не принесших монашеских обетов. 1 «Понеже мы уведали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием в возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13, 4). Такожде: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27). Аще же кто, поступая вопреки апостольским правилам, дерзнет кого либо из священных, то есть, пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, лишати союза и общения с законною женою: да будет извержен. Подобно аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен: Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000 [репр. изд. 1877 г.]. С. 322–325.

http://e-vestnik.ru/docs/o_hirotonii_bez...

Если оценивать нашу нравственность с точки зрения Божьего закона, то мы нарушаем закон как по отношению к Богу, так и по отношению к ближнему. Как и утверждает Писание, людей, соблюдающих закон, просто не существует (единственным исключением является Господь Иисус Христос). Вопрос, “спасётся ли неверующий человек, живущий по заповедям”, снимается за неимением такого человека. Поэтому когда мы говорим о чьём бы то ни было спасении, мы говорим о спасении только во Христе; делами закона не оправдается никакая плоть (Рим 3:20). Церковным учителям, от блаженного Августина до святителя Игнатия Брянчанинова, постоянно приходилось спорить со стихийным пелагианством падшего человека, выдвигая один и тот же аргумент — если бы люди могли спастись своим нравственным поведением, всё домостроительство нашего спасения — Боговоплощение в Иисусе Христе, Его Смерть и Воскресение были бы просто излишними. Вот и спасались бы все личной нравственностью, зачем же Господу надлежало пить Чашу сию? Невозможно совмещать веру в Спасителя с верой в спасение личной нравственностью. Святой апостол Павел, рассматривая в первых двух главах Послания к Римлянам бедственное состояние падшего человеческого рода, указывает на то, что все люди, иудеи и эллины, чтущие истинного Бога или погрязшие в идолопоклонстве, порядочные граждане или негодяи — все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23). Далее Апостол продолжает и говорит о единственной надежде на спасение: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:24,25). Единственная надежда, о которой говорят Апостолы, это надежда не на то, что мы вели себя достаточно хорошо для рая, а надежда на Того, Кто умер за грехи наши, по Писанию. Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал 3:27; 1 Ин 4:15; Ин 6:54–56; 15:1–7) таким образом, что Христос берёт на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал 3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он Сам (2 Кор 5:21). Попробуем пояснить это на примерах.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Невозможно быть христианином, просто думая, как христиане. Апостол Иаков говорит, что и бесы веруют и трепещут (Иак.2,19). Мало просто узнать - надо пережить. Христианство - это опыт жизни, поэтому чтобы понять его, узнать - нужно приобщиться ему, соприкоснуться с ним, пережить его в личном опыте. Только путём опыта жизни во Христе Церковь смогла ответить на вопросы человеческого существования. Так и каждому человеку, чтобы ответить на них, нужно не столько узнать их, сколько приобщиться этому опыту, пережить его вместе с Церковью. Только личным участием в жизни Церкви, в жизни во Христе можно ответить на вопрос " кто я " и " зачем я существую " . Вкусите, и увидите, как благ Господь! - говорит святой пророк Давид (Пс.33,9). Нужно " вкусить " , чтобы " увидеть " . Бог-Троица, Бог-Любовь Настоящая статья названа " Любовь - единственная в этом мире правда " . Эти слова взяты из одной современной песни, однако выражают собой некоторую очень глубокую мысль. На самом деле, любовь - это единственная правда не только и не столько этого мира, сколько другого мира, мира божественного. Прекрасно выразил это известный русский философ Владимир Соловьёв: Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Как это ни удивительно, но любовь существовала ещё до создания вселенной. Как потрясающе говорит апостол Иоанн Богослов, которого, к слову, называют " апостолом любви " : Бог есть любовь (1 Ин.4,7-21). Бог не просто любит, но Сам есть любовь. Именно поэтому любовь всегда была и будет. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, - говорит апостол Павел (1 Кор.13,8). На первый взгляд это может показаться странным, но когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы другими словами говорим, что Он есть Троица. Можно сказать, что слова апостола Иоанна - это ещё одно свидетельство Священного Писания о том, что Бог - Троица.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/lu...

Это соборное делание исключительно важно в условиях, когда современный мир тщится навязать людям стереотипы секулярного, а порой и безбожного поведения, увлечь соблазнами цивилизации потребления. Только созидая свою жизнь на прочном основании веры, мы можем дать внятный и осмысленный ответ на все вызовы и вопрошания века сего. Одной из постоянных забот для тебя должна стать церковная проповедь, особенно та, что адресована молодому поколению. Искреннее и понятное слово веры, обращенное к юному сердцу, способно вызвать живой отклик в душе молодого человека. Помни: этой работе всегда следует уделять пристальное внимание как на епархиальном, так и на приходском уровне. Сегодня нужно идти навстречу людям и создавать условия для полноценного воцерковления тех, кто внемлет спасительному гласу Церкви. Христианское просвещение не может быть ограничено лишь только возвещением с амвона слова Истины. Оно требует развития образовательных проектов. Важно сделать все для того, чтобы современный человек имел возможность обретать опыт духовной жизни, приобщаясь к многовековой традиции Православия. Не только назиданием и проповедью, но и личным примером надлежит побуждать клир и паству к делам милосердия и благотворительности, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь только заботой о членах прихода, оказывали поддержку страждущим и обездоленным, скорбящим и одиноким. Вместе с тем следует помнить, что всякие труды окажутся малоуспешными, если они не будут согреты жертвенной христианской любовью, ибо без нее даже самая активная и разнообразная деятельность может стать по слову апостола Павла лишь медью звенящей или кимвалом звучащим (см. 1 Кор. 13:1). В завершение твоего восхождения на высшую иерархическую ступень прими сей жезл как символ епископской власти и, твердо держа его в руке своей, преподай благословение народу Божию, с усердием молившемуся о тебе в день архиерейской хиротонии. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1784594.ht...

4. С глубокой благодарностью мы вспоминаем нашу братскую встречу в Риме, состоявшуюся 10 мая 2013 года, и провозглашение 10 мая каждого года днем, в который мы углубляем дружбу и братство наших Церквей. Этот обновленный дух близости позволил нам еще раз признать, что связь, соединяющая нас, была получена от нашего единого Господа в дань крещения. Ибо чрез крещение мы становимся членами единого тела Христа, которое есть Церковь (см. 1 Кор. 12, 13). Это общее наследие является основой для паломничества к полному общению, которое мы совершаем вместе по мере нашего роста в любви и примирении. 5. Мы осознаем, что в этом паломничестве нам еще предстоит пройти долгий путь, помня при этом обо всем том, чего уже удалось достичь. В частности мы вспоминаем встречу Папы Шенуды III и св. Иоанна Павла II, состоявшейся в Египте в ходе паломничества по случаю Великого юбилейного 2000 года. Мы полны решимости следовать их путем, вдохновляясь любовью Христа – Доброго Пастыря, будучи глубоко убеждены, что идя вместе, мы возрастаем в единстве. Будем же способны черпать силу в Боге – совершенном источнике общения и любви! 6. Эта любовь находит свое наиболее глубокое выражение в общей молитве. Когда христиане молятся вместе, они осознают, что то, что их объединяет, больше того, что их разделяет. Наше стремление к единству вдохновляется молитвой Христа «да будут все едино» (Ин. 17, 21). Углубим же наши общие корни в вере апостольской, вместе молясь и находясь в поиске общего перевода Молитвы Господней и общей даты празднования Пасхи. 7. По мере нашего приближения к благословенному дню, когда наконец мы окажемся вместе у одного евхаристического престола, мы можем сотрудничать во многих областях и ощутимым образом демонстрировать то великое богатство, которое уже нас объединяет. Мы можем вместе свидетельствовать о таких фундаментальных ценностях, как достоинство человеческой жизни, святость брака и семьи, а также уважение ко всему творению, которое поручил нам Бог. Перед лицом многочисленных вызовов современности – таких как секуляризация и глобализация безразличия – мы призваны давать общий ответ, основанный на евангельских ценностях и на сокровищах каждой из наших традиций.

http://bogoslov.ru/event/5350395

   Братия мои! кто из святых проповедовал пресыщение, хвалил невоздержание? Никто. Святые любили пост. «Во всем являем себя, — говорит апостол, — слугами Божиими ...в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор.6:4—5). «Порабощаю тело мое, пишет он же, чтобы иным проповедуя, самому не быть нерадивым». Пророки любили пост, мученики любили пост, преподобные изнуряли тело постом. Св. Василий Великий пишет: «все святые соблюдали пост, как отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну, так что это стяжание по порядку преемства сохранилось и до нас». После того кто же, слушатели мои, говорит против поста? Кто эти проповедники, которым так не нравится воздержание? С какого времени и откуда они явились в христианском мире? Если это не святые, то конечно люди другого разряда; кто эти люди? Осмотритесь и увидите. Это люди, для которых «Бог чрево», но за то и кончина их — «погибель» (Флп.3:19).    Позволь спросить тебя, брат мой: кто ты такой? Сын православной церкви! Прекрасно! Но где же дела, которыми принадлежал бы ты к православной церкви? Осмотрись. Если ты считаешь себя в праве пренебрегать уставами церкви: согласись, — св. церковь еще более в праве отказать тебе в своем общении: тебе никто не дал права переменять уставы св. церкви по своему вкусу; а ей дано право Господом изгонять из своего общества непокорных ей. Известно ли тебе, что говорит вселенский собор несоблюдающих поста четыредесятницы? Он говорит: «если не будут соблюдать: клириков извергать (из клира), а мирян отлучать (от церкви)».    Апостол говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век» (1 Кор.8:13). Вот дело души истинно христианской! любовь к ближнему дорожит спасением ближнего, как своим собственным. Она не дозволяет себе ни одного поступка соблазнительного для других; она отрекается от того, что может повредить слабому и все делает, чтобы содействовать спасению его. Где-ж ваша любовь к ближнему, вы, которые заражаете самый воздух невоздержанием во дни св. воздержания? Где ваши дела назидательные для ближнего? «Горе миру от соблазн», но вдвое «горе... тому, кем соблазн приходит». Сильные должны немощи немощных носить, а не себе угождать. Они виновнее слабых, когда примером своим увлекают слабых в соблазн. Не сам ли Господь сказал о соблазняющем брата «лучше было бы» ему, если бы с камнем на шее бросили его в воду (Мф.18:6—7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12).     Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136).    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9).     Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и основал Церковь Свою Святую. Мы исповедуем, что не нашей человеческой мудростью, не нашими немощными руками управляется Церковь Христова, а Сам Пастыреначальник Господь через нас, смиренных служителей Его, управляет ею и дает Свою Божественную силу и благодать верующим в Него. Мы и Собор епископов, участвующих в твоей хиротонии, рады были услышать от тебя твердое исповедание веры. Это вселяет в нас надежду, что ты будешь добрым архипастырем на ниве церковной, будешь идти путем любви, проповедуя мир ближним и дальним (Еф. 2, 17), призывая паству свою воплощением в жизнь заповедей Господних благовествовать о спасительности Евангелия Христова и его непреходящих нравственных и моральных ценностях. Служение епископа есть жертвенное умирание ради любви к пастве и Церкви, любви, которая, по слову Апостола Павла, " долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " (1 Кор. 13, 4-7). Связь епископа с паствой осуществляется не через властвование, а через взаимность любви. Господь сказал: " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы... и овцы знают его и слушают глас его " (Ин. 10, 11, 3). То же говорит о себе как служителе Божием Апостол Павел: " ...я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией " (Деян. 20, 24). Вот и ты, в силе любви к церковному служению, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя епископом " пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею " (Деян. 20, 28). Святитель Василий Великий увещевает нас: " Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а более того, степень сана своего обязан обращать в повод к смиренномудрию перед ними " . К этому призывает нас Сам Господь: " Кто из вас меньше всех, тот будет велик " (Лк. 9, 48).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Основным источником Г., как и др. богословских наук, являются Свящ. Писание и Свящ. Предание - творения отцов и учителей Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов , в к-рых излагается учение как о самой церковной проповеди, так и о личности пастыря-проповедника и его обязанностях. Нормы действующего права Поместной Церкви (Устав и др.) также являются руководящим началом в учительной деятельности правосл. пастырей. НЗ о христианском проповедничестве Важнейшим источником Г. являются наставления Иисуса Христа относительно проповеднического служения. Христос говорил о благодатной помощи Св. Духа провозвестникам слова Божия (Ин 14. 26), об условиях нравственной силы проповеди (Мф 10. 6 слл.), о внутренних качествах и жизни проповедника («от избытка сердца говорят уста» - Мф 12. 34), о том, что «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5. 19). Речи Спасителя содержат указания на предмет христ. проповеди: «...проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф 10. 7). К этому предмету относится также все то, чему учил Христос во время Своего общественного служения. Наставления Спасителя о проповедничестве не исчерпываются учением о проповеди и личности проповедника. Христос говорит о значении благовестия для слушающих: через проповедь они должны познать истину и эта истина сделает их свободными (Ин 8. 32). А в притче о сеятеле Он указывает на значение духовного состояния слушателей для восприятия семени благовестия (Мф 13. 4-23). Христос проповедует ученикам. Мозаика базилики Сант-Аполинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Христос проповедует ученикам. Мозаика базилики Сант-Аполинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Следующим по значению источником Г. являются апостольские наставления о проповеди, прежде всего учение ап. Павла о природе церковного благовестия. Согласно этому учению, природа проповеди определяется как явление духовного порядка. «И слово мое и проповедь моя,- говорит апостол,- не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2.

http://pravenc.ru/text/166109.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010