Направление нашей воли искажено. После грехопадения наша воля стремится исполнять только побуждения собственного «я». Потому-то наша борьба и направлена против нашей собственной воли как таковой. И следует бороться беспрерывно и неустанно. Хочешь что-нибудь спросить — не спрашивай. Хочешь выпить две чашки кофе — пей лишь одну. Хочешь посмотреть на часы — не смотри. Хочешь выкурить папиросу — отложи или лучше совсем не кури. Хочешь пойти в гости — останься дома. Это и есть «преследовать себя». Так, с Божией помощью, мы обуздываем свою волю. Может быть, ты думаешь: разве это так необходимо? На это святые отцы отвечают встречным вопросом: неужели ты в самом деле думаешь, что можешь наполнить сосуд чистой водой, не вылив прежде старой и грязной? Захочешь ли ты пригласить важного гостя в комнату, которая загромождена хламом и мусором? Нет, тот, кто надеется увидеть Господа, очищает себя так, как Он чист , — говорит святой евангелист Иоанн (1 Ин. 3: 3). Очистим свое сердце! Выбросим весь скопившийся там сор, вымоем загрязненный пол, вымоем окна и откроем их, чтобы свет и воздух проникли в ту горницу, которую вы уготовили покоем для Господа. Оденемся в чистые одежды, чтобы зловоние старой затхлости не осталось на нас и мы не были бы изгнаны (ср.: Лк. 13: 28). Да будет это нашим ежедневным и ежеминутным трудом. Этим самым мы исполним заповедь Господа, данную нам через святого апостола Иакова, у которого сказано: очистите руки, грешники, исправьте сердца (Иак. 4: 8). Также и апостол Павел увещевает: очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7: 1). Ибо извнутрь, из сердца человеческого , — говорит Христос, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7: 21–23). Поэтому Господь также увещевает фарисеев: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23: 26). Следуя этим призывам и начиная трудиться над нашим внутренним «я», мы должны помнить, что мы очищаем наше сердце не ради нас самих. Не ради себя мы чистим и убираем комнату для гостя, но чтобы гость чувствовал себя хорошо. Будет ли ему хорошо? — спрашиваем мы себя. — Останется ли он? — Все наши мысли только о нем, а мы отходим, не ожидая себе никакой награды.

http://pravoslavie.ru/108307.html

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

Тем не менее самое раннее и, видимо, в определенный момент распространившееся на все чинопоследование евхаристического богослужения значение М.- это «отпуст». Й. А. Юнгманн полагал, что отпуст каждой категории участников богослужения (кающихся, оглашенных, верных) сопровождался в древности особым епископским благословением. Это и стало основой для перенесения значения термина missae (изначально во мн. ч.) на все чинопоследование ( Jungmann. 1940). Хотя распространено мнение, что впервые термин missa был использован по отношению к евхаристическому богослужению свт. Амвросием Медиоланским ( Ambros. Mediol. Ep. 20. 4 (=76. 4) (385 г.)), по мнению Морманн, выражение missam facere coepi у него относится к началу богослужения в широком смысле. Missa стала техническим термином для чина Евхаристии только в кон. V-VI в. ( Paulini Petricordiae De uita sancti Martini episcopi. 4. 68-69//Poetae Christiani minores. Vindobonae, 1888. Pars 1. P. 84. (CSEL; 16); ср. в посланиях кор. Гунериха (477-484) выражение missas agere ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. 2. 2, 13//CSEL. 7. P. 25, 39); такое же значение в послании епископов Германа и Иоанна папе Гормизду (519 г.) - Collectio Avellana. Ep. 213//CSEL. 35/2. P. 672). По проповедям свт. Кесария Арелатского видно, что missae было уже «народным» наименованием литургии, тогда как в узком смысле было принято различать lectiones (литургия оглашенных) и mysteria divina (литургия верных) ( Caes. Arel. Serm. 73, 74, 79). Акцент свт. Кесарий делает на том, что, как ошибочно полагали простые люди, достаточно послушать чтение Свящ. Писания, после чего можно уходить из церкви, хотя на самом деле М., по его словам, называется приношение и освящение Даров (Ibid. 73//CCSL. 103. P. 307). В раннесредневек. памятниках для обозначения М. обычно используется форма мн. ч. (in sanctarum celebratione missarum ( Cassiod. Exp. Ps. 25); missarum ordo (Ibid. 33); missarum sollemnia celebrare ( Greg. Magn. In Evang. I 8. 1; II 21. 1; 37. 9 и др.)), вероятно по аналогии с выражениями tenebrae, Kalendae и т. п., поскольку М. связана с определенным периодом времени или праздником (однако уже в древней редакции Геласия Сакраментария используется форма в ед. ч. по отношению к набору молитв - Orationes ad missam, Item alia missa и т. п.).

http://pravenc.ru/text/Месса.html

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

Миссия Церкви во все времена неизменна. Спасать людей и провозглашать правду Божию это не только великое, но и весьма многотрудное дело. Оно требует напряжения духовных, интеллектуальных и физических сил. Невидимая брань с врагом рода человеческого не затихает никогда. Даже при внешнем благополучии и видимых успехах люди Церкви знают, сколь хитер и коварен отец лжи. Вы, Ваше Святейшество, на переднем краю этой борьбы за души человеческие, купленные дорогою ценою (см. 1 Кор. 7:23 ). Вам хорошо известно, какими исключительными силами нужно обладать, чтобы выстоять и победить. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» , говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 5:4). Вот основа христианской жизненной стойкости, неисчерпаемый ресурс сил. И Вы всем нам являете пример такой всепобеждающей веры: мужественной и крепкой, способной преодолевать искушения и разделения, противостоять стихиям мира сего, «сокрушать и демонов немощные дерзости» . Поистине, Вы, подобно апостолу языков, все можете в укрепляющем Вас Господе Иисусе Христе (см. Флп. 4:13).  Взирая на Ваше ревностное и разнообразное служение, мы хотели бы выразить Вам сыновнюю благодарность за всю совокупность Ваших неустанных трудов и заверить в готовности и впредь в меру своих сил и возможностей содействовать общему делу Церкви, осуществляемому ныне под Вашим мудрым Патриаршим водительством.  Верим, что молитвенным предстательством Вашего небесного покровителя Воскресший Господь будет и в дальнейшем подавать Вам все необходимое и потребное для дальнейших, столь же плодотворных трудов во славу Святой Троицы, во благо Церкви и Отечества.  Позвольте пожелать Вам, Ваше Святейшество, крепости сил, помощи Божией и преуспеяния в высоком служении Предстоятеля Русской Православной Церкви.  Да хранит Вас Господь в добром здравии на многая и благая лета!   Члены Священного Синода Русской Православной Церкви: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1493253...

жила там, где был расположен «престол сатаны» (вероятно, имеются в виду многочисленные языческие храмы города). Также, согласно апостолу, в П. погиб сщмч. Антипа (пам. 11 апр.), один из немногих раннехрист. мучеников, о к-рых упоминается в НЗ (традиционно он считается 2-м епископом П.). В V в. над могилой св. Антипы в П. был построен христ. храм. После мученической кончины св. Антипы община в П. не распалась. Во главе ее в кон. I в. по Р. Х. стояли другие, неизвестные по именам люди, к к-рым обращался ап. Иоанн Богослов в тексте Откровения; стремясь укрепить веру христиан-пергамцев, он указывал им, что недопустимо следовать учениям прорицателя Валаама , а также николаитов (Откр 2. 14-17). Согласно Апостольским постановлениям (IV в.) (VII 46), 1-м епископом П. был свт. Гаий (пам. 5 нояб., 4 янв.), апостол от 70, поставленный самим ап. Иоанном Богословом и, возможно, также упоминаемый в НЗ. В позднейших христ. текстах (преимущественно католических) все упоминания о лицах с этим именем, встречающиеся в НЗ, воспринимали как сведения об одном и том же человеке (Деян 19. 29; 20. 4; 1 Кор 1. 14, 16; Рим 16. 23; 3 Ин 1). Совр. наука относится к анализу этих сведений с большой осторожностью; считается, что скорее всего речь идет о 2 или 3 людях. Так или иначе текст НЗ никак не связывает св. Гаия с П.; известие о нем как о епископе впервые появляется только в Апостольских постановлениях. В трактате Предестината о ересях (сер. V в.) есть упоминание о том, что епископ П. Феодот созвал Собор из 7 епископов и осудил ересь некоего Колорбасия (PL. 53. Col. 591-592). Предположительно эти события могли происходить во II в. Достоверность этого упоминания также не может быть четко определена. Ок. сер. II в. были казнены Пергамские мученики свт. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника (пам. 13 окт). Вероятно, после гибели мучеников община христиан в П. пришла в упадок; почти 200 последующих лет о ней нет никаких известий. П. пострадал от землетрясения в 262 г. и вскоре после этого был разграблен готами.

http://pravenc.ru/text/2579970.html

Поэтому и предупреждает апостол Павел коринфян о том, что дары Божии могут быть бесполезны и даже осудительны. Как он говорит и в другом месте, что причаститься можно в осуждение. Вот мы поздравляем друг друга: с Причащением вас, с Причащением.… А причаститься можно в погибель! Ведь Павел пишет, что многие, причащаясь в осуждение, болеют и умирают (см. 1 Кор. 11:29-30). Иуда, по мнению некоторых церковных писателей, причастился на Тайной Вечери. И что же? Сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Насколько важно помнить, что благодать Таинства всегда соотносится с состоянием нашего сердца. Как часто мы с какой-то убийственной легкомысленностью относимся к благодати. Иногда просто страшно становится: что мы делаем? Причастился – и в тот же день напился до свинячьего визга. Или так нахохотался с друзьями, что живот весь вечер болел. Или так потрудился за обедом, что из-за стола встать не можешь. Или уж как начал с приятелем перемывать кости кому-то – не остановился, пока все 207 не перемыли. Образно говоря, нам дается чистая, белая одежда - живи красиво, человек, живи чисто и свято! Но мы выходим из храма – и падаем в первую же лужу. В святоотеческих книгах Церковь часто сравнивается с кораблем, который плывет в Царствие Божие. Но это не значит, что на этом судне можно творить что хочешь. Пребывание в корабле, плывущем в Царствие Божие, налагает обязанность вести себя так, как велит капитан – Христос. Непослушание капитану чревато удалением с палубы. Христос - капитан добрый, но Он может быть очень строгим, если на Его корабле мы начнем придумывать свои правила и уставы. Например, называясь церковными людьми, жить как язычники. Дай Бог, чтоб сегодняшние слова апостола Павла были не про нас. Дай Бог, чтоб благодать Божия не тщетно была принята нами. Рейтинг: 9.8 Голосов: 592 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к коринфянам. Глава 6, стих 1//Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:2kor:06:01 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/106590.html

На тайной консистории 7 июня 1706 г. папа Римский Климент XI возвел архиеп. М. Конти в достоинство кардинала. Ожидая его возвращения в Папскую область, 28 янв. 1709 г. папа Климент XI назначил его епископом Озимо с сохранением за ним сана архиепископа. После возвращения в Рим (1710) М. Конти принял участие в тайной консистории 23 февр. 1711 г., во время к-рой папа Климент XI даровал ему титул кардинала-пресвитера рим. ц. святых Кирика и Иулитты. 1 авг. 1712 г. переведен на архиепископскую кафедру Витербо и Тускании, на к-рой оставался до 14 марта 1719 г., когда вышел в отставку по состоянию здоровья. С 13 янв. 1716 по 4 янв. 1717 г. был кардиналом- камерленго коллегии кардиналов. 4 дек. 1719 г. назначен кардиналом-протектором ордена камиллианцев. Созванный 31 марта 1721 г. после смерти папы Климента XI конклав проходил в обстановке конфликта между европ. правящими династиями, сохранявшегося после «войны за испанское наследство» (1701-1714). Наиболее вероятная кандидатура госсекретаря Папской области кард. Фабрицио Паолуччи была отклонена наложенным от имени имп. Карла VI Габсбурга вето; в свою очередь от имени испан. кор. Филиппа V Бурбона было объявлено вето на кандидатуру кард. Франческо Пиньятелли. После долгих поисков компромисса 8 мая 1721 г. конклав избрал кард. М. Конти, принявшего имя в честь папы Иннокентия III. 18 мая И. был коронован в соборе св. Петра, 16 нояб. того же года состоялась его интронизация в Латеранской базилике. В период понтификата И. один из важных вопросов был связан с неаполитанскими и сицилийскими владениями Священной Римской империи, доставшимися ей в результате «войны за испанское наследство», Утрехтского мира (1713) и Лондонского договора (1720). 9 июня 1722 г. в папском Квиринальском дворце в Риме И. совершил акт инвеституры имп. Карла VI во владение Неаполитанским и Сицилийским королевствами, однако в 1723 г. Карл VI, несмотря на протесты папы, заявил о правах империи на находившиеся под папским сюзеренитетом герцогства Парма и Пьяченца. В результате этого начавшиеся в июне 1721 г. переговоры о возвращении под власть папы г. Комаккьо, с 1708 г. занятого имперскими войсками, оказались безрезультатными.

http://pravenc.ru/text/468797.html

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сын Божий никогда не лишался Светоносной Славы Своей. «Свет пришел в мир» (Ин. 3, 19), но как бы грешные люди общались с Ним, если и на видимое Солнце мы не можем смотреть без боли? Славу Свою Он на время скрыл под завесой плоти. Принял уничижение земного пути, чтобы открыть земным, то есть нам, дорогу к Небесному. Как признается апостол Павел, если бы власти века сего познали тайну сию, «то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8). За лишившихся славы и пришел умереть Господь славы. Славный – ради бесславных, Чистый – за осквернившихся. Когда-то сердце Адама отвратилось от Света. Обратив взор на отца лжи и тьмы, Адам сам облачился во тьму – утратил светоносные ризы. В очах прародителей угас свет Божественной благодати. Жизнь же людей превратилась в кромешный ад. Но теперь на горе Преображения – Новый Адам. «Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Так нам открыто, что человеку возвращаются светоносные ризы, коих совлекся Адам. Райским светом сияет Новый Адам, чтобы трое Его учеников до вкушения смерти «увидели Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1), и поведали о том нам. Посреди грешной земли приоткрылось окошко Райского Царства Посреди грешной земли приоткрылось окошко Райского Царства. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16; ср. Ис. 9, 2). Это сказано тоже для нас. «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? ... Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 13–17). Агнец сияет Божественным светом, но чтобы засияли и наши ризы, Ему предстоит пролить Свою Кровь. Его Кровь убелит наши ризы. И с этого момента есть надежда, ибо дан нам залог чистоты. Без Преображения Господа не было бы ни Сергия Радонежского, ни Серафима Саровского, ни Паисия Святогорца, ни Гавриила Самтаврийского, ни множества ликов святых. Ибо как говорить о стяжании благодати Духа Святого, если бы Господь самым делом не явил этого нам?

http://pravoslavie.ru/133383.html

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010