Итак, тело Его составляется из всех (членов). И значит тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены самым прочным образом» (Беседа на посл. к Ефес. 3:2:11 ) Наименование Церкви телом Христовым не только служит основанием для определения отношения ее к Главе но в нём заключаются необходимые предпосылки и для понимания истинно-апостольского строя Церкви и взаимного отношения членов. Обыкновенное органическое тело не есть безразличное единство, а единство во множестве или единство в разнообразии, одно и то же есть единое и многое, – единое тело есть многое, и многие члены его составляют единое тело, его единство не уничтожает различия отдельных членов, а различие их не препятствует соединению их в одно целое. Ни один из членов не может составить тела, так как каждый одинаково недостаточен для этого, а необходимо их соединение: когда сделаются единым, тогда составляется одно тело. Но все части и члены тела должны оставаться отдельными и свободно исполнять свои обязанности, каждый в своей области, под опасением в противном случав повреждения и страдания всего тела. «Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой». «Если разрушится тело, то не будет пользы от цельности каждого из них порознь: глаз ли останется целым, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают» (Беседа на перв. посл. к Кор. 30:1:10:297; 3:10:301–302; 31:2:11:309). Только в союзе с телом каждый член получает духа жизни: «если бы случилось руке отделиться от тела, дух (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдёт её там, то и не сообщается ей» (Беседа на посл. к Ефес. 11:3:11:101 ). Не все члены тела имеют одинаковое значение, – есть между ними высшие и низшие, – но они все равно необходимы, так как все служат жизни целого: «Тело, хотя состоит из разных членов, важных и не важных, однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего, и хотя не все члены имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определённому требованию необходимости, однако, по этому самому – что всё совершается ими по необходимости или по требованию различных нужд – все они равно достойны уважения» (Беседа на посл. к Ефес. 10:1:11:90 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома ( Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281). К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2//MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Услышав пророчество Агава, спутники П. и местные христиане начинают уговаривать его не ходить в Иерусалим. Но, как и в Милете, он вновь заявляет о желании пострадать за Христа (ср.: Гал 2. 19, где он пишет, что хочет пострадать, чтобы не только в переносном, но и в буквальном смысле «сораспяться» Христу). П. и его спутники, «приготовившись, пошли в Иерусалим». К ним присоединились нек-рые кесарийские христиане, проводившие их до дома «давнего ученика», Мнасона Кипрянина, где П. должен был поселиться (Деян 21. 15-16). Можно предположить (ср.: Деян 21. 17), что дом Мнасона находился где-то на подступах к Иерусалиму, но не в самом городе. Пребыванию П. в Иерусалиме и Кесарии в кн. Деяний посвящены 5 с половиной глав (Деян 21. 17-26. 32), или более трети от общего объема текста, в к-ром речь идет о П. Остановка в Иерусалиме будет недолгой - менее 2 недель. Пребывание же в Кесарии растянется более чем на 2 года и закончится отправкой П. в Рим. Целью путешествия П. в Иерусалим была передача местной христ. общине пожертвований, собранных христианами в разных общинах, где П. проповедовал. Сбор продолжался в течение года или даже более того (ср.: 2 Кор 8. 10 и 9. 2) во мн. городах. Нек-рые ученые считают, что пожертвование, собранное П., не было принято иерусалимской общиной (см., напр.: Dunn. 1996. P. 266, 284; Idem. 1988. P. 880), т. к. в кн. Деяний нет к.-л. упоминания о принятии дара. П. в Послании к Римлянам выражал неуверенность в том, что его служение будет «благоприятно святым» (Рим 15. 30-31). Др. ученые, однако, полагают, что пожертвование, принесенное П., было с благодарностью принято ( Bruce. 1994. P. 102-106; Moo. 1996. P. 911; ср.: Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 3115). Тот факт, что пожертвование не было отвергнуто, косвенно подтверждается фразой ап. Луки: «По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас» (Деян 21. 17). В то же время дальнейшее описание пребывания П. в Иерусалиме показывает, что напряжение между христианами из иудеев, каковых в иерусалимской общине было, вероятно, большинство, и христианами из язычников, к-рых было большинство в общинах диаспоры, сохранялось. П. рассказывает об успехе миссии среди язычников, но в ответ получает информацию об отношении к этой миссии и лично к П. в среде бывш. иудеев. Иерусалимские братья предлагают П. на деле доказать свою приверженность закону Моисееву, чтобы тем самым снять существующее напряжение (Деян 21. 18-26).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Но поелику о сем образе жизни многое нам и не удобь сказаемое слово; почему и проходящие ее проходят различно: то надобно указать тебе некоторые отличительные черты ее, как признаки, которых держась, как правила и отвеса, мог бы ты жительствовать с непогрешительною исправностию. – И се говорим тебе, что истинному послушнику всенеобходимо, как нам кажется, должно соблюдать следующие пять добродетелей: во-первых, веру, чистую и нелестную веру настоятелю (руководителю) своему в такой мере, чтоб смотрел на него, как на Самого Христа, и как Христу повиновался ему, как говорит Господь Иисус: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16); и как учит Апостол: всяко еже не от веры, грех есть (Рим. 14, 23). Во-вторых, истину, т. е. чтоб истинствовал в деле и слове и в точном исповедании помыслов; ибо написано: начало словес твоих истина (Пс. 118, 160), и: истины взыскует Господь (Пс. 30, 24). И Христос говорит: Аз есмь истина (Ин. 14, 6); почему и самоистиною наименован был. В-третьих, – не творить воли своей: ибо для послушника, как говорится, творить волю свою есть большая потеря и большой вред; ему надо всегда отсекать волю свою, и притом самоохотно, т. е. не по принуждению от отца своего. В-четвертых, отнюдь не прекословить и не спорить; потому что прекословие и спор не свойственны благочестивым. И священнейший Павел пишет: аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы ниже Церкви Божия (1 Кор. 11, 16). Если же так просто и вообще всем христианам возбраняется сие, то тем паче монахам, которые дают обет полного во всем повиновения. Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от верного и смиренномудрого настроения. – В-пятых, должно ему соблюдать следующую добродетель – точно и искренно все исповедовать настоятелю своему (руководителю); как мы и на пострижении, как бы страшному предстоя Престолу Христову, пред Богом и святыми Ангелами Его, дали обет иметь началом и концом (наших рачений и деланий) вместе с другими нашими к Господу обетами и заветами – и исповедание тайных сердца (помышлений и желаний). Сказано и божественным Давидом: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5); и Лествичником: «язвы, когда о них объявишь, не в худшее придут состояние, а уврачеваны будут» (Сл. 4, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

26. Когда хвалители наши, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество грехов наших (и суд Божий, не сходный с человеческим), – и увидим, что мы недостойны того, что говорят или делают в честь нам. 27. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство. 28. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу. 29. Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчадия, средина – отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в бездне) – без смущения при других делать то, что служит к бесчестию. 30. Утаивай благородство свое и не величайся своею знатностию, чтоб не быть тебе по словам в одном, а по делам в другом устроении. 31. Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей хвалился добродетелями своего учителя и, думая присвоить себе славу от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: «как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь». 32. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие. 33. Покаряющиеся бесу тщеславия подвергаются безвременным движениям похоти, когда они, освободившись временно от блудных помыслов, начинают много о себе думать. Восставшие за это блудные движения приводят его к узрению кроющегося в глубине их сердца тщеславия и научают прочее не приписывать бывающей иногда чистоты сердца собственному тщанию и усилию, следуя показанию Апостола: что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7), туне, или непосредственно от Бога, или помощию других и посредством их молитвы. 34. Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия. 35. Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтоб и в присутствии других не окрадываться тщеславною мыслию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

21. Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда; иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутри бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от пресыщения. 22. Многоспание происходит иногда от насыщения; иногда от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда просто от естества. 23. Многословие происходит иногда от насыщения, а иногда от тщеславия. 24. Хула есть собственно порождение гордыни; но нередко она рождается от осуждения ближнего в том же самом, или от неприязненной зависти бесов. 25. Ожестение сердца бывает иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия; иногда же от пристращения к чему-либо. А пристращение опять бывает иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от чревоугодия, иногда от тщеславия, – и от многих других причин. 26. Лукавство происходит и от превозношения, и от гнева. 27. Лицемерие – от самодовольства и от своечиния. 28. Противоположные же сим добродетели рождаются от противоположных родителей. Но как мне не достало бы времени рассуждать о каждой из них порознь, то вообще кратко скажу, что умерщвление всем означенным страстям есть смиренномудрие, – и кто приобрел сию добродетель, тот победил все страсти. 29. Страх, который чувствуют к начальникам, да будет для нас примером страха Божия; а любовь к телесной красоте да будет для нас образом любви к Богу: ибо ничто не препятствует нам брать образцы для добродетелей и от противных им действий. 30. Не в трудах одних является Бог, но при них в простоте и смирении. Хотя сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9); но несмиренномудрого делателя отринет Господь. 31. Болезнь посылается иногда для очищения согрешений; а иногда для того, чтобы смирить возношение. 32. Благой наш и Всеблагой Владыка и Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом как менее трудным подвигом; и иногда этим очищает душу от лукавых помыслов и страстей. 33. Все, случающееся с нами, видимое или невидимое, бывает принимаемо трояко: или с добрым, или с страстным, или с некиим средним расположением. Я видел трех братьев, потерпевших ущерб: один из них негодовал, другой пребыл без печали, а третий принял это с великою радостию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пришествие Господа Иисуса на суде будет уже не то, что пришествие Его на землю для спасения нашего. Оно будет величественное и грозное, так что смятенная ужасом вселенная примет новый вид. Сын Божий явится, окруженный сонмом ангелов, в полном величии славы Сына Божьего. « Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф. 24:30), « во славе Отца Своего с Ангелами Своими » (Матф. 16:27). « И увидел я » говорит тайновидец, « великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места » (Апок. 20:11). Цари земные и вельможи, наравне с последними рабами, с ужасом и воплем обратятся к горам и камням и возопиют, « падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? » (Апок. 6:16–17). Друзья мои! Может ли мысль обнять славу Бога, являющегося в грозной правде своей? Может ли сердце теснее вместить весь ужас, которым дрогнет вся вселенная от явления сей славы беспредельного? Покайся, омойся слезами, бедная душа моя; обратись к Господу Богу твоему, да правда сокрушенной веры поддержит тебя бедную в день гнева и откровения суда Божьего. Какой суд! Какой всеобъемлюший суд! От земли до ада область его; от людей до духов падших все явятся выслушать последнее изречение о вечной, непременяющейся вечности (Иуд., гл. 6; 1Кор. 6:3 ). Живые и мертвые, язычник и иудей, верующий и неверный, — люди всех времен и всех стран предстанут дать ответ в делах своих (Рим. 6-12; Деян. 10:42; 17:31 ). Как много здесь между нами таких, которые согласятся лучше умереть, чем вынести обличение в грехе пред подобными себе! Какой же ужас поразит этот лицемерный стыд или, точнее, это нечестивое самолюбие, когда перед целой вселенной откроются темные дела? Смирись, бедная душа моя, открой искреннее посреднику между тобой и Богом грехи твои, чтобы не подвергнуться тебе позору всемирному. Содрогается сердце, трепещет внутренность, когда представим, что там обнаружены будут все тайные и явные дела наши. А это будет, несомненно будет. Предметом суда будут все дела наши, добрые и худые, « чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое » (2 Кор. 5:10), и каждому воздастся по делам его (Рим. гл. 6). Злость, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, нечистоты плотские, гордость, тщеславие — все это будет предано позору. Сколько льется из уст наших слов праздности! Их принимают даже за милые шутки. Там не так будут смотреть. Там за каждое слово праздное придется давать ответ (Матф. 12:36). Все тайные мысли, все тайные намерения, все движения сердечные, все желания, бережно хранимые от глаз другого, — все будут открыты, как бы они ни были черны, как бы ни были грязны, все подвергнутся обличению и суду.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

15. Выслушай и еще причину. Пришел Христос, чтобы креститься и освятить крещение; пришел, чтобы чудодействовать, ходя по водам морским. Так как прежде явления Его во плоти море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3), то Господь принял тело, чтобы море видя сие остановилось, Иордан без страха принял Его. Это одна причина. Есть еще и другая. Чрез деву Еву пришла смерть, чрез Деву же, или лучше, из Девы долженствовала явиться и жизнь, чтобы как ту прельстил змей, так и Сей благовестил Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали идолов в человеческом образе. Итак, так как идолу в человеческом образе ложно покланялись, как Богу, то Бог истинно сделался человеком, чтобы уничтожить ложь. Диавол употреблял против нас орудием плоть нашу, и Павел, зная это, говорит: вижду ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя и проч. (Рим. 7, 23). Итак, каким оружием побеждал нас диавол, тем же самым и спасены мы. Господь принял от нас подобие наше, чтобы спасти человечество; принял подобие наше, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать, чтобы грешное человечество было в общении с Богом. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Надлежало пострадать за нас Господу, но не осмелился бы приступить диавол, если бы знал это. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Итак, тело соделалось отравою смерти, чтобы дракон, когда надеялся пожирать, изблевал и тех, которых пожрал. Пожре смерть возмогши, и паки: отъя Бог всяку слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8). 16. Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказанья? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя. Веруй в Бога, соделавшегося человеком. Что возможно было Ему воплотиться, это уже доказано. Если же иудеи еще не верят, то спросим их: что странного возвещаем мы, говоря, что Бог вочеловечился, когда вы говорите, что Авраам угощал Господа? Что странного возвещаем вам, когда Иаков говорил: видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30)? Тот же Господь, который вкушал пищу у Авраама, вкушал и у нас. Итак, что странного возвещаем мы? Мы представим и двух свидетелей, которые на горе Синайской стояли пред Господом. Моисей находился в расселине камня и Илия некогда был также в расселине камня. Они быв на горе Фаворе вместе с преображавшимся Господом глаголаста при учениках исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31). Итак, что возможно было Ему вочеловечиться, сие доказано, как я и прежде сказал. Остальные доказательства предоставляется собрать желающим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010