Сим спасительным словам мудрые внимают, а неразумные не внимают; оттого и награда неодинакова, как сказано: ceющiu ckyдocmiю, ckyдocmiю и пожнутъ; ceющiu же о блarocлobehiu, о блarocлobehiu и пожнутъ (2 Кор. 9, 6). Пример Петра Хлебодара (Чет. Мин., сент. 22), который за кусок хлеба, поданный нищему, получил прощение во всех его грехах, как это было показано ему в видении,- да подвигнет нас к тому, чтобы и мы были милостивы к ближним: ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного. Творить милостыню мы должны с душевным расположением, по учению св. Исаака Сирина: аще даси что требующему, да предварит деяние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай скорбь его (Сл. 89). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 января, 2022 1 августа, 2020 1 августа, 2019 30 июля, 2019 15 января, 2019 31 июля, 2018 31 июля, 2018 4 июня, 2018 27 октября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/izrecheniya-prepodobno...

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия». Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи». Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников! « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » (ст.31, 32). Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю « в образе раба », чтобы « взыскать и спасти погибшее » (Лук. 19:10). Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10). 1. Страшно для грешников. а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Мар. 13:24–27; 1Фесс. 4:16–17; Мат. 24:30 ) и станет судить живых и мертвых. Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут « все народы », начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся « все » наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12; 1Кор. 4:5; Иуд. 1:14–15; Лук. 12:2 ). Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6), без лицеприятия (Рим. 2:11; 1 Пет. 1:17 ). Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30 ), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14). б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников. Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

На Ютубе также можно найти достаточно подробные разборы, которые сделали, например, иерей Павел Хмелинин (СПб.), протодиак. Павел Бубнов (Минск), иерей Валерий Сосковец (МО), прот. Олег Стеняев (М.) и другие. Что касается занятий с преподавателем, летом 2023 года Лаврские курсы церковнославянского языка (СПб.) организуют онлайн-интенсив из трех частей по разбору молитвенных текстов: 1. Молитвы утренние; Молитвы на сон грядущим; Молитвы в течение дня; Часы во Св. Пасху (в июне: 12.06 -23.06); 2. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу; Канон молебен ко Пресвятей Богородице; Канон Ангелу Хранителю (в июле: 03.07-18.07, за исключением 06.07 и 11.07); 3. Последование ко св. Причащению; Молитвы по св. Причащении (в августе: 31.07-11.08). Объем каждой части 20 академических часов, занятия проводятся в Skype по будним дням с 19:30 до 21:00 по московскому времени. Занятия записываются, записи хранятся в Skype 30 дней и доступны для скачивания. Преподаватель – Сергей Анатольевич Наумов, канд. филол. наук. В рамках курса рассматриваются следующие темы: - О том, как, кого и в чем молитва умеет убеждать и чем конкретно отличаются церковные молитвы от «самодельных». - О том, как сложились последования молитв и что было, когда их еще не было. - Разбор каждой молитвы и каждой инструкции для молящегося, включая вариативные: кем и когда написана (если есть такая информация), как устроена (особенно касается канонов), какие мысли содержит, как изменялась, против какой ереси направлена, какие имеет иконографические и интертекстуальные параллели и т.п. - Ответы на вопросы – собственно то, чем занятия с преподавателем отличаются от чтения книг и просмотра видео. «Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом», т.е. с пониманием, говорит ап. Павел (1 Кор.14:15). «Пойте Богу нашему … пойте разумно», говорит псалмопевец Давид (Пс.46:7-8). Да не превратится молитва наша в непонятную мантру-заговор или бессмысленное «дэу-дэу-краснодэу», обличающее нашу леность и небрежение. И если вещам, связанным с профессией, хобби и прочими земными аспектами бытия, человек подчас готов «учиться, учиться и учиться», по крылатому выражению В.И.Ленина (к слову, до него выходившему из-под пера писателей А.П.Чехова (1896) и А.К.Шеллера-Михайлова (1864), министра народного просвещения И.Д.Делянова (1888), критика В.Г.Белинского (1837)), то кольми паче подобает понудити себе, да творим с разумением поне малейшия и частократнейшия от молитв, не лишающе душу нашу ежеденныя вечныя пищи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/08/s_...

31 говорится о первоначальном установлении брака – как соединении двух лиц в одно; а выше с ст. 22 предлагались правила для мужа и жены; связь мыслей у апостола естественная: частные правила для мужа и жены освящает он первоначальным законом об установлении брака, а самое установление освящает таинственным значением брачного союза, открывшимся с явлением Христа во плоти. Последующий 33 стих опять говорит не о Христе, а относится также к брачному союзу мужа и жены. 2) Нетрудно усмотреть и то, что у апостола брак называется тайною в том смысле, что в нем подается и действует особенная благодать Божия, а) Из связи речи видно, что апостол говорит исключительно о брачном союзе христианина с христианкою: ибо жене и мужу указывает на Христа (ст. 22, 23, 29) и, обязывая их примером союза Христа с церковью к любви, присовокупляет в подтверждение: зане уды есмы тела Его (ст. 30); в другом месте он хотя выражает уважение к браку верных с неверными, но не считает его нерешимым (Кор. 7, 12. 15). Здесь же говорит о браке как союзе неразрешимом (29, 30). Если же апостол говорит о браке собственно христианском: то, называя его образом соединения Христа с церковью, он конечно не принимает сего в том же смысле, в каком обряды в. 3. были образами предметов н. завета; отличие нового завета в том и состоит, что в нем подается благодать ( Иоан. 1, 17 ). Наименование христианского брака образом союза Христа с церковью объясняется подобным апостольским наименованием крещения омовением и ветхозаветного омовения образом очищения грехов ( Рим. 6, 4. 5 ). Если никто не сомневается, что новозаветное омовение не есть простой образ, а есть образ таинственный, заключающий в себе очищающую силу благодати, тогда как ветхозаветное омовение было только сенью грядущего ( Евр. 10, 1 ): то непонятно, почему бы другой новозаветный образ – союз брачный – был только обрядом, а не благодатной тайной? б) самые слова: тайна сия велика, показывают, что христианский брак есть более, чем просто обрядовый образ; если это образ таинственный: то конечно и не один обряд, без силы сообщаемой первообразом; пусть так, что брачный союз – великое дело в том отношении, что он есть образ союза Христа с церковью: но потому самому он уже не есть простой обряд, а действие таинственное, в котором как в достойном подобии величайшей тайны, является божественная сила первообраза; иначе думать о значении великой тайны не позволяет сила величайшей тайны, в) Апостол, называя христианский брак образом соединения Христа с церковью, а не с родом человеческим, тем самым дает видеть, что он разумеет то соединение Христа с душою, которым сообщаются душе благодатные дары освящения, а не союз воплощения; тоже видно и из прямых слов апостола (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вообще же православное богословие говорит о некой надмирной связи между мужчиной и женщиной, вступающими в брак. Речь идет о том, что в Священном Писании постоянно повторяются слова о едином теле, которое подразумевает единство душ (см. Еф. 4:4, 1 Кор. 6:17, Еф. 5:31). — Владыка, а насколько актуальна эта проблема в применении к современности? — В наше время вопрос целомудрия весьма актуален. Давайте просто оглядимся вокруг. Что имеют сейчас те люди, которые называют себя православными, крещены, но при этом не принимают евангельских заповедей, живут в «свободной любви»? Имеют крах всех своих надежд и душевную тоску после многих лет ублажения своих похотей. Посмотрите на ловеласов, которые к пожилому возрасту душевно «высыхают» или элементарно спиваются. То же самое касается женщин, пренебрегавших своей женской честью и высоким званием материнства. Православная Россия испытывает демографический кризис. Почему? Потому что ищущим призраков «свободы» – не до детей! Поэтому и совершается теми, которые называют себя православными, несколько миллионов абортов в год. И это не воспринимается как убийство. Абортивная медицина развилась в целую индустрию по добыванию «биоматериала» и стволовых клеток, используемых для продления жизни похотливых представителей «элиты». И сейчас, итогом «свободной любви» мы имеем узаконенное людоедство, в прямом смысле этого слова, прикрывающееся масками научности и благообразия. По-христиански и по-человечески мне жалко людей, поклоняющихся идолам своих страстей. Посудите сами! Какой-то десяток лет, с 20-ти до 30-летнего возраста человек может насиловать свою природу в безудержном позыве сладострастия. Потом в обязательном порядке начинаются болезни, которые при возросшем уровне страстей сковывают его в их удовлетворении. Начинается внутренний разлад, которой без принятия Христа приводит к внутренней же трагедии вселенского масштаба в пределах отдельной личности. Начинается поиск новых удовольствий, пьянство, наркомания, извращения. К поздней зрелости, когда увядающая природа уже не способна так сильно возгревать страстность, человек остается внутренне истощенным, с букетом болезней и чаще всего абсолютно одиноким.

http://pravoslavie.ru/52589.html

Павла, которые позволяют судить о его стиле (ср., например, 1Кор.1:20, 3:3 слл. 16 и др.). В ст. 35 понятия скорби, тесноты... голода, наготы, опасности, а равно, и понятие смерти в стт. 36 и 38, выражающие состояния и условия, под знаком которых может протекать жизнь христианина, допускают сопоставления с такими автобиографическими частями в посланиях Αп. Павла, как II Кор. VI, 4 слл. XI, 23, 26, 27. Нарочитый интерес представляет терминологическое совпадение Puмл. VIII, 35, 36, 38 с I Kop. IV, 10 и XV, 30, если это послание, действительно, выражает подлинный стиль Ап. Павла. С этой стороны, представляет интерес и сочетание понятий «настоящего» и «будущего», с которым мы встречаемся не только в Puмл. VIII, 38 , но и в I Kop. III, 22 . Точки соприкосновения усматриваются и между Puмл. VIII, 38–39 , с одной стороны, и Ефес. 1:21, 2:10, 15 , Koл. I, 15, 16 и т.п., с другой стороны. Особого внимания требовали бы, при этом, понятие «будущего» (ст. 38, ср. Eфec. I, 21 ) и понятие «твари» (ст. 39, ср. Koл. I, 15 ). Конечно, близость, наблюдающаяся между Puмл. VIII, 31–39 , и другими посланиями Ап. Павла, не лишает силы тех соображений, которые говорят в пользу составления нашего гимна рукою секретаря, но она, во всяком случае, позволяет думать, что Павловы и не-Павловы части в ткани Римл. вообще и нашего отрывка, в частности, располагаются в настолько сложном взаимоотношении, что их различение представляется возможным только в редких случаях. Но в этом различении, может быть, и нет настоятельной необходимости. Позволительно думать, что в основании Римл., составленного секретарем по указанию Ап. Павла, лежал обстоятельный конспект, тщательно проработанный самим Апостолом. Как уже было сказано, мы имеем все основания предполагать, что он предвидел и гимн VIII, 31–39. И, во всяком случае, не может быть сомнения в том, что написанное секретарем прошло корректуру Апостола, которая могла наложить свою печать и на наш гимн, хотя бы эта печать и не допускала ближайшего определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Здесь же Г. и. осуждает «папистскую» практику продажи индульгенций. Рассматривая вопрос о сатисфакции, Г. и. учит, что только Христос Своей смертью и страданиями есть умилостивляющая жертва и искупление наших грехов (Ис 53. 4; 1 Кор 1. 30). И хотя умерщвление плоти и поощряется, но совершаться оно должно в смирении, «дабы выказать благодарность за освобождение и полное удовлетворение, приобретенное смертью и удовлетворением Сына Божиего». В заключение главы осуждаются ереси новациан и катаров (Гл. XIV. О покаянии и обращении человека). В следующей главе дается определение веры: «Христианская вера - это не выбор или человеческое убеждение. Это есть в высшей степени твердая надежда, очевидное и твердое волеизъявление разума и сердца; в наивысшей степени уверенное познание истины Божией, изложенной в Священном Писании и Апостольском Символе веры, и познание Самого Бога и… Христа, в котором исполняются все обетования». С т. зр. реформатов, Бог дарует веру избранным в той мере, в какой считает нужным, и тогда, когда пожелает. Как свидетельствует евангелист Лука, «уверовали все, которые были предустановлены к вечной жизни (Деян 13. 48)». Эта благодать «приходит по действию Святого Духа посредством проповеди Евангелия и усердной молитвы», поэтому ап. Павел пишет в Послании к Римлянам: «Итак, вера - от слышания, а слышание - от слова Божия» (Рим 10. 17) - и настоятельно советует молиться о получении веры. Вера «успокаивает совесть и открывает свободный доступ к Богу, так что мы можем приближаться к Нему с дерзновением, получая из Его рук все, что полезно и необходимо нам [в нашей жизни]». Из живой веры вытекают истинно добрые дела, к-рые направляются Св. Духом и свершаются по заповедям. Дела и богопоклонение, к-рые «выбираются произвольно»,- неугодны Господу; ап. Павел называет это «самовольным служением» (Кол 2. 23). Добрые дела не должны совершаться напоказ, ради прибыли или в надежде на обретение вечной жизни; их следует делать «…ради славы Божией, раскрытия и украшения нашего призвания, выказывания благодарности Богу и для блага нашего ближнего». Т. о., добрые дела, совершаемые «по вере», угодны Богу, но «не столь необходимы для спасения, что без них никто бы не спасся». Господь вознаграждает того, кто творит добрые дела (Иер 31. 16), но награда эта не по заслугам, а по милости Божией, и всякая награда, полученная человеком, скорее благодать, чем заслуга, т. к. «добро, которое мы совершаем, совершается в большей степени благодаря Богу, нежели нам самим» (Гл. XVI. О вере и добрых делах; о вознаграждении и человеческих заслугах).

http://pravenc.ru/text/161976.html

" » [Кор., пер., VII, 31/29–32/30]. Если опираться на эти контексты, то следует понимать как нечто приятное, услаждающее жизнь. В первых двух случаях окажется, что речь идет не об украшениях, как таковых, а о телесных прелестях: открывать их для хвастовства нехорошо, а если такой цели нет, то нет и греха. В последней цитате это слово можно понять как «радости жизни». Однако это наше предположение требует более основательного подтверждения. 319 Ибн Хишам, передавая рассказ Аиши, упоминает только одного клеветника, Мистаха б. Усасу, двоюродного брата Абу Бакра по матери, которого он поддерживал материально. Узнав о клевете на дочь, Абу Бакр отказал ему в помощи, но потом простил [И. Хиш., с. 736–737]. Лишь в конце рассказа о ссоре Хассана б. Сабита с Сафваном, в которой последний ударил его мечом по носу, неожиданно приводятся стихи с упоминанием наказания, которое «вкусили» Хассан, Хамна и Мистах [И. Хиш., с. 740]. Но перед этим рассказывается о том, что Мухаммад подарил Хассану в возмещение за обиду, нанесенную Сафваном, замок и рабыню, что совершенно немыслимо, если Хассан был наказан кнутом за тяжелый проступок. У ат-Табари рассказ Аиши о ниспослании откровения, передаваемый также по Ибн Исхаку и совпадающий почти буквально с вариантом Ибн Хишама, кончается перечислением имен клеветников, наказанных бичеванием: Мистах, Хассан б. Сабит и Хамна бт. Джахш (сестра Зайнаб бт. Джахш, жены Мухаммада) [Таб., I, 1525]. У ал-Балазури к этому списку добавлен Абдаллах б. Убайй [Балаз., А., с. 88]. У Ибн Хабиба в главе «О курайшитах, наказанных бичеванием» значится только Мистах [И. Хабиб, с. 495], а Хамна не упоминается. Отсюда следует, что в середине IX в. было неясно, кто был наказан; безнаказанность же такого тяжкого преступления казалась уже невозможной, отсюда и появились эти сообщения. Если кто-то все-таки и был наказан, то только Мистах. 320 Поэтому следует отвергнуть имеющееся у ад-Дийарбакри сообщение о побиении камнями в 5 г. х. иудея и иудейки, совершивших прелюбодеяние [Дийарб., т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

28) На сколько отстоит восток от запада, на столько отстоит истинное смиреннословие от истинного смирения. На сколько же небо больше земли и душа тела, настолько Духом Святым подаемое совершенным смиренномудрие и совершеннее и больше истинного смирения. 29) Ни того, кто при смиренном виде и одеянии говорит смиренно, не тотчас предполагай смиренным в сердце, ни того, кто говорит высоко и высокопарно, не вдруг почитай исполненным надмения и гордости, не испытавши их наперед; но от дел их познай их. 30) Плод Духа Святого есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Плод же противоположного духа есть ненависть, малодушие мирское, нестроение душевное, тревожность сердечная, лукавство, любопытное мудрование, беспечность, гнев, неверие, зависть, многоядение, пьянство, бранчивость, осуждение, похоть очес, надмение и гордость. От таковых плодов познавай древо, и сим способом верно будешь ты узнавать, какого духа тот, кто говорит с тобою. Имеешь признаки их и словом Господа еще яснее указанными. Благий человек, говорит Он, от благаго сокровища сердца своего износит благая: лукавый же от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая (Мф. 12, 35). Ибо по древу и плод его. 31) В ком есть и усматриваются плоды Духа Святого; в тех и Бог обитает. От них и немутный источник Слова с мудростию и разумом, смиреннословящими ли ты слышишь их, или высокое вещающими. В ком же не усматриваются плоды и дары Святого Духа, а видятся плоды противного духа, в тех – мрак неведения Бога, толпа страстей и жилище вражеских духов; смиренноглаголивыми ли и смиренно мудрствующими видятся они тебе, или говорящими о высоких вещах, в одежде заморской и с представительною наружностию. 32) Не лицами, не внешним видом и не словами характеризуется истина, и не в них почивает Бог, но в сердцах сокрушенных, в духах смиренных и в душах просвещенных Боговедением. Бывает, что иной, как видим, наружно на словах ставит себя ниже других и пред всяким смиренные о себе употребляет речения для уловления похвалы человеческой, внутри будучи полон самомнения, лукавства, зависти и злопамятства против ближнего. Бывает напротив, что иной, как видим, наружно высокомудрыми словами ратует за правду и восстает против лжи или преступления Божественных законов, на одну только при сем взирая истину и внутри полон будучи скромности, смирения и любви к ближнему, хотя иногда хвалится о Господе, подражая Павлу, который, хваляся о Господе, говорил: похвалюся в немощех моих (2 Кор. 12, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей и нелицемерно из любви служащий ближнему скорее освобождается от всякой страсти и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 7, 16); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чист ум есть, вышедший из неведения и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа, освободившаяся от страстей и непрестанно возвеселяемая Божественною любовию. 35) Страсть достойна порицания, как неестественное движение души. 36) Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысящи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23, 34). 38) Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор. 13, 4): то очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). 39) Не говорите, что вы есте храм Божий, говорит божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010