Поистине ослепли наши вожди церковные, относя к временам апокалиптическим завещание апостола Павла, сказанное в отношение к временам нормальным (Рим.13:1—7). Уже теперь исполняется слово апостола о том, что некогда Господь пошлёт людям «действо лести во еже веровати им лжи» (2 Сол.2:11) и всякой неправде погибающих. В своём удивительном указе от 8 21 октября 1927 года митр.Сергий обнаружил совершенное незнакомство с тем, что слово Божие различает ясно врагов личных (Мф. 5:44), церковных (Мф.18:17; 1 Ин.2:19; 1 Тим.1:19—20; Тит.3и много др.) и врагов Божиих (Псалмы 67, 82, 36; Лк.19:14—27; Мф.12:32 и др.). Если бы митр.Сергий и его соработники и единомышленники молились по указанию Церкви Христовой, то они не подписали бы столь срамного указа, так как в помяннике о разных врагах молятся по разному. О врагах личных, христианин молится так: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящие и обидящие мя и пакости ми творящие и не остави их погибнути мене ради, грешнаго». За врагов церковных Церковь молится так: «Отступившие от православной веры и погибельными ересьми ослепленные светом Твоего познания просвети и святой Твоей Апостольской Церкви причти». А за врагов Божиих Церковь молится так: «Мерзкое и богохульное агарянское (можно заменить другим словом) царство вскоре испровержи...» Сергиевская церковь по данному вопросу совершенно игнорировала церковныя предания и практику вселенской Церкви, которая никогда не молилась о благополучии и процветании богохульных гонителей и мучителей, истребляющих христианскую веру, а, наоборот, возносила молитвы о просвещении их светом евангельскаго учения, или в случае неисправности и крайней ожесточенности, просила об истреблении врагов Христианства. О святом Василии Великом в житии его читаем следующее: «Василий, угодник Божий, боролся за веру Христову, когда царь Юлиан Отступник, богохульник и великий гонитель христиан, похвалявшийся истребить христианскую веру во вселенной, отправился воевать против персов. Святитель Василий молился тогда в церкви перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия, в виде воина с копьём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3796...

в) Иисус Христос был совершенно чист также и от всякого греха личного. Он спрашивал иудеев: «кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин. 8:46 ). Св. апостолы называют Его Агнцем непорочным и пречистым ( 1Пет. 1:19 ), – Архиереем, искушенным по всяческим, по подобию, разве греха ( Евр. 4:15 ), преподобным, незлобивым, бесскверным ( Евр. 7:26 ), праведником ( 1Ин. 2:1 ), и единогласно свидетельствуют, что «греха в Нем несть» ( 1Ин. 3:5 ), что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет. 2:22 ), и что Его, «не знавшего греха, Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ). На основании слова Божия св. церковь постоянно веровала в безгрешность человеческого естества во Христе как видно из свидетельства отцов – Иринея, Ипполита, Диониса и Афанасия Александрийских , Григория Нисского , Иоанна Златоустог о (См в Правосл. догмат. Богосл. Макария Спб. 1851 г. т. 3, стр. 100, 101) и других 130 . – (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове...», прот, 1 Матвеевского. Спб. 1890, стр. 21 – 26). 21 .   127 Например в символе, сохранившемся в «Постановлениях апостольских: верую в Господа Иисуса Христа «в последок дний ( Евр. 1, 2 ) сшедшего с небес, воспринявшего плоть и родившегося от Святой Девы Марии» (Постанов. апостол. кн. 7, гл. XLI); в символе иерусалимском: верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божие единородного... воплотившегося и вочеловечившегося“ (огласит. поуч. св. Кирилла Иерусалим. 6); в символе римском: верую в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Девы Марии» и др. (Binghami Origines eccles. Halae, 1727, vol. IV. рар. 79 – 119). 128 Таковы вселенские соборы I, II, III, IV, и V, из поместных – антиохийский (269 г.) против Павла Самосатского и др. 129 Твор. св. отцов М. 1844 г., т. 3, ст. 245. В церковной службе 25 марта (стих. на лит. 4) поется: «во утробу вселися девичу, предочищенную Духом». 130 Примеч. Здесь уместно будет изложить догматическое послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ап. Иоанна. И так как все последние годы Апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее – в городе Ефесе, то именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским христианам, близко известным св. Апостолу любви по его многолетнему пребыванию среди них и руководству их по смерти Апостолов Петра и Павла, – было желание Ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см., напр., 1Ин 2:19–22, 4:1–3 ), искажавших, как видно из послания, учение о Божестве и воплощении Господа Иисуса Христа, о блаженстве единения с Богом и Христом ( 1Ин 2:22, 4:2, 3, 1:6–7, 2:2, 3, 12–17 и др.). Посему общий характер послания – увещательный и обличительный, хотя прямой полемики в нем не заключается: возвышаясь своею мыслию над временными обстоятельствами, давшими повод к написанию, Апостол здесь, как и в Евангелии, более всего имеет вечные потребности членов Церкви Христовой, утверждая в них веру в Иисуса Христа как истинного Сына Божия, истинного Бога и истинного человека, и через то открывая всем путь вечной жизни ( 1Ин 5:13, 20 ; см. Ин.20:31 ). О первом послании св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова на русском языке можно читать: 1) у г. Ф. Яковлева – Апостолы. Очерк жизни и учения святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангелии, трех посланиях и Апокалипсисе. Вып. II. Москва, 1860; 2) у прот. А. Полотебнова – Соборные послания Апостола любви I, II, III. На слав. и русск., с предисловием и объяснительными примечаниями. Москва 1875; 3) в статьях г. И. Успенского: Вопрос о пребывании св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, Христ. чтен. 1879, I, 3, 279, и Деятельность св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, там же, II, 245; 4) у Преосвящ. епископа Михаила – «Толковый Апостол» II. Киев 1905, с. 305 гл. Есть и две специальных монографии а) проф. прот. Д. И. Богдашевского – «Лжеучители, обличаемые в первом послании Ап. Иоанна». Киев 1890, и б) проф. В. И. Сагарды – «1-е Соборное послание святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава. 1903. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сектанты говорят: Деян.17:11 : «ежедневно разбирая Писания». Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было. Сектанты говорят: 2Пет.1:19 ; Ин.5:39 ; 2Тим.3:15 говорится о чтении Священного Писания . Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его. Сектанты говорят: Откр.22:18 ... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы». Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Евангелие Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Священному Писанию и к Священному Преданию. Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога. Сектанты говорят: 1Тим.1:4 : «басни и родословия». Православный ответ: Басни – это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Священном Предании Нет. Сектанты говорят: 1Тим.6:3–4 : «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»... Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Священное Предание: 2Фес.2:15 : «стойте и держите предания». Сектанты говорят: Мф.15:6 ... «заповедь Божию устранили преданием человеческим». Православный ответ: Какую заповедь? ( Мф.15:4–6 ). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Священное Предание, которое не противно Священному Писанию . О предании человеческом см. Мк.7:3–4 . Сектанты говорят: Мк.7 : Православный ответ: Тот же. Сектанты говорят: 1Кор.4:6 : «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного». Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры ( 1Кор.3:4–12, 21–23; 4:1 ). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Поистине, ревнуешь ты о правде Божией, да не по разуму. Незаметно для себя, ты сравнялся с тем заимодавцем бессердечным, которому Господь простил десять тысяч талантов, а он не хотел потерпеть на своем должнике ста динариев ( Мф. 18, 23–30 ). Что же? Участь того «злого раба» тебе известна ( Мф.18:34 ). Если не боишься ее, – суди своим «судом неправедным» грешников. Только не смей же слабого человеческого суждения приписывать Христу. О Спасителе нашем мы научены от Апостолов, что Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3, 9 ). Слышишь – «к покаянно» зовет нас Господь, а не отталкивает от Себя после двух или трех преступлений наших. Так Он и объявляет чрез Своего ученика Ангелу Церкви Сардийской: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» ( Откр. 3, 2–3 ). Тоже повторяет Господь Ангелам других Церквей ( Откр.2:5,16 ; Откр.3:19 ) Надобно ли мне еще подтверждать истину слов моих словом Писания? Если хочешь, прочитай послания Ап. Павла к Коринфянам. Там ты найдешь свидетельство, что этих христиан, однажды покаявшихся и крестившихся ( 1Кор.4:15 ; 1Кор.6:2,3,11,15 ), Апостол снова за согрешения и церковные распри «опечаливает к покаянию» ( 2Кор.7:9–10 ). Ап. Петр Симона волхва, уверовавшего в Господа, крестившегося и потом тяжко согрешившего, также понуждает каяться в своем грехе и молиться Богу ( Деян. 8, 18–23 ). Подобные случаи встречаем в послании Ап. Иакова ( Иак.4:8–10 и др.). Если сердце твое, брат Григорий, окончательно не закаменело в предрассудках своей секты, то ты сам благоразумно согласишься со мною и поверишь, что «у Бога милости много». Он готов всякого грешника встретить отеческими объятиями ( Лк. 15, 1–32 ), лишь бы сами мы не обленились и не упорствовали в беззакониях своих (ср.: 1Ин.1:8–9 ; Ин.2:1–2 ; Мф.12:31–32 ). – Против этого я, пожалуй, не пойду, – ответил Григорий. – Бог , конечно, долготерпелив и многомилостив. Я говорю только, что грешники не должны быть в Церкви Христовой; «какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ). Если согрешил ты, тебя тотчас же надо отсечь от Тела Христова, чтобы ты не сквернил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал Свою проповедь словами: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). Проповедая крещение покаяния во (для) оставление грехов. Крещение, это – омовение, погружение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом ( Исх.19:10, 29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново, посредством погружения в реке, чему предшествовало покаяние – сознание и исноведание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Для чувственных иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-иибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи, и, уверовав в грядущаго Мессию, переменить свою жизнь, т. е. что, подобно телесному омовению, обязуются постоянно очищать душу свою от нечистоты греховной. Для этого-то и крестил Иоанн (Тр. л.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воды на голову крещаемого, как пишут неправославные иконописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды; да и самое слово крестить значит погружат, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедывал грехи свои; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Мессию, и затем выводил его на берег, где крещенный молился (там же). У иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия, и Его Предтеча ( Ин.1:25 ). Исповедующе грехи своя. Покаяние или исповедание грехов было и в ветхом завете ( Лев.16:29 и дал. Чис.5:7 ). Оно есть потребность кающегося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь Иисус Христос на кресте за грехи рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В русск. пер.: пусть умножаются скорби... слово пр. в значении «скорбей» (ср. грек.-лат,-слав. – немощи, ср. Иов.9:28 ; Пс.146:3 ; Притч. 10:10; 15:3 ). Правилам еврейского параллелизма более соответствовало бы под разуметь идолов (= 1Ц. 31:9; 2 Ц. 5:21 и др.), называемых так, может быть, за их действительное бессилие в противоположность живому всемогущему Богу (ср. название идолов «суетными» Иер.2:5; 8:19 ; Ин.2:9 и др.). Всю первую половину ст. лучше было бы перевести: «пусть умножают идолов своих, бегут к богу чужому 113 (=халд., Феодотиона, припис. некоторыми Симмаху., бл. Иерон·, Росс. библ. общ. и Амфилохия). В ст. 3 евр. слово (на земле) 70-т читали, вероятно, с суффиксом (=на на земл а слово (и дивным) – как глагольную форму =удиви, а последний иод принимали может быть за сокращенное = Гдь, как в спп. Альд. и Компл., у бл. Феодор. и Зигаб., если только κριος в этих спп. (у св. Аαан. Θες) есть первоначальное, а не последующая прибавка переписчиков, сделанная в соответствие Пс.4:4 . – В ст. 4 слово (=чужой, т. е. бог или идол ср. Исх.20:3 ) считали за – позади, после того=по сихъ, а вместо слов =не возлию возлияний их (ср. Иер.7:18; 32:29 и др.), по-видимому читали = не собер соборы ихъ (ср. Ис.24:22 ). Гдь часть моег и чаши мое: ты устрой мо мн. 5. Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Оуж нападоша м въ державныхъ моихъ: ибо мо державно мн. 6. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. 5–6. Лишившись престола и отечества, Богом данного ему наследственного удела в мире Божием, Он утешается теперь Самим Иеговой, как Богом вечно сущим и верным в Своих обетованиях. Как для колена Левина, не получившего особого удела в земле обетованной, сам Господь (Иегова) был уделом и наследием среди сынов израилевых ( Числ. 18:20 ): так теперь Давид в самом Господе находит себе наследственный удел в Израиле. – Под образом части из чаши и жребия Давид мог разуметь дарованное ему обетование о происхождении от него вечного царя – Мессии ( 2Цар.7:12–16 ), по которому Сам Господь в лице Мессии благоволил сделаться его сыном по плоти и устроителем вечного царства в роде его ( Лк.1:32–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Крещахуся (крестились), т. е. погружались в воду, омывались водою. Омовение у Иудеев в некоторых случаях было религиозным обрядом ( Исх.19:10; 29:4 и др) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в воде, чему предшествовало исповедание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира, Иисуса Христа. Для чувственных Иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи и, уверовав в грядущего Мессию, переменить свою жизнь. Для этого и крестил Иоанн (Троиц. лист.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные живописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды, да и самое слово крестить значит погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Месссию, и затем выводил его на берег, где крещеный молился (там же). У Иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия и Его предтеча ( Ин.1:25 ). Во Иордане. Иордан главная река Палестины. Он берет свое начало в горах Ливанских, на севере от Палестины, и течет почти через всю Палестину от севера к югу и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина его 10 саж., а глубина 7 саж. Исповедающе грехи своя. Исповедование грехов было и в ветхом завете ( Лев.16:29 и дал. Чис.5:7 ). Оно есть потребность кающагося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь И. Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел ко крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Крестившиеся Иоанновым крещением впоследствии должны были креститься крещением Христовым ( Деян.19:3–5 .) Означении крещения Иоаннова чит. ниже, ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Та же Библия говорит, что в раю земля ( Быт. 11, 15 ) с миром животным (ст. 19) и растительным (ст. 9 и 16) была отдана человеку, а он сразу же был обязан трудиться на ней (ст. 15 и 19), а это означало: продолжать Божие дело устроения и украшения мира через исследование и использование заложенных Господом в царство природы сил и законов. Наделенный творческими способностями человек таким образом обязывался к проявлению этих способностей вовне, в мире. Но сотворением человека по образу Божию и подобию Божию на него налагалась обязанность и по отношению к самому себе: как он должен был хранить и возделывать сад Едемский, т. е. рай ( Быт. 11, 15 ), так же он обязан был бережно хранить в себе образ Божий и развивать заложенные Господом в душу его силы и способности, как и неустанно нравственно совершенствоваться или, по Апостолу, «очищать себя от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор.7:1 ), уподобляться во внутренней чистоте Богу, Который «есть свет и нет в нем никакой тьмы» ( Ин.1:5 ). Постоянное совершенствование, неустанное приближение к своему Первообразу, а для этого неусыпный труд над самим собою – вот обязанности человека по отношению к самому себе. После грехопадения обязанности человека в отношении видимой природы, по существу, не изменились: обработка земли – труд, как и господственное положение человека в мире и возложенный на него долг дальнейшего охранения и устроения мира, остались. Но труд его осложнился. Теперь кроме прежней обязанности, наложенной на него в раю, – охранения созданной Богом красоты в природе и дальнейшего устроения мира, – на него легла другая обязанность: борьбы с грехом, исправления и смягчения разрушений, произведенных грехом в разных сферах мировой жизни. Для этого кроме наук (техника, астрономия и др.) и чистых искусств (живопись, скульптура), в которых человек выражает то свое восхищение созданной Господом красотой в природе, то отвращение к произведенным греховной волей искажениям и извращениям этой красоты, или через изучение сил и законов природы идет к новым достижениям и изобретениям, украшающим жизнь мира, сокращающим «терния и волчцы» ( Быт.3:18 ), – кроме этого потребовался ряд других прикладных наук для ослабления и исправления последствий греха, для борьбы с произведенными грехом разрушениями в природе и в самом человеке, с истощением и бесплодием земли, с одичанием дерев и растений (агрономия), с болезнями и страданиями животных (ветеринария), с болезнями и смертью в роде человеческом (медицина) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010