ЦВ 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г. Памяти создателя телеканала «Спас» Двадцать восьмого апреля после тяжелой продолжительной болезни скончался Александр Батанов, генеральный директор первого общественного православного телеканала «Спас». Александр Сергеевич был одним из создателей этого телеканала и не жалел ни сил, ни личных средств для его развития. Его не останавливала даже тяжелая болезнь. Он ушел в расцвете лет, не дожив месяц до своего пятидесятилетия. Александр Сергеевич Батанов родился 29 мая 1959 года в Москве. В 1986 году окончил МВТУ им. Баумана. В 1991-м совместно с телекомпанией «ВИД» организовал ТОО «Телеклуб», где по 1998 год был директором. С октября 1998-го по июнь 1999 года был заместителем генерального директора телеканала «ТВЦ» по информационному и общественно-политическому вещанию. C 30 марта 2005 года Александр Батанов возглавлял Первый общественный православный телеканал «Спас». Этот проект — один из первых в мире опытов создания православного телевидения — оказал значительное влияние на развитие православных электронных СМИ. По независимым оценкам, аудитория канала, начавшего вещание 28 июля 2005 года, составляет около 3,5 млн. человек. К работе на этом канале были привлечены известный телеведущий Иван Демидов, депутат Госдумы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая. В программах «Спаса» участвовали видные деятели культуры, политики. «Саша был сильным, талантливым человеком, хорошим мужем, отцом. Для меня была поразительной наша встреча в 2000-х годах, когда и он, и я — люди востребованные и в бизнесе, и в политике, и в других областях — тем не менее, сделали православный телеканал. Думаю, что его главной мотивацией было то, что он это дело считал своим долгом. Он был уже сформировавшимся человеком, и в этом его шаге не было кликушества, это было его послушание. Он успел сделать главное дело своей жизни», — рассказал Иван Демидов, руководитель департамента гуманитарной политики и общественных связей управления внутренней политики Администрации Президента РФ .

http://e-vestnik.ru/obituaries/pamyati_s...

729 . Василий (Зеленцов), еп. Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием//БТ 1997. 33. 165–205. 730 . Вениамин (Федченков) , митроп. Имяславие//Начала. 1998. 1–4. 119–140. 731 . Верховской С. С. Об имени Божием//Правосл. мысль. Париж 1948. 6. 37–55. 732 . Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Сост., подгот. текстов, вступ. статья, комм. Кейдана В. И. М. 1997. [Приведены мн. письма о. Павла Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна, затрагивающие тему имяславия]. 733 . Вменихомся яко овцы заколения//Правосл. Абхазия. 1996. 21 (май). 4–5. 734 . Геннадий (Эйкалович), игумен. О философии имени//Богословский сборник. 1955. 2. 42–62. 735 . Геронимус Александр, прот. Заметки по богословию имени и языка//Современная философия языка в России. Предварительные публикации 1998 г. М. 1999. 70–101. 736 . Гидини М. К. Вячеслав Иванов и имеславие//Studia Slavica Hungarica. 1996. 41:1–4. 77–86. 737 . Гоготишвили Л. А. Религиозно-философский статус языка// Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М. 1993. 906–923. 738 . Гоготишвили Л. А. Лингвистический аспект трех версий имяславия// Лосев А. Ф. Имя. СПб. 1997. 580–614. 739 . Гоготишвили Л. А. Между именем и предикатом (символизм Вячеслава Иванова на фоне имяславия)//Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М. 1999. 740 . Голлербах Е. А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919 гг.) в поисках новой русской идентичности. Под общ. ред. Колерова М. А. СПб. 2000. 560. [Разд. «Дискуссия об имеславии», 160–167, со ссылками, в частн., на архивные материалы]. 741 . Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров//ЦиВ 2000. 3(12). 179–220. 742 . Демидов С. С. Профессор Московского Университета Д. Ф. Егоров и имеславие в России в первой трети XX столетия//Историко-математические исследования. М. 2000. 4(39). 743 . Денн М. Имяславие и его философские пророки: от субститута глоссолалии к обоснованию временности//Вопросы философии. 2002. 12. 93–104.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Успенского Дубенского монастыря на Стромыни великий князь отправил Феодора Симоновского в Киев с официальной просьбой к Киприану прибыть в Москву. Это произошло уже на исходе зимы 1380 г. 691 Кучкин В. А. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992. 10. С. 82; Он же. Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. 4 (10). С. 107; Клосс Б. М. Указ. соч. С. 54; Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002. С. 115. 694 Андроник (Трубачев) , игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 127–135; Кучкин В. А. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру всея Руси в 70–80-е годы XIV в.//Культура славян и Русь. М., 1998. С. 359. 695 О Махрищском монастыре: Павел, епископ. Краткое историческое описание свято Троицкия Сергиевы лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря с присовокуплением описания Махрищского монастыря. 6-е изд. М., 1824; Смирнов С. К. Историческое описание Махрищского монастыря. М., 1852. (2-е изд.: Сергиев посад, 1906); Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга. М., 1878; Голубцов С. Махрищский монастырь//Наука и религия. 1992. 8. С. 36–37; Троицкий Стефано-Махрищский монастырь (автор-составитель С. Демидов). М., 1997; Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. М., 2004. 696 Пересказ «Жития»: Святый преподобный Стефан, игумен Махрищский. Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; См. также: Соснина Е. В. Преподобный Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 70–84. 699 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. 1. с. 10. (Далее: ДДГ). 700 Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1885. С. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В монументальной живописи образ Н. встречается нечасто. Преподобный в схиме изображен в росписи Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (масляная живопись 1838 г.; см.: Казакевич. 2006. С. 105-106. Примеч. 2; С. 113. Примеч. 78; Творения преподобного Нила Сорского. 2008. Вкл.), в его руках - развернутый свиток (текст: «Не скорбите убо братия») и четки. Как защитник Русской земли святой представлен в совр. композиции «Все святые, в земле Российской просиявшие» в храме во имя апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле (храм-памятник сооружен на народные пожертвования в память о погибших в танковом сражении под Прохоровкой и освящен 3 мая 1995 патриархом Алексием II). Роспись выполнила артель иконописцев под рук. А. С. Работнова. Н. представлен в ряду рус. святых между преподобными Кириллом Белозерским и Иосифом Волоцким. Образ Сорского подвижника, согласно традиции, восходит к изображениям прп. Ефрема Сирина. В др. стилистике решен образ святого в росписи часовни во имя прп. Филиппа Ирапского в Череповце, выполненной в 2000 г. учащимися иконописной школы при МДА под рук. А. В. Алёшина, Л. А. Армеевой, А. В. Зданович и А. Н. Солдатова. Иконописцы ориентировались на домонг. живопись XII-XIII вв., в частности на фрески Георгиевского собора в Ст. Ладоге и Георгиевской башни Юрьева мон-ря в Новгороде ( Армеева. 2010. С. 125). В верхней части стен часовни расположен ряд избранных Вологодских святых, включающий 25 фигур. Святые изображены на белом фоне в рост, фронтально, на невысоком поземе, что подчеркивает их монументальность. Несмотря на новую стилистику, в иконографии Н. сохранены привычные черты. Он изображен в куколе, с небольшой русой остроконечной бородой. В левой руке святой держит развернутый свиток, правой именословно благословляет. Ростовой образ Н. включен также в стенопись вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов). В наст. время иконописцы активно разрабатывают иконографию Н. Образ Н. с 18 клеймами жития был создан в 2001 г. А. В. Мельниковой в иконописной школе при МДА для ц. Рождества Христова в Череповце. В Горицком Воскресенском жен. мон-ре (с. Горицы близ Кириллова) находится повторение этой иконы. Житийный цикл обеих икон завершается 2 клеймами, иллюстрирующими «Чудо об образе», с к-рым, по преданию, было связано создание надгробной иконы преподобного (Творения прп. Нила Сорского. 2008. Прил. Ил. 7). Рисунок с ростовым прямоличным образом Н. для Миней МП выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 229). На нек-рых совр. иконах Н. представлен вместе с прп. Иосифом Волоцким (храм-часовня прп. Максима Грека Иосифова Волоколамского мон-ря, собор во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского мон-ря). Н. входит в состав изображенных на иконе «Собор святых русских афонитов» (2013, иконография образа разработана сотрудниками Ин-та рус. Афона по благословению старцев афонского Пантелеимонова мон-ря).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

В монументальной живописи П. обычно писали в рост, рядом с др. Вологодскими преподобными. В Софийском соборе в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) он представлен между преподобными Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским в традиц. типе изображения (благословение именословное, свиток свернут). Образ святого с расположенным диагонально свитком в руках помещен на стене алтаря в Троицком соборе Павлова Обнорского мон-ря (кон. XIX - нач. XX в.). По иконографии он близок к храмовой иконе, находившейся в местном ряду ц. во имя П. в кон. XIX - нач. XX в. (запечатлена на фотографии, сделанной до пожара 1909 г.). Образцы современных настенных изображений П.: на фасаде ц. прп. Корнилия Комельского в Грязовце Вологодской обл., в нижнем ряду на юж. стене вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов), поясные образы в одном из медальонов в Троицком соборе Пахомиева Нерехтского жен. мон-ря (2000-2005, А. В. Алёшин) и в стенописи ц. в честь Державной иконы Божией Матери в С.-Петербурге (артель с.-петербургских иконописцев). Изображение Св. Троицы, указывающее на посвящение собора Павлова Обнорского мон-ря, часто дополняет иконы П. разных иконографических изводов. Об этом свидетельствуют также тексты сохранившихся документов: образ П. «чюдотворца, во облаце Троица Живоначалная, писаны на золоте на глади» упоминается в описи Спасо-Каменного мон-ря 1670 г.; шитая хоругвь - образ П. «чюдотворца носящей большей, по голубой тафте, шит розными шелками с Троицею, подписи шиты золотом» - в описи Павлова Обнорского мон-ря 1654 г. (Переписные книги. 2011. С. 115, 276). Реже встречаются иконы с образом Спасителя в верхней части композиции, как в местном ряду Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Там же. С. 272). Господь Вседержитель. с преподобными Сергием Нуромским и Павлом Обнорским. Икона. Кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) Господь Вседержитель. с преподобными Сергием Нуромским и Павлом Обнорским. Икона. Кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) С сер.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

На картине 1989 г. худож. С. Б. Симакова (ныне игум. Рафаил; галерея совр. правосл. искусства в Угличе (УИХМ)) в живописной стилистике на холсте показано явление Богоматери К. (творческая переработка иконописного извода). Рельефный образ святого имеется на бронзовом поклонном кресте, установленном на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде (1997, скульптор А. В. Климков): К. изображен на наклонной перекладине, рядом с прп. Кириллом Новоезерским, напротив Череповецких преподобных. К. представлен также в росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов). В сонме Вологодских святых образ К. в орнаментированной «арке» входит в программу росписи часовни прп. Филиппа Ирапского в Череповце (1999-2000, мастера иконописной школы при МДА под рук. А. В. Алёшина). Лит.: Отписная книга Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря переписи В. Г. Данилова-Домнина, составленная при передаче мон-ря игум. Рафаилу и келарю Александру 2 дек. 1657 г./Опубл.: Ю. С. Васильев//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 130-169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 300-301, 454-455; Т. 2. С. 149-150; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92, 94-97, 103, 106. Кат. 31, 37, 39-42, 56; Святые земли Русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 118-121, 225, 230-231, 236-237. Ил. 66, 67, 139, 143, 146; Лука (Головков). Традициям верны. С. 70, 74; Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011. С. 24-25, 309-343, 397; Иконы XIV - нач. XX в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея/АМИИ. Архангельск, 2013. С. 198-199, 244-249. Кат. 87, 106. Е. А. Виноградова, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Кострома, 2004; Иванов В. Н. Кострома. М., 19782; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982; Шлычков Л. А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской обл. Ярославль, 1983; Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. М., 1984; Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов//Костромская земля: Краевед. альм. 1995. Вып. 3. С. 4-12; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1996-2009. Вып. 1-11; Каткова С. Плотничья работа за 1000 руб.//Губернский дом. Кострома, 1998. 4(29). С. 5-6; Археол. карта России: Костромская обл. М., 1999. С. 73; Сизинцева Л. И. Свято-Троицкий мон-рь//Костромская старина. 1999. 13. С. 13-16; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 2. С. 50-51; Ч. 3. С. 23-24, 93-95, 173-174, 328-331; Гусева С. М., Москалева Л. В. Архитектурно-этногр. музей в Костроме: Путев. М., 2003; Зонтиков Н. А. Утраченная святыня: храм Преображения Господня из с. Спас-Вёжи (Спас)//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 159-188; он же. Храмы Костромского р-на//Там же. С. 116-158; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь. М., 2003; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев мужской мон-рь и прп. Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004; Костромские святыни. Кострома, 20042; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. 2 т.; Рудченко В. М., Щёболева Е. Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008; Мон-ри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009; Фигуровский Н. А. Очерки средневек. истории г. Солигалича. Кострома, 2010; Щёболева Е. Г. Худож. центр Б. Соли в 1-й пол. XIX в.//ПРАМИ. 2010. Вып. 8. С. 358-408; она же. Центрические храмы с треугольным планом в Костромской и Ярославской обл.//Там же. С. 509-524; она же. Мон-ри пореформенного времени в Костромской и Ярославской губ.//Предмет архитектуры: Искусство без границ. М., 2011. С. 306-326; Диев М. Я., прот. История г. Нерехты. Кострома, 2012. Е. Г. Щёболева Изобразительное искусство Монументальная живопись «Единородный Сыне».

http://pravenc.ru/text/2458871.html

1610 Цит. по: Полетаева Е.А. «Уход в пустыню» в древнерусской и старообрядческой традиции: (На материале северно-русской агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 214215, Прил. II. 1611 См. об этом: Frank K.S. γγελικς βος: Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Münster, 1964; Руди Τ.Ρ. «Imitatio angeli» (проблемы типологии агиографической топики)//Русская литература, 2003. 2. С. 48−59. О мотивах уподобления ангелам в болгарской и сербской агиографии см. также: Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865−1459. München, 2000. S. 300, 364 u. а. Ср. историко-культурный анализ использования «ангельских мотивов» в древнерусских источниках о монашестве как элемента парадигмы «социальной смерти» в статье: Steindorff L. Einstellungen zum Mönchtum im Spiegel altrussischer Quellen//Archiv für Kulturgeschichte. 1993. Bd. 75, Heft 1. S. 65−90. 1612 См. об этом: Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. С. 212−213. (Записки Имп. Новороссийского ун-та; Т. 21). 1621 Там же, л. 447. Ср. в Житии Иоанникия Великого: «...поразумв же убо, яко яже в пустынях молва никакоже градскихъ разньствует ему мятежей» (цит. по: Леннгрен Т.П. Соборник Нила Сорского . М., 2002. Ч. 2. С. 182. (Studia philologia)). 1622 Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Д.Г. Демидов и др.; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2000. С. 28. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1623 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. С. 109. 1624 Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2004. С. 35. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1627 Раздел «О монастырях» изданного в 1722 г. «Прибавления к Духовному Регламенту» запрещал строительство «скитов пустынных» (см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2: Материалы. С. 28−29). Это не могло не сказаться на положении любителей пустынного безмолвия, которых принудительно возвращали в покинутые ими без игуменского благословения монастыри. Н.Н. Лисовой пишет об этом: «Так, монахов, сбежавших и возвращённых, надлежало держать по смерть во оковах в трудах монастырских» (Лисовой H.H. Восемнадцатый век в истории русского монашества. С. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 36.). Рисунок для Миней МП был выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 16). Рельеф с поясным фронтальным изображеним святого помещен в нижней части поклонного креста, установленного в Вологде на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора (1997, скульптор А. В. Климков). И. вместе со свт. Игнатием (Брянчаниновым) показан в монашеском облачении, куколь на плечах, длинные волосы причесаны на прямой пробор и спускаются на спину, правая рука прижата к груди, в левой - свернутый свиток. И. представлен на изразцовом рельефе того же автора с видом Спасо-Каменного мон-ря (1999 г., частное собрание). В росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде И. изображен на юж. стене, правая рука прижата к груди, в левой, опущенной,- развернутый вниз свиток с надписью «Молю, вы, братие, имейте страх божий» (1998-2000, А. Демидов). Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Совр. иконы И. имеются в храмах Вологодчины и в частных собраниях. И. изображен среди приписных Вологодских святых на иконе Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002, А. М. Зубов) в иконостасе придела прп. Кирилла Новоезерского ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. И. представлен справа, в традиц. облачении, со светло-каштановыми волосами ниже плеч. Тем же иконописцем ок. 2001 г. выполнена икона с изображением 9 Вологодских святых по заказу иерея Алексия Сорокина, являвшаяся некоторое время домашним моленным образом священника, а затем подаренная вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу, где и находится в наст. время. В верхней части композиции по центру - полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, Вологодские святые расположены на 2 регистрах, в верхнем - преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра - Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, под его изображением вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - И. и прп. Иосиф Заоникиевский. Святые изображены в рост, фронтально, И. в традиц. облачении, в левой руке - свернутый свиток.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Прп. Кирилл Белозерский. Икона на раке с мощами святого. 2005 г. Иконописец В. Т. Воеводова Прп. Кирилл Белозерский. Икона на раке с мощами святого. 2005 г. Иконописец В. Т. Воеводова В монументальной живописи образ К. часто вводился в программы росписей больших городских и монастырских соборов, напр. Преображенского собора в Ярославле (1563-1564, на сев.-вост. столпе; см.: Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 100. Табл. 9), Троицкого собора переславского Данилова монастыря (1662-1668, артель Гурия Никитина; см.: Сукина Л. Б. Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. С. 69. Табл. 4) или Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684, его же артель; см.: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 98-99. Ил. 49). В стенописи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя К. был представлен на западной стене (худож. П. Ф. Плешанов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). Достаточно условно тип «иконопортрета» святого воспроизведен на зап. стене паперти вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1902, вологодский живописец М. А. Алексеев). Скульптурный образ К. имеется на юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850, И. П. Витали). В XX в. наиболее известными изображениями К. стали работы мон. Иулиании (Соколовой) . К. представлен во главе группы Белозерских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» - на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); в молении Иисусу Христу - на единоличной иконе К. 30-40-х гг. XX в. (частное собрание; см.: Алдошина Н. Е., Алдошина А. Е. Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 128) - написана по образцу иконы прп. Александра Свирского нач. XVII в. (дар Г. Д. Костаки, ЦМиАР); вместе с др. собеседниками и учениками прп. Сергия - на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ (нач. 50-х гг. XX в.). Прорись с образом К. для Миней МП выполнили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 253). Наиболее значительным образцом современной иконописи является образ на раке К. письма В. Т. Воеводовой (2005, иконописная мастерская МДА). К. представлен на бронзовом рельефе креста, установленного на месте разрушенного Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (1997, скульптор А. В. Климков), в росписи на южной стене ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов) и др.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010