Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

Первый том — «Исследования» — включает публикацию сокращенной версии книги Святейшего Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии» (полностью опубликована ЦНЦ «Православная энциклопедия» в 1998 г.). Ценность этого труда заключается не только в том, что в нем впервые была последовательно изложена история Православия на Эстонской земле, но и в уникальном духе свидетельства, пронизывающего последние главы книги Патриарха Алексия, уроженца Эстонии, воспитанника и служителя Таллинской епархии Русской Православной Церкви, а затем и ее многолетнего архипастыря. Учитывая, что книга Патриарха Алексия завершилась изложением событий 1993 г., а также то, что при подготовке своего труда Патриарх Алексий не имел возможности так широко, как современные исследователи, пользоваться архивными материалами по истории Православия в Эстонии 1920-1940-х гг., редакция сочла возможным дополнить исследовательскую часть сборника более подробным историческим обзором основных событий в становлении и развитии церковного кризиса в Эстонии в XX-XXI вв. Этот обзор служит своеобразным путеводителем по второму тому издания, в который вошли более двухсот документов по истории Православия в Эстонии с 1917 по 2010 гг. Наряду с уже известными документами, значительную часть публикации занимают ранее не публиковавшиеся документальные свидетельства из Эстонского исторического архива, архива Эстонской Православной Церкви, архива Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Помимо этих архивных учреждений Церковно-научному центру большое содействие оказал таллинский историк протоиерей Игорь Прекуп, который предоставил многие важные материалы для этой книги. Редакция, хотя и ограниченная рамками издания, постаралась подготовить максимально репрезентативную подборку документов, включающую официальные церковные документы и переписку, свидетельства участников событий, важнейшие государственные и судебные решения. Все документы публикуются на русском языке, переводы с оригиналов (эстонских, греческих, английских, немецких, сербских, болгарских) осуществлены сотрудниками ЦНЦ «Православная энциклопедия», а также Ольгой Балытниковой (Санкт-Петербург) и Ольгой Титовой (Таллин). В ряде случаев, когда новый перевод существенно отличается от ранее публиковавшегося, это оговаривается в примечаниях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1430654...

18 февраля 2011 года на 43-м году жизни отошел ко Господу епископ Кременчугский и Лубенский Тихон. Владыка скончался во время рабочей поездки в Киев 18 февраля 2011 года на 43-м году жизни отошел ко Господу епископ Кременчугский и Лубенский Тихон. Владыка скончался во время рабочей поездки в Киев, сообщает patriarchia.ru . Отпевание новопреставленного архипастыря состоится в воскресенье, 20 февраля, в Свято-Успенском кафедральном соборе Кременчу га. Епископ Тихон (в миру Жиляков Николай Викторович) родился 9 июля 1968 года в г. Коммунарске (ныне г. Алчевск) в Луганской области в семье служащих. В 1985 году закончил школу 9 г. Коммунарска. В 1990 году закончил Коммунарский горно-металлургический институт (ныне Донбасский государственный технический университет). В 1990-1992 гг. обучался в аспирантуре КГМИ. В 1992 году нес послушание пономаря в Свято-Николаевском храме г. Алчевск. В том же году был рукоположен во диакона. 13 мая 1993 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. 22 мая того же года рукоположен во иеромонаха. В 1998 году он закончил Киевскую духовную семинарию. До 2006 года нес священническое служение в храмах г. Алчевска. С 2006 года служил в храме в честь Почаевской иконы Божией Матери города Рубежное Луганской области. С 2008 года сотрудник Отдела религозного образования и катехизации Северодонецкой епархии. 11 января 2009 года возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 2009 года (журнал 72) архимандрит Тихон (Жиляков) избран епископом Кременчугским и Лубенским. 29 ноября 2009 года за Божественной литургией в Трапезном храме Киево-Печерской лавры митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил хиротонию архимандрита Тихона. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/k-gospodu-otoshel-epis...

Библиография Арранц М. Историческое развитие Божественной литургии. Ленинград, 1978. Афанасий (Сахаров) , епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999. Балашов Н., протоиерей. На пути к литургическому возрождению/Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. [М., 2001]. («Церковные реформы». Дискуссии Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период). Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 1999 год. М., 1998. Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 2008 год. М., 2007. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: [В 2 ч.]. М., 1993. (Репр. с изд.: М., 1913). Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной литургии. [Ленинград, 1991]. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и Литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. (Репр.: М., 1996). Деснов Н., протоиерей. Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста //Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. Дьяченко Г. , протоиерей. Символические действия. Священнослужители. Киев, 2005. Желтов М. С., Правдолюбов С., протоиерей. Богослужение Русской Церкви. X–XI вв.//Православная энциклопедия. Том: Русская Православная Церковь . М., 2000. Ианнуарий (Ивлиев) , архимандрит. Литературные особенности Книги Откровения св. Иоанна Богослова//Православная энциклопедия «Азбука веры». Сайт архимандрита Ианнуария (Ивлиева) : (http://azbyka.ru/ivliev/index.shtml). Карабинов И.А. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское Чтение. Пг., 1915. С. 737–753; С. 953–964. Киприан (Керн) , архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже). М., 1999. Киприан (Керн) , архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. Лукьянов В., протопресвитер. Богослужебные заметки. Джорданвилль, 2001. Михаил (Мудьюгин) , архиепископ. Русская православная церковность: Вторая половина XX века. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Большая Акса. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь, Казанско-Богородицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1890. Адрес: Республика Татарстан, Дрожжановский район, село Большая Акса, улица Октябрьская, д. 45. Координаты: 54.627286, 47.498078 Проезд: Из Казани по автодороге Р-241 Казань - Ульяновск. Через 23 км после выезда из Буинска повернуть направо по указателю " Старое Дрожжаное " . Через 57 км (и примерно через 10 км после выезда из Старого Дрожжаного) повернуть налево по указателю " Городище " . Через 1,6 км свернуть направо на дорогу, ведущую ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-241 Казань - Ульяновск. Через 23 км после выезда из Буинска повернуть направо по указателю " Старое Дрожжаное " . Через 57 км (и примерно через 10 км после выезда из Старого Дрожжаного) повернуть налево по указателю " Городище " . Через 1,6 км свернуть направо на дорогу, ведущую в село Большая Акса, через 500 метров повернуть налево перед школой, еще через 200 - направо за школой. Церковь будет через 100 метров справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь построена в 1890 г. и освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери. Она была одновременно и приходским храмом, и школой, внутри делилась на три комнаты-класса. Колокольни проект не предусматривал. Сохранилась в сильно перестроенном виде. Церковь-школа построена на средства, собранные чувашским просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым и священником В.Н.Теняевым. Василий Николаевич Теняев - чуваш,уроженец д.Бюрганы Буинского уезда, выпускник Казанской духовной семинарии 1876 г, служил священником в Б. Аксе в 1891-1918 гг. и позже. С 1993 г. храм действует. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998.

http://sobory.ru/article/?object=21799

Закрыть Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) Читательский рейтинг: 239     Родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.     В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 г. по июнь 1986 г. служил в рядах Советской Армии.     После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию.     В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 г., в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».     В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.     9 октября 1990 г. в день праздника преставления св. апостола и евангелиста Иона Богослова рукоположен во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский).     9 апреля 1991 г., в день праздника Иверской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием хиротонисан во иеромонаха.     С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 г. назначен экономом Троице-Сергиевской лавры.     В июне 1995 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом лавры, с августа 1998 г., назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевской лавре.     С 1999 г. проводит обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).

http://ruskline.ru/author/_/danilov_geor...

Закрыть Ольга Куликовская-Романова Читательский рейтинг: 216 Ольга Николаевна Куликовская-Романова (урожденная Пупынина) родилась 20 сентября 1926 года в Валево в Югославии.   Отец: Николай Николаевич Пупынин – потомственный дворянин Тамбовской губернии, боевой казачий офицер Императорской и Белой армий, участник знаменитого Ледяного похода. Мать: Нина Конрадовна Коперницкая – художник, скульптор, образование получила в Варшаве и Мюнхене. С 1920 г. семья находилась в эмиграции: сначала в Югославии, после Второй мировой войны – в Венесуэле.   Закончила Мариинский Донской институт благородных девиц (филиал Смольного), эвакуированный из Новочеркасска во время Гражданской войны в г. Белая Церковь, Югославия. В годы Второй мировой войны была интернирована в Германию (Штутгарт), где работала на фабрике и пережила варварские бомбардировки мирного населения английской и американской авиацией. Впоследствии переехала в Южную Америку, получила медицинское, коммерческое, архитектурное образование, владела семью языками. Перебравшись в Канаду, работала переводчиком в государственных учреждениях.   В 1991 году вместе со своим супругом Тихоном Николаевичем организовала благотворительный Фонд «Программа помощи России» имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, своей свекрови. С этого момента Ольга Николаевна постоянно бывала в России, чтобы лично участвовать в оказании помощи конкретным больницам, приютам, организациям, отдельным людям. После смерти мужа в 1993 году возглавила деятельность Фонда, который за десять лет своего существования направил в Россию медицинского оборудования и предметов первой необходимости на сумму в несколько миллионов долларов. В 1998-1999 гг. Фонд провел две крупные гуманитарные акции уже непосредственно в России по оказанию помощи монашествующим и мирянам на островах Валаам и Соловки. Многолетние труды сотрудников Фонда и его председателя на ниве благотворительности и милосердия отмечены Патриаршей грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Начиная с 1995 г. Фонд взял на себя дополнительную миссию по проведению культурно-просветительской и архивной программы. В ее рамках 29 ноября 2001 г. в резиденции российского посла в Вашингтоне открылась выставка художественных работ Великой Княгини Ольги Александровны, приуроченная к 10-летию Фонда и 120-летию со дня рождения. Затем выставка экспонировалась в Москве (2002 г.), Екатеринбурге (2004 г.), Санкт-Петербурге и Москве в залах Российской Академии Художеств (июль-август 2005 г.), Балашихе (Московская обл., декабрь 2005 – январь 2006 г.) и везде получила только восторженные отзывы благодарных посетителей.

http://ruskline.ru/author/k/kulikovskaya...

Магаданская епархия Дата создания: 31 января 1991 г. Описание: Начало Православия на Колымской земле было положено в XVII веке русскими землепроходцами — казаками Москвиным, Дежневым и их сподвижниками. С приходом русских православных людей начали строиться часовни и храмы. До революционного лихолетья на Колыме насчитывалось около десяти часовен и церквей, которые впоследствии подверглись разрушению. На долгие годы духовная жизнь на крайнем Северо-Востоке страны замерла. Возрождение церковной жизни в епархии началось в 1989 году, когда был зарегистрирован Покровский приход в Магаданской области. Первоначально приход входил в состав Хабаровской епархии . Решением Священного Синода от 31 января 1991 года приходы на территории Магаданской области была учреждена Магаданская и Камчатская епархия, первым правящим архиереем которой стал епископ Аркадий (Афонин) . 28 ноября 1993 года на Магаданскую кафедру был назначен епископ Ростислав (Девятов). 28 декабря 1998 года Магаданскую епархию возглавил епископ Анатолий (Аксенов) , бывший до того викарным епископом Ярославской епархии . Решением Священного Синода от 19 июля 2000 года из состава Магаданской епархии была выделена  Анадырская епархия . 8 октября 2000 года управляющим Магаданской и Синегорской епархией решением Синода был назначен архимандрит Феофан (Ашурков) . По его инициативе в октябре 2001 года в г. Магадане было начато строительство Свято-Троицкого кафедрального собора. 7 мая 2003 года на Магаданскую кафедру назначен епископ Гурий (Шалимов) . Решением Синода от 5-6 октября 2011 года избран епископом Магаданским и Синегорским архимандрит Иоанн (Павлихин) . Епископ Иоанн (с 1 февраля 2016 года — архиепископ), приняв в управление Магаданскую епархию, начал активную деятельность по возрождению духовной жизни региона. В период с 2012 по 2021 гг. построено 18 храмов; 11 храмов находится в стадии строительства. Увеличилось количество духовенства. Ведется активная социальная деятельность. Особое внимание уделяется вопросам просвещения, церковно-общественным и миссионерским проектам.

http://patriarchia.ru/db/text/31455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ Варфоломей (Денисов Александр Анатольевич; род. 26. 02. 1975, г. Струнино Владимирской обл.), епископ Балаковский и Николаевский. С детства посещал богослужения в Троице-Сергиевой лавре . С 1990 г. нес послушание в алтаре и на клиросе при храме Преображения Господня г. Струнино. В 1992 г. окончил школу и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1993-1995 гг. служил в рядах Вооруженных сил РФ, после чего продолжил обучение в семинарии. В 1998 г., по окончании МДС, поступил в Московскую духовную академию. В 2002 г. окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Христианская этика межличностного общения», и был направлен в Саратовскую духовную семинарию для преподавательской работы. 25 июля 2002 г. принят в состав преподавателей семинарии. С 30 авг. 2002 г. исполнял обязанности проректора по воспитательной работе, в 2003 г. утвержден в этой должности. Епископом Саратовским и Вольским Лонгином (Корчагиным) 24 июня 2004 г. пострижен в монашество с именем Варфоломей в честь ап. Варфоломея, 27 июня тем же архиереем рукоположен во диакона, 4 июля 2004 г. — во иерея. С июля 2004 г. служил в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. 8 июля того же года включен в состав Епархиального совета Саратовской епархии. С 21 фев. 2005 г. являлся членом экзаменационной комиссии при Епархиальном совете Саратовской епархии по аттестации кандидатов на рукоположение в священный сан. 29 фев. 2008 г. назначен первым проректором Саратовской духовной семинарии. С 4 мая того же года повторно включен в состав Епархиального совета Саратовской епархии. 19 апр. 2009 г. возведен в сан игумена. С 9 авг. 2013 г. нес послушание настоятеля Архиерейского подворья — храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова при семинарии. 27 июня 2014 г. назначен заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин СДС. C 2016 г. — член аттестационной комиссии Саратовской епархии. Окончил Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского по направлению «Теология» (2016).

http://pravenc.ru/text/2708752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНТЕН [франц. Gantin] Бернарден (род. 8.05.1922, Тоффо, Дагомея, ныне Бенин), кард., префект конгрегации епископов (1984-1998), декан коллегии кардиналов (1993-2002). По окончании семинарии в г. Вида (Дагомея, ныне Бенин) 14 янв. 1951 г. рукоположен во пресвитера. В 1953-1956 гг. учился в Риме в папских Урбанском и Латеранском ун-тах. 11 дек. 1956 г. папой Римским Пием XII назначен титулярным епископом Типасы Мавританской и вспомогательным епископом архиеп-ства Котону. Епископскую хиротонию Г., состоявшуюся 3 февр. 1957 г. в Ватикане, возглавил кард. Эжен Тиссеран . 5 янв. 1960 г. назначен архиепископом Котону, став 1-м архиепископом из коренного населения Африки. Участвовал в работах Ватиканского II Собора . C 5 марта 1971 г.- помощник секретаря конгрегации евангелизации народов. 28 июня 1971 г. оставил управление архиеп-ством Котону и перешел на работу в Римскую курию. 26 февр. 1973 г. назначен секретарем конгрегации евангелизации народов, 19 дек. 1975 г.- зам. председателя папской комиссии «Справедливость и мир», с 16 дек. 1976 г.- пропредседателем комиссии. После прихода к власти в Дагомее в окт. 1975 г. правительства, заявившего о намерении создать социалистическое гос-во, Г. неоднократно выступал против притеснений католич. Церкви, арестов духовенства (в т. ч. Котонинского архиеп. Кристофа Адиму) и попыток запрета религ. образования. 27 июня 1977 г. папой Римским Павлом VI возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Святейшего Сердца Христа-Царя (S. Cordis Christi Regis). 29 июня 1977 г. назначен председателем комиссии «Справедливость и мир», 4 сент. 1978 г. также возглавил папский совет «Cor Unum». В февр. 1982 г. сопровождал папу Иоанна Павла II во время посещения Бенина. 8 апр. 1984 г. освобожден от обязанностей председателя папских совета «Cor Unum» и комиссии «Справедливость и мир» с назначением префектом конгрегации епископов и председателем папской комиссии по Лат. Америке. 25 июня того же года возведен в достоинство кардинала-пресвитера, с 29 сент. 1986 г. кардинал-епископ Палестрины. В 1988 г. участвовал в переговорах между Ватиканом и архиеп. Марселем Лефевром , безрезультатно пытаясь предотвратить раскол в Римско-католической Церкви. 1 июля 1988 г., после совершения архиеп. М. Лефевром и еп. Антонио де Кастро Майером епископских рукоположений без папского мандата, Г. подписал декрет об их отлучении от Церкви.

http://pravenc.ru/text/161658.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010