Отдельные исследования: A. Alt, Josua (1936), in: ders., Kleine Schriften I, München 1953, 176–192; ders., Das System der Stammesgrenzen im Buche Josua (1927), in: ders., Kleine Schriften I, München 1953, 193–202; ders., Judas Gaue unter Josia (1925), in: ders., Kleine Schriften II, München 1953, 276–288; A.G. Auld, Joshua, Moses and the Land: Tetrateuch-Pentateuch-Hexateuch in a Generation since 1938, Edinburgh 2 1983; K. Bieberstein, Lukian und Theodotion im Josuabuch (BN.B 7), München 1994; ders., Josua-Jordan-Jericho (OBO 143) Freiburg/Göttingen 1995; G. Braulik, Die Völkervernichtung und die Rückkehr Israels ins Verheißungsland, in: M. Vervenne/J. Lust (Hg.), Deuteronomy and Deuteronomic literature. FS C.H.W. Brekelmans (BEThL 133) Leuven 1997, 3–38; R.G. Boling, Joshua, Book of: ABD 3, 1992, 1002–1015; E. Cortese, Josua 13–21. Ein priesterschriftlicher Abschnitt im deuteronomistischen Geschichtswerk (OBO 94) Freiburg/Göttingen 1990; H.-J. Fabry, Spuren des Pentateuchredaktors in Jos 4,21ff, in: N. Lohfink (Hg.), Das Deuteronomium (BEThL 68) Leuven 1985, 351–356; J.P. Floss, Kunden oder Kundschafter (ATS 16/26) St. Ottilien 1982/86; V. Fritz, Die sogenannte Liste der besiegten Könige in Josua 12: ZDPV 85, 1969, 136–161; M. Görg, Josua (Person): NBL 2, 1992, 391f; ders., Josuabuch: NBL 2, 1992, 392–394; W.T. Koopmans, Joshua 24 as Poetic Narrative (JSOT.S 98) Sheffield 1990; R.G. Kratz, Die Komposition der erzählenden Bücher des Alten Testaments (UTB 2157) Göttingen 2000; N. Lohfink, Landeroberung und Heimkehr. Hermeneutisches zum heutigen Umgang mit dem Josuabuch, in: JBTh 12, 1998, 3–24; N. Na’aman, The Kingdom of Judah under Josiah: TA 18, 1991, 3–71; H.M. Niemann, Herrschaft, Königtum und Staat (FAT 6) Tübingen 1993; M. Noth, Studien zu historisch-geographischen Dokumenten des Josuabuches (1935), in: ders., ABLAK 1, Neukirchen-Vluyn 1971, 229–280; M.A. O‘Brien, The Deuteronomistic History Hypothesis. A Reassessment (OBO 92) Freiburg/Göttingen 1989; M. Ottosson, Tradition and History, with Emphasis on the Composition of the Book of Joshua, in: K. Jeppesen/B. Otzen (Hg.), Production of Time, Sheffield 1984, 81–106.141–143; H. Rösel, Studien zur Topographie der Kriege in den Büchern Josua und Richter: ZDPV 91, 1975, 159–190; Ch. Schäfer-Lichtenberger, Josua und Salomo. Eine Studie zu Autorität und Legitimität des Nachfolgers im Alten Testament (VT.S 58) Leiden 1995; L. Schwienhorst, Die Eroberung Jerichos (SBS 122) Stuttgart 1986; P. Weimar, Die Jahwekriegserzählungen in Ex 14 , Jos 10, Ri 4 und 1Sam 7 : Bib. 57, 1976, 38–73; M. Wüst, Untersuchungen zu den siedlungs-geographischen Texten des AT I. Ostjordanland (BTAVO.B 9) Wiesbaden 1975; K.L. Younger, Ancient Conquest Accounts (JSOT.S 93) Sheffield 1990; H.-J.Zobel, Josua/Josuabuch: TRE 17, 1988, 269–278. 0. Текст

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

язык. М., 1951. Ч. 1. С. 45, 47; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956. С. 154-156, 243-244, 248-249, 361-362, 365-366, 378-384; Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Рус. палеография. М., 1966; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению слав. азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; П. Ucmopuja српске Београд, 1971. С. 52-53, 78, 105, 106, 108, 113, 135; Мошин В. А. Палеографическо-орфографические нормы славяно-рус. рукописей//Метод. пособие по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 43-75; Панашенко В. М. Naлeorpaфiя укр. скоропису 2-ï пол. XVII ст. К., 1974. С. 39-41, 49, 53-56, 59, 63; Г. Mopфoлoruja натписа на Балкану. Београд, 1974. С. 22-23; Шицгал А. Г. Рус. типографический шрифт. М., 1974. С. 51-55; Загребин В. М. Заупокойные стихиры Азьбуковне в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. Бр. 3. С. 79; Б. Текстолошка састава и бpoja слова старословенске азбуке приема «Стихирима на и у српском препису//Там же. С. 110; Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собр. МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей НБ МГУ. М., 1987. С. 142-156; Истрин В. А. 1100 лет слав. азбуки. М., 19882. С. 159-176; Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 504-510; Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковнослав. языка. М., 1991р. С. 17-19; КМЕ. 1995. Т. 2. С. 836-837; Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 421; Щепкин В. Н. Рус. палеография. М., 1999п. С. 123-125, 139-143; Зализняк А. А. Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование// Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2000. Т. 10: Из раскопок 1990-1996 гг. С. 152-217; Гальченко М. Г. Второе южнослав. влияние в древнерус. книжности: (Графико-орфографические признаки второго южнослав. влияния и хронология их появления в древнерус. рукописях кон. XIV - 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

153 См. R. Dreier, Methodenprobleme des Kirchenrechts, в: ZevKR 23 (1978), сс. 343_347, здесь с. 348. 154 W. Aymans, Die wissenschaftliche Methode der Kanonistik, в: Fides et Ius. Festschrift fur G.May zum 65. Geburtstag, hrsg. von W.Aymans-A.Egler-J. Listl, Regensburg 1991, сс. 59_74 (итальянский перевод: Osservazioni critiche sul metodo della canonistica, в: Scienza giuridica e diritto canonico, под редакцией R. Bertolino, Torino 1991, сс. 97_119, здесь 101). 155 О данной проблематике в целом см. W. Stegmuller, Probleme und Resultate der Wissenschaftstheorie und Analytischen Philosophie, 4 voll., Berlin 1969_1984; о ее отзвуках в канонистике см. W. Aymans, Osservazioni cririche sul metodo della canonistica, op. cit., с. 102. 157 Его работы по этой теме собраны в первой части K. Morsdorf, Schriften zum kanonischen Recht, hrsg. von W. Aymans-K.-Th. Geringer-H. Schmitz, Paderborn 1989, сс. 3_67; последняя статья этой серии (Kanonisches Recht als theologische Disziplin) опубликована также в: Seminarium 15 (1975), сс. 802_821 и в AfKKR 145 (1976), сс. 45_58. 159 Не только в уже цитированной статье о канонистическом методе (см. прим. 57), но и в учебнике: Aymans-Morsdorf, Kan RI, сс. 67_71. 160 См. G. May-A. Egler, Einfuhrung in die kirchenrechtliche Methode, Regensburg 1986, особенно сс. 17_22. К тому же выводу склоняются также H. Heimerl-H. Pree, Kirchenrecht-Allgemeine Normen und Eherecht, Wien-New York 1983, сс. 20_22; S. Berlingm, Giustizia e carima nell " economia della Chiesa. Contributi per una teoria generale del diritto canonico, Torino 1991, сс. 16_22. 163 Его главным вкладом в разработку вопроса о методе канонисти ки остается собрание работ: Theologie des Kirchenrechts. Methodologische Ansдmze, Trier 1980 (формула, о которой идет речь, находится на с. 98); однако не следует забывать и предыдущие этапы, то есть книгу: A. Rouco Varela-E. Corecco, Sacvramento e dirittö antinomia nella Chiesa? Riflessioni per una teologia del diritto canonico, Milano 1971 (особенно сс. 43_48 и сс. 64_66) и выступления во время осбсуждения на Международном конгрессе в Памплоне, в: Actas III CIDC, Vol. 1, сс. 1189_1190 и 1232_1238, в частности, что касается данной формулы, с. 1234.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

85 270, с. 153. См. также отчет 1909 года Х. Э. Уилки Янга, британского вице-консула в Мосуле (Ирак) – «Заметки огороде Мосуле» – BFO 195/2308, перепечатанные в MES 7, (1971):232. 86 43, с. 163. В обычае арабских детей Палестины было бросание камней в евреев и христиан, что известно от большого количества европейских путешественников. См. inter alia (для Иерусалима, Наблуса, Рамлы), 51 стр. 193–195; (для Хеврона) 80, с. 142. 87 261, с. 25, idem 260, с. 23, 31, 47. В начале 19-го века в районе Черного моря один путешественник записывал: «В селении Корочесны мрачный темный цвет домов, почти переходящий в черный, показывает, что здесь живут райа (зимми), ни одному из которых, за исключением имеющих специальное разрешение, нельзя красить свои жилища в веселые цвета, столь принятые на Востоке. (96, с. 101). 90 13:92. Сходная практика упоминается и в Персии (1622), но, возможно, она и не применялась. См. 186 и док. 65. 92 Реконкиста – отвоевание коренным населением Пмренейского п-ова в 8–15 вв. территорий, захваченных арабами (прим. ред.) 96 (Доминиго Бадия из Леблиха) «Путешествия Алибея в Марокко, Триполи, на Кипр, в Египет, Аравию, Сирию и Турцию между 1803–1807 годами, описанные им самим» (Лондон, 1816). Многие путешественники XIX века утверждали, что жители Иерусалима, Хеврона и Наблуса отличаются наибольшей фанатичностью. 99 Фетва – в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату (прим. ред.) 104 Берберы – группа народов (тамазигт, рифы, шлёх. туареги, кабилы и др.) Северной Африки (прим. ред.) 106 54, том 3, раздел 64, гл. 60:5; том 2, раздел 58, гл. 5 и том 2, раздел 56, гл. 174. См. также о принципах равенства и милосердия, рекомендуемых при сборе подушного налога и запрещении эксплуатировать и возлагать непосильное бремя на налогоплательщиков в 5, стр. 159–195. 108 Сельджукиды – султаны тюркской (огузской) династии, правившие в ряде стран Ближнего и Среднего Востока в XI–haчaлe XIV веков (прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1907 г. Папский престол предоставил ей статус самостоятельной конгрегации. 20 мая 1917 г. папа Римский Бенедикт XV одобрил ее конституцию. Помимо Испании сестры работают в 38 странах мира, в 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1685 сестер в 249 мон-рях (An. Pont. 2011. P. 1514); генеральная курия находится в Риме. Терезианские кармелитки (сестры) (Congregation of the Teresian Carmelites, CTC), конгрегация, учрежденная в 1887 г. после отделения монахинь лат. обряда от конгрегации Матери Кармила. 30 нояб. 1969 г. включена в число регулярных терциариев ордена босых К., а 28 июня 1971 г. утверждена Папским престолом в качестве самостоятельной конгрегации. Сестры занимаются христ. воспитанием, медицинской помощью и социальным служением в Индии и нескольких странах Африки, в 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1490 сестер в 159 монастырях (An. Pont. 2011. P. 1516); генеральная курия находится в Кочине (шт. Керала, Индия). Сестры апостольского Кармила (Sisters of the Apostolic Carmel, AC), конгрегация, основанная 16 июля 1868 г. в г. Байонна (Франция) мон. Марией Вероникой Страстей (мирское имя - Софи Ливс) для миссионерской деятельности и социального служения в Индии. В 1870 г. получила каноническое утверждение в еп-стве Мангалур (совр. шт. Карнатака, Индия), а в 1878 г.- статус 3-го ордена (терциариев) босых К. В 1926 г. Папский престол наделил ее статусом самостоятельной конгрегации. Помимо Индии проводит миссионерскую, катехизаторскую и образовательную работу в Австралии, Пакистане, Кувейте, Кении и Филиппинах. В 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1673 сестры в 167 мон-рях (An. Pont. 2011. P. 1516); генеральная курия находится в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия). Общество св. Терезы Иисуса (Compañía de Santa Teresa de Jesús, STJ) учреждено 23 июня 1876 г. в Таррагоне (Испания) католич. св. пресв. Генрихом (Энрике) де Оссои-Сервельо в качестве института монахинь, совмещающих созерцательную жизнь с преподавательской деятельностью в школах для девочек. 16 сент. 1888 г. Об-во св.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Романова 1998 – Романова А. А. Паисий Лигарид//Словарь книжников 3/3. С. 8 – 12. Романчук 1999 – Романчук Роберт. Lectio divina: Монашеское чтение на Востоке и на Западе//Монастырская культура 1999. С. 36 – 43. Романчук 2003 – Романчук Р. Автор или читатель? Библейская цитата и библиографическая ссылка в текстах Древ- ней Руси (XI и XV веков)//Славяноведение. 2003. 2. С. 51 – 59. Ромодановская 1985 – Ромодановская Е. К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII – XIX веков. Новоси- бирск, 1985. Ромодановская 1990 – Ромодановская Е. К. Литературное творчество патриарха Никона и старообрядческие писате- ли//Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1990. С. 58 – 64. Ромодановская 1994 – Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге Нового времени: Пути формирования рус- ской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994. Ромодановская 1998 – Ромодановская Е. К. Стефан Вонифатьев//Словарь книжников 3/3. С. 500 – 501. Ромодановская 2002 – Ромодановская Е. К. Литературные элементы в сибирских челобитных XVII в.//Ромодановская Е. К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002. С. 337 – 345. Ромодановская 2003 – Ромодановская В. А. Сочинения Лактанция в переводе русских книжников рубежа XV – вв.//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 407 – 434. Ронен 2000 – Ранен О. Подражательность, антипародия, интертекстуальность и комментарий//Новое литературное обозрение. 2000. 2 (42). С. 252 – 256. Ротар 1900 – Ротар И. Епифаний Славинецкий – литературный деятель XVII в.//Киевская старина. 1900. Т. 71. Октябрь.С. 1 – 36; Ноябрь. С. 189 – 217; Декабрь. С. 347 – 400. Руди 2004 – Руди Т. Р. «Яко столп непоколебим» (об одном агиографическом топосе)//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 211 – 227. Рукописи Бильбасова – Ф. 73. Опись фонда. Л., 1971 (машинопись). Рукописи Оптиной пустыни – Описание рукописей Оптиной пустыни XIV, XVI – XIX вв. (по списку фондов Отдела значится под 214): В 4 т. М., 1953. Т. 1 (Опт. 1 – Опт. 159) (машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

409 См.: Staritz K. Zur Offenbarung Johannis 5:1//Zeitschrift fiir die neute-stamentliche Wissenschaft. Vol. 30. 1931. S. 160. 410 См.: Staritz К. Zur Offenbarung… S. 161; а также: Lohmeyer Е. Die Of-fenbarung des Johannes. S. 52. 413 См.: Roller О. Das Buch mit sieben Siegeln//Zeitschrift fiir die neutesta-mentliche Wissenschaft. Vol. 36. 1937. S. 103, 106. 418 Osborne G. R. Revelation. P. 249. Того же мнения придерживается, к примеру, Э. Лозе (см.: Lohse Е. Die Offenbarung des Johannes. S. 42). 420 Нужно отметить, что в немецком языке для обозначения долгового документа употребляется слово Schuldurkunde, первым корнем которого является Schuld. В обычном употреблении это слово означает «долг», а в религиозном контексте – «вину». Эту коннотацию не удается сохранить при переводе на русский язык. Далее при изложении своего мнения О. Роллер постоянно обращается к понятию «вины» человечества. 427 Это было подробно раскрыто в главе I настоящей работы (пункты 3.2.2, 4.2.2, с. 61–63, 81–82). 428 См.: Reichelt G. Das Buch… S. 183–185; Aune D. E. Revelation 1–5. P. 342–343; Morton R. One upon the Throne… P. 143. 431 К примеру, К. Штариц объясняет возникновение чтений focoOev xai блюйе.у и бдярооОгу xai блюйе.у тем, что переписчики сблизили это место с описанием свитка пророка Иезекииля ( Иез 2: 10 ) (см.: Staritz К. Zur Offenbarung… S. 158–159). 434 См.: Ford J. M. The Divorce Bill of the Tamb and the Scroll of the Suspected Adulteress: A Note on Apoc. 5. 1 and 10. 8–10//Journal for the Study of Judaism. Vol. 2. 1971. R 136–137. 437 См. критику этого мнения: Morton R. One upon the Throne… P. 142; Aune D. E. Revelation 1–5. P. 344. 438 См. краткий и взвешенный анализ существующих аргументов: Biguzzi G. Is the Babylon of Revelation Rome or Jerusalem?//Biblica. Vol. 87. 2006. P. 371–386. 439 См.: Aune D. Е. Revelation 1–5. R 342, а также: Римское частное право/Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 2005. С. 257. 440 Zahn Т. Introduction to the New Testament. Vol. 3. P. 394. Цит. nö Morton R. One upon the Throne… P. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Σ. 127-160; Sakk é lion. Documents inédits tirés de la bibliothèque de Patmos. I: Décret d " Alexis Comnène portant déposition de Léon, métropolitain de Chalcédoine//BCHell. 1878. Vol. 2. P. 102-128; Gautier P. Diatribes de Jean l " Oxite contre Alexis Ier Comnène//REB. 1970. Vol. 28. P. 5-55. Лит.: Гроссу Н., прот. Дело Халкидонского митр. Льва: Страница из истории религ.-церк. движений в Византии XI в.//ТКДА. 1917. 3/8. С. 232-248; Stephanou P. Le procès de Léon de Chalcédoine//OCP. 1943. Vol. 9. P. 5-64; idem. La doctrine de Léon de Chalcédoine et de ses adversaires sur les images//ibid. 1946. Vol. 12. P. 177-199; Grumel V. L " affaire de Léon de Chalcédoine: Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les biens sacrés//Études byzantines. Bucur., 1944. Vol. 2. P. 126-133; idem. Les documents Athonites concernant l " affaire de Léon de Chalcédoine//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 3. P. 116-135; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Étude prosopographique//REB. 1971. Vol. 29. P. 213-284; Γλαβνας Α. Α. Η π Αλεξου Κομνηνο (1081-1118) περ ερν σκευν, κειμηλων κα γων εκνων ρις. Θεσσαλονκη, 1972; Lamberz E. Vermisst und gefunden: Zwei Texte des Sophronios von Alexandria zur Bilderverehrung, die Akten des VII. Ökumenischen Konzils und eine Patriarchatsurkunde des 11. Jh. in einem griechischen Codex aus dem Besitz des Nikolaus von Kues (Harleianus 5665)//RHM. 2003. Bd. 45. S. 159-180; Лурье В. М. История визант. философии: Формативный период. СПб., 2006; idem (Loure é ). Une dispute sans justes: Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées//StPatr. 2006. Vol. 42. P. 321-340; Barber C. Contesting the Logic of Painting: Art and Understanding in 11th-Century Byzantium. Leiden; Boston, 2007; Луховицкий Л. В. Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемич. стратегии и выбор источников//ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 88-107. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/2463243.html

Barberini gr. 336, кон. VIII в., а также фрагменты Евхология из новых синайских находок, Sinait. gr. (NE) МГ 22, рубеж IX и X вв. Общее же число рукописей Л. П. Д. исчисляется сотнями, если не тысячами, поскольку эта литургия была и остается одной из 3 литургий, повсеместно совершаемых в правосл. мире, что и обусловило ее постоянное копирование. Впрочем, подавляющее большинство дошедших до нас списков относится уже к поздне- и поствизант. периоду и, как правило, не представляет большого интереса с т. зр. истории текста. Достаточно подробный - хотя и не полный - список греческих рукописей Л. П. Д., прежде всего древнейших, приведен в монографии прот. С. Алексопулоса ( Alexopoulos. 2009. P. 335-339), которая помимо прочего содержит наиболее подробное текстологическое исследование греч. формуляра Л. П. Д. (более ранние работы включают: Goar. Euchologion. P. 159-178; Μωρατης. 1955; Θουντολης. 1971 и др.). Для текстологии Л. П. Д. также имеют значение рукописи древних переводов этой литургии на др. языки православного мира: грузинский, арабский, славянский (в частности, текстология древнейших славянских рукописей Л. П. Д. подробно рассмотрена в работах А. С. Слуцкого и Т. И. Афанасьевой, прежде всего см.: Афанасьева. 2004; Slutskij. 2009), но исследования, которое на должном уровне обобщало бы данные византийских и переводных рукописей, пока не существует. См. также детальное сопоставление печатных изданий Л. П. Д. на церковнославянском, православных и униатских: Токорняк. 2002. Ядро формуляра Л. П. Д. образуют 7 священнических молитв: об оглашенных, о готовящихся к Просвещению, верных 1-я и 2-я, перед «Отче наш», главопреклонная и благодарственная, а также ряд диаконских ектений (они выписаны в рукописях не всегда, поскольку, очевидно, часто произносились по памяти) и возгласы - прежде всего Τ προηγιασμνα για τος γοις (      ). В подавляющем большинстве рукописей к этому базовому набору добавлены еще 2 или 3 молитвы: перед возгласом     заамвонная и в скевофилакионе (т.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

38. Исайя (VIII b. до н. э.) – один из библейских пророков. 39. Николай Кузанский (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель, философ, теолог, ученый-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. – Примеч. ред. 40. Софокл. Антигона. Пер. Ф. Ф. Зелинского. 41. Cм. E. Cassirer, 1932, и C. L. Becker, 1946; я писал (E. Fromm, 1961) о том, как гуманистическая философия продолжается в социалистическом гуманизме. 42. Томас Джефферсон (1743–1826) – один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США (1801–1809), один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. – Примеч. ред. 43. Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) – немецкий писатель и теолог, историк культуры, поэт; один из ведущих деятелей позднего Просвещения. – Примеч. ред. 44. Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) – немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель; основоположник немецкой классической литературы. – Примеч. ред. 45. И. В. Гёте, Ифигения. Пер. Н. А. Бочарова. 46. Иоганн Якоб Хоттингер (1783–1860) – швейцарский историк. – Примеч. ред. 47. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 48. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель, языковед. – Примеч. ред. 49. Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи. 50. Нибур Рейнгольд (1892–1971) – американский протестантский теолог, социальный философ, политолог. – Примеч. пер. 51. Мартин Хайдеггер (1889–1976) – крупнейший немецкий философ. – Примеч. пер. 52. Cм. E. Fromm, Man for Himself and Inquiry into the Psychology of Ethics, pp. 38–50; The Sane Society, pp. 22–66; и особенно E. Fromm and Ramon Xirau, eds., The Nature of Man, pp. 3–23. 53. Публий Теренций Афр (195–159 до н. э.) – древнеримский драматург. – Примеч. пер. 54. Аббат Пьер (Анри Антуан Груэ, 1912–2007) – французский общественный деятель, участник Сопротивления, католический священник. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010