Ср. притчу Иисуса Христа о «злых виноградарях» (Мф. 21:33-45; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19) и притчу из «Пастыря» Ермы о рабе и винограднике (Под. 5.2:1-5.7:3), см. упоминание притчи о «сеятеле» (Мф. 13:3-9) в 1 Клим. 24:1-5. Blomberg C. L. Interpreting the Parables of Jesus: Where are We and Where do We go from here?//The Catholic Biblical Quarterly, 1991, vol. 53, no 1. P. 77-78. Arndt W., Danker F. W., Bauer W., Gingrich W. F. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 759. Так, в притчах Иисуса Христа оправданным становится мытарь, а не фарисей, ближним оказывается самарянин, а не священник и левит т. п. Cf. Lewis C. S. Modern theology and biblical criticism//Brigham Young University Studies, 1968, vol. 9, no 1. P. 33-48; Frye N. History and Myth in the Bible//The Literature of Fact: Selected Papers from the English Institute./Ed. A. Fletcher. New York: Columbia University Press 1976. P. 1-19. Sider J. W. Rediscovering the Parables: The Logic of the Jeremias Tradition.//Journal of Biblical Literature, vol. 102, no. 1, 1983. Р. 63-63. Dunn J. D. G. Jesus Remembered: Christianity in the Making. Vol. 1. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing, 2003. P. 125-126. Ibid. P. 134. О том, что притчевые сравнения с Царством Небесным не претендуют на то, чтобы устанавливать тождества между деталями метафоры и реальностью, писал в III веке Ориген в своем толковании на Евангелие от Матфея 10:11: «в евангельских уподоблениях уподобляемое чему-либо Царство Небесное уподобляется не из-за всех [свойств], присущих предмету уподобления, но из-за некоторых, в которых нуждается воспринятое [слушателями] учение ( παραληφθες λγος)». См. Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. Кн. 10-11/пер. А. В. Серёгина//Богословские труды, 2007, no 41. С. 36. Снодграсс К. Притчи Иисуса: Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа. С. 64. Там же. С. 112. Там же. С. 56. Sider J. W. The Meaning of Parabole in the Usage of the Synoptic Evangelists. P. 470.

http://bogoslov.ru/article/6177836

кн. Васильке Ростиславиче) во Владимире Волынском, неподалеку от Успенского собора. (Всеобщая история архитектуры. М., 1968. Т. 6. С. 355–356; Иоаннесян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 104–112). О галицко-волынской архитектуре этого времени в целом: Icmopiя ykpaihcьkoro мистецтва. Ки¿в, 1967. Т. 2. Научно-исследовательская литература о каменном церковном зодчестве Северо-Восточной Руси XIII — сер. XV в. к настоящему времени очень велика. См., например, работы общего характера: Максимов П. Н. К характеристике московского зодчества XIV–XV вв.//Материалы и исследования по археологии СССР. М.—Л., 1949. Т. 12; История русского искусства. М.—Л., 1956. Т. 3; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв. М., 1962. Т. 2; Всеобщая история архитектуры. Т. 6. С. 34–42; Очерки русской культуры XIII–XV вв. М., 1969. Ч. 2. С. 235–253. Известия о строительной деятельности кн. Романа углицкого восходят к Углицкому летописцу — источнику позднему (XVIII в.) и в древней части недосто- верному. Церковному зодчеству Пскова XIII–XV вв. также посвящена обширная литература. Отметим ряд работ общего характера: История русского искусства. М.—Л., 1954. Т. 2. С. 310–339; Спегальский Ю. М. Псков. М.—Л., 1963 (и более поздние издания); Всеобщая история архитектуры. Т. 6. С. 23–34; Очерки русской культуры. С. 227–234; Седов В. В. Происхождение и становление псковской архитектурной традиции. АКД. М., 1989; Комеч. Каменная летопись Пскова. Литература, посвященная церковной архитектуре Новгорода XIII–XV вв. еще более многочисленна. Из работ общего характера следует указать следующие: История русского искусства. Т. 2; Всеобщая история архитектуры. Т. 6. С. 11–22; Очерки русской культуры. С. 213–225; Каргер М. К. Новгород Великий. М.—Л., 1961 (и более поздние издания). Во времена митр. Макария представления о самостоятельной художественной ценности памятников древнерусского церковного зодчества (в особенности старше XVI в.) находились еще в стадии формирования, к тому же первоначальный облик многих построек был искажен в результате позднейших ремонтов и переделок, что препятствовало изучению архитектурного стиля.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

108. Washington to James Anderson, Dec. 24, 1795//The Writings of George Washington. Vol.34./Ed. John C. Fitzpatrick. Washington, D.C., P.407. 109. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.73. 110. Fuller E., Green D. God in the White House: The Faith of American Presidents. N.Y., 1968. P.10-11. 111. Marty M. Legends in Stained Glass//Christian Century 93 (May 5, 1976). P.447. 112. Boller P. Jr. George Washington and Religion. Dallas, 1963. P.10. 113. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д. Указ. соч. С.427-451 и Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.65-87. 114. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. 115. Mead S. The Lively Experiment. N.Y., 1963. P.73. 116. Menendez A. Religion and the U.S. Presidency. N.Y., 1986. P.67. 117. Wolf W. Lincoln " s Religion. Boston, 1970. P.26. 118. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.1/Ed. Roy Basler. New Brunswick, N.J., 1953. P.382. 119. Там же. 120. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.94. 121. Wolf W. Указ. соч. Р.39,131. 122. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.4. P.236. 123. Там же. Р.193-194. 124. Там же. Vol.5. P.532-537. 125. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.99-100. 126. Там же. Р.102. 127. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P.42. 128. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.105. 129. Там же. 130. Там же. Р.107. 131. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С.12. 132. Заметим, что данная тенденция - уподобление " лидера " Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя - присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т.д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T. Stigmata. A Medieval Phenomenon in a Modern Age. N.Y., 1994).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

SSJ – Slovnik slovenského jazyka. D. I–VII. Bratislava, 1959–1968. SSKJ I – V – Slovar slovenskega knjihnega jezika. Kn. I–V. Ljubljana, 1970–1991. SSN I – Sovnik slovenských nárei. D. I–. Bratislava, 1994–. S. stpol. – Sownik staropolski. Т. 1–. Warszawa, 1953–. Stabej 1997 – Stabej J. Slovensko-latinski slovar. Ро: Matija Kastelec – Gregor Vorenc, Dictionarium latino-carniolicum (1680–1710). Ljubljana, 1997. Tsibranska-Kostova 2004 – Tsibranska-Kostova М. Le premier pénitentiel vieux slave «Zapovedi svetih otec» en tant que modèle de texte//Scripta. 2/2004. Р. 243–258. Vašica, Nom – Vašica J. Nomokanon//Magnae Moraviae Fontes Historici. IV. Brno, 1971. S. 205–363. Vašica, ZakSud – Vašica J. Zakonъ sudnyi ljudьmъ – Soudní zákoniík pro lid//Magnae Moraviae Fontes Historici. IV. Brno, 1971. S. 147–177 (введение), 178–198 (текст). Vašica, ZSO – Vašica J. Zapovdi svemyichъ отьсь – Ustanovení svamýchъ otcu//Magnae Moraviae Fontes Historici, IV. Brno, 1971. S. 137–138 (введение), 138–146 (текст). Vondrák 1904 – Vondrák V. Zachodnio-europejskie postanowienia pokutne w jezyku cerkiewnosowiaskim. W Krakowie, 1904. Wasserschleben 1851 – Wasserschleben F. W. Н. Die Bussordnungen der abendländischen Kirche nebst einer rechtsgeschichtlichen Einleitung. Halle, 1851 [переизд.: Graz, 1958). Wiehl 1974 – Wiehl I. Untersuchungen zum Wortschatz der Freisinger Denkmäler. Christliche Terminologie. München, 1974. Zagrebin 1988 – Zagrebin V. М. Der Kodex 42 der Sammlung Gil " ferding der Staatlichen Öffentlichen      Bibliothek «М. Е. Saltykov-Šedrin», Leningrad//Berlinski Sbornik. Vollständige Studienausgabe in Originalformat von Ms. (Slav.) Wuk 48 aus dem Besitz der Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, Berlin und von Ms. О.р. 1.15 der Staatlichen öffentlichen Bibliothek «М. Е. Saltykov-Šedrin», Leningrad. Eing. u. hrsg. von Heinz Miklas, mit einem Anhang von V. М. Zagrebin. Graz, 1988. S. 105–112. Читать далее Источник: Заповеди святых отец : латинский пенитенциал VIII века в церковнославянском переводе : исследование и текст : [монография]/К. А. Максимович ; Российская акад. наук, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. - 206, с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

– С. 175–177; Веймарн G.B. Apxeoлoriчhi роботи в paйohi Ihkepмaha//Apxeoлonчhi пам’ятки УРСР. – Κ., 1963. – T. 13. – C. 81; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 121–132; Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени. – С. 45; Веймарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья Юго-Западного Крыма//Археологические исследования средневекового Крыма. – К., 1968. – С. 60–61; Бертье-Делагард A.A. Каламита и Феодоро//ИТУАК. – 1918. – – С. 37–40; Тиханова М.А. Базилика//Материалы по археологии Юго-Западного Крыма. МИА. – 1953. – – С. 337–338, рис. 3; С. 385, рис. 42, б; Веймарн Е.В., Даниленко В.Н., Герцен А.Г. Работы Мангупского отряда//АО 1973 г. – М., 1974. – С. 255; Герцен А.Г. К проблеме типологии городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995: – С. 86; Бармина Н.И. Мангупская базилика в свете некоторых проблем крымского средневековья//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27.). – Симферополь, 1995 – С. 79; Бармина Н.И. Вопросы и ответы; опыт источниковедческого анализа//Кумуляция и трансляция византийской культуры: Материалы XI Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 12; Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму. – С. 114–115; Якобсон A.A. Разведочные раскопки средневекового поселения Горзувиты//КСИИМК. – 1954. – Вып. 53. – С. 111–112, Лосицкий Ю.Г., Паршина Е.А. Эски-Керменская базилика//Православные древности Таврики (Сборник материалов по церковной археологии). – К., 2002. – С. 99–113; Хрушкова Г.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения)//ВВ. – 2004, – Т. 63 (88). –С. 177–179. 723 При них были найдены два золотых колечка и остатки ткани с золотными нитями (Производство археологических раскопок. Таврическая губерния. Раскопки в Мангупе//ОАК за 1913–1915 годы. – С. 74,76, рис. 110). 724 Кирилко В.Б. Византийская архитектура Мангупа//Археология Крыма. – Симферополь, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: издания и переводы: Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes J. Mateos. R., 1962–1963. 2 t. (OCA; 165–166); Nueva Biblia Española/Trad. L. Alonso Schökel, J. Mateos. Madrid, 1975, 19772; монографии: Lelya-apra: Essai d’interpretation des matines chaldéennes. R., 1959. (OCA; 156); La Célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine: Étude historique. R., 1971. (OCA; 191) (рус. пер.: История литургии свт. Иоанна Златоуста/Пер.: С. В. Голованов. Омск, 2010. Т. 1: Служение Слова в визант. литургии: Ист. очерк); Cristianos en fiesta. Madrid, 1972 (англ. пер.: Beyond Conventional Christianity. Manila, 1974); El aspecto verbal en el Nuevo Testamento. Madrid, 1977. (Estudios de Nuevo Testamento; 1); избранные статьи: La vigile cathédrale chez Égérie//OCP. 1961. Vol. 27. P. 281–312; Office de minuit et office du matin chez S. Athanase//Ibid. 1962. Vol. 28. P. 173–180; L’office monastique à la fin du IVe siècle: Antioche, Palestine, Cappadoce//Oriens Chr. 1963. Bd. 47. S. 53–88; L’office du soir: Ancienne structure et realizations concrètes//Revue du clergé africain. 1964. T. 19. P. 3–25; La psalmodie dans le rite byzantin//POChr. 1965. T. 15. P. 107–126; Quelques aspects théologiques de l’office du matin//Revue du clergé africain. 1965. T. 20. P. 335–349; The Evolution of the Byzantine Liturgy//John XXIII Lectures. N. Y., 1965. Vol. 1. P. 76–112 (рус. пер.: Матеос Х., Тафт Р. Развитие визант. литургии. К., 2009. С. 9–76); The Origins of the Divine Office//Worship. Collegeville (Minn.), 1967. Vol. 41. P. 477–485; The Morning and Evening Office//Ibid. 1968. Vol. 42. P. 31–47; Les origines de l’office divin//Mateos J. De officio matutino et vesperino in ritibus orientalibus. R., 1969. P. 5–16; Anciennes descriptions de l’office du soir//Ibid. P. 49–59; Théologie du baptême dans le formulaire de Sévère d’Antioche//I Symposium Syriacum, 1972. R., 1974. P. 135–161. (OCA; 197); The Message of Jesus//Sojourners. Wash., 1977. Vol. 6. N 6. P. 8–16; «Eθς» y sinónimos en el evangelio de Marcos y demás escritos del Nuevo Testamento//Cuestiones de gramática y léxico. Madrid, 1977. P. 103–139. (Estudios de Nuevo Testamento; 2); Análisis de un campo lexemático: «Eulogia» en el Nuevo Testamento//Filología Neotestamentaria. Córdoba, 1988. Vol. 1. P. 5–25; El adverbio «arti» en el Nuevo Testamento//Ibid. 1995. Vol. 8. P. 85–94 (colab. J. Peláez).

http://pravenc.ru/text/2562574.html

Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой ул. в С.-Петербурге. СПб., 1913; Фомин И. А. Земцов Михаил Григорьевич//Кат. Ист. выставки архитектуры при V Всерос. Съезде зодчих в Москве, 1913. [М., 1914]. С. 14-15, 53-54; Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 28-45, 60, 70; она же. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. С. 68-72, 76, 91, 99, 162, 214, 260; Шилков В. Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I//Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в. М., 1954. С. 129, 140, 154, 163; Бронштейн С. С., Грозмани М. В. Неизвестные проекты М. Г. Земцова и И. Бланка//Очерки и мат-лы по истории строительно-архит. дела в России. Л., 1956. С. 99-122; они же. Неизвестный проект М. Г. Земцова: Проект Троицкого собора в Петербурге, XVIII в.//Сообщ. Ин-та истории искусств. М., 1956. Вып. 7: Архитектура. С. 70-79; Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х гг. XVIII в.//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1960. Т. 5. С. 122-150, 183; Борисова Е. А. Архитектурное образование в Канцелярии от строений во 2-й четв. XVIII в.//Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1961. [Вып.] 1960: Архитектура и живопись. С. 97-131; она же. «Архитектурные ученики» петровского времени и их обучение в командах зодчих-иностранцев в Петербурге//Рус. искусство 1-й четв. XVIII в.: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1974. С. 69-80; Вздорнов Г. И. Архитектор П. А. Трезини и его постройки//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 139-156; Борисова Е. А., Калязина Н. В. Лепной декор в жилом интерьере Петербурга 1-й четв. XVIII в.//Там же. С. 112, 116-118; Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975. С. 24, 26, 28-29; она же. К истории строительства Итал. дворца в Петербурге//Рус. искусство барокко: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1977. С. 212-215; она же. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой пл. Петербурга//От Средневековья - к Новому Времени: Мат-лы и исслед. по рус. искусству XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1984. С. 80, 84; она же. М. Земцов//Зодчие С.-Петербурга: XVIII в.

http://pravenc.ru/text/199723.html

282 См. J. Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought (Washington: Corpus, 1969), p. 100—102. 283 CM. Maximus the Confessor, Ad Thai, 60; PG 90:62lA. 284 Maximus the Confessor, Amb.; PG 91:1057в. 285 Milton V. Anastos, «The History of Byzantine Sciencë Report on the Dumbarton Oaks Symposium of 1961», Dumbarton Oaks Papers 16 (1962), 411. 286 Basil of Caesarea, In Hex., horn. 5; PG 29:1160?. 287 Там же, 3; PG 29:73c. 288 Maximus the Confessor, Cap. gnostica, I, 10; PG 91:1085?—1088?. 289 См., в частности, Maximus the Confessor, Ad Thai. 61; PG 90 290 Gregory Nazianzus, Or. 38, 9; PG 36:320c; John of Damascus, De fide orth., II, 3; PG 94:873. 291 Maximus the Confessor, De Char., Ill, 25; PG 90:1024BC. 292 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 293 Gregory of Nazianzus, Carm.; PG 37:452. 294 Gregory of Nyssa, De opif. horn. 5; PG 44:137c. 295 Jean Danielou, Platonisme et theologie mystique (Paris: Aubier, 1944), p. 54. 296 Gregory Palamas, Triads, I, 1, 9; ed. J. Meyendorff (Louvain, 1959), p. 27. 297 Синергия — содействие, соучастие (греч.) 298 Там же, ed. Meyendorff, p. 203. 299 См. Danielou, Platonisme ei theologie mystique, p. 240—241. 300 Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 9Ï1109cD. 301 Gregory Palamas, Horn. II; PG 151:125д; См. другие ссылки в кн.: J. Meyenr dorff, A. Study of Gregory Palamas (London: Faith Press, 1964), p. 122—124. 302 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 103. 303 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 304 Vladimir Lossky, The Mystical Theology, p. 201. 305 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 119. 306 Maximus the Confessor, Amb.. 41; PG 91:13050. 307 Gregory Palamas, Horn. 16; PG 157:204A. 308 De Char . IV, 90; PG 90:1069c. 309 Maximus the Confessor, Liber Asceticus; PG 90:953?. 310 Maximus the Confessor, Expos, or. dom.; PG 90:905А; об этом см. J. Meyendorff, Christ, p. 112—113. 311 Photius, Library, 177; ed. R. Henry (Paris: Belles Lettres, 1960), 2:177. 312 Gregory of Nyssa, De opif. horn. 16; PG 44:185в. 313 See Joseph A. Fitzmeyer, S.J., in The Jerome Biblical Commentary (Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968) 53:56—57 (II, p.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Но ропотом своим они все испортили; за то теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты ропщи». С этими словами умершая возвратилась к жизни.    Старец Амвросий никогда не отстранял от себя решения самых сложных вопросов семейной жизни. Несмотря на то, что он сам никогда не был связан узами семейной жизни, он не замыкался в узком кругу монашеских интересов, но всегда сострадал и людям семейным. Его наставления как монашествующим, так и мирянам преисполнены духовного и жизненного опыта и свидетельствуют, что автор их имел особое, благодатное помазание.    В образе оптинского иеросхимонаха Амвросия светлыми чертами запечатлевается высокий и ясный ум, непреклонная воля и любвеобильное сердце. Всю свою жизнь он стремился достигнуть одной главной цели — стяжать в своей душе Царствие Божие. Он был воистину одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений душ человеческих, опытнейшим врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем идущим по пути ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину внутренней, духовной жизни человека, указывают ему высшую цель — Царство Небесное — и пути достижения его.    Иером. Игнатий. В поисках живого Бога. Религиозно-философская библиотека, 1914, стр. 5.    Доц. иером. Марк. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, ч. 1. Загорск, 1968, стр. 213.    Епископ Игнатий. Полное собрание писем, ч. 1, стр. 310, п. 425.    Там же, стр. 112, п. 53.    Приложение, т. 3, стр. 223, письмо 369.    Епископ Игнатий. Сочинения, т. 1. СПб, 1915, стр. 86.    Там же, стр. 87.    Полное соорание писем еп. Игнатия, ч. 2, стр. 324, пис. 428.    Сочинения еп. Игнатия, т. 1, стр. 86.    Полное собрание писем еп. Игнатия, ч. 2, стр. 136, пис. 324.    Там же, стр. 47, пис. 291.    Полн. собр. писем еп. Игнатия, ч. 1, стр. 481, пис. 247.    Там же, ч. 2, стр. 152, пис. 328.    Полн. собр. писем еп. Игнатия, ч. 2, пис. 510, стр. 29.    Там же, пис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Тифлис, 1900. С. 17-21; Tschubinaschwili G. Untersuchungen zur Geschichte der georgischen Baukunst. Bd. I. H. 1//Die Kirche des heiligen Kreuzes von Mzcheta. Tiflis, 1921; Джавахишвили И. А. Новооткрытые древнегруз. рукописи и их значение для науки//Сообщ. Тбилисского ун-та. Тифлис, 1922/1923. Вып. 2. С. 324-336 (на груз. яз.); он же. Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1962. Т. 3/4. С. 5-12 (на груз. яз.); он же. Введение в груз. письменность, или Палеография//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 155-163 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 87, 94, 108-109, 115, 142-149 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; idem. I monumenti del tipo di Gvari. Mil., 1974; он же. Двани, храмы Грузии типа Croix Libre, или «писанного в прямоугольник креста» в VI и VII вв.//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978; Чхиквадзе М. А. Архитектура Джвари. М., 1940; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. Тбилиси, 1944. С. 164-174 (на груз. яз.); он же. То же. М., 1950. Т. 1. С. 113-114, 127-128; Северов Н. П. , Чубинашвили Г. Н. Мцхета. М., 1946. С. 31-40; Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 171-172. Ил. 6-8; Беридзе В. В. Архитектура Грузии. М., 1948. С. 22-27; он же. Джвари. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); он же. Груз. архитектура раннехрист. времени, IV-VII вв. Тбилиси, 1974. С. 25-31; Абуладзе И. В. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тбилиси, 1949. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Замечания по поводу ст. П. М. Мурадяна «Армянская надпись храма Джвари»//Мацне. 1968. 4. С. 171-189 (на груз. яз.); Андгуладзе Н. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Djobadze W. The Sculptures on the Eastern Facade of the Holy Cross of Mtskheta//OrChr. 1960. Bd. 44. Р. 112-135; 1961. Bd. 45. Р. 70-77; Гвердцители Р. Мцхета. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Закарая П. П. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1966; он же. Памятники Вост. Грузии. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/171823.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010