миропонимание» 1954–1958, 1960 – ежегодные поездки в Европу: Франция, Германия 1956 – во Франкфурте–на–Майне выходит книга Лосского «Общедоступное введение в философию» 1957 – во Франкфурте выходит книга «Характер русского народа» 1958, 8 февраля – смерть сына Владимира 1960 – переезд в Париж 1960, ноябрь – помещен в клинику в Русском доме в г. Туре (Франция) 1965, 24 января – скончался, похоронен на русском кладбище Сент– Женев де–Буа Основные труды Н. О. Лосского Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. – СПб., 1903. Обоснование интуитивизма: пропедевтическая теория знания. – СПб., 1908. Сборник элементарных упражнений по логике. – СПб., 1911. Логика проф. А. И. Введенского . – М., 1912. Интуитивная философия Бергсона. – М, 1914. Мир как органическое целое. – М., 1917. Чего хочет партия народной свободы? – М., 1917. Введение в философию. – Пг., 1918. Материя в системе органического мировоззрения. – Пг., 1922. Логика. – Пг., 1922. Материя и жизнь. – Берлин, 1923. Свобода воли. – Париж, 1927. Идея конкретности в русской философии. – Прага, 1933. Гегель как интуитивист. – Белград, 1933. Русская философия XX века. – Париж, 1938. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – Париж, 1938. Условия абсолютного добра. – Париж, 1938. История русской философии. – Париж, 1954. Воспоминания: жизнь и философский путь. – Мюнхен, 1968. Архивные документы На страницах 11, 20, 82 опубликованы фотографии Н. О. Лос- ского, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). На страницах 111–118 опубликованы документы, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб): Рис. на с. 111–112: Аттестат зрелости 509 Гимназии Императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института Н. О. Лосского (1890 г.). Рис. на с. 113: Прошение Н. О. Лосского от 11 сентября 1891 года. Рис. на с. 114: Прошение Н. О. Лосского от 18 апреля 1895 года. Рис. на с. 115: Свидетельство 660 об обучении Н. О. Лосского на Естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета с августа 1891 года по 24 марта 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

1964 Ер. 9. Диакону, которому поручено было отнести письмо Кирилла, наказано было передать письмо только в таком случае, если Целестин получил сообщение от Нестория. Хотя Кирилл так далеко зашел в лести Целестину , однако же самая преувеличенность выражений, приводимых из него Фомой Аквинатом (см. Gieseler. 2:2:221), на которые долго ссылалась защита римского главенства, свидетельствует несомненно об их, подложности, и они составляют часть той великой подделки, которая совершена была в половине XIII столетия. 1968 Hard. 1:1349; Theodorit, Ep. 112, p. 983; Cyrill, 6:157 и след. 200, и след., Mar. Merc. 933 и след. 1983 Епископ александрийский первоначально был только единственным митрополитом в своем патриархате. Около этого времени, по-видимому, под его ведением было несколько митрополитов, хотя они не имели такой же власти или независимости, как митрополиты в других местах. 2004 Synodicon ар Baluz., Collect. Nova. Concill. Paris, 1683 г., pp. 741, 769, 840, 843, 874, 906; Socr. 7:34. 2021 Evagr. 1:7; Theodoret. Lector. 2:38; Theophanes, p. 142; Baron. 436–9; Gibbon, 4:350–1. Смерть Нестория вообще относится к 440 году, и рассказ, что он жил до собора Халкидонского (451 г.), и был вызван для заседания на нем, по предположению, был изобретен евтихианами, с целью возбуждения недоверия к этому лицу. 2027 Евтихианский спор и возникшая из него полемика наполняют три тома (6–8), каждый около тысячи страниц в тщательном и непостижимо скучном сочинении Вальха «Historie der Kätzereien». 2034 Существует рассказ, что по наречении Флавиана на его кафедру (446 г.), Хрисафий послал требовать от него евлогий (то есть, благословений), каковое название давалось тем подаркам, которые делались влиятельным лицам, помогавшим достигнуть высокого назначения, и что Флавиан оскорбил евнуха тем, что или послал ему церковную тарелку с целью устыдить его, или послал несколько благословенных хлебов, называвшихся евлогиями, и когда ему сказали, что от него требуют золота, то он отвечал, что у него нет золота, кроме как в священных сосудах, так как суммы церкви принадлежат Богу и бедным. Evagr. 2:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности ( Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7//ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15//MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7//MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия ( Hariulf. Chron. III 12//Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ( [Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49//PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) ( Pastoureau. 2013).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

Даже и теперь, скрытая в глубинах народа, она, по-видимому, в большей мере, чем что можно установить извне, питает духовно различные круги народа. 153 Что не исключало многих темных сторон семейной жизни в русском народном быте. 154 См. ТЕРЕЩЕНКО: " Быт русского народа " , Часть II: Свадьбы. СПБ., 1848 г., стр. 448, 269, 3, 6, 7, 179, 196, 226, 284, 342, 301. См. " Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России " под ред. Н. Харузина, выш. I, Москва, 1889, стр. 112-113. 155  См. мою книгу " Из русской культурной и творческой традиции " , 1959 г., стр. 19-25. 156 Письмо от 10 сентября 1857 г. (Полное собрание сочинений А. С. ХОМЯКОВА, 1900, том III, стр. 405-406). 157 Вспомним, напр., образ княгини Натальи Борисовны Долгорукой. 158 Очерк, " Авдотья Петровна Елагина " (1877). См. " Собрание Сочинений " К. Д. КАВЕЛИНА, том III, стр. 1121-22, 1125, 1226, 227. 159 Читая эти слова вспоминаешь некоторые черты из образа бар. Ольги Михайловны Врангель (рожд. Иваненко), умершей в 1968 году. 160 Н. И. АСТРОВ: " Воспоминания " . УМСА. Париж, 1941, стр. 40-41. Срв. еще образ Марины Ник. Гагариной, образ просветленной доброты. 161  Были, конечно, в особняках и усадьбах и старинные библиотеки " вольтерьянско-вольнодумного " оттенка - направление, которым увлекался ряд русских просвещенных людей конца 18-го века. Но те старые семейные библиотеки, с которыми я имел дело в своей юности, имели другой - преимущественно гуманистически-религиозный характер. 162 См. об этом подробнее в моей книге " Из русской культурной и творческой традиции " . 163 См. мою статью Roots of Russian Ecumenism (in St. Vladimir " s Seminary, Quarterly, 1962, Vol. 6, pp. 3-15). - См. ниже: Встречи xp. Востока с хр. Западом. 164 И. А. КУРГАНОВ: " Семья в СССР 1917-1967 " . Нью-Йорк, 1967, 330 стр. Эту превосходную книгу следовало бы, по-моему, скорее назвать: " Семья в СССР согласно плану Советской власти " . 165 См. об этом следующие замечательные книги, написанные русскими и напечатанными в Германии по-немецки во второй половине 30-ых годов. 1) ANDREI RUSSINOW: Die qrosse Teuschunq. Verlag Hellmuth Wollermann, Berlin-Steglitz, 1936-1937; 2) Aut der Suche nach Russland, (Sowjetrussland und das wahre Russland). Hesse und Becker Verlag, Leipzig, 1939 ALEXANDRA ANZEROWA: 1) Aus dem Lande der Stummen. Bergstadtverlag Breslau, 1936; 2) Am Weissen Meere. Verlag Ferd. Schoenlngh, Paderborn, 1938. 166

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

1220a. Ср.: Congar Y. L’Ecclesiologie du haut Moyen–Age. Paris, 1968. P. 388 («Отрицание сугубо формальной власти, носящей чисто юридический характер, имело под собой веские основания: речь шла о разрушении отношений братства и свободного сотрудничества; со стороны Рима это означало переход от семейного материнства к политическому доминированию. Никита говорил об этом в 1136 году, за семь веков до славянофилов»). См. также сводку: Erickson J.H. Collegiality and primacy in Orthodox ecclesiology//Kanon 4 (1979). P. 100–112. 327 Meyendorff J, St. Peter in Byzantine theology//Primacy of Peter. Crestwood (NY), 1992. P. 20 [Мейендорф И, Апостол Петр в византийском богословии//Альфа и Омега. 1997. 3(14)]; Meyendorff J, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York, 1974. P. 98 («Преемство Петрово усматривается повсюду, где хранилась истинная вера, и как таковое оно не могло быть отождествлено с каким–то географическим пунктом или монополизировано какой–то единственной церковью или личностью» [Мейендорф И, Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 142]). 328 Robinson I.S. Periculosus homo: Pope Gregory VII and episcopal authority//Viator 9 (1978). P. 118. Cm. также: Pelikan J. The Growth of Medieval Theology (600–1300) Vol. 3; The Christian Tradition. Chicago; London, 1978. P. 46–47; Ludwig J. Die Primatworte Matth. 16:18,19 in der altkirchikhen Exegese. Munster, 1952; Froehlich K. Saint Peter, papal primacy and the exegetical tradition 1150–1300//The Religious Roles of the Papacy: Ideals and Realities 1150–1300/Ryan C., ed. Toronto, 1989. P. 3–44. 330 PG, 119, col. 930–933, особенно 932а; о папском послании см. Col. 925–930 . Оба послания, вероятно, написаны в конце 1155 года. Во время ответного визита на Восток в 1156 году Ансельм Гавельбергский участвует в диспуте с Василием; см.: Schmidt J. Des Basilius aus Achrida Erzblschofs von Thessalonich bisher unedierte Dialoge. Munich, 1901. 333 Heisenberg А. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

583 Эти различные аспекты роли Церкви ср. у Goubert P. Byzance avant l " Islam. II. Byzance et l " Occident sous les successeurs de Justinien, 2. 584 Ср.: Richards. Popes. P. 323—338. . 585 Cp.: Goubert P. Op. cit. P.158—160; ср. также: Congar Y. L " ecclésiologie du Haut Moyen-Age de St. Grégoire le Grand à la désunion entre Byzance et Rome. Paris, 1968. P. 204—205. 586 Doelger. Reg. 232—233; эта история находится также у Agnellus. Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis//Monumenta Germaniae Historica, scr. rer. Longobardorum. P. 112—124; ср.: Richards. Popes. P. 196—6; Lemerle P. Les repercussions de la crise de l " empire d " Orient au Vile-siècle sur les pays d " Occident//Settimane V, 1. Spoleto, 1958. P. 723—726; и особенно Simonini A. Autocefalia ed esarcato in Italia. Ravenna, 1969. P. 63—116. Термин «автокефалия» предполагал независимость архиепископа от митрополита данной области (то есть для Равенны от римского епископа) и непосредственную связь с Константинополем. 587 См. список вдовствующих кафедр у Richards. Popes. P. 365—366; знаменательно то, что в 468— 536 гг. при владычестве готов вдовство кафедр было совсем коротким-обычно длилось неделю, — потому что утверждение готскими королями было легко достижимо. После византийского завоевания получение утверждения из Константинополя длилось иногда более года. Ср. процедуры избрания у Llewelyn. Op. cit. P. 130—132. 588 Пелагий был компетентным богословом, и эволюцию его мысли можно проследить по его писаниям. Луи Дюшен опубликовал его трактат «В Защиту Трех Глав» (Studietesti,?. Ватикан, 1932); ср. также того же автора l " Eglise. P. 219—225. 589 В том числе большая коллекция писем, «Диалог», «Пастырское Правило» и несколько нравственно ориентированных комментариев Писаний. 590 Это «Житие», написанное Иоанном Диаконом, использует местные римские предания и архивы; несмотря на свое многословие, оно представляет вместе с писаниями самого Григория основной источник, показывающий его деятельность (текст в PL 95. Col. 59—242). Некий анонимный английский автор и Беда Достопочтенный свидетельствуют об очень раннем почитании святого Григория в Англии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Соч.: Забытое богатство (о пении на подобен)//Воскр. чт. Варшава, 1930. 37. С. 572-575; 38. С. 596-598; 39. С. 607-611; Догматич. содержание канона Вел. Субботы. Варшава, 1935; Glocken als liturgisch-musikalisches Instrument in der russischen Kirche//OS. 1958. Bd. 7. H. 3. S. 173-178; Das Cento-Prinzip der Tropierung und seine Bedeutung für die Entzifferung der altrussischen linienlosen Notationen//Musik des Ostens. Kassel, 1962. Bd. 1. S. 106-121; К вопросу об исчезновении кондакарного пения//Правосл. жизнь. Джорд., 1962. 5. С. 7-17; Zum Problem der Nomenklatur der altrussischen Neumen//Die Welt der Slaven. 1962. Bd. 7. H. 3. S. 300-316; Изображение св. Романа Сладкопевца как церк. певца//Правосл. жизнь. 1964. 10. С. 19-24; Das Problem des altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation. Münch., 1965. (Slavist. Beitr., 25); Певческое исполнение кафизм в древнерус. богослуж. практике: (Экскурс в литург.-муз. археологию)//Правосл. путь. Джорд., 1966. С. 145-170; Проблема построения т. н. «церковного звукоряда» (гаммы) знаменного роспева//Там же. 1968. С. 145-174; Страницы литург. музыковедения: Экфонетика: (Чтение о возгласах)//Там же. 1969. С. 136-159; А. Ф. Львов, директор Имп. Придворной Певческой Капеллы и духовный композитор (1798-1870)//Там же. 1970. С. 112-198; О синодальных богослуж. певч. книгах и о пении по ним//Там же. 1971. С. 108-119; Об инструмент. музыке и о хоровом полифонич. пении в правосл. богослужении//Там же. 1973. С. 24-40; Kult und Kontemplation in Ost und West. Regensburg, Zur Frage der Verwendung des Sema Fita in den altrussischen liturgischen Gesangshandschriften mit linierter Notation. Wiesbaden, 1970; System und Wesen des russischen Kirchengesanges. Wiesbaden, 1976; Богослужебное пение РПЦ. Jord., 1978-1982. 2 т. Серг. П., 19982. М., 20043; Diskographie des russischen Kirchengesanges. Gersau, 1991r. Муз. соч.: Сборник духовно-муз. сочинений. Берклей (Калифорния), 1962. [Вып.] 1; Духовно-муз. произведения: Партитура для смеш. хора. Н.-Й., 1963; Антифоны степенны 8 гласов знам. расп.: Партитура для смеш. хора. Jord., 1964; «Аллилуия» (литургийное), 8-ми гласов киев. расп: Партитура для смеш. и однородн. хора. Jord., 1966.

http://pravenc.ru/text/161677.html

Лит.: Ficker G. Die Phundagiagiten. Lpz., 1908; Радченко К. Ф. Этюды по богомильству: Нар. космогонические легенды славян в их отношении к богомильству//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 4. С. 73-131; Ra ki F. Borba Junich Slovena za dravnu neodvidnost: Bogomili i patareni. Beograd, 1931. S. 337-559; Sidak J. Crkva bosanska i problem bogomilstva u Bosni. Zagreb, 1940; Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Camb., 1948; Coлobjeb А. Сведочанства православних извора о богомилству на Друштва историчара Бochuje и Херцеговине. Capajebo, 1953. 5. С. 1-103; Примов Б. Поп Богомил и богомилското движение//ИП. 1958. Т. 14. Кн. 6. С. 96-112; он же. Богомилският дуализм: произход, същност и общественно-политическо значение//ИИИ. 1968. 8; он же. Бугрите: Кн. за поп Богомил и неговите последователи. София, 1970; С. Ucmopuja средновековне Босанске државе. Београд, 1964. С. 50-69, 101-112, 282-287; Георгиев Е. Литература на изострении борби в средневековна България. София, 1966; Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1969; он же. Богомилството. София, 1993; Gress-Wress-Wright D. Bogomilism in Constantinople//Byz. 1977. T. 47; Kutzli R. Die Bogomilen. Stuttg., 1977; История на България. София, 1982. Т. 3. С. 152-162, 405-406; КМЕ. Т. 1. С. 209-216; Т. 2. С. 146-149; Богомилството: Книжовна дейност на българите извън България от XIV в. до днес. София, 1982; Д. Богомилство на Балкану и у Maлoj Aзuju. Београд, 1982. Т. 2: Богомилство на правосл. Истоку; Коев Т. Павликянски и месалиански религиозни елементи в богомилството//Изв./ЦИАИ БП. София, 1984. Вып. 2. С. 76-82; Denkova L. Les bogomiles: ontologie du mal et orthodoxie orientale//Heresis: Rev. d " hérésiologie médiévale. Carcassonne, 1989. T. 13/14. P. 65-87; Rakova S. Le bogomilisme et l " église bosniaque//Ibid. 1992. T. 19. P. 19-29; Акимова О. А. , Турилов А. А. Этническое и культурное самосознание населения Боснии в XV в.//Этническое самосознание славян в XV в. М., 1995. С. 180-191; Оболенски Д. Богомилите. София, 1998.

http://pravenc.ru/text/149507.html

Византийский Профитологий был сформирован в Константинополе в начале VIII века: Hoeg C., Zuntz G. Remarks on the Prophetologion//Quantulacumque. Studies presented to Kirsopp Lake by Pupils, Collegues and Friends. Ed. by R.P. Casey, S. Lake and A.K. Lake. London, 1937. P. 221. Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1938. T. I. Die Uberlieferung. B. II. S. 65–91, 109–112, 134–186. Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. Paris, 1977. P. 74–93. Arranz M. Romanos le Melode//Dictionnaire de Spiritualite. Paris, 1988. T. XIII. Fasc. 89–90. Col. 898–908. Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. P. 106-107. L " Eucologio Barberini gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. Roma, 1995 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 80). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 69–85. Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chysostome. These presente pour l " obtention du grade de docteur en philosophie et lettres (These non publiee, Universite Catholique de Louvain). Louven, 1968. P. 493–497; Parenti S. Osservazioni sul testo dell " anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI secolo)//Ephemerides Liturgicae. 1991. T. 105. P. 151–152. Pentkovsky A. Le ceremonial du mariage dans l " Euchologe byzantin du XI–XII siecle//Le Mariage/Conferences Saint-Serge, LX semaine d " etudes liturgiques (Paris, 29 juin – 2 juillet 1993). Roma, 1994. P. 262–264 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 77). Arranz M. Les Sacrements de l " ancien Euchologe constantinopolitain/10. La consecration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. T. 55. P. 317–338. Arranz M. Couronnement royal et autres promotions de cour у Byzance (Les Sacrements de l " institution de l " ancien Euchologe constantinopolitain: III–1)//Orientalia Christiana Periodica. 1990. T. 56. P. 83–133.

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

1 . Болотов В.В. К вопросу о filioque. СПб., 1914. 2 . Плакид (Дезей), архим. Блаженный Августин и «Филиокве»//ВРЗЕПЭ. 1982 . 109–112. С.206–223. 3 . Ayres L. Sempiterne Spiritus Donum: Augustine’s Pneumatology and the Metaphysics of Spirit//Orthodox Readings of Augustine/Ed.G.E. Demacopoulos, A.Papanikolaou. N.Y., 2008. P.127–152; Idem. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010. 4 . Bailleux É. L’Esprit du Père et du Fils selon saint Augustin//Revue thomiste. 1977. 77. P.5–29. 5 . Barnes M.R. Latin Trinitarian Theology//The Cambridge Companion to the Trinity/Ed. P. C. Phan. Cambridge, 2011. P.70–84. 6 . Cavallera F. La doctrine de saint Augustin sur l’Esprit-Saint à propos de «De Trinitate»//Recherches de Théologie ancienne et médiévale. 1930. 2. P.365–387; 1931. 3. P.5–19. 7 . Cipriani N. La «retractatio» agostiniana sulla processione-generazione dello Spirito Santo (Trin. 5.12.13)//Augustinianum. 1997. 37. P.431–439. 8 . Drecoll V.H. Augustin und das filioque//Augustin Handbuch/Hrsg. V.H.Drecoll. Tübingen, 2007. S.456–461. 9 . Du Roy. L’intelligence de la foi en la Trinité selon saint Augustin. Genèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966. 10 . Gerber Ch.T. The Spirit of Augustine’s Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012. 11 . Gunton C.E. The Promise of Trinitarian Theology. Edinburgh, 1972. P.30–55. 12 . Kelly J.N.D. Early Christian Doctrines. London, 1968. 13 . Pelikan J. Canonica regula: The Trinitarian Hermeneutics of Augustine//Collectanea Augustiniana. Augustine, «Second Founder of the Faith»/Ed.J.C.Schnaubelt, F. Van Fleteren. N.Y., 1990. P.329–343. 14 . Prestige G.L. God in Patristic Thought. London, 19694. 15 . Smulders P. Esprit-Saint chez Pères latins//Dictionnaire de Spiritualité ascétique et mystique. Vol. IV/2. Paris, 1960. Col. 1279–1282 . 16 . Studer B. Zur Pneumatologie des Augustinus von Hippo (De Trinitate 15 .17.27–27.50)//Mysterium Caritatis: Studien zur Exegese und zur Trinitätslehre in der Alten Kirche. Roma, 1999. S.311–327.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010