Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЦЕР [Англ. Netzer] Эхуд (13.05.1934, Иерусалим - 28.10.2010, там же), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию. Магистр архитектуры (1959, Хайфский Технион), доктор философии (1978, Иерусалимский ун-т, тема дис.- «Архитектурный и археологический анализ иродианских построек Иерихона и Иродиона»). Архитектор в Ин-те археологии Иерусалимского ун-та (1969-1981), преподаватель (1981-2001), профессор археологии (2001-2010). Основоположник направления, изучающего архитектурные проекты хасмонейского и иродианского времени, исследователь набатейской архитектуры и пустынных крепостей - дворцов, древних синагог. В качестве архитектора вместе с Э. Дунаевским принимал участие в работе экспедиций И. Ядина в Асоре (1956) и на Масаде (1963-1965) и в исследованиях М. Дотана в Тивериаде (1961) и Ашдоде (1962). Участвовал в архитектурном планировании и реставрации Еврейского квартала в Старом Иерусалиме (1968-1970) и др. исторических районов города. Десятки лет преподававший в Иерусалимском ун-те Н. подготовил неск. поколений израильских археологов. Автор популярных книг, переведенных на неск. европ. языков, он был хорошо известен и широкой публике. На протяжении почти 50 лет Н. возглавлял археологические экспедиции, работавшие на всех главных палестинских памятниках, связанных с именем Ирода Великого : в Кесарии Приморской (1975-1976, совместно с Л. И. Левином; 1990-1992, совместно с К. Глисон и Б. Баррел), в Иерусалиме (1972, 1977, совместно с С. Бен-Арье), в Иерихоне (1972-1987), Кипросе (1974-1975, совместно с Э. Дамати), в крепости Масада (1989, 1995-1997, совместно с Г. Штибелем) и в Иродионе (1997-2000, 2005-2007). Возглавлял также раскопки в Сепфорисе в Галилее (1985-1989, совместно с Э. и К. Майерсами; 1990-1994, совместно с З. Вайсом). Раскопки Иродиона, 1-го крупного иродианского памятника, исследованного Н. (с перерывами, с 1972 по 1987), выявили дворцовые здания у подножия искусственного холма, парадные и хозяйственные помещения, сложную систему водосборников, бани и фонтаны. Было также обнаружено неск. построек визант. периода, в т. ч. 2 ранние базиликальные церкви.

http://pravenc.ru/text/2565174.html

Corpus des Actes grecs d " ltalie du sud et de Sicilië 1: Saint-Nicolas de Donnoso (1030–1060/61)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1967. – 2: Saint-Nicodème de Kellarana (1023/24–1232)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1968. – 3: La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050–1064/1065)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1972. – 4: Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1974. – 5: Saint-Jean Théristès (1054–1264)/Ed. S.G. Mercati, С Giannelli, A. Guillou. Città del Vaticano, 1980. Акты Афонские/Изд. В. Регель и др. СПб., 1903–1915. 6 т. (репр.: Amsterdam, 1964–1975). Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. Пантелеймона. Киев, 1873. Своды и подборки Беневич Г.И. и др . Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. М.; СПб., 2009. 2 т. Бибиков М.В. Byzantinorossicä Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004–2009. 2 т. Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1955–1971. 4 т. Гръцки извори за българската история. София, 1954–1980.10 т. Лидов А.М. (ред.) Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. Максимов Ю.В. Византийские сочинения об исламе. М, 2006. Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М.; Л., 1964. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. Поздняя греческая проза. М., 1960. Полякова С.В. Византийские легенды. М., 1972 (репр.: М., 1994; СПб., 2004). Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. Свод древнейших письменных известий о славянах [до IX в.]. М., 1994–1995. 2 т. Beck H.-G. Byzantinisches Lesebuch. Munchen, 1982. Βυζαντιν γγραφα της Μονς Πτμου. Τ. Α: Ατοκρατορικ κδ. Ε. Λ. Βρανοση. Τ. Β: Δημοσων Λειτουργν κδ. Μ. Νυσταζοπολου– Πελεκδου. Αθναι, 1980. Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders» Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A.C. Hero e.a. Washington, 1998–2000. 5 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De Vries, S. J. «The Time Word mahar as a Key to Tradition Development». ZA W 87 (1975): 65–79, особенно 73–77. Jobling, D. «A Structural Analysis of Numbers 11 and 12». SBL Seminar Papers, 1977, c. 171–204. . The Seme of Biblical Narrative: Three Structural Analyses in the Old Testament. JSOT Supplement Series, t. 7. Sheffield: Department of Biblical Studies, University of Sheffield, 1978. Kselman, J. S. «Notes on Numbers 12:6–8». VT26 (1976): 500–505. Neve, L. The Spirit of God in the Old Testament. Tokyo: Seibunsha, 1972. Числа (13–14) Brin, G. «The Formula " From ... and Onward/Upward» (m ... whl " h wm " lh)». JBL 99 (1980): 161–171. Coats, G. W. Rebellion in the Wilderness: The Murmuring Motif in the Wilderness Traditions of the Old Testament. Nashville: Abingdon, 1968, c. 137–156. Flanagan, J. W. «History, Religion, and Ideology, The Caleb Tradition». Horizons 3 (1976): 175–185. McEvenue, S. E. «A Source-Critical Problem in Nm 14, 26–38». Bibl 50 (1969): 453–465. . The Narrative Style of the Priestly Writer. Rome: Biblical Institute Press, 1971, c. 90–144. Ovadiah, A. «The Relief of the Spies from Carthage». IE J 24 (1974): 210–214. Sakenfeld, K. D. «The Problem of Divine Forgiveness in Numbers 14». (HQ 37 (1975): 317–330. Vaux, R. de. The Early History of Israel. Philadelphia: Westminster, 1978, c. 523–526. Числа 15 Fox, M. V. «The Sign of Covenant Circumcision in the Light of Priestly " of Etiologies». RB 81 (1974): 481–523. Robinson, G. «The Prohibition of Strange Fire in Ancient Israel. A New Look at the Case of Gathering Wood and Kindling Fire on the Sabbath». КГ28 (1978): 301–317, особенно 313–317. Toeg, A. «A Halakhic Midrash in Num XV, 22–31 ». Tarbiz 43 (1973/74): 1–20, English summary, c. 1–2. Числа (16–18) Coats, G. W. Rebellion in the Wilderness: The Murmuring Motif in the Wilderness Traditions of the Old Testament. Nashville: Abingdon, 1968, c. 156–184. Hanson, Н. Е. « Num. XVI, 30 and the Meaning of Bara». VT 22 (1972): 353–359. Milgrom, J. Studies in Levitical Terminology, I: The Encroacher and the Levite, the Term ‘Aboda. University of California Publications in Near Eastern Studies, том 14, Berkeley: University of California Press, 1970, c. 18–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич Матрос Нефедков Иван Николаевич — командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора Нефедков Иван Николаевич Матрос Боржов Максим Николаевич — торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром Боржов Максим Николаевич Боевая часть-4 Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич — командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ Рудаков Андрей Анатольевич Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич — командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ Фитерер Сергей Геннадьевич Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович — командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ Насиковский Олег Иосифович Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович — техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь Чернышев Сергей Серафимович Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич — техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки Калинин Сергей Алексеевич Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород Свечкарев Владимир Владимирович Боевая часть-5 Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович — командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ Саблин Юрий Борисович Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович — командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ Мурачев Дмитрий Борисович Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович — командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ Колесников Дмитрий Романович Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич — командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ Васильев Андрей Евгеньевич Старший лейтенант Мигляев Алексей Владимирович — инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ Мигляев Алексей Владимирович Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович — командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ Пшеничников Денис Станиславович Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич — командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ Любушкин Сергей Николаевич Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович — инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ Садиленко Сергей Владимирович Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович — инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ Бражкин Александр Владимирович Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович — командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ

http://pravmir.ru/pamyati-ekipazha-k-141...

СПб., 1904. Т. 1. С. 1-80; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений: (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 75-122; Петровский М. П. Иларион, митр. Киевский, и Доментиан, иером. хилендарский//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 4. С. 81-133; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII в. СПб., 1913, 20032 (по указ.); Туницкий Н. Л. Хиландарский отрывок «Слова к брату-столпнику» с именем Илариона, митр. Киевского//В память столетия МДА (1814-1914): Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 1. С. 375-482; Вальденберг В. Е. Древнерус. учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 93-98; Никольская А. Б. Слово митр. Киевского Илариона в позднейшей лит. традиции//Slavia. 1928/1929. Ro. 7. Seš. 3. S. 549-553; Seš. 4. S. 853-870; Розов Н. Н. Рукописная традиция «Слова о законе и благодати»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 42-53; он же. Из наблюдений над историей текста «Слова о законе и благодати»//Slavia. 1966. Ro. 35. S. 365-379; он же. Из истории русско-чешских лит. связей древнейшего периода: О предполагаемых западнослав. источниках сочинений Илариона//ТОДРЛ. 1968. Т. 22. С. 71-85; он же. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании//Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 31-36; он же. Иларион, митр. Киевский//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 198-204 [Библиогр.]; Mainka R. М. Von Gesetz und Gnade: Die heilsgeschichtliche Schicht im Slovo des Kiever Metr. Ilarion//Clarentianum. R., 1969. Vol. 9. P. 273-304; Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968 (по указ.); он же. Рус.-визант. церк.-полит. отношения в сер. XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 108-124; idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982; Danti A. Sulla tradizione dello «Slovo о zakone i blagodati»//Ricerche slavistiche. 1970/1972. Vol. 17/19. P. 109-117; M ü ller L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion//RM. 1975. Т. 2. P. 3-91; он же (Мюллер Л.). Понять Россию: Ист.-культурные исследования. М., 2000. С. 88-164; Молдаван А. М. Лингвотекстологический анализ списков «Слова о законе и благодати» митр.

http://pravenc.ru/text/389115.html

63.      “Les strophes de la nuit dans l’invitatoire du nocturne syrien,” in Mémorial Mgr. Gabriel Khouri-Sarkis (1898-1968), fondateur et directeur de «L’Orient syrien», 1956-1967, revue d’études et de recherches sur les Églies de langue syriaque (Louvain: Imprimerie orientaliste 1969) 71-81. 64.     “Quelques anciens documents sur l’office du soir,” OCP 35 (1969) 347-374. 65.    Рецензия: B. Vélat, Études sur le Me‘eraf. Commun de l’Office divin éthiopien. Introduction, traduction française, commentaire liturgique et musical; and id., Me ‘eraf. Commun de l’Office divin éthiopien pour toute l’année. Texte éthiopien avec variants (Patrologia orientalis 33-34, Paris: Firmin-Didot 1966), OCP  35 (1969) 522-526. 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1984 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2000 2001 2002 2003 Докторские диссертации в Папском Восточном Институте, защищенные под руководством Хуана Матеоса (первая дата – дата защиты диссертации)   Сокращения   BL=Biblia y lenguaje DGENT= Diccionario Griego-Español del Nuevo Testamento EMISJ=Estudios y monografías. Institución San Jerónimo para la investigación Bíblica ENT=Estudios del Nuevo Testamento EOC=En los orígines del cristianismo ETNT= En torno al Nuevo Testamento FN= Filología neotestamentaria LNT=Lectura del Nuevo Testamento. Estudios críticos y exegéticos. LS=Los Libros Sagrados OB=Orizzonti biblici OCA=Orientalia Christiana Analecta, PIO OCP= Orientalia Christiana Periodica, PIO OS= L’Orient syrien PIO=Pontificio Istituto Orientale, Rome POC= Proche-Orient chrétien RCA= Revue du clergé africain ST=Studi e testi Это академическая монография по истории формирования первой части Божественной литургии. В русской православной традиции она носит название «Литургия оглашенных». Книга состоит из двух небольших, но очень важных работ современных католических литургистов: Роберта Тафта и его учителя Хуана Матеоса. Авторы — выдающиеся западные ученые, существенно повлиявшие на развитие литургической науки, известные во всем мире своими фундаментальными исследованиями в области истории богослужения на христианском Востоке. Их сочинения, широко известные на Западе, еще ожидают перевода на русский язык. Обе представленные в сборнике работы, будучи написанными в разное время, посвящены теме развития чина византийской литургии и хорошо дополняют друг друга. Благодаря ясности и компактности изложения, они дают читателю возможность составить цельное представление о сложной истории евхаристического богослужения Православной Церкви. Перевод с английского: Илья Пральников, Сергей Никитин, Наталья Василевич. Научное редактирование сборника: священник Андрей Дудченко.

http://bogoslov.ru/person/525657

Наши дни. Рядом с фигурами Михновского и Донцова в наши дни пребывают их продолжатели – идейные украинские националисты и нацисты: Д.А. Корчинский (Киев, 1969), А.Е. Билецкий (Харьков, 1979), О.Я. Тягибок (Львов, 1968), Д.А. Ярош (1971, Днепродзержинск), все они на войне, воют с идеями Святой Руси и Русского мира. Прямых продолжателей Маркова 2-го и Шульгина, как впрочем, и Антонова-Овсеенко, вероятно, по ряду причин сейчас назвать не стоит. Но своё немалое дело совершают современные идеологи Русского мира: политик, депутат четырёх созывов Верховной Рады О.А. Царёв (Днепропетровск, 1970), командир «Востока» А.С. Ходаковский (Донецк, 1972), одесский подпольщик и волонтёр В.Ю. Грубник (Одесса, 1983), адвокат и публицист Т.Н. Монтян (Керчь, 1972), публицист Ю.И. Подоляка (Сумы, 1975)… Около «0» на шкале нашего «градусника» пребывают вменяемые украинцы; из знаковых фигур назовём лишь двоих: политик и публицист А.А. Шарий (1978, Киев), К.П. Бондаренко (Винницкая обл., 1969)… Нужно сказать и о церковных деятелях. Тут два очевидных полюса, которые и дают представление о том, что абсцисса «от - ∞ к 0» это устремлённость к аду: В.К. Липковский (Киевщина, 1864-1937) создатель самосвятско-раскольничьей структуры «Украинской автокефальной православной церкви», истинная цель которой – разрушение Церкви. А «от к + ∞» - на пути к спасению: Святой Митрополит Киевский, экзарх Украины Константин (Дьяков) (Харьковская губ., 1864-1937), в расколы не уклонялся, желал увидеть возобновление Патриаршества, принял смерть на допросе, после чего чудесным образом открыл людям место своего погребения на Лукьяновском кладбище. Раздел остатков территории бывшей УССР возможен на три разновеликие части. 1. Новороссия, Левобережье Днепра и некоторые другие территории возвращаются в состав исторической России, обновлённой Руси. 2. Центр – буферное государство с условным названием «Заднепровье», может быть только союзным возрождённой Руси, которое возглавят люди, ненаучно названные здесь «вменяемые украинцы», где отрицательные формы национализма будут запрещены законом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/29/uk...

С 26 мая по 2 июня 1968 г. в Москве проходили торжества по случаю 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. ЕЛЦФ на них представлял епископ Порвоо д-р Карл Эрик Форсселл . В 1968 г. новым благочинным Патриарших приходов в Финляндии был назначен протоиерей Игорь Ранне, который во взаимоотношениях с ЕЛЦФ занял те же позиции, что и его предшественник протоиерей Евгений Амбарцумов. Так, уже во время своего первого посещения Финляндии 20 февраля 1969 г. он вместе с прихожанином Покровской общины г. Хельсинки Андреем Васильевичем Саарло нанес визит архиепископу Мартти Симойоки, который спросил о здоровье митрополита Никодима, епископа Ювеналия, профессоров Ленинградской духовной академии, а также отметил, «что еще в Москве и Ленинграде был разговор не только о продолжении и углублении взаимных контактов, но и о возможном диалоге между РПЦ и Лютеранской Церковью Финляндии и что сейчас в Лютеранской Церкви ведутся работы в этом направлении» . Тогда же отец Игорь встретился в Порвоо с епископом Карлом-Ериком Форсселлом . В марте 1970 г. епископ Форсселл принимал в Порвоо представителей Русской Православной Церкви, прибывших в Финляндию для участия в богословском совещании с лютеранами и получил от митрополита Никодима приглашение посетить Ленинград вместе с супругой в удобное для них время . В том же году он ушел на покой, и на кафедре его сменил 32-летний Йон (Йоханн) Викстрем, с 1982 по 1998 г. в сане архиепископа возглавлявший ЕЛЦФ. «В Советском Союзе он никогда не бывал и о Русской Православной Церкви совсем ничего не знает» , — писал о епископе протоиерей И. Ранне, посетивший его в первый раз в Порвоо 11 марта 1972 г. Впоследствии епископ Йон даже участвовал в IV богословском собеседовании «Синаппи», проходившем в 1977 г. в г. Киеве . Стоит обязательно отметить, что ЕЛЦФ оказывала всем представителям РПЦ, приезжавшим в Финляндию, особое радушие и гостеприимство. Так, прибывший в мае 1969 г. в Хельсинки на хиротонию викария Гельсингфорсской епархии епископ Тихвинский Герман (Тимофеев), ректор Ленинградской духовной академии, в первый же день своего пребывания в Финляндии был приглашен секретарем архиепископа М. Симойоки Мауно Синемяки на прогулку по столице с осмотром лютеранских храмов. Были осмотрены приходы Каллио, Алппила, Хертониеми, Мюллюпуро, Потила, Вуосаари. В церкви Алппила православные гости стали свидетелями крестин и венчания, и епископ Герман обратился с приветствием к молодой паре и призвал на них Божие благословение .

http://bogoslov.ru/article/5697574

. «Deuteronomy». В Old Testament Theology. Пер. D. H. G. Stalker. 2 vols. New York: Harper and Row, 1962, т. I, c. 219–231. Schultz, S. J. Deuteronomy. Everyman " s Bible Commentary series. Chicago: Moody, 1971. Thompson, J. A. Deuteronomy: An Introduction and Commentary. Tyndale Old Testament Commentary. Downers Grove, IL: Inter-Varsity, 1978. Weinfeld, M. «Deuteronomy». В EncJudS (1971): 1573–1583. . Deuteronomy and the Deuteronomic School. Oxford: Clarendon Press, 1972. Wijngaards, J. N. M. The Dramatization of Salvific History in the Deuteronomic School. Leiden: E. J. Brill, 1969. Wright, G. E. «Deuteronomy: Introduction». В Interpreter " s Bible, том 2, Nashville: Abingdon, 1953, c. 311–331. Второзаконие (1:1–4:40) Brueggemann, W. «The Kerygma of the Deuteronomistic Historian. Gospel for Exiles». Mr 22 (1968): 387–402. Gazelles, H. «Passages in the singular within discourse in the plural of Dt 1–4». CBQ 24 (1967): 207–219. Davies, G. I. «The Significance of Deut. 1:2 for the location of Mt. Horeb». PEQ 111 (1979): 87–101. Fishbane, M. «Varia Deuteronomica». ZZ WU (1972): 349–352. Freedman, D. N. «Deuteronomic History, The». В IDBSuppl, c. 226–228. Kitchen, K. A. «Ancient Orient, " Deuteronomism,» and the Old Testament». В New Perspectives on the Old Testament. Под ред. J. Barton Payne. Waco, TX: Word Books, 1970, c. 1–24. Lilley, J. P. U. «By the river-side». VT28 (1978): 165–171. Lindars, B. «Torah in Deuteronomy». В Words and Meanings: Essays presented to David Winton Thomas on his retirement from the Regius Professorship of Hebrew in the University of Cambridge. Под ред. Peter R. Ackroyd and Barnabas Lindars. London: Cambridge University Press, 1968, c. 117–136. McKenzie, J. L. «The Historical Prologue of Deuteronomy». В Fourth World Congress of Jewish Studies, papers, т. 1, c. 95–101. Noth, M. The Deuteronomic History. Journal for the Study of the Old Testament, Supplement Series, n.15. Ann Arbor, MI: Eisenbrauns, 1980. Английский перевод немецкого подлинника был опубликован в 1943 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

glise Saint-Gervais a Paris. Paris, 1930; idem. Un Livre d’heures manuscrit de la collection Dutuit au Petit Palais. Paris, 1930; idem. Un Breviaire manuscrit de Saint–Victor de Marseille. Marseille, 1931; idem. Les manuscrits liturgiques du Haut Moyen Age a la Renaissance. Paris, 1931; idem. Les Breviaires manuscrits des bibliotheques publiques de France. 6 vols. Paris, 1934; idem. Le Breviaire–missel du prieure clunisien de Lewes. 4 vols. Paris, 1935; idem. Les Pontificaux manuscrits des bibliotheques publiques de France. 4 vols. Paris, 1937; idem. Les Psautiers manuscrits latins des bibliotheques publiques de France. 3 vols. Macon, 1940–1941; Marais P, Dufresne de Saint–LeonA. Catalogue des incunables de la Bibliotheque Mazarine. Paris, 1893; Salmon P. Les manuscrits liturgiques latins de la Bibliotheque Vaticane. Psautiers Antiphonaires Hymnaires Collectaires Breviares; 2: Sacramentaires 6pistolier evangeliaires Graduels Missels; 3: Ordines Romani Pontificaux Rituels Сёгётошаих; 4: Les livres de lectures de l’Office; Les livres de l’Office du Chapitre; Les livres d’heures; 6. Liste comptementaire; Tables generales]. Citta del Vaticano, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972 (Studi e Testi 251, 253, 260, 267, 270); Savi G. I frammenti liturgici del fondo «Estimi Rurali Famesiani» dell’Archivio di Stato di Piacenza. Inventario dei libri della Messa. Cremona, 1997–1998; HowardFrere W. Bibliotheca Musico–Liturgica: a descriptive hand list of the musical and Latin liturgical mss. of the middle ages preserved in the libraries of Great Britain and Ireland... Vol. 1. Fasc. 1; Vol. 2. Fasc. 1, 2. Nashdom Abbey, Burnham; London, 1894. 935 Отметим некоторые документы Св. Престола, связанные с генезисом литургической реформы и ее осуществлением: буллу Quo primum Пия V (1570); декрет Sacra Tridentina о частом и ежедневном причащении (1905); энциклики Mirae caritatis Льва XIII (1902); Mystici Corporis Christi (1943), Divino afflante Spiritu (1943), Mediator Dei (1947) и Musicae sacrae (1955) Пия XII; силлабус Пия X Lamentabili sane (1907); апостолическую конституцию Divini cultus sanctitatem (1928); motu proprio Пия X Inter sollicitudines (1903); motu proprio Павла VI Sacram liturgiam (1964) о введении в действие ряда положений Конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium и его же инструкции Inter oecumenici (1964), Mysterium fidei (1965) и Tres abhinc annos (1967); апостолическую конституцию о введении в действие Римского миссала, пересмотренного в соответствии с решениями 2 Ватиканского собора (1969); послания Иоанна Павла II Dominicae сепае (1980) и Ecclesia Dei (1988); 3–ю инструкцию Liturgicae instaurationes (1970) Конгрегации богослужения и дисциплины таинств и 4–ю ее же инструкцию « Инкультурация и Римская литургия» (1994) касательно правильного применения Конституции о литургии 2 Ватиканского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010