Т. 17. С. 201-224 (в соавт. с В. И. Корецким); Сектантство в прошлом и настоящем//ВИРА. 1961. Сб. 9. С. 9-34; «Слово о лживых учителях»//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 300-312; Современное сектантство в Липецкой обл.: По мат-лам экспедиций Ин-та истории АН СССР в 1960 г.//ВИРА. 1962. Сб. 10. С. 157-185; Les mouvements hérétiques en Russie du XIIIe au XVIe siècle//Cahiers du monde Russe et Soviétique. P., 1962. Vol. 3. N 4. P. 673-684; К характеристике новых явлений в рус. обществ. мысли 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//История СССР. 1963. 6. С. 85-103; Повести А. М. Курбского об Августине Гиппонском//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 445-450; Идея свободы человека в учениях рус. еретиков кон. XV - 1-й пол. XVI в.//СВ. 1964. Вып. 25. С. 216-227; История религ. сектантства в России: (60-е гг. XIX в.- 1917 г). М., 1965; The Dissident Denominations in the Past and Today//Soviet Sociology. Armonk (N. Y.), 1965. Vol. 3. N 4. P. 44-60; Социальные утопии в рус. крестьянских движениях. М., 1966; Мат-лы о религ. сектантстве в послеоктябрьский период в архиве В. Г. Черткова//Зап. ОР ГБЛ. 1966. Вып. 28. С. 44-95; Научно-организационный и метод. опыт конкретных исследований религиозности: По мат-лам центр. областей РСФСР//Конкретные исследования совр. религ. верований. М., 1967. С. 5-35; 50 лет науч. исследования религ. сектантства//ВНА. 1967. Вып. 4. С. 349-394; Le problème de la souverainité de l " homme dans les conceptions des hérétiques russes à la fin du 15 " et au début du 16e siècle//Hérésies et sociétés dan l " Europe pré-industrielle 11-18 siècles. P., 1968. P. 83-96; Религиозное сектантство и современность: Социол. и ист. очерки. М., 1969; Сектантство религиозное//СИЭ. 1969. Т. 12. Стб. 702-708; Fifty Years of Scientific Study of Religions Sectarianism//Soviet Sociology. 1970. Vol. 8. N 3/4. P. 239-278; Sectarianism and Socialist Reconstruction of the Countryside//Ibid. P. 383-411; К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

Любен Пражков родился в 18 июля 1931 года в с. Полски Сеновец Великотырновского района. В 1957 г. завершил факультет живописи в Художественной Академии в Софии. - В школе я и не думал о живописи и реставрации. Мечтал учиться литературе, но плохо было с математикой, и я не получил аттестата о среднем образовании. Единственное место, куда я мог поступить без аттестата - Художественная Академия. С 1959 г. и до 1962 г. Л. Пражков работал в Народном Институте Памятников Культуры (НИПК) по теме реставрации и консервации средневековой живописи. Там я прошел хорошую школу - учился по книгам и, главное, из бесед с приезжавшими в Болгарию иностранными учеными. В мои обязанности входило сопровождать их при осмотре наших памятников. Я помню, как повез Х.Плендерлейта, открывшего гробницу Тутанхамона, в Казанлык (IV в до н.э.), на фракийскую гробницу. Зайдя внутрь, он улегся на пол прямо в роскошном костюме. Я ему говорю: " Сэр, возьмите мой мантель " - " Молодой человек, мой костюм не стоит ничего перед этим чудом " . Аспирантуру окончил в Москве (1962-1965) и в 1967 г. защитил диссертацию под руководством всемирно известного историка искусства В.Н. Лазарева. Наше знакомство с В.Н. Лазаревым состоялось так. Я тогда работал в НИПКе. Незадолго до византийского конгресса в Охриде (1962), уже знаменитый византинист В.Н.Лазарев во всеуслышание объявил болгарское искусство провинциальным и не особо интересным. При этом он опирался на снимки фресок Боянской и Земенской церквей, имевших в то время действительно не лучший вид вот по какой причине. Византийский конгресс в Охриде в 1934 г. проходил под покровительством болгарского царя Бориса, отца нынешнего царя Симеона. Вышло распоряжение подготовить два этих памятника для показа иностранным делегациям. Реставрации тогда в Болгарии не знали. К.Цонев, которому было поручено подготовить храмы для посещения византологов со всего мира, взял книгу проф. Максдернера и прочитал рецепт: " Если хотите освежить и законсервировать фрески разогрейте на огне пчелинный воск, скипидар, лак и нанесите на поверхность. " Так живопись была испорчена. Так вот, в 1961 г. В.Н.Лазарев приехал к нам, чтобы de visu обследовать памятники. Когда мы пришли в Бояну, я включил ультрафиолетовую лампу, подаренную мне поляками, и тут Лазарев ахнул, увидев, как разделились границы подлинной живописи и наносного слоя. На следующий день раздался звонок моего начальника: " Любо, гости без тебя и без твоей лампы никуда не хотят " . При расставании В.Н.Лазарев оставил свой московский телефон. А я, приехав в Москву с направлением в аспирантуру, первым делом набрал его номер: " Я приехал в аспирантуру " - " Я Вас беру! " Экзамен принимали М.А.Ильин, В.Н.Лазарев и В.В.Филатов. После моего ответа М.А.Ильин перекрестился: " 40 лет экзаменую людей, которые рассказывают о том, чего никогда не видели, впервые вижу человека, который всюду уже побывал. "

http://pravoslavie.ru/40536.html

—163— наши годы – объявив буквы для языка вашего – то, чего не было дано (никому) после первых времён, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своём языке. И так тебе послали того, кому Бог объявил их, мужа честного и благоговейного, книжника и философа. Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства» 539 . Итак, дар, посылаемый Византией славянам, был неподвластен тлению времени и ввёл их раз и навсегда в круг культурных народов вселенной. Цитированная литература 540 Великая Моравия 1985 – Великая Моравия: её историческое и культурное значение. Μ., 1985. Лавров 1930 – Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Ленинград, 1930. – Труды Славянской комиссии. Т. I. Флоря 1981 – Флоря В. Н. Сказания о начале славянской письменности. Москва, 1981. Dittrich 1962 – Dittrich Z. R. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962. Dvornik 1933 – Dvornik F. Les lendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. Dvornik 1970 – Dvornik F. Byzantine Missions Among the Slavs. SS. Constantine-Cyril and Methodius New Brunswick, NJ, 1970. Grauss 1966 – Grauss F. L’Empire de la Grand-Moravie, sa situation dans l " Europe et sa structure intérieure//Das grossmährische Reich. Tagung der wissenschaftlichen Konferenz des Archäologischen Instituts des Tschechoslowakischen Akademie der Wissenschaften. Prague, 1966. P. 133–262. Havlík 1964 – Havlík L. Velká Morava a stedoevropští Slované. Prague, 1964. Konstantin Kiril Filosof 1971 – Konstantin Kiril Filosof. Dokladi ot Simposiuma posveten na 1100-godišninata ot smârtta mu. Sofia, 1971. Magna Moravia 1965 – Magna Moravia. Commentationes ad memoriam missionis byzantinae ante XI saecula in Moraviam adventus editae. Opera Universitatis Purkynianae Brunensis. Facultas Philosophica 102. Prague, 1965. —164— Tachiaos 1993. 1994 – Tachiaos А.-Е. Some Controversial Points Relating to the Life and Activity of Cyril and Methodius//CM 17, 18. 1993, 1994. P. 98–140.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2172       Назовем только работы, отражающие современное состояние проблемы. Об архитектуре базилики Петра и ее местоположении, с предшествующими сооружениями: Brandenburg Н. Ancient Churches of Rome from the Fourth to the Seventh Century: The Dawn of Christian Architecture in the West/Photographs by A. Vescovo. Turnhout, 2005. P. 91–102, 278–281 (англ. пер. c оригинального изд.: Die frühchristlichen Kirchen Roms vom 4. bis zum 7. Jh.: Der Beginn der abendländischen Kirchenbaukunst. Milano; Regensburg, 2004; итал. пер.: Le prime chiese di Roma, IV-VII secolo: l’inizio dell’architettura ecclesiastica occidentale. Milano, 2004). Последнее исследование o Ватиканском некрополе, с полной документацией: Liverani P., Spinola G., con il contributo di P. Zander. Les necropolis Vaticane: La Città dei morti di Roma. Roma, 2010. 2173       Часть докладов римского симпозиума опубликована в: Gnilka Ch., Heid St., Riesner R. Blutzeuge – Tod und Grab des Petrus in Rom. Regensburg, 2010; публикация материалов обоих симпозиумов: Heid St. (Hrsg.). Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte. Freiburg i. Br., 2011. 2174       Actes du Ve Congrès international d’Archéologie Chrétienne. Aix-en-Provence, 13–19 septembre 1954. Città del Vaticano, 1957 (Studi di Antichità Cristiana, XXII). 2175       Khatchatrian A. Les baptistères paléochrétiens: Plans, notices et bibliographie. P., 1962. 2177       Atti del VI Congresso Internazionale di Archeologia Cristiana. Ravenna, 23–30 settembre 1962. Città del Vaticano, 1965 (Studi di Antichità Cristiana, XXVI). 2178       Akten des VII. Internationalen Kongresses für Christliche Archäologie. Trier, 5–11 September 1965. Città del Vaticano, 1969 (Studi di Antichità Cristiana, XXVII). 2179       Actas del VIII Congreso Internacional de Arqueología Cristiana. Barcelona, 5–11 octubre 1969. 1–2. Città del Vaticano, 1972 (Studi di Antichità Cristiana, XXX). 2180       Atti del IX Congresso Internazionale di Archeologia Cristiana. Roma, 21–27 settembre 1975. Città del Vaticano, 1978 (Studi di Antichità Cristiana, XXXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л., 19282. Вып. 1; Л., 1927. Вып. 2; М., 1962, 19973. Вып. Т. 2: Ипатиевская и Густынская летописи. СПб., 1843; Ипатьевская летопись. СПб., 19082. М., 1962, 1997-1998р; Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. Новгородская 1-я летопись старшего и младшего изводов. М., 2000р; Т. 4: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848. Вып. 1-3: Новгородская четвертая летопись. Пг.; Л., 1915-19292; Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. М., 2000р; Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851; Т. 5. Вып. 1: Псковские летописи. М., 2003р; Т. 5. Вып. 2: Псковские летописи. М., 2000р; Т. 6: Софийские летописи. СПб., 1853; Т. 6. Вып. 1: Софийская 1-я летопись старшего извода. М., 2000р; Софийская 2-я летопись. М., 2001р; Т. 7-8: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856-1859; Т. 8: Летопись по Воскресенскому списку. М., 2001р; Т. 9-12: Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою, летописью. СПб., 1862-1901, 2000р; Патриаршая, или Никоновская, летопись. М., 1965; Т. 13: То же. Доп. к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. М., 1965, 2000р; Т. 14. [Ч.] 1: «Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси». [Ч.] 2: «Новый летописец». СПб., 1910. М., 1965; Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. М., 1965; Т. 15. Вып. 1: Рогожский летописец. Пг., 19222. М., 1965. Рогожский летописец. Тверской сборник. М., 2000р; Т. 16: Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. СПб., 1889. М., 2000р; Т. 17: Западнорусские летописи. СПб., 1907. М., 2008р; Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. М., 2007 р; Т. 20: Львовская летопись. СПб., 1910-1912. 2 ч.; Т. 22: Русский хронограф. Ч. 1: Хронограф ред. 1512 г. СПб., 1911; Ч. 2: Хронограф западнорусской редакции. Пг., 1914; Т. 23: Ермолинская летопись. СПб., 1910. М., 2004р; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. М., 2000р; Т. 25: Московский летописный свод кон. XV в. М.; Л., 1949. М., 2004р; Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959, 2006р; Т.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

В период с 1924 по 1929 г, Тиллих преподает в качестве экстраординарного профессора систематического богословия в университетах Марбурга и Дрездена. Наиболее значимой работой этого времени является написанная в 1925 г. «Философия религии». В середине 20-х гг. философский лексикон Тиллиха обогащается понятием «верующего реализма», которое возникает в контексте характерных для этого периода размышлений Тиллиха о природе религиозного символа. Итог этим размышлениям Тиллих подводит в небольшой работе 1928 г. «Религиозный символ». Следующим важным этапом жизненного пути Тиллиха является его деятельность на кафедре философии и социологии Франкфуртского университета (1929–1933). Здесь в центре размышлений философа вновь оказывается тема религиозного социализма. Религиозное социалистическое движение он понимает как протест против секуляризованного, закрытого по отношению к трансцендентности буржуазного общества. Результаты своих размышлений Тиллих изложил в написанной в 1932 г. книге «Социалистическое решение». Сразу же после опубликования в начале 1933 г. книга подвергается властями запрету и осуждается на сожжение. 13 апреля 1933 г. Тиллих был отстранен от должности национал-социалистским правительством. По приглашению P. Нибура Тиллих эмигрирует в США, где в период с 1933 по 1955 г. преподает в Объединенной богословской семинарии Нью-Йорка, а затем в Гарвардском университете (до 1962 г.) и в Чикаго (1962–1965). Главным трудом этого времени является трехтомная «Систематическая теология», завершенная к 1963 г. Умер Пауль Тиллих 22 октября 1965 г. В настоящую хрестоматию включены следующие работы: • Tillich Paul. Über die Idee einer Theologie der Kultur (1919)//Gesammelte Werke. Bd. 9. Stuttgart. 1967, S. 13–31. • Tillich Paul. Kirche und Kultur (1924)//Gesammelte Werke. Bd. 9. Stuttgart, 1967, S. 32 –46. Богословие культуры Пауля Тиллиха Публикуемая ниже программная работа Тиллиха «Об идее богословия культуры» представляет собой доклад молодого преподавателя Берлинского университета, прочитанный им 16 апреля 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Stelzenberger J., Conscientia bei Tertullianus, in Vitae et veritati, Festgabe für Karl Adam, Düsseldorf 1956, cc. 28–43. Stelzenberger J., Syneidesis bei Origenes... Abhandlungen zur Moraltheologie, Paderborn 1963. Stelzenberger J., Syneidesis im Neuen Testament, Paderborn 1961. Stelzenberger J., Ueber Syneidesis bei Klemens von Alexandria, in Festgabe für Seppelt, München 1953, cc. 27–33. Waldmann M., Synteresis oder Syneidesis?, in Theologische Quartalschrift 119 (1938) 332–371. Душа Dupuis J., «L’Esprit de l’homme». Etude sur l’anthropologie religieuse d’Origène, Paris 1967. Festugière A. J., La révélation d " Hermès Trismégiste, vol. III. Les doctrines de l’âme, Paris 1953. Orbe A., Homo nuper factus, in Gregorianum 46 (1965) 481–544. Reypens L., Âme, DS 1 (1937) 433–469. Rohde E., Psyche, Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Freiburg im Br. 1890–1894; итал. пер. Bari 1970, 2 voll. Rotureau G., Âme, in Catholicisme 1 (1948) 422–434. Rüsche F., Blut, Leben und Seele. Ihr Verhältnis nach Auffassung der griechischen und hellenistischen Antike, der Bibel und der alten Alexandrinischen Theologen, Paderborn 1930. Rüsche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwickelung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn 1933. Rüsche F., Pneuma, Seele und Geist, in Theologie und Glaube 23 (1932) 606–625. Зеньковский В. В., Об иерархическом строе души, в сб.: Научные Труды Русского Народного Университета в Праге, II, 1929. Бессмертие Aa.vv., La résurrection de la chair, Paris 1962, cc. 165–262: Doctrine des Pères. Arroniz J. M., La immortalitad сото deificaciôn del hombre en S. Ireneo, in Scriptorium victoriense 8 (1961) 262–287. Arroniz J. M., La salvaciôn de la carne en S. Ireneo, Там же 12 (1965) 7–29. Aubineau M., Incorruptibilité et divinisation selon saint Irénée, RSR 46 (1956) 25–52. Burghardt W. J., The image of God in man according to Cyril of Alexandria, Woodstock 1957, cc. 84–104. Gruber G., ZLU,P. Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes, München 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Уотт, 1962. – Watt W. М. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1962. Фасмер, 1971. – Фасмер M. Этимологический словарь русского языка Т 3 М., 1971. Фет, 1977. – Фет Е. А. О Софийском Прологе конца XII – начала XIII в. – Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. Фет, 1985. – Фет Е. А. Пролог – ТОДРЛ. 1985, т. 39. Фик, 1938. – Fick R. Der indische Weise Kalanos und sein Flammentod. – NGGW. 1938, Fach. 3, Bd. 2. Филарет, 1847. – Филарет (Гумилевский) . История русской церкви. Рига, 1847. Филлиоза, 1945. – Filliozat J. La doctrine des brahmans d " apres saint Hippoly-te. – Revue de Thistoire des religions. P., 1945, t. 130. Фистер, 1921. – Pfister F. Die Brahmanen in der Alexandersage. – Philologische Wochenschrift. Dresden, 1921, 24. Фистер, 1941. – Pfister F. Das Nachleben der Uberlieferung von Alexander und den Brahmanes. – Hermes. Zeitschrift fur klassische Philologie. В., 1941,. Bd. 76, H. 2. Фрай, 1972. – Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. Франко, 1895. – Франко У. Варлаам i Иоасаф, старохристианский духовник роман i его л!тературна ютория. – Записки наукова товариста им. Шев-ченк. 1897, т. 8, кн. 4. Франко, 1896. – Франко И. Притчата за единорога и нейният български вариант. – Сборник за народни умотворения, наука и книжнина» издава Министерство™ на народного просвещение. Кн. 13. София, 1896. Хаас, 1922. – Haas H. «Das Scherflein der Witwe» und seine Entsprechung im Tripitaka. Lpz., 1922. Хакер, 1978. – Hacker P. Religiose Toleranz und Intoleranz im Hinduismus. – Hacker P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1978. Хакер, 1978a. – Hacker P. Zur Geschichte und Beurteilung des Hinduismus. – Hacker P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1978. Хальбфасс, 1981. – Halbfass W. Indien und Europa. Perspektiven ihrer geistigen Begegnung. Basel – Stuttgart, 1981. Хамфри, 1963. – Humphreys Ch. A Popular Dictionary of Buddhism. N. Y., 1963. Хансен, 1965. – Hansen G. Ch. Alexander und die Brahmanen. – КПо. В., 1965. Bd. 43–45. Хансен, 1966. – Hansen 0. Uber die verschiedenen Quellen der christlichen Lite-ratur der Sogdier. – Acta Orientalia. Copenhagen, 1966, vol. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18.02(03.03)1925 ВАЛУЙСКАЯ, обн. 18.02(03.03)1925 ВАЛУЙСКАЯ, обн., паки (1928) Иоасаф ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 04.1223 ХОЛМСКАЯ после 1229 (ВСЕРОССИЙСКАЯ 1241(1242?)) Иоасаф I ВОЛОГОДСКАЯ Иоасаф II ВОЛОГОДСКАЯ 12.1603 05.1609 Иоасаф КАЗАНСКАЯ 06.09.1674 30.01.1686 Иоасаф ПЕРМСКАЯ Иоасаф ПОЛОЦКАЯ Иоасаф ПСКОВСКАЯ 01.01.1627 06.02.1634 ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.02.1634 28.11.1640 Иоасаф СУМСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1925 ПОЛТАВСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1925 27.05(09.06)1926 КУПЯНСКАЯ, обн. 27.05(09.06)1926 (1927) БОГОДУХОВСКАЯ, обн. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. (1928) Иоасаф ТВЕРСКАЯ 08.1657 Иоасаф ХОЛМСКАЯ (XIV–XV вв.) Иоасаф Болотов АМЕРИКАНСКАЯ 10.04.1799 05.1799 Иоасаф Борисов УЛЬЯНОВСКАЯ, григ. Св. Иоасаф Горленко КУРСКАЯ 02.06.1748 10.12.1754 Сщмч. Иоасаф, кн. Жевахов ДИМИТРИЕВСКАЯ 23.06(06.07)1926 08.1926 ПЯТИГОРСКАЯ 06(19)09.1932 15(28)10.1932 ЧЕБОКСАРСКАЯ 15(28)10.1932 МОГИЛЕВСКАЯ 16(29)06.1936 03(16)10.1936 МИНСКАЯ Иоасаф Журманов СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 ТАМБОВСКАЯ 27.03(09.04)1946 26.07(08.08)1961 НИЖЕГОРОДСКАЯ 16.05.1782 22.09.1783 ТВЕРСКАЯ 22.09.1783 13.02.1788 Иоасаф Каллистов НОВОГЕОРГИЕВСКАЯ 09.12.1912 20.03.1917 ДМИТРОВСКАЯ 20.03.1917 16.01.1918 в/у МОСКОВСКАЯ 20.03.1917 21.06.1917 в/у ВАРШАВСКАЯ 20.03.1917 КОЛОМЕНСКАЯ 16.01.1918 28.09(11.10)1919 КРУТИЦКАЯ 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 в/у МОСКОВСКАЯ, паки 16.01.1918 21.01(03.02)1920 Иоасаф Краковский КИЕВСКАЯ 15.08.1708 01.07.1718 Иоасаф Лазаревич ЯРОСЛАВСКАЯ 05,07.1691 10.11.1701 Иоасаф Лелюхин СУМСКАЯ 04(17)08.1958 08(21)05.1959 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 08(21)05.1959 01(14)08.1961 ВИННИЦКАЯ 01(14)08.1961 17(30)03.1964 в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 КИЕВСКАЯ 17(30)03.1964 11(24)04.1966 в/у ЛУГАНСКАЯ 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 Иоасаф Лисянский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 02.12.1761 01.05.1769 Иоасаф Миткевич КУРСКАЯ 26.04.1758 30.06.1763 Иоасаф Новоторжец ВСЕРОССИЙСКАЯ 10.02.1667 17.02.1672 Иоасаф, кн. Оболенский Смола ЯРОСЛАВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1987). Позиция Римско-католической Церкви в отношении архитектуры поначалу оставалась консервативной, но изменения наметились на I Международном конгрессе католич. художников в Риме (1950). Тогда же был проведен конкурс на проект дверей (крайних справа) Миланского собора, где участвовали скульпторы Лучо Фонтана и Франческо Мессина (двери были выполнены в 1965 Лучано Мингуцци). Позже еще один конкурс был посвящен дверям Смерти (крайним слева) собора св. Петра, к-рые в результате исполнил Джакомо Манцу (1962-1964). В 1953 г. в Милане иезуит Арканджело Фаваро устроил публичные прения на тему церковного искусства ХХ в., в к-рых приняли участие известные художники, архитекторы (Акилле Кастильони, Л. Фиджини и др.) и духовные лица. В 1954 г. на Миланской Триеннале впервые появилась секция совр. церковной архитектуры, где были выставлены фотографии церквей и рисунки неоклассика Джованни Муцио, работы рационалистов Акилле Кастильони и Дж. Поллини. В 1955 г. в Болонье состоялся I Национальный конгресс церковной архитектуры, в 1956 г. в Неаполе - конгресс, организованный Папской центральной комиссией по сакральному искусству. В трактовке пространства церквей все большее значение придавалось коммуникативной функции, традиц. недорогим материалам с тем, чтобы показать народный характер храма. Местные традиции осмыслялись в авангардистских произведениях Лодовико Кварони: в ц. Санта-Мария-Маджоре в Франкавилла-аль-Маре (Абруццо) (1948-1959) использованы приемы традиц. архитектуры, фасад облицован местным камнем; сходно и решение ц. Сан-Винченцо-де-Паоли в Ла-Мартелле, пригороде Матеры (Базиликата) (1951-1954). В построенных архит. Джованни Микелуччи ц. Санти-Пьетро-э-Джироламо в Понтелунго близ Пистои (Тоскана) (1951-1952) и ц. Беата-Мария-Верджине в Лардерелло, пригороде Помаранче (Тоскана), (1956-1958) использованы дерево и камень в сочетании со стеклом и бетоном как основа образного строя храма. В оформлении ц. Мадонна-деи-Повери в Милане (1954-1956, Л. Фиджини, Дж. Поллини) использованы традиц. материалы рим. базилик - кирпич и травертин, в интерьере только голые конструкции с применением бетонной опалубки; свет проникает через боковые окна, но в алтаре в потолке устроены отверстия для освещения. Примечательны храмы, построенные в пригородах Милана: ц. Сант-Ильдефонсо (1955-1956, Карло Де Карли), где алтарь выделен огромной структурой из колонн и балконов, завершающейся куполом; ц. Ностра-Синьора-делла-Мизерикордия (1956-1957, Анджело Манджаротти, Бруно Морасутти), выполненная в эстетике брутализма; ц. Сан-Франческо-аль-Фоппонино (1961-1964, Джо Понти), встроенная в жилой комплекс; ц. Сант-Энрико-а-Больяно (1962-1965, Иньяцио Гарделла), чьи геометризованные формы выполнены в стекле и бетоне.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010