Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Святая Земля: католическим священникам разрешили причащать православных 11.11.2021 Католические священники Святой Земли могут причащать членов православных и других восточных Церквей. Такое положение содержится в документе «Экуменические пастырские директивы», выпущенном на арабском языке Ассамблеей католических епископов Святой Земли. Согласно документу, католические священники также могут преподавать верующим православных и восточных Церквей таинства покаяния и елеосвящения. Правило действует на территории Святой Земли (Израиль, Палестина, Иордания и Кипр) в католических храмах латинского, маронитского, мелькитского, халдейского, сирийского, армянского и коптского обрядов, поясняет агентство Fides. Христиане разных традиций и юрисдикций всегда жили бок о бок в Святой Земле, но исторически это разнообразие использовалось как " инструмент разделения " и обособления разных общин, говорится в документе. Экуменический курс, принятый на Втором Ватиканском соборе, и тяжелое положение на Ближнем Востоке в последние десятилетия в корне изменили ситуацию, и сегодня христиане Святой Земли признают " общее призвание исповедовать свою веру во Христа " . Очень распространены смешанные браки христиан разных Церквей. Многие " идентифицируют себя как просто христиане " и считают, что конфессиональные разделения существуют между клириками, но не простыми верующими. Документ призывает католиков уважать экуменическое учение , но в то же время не забывать, что общение между католической и другими Церквами не является полным. Верующие разных традиций призываются участвовать в богослужениях собственных общин, выбор которых признается правом каждого христианина. Католические же священнослужители могут преподавать таинства чадам православных и восточных Церквей в случаях, когда те просят об этом и готовы " уважать дисциплину и обычаи преподания таинств в Католической Церкви " . Православным и восточным христианам также разрешается быть одним из восприемников на крестинах ребенка-католика и одним из свидетелей на католическом бракосочетании. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.11.2021 19:19:39

http://drevo-info.ru/news/27480.html

Христиане в Сирии находятся между двух огней 28 августа. ПРАВМИР. Девять человек погибли и более 50 ранены в результате очередной минометной атаки в Дамаске. Разрушены две церкви. «Мы, те, кому не удалось или некуда бежать, живем здесь, играя в русскую рулетку. Бомбардировки совершенно непредсказуемы. Выжившие хоронят убитых, раненных лечить почти не лечат, так как нет ни денег, ни знаний. Нам остается только молиться», — сказал в интервью Christian Today архиепископ маронитской церкви Самир Нассар. За последние 10 дней в результате бомбардировок в Дамаске погибло 247 человек, по данным Сирийской обсерватории по правам человека. Всего же за четыре года войны погибло больше четверти миллиона человек. Одиннадцать миллионов человек были вынуждены бежать. «Христиане в Сирии оказались в ужасающем положении. Мы между двух огней – стреляют и со стороны сирийской армии, и со стороны повстанцев. Нам объявлена война. Крайне несправедливо,  что Запад игнорирует те кошмарные гонения на христиан, которые мы переживаем сейчас. Население Сирии страдает от нехватки продовольствия, питьевой воды, топлива и электричества. А ведь Сирия – святая земля, которая видела зарождение Вселенской Церкви», – заявил мелькитский митрополит Алеппо Жан-Клеман Жанбар.  «Насилие, чудовищные убийства гражданских лиц и детей, похищения, — все это обезображивает лик сирийского народа и свидетельствует о деградации человечества», — так он охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в Сирии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 ноября, 2015 12 ноября, 2015 3 мая, 2018 14 апреля, 2018 14 апреля, 2018 29 ноября, 2017 29 мая, 2016 12 апреля, 2016 25 ноября, 2015 20 ноября, 2015 12 ноября, 2015 3 мая, 2018 14 апреля, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-rezultate-ataki-v-da...

Несмотря на то что мелькитская культура с середины X в. снова стала испытывать сильное греческое влияние, она отнюдь не растворялась в обще имперской греко-византийской культуре, не теряла своей восточной самобытности, оставаясь в тесном контакте с остальным арабским миром. Власть антиохийских патриархов простиралась до самых отдаленных окраин мусульманского мира – Мерва и Хорезма. 134 Границы между Византией и мусульманскими странами не были препятствием для оживленных культурных взаимодействий. Влияние арабской традиции заметно и в том, что Яхья Антиохийский в своей летописи пользуется летоисчислением по хиджре (как, кстати, и Евтихий), и в том, что Яхья и патриарх Агапий начинали свои сочинения фразой «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» («Во имя Бога, милостивого, милосердного») вместо традиционной христианской формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Политическая история Египта и Сирии Яхью интересовала куда больше, чем войны его собственного императора Василия Болгаробойцы на Балканах. 135 Но самый яркий пример – это споры христиан разных стран и конфессий о дате празднования Пасхи 1007 г. Из-за расхождений в вычислениях и таблицах возникла оживленная переписка, консультации, пререкания, в которых приняли участие мелькиты, несториане, монофизиты от Армении до Верхнего Египта. 136 Любопытно, что Константинополь остался на периферии этого спора, как будто бы авторитет вселенского патриарха мало что значил для ближневосточных христиан, даже для мелькитов византийской Антиохии. Еще меньше они помнили о Риме. Хотя во время богослужений, по обычаю, возглашалось имя римского папы, но из-за отсутствия связей с Римом этих имен никто не знал. Последним известным на Востоке папой, как уже говорилось, был Агапий, участник VI Вселенского собора (681 г.). Его-то и поминали, чисто автоматически, следующие триста лет. 137 Установившаяся в Сирии относительная политическая стабильность была разрушена в середине XI века появлением турок-сельджуков, их опустошительными набегами на города Верхней Месопотамии. Решающее военное столкновение Византийской империи с сельджуками под Манцикертом в 1071 г. закончилось полным поражением ромеев и утратой империей контроля почти над всей Малой Азией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На наш взгляд, это едва ли правомерно. Между деятелями Нахды XVII века и мелькитскими книжниками следующего столетия не было ни прямого, ни косвенного преемства. Они вдохновлялись разными целями, их стимулировали разные культурные импульсы. Мелетий и Макарий стремились интегрировать мелькитов в «византийское» цивилизационное пространство. Абдаллах Захер и его единомышленники смотрели на католическую Европу. Соответственно, православная культурная активизация XVIII века представляла собой защитную реакцию, ответ на католический вызов, то есть, опять же, определялась реалиями своего столетия, а не толчком Нахды. Литературный подъем арабов-христиан обоих исповеданий продолжался практически весь XVIII века «Количественные» показатели униатской культуры примерно на треть превышали результаты православных. Особенно далеко униаты обогнали своих соперников на поприще образования и книгопечатания. Объяснить это можно более сильным «допингом», стимулировавшим арабо-католическую культуру. За ней стоял мощнейший интеллектуальный потенциал латинской Европы. Православные же могли опереться только на относительно скромные достижения греческой литературы и образованности. Кроме того, в сравнении с православными униатская община отличалась более высоким имущественным и социальным уровнем, так как унию принимали прежде всего состоятельные торгово-предпринимательские слои мелькитов. Тем не менее православным книжникам XVIII века в целом удавалось выступать на равных с католиками. Илия Фахр, Софроний, Мас‘ад Нашв и их последователи наработали культурный потенциал, достаточный для сохранения идентичности своей общины. В то же время складывается ощущение, что к рубежу XVIII–XIX вв. православная культура Леванта стала несколько «выдыхаться». При том что историописание, ряд других литературных жанров, а также иконопись продолжали развиваться, православные о ставили попытки создать свою высшую школу и типографии. Возможно, причиной тому была некая стабилизация православно-католических отношений в конце XVIII – начале XIX в. Католический вызов был уже не столь актуален. Ликвидация ордена иезуитов в 1773 г. и революционные потрясения в Европе ослабили позиции ближневосточных униатов, нуждавшихся во внешней поддержке больше, чем православные. Противоборство двух церквей и переходы целых селений из одного исповедания в другое еще будут продолжаться на протяжении XIX в., но уже не встанет вопрос о выживании как таковом православной или униатской общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Излишне пояснять, что римско-католическое образование стояло на неизмеримо более высоком уровне. Лидеры католической церкви со времен Контрреформации усвоили, что система просвещения – их главное оборонительное и наступательное оружие. Иезуиты создали в Риме ряд коллегий, в том числе ориентированных на обучение восточных христиан. Эти учебные заведения держали самую высокую в мире планку образования. Механизм отбора и подготовки талантливой молодежи с Христианского Востока двести лет «обкатывался» на маронитской общине. Когда во второй трети XVII века западные миссионеры открывали свои школы в Дамаске и Халебе, православные восприняли это вполне позитивно. Далекие от религиозных конфликтов Восточной Европы, арабские иерархи не могли и представить, какие проблемы породит католическое присутствие через два-три поколения. Цвет православной молодежи Дамаска – Неофит ас-Сакизи, Евфимий ас-Сайфи, Афанасий Даббас – прошел через школу иезуитов. В Халебе, который исследователи называют «интеллектуальным и религиозным центром арабского христианства» в XVII–XVIII вв., 2222 католические образовательные структуры были представлены еще более широко. Выпускник Collegium Maronitarum Бутрус ат-Тулави во второй половине XVII века основал в Халебе аль-мактаб аль-маруни («Маронитскую школу») по образцу римской коллегии. 2223 В конце XVII века в Халебе сложился кружок молодых христианских интеллектуалов, взыскующих просвещения. В него входили маронит Джибра-ил (Герман) Фархат (он был самым старшим в этой группе), будущие униатские лидеры Максим аль-Хаким, Абдаллах Захер, Никула ас-Саиг, выходцы из маронитской и армянской общин. Осознавая утрату в христианской среде знания литературного арабского языка, они обратились к видному филологу мусульманскому шейху Сулейману ан-Нахави, который стал обучать их арабской грамматике и стилистике. Мелькитский священник Михаил Баджа‘а, по некоторым данным, учившийся когда-то в Риме, преподавал Абдаллаху За-херу и его товарищам теологию, философию и математику. Бутрус ат-Тулави, также знаток богословия и античной философии, познакомил своих мелькитских учеников с основами западной мысли и воззрениями католической церкви на многие духовные и светские проблемы. 2224

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее отдельные образцы литературной активности восходят и к этому периоду, прежде всего поэзия на разговорном диалекте, получившая в османскую эпоху широкое распространение в христианской среде. 2141 Известно значительное количество виршей, посвященных духовной тематике или различным событиям культурной жизни православной общины – «плач» о почившем патриархе, панегирик здравствующему первосвятителю и др. 2142 Поэзия эта, наиболее плодовитым представителем которой был священник Юханна ибн ‘Иса Увайсат († до 1663 г.), не имеет особой эстетической или познавательной ценности, представляя собой, скорее, выброс эмоций, перемежающихся призывами «Восстаньте!» и «Восплачьте!». Сохранились имена некоторых других стихотворцев той эпохи. Ибрахим аль-Антаки, живший в Халебе около 1520 г., составил апологию христианства против ислама. Духовные стихи сочинял халебский священник Булос ибн аз-За‘им, отец будущего антиохийского патриарха Макария. Стихотворные вставки можно найти в колофонах рукописей и в тексте исторических сочинений, что свидетельствует о популярности поэтического жанра. 2143 Закат арамейской письменности В раннеосманскую эпоху в православной среде приходит в окончательный упадок литургия и письменность на сирийском языке. Немецкий семитолог А. Баумштарк приводит данные о 52 мелькитских сироязычных рукописях, сохранившихся от XVI века (это сопоставимо с количеством рукописей предыдущего столетия), при этом число манускриптов заметно сокращается в последние три десятилетия века. От XVII века дошло всего 9 рукописей, из них 6 относятся к первым двум его десятилетиям, а последняя датируется 1654 годом. 2144 Некоторые антиохийские архиереи продолжали подписываться на официальных документах по-сирийски или на каршуни 2145 – такие примеры известны вплоть до 30-х гг. XVII века. 2146 Однако зачастую это была просто дань древней традиции, а сами подписанты слабо владели сирийским языком и плохо помнили алфавит. В двух подписях на каршуни под грамотой антиохийского клира, адресованной царю Федору Ивановичу (1594 г.) некоторые забытые арамейские буквы ничтоже сумняшеся заменены на арабские. 2147

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным из этих внешних толчков было греческое влияние, постоянно нарастающее после включения Арабского Востока в состав Османской державы. Знание греческого языка было обязательным для образованных мелькитов. Множество монахов с Балкан и Архипелага подвизалось в Палестине и на Синае. Греческие книги, в том числе печатные, во все большем количестве попадали в Сирию. Кроме того, арабы соприкасались с обитателями европейских факторий и католическими миссионерами. Поездки ближневосточных клириков по церковным делам и за милостыней в Константинополь и Восточную Европу резко раздвигали границы их культурно-географического кругозора. Уже не первый век ученые пишут о так называемом «Мелькитском Ренессансе» (араб. ан-Нахда), культурном оживлении в среде православных арабов XVII столетия. После нескольких веков творческого упадка и оцепенения ближневосточное православие, казалось бы, безнадежно впавшее в гомеостаз, испытало настоящий культурный взлет, резкую активизацию интеллектуальной жизни. Исследователи склонны объяснять это возрождение именно тесным соприкосновением мелькитов с греческой пост византийской культурой и осознанием ими своей маргинальности в общеправославном культурном пространстве. Основным содержанием «Мелькитской Нахды» стало стремление православных арабов преодолеть свою культурную изоляцию в восточно-христианском мире, одним рывком «догнать» пост византийскую культуру Балкан, приобщиться к последним достижениям греческой образованности. «Нахда» стала возможной в условиях установления на Арабском Востоке относительно терпимого к христианам владычества османов, устранивших препятствия для общения народов Восточного Средиземноморья. Правда, вызывает некоторое удивление столь долгий процесс этого осознания: сто лет прошло от включения Сирии в Османскую империю до начала литературной деятельности первого представителя Нахды, которым традиционно считается халебский митрополит Мелетий Карма. В то же время внимательное изучение источников приводит к выводу о том, что культурный подъем мелькитов начался на поколение раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Анфима в православном книгопечатании наступила странная пауза длиной в полвека. В то время как униатский печатный станок в Шувейре выдавал в среднем по три книги в десятилетие, православные, казалось, исчерпали свой энтузиазм и материальные ресурсы. Возможно, относительное затишье в противоборстве с унией снизило потребность в полемической литературе. Бедствия 1820-х гг. ставили православную общину перед проблемами элементарного выживания, а не развития высоких технологий. Наконец, патриархам-грекам арабское книгопечатание было малоинтересно. Возрождение книгоиздательского дела у православных произойдет только в 1842 г. и лишь при активной поддержке русского консульства, финансировавшего открытие типографии в Бейруте. 2335 Подведение итогов Культурный подъем мелькитов поколений Анастасия ибн Муджаллы и Мелетия Кармы, пожалуй, самое удивительное во всей истории этой общины Раннего Нового времени. Народ, казалось бы, навсегда впавший в оцепенение и гомеостаз, вдруг нашел в себе силы для духовного пробуждения. Как объяснить этот феномен? О греческом влиянии на ближневосточное православие, резко возросшем после османского завоевания, говорилось уже не раз. Но истинные причины Мелькитской Нахды лежат глубже, чем мы думаем. Они кроются в каких-то непознанных механизмах колебаний жизненной энергии православных арабов. Так же сложно объяснить явственные перерывы в литературной активности мелькитов османской эпохи. Вслед за резким интеллектуальным подъемом в триполийском регионе 1580-х гг. прошли два десятилетия нового анабиоза, сменившиеся Нахдой Мелетия Кармы – Макария аз-За‘има – Павла Алеппского. Основная фаза Мель-китского Ренессанса укладывается в промежуток 1610-х – 1660-х гг. Последние три десятилетия XVII века отмечены заметным спадом культурного творчества. Иные авторы «продлевают» Мелькитское Возрождение до XVIII-й в., причисляя к этому процессу и книгопечатание Афанасия Даббаса и деятельность халебских интеллектуалов начала XVIII века Германа Фархата, 2336 Абдаллаха Захера, Никулависа ас-Саига и др. 2337

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ранее уже говорилось об широком распространении в христианской среде поэзии на разговорном диалекте. Известно свыше двух десятков авторов поэтических сборников XVII века. В отличие от других литературных направлений, развивавшихся в Халебе и, в меньшей степени, в Дамаске, поэтические упражнения были распространены повсеместно. Об этом свидетельствуют нисбы стихотворцев, происходивших из Египта, Хамы, Хомса и даже Рас Баальбека. Несколько поэтов были монахами и священниками, но большинство, похоже, мирянами. Известны стихотворения, принадлежавшие ранее упомянутым клирикам – проповеднику Михаилу Баджа, бейрутскому митрополиту Филиппу/Фараху и митрополиту Евфимию ас-Сайфи. 2187 Складывается впечатление, что стихотворчество было чуть ли не поголовным увлечением. Тематика стихов была как духовной – похвалы Господу и святым, панегирики, покаянные излияния, дидактические наставления, – так и светской. Отечественный читатель может познакомиться с образцом мелькитской поэзии той эпохи в книге Павла Алеппского. Там приводится касыда (Ж. Насралла, правда, назвал ее рифмованной прозой 2188 ) дамасского священника Юханны ибн ад-Диба, написанная в 1660 г. по поводу освящения св. мирра патриархом Макарием. Панегирик содержит биографию патриарха и пышные славословия в адрес Макария, Павла и, на всякий случай, его сыновей. 2189 Лесть патриаршим внукам оказалась весьма дальновидной: через 12 лет Юханна ибн ад-Диб принимал участие в возведении одного из них на патриаршество. 2190 В отличие от средневековых арабских ученых, мелькитов привлекало почти исключительно гуманитарное знание. Прочие науки пребывали в упадке. Известны лишь считанные примеры сочинений по астрологии, алхимии и толкованию снов. Чуть больше была развита медицина – два халебских врача-мелькита, Михаил Юваким и Жибраил аль-Мукарри, работавшие в первой и второй трети XVII века соответственно, написали серию трактатов о болезнях, лекарствах, гигиене и методах диагностики. 2191 XVIII век. Православие vs уния: Узел завязывается

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Караваны паломников могли пройти от Яффы к Иерусалиму или от Иерусалима к Иордану только под охраной сотен солдат. Радзивил рассказывает, как однажды иерусалимский санджак-бей со свитой в 50 всадников едва спасся от бедуинов на дороге в Вифлеем, то есть в нескольких километрах от стен Иерусалима. Григорович-Барский упоминает о бедуинской опасности на дороге от Кары до Хомса. Униатский митрополит Джирманус Адам в конце 1780-х гг. с сотней спутников был дочиста ограблен бедуинами на пути из Ливана в Халеб, то есть в глубине земледельческих земель с оседлым населением. 530 Всю ненависть оседлых к кочевникам выплеснул после очередного тесного контакта с бедуинами Григорович-Барский в своей тираде: «О роде неверний и развращенний!.. Не только никаковыя добродетели, но ниже человеческого нрава или обичая имуть... Ярость же зверскую и нрави скотские кто изрещи возможет? Аще бо би кто по достоянию безчеловечное их житие и обичая явити восхотел, омерзело би не токмо пишущему, но и чтущему». 531 Под давлением бедуинов население из глубинных районов Сирии перемещалось к побережью в более безопасные области. Значительные миграции христиан к побережью происходили и в XVIII века по причине экономического оживления на этих территориях, втянутых в растущую средиземноморскую торговлю. Христианские миграции того времени к приморским городам и далее в Египет были связаны и со становлением мелькитской униатской общины, о чем особо пойдет речь в главе IX. Христианские феллахи больше, чем их мусульманские соседи, страдали от всех этих экономических и политических проблем, так как на них лежало дополнительное бремя подушной подати, в реальности выплачивавшейся коллективно всей общиной. Исход части христианского населения увеличивал нагрузку на оставшихся и мог спровоцировать цепную реакцию переселения в города. 532 В целом следует отметить большую мобильность христианского населения Сирии, психологически предопределившую ту массовую эмиграцию ближневосточных христиан, которая началась в конце XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010