патриархи М. к. Ц. и АПЦ обменивались взаимными визитами, участвуя в заседаниях Синода приглашающей стороны. События гражданской войны, начавшейся в 2011 г. в Сирии, и резкое повышение террористической угрозы на Ближ. Востоке способствовали консолидации православных, католических и нехалкидонских Церквей в регионе. Так, 14 апр. 2014 г. патриархи Григорий III и Иоанн Х в сопровождении духовенства других конфессий посетили после освобождения сирийское сел. Маалула , где находится древний мелькитский монастырь мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). Список патриархов М. к. Ц. (Порядковые номера мелькитских католич. патриархов продолжают нумерацию Антиохийских патриархов доуниат. периода): Кирилл VI Танас (1724-1759), Афанасий IV(V) Джаухар (1759-1764), Максим II Хаким (1760/61 [интронизация] - 1761), Феодосий V(VI) Даххан (1761-1788), Афанасий IV(V) Джаухар, вторично (1788-1794), Кирилл VII Сайядж (1794-1796), Агапий II (III) Матар (1796-1812), Игнатий IV Сарруф (1812), Афанасий V (VI) Матар (1813), Макарий IV Тавиль (1813-1815), Игнатий V Каттан (1816-1833), Максим III Мазлум (1833-1855), Климент Бахус (1856-1864), Григорий II Юсуф (1864-1897), Петр (Бутрус) IV Джарайджери (1898-1902), Кирилл VIII Джаха (1902-1916), Димитрий Кади (1919-1925), Кирилл IX Мугабгаб (1925-1947), Максим IV Саиг (1947-1967), Максим V Хаким (1967-2000), Григорий III Лахам (с 2000). Ист.: Mansi. 1961. T. 46: Synodi Melchitarum, 1716-1902; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и полит. отношениях. М., 2007; Григорович-Барский В. Г. Странствования по святым местам Востока. М., 2004. Ч. 1; Неофит Кипрский. Об арабо-католиках или униатах//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX в. СПб., 1901. Т. 1. С. 171-187. (ППС; Т. 19. Вып. 1); Rabbath A. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient (XVI-XIX siècle). P.; Lpz., 1905-1910. 2 t.; Лит.: Avril A., d " . Les Grecs melkites: Étude historique//ROC. 1898. T. 3. P. 1-30, 265-281; Charon C.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Так, в Костромской епархии на 01.01.1961 года было 77 священников и 3 диакона, а на 01.01.1962 года стало 70 священников и 5 диаконов . В Тульской области на 1 января 1961 года служили только 51 священник и 10 диаконов, действующих церквей имелось 32 . Большой вред духовной жизни приносила и частая смена управляющих епархиями. Так, в Костромской епархии в течение только 1961 года сменилось 4 архиерея: архиепископ Пимен, архиепископ Иоанн, епископ Донат и епископ Никодим. Уполномоченный по Костромской области в своем отчете писал об этом: «Пимен – выбыл из области в марте 1961 года, будучи одновременно управделами Московской Патриархии. Большую часть времени находился в Москве, Костромской областью интересовался мало, за пределы Костромы не выезжал. Иоанн – получив назначение от Патриархии к управлению епархии не приступал – ушел за штат. Донат – прибыл из Новосибирской области в мае 1961 года, уволен 15 июля 1961 года. Имел крупные неприятности в прежней епархии. Вел себя крайне осторожно, за пределы областного центра не выезжал, влияния на религиозную жизнь не оказывал. Никодим – зарегистрирован 12 августа 1961 года. С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» . 1) Итак, Архиерейский Собор 1961 года в очередной раз показал, как государственная власть делает попытки легализации своих непопулярных решений в глазах верующих масс с привлечением церковной иерархи. Инициированная советскими органами власти реорганизация приходского управления 1961 года стала очередным непопулярным решением, которое руководство Церкви объективно вынуждено было принять под мощным государственным давлением. 2) Церковные советы, ставшие полноправными хозяевами на приходах, зачастую комплектовались из людей неверующих, интеллектуально неполноценных, но в силу случая получивших возможность расхищать церковные средства и показывать свою «власть» над духовенством.

http://bogoslov.ru/article/3738150

Однако уже в нач. 60-х гг. отношение властей как к митрополиту, так и к церковным делам в области кардинально изменилось. 28 мая 1960 г. Николаевский горисполком принял решение о сносе ряда строений, в т. ч. Симеоновского собора, в связи с реконструкцией проспекта Ленина. В справке о состоянии общины при соборе указывалось, что доходность общины растет (в 1958 - 355 226 р., в 1959 - 437 907 р.), богослужение совершается ежедневно, на нем в среднем присутствует до 50 чел., в воскресные дни - 150-200 чел. На встрече с уполномоченным Совета по делам РПЦ Колесниченко 18 июля 1960 г. митр. Нестор высказался категорически против сноса собора. Др. мнение высказали в сент. 1960 г. настоятель собора прот. Токовило и благочинный Николаевского округа прот. Житинский, заверившие уполномоченного, что со стороны верующих не последует серьезных протестов. В ночь на 18 сент. 1960 г. собор и ряд прилегающих зданий были взорваны, остатки построек разобраны, на месте собора проложена дорога, посажены деревья и цветы. К нач. 1961 г. в Николаеве осталось 3 храма: Николаевский с 5 священниками и 3 диаконами, кладбищенский Всехсвятский с 5 священниками, диаконом, 2 псаломщиками и Свято-Духовский в с. Водопой с одним священником. В 1961 г. Николаевский облисполком принял постановление о создании комиссий по оказанию содействия уполномоченному Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. При каждом райисполкоме, горисполкоме, в поселковых и сельских исполкомах должны были создаваться постоянно действующие комиссии содействия обл. уполномоченному, в обязанности к-рых входили контроль за соблюдением законодательства о культах, обнаружение фактов нарушения этого законодательства и сообщение о них местным органам власти и уполномоченному Совета по делам РПЦ. Эта мера ускорила ликвидацию церковных общин. В 1961 г. были сняты с регистрации 8 религ. объединений и закрыты 8 молитвенных домов (в селах Воеводское Арбузинского р-на (переоборудован в б-ку), Пересадовка Октябрьского р-на (передан под магазин), Михайловка Казанковского р-на (передан под детский сад), Новоюрьевка Новобугского р-на (передан под детские ясли), Секретарка Кривоозерского р-на (передан отделу культуры), Очеретянка Кривоозерского р-на, Прибужное (Акмечеть) Доманевского р-на (переоборудован под клуб)); в с. Кривое Озеро Рождество-Богородичная ц. была передана под спортзал, община присоединилась к приходу Параскевиевской ц. Шесть церковных зданий пустовало: в селах Анновка Братского р-на (с июня 1961), Прибужаны Вознесенского р-на (с июня 1961), Краснополь Большеврадиевского р-на (с июня 1961), Щербани Вознесенского р-на (с июля 1961), Степковка Первомайского р-на (с дек. 1961), Куйбышевка Еланецкого р-на (с дек. 1961).

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Доход монастыря, складывавшийся из выручки монастырской церкви и пожертвований, увеличился с 116 тыс. рублей в 1959 г. до 133 тыс. рублей в 1960 г. Это, по мнению уполномоченного, свидетельствовало о том, что уровень посещения храма верующими не снижался, хотя местные власти и принимали меры для сокращения числа паломников. Планы республиканского уполномоченного Ковалева были следующие: «Намечено в 1961 году закрыть Полоцкий женский монастырь, а монашек переселить в Жировицкий монастырь, объединив его с бывшим Гродненским женским монастырем» . Витебский уполномоченный Кладов в плане работ на 1961 г. обозначил одну из первоочередных задач: «Изучить деятельность и состояние Полоцкого женского монастыря, подготовить материал на закрытие его и внести на рассмотрение облисполкома, одновременно развернуть подготовительную работу по размещению монашествующих в другие монастыри, трудоустройству и приему их в дома престарелых. Потребовать от настоятеля монастыря и священника монастырской церкви, чтобы они провели среди монашествующих монастыря соответствующую работу» . В отчете за 1960 г. Кладов указал, что им была подготовлена докладная записка в Витебский обком партии и облисполком. Но областное руководство, ознакомившись с материалами о закрытии Полоцкого монастыря, решило временно воздержаться от закрытия, посчитав вопрос «преждевременным и неподготовленным». Уполномоченный отметил, что закрытие Полоцкого монастыря будет решаться в 1961 г., и этот вопрос будет ставиться в том числе перед Советом по делам РПЦ, для чего необходимо незамедлительно начать подготовительную работу по размещению монашествующих в другие монастыри, устройству на работу и в дома престарелых . Полоцкий женский монастырь официально был закрыт в июне 1961 г. Уполномоченный по БССР Ковалев в докладе в ЦК КПБ от 10 июля 1961 г. сообщил, что закрытие монастыря намечалось в первой половине 1961 г. в рамках выполнения задачи по сокращению православных монастырей и для «лучшего использования свободной площади» в Минской духовной семинарии. В мае–июне 1961 г. изучались настроения монашествующих, руководителей монастыря и посещающих монастырскую церковь верующих. В процессе бесед с монахинями было установлено, что многие из них не желают переезжать в Жировицкий монастырь и не намерены освобождать монастырские помещения. Против закрытия монастыря и переезда в Жировицы выступила новая настоятельница монахиня Евлампия, ездившая в Москву в Патриархию и в Совет по делам РПЦ и добивавшаяся оставления монастыря в Полоцке. Отдельные полоцкие монахини, не желающие переезжать в Жировицы, опасались, что их вывезут в неприспособленные для жилья бараки или направят в дома престарелых.

http://bogoslov.ru/article/6177573

– Изучать лиц, выступающих с ходатайствами об открытии церквей... Этот бесконечный перечень можно изложить в трех словах: следить, доносить, препятствовать... Одна за другой поступают к уполномоченному копии решений райисполкомов о создании групп содействия. Интересно посмотреть на динамику создания этих групп. Десять райисполкомов исполнили решение областной власти тотчас же в августе–сентябре 1961 года: Мстинский, Батецкий, Пестовский, Окуловский и др. В феврале 1962 года утвердил состав комиссии Валдайский РИК, 28 мая – Дрегельский. Особое неудовольствие уполномоченного вызвали новгородцы: «Новгородский городской совет до настоящего времени не выполнил решение Новгородского облисполкома от 13 апреля 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» и решение от 4 августа 1961 года – не создал группу содействия при горсовете по наблюдению за деятельностью религиозных обществ,» – сообщал в справке уполномоченный 22 марта 1962 года. Группа в конце концов была утверждена 10 октября 1962. Правительственное постановление от 16 марта 1961 года разрешило закрывать молитвенные дома не по решениям Совминов республик, а по решениям областных исполкомов при условии согласования с Советами по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов. И по Новгородской области снова прокатилась волна закрытия храмов. В течение 1961 года было снято с регистрации шесть религиозных общин, а со времени выхода Постановления ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», принятого 13 января 1960 года, в области перестали существовать 12 религиозных общин. Церковная сеть за полтора года была сокращена на 30 процентов. Среди закрытых в это время церквей уже упоминавшийся Ильинский собор в Сольцах – 12 декабря 1961 года. После решения Батецкого РИКа об изъятии у верующих здания Дмитриевской церкви в с. Городня в Москву, в Совет по делам Русской Православной Церкви, отправился гонец с письмом, в котором стояло 617 фамилий: «Второй раз просят Вас, кланяясь до земли со слезами, дать нашему представителю письменный ответ в том, как Московский Совет по делам Православной Церкви мог утвердить лживое основание местных властей на закрытие нашего храма. 10 марта 1961 г. уполномоченный приехал в нашу деревню, привез машину грузовую, полную начальников разных – областных и районных и полную грузовую машину молодых людей с топорами. Пригласили несколько случайно бывших человек и священника в храм, зачитали им приказ из Москвы, что церковь наша подлежит закрытию, как угасающая и несостоятельная. Молодые неизвестные нам люди с топорами приступили к погрому внутри храма. Через два часа вся красота храма была разломана и сгружена у дверей, а на другой день приехали и канатами сорвали кресты с куполов. Весь народ против закрытия храма, кроме кучки лгунов, которые обманывают всех нас и вас...» Ответ из Москвы был однозначен: решение местных властей отмене не подлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962-963. 1961. Τ. 4. Σ. 132-133; PG. 150. 1117-1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300-302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964-1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134-187; PG. 150. Col. 1121-1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009-1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188-193; PG. 150. Col. 1225-1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος - ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св. Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец, а патриарх св. Каллист II ( Γνης. 1980. Σ. 310-311). 28. Св. Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς - ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100-1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296-298; PG. 147. Col. 813-817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425-428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299-367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I ( Γνης. 1980. Σ. 312-314). 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς - ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103-1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368-372; PG. 147. Col. 817-825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429-435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://pravenc.ru/text/178682.html

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962–963. 1961. Τ. 4. Σ. 132–133; PG. 150. 1117–1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157–159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300–302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964–1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134–187; PG. 150. Col. 1121–1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37–120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009–1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188–193; PG. 150. Col. 1225–1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567–578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος – ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017–1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197–295; PG. 147. 635–812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305–424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову  Каллиста Ангеликуда  (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св.  Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец , а патриарх св. Каллист II (Γνης. 1980. Σ. 310–311). 28. Св.  Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς – ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100–1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296–298; PG. 147. Col. 813–817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425–428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299–367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда . Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I (Γνης. 1980. Σ. 312–314). 29. Каллист Ангеликуд . «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς – ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103–1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368–372; PG. 147. Col. 817–825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429–435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В то же время между двумя Церквами временами возникало напряжение при столкновении интересов, что выразилось как в вопросе открытия в Александрии подворья – представительства Московского патриархата, так и при посещениях московскими церковными группами тех или иных пределов канонической территории Александрийского патриархата. Проводником такого напряжения в большинстве случаев выступал митрополит Иринупольский и Восточноафриканский Николай (Варелопулос) – будущий Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Николай VI. Однако благодаря дипломатическому таланту председателя ОВЦС все конфликтные ситуации удавалось смягчить. Отношения между двумя Церквами преодолели и испытания дарованием Московским Патриархатом в апреле 1970 г. автокефалии Американской Церкви. Папа и Патриарх Николай несмотря на собственную и Синода Александрийской Церкви резко отрицательную реакцию на шаг Москвы не пошел на поводу греческих властей, не прекратил общение с Московским патриархатом и не отказался от подворья в Одессе.   © Звонарёв Сергий, прот., 2023.   Такая позиция предстоятеля Александрийской Церкви стоила ему немалых скорбей. Противники промосковского курса Папы и Патриарха Христофора в Александрийской Церкви, посредством которых действовали греческие и американские политические силы, предпринимали неоднократные попытки устранить его от управления Церковью. Однако поддержка египетских властей александрийского предстоятеля позволяла ему оставаться у кормила церковного корабля (Отчёт 2 настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии архимандрита Филарета от 16 сентября 1961 г. (Архив ОВЦС. Д. 4б. 1961. С. 2–3)). Письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе и Патриарху Александрийскому Христофору от 6 июля 1961 г. и 30 марта 1962 г. (Там же. Д. 4. 1961, 1962). Письмо председателя ОВЦС епископа Ярославского и Ростовского Никодима митрополиту Центральной Африки Киприану 448 от 15 мая 1961 г. (Там же. Д. 4. 1961). Резолюция епископа Ярославского и Ростовского Никодима на письме Д. Христианакиса Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 17 марта 1961 г. (Там же).

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

см. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004. С. 92–103; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 153–160; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 349–351, 358. 7 См.: Там же. С. 105–112; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 176–178, 195–197. 8 Цит. по: Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 105. Ср. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 177. 9 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 113–121; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 197–222; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 359–393; Фирсов С. Л. Апостасия. “Атеист Александр Осипов” и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004. С. 5–55. 10 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 205; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 366. 13 О реакции Церкви на другие акции см., например, Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 210–216; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 367–368 и др. 14 См. Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 202–230. 20 РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 15. Д. 120. Л. 76. Эта статья в несколько исправленном виде унаследована и современным отечественным законодательством. См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 239: Организация объединения, посягающего на личность и права граждан. 27 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 391; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 446–449; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. С. 329. 28 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 ИЮЛЯ 1961 г. заседал в Троице-Сергиевой лавре , созван по инициативе гос. власти для утверждения решения о радикальном реформировании приходского управления в РПЦ, принятого Свящ. Синодом под давлением властей. Вытеснение клириков из руководства приходской жизнью было одним из направлений возобновившегося после прихода к власти в стране Н. С. Хрущёва активного наступления на Церковь. 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства по культам», в к-ром особое внимание обратил на то, что «вопреки советскому законодательству о культах, предоставлявшему право управления религиозными общинами органам, выбранным из числа самих верующих, церковнослужители сосредоточили все руководство приходами в своих руках и используют это в интересах укрепления и распространения религии». 21 февр. 1960 г. был снят с должности председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов , один из активных устроителей церковно-гос. отношений военного и послевоенного времени. Несмотря на попытки Патриарха Алексия I противодействовать усиливавшемуся давлению на Церковь со стороны гос-ва, 16 марта 1961 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за исполнением законодательства о культах», в к-ром подчеркивалась «необходимость восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о культах». В тот же день Совет по делам РПЦ совместно с Советом по делам религ. культов принял «Инструкцию по применению законодательства о культах». 31 марта 1961 г. в Совет по делам РПЦ были приглашены Святейший Патриарх и находившиеся в Москве постоянные члены Синода Крутицкий митр. Питирим (Свиридов) , Тульский архиеп. Пимен (Извеков) и Ярославский еп. Никодим (Ротов) . Председатель Совета В. А. Куроедов предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления, передав управление приходскими общинами от настоятеля «исполнительному органу», в к-рый не должны входить клирики храма. 17 апр. 1961 г. в Совете по делам РПЦ состоялась еще одна встреча по данному вопросу. В дневнике Патриарха Алексия за 1961 г. сохранилось краткое описание этой беседы: «4/17. Понедельник. Фомина неделя. В два часа с митрополитом Питиримом и архиепископом Пименом в Совете. Довольно бурное объяснение по поводу требования внести изменения в Положение об управлении Русской Православной Церкви ввиду сообщения, что Правительство обратило внимание на несоответствие некоторых пунктов Положения с параграфами Положения о церковных общинах от 8 апреля 1929 года. Мы выработали текст предложения на месте, не изменяя текста Положения, а только уточняя, согласно законам о Церкви, обязанности и права исполнительного органа приходов».

http://pravenc.ru/text/76504.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010