Максимович 2006в – Максимович К. А. Техника ранних славянских переводов с латыни (на материале пенитенциала «Заповеди святых отец»)//Byzantinoslavica. Т. LXIV. 2006. С. 125–152. Моррис 1983 – Моррис Ч. У. Основания теории знаков//Семиотика. М., 1983. С. 37–89. Машин 1958 – Машин В. А. К датировке рукописей из собрания А.Ф. Гильфердинга Государственной публичной библиотеки//ТОДРЛ. Т. XV. Л., 1958. С. 409–417. Павлов 1869 – Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский номоканон. Казань, 1869. Павлов 1892 – Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права. М., 1892. Павлов 1908 – Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (памятники XI–XV в.). Изд. второе. СПб., 1908 [=РИБ, т. 6]. Пал 1406 – Палея толковая, 1406 г. РГБ, Тр.-Серг., 38. 208 л. Пичхадзе 1999 – Пичхадзе А. А. О значениях и функциях союза а в древнерусском языке//Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М., 1999. С. 28–37. Подскальски 1996 – Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. второе, исправленное и дополненное. Пер. А. В. Назаренко под ред. А. В. Акентьева. СПб., 1996. Понырко 1992 – Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси (XI–XIII вв.) Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. Пр. 1383 – Пролог мартовской половины, 1383 г. РГАДА. Ф. 381. 174. 139 л. Сб. Яр XIII – Сборник молитв, втор. пол. XIII в. Ярославский Государственный музей-заповедник. 15481. 226 л. Синайский патерик – Синайский патерик. Изд. подготовили В. С. Голышенко. В. Ф. Дубровина. М., 1967. СК XI–XIII – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984. Сл. XI–XIV – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. I–. М., 1988–. Сл. XI–XVII – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1–. М., 1975–. Славова 1989 – Славова Т. Преславска редакция на Кирило­Методиевия старобългарски евангелски превод//Кирило­Методиевски студии. Кн. 6. София, 1989. С. 15–129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

803 См.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 185–186, рис. 62; с. 292–299, рис. 113, 119; с.323–327, рис. 126; с. 339–340, рис. 133; Юрочкин В. Ю., Виноградов А. Ю., Гайдуков H. E., Неневоля И. И., Пичка В. H., Уженцев В. Б. Христианские древности «пещерных городов» Крыма. – С. 368–369, рис. 1; 2. 804 Отчет о раскопках на территории Херсонесского античного театра в 1990 году//Архив НЗХТ. – Д. 3246. – Л. 11–13. 806 Отчет о раскопках в Херсонесе на участке античного театра и храма с ковчегом в 1970 году//Архив НЗХТ. – Д. 1411/1. – Л. 31, 38. 809 См.: Орлов К. К. Раскопки между «храмом 1958 г.» и «храмом 1897 г.»//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах/Архив НЗХТ. – Д. 1682/1. – Л. 1–12. 810 Домбровский О. И., Махнева О. А., Паршина Е. А., Сидоренко В. А. Отчет о работе ... в 1975 году. – Л. 33. 811 Отчет об археологических исследованиях «театрального участка» Херсонеса в 1989 году//Архив НЗХТ. – Д. 2933/1. – Л. 44 812 Домбровский О. И., Паршина Е. А. О раннесредневековой застройке территории античного театра. – С. 36–37. Слой, подстилавший плиты пола этого храма и перекрытия могил, представлял собой засыпь с белоглиняной поливной керамикой и плоскодонными высокогорлыми кувшинами с плоскими ручками. Но при разборке о б кладки одной из плитовых могил XIII–XIV вв. у северной стены храма выяснилось, что ее дно перекрыло предшествующую могилу с детским захоронением, которая была впущена в слой, датируемый не ранее V в. О. И. Домбровский логично предположил, что время засыпи этого слоя должно быть весьма близко времени возведения храма 1958 г., но в дальнейшем не вернулся к этой мысли (Отчет о раскопках в Херсонесе на участке античного театра и храма с ковчегом в 1970 г. – Л. 37). 813 Ср.: Романчук А. И. Очерки... – С. 74, 94, 241. Такой же датировки придерживался В. А. Сидоренко, но понять его аргументацию мне не удалось (Сидоренко В. А. Раскопки улицы между «домом 1970 г.» и «храмом 1958 г.»//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах. – Л. 1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению большинства исследователей, англосаксы создали образ Н.- епископа, который был рукоположен в Риме, исправлял заблуждения бриттов и проповедовал христианство пиктам,- в целях полемики с ирл. миссионерами, трудившимися в Сев. Британии. Беда Достопочтенный утверждал, что в VII в. церковная юрисдикция ирл. мон-ря Иона распространялась «почти на всех северных ирландцев и на всех пиктов» ( Beda. Hist. eccl. III 3. 4; V 9. 2). В условиях соперничества с ирл. миссионерами англосаксы стремились подорвать влияние Ионы и противопоставить образу св. Колумбы образ Н., покровителя епископской кафедры Уитхорна ( Anderson. 1948. P. 37-39; Grosjean. 1958. P. 361; ср.: Broun. 1991. P. 146-147). Создание первоначального Жития Н. совпало с обращением пиктского правителя Нехтана к англосакс. аббату св. Кеолфриду и с введением в стране пиктов рим. церковных обычаев вопреки сопротивлению ирландцев. Под 717 г. в ирл. анналах сообщается об изгнании клириков «общины Ионы» из владений Нехтана (expulsio familiae Iae). Т. о., представление о Н. как о просветителе юж. пиктов могло быть связано с усилением англосакс. церковного влияния в стране пиктов ( Chadwick N. K. 1950. P. 36-37, 44-45, 48-53; Grosjean. 1958. P. 360-361; Kirby. 1973. P. 20-24). Существует предположение, что Беда Достопочтенный получил сведения о проповеди Н. от пиктов, возможно от посланников Нехтана ( Fahy. 1964. P. 37-38; Kirby. 1973. P. 23-24; ср.: Brooke. 1989. P. 36). Однако более вероятно, что эти сведения были вымышлены англосаксами, имевшими притязания на церковную юрисдикцию над землями юж. пиктов, т. к. они не содержат подробностей и не подтверждаются др. источниками ( Clancy. 2001. P. 3-4, 7; ср.: Thomas. 1966. P. 107). Данные о миссии Н. были призваны обосновать учреждение англосакс. епископской кафедры в Уитхорне, в юрисдикцию к-рой входили не только бриттские, но и пиктские земли ( Fraser. 2002. P. 56-58; ср.: Grosjean. 1958. P. 378). Внимание исследователей привлекало имя Н., к-рое по-разному передается в источниках.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

Указатели описаний 165 . Richard М. Repertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs. 2 P. 1958 ( 1 1948). (Publications de l’lnstitut de recherche et d’histoire des textes. 1). 166 . Richard M. Repertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs: supplément. P. 1964. (Documents, études et repertoires. Institut de recherche et d’histoire des textes. 9). 167 . Richard M. Repertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs. Troisième édition entièrement refondue par Olivier J.-M. Turnhout 1995. 954. (Corpus Christianorum). Фонкич Б. Л.// ΜΟΣΚΟΒΙА. Проблемы византийской и новогреческой филологии. М. 2001. 1. 541–543. [Осн. справочник в данной обл.]. 168 . Sinkewicz R. Е. The Greek Index Project of the Pontifical Institute of Medieval Studies: Present status and future possiblities//XVII th Int. Congr. of Byz. Studies. Abstracts of Short Papers. Baltimore 1986. 321–322. 169 . Sinkewicz R. E. Project description and development strategy. Toronto 1989. (Greek index project series. 1). 170 . Sinkewicz R. E. Manuscript listings for the authors of classical and late antiquity. Toronto 1990. (Greek index project series. 3). 171 . Sinkewicz R. E. Manuscript listings for the authors of the patristic and Byzantine periods. Toronto 1992. (Greek index project series. 4). 172 . Sinkewicz R. E., Hayes R. E., Hayes W. M. Manuscript listings for the authored works of the Palaeologan period. Toronto 1989. (Greek index project series. 2). Пособия 173 . Devreesse R. Introduction à l’étude des manuscrits grecs. P. 1954. 174 . Diller A. Studies in Greek manuscript tradition. Amsterdam 1983. 175 . Griechische Kodikologie und Textüberlieferung/Hrsg Harlfinger D. Darmstadt 1980. 176 . Wirth P. Ultraviolette Photostudien zu spätbyzantinischen Theologen//Byz 1964. 34. 111–119. Книжная культура, библиотеки, скриптории и библиографы 177 . Gamillscheg Е., Harlfinger D. Repertorium der griechischen Kopisten 800–1600. 1–2. Wien 1981–1989. (Veröffentlichungen der Kommission für Byzantinistik. 3 usw.). Hss. aus Bibliotheken Grossbritanniens, T. Ä Verzeichnis der Kopisten. 2: Hss. aus Bibliotheken Frankreichs und Nachträge zu den Bibliotheken Grossbritanniens, Т. А].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Бодался телёнок с дубом. С. 312. В. В. Самошкин. Антоновское восстание. М., 2005. С. 82. Кирилл Столяров. Палачи и жертвы. М., 1997. С. 335. Кирилл Столяров. Палачи и жертвы. С. 338. Известия ЦК КПСС. 1989. С. 149. Н. С. Хрущёв. Время. Люди. Власть: Воспоминания: В 4 кн. Кн. 1. М., 1999. С. 362–363. Там же. С. 348–349. Павел Судоплатов. Спецоперации: Лубянка и Кремль. 1930–1950 годы. М., 2002. С. 229. Исторический архив. 1996. С. 64, 70. Там же. С. 68. Н. Н. Воронов. На службе военной. М., 1963. С. 128. Бодался телёнок с дубом. С. 129. Валерий Брюсов. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М., 1973. С. 433. Пантелеймон Романов. Без черёмухи: Рассказы. 7е изд. М., 1930. С. 9—10. Николай Островский. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1989. С. 297. Известия, 24 июня 1935. Правда. 1 декабря 1936. Известия. 1 марта 1931. Известия. 8 июня 1931. Известия. 15 марта 1937. Красная газета, вечерний выпуск. 11 марта 1933. Литературная газета. 5 ноября 1933. Писатели об искусстве и о себе: Сборник статей М.; Л., 1924. С. 14–15. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М., 2000. С.689. Литературная газета. 28 марта 1934. А. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 13. М., 1949. С. 360. Писатели об искусстве и о себе. С. 15. А. Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 13. С. 353. Книга и пролетарская революция. 1933. С. 45. А. В. Кольцов. Полн. собр. стихотворений. Л., 1958. С. 116. Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем. Т. 5. С. 36. Публицистика. Т. 3. С. 373. Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 4. Л., 1972. С. 6. Н. С. Хрущёв. Время. Люди. Власть. Кн. 4. С. 197. А. Д. Миркина. Не склонив головы//Маршал Жуков: Полководец и человек: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 53. Красная звезда. 16 июля 1943. Красная звезда. 16 июля 1943. Красная звезда, 22 июля 1943. Красная звезда, 30 июля 1943. Публицистика. Т. 3. С. 176. Бодался телёнок с дубом. С. 30. Там же. С. 106. С. М. Соловьёв. Сочинения. Кн. 1. С. 598. Я. П. Полонский. Сочинения: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 407. Там же. Т. 1. С. 158. Песни русских поэтов: В 2 т. Т. 1. Л., 1988. С. 613. Бодался телёнок с дубом. С. 442. Сочинения. Кн. 4. М., 1989. С. 306. Бодался телёнок с дубом. С. 10–11. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 733  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-i-kroh...

120 . Éphrem. Célébrons la Pâque. Hymnes sur les Azymes, sur la Crucifixion, sur la Résurrection. Trad. Cerbelaud D., Hammam H.-G. P. 1995. (Les Pères dans la foi. 58). 121 . St Ephrem the Syrian. Selected Prose Works. Transl. Amar J., Mathews E. Oxford 1994. (Fathers of the Church. 91). 122 . Efrem de Syrier. Hymnen voor de viering van het kerkelijk jaar. Trad. Rouwhorst G. Kampen 1991. (Christelijke Bronnen. 3). [Голланд. пер. пасхальных гимнов]. Исследования 123 . Adler G. Theologie als Poesië Ephraem der Syrer//Der christliche Osten. 1994. 49. 328–338. 124 . Amar J. Perspectives on the Eucharist in Ephrem the Syrian//Worship. 1987. 61. 441–454. 125 . Amar J. Byzantine ascetic monachism and Greek bias in the Vita tradition of Ephrem the Syrian//OCP 1992. 58. 123–156. 126 . Beck E. Askentum und Mönchtum bei Ephraem//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 341–360. (OCA 153). пер.: Beck E. Ascétisme et monachisme d’après Saint Éphrem//L’Orient Syrien. 1958. 3. 273–298. 127 . Beck E. Die Hyle bei Markion nach Ephräm//OCP 1978. 44. 5–30. 128 . Beck E. Ephräms des Syrers Psychologie und Erkenntnislehre. Louvain 1981. 198. 129 . Beck E. Glaube und Gebet bei Ephräm//OrC 1982. 66. 15–50. 130 . Beck E. Zur Terminologie von Ephräms Bildtheologie//Typus, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Hrsg. Schmidt M. Regensburg 1982. 239–277. 131 . Beck E. Besrà (sarx) und pargà (soma) bei Ephräm dem Syrer//OrC 1986. 70. 1–22. 132 . Bou-Mansour T. Aspects de la liberté liumaine chez Saint Éphrem le Syrien//EThL 1984. 60. 252–282. 133 . Brock S. The luminous eye. The spiritual world vision of Saint Ephrem the Syrian. Kalamazoo 1992. 134 . Dalmais l.-H. La vie monastique comme ascèse vigiliale d’après St. Éphrem et les traditions liturgiques syriennes//Liturgie, conversion et vie monastique/Eds. Triacca A. М., Pistoia A. Roma 1989. 73–86. (Conférences St Serge. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

к необходимости поиска мест расположения древних мон-рей. Опираясь на лит. источники, ему удалось в марте 1964 г. определить местонахождение и начать раскопки знаменитого мон-ря Келлии. В 1956 г. Г. издал фрагменты копт. редакции «Аскетикона» аввы Исаии, считавшегося одной из основных книг егип. и сир. монашества («L " ascéticon» copte de l " abbé Isaïe: Fragm. sahidiques. Le Caire, 1956. (BiblEtC; 5)). Изучая егип. монашество, Г. занимался исследованием и гностической лит-ры Наг-Хаммади, издав в 1959 г. копт. текст Евангелия от Фомы, над к-рым он работал совместно с А. Ш. Пюэшем (L " Évangile selon Thomas: Texte copte établi et trad. par A. Guillaumont, H.-Ch. Puech, G. Quispel, W. Till et Yassah ‘Abd al Masih. P., 1959, есть также англ, нем., и голл. издания). В 1956-1958 гг. он перевел 9 ветхозаветных книг на франц. язык. На протяжении всей научной деятельности Г. неизменным оставался его интерес к наследию Евагрия Понтийского. В 1958 г. им был издан сир. текст «Гностических глав» (греч. оригинал к-рого не сохр.) в 2 редакциях: оригинальной и подвергшейся правке (Les Six Centuries des «Képhalaia Gnostica» d " Evagre le Pontique. P., 1958. (PO; Т. 28, Fasc. 1)). Этому тексту Евагрия, а также его влиянию на сир. христианство была посвящена докт. диссертация Г., к-рая позже была издана под названием «Гностические главы Евагрия Понтийского и история оригенизма у греков и сирийцев» (Les «Képhalaia Gnostica» d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962. (Patristica Sorbonensia; 5)). В сотрудничестве с супругой Клер Г. издал в серии «Христианские источники» 2 основополагающих произведения Евагрия: «Монах» ( Evagre le Pontique. Traité pratique ou Le Moine. P., 1971. 2 vol. (SC; 170, 171)) и «Гностик» ( Evagre le Pontique. Le Gnostique ou À celui qui est devenu digne de la science. P., 1989. (SC; 356)). В той же серии в 1998 г. был издан совместно с К. Гийомон и П. Жеэном трактат Евагрия «О помыслах» ( Evagre le Pontique.

http://pravenc.ru/text/164975.html

Павлова К. В., 1974. Могильники у деревень Мольничи и Сулятичи//КСИА. Вып. 139. Падин В. А., 1985. «Большой курган» старого Трубчевска//СА. Памятники литературы Древней Руси XII в. 1980. М. Памятники литературы Древней Руси XIII в. 1981. М. Панова Т. Д. 1989. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X–XIV вв.//СА. Пастернак Я., 1944. Старий Галич. Льbib. Пастернак Я., 1961. Apxeoлoriя Ykpaihu. Торонто. Пашуто В. Т., 1950. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. Пашуто В. Т., 1970. Монгольский поход в глубь Европы//Татаро-монголы в Азии и Европе. М. Пекарська Л. В., Пуцко В. Г., 1989. Дabhьopycьki ehkoлniohu в збipцi музею icmopii м. Kuiba//Археология. Пескова Л. А., 1980. Древний Изяславль//КСИА. Вып. 164. Петегирич В. М., 1980. Из истории экономических и культурных связей Галицко-Волынской Руси в X–XIII вв. (по археологическим данным)//Славянские древности. Киев. Петрухин В.Я., 1975. Ритуальные сосуды из курганов Гнездова и Чернигова//Вестник МГу. История. Петрухин В. Я., 1978. О картине мира у скандинавов-язычников//Скандинавский сборник. Вып. 17. Таллин. Петрухин В. Я., Чернецов А. В., 1991. Конференция «Древнерусское язычество и его традиции»//СА. Nickoba Т. О., 1988. Скарбы стародавнього Изяславля//Apxeoлoriя. Плетнева С. А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях//МИА. Плетнева С. А., 1964. О построении кочевнического лагеря – вежи//СА. Плетнева С. А., 1967. От кочевий к городам. М. Плетнева С. А., 1973. Древности черных клобуков//САИ. Вып. EI–19. Плетнева С. А., 1974. Половецкие каменные изваяния//САИ. Вып. Е–2. Плетнева С. А., 1989. На славяно-хазарском пограничъе. М. Плетнева С. А., Афанасьев Г. Е., Винников А. З., Флеров B. C., 1979. Советско- Болгарско-Венгерская экспедиция//АО. 1978. М. Повесть временных лет. 1950. М.; Л. Покровская Л. В., 1983. Земледельческая обрядность//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Т. 4: Исторические корни и развитие обычаев. М. Полубояринова М. Д., 1987. Керамика городища Слободка//Никольская Т. Н. Городище Слободка XII–XIII вв. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

    1919—1937    Бийско-Алтайская.    БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936—1992 упразднена).     Викариатство: Хабаровское (1926—1933).     1934—1936    Боровичская.     1921    БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946—1994 упразднена).     Викариатство: Новозыбковское (1922—1923).     1926—1957    Великолуцкая и Торопецкая.     1918—1937    Великоустюжская и Усть-Вымская.    ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918—1932 Приморская и В.; 1946—1958 Хабаровская и В.; 1958—1989 упразднена).     Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918—1920, 1928—1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928—1932).     до 1922 г.    Владикавказская и Моздокская.    ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917—1922 В. и Шуйская).     Викариатства: Вязниковское (1921—1928); Иваново-Вознесенское (1923—1933); Ковровское (1920—1925); Мстерское (1917—1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).     1925    ВОЛГОГРАДСКАЯ и Камышинская (1925—1959 Сталинградская и Астраханская; 1959—1989 упразднена).    ВОЛОГОДСКАЯ и Великоустюжская (до 1940 г. В. и Тотемская; 1940—1945 упразднена; 1945—1964 В. и Череповецкая; 1993—1994 В. и Тотемская).     Викариатства: Вельское (до 1927 г.); Никольское (1922—1933); Няндомское (1930—1931); Тотемское (1921—1922, 1927—1930).    ВОРОНЕЖСКАЯ и Липецкая (до 1945 г. В. и Задонская; 1945—1954 В. и Острогожская).     Викариатства: Бобровское (1921—1922); Богучарское (1921—1928, 1945—1950); Бутурлиновское (1924—1933); Валуйское (1920—1923); Задонское (1922—1923; с 1996 г.); Новохоперское (1924—1927); Острогожское (до 1926 г.); Россошанское (1928—1930); Уразовское (1925—1928).     1934—1935    Вышегородская.    ВЯТСКАЯ и Слободская (до 1921 г. В. и Глазовская; 1921—1937 В. и Слободская; 1937—1942 упразднена; 1942—1994 Кировская и Слободская).     Викариатства: Глазовское (до 1929 г.); Елабужское (1922—1925); Котельническое (1924—1933); Малмыжское (1934—1935); Нолинское (1928—1937); Слободское (1918—1920); Уржумское (1919—1931); Яранское (1920—1937).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1503 . Prokhorov G. M. La litterature vieux-russe et l’hésychasme//Mille ans du christianisme russe (988–1988). Actes du Colloque Int. de l’Univ. Paris-X (Nanterre), 20–23.01.1988/Ed. Struve N. P. 1989. 89–101. 1504 . Rodionov O. A. The byzantine lives of the saints hesychasts and old Russian hagiography of the 14 th –15 th c.: Character and sources of a parallelism//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 124. 1505 . Rouet de Joumel M. J. Monachisme et monastères russes. P. 1952. 1506 . Rouet de Joumel M. J. Le père spirituel aux premiers temps de la Russie chrétienne//La vie spirituelle. 1955. 15. 277–288. 1507 . Rouet de Joumel M. J. La direction spirituelle dans la Russie ancienne//Revue des Études Slaves. 1961. 38. 173–179. 1508 . Schultze B. Die Bedeutung des Palamismus in der russischen Theologie der Gegenwart//Scholastik. 1951. 36. 390–412. 1509 . Senyk Sophia. L’hésychasme dans le monachisme ukrainien//Irénikon. 1989. 62. 172–212. 1510 . Senyk Sophia. L’esicasmo nel mondo ucraino prima di Paisij Velichkovskij: le testimonianze della letteratura monastica//AdB 7 .174). 279–290. 1511 . Sinitsyna N. V. Les types monastères en Russie et l’idéal ascétique russe (XV е -XVI е siècles)//Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin/Ed. Lemaitre J.-L., Dmitriev М., Gonneau P. Geneve 1996. 11–35. 1512 . Smolitsch I. Leben und Lehre der Starzen. Wien 1936. пер.: Moines de la Sainte Russie. P. 1967. пер.: Santità e preghiera. Vita e insegnamenti degli «Starets» della Santa Russia/Trad., note a cura di D’Este R. Torino s. a. 188. пер.: 9 .1444. 1513 . Smolitsch I. Das Alt-Russische Mönchtum (11.–16. Jahrhundert). Gestalter und Gestalten. Würzburg 1940. 1514 . Smolitsch I. Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen 988–1917. Würzburg 1953. 556. Ильин В. H. К истории русского многострадального монашества//ВРСХД 1956. 42. 9–15; 1957. 45. 8–13. пер.: 9 .1445. 1515 . Špidlik Т. L’autorità del libro spirituale presso i monaci russi//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 159–180.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010