Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf II ГЛАВА. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СССР В 1958–1964 гг.: РОЛЬ в них ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться. Открываются, новые храмы, духовные школы, выходит «Журнал Московской Патриархии». Но, в конце 1950-х начинаются новые гонения на Церковь . Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви лютым морозом. Спокойные отношения с Церковью преподносились, как Сталинское наследие, которое следует ликвидировать, хотя именно религиозные организации особенно пострадали от проводимых репрессий. Нагнетание антирелигиозных настроений к концу 1950-х годов в партийных и комсомольских верхах делало почти неизбежной войну с религией 184 . Гонения начались в 1958 году. 4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин 185 . В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава 186 . В самом начале этих гонений советские органы власти старались осуществить закрытие монастырей и храмов, используя давление на Патриархию. Они прилагали все силы к тому, чтобы убрать из Патриархии тех церковных лидеров, которые открыто таким гонениям противостояли 187 . Из Совета по делам РПЦ с конца 1950 годов также начали постепенно «убирать» всех сотрудников с сочувствием относившихся к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на преклонный возраст он совершал многочисленные пастырские поездки по храмам Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Томска, Барнаула, Красноярска, Бийска, Хабаровска. На 1 января 1960 года в Епархии насчитывалось 55 приходов, объединенных в 5 благочиннических округов, совпадавших с территориально-административными границами краев и областей, входивших в состав Епархии. Богослужение совершали 95 священников, 25 диаконов, 11 псаломщиков. Святительство Преосвященных митрополита Нестора (1956-1958гг.), епископа Доната (1958-1961гг.), епископа Леонтия (1961-1963гг.), епископа Кассиана (1963-1964гг.), архиепископа Павла (1964-1972гг.) проходило в десятилетия весьма сложных отношений между Церковью и государством. К середине 60-х годов в Новосибирской Епархии насчитывалось 33 прихода, то есть 60 % количества приходов 1960 года. Практически полностью отсутствовали храмы в селах. С 1972 по 1990 год Епархией управлял епископ, а впоследствии Архиепископ и Митрополит Гедеон (Докукин). Во время его многолетнего святительства были установлены неплохие отношения с представителями местной власти, удалось не только приостановить закрытие храмов, но и добиться регистрации новых общин, в том числе в тех населенных пунктах, где в послевоенный период православные общины зарегистрировать не удалось. К 1988 году построен Вознесенский кафедральный собор и Загородная резиденция. К концу 80-х годов территория Новосибирской Епархии была очень обширной. В ее состав входят: Новосибирская, Томская и Кемеровская области (Кузбасс); Красноярский и Алтайский края; Тувинская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская автономные области. Общая площадь Епархии – более 3 млн. км2; с населением около 15 млн. человек. На 1 января 1990 года в Новосибирской и Барнаульской Епархии – 60 приходов и 146 священнослужителей. Начиная с 1990 года во всех территориально-административных образованиях, входивших в состав Новосибирской Епархии, начинают учреждаться самостоятельные епископские кафедры. Святительство Епископа Тихона (Емельянова) – 1990-1995гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий).//Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Кн.: Май (447 с.), Тверь. Изд-во «Булат». 2007.С.272-386. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Кн.: Январь.(558 с.), Февраль (503 с.), Март (285 с), Апрель (318 с.), Май (447 с.), Июнь (710 с.). Тверь. Изд-во «Булат». 2005-2009 гг. В.О.Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.//В кн.: Православие в России. М.,2000. С.309. Основные вехи биографии владыки. Даты жизни 1877-1961гг. Окончание Киевского университета, начало служения земским врачом (1903г.). 1921г. - рукоположен во диаконы. Ташкентский период (1921-1923гг), первый арест, ссылка; возвращение в Ташкент (1926г.), увольнение на покой, второй арест (1930г.), архангельская ссылка (1931г.), возвращение в Москву (1933 г.), научные открытия, создание труда «Очерки гнойной хирургии»(1934г.), позиция владыки в отношении «Живой церкви», арест, пытки (1937г). Ссылка – красноярский период (1940–1944гг.), переписка по церковным вопросам с Местоблюстителем митрополитом Московским Сергием, участие в Архиерейском Соборе (1943г.). Тамбовский период (1944г.), взаимодействие с властями, участие в Предсоборном Совещании (1944г.), обращения владыки к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) о планах возрождения церковной жизни в стране (1944г.), Сталинская премия врачу В.Ф.Войно-Ясенецкому, 1945-1946 гг. – закрытие и уничтожение храмов, запрет властей носить владыке рясу в научной среде, Симферопольский период (1946-1961гг.), служение в условиях антирелигиозных гонений, противостояние новой церковной реформе, подготовленной в государственных структурах. Последний год жизни, отношение к позиции Священного Синода об отстранении настоятелей храмов от финансово-хозяйственной деятельности общины». Проявление народом религиозного самосознания в дни похорон владыки. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . К читателям.//Игумен Дамаскин. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним.Тверь.2001. С.4-5.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Храм-часовня представляет собой маленькое помещение, поэтому люди в основном стояли в коридоре. Присутствовало более 250 человек – это очень много. В знак благодарности за получение иконы и частицы мощей руководство ВМА в лице ее начальника генерал-майора профессора Миодрага Евтича просило меня вручить Его Святейшеству в подарок юбилейный знак – герб Военно-медицинской академии. На нем написано: «Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси господину Кириллу во славу православного братства и христианской любви». А также монографию на сербском и русском языках, рассказывающую об истории и сегодняшнем дне ВМА. – ВМА находится в структуре Министерства обороны Сербии? Насколько нам известно, сейчас активно укрепляется сотрудничество Сербской Церкви с вооруженными силами. – Сейчас академия действует как отдельное медицинское учреждение и не подчиняется напрямую генеральному штабу. Это два отдельных юридических лица, не подчиняющихся друг другу, но близко сотрудничающих. Но при лечении в академии приоритет всегда имеют военнослужащие. Переговоры о развитии сотрудничества между СПЦ и вооруженными силами активно идут. Сейчас напечатан специальный молитвослов для солдат, который при желании прямо вместе с обмундированием смогут получить все новобранцы. Кажется, за образец взят русский молитвослов. Рейтинг: 8 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии александр 19 февраля 2012, 21:16 Интересная статья по ВМА Сербии,Жаль только что нынешнее военное руководство медициной и ВМА в частности имеют проамериканскую позицию.Ни к чему это хорошему не приведет.Как всегда америкосы всех обманут. Геннадий 5 июля 2009, 13:04 По-моему личность Свт.Луки Симферопольского - беспрецедентна в современном православии и в современном мире и поэтому открытие церкви в Сербии очень значимое событие. Мне пришлось жить в годы служения Свт. Луки в Крыму в 1946 - 1961гг. не зная, а только слыша о нём что-то неясное и только в 1998г. узнать о всей его жизни, подвиге и служении.

http://pravoslavie.ru/30880.html

В 1647-1649гг. по заказу игумена Антониева монастыря Аркадия в храме проводился ремонт, во время которого заменили тесовое покрытие, растесали окна и западный портал. Тогда же впервые сообщается об устройстве междуэтажного перекрытия. Следующий ремонт, проведенный в 1829г., сопровождался возведением каменной пристройки и побелкой стен в интерьере храма. Интерес к первоначальной архитектуре Рождественской церкви возник в 1919-1920гг.: по заданию Академии истории материальной культуры К.К. Романов и О.М. Равицкая изучили и обмерили памятник. На основе их исследований была выполнена эскизная реконструкция храма XIVb. с многолопастным завершением фасадов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. церковь пострадала от артиллерийского обстрела. Кровля была повреждена, междуэтажные перекрытия разобрали немецкие солдаты. Поле войны храм восстанавливался под руководством Л.М. Шуляк – архитектора Новгородских Специальных научно-производственных реставрационных мастерских. В 1950-1951гг. и в 1959-1961гг. было проведено укрепление кладки сводов, столбов, раскрыты некоторые окна и декоративный фриз «бегунца» на барабане. Церковь восстановили в первоначальных формах, кроме трехлопастного завершения фасадов: для его реконструкции не нашли достаточных оснований и сохранили восьмискатную кровлю. В 1969-1970гг. был отреставрирован южный портал, на расстоянии 1 м от стен храма произведена срезка культурного слоя, предохраняющая его основание от намокания. В 1976г. архитекторами НСПРМ Л.М. Шуляк и Н.Н. Кузьминой осуществлено новое исследование и инженерное укрепление памятника. Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002. 3. Стенопись. История и реставрация. Церковь Рождества Христова была расписана несколько лет спустя по завершении строительства – в последнем десятилетии XIVb. Об этом говорит стиль живописи, близкий некоторым произведениям новгородской иконописи рубежа XIV-XVbb., а также то, что древнейший слой штукатурного грунта на стенах храма никаких следов живописи не имеет, при этом его поверхность испещрена насечками, которые обычно делались при последующей подготовке стен под живопись, выше лежит новый слой штукатурки с фресковой росписью. Часть древних фресок погибла во время пожаров и позднейших перестроек храма. В частности в 1386г во время похода на Новгород князя Дмитрия Донского, в 1471г. при походе на Новгород Ивана III, когда горожане сами жгли свои пригородные монастыри. В 1827г уцелевшие участки росписи забелили и записали масляной краской. Летом 1912г. реставратор Юкин П.И. произвел первую пробную расчистку, показавшую наличие древней живописи, расчистку росписей продолжили в 1913г. В конце 1920-х гг. Брягин Н.Е. составил докладную записку о росписи храма, после чего в 1931-1932гг. реставраторы во главе с Олсуфьевым Ю.А., провели первичные работы по укреплению и дальнейшему раскрытию живописи.

http://sobory.ru/article/?object=00319

Но, как любил говорить отец Софроний, «нам не приходится отчаиваться…» И пусть слово Старца послужит еще одним утешением в несении креста на путях богословия. Григорий Палама, свт. Святогорский томос//Материалы сайта «Исихазм» www.hesychasm.ru/library/palamas/tomos.htm . Обращение 08.10.2011. Амбарцумов Ф.Н. Беседа о старце Софронии (Сахарове)/Старец Софроний. Ученик преподобного Силуана Афонского. СПб., 2011. С. 172. Софроний (Сахаров), архим. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2008. С. 101. Далее письма приводятся из указанной книги. Письмо прот. Георгия Флоровского от 10 марта 1958 г. С. 47. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 21 марта 1958 г. С. 64. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 28 августа 1958 г. С. 113-114. Письмо прот. Георгия Флоровского от 11 июля 1958 г. С. 107. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 21 февраля 1958 г. С. 36-37. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 16 марта 1958 г. С. 58. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 21 марта 1958 г. С. 62. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 16 марта 1958 г. С. 57. Там же. С. 50. Там же. С. 51. Там же. С. 56. См.: Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 21 марта 1958 г. С. 62-63. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 29 мая 1959 г. С. 149-150. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 2 мая 1958 г. С. 75. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 26 мая 1958 г. С. 96-97. Там же. С. 99-100. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 28 августа 1958 г. С. 116-117. Там же. С. 117. Письмо архим. Софрония (Сахарова) от 2 мая 1958 г. С. 75. Комментарии ( 1): Николай 25 октября 2011г. 14:22 Вопрос, поднятый автором, на мой взгляд, был и будет актуален всегда. Ответ на него, я думаю, во много  содержится в цитируемой фразе любимого и уважаемого многими Игоря Цезаревича. Действительно мы сегодня теряем библейское или лучше сказать евангельское мышление. А такое мышление возможно, только если мы будем обращаться к Святым Отцам, которые имеют в подобной жизни реальный опыт. Поэтому было интересно познакомится со словами отца Софрония который по мимо того что был укоренён в отцах сам являл такую жизни и такое богословие.

http://bogoslov.ru/article/2196365

16 окт. 1958 г. Совет министров СССР принял постановление «О монастырях в СССР». Это постановление запрещало использовать наемный труд, предусматривало значительное уменьшение земельных монастырских наделов, а также сокращение числа мон-рей; были повышены налоги на монастырские земли, вновь введены налог со строений и земельная рента, отмененные в 1945 г. Совет министров БССР установил с 1 окт. 1958 г. ставку сельскохозяйственного налога для исчисления подоходного налога с земельных участков, находившихся в пользовании мон-рей, в размере 15 р. с гектара и признал утратившим силу постановление СНК БССР от 16 окт. 1945 г. об освобождении мон-рей от уплаты налога со строений и от земельной ренты. Просьбы отсрочить введение новых налогов до янв. 1959 г. были отклонены. В дек. 1958 г. Жировицкий мон-рь вынужден был отказаться от земельного участка площадью 38 га и хозяйственных построек. В это время в БССР кроме муж. Жировицкого мон-ря были 2 женских - в Гродно в честь Рождества Пресв. Богородицы и в Полоцке во имя прп. Евфросинии. В Гродненском мон-ре в 1958 г. проживали 55 монашествующих. Земельный участок 3,5 га Гродненского мон-ря был в 1958 г. передан под городской парк. В Полоцком женском мон-ре в 1958 г. проживали 45 монахинь и 6 послушниц, мон-рь находился на территории военного городка и не имел огорода. В нач. февр. 1960 г. руководство республики разработало план мероприятий по закрытию Гродненского и Полоцкого мон-рей. В 1958-1960 гг. численность монашествующих в 3 монастырях уменьшилась на 16 чел. В 1960 г. оба жен. мон-ря были закрыты и их насельницы переведены в Жировицкий мон-рь. В 1959 г. Министерство финансов СССР произвело переоценку строений, переданных религ. объединениям в аренду или пользование на иных началах, в результате страховая оценка молитвенных зданий повысилась в 3-4 раза. Это в основном коснулось Жировицкого мон-ря и сельских приходов, где имелись большие церковные здания, а доход был незначительным. В 1958 г. в прессе прошла кампания против продажи в храмах свечей, после чего налог на доход свечных мастерских был повышен более чем в 20 раз, было также запрещено продавать свечи выше их закупочной цены. Все попытки организовать сбор средств для покрытия задолженности с помощью подворовых обходов пресекались жесточайшим образом: священников снимали с регистрации, отправляли за штат.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 1958-1959 гг. в регионе действовали 58 храмов, из них 15 - в Ленинграде (из Л. о. в состав обл. центра перешли церкви в Красном Селе, Парголове, Покровском (ныне Динамо) и на ст. Лисий Нос). В это число не вошли кладбищенская Ксениевская часовня и храм св. Иоанна Богослова при ЛДАиС в Ленинграде, не имевшие статуса приходов, и приписные кладбищенские храмы в Л. о. Были зарегистрированы 205 священнослужителей: 2 архиерея, 138 священников, 36 диаконов и 29 псаломщиков; из них в Л. о.- 59 священников, 9 диаконов и 15 псаломщиков. Начало антирелиг. кампании в кон. 50-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в Л. о. было положено закрытием часовен и сносом нек-рых из них. В числе первых была разрушена часовня вмч. Георгия, устроенная на месте явления святого в дер. Ложголово (ныне Сланцевского р-на). В авг. 1958 г. священники Сидоров и Н. И. Недремский пытались возобновить часовню, чтобы, по мнению уполномоченного, превратить ее в место паломничества; в ответ местные власти снесли здание. В 1958 г. были закрыты часовни в дер. Скворицы Гатчинского р-на, в дер. Петровская Горка Лужского р-на, в деревнях Сойкино и Стремление, а также в дер. Ручьи Кингисеппского р-на. В 1958-1959 гг. были сняты с регистрации все заштатные клирики, имевшие право служить,- более 20 чел. В 1960 г. общины в Нов. Ладоге и в Парголове, использовавшие по 2 храма - летний и зимний, лишились по одному храму. Власти поощряли отречение от Церкви клириков. В 1958 г. о снятии сана заявил свящ. Павел Дарманский из Иовлевской ц. на Волковском кладбище, в 1960 г.- священники Павел Кузин и Александр Осипов, в 1961 г.- иером. Давид (Попиков). В 1958-1959 гг. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ленинграду и области И. В. Чернов вел борьбу с паломничеством как к действующим, так и к уже закрытым храмам. В рамках этой кампании были взорваны в 1961 г. Успенская ц. на Сенной пл. в Ленинграде и собор Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне. Уполномоченный рекомендовал снести другие почитаемые недействующие святыни города: Иоанновский (Иоанна Рильского) мон-рь на Карповке (место погребения св. прав. Иоанна Кронштадтского) и Воскресенский храм (храм Спаса на Крови). В 1959 г. уполномоченный писал, что необходимо уничтожить на Смоленском кладбище могилу блж. Анны, к-рую начинают почитать наравне с блж. Ксенией; решено было убрать со склепа семьи Слепухиных-Волковых на том же кладбище мозаическую икону Христа Спасителя, привлекавшую молящихся. В 1958 г. уполномоченный принял меры к прекращению паломничества к заштатному архим. Серафиму (Проценко; † 28 дек. 1960), жившему в Вырице; из села была выдворена его келейница схим. Таисия (Коржавина) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1670. Л. 39).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Успенский . 19 марта 1958 г. Ленинград Д. 30. Л. 35–98. Подлинник. Машинопись. 18. Не позднее 11 апреля 1958 г. Христос воскресе, Глубокоуважаемый и дорогой Владыка, сердечно поздравляю Вас с Светлым праздником Воскресения Христова. Желаю Вам здоровья и всех милостей Божиих. В ожидании скорой встречи с Вами пребываю в глубоком к Вам уважении и любви. Профессор Н. Успенский . Пасха Христова, 1958 Д. 31. Л. 35. Подлинник. Автограф. 19. 4 мая 1958 г. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый и дорогой Владыка, паки приветствую Вас с Светлым праздником Воскресения Христова. Как Ваше здоровье и самочувствие? Все члены нашей Комиссии и Ваш покорный слуга очень опечалены были Вашей болезнью и отсутствием на заседаниях. Братия возложила на меня послушание – председательствовать на заседаниях 23–25 апреля. Занимались мы календарем. Рассмотрели апостольские и евангельские чтения на весь год, состав (содержание) традиционных приложений к календарю и примерный ракурс уставных указаний, которые будут помещены при календаре, как это было, напр[имер], в 1947 году, за счет сокращения иллюстраций. Другими вопросами без Вас решили не заниматься. Перед Пасхой, в конце 6-й недели [поста], приезжал о. Иоанн Снычев (от Владыки Мануила). Он привез чин в исправленном виде и перечень исправлений в икосах, которые они хотят внести. Но так как эти последние были сделаны им a priori, без ознакомления с греческим оригиналом 803 , то я отказался принять эти исправления и советовал о. Иоанну взять греческий оригинал и по нему делать новый перевод, а не по испорченному славянскому переводу же. На этом вопрос с чином погребения остановился. Буду ждать исправленного по греческому оригиналу перевода. Следующее наше заседание намечено на 26 мая. Надеюсь, что теплая погода подкрепит Ваше здоровье и мы встретимся в Москве. Прошу не оставлять меня в Ваших молитвах. Любящий Вас Ваш покорный слуга проф. Н. Успенский . Д. 32. Л. 97–98 об. Подлинник. Автограф. 20. 16 мая 1958 г. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый и дорогой Владыка, простите меня за запоздалое поздравление к дню Вашего Ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010