Как бы вопреки светлому и мирному характеру равнины Изреельской, на ней совершались события мрачного, кровавого свойства: во все времена – как библейские, начиная с периода Судей, так и позднейшие, до наших дней, равнину Изреельскую попирали военные полчища, принадлежавшие различным племенам и приходившие из различных стран света, и на ней происходили кровопролитные битвы. В период Судей на равнине Изреельской сыны Изреилевы поразили военное ополчение Иавина, царя Ханаанского, царствовавшего в Асоре, и Мадианитян вместе с Амаликитянами и другими жителями востока. Ополчение Иавина было совершенно истреблено коленами Завулона, Неффалима и Иссахара 230 под предводительством Барака и пророчицы Девворы. Битва происходила при Кисоне и трупы убитых Израильтянами врагов были уносимы волнами потока 231 . Смерти не избежал и предводитель ополчения Сисара, погибший от руки женщины 232 . Поражение Мадианитянам и их союзникам, пришедшим из-за Иордана и расположившимся на долине Изреельской 233 , нанес Гедеон, предводительствуя отрядом воинов лишь в триста человек 234 . В период царей на Изреельской равнине сыны Израилевы сражались с Филистимлянами, Сирийцами и Египтянами. Битвы с Филистимлянами и Египтянами окончились несчастливо для Израиля; в первой из них погиб, на горах Гелвуйских, царь Саул с тремя сыновьями, была поражена краса Израилева 235 ; в последней был ранен благочестивый царь Иосия 236 . Но, что касается Сирийцев, то они были поражены Аха- авом, царем Израильским 237 , несмотря на их многочисленность. В период послепленный равнина Изреельская была попираема войсками Ассирийскими под предводительством Олоферна 238 и Сирйскими, находившимися под начальством Трифона 239 ; во время борьбы Иудеев с Римлянами – Римскими легионами 240 . В среднее века на равнине происходило немало битв между крестоносцами и сарацинами. Наконец на ней 16 апреля 1799 г. 3.000 Французов, под предводительством Наполеона, одержали победу над 25-тысячным Турецким войском. Святая Земля, как известно, разделяется на две почти равных половины, восточную и западную, низменною полосою земли, идущею с севера на юг и вмещающею в себе озера Меромское, Тивериадское и Мертвое море, соединенные Иорданом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

230. Мы хотели бы окрестить нашего сына, скажите, кто может быть крестными родителями? 231. У моей сестры близнецы, она хотела бы их окрестить, но возник вопрос: при крещении близнецов в младенчестве крестные должны быть у каждого свои? 232. Может ли родная мать моей крестницы быть крестной матерью моей дочери? 233. Могут ли быть бабушки или дедушки для своих внуков крестными матерями или крестными отцами? 234. Крестные моей дочери вступили в брак, а я слышала, что муж с женой не могут быть крестными родителями. Что делать? 235. Обязательно ли иметь ребенку крестных родителей, ведь крестные должны отвечать за православное, нравственное воспитание ребенка, а таких людей рядом может не оказаться? 236. Могу ли я быть крещенным второй раз, с тем, чтобы взять имя святого согласно православному календарю? 237. Недавно узнала от свекрови, что мой муж был окрещен своей бабушкой заочно, с согласия свекрови без его ведома, мужу было лет 10-11. Правильно ли это или нужно обряд крещения провести по правилам? 238. Я слышал, что Таинство Крещения может совершить и мирянин, но при каких-то особых обстоятельствах. В каких случаях Таинство Крещения может совершить мирянин, и что он для этого должен сделать?   О миропомазании 239. Совсем недавно я узнала, что в Православии есть такое Таинство, как Миропомазание. Расскажите, пожалуйста, в чем состоит его смысл? 240. Я слышал, что св. апостолы в начале совершали это Таинство через возложение рук. Почему же теперь используется миро? 241. Как совершается Таинство Миропомазания? 242. Когда еще, кроме как во время Крещения, совершается Таинство Миропомазания? 243. Я знаю, что в Католичестве Миропомазание совершается не во время Крещения, и вообще, к этому Таинству люди имеют право приступать лишь в отроческом возрасте, у них это называется Конфирмация. Почему существуют такие различия? 244. Скажите, пожалуйста, миро в Таинстве Миропомазания и в Таинстве Елеосвящения используется одно и то же, или разное? 245. Можно ли после Таинства в тот же самый день мыться? Я слышала разные мнения по этому вопросу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

Он поставил это изображение Хатхор, моей владычицы, после того, как прекрасно похоронил меня 230 . Он обновил это погребение чрез 33 года, употребив священное помазание и пелены из своего хозяйства. О, каждый входящий в сей храм и из него исходящий! Да будут сердца ваши благостны к статуе сей, находящейся под ее охраной 231 , во все праздники Златой 232 ! О владыка правды 233 ! Я праведен. Я простираю руки мои, объемля тебя, да сделаю, чтобы ты был моей защитой. Молюсь я тебе, бог великий, владыка Феката 234 , утверди сына моего Менхиба казначеем в великой придворной должности. Награди мой «ка» среди превосходных «ка» пред преисподней. Сохрани мой дом во веки». Мемфисская жрица Ти-Тхути Птолемеевская эпоха. Венский 235 Супруга «очей царя Верхнего Египта 236 », царского писца, счисляющего все вещи, начальника житницы Джа-Анхур-иму, мать «ушей царя Нижнего Египта», главного херихеба, царского писца Бенанта, Ти – Тхути , дочь супруги Ти-Атум, говорит: «Все люди, входящие в мою гробницу и выходящие из нее в Некрополь «Душа душ», округ прекрасном «Великого великих», великой лестнице Служителей Гора, некрополе, великом Эннеады, гробницы царей Верхнего и Нижнего Египта, западном горизонте Создателя неба, где он почил, как Атум! 237 Во благо! Голова моя при мне, очищение мое в Некрополе произведено жрецом «керес-ем-хетом» 238 сердечно. Читайте то, что написано, слушайте, что я совершила, будучи на земле. Подвигните сердце ваше, послушайте речь мою, вонмите похвалам моим! Сахмет 239 прекрасная сотворила меня во благо, «Горшечник» 240 родил меня на пользу. Я шествовала по пути Хатхор 241 , ее страх был позади моего тела 242 . Сердце мое повелевало мне поступать по воле ее, и я была встречена ею с похвалой. Когда я сплетала жен с домами их мужей 243 , сердца их были полны мной, и они не удалялись. Я воспитывала младенцев, я погребала Достойных. Слушался меня сын славного. Я отстраняла (?) кварц, я носила малахит 244 . Я защищала вдов в их невзгодах. Украсила меня (за это) Златая среди превечных, приблизила меня среди священных.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

(АМР) 228 Пролетье — пора до Петрова дня. (АМР) 229 Засек — закром. (АМР) 230 Завивать бороду — завивают бороду Велесу, Козлу, Спасу-Николе — древний жатвенный обряд славян, литовцев и других арио-европейских народов. См. Посолонь — «Борода». (АМР) 231 Лютые звери — сказка о мышке и сороке — народная. (АМР) 232 Слон Слонович — эротическое прозвище-эвфемизм, данное Юрию Никандровичу Верховскому, поэту, переводчику, историку литературы. 233 Ветер-голубь — вестник любви. Любовные письма пишут на крыле голубя. (АМР) 234 Ведогонь — древнеславянское поверье, встречающееся у сербов, черногорцев и поляков. Ведогоню-духу охранителю, живущему в человеке, соответствует зырянский орт. (АМР) 235 Затул — затулье, ограда, защита. (АМР) 236 Пузырь — «Над ним (Хомой Брутом) держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал; черная земля висела на них клоками». — Вий.) Полн. собр. соч. Н. В. Гоголя. Изд. его наслед. Т. 1. М., 1862. С. 434—435. (АМР) 237 Кукураковна — сплетница. (АМР) 238 Посолонь — по солнцу, по течению солнца, как ходит колесо года — с весны на зиму. (АМР) 239 Летавица — Ветренница, Прелестница, Дикая баба — галицко-русское поверье. См. Живую Старину, 1897. Вып. 1 (Статья Юлиана Яворского). (АМР) Летавица — наиболее близкий аналог этого образа — южнославянская Вила (Самовила). Ссылка в примечаниях самого Ремизова на статью Ю. Яворского в «Живой Старине» (1897, 1) мистифицирована; аналогичной статьи в журнале не обнаружено. 240 Никола Хлыновский Великорецкий — Хлынов — Вятка. (АМР) 241 Басаврюк — «бесовский человек» у Гоголя в «Вечере накануне Ивана Купала». (АМР) 242 Граючи — граять, гаркать, каркать. (АМР) 243 Лизун — домовой. (АМР) 244 Упырь — см. Живую Старину, 1897. Вып. 1. (Статья Юлиана Яворского). Народные поверья дают следующее объяснение происхождения Упырей: если беременная женщина посмотрит в церкви во время Великого выхода на священника, несущего чашу, то ее дитя будет упырем. Упырь по смерти своей между полночью и первым петухом выходит из могилы и ходит к тем, кто ему люб, и высасывает у них кровь или заманивает их в могилу и там это делает, для ограждения от Упыря откапывают его гроб, отрезают ему голову и кладут ее между ногами трупа, прибивают голову или сердце осиновым колом или железным гвоздем ко дну, и тогда Упырь не может тронуться из могилы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

222 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 30. 223 Там же. С. 30. 224 ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 2. 225 Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375. 226 Там же. С. 375. 227 Там же. С. 375—376. 228 Там же. 229 Кончина его последовала, вероятно, до начала 1822 г., поскольку в письме братии Глинской пустыни князю А.Н. Голицыну от 5 января 1822 г. подписи иеросхимонаха Пахомия уже нет (ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 42 об.). 230 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. М., 1906. С. 39. 231 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 60. 232 Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375. 233 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29. 234 Глинский иеросхимонах Пантелеймон отшельник//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь—июнь. М., 1912. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. С. 365. 235 ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 42 об. 236 Там же, л. 83 об. 237 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. М., 1906. С. 39, 243. 238 Жизнеописание Глинского подвижника иеродиакона Авксентия. Одесса, 1902. Вскоре иеродиакон Авксентий скончался в присутствии рясофорного послушника Иоиля. На основании этого можно заключить, что описанный случай мог произойти в период с 1820 г. (когда Иоиль был пострижен в рясофор) и до принятия им мантии в 1823 г., в то время, когда духовником Глинской пустыни был иеромонах Варсонофий. 239 Там же. 240 Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 598.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

246 Иером. Сергий поступил в Забайкальскую миссию в марте 1867 г. («Труды прав. миссий», I, 521–523) 250 Проект отличить всех миссионеров крестами (священников серебряным вызолоченным на такой же цепочке, а прочих серебренными меньшего размера) вышел из совета Мис. Общества («Записки Мис. общества», III (1867), 17, 37). Подобный проект представлен был в 1882 г. в совет Мис. общества г. Суханиным, который находил справедливым отличить самоотверженный труд миссионеров каким-нибудь знаком. Совет и Общество отнеслись сочувственно к этому предложению и даже была выработана форма миссионерского креста, составленная в 1883 г. пр. Мелетием, еп. Селенгинским. Но пр. Вениамин, одобряя этот образец, заметил, что приманка в миссии чрез внешние отличия охотников едва ли послужит к успеху миссий, еще требуется истинное призвание и подвиги самоотвержения, и слишком щекотливо лишать этого отличия в известных случаях. В виду этого замечания Совет Общества удержался от ходатайства об утверждении проекта знака отличия для миссионеров («Сборник, изданный в память двадцатипятилетия со времени открыли Прав. Мис. общества в Москве», М. 1896, 92–93). 251 Сохранилось в деле св. синода 1868 г., 762 (стар. 1805), лл. 232–240. Здесь оно в копии, притом не точной, с чистыми местами, обусловленными, очевидно, тем, что копиист не все разобрал в оригинале. Незначительная часть этого письма была уже оглашена в печати И.И. Ястребовым в «Православном собеседнике», 1899, I, 373–374. 254 Б. профессор Киевской академии, редактор «Домашней беседы», на страницах коей он мужественно защищал архим. Владимира и нападал на его противников. О нем см. у И.И. Ястребова, 123 и далее. 258 Проект образования проповедников евангелия для миссий Алтайской, Иркутской и Забайкальской при факультете восточных языков принадлежит совету Мисс. общества. Хотя к нему отнеслись несочувственно преосвященные Парфений и Вениамин и Казанская дух. академия, – 7 дек. 1867 г. миссионерские курсы при университете все же были открыты для шести лиц, рекомендованных епархиальными архиереями. Но просуществовали курсы всего четыре месяца и для миссий не дали ничего («Прав. благовестник» 1895, I, 229–234: И.И. Ястребов, «Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

383 Служ., ркп. (XVI в.) Соф. библ. л. 90–92. Памятник помещен в рукописи после молитв на утрени и пред заупокойного службою; чинопоследование было в употреблении. См. прилож. отд. II. 388 Делаем это сообщение по имеющемуся у нас Литургиариону, который – как обычно это для униатских книг, не имеет выходного листа, но согласно подписи его раннего владельца издан около 1761 г. (Служба здесь помещена на л. 147–об.). 389 В русских памятннках имелась еще «Служба за исповедание грехов», содержание которой обнимается буквально следующим: «Про к . Ре х исповем на мя беззаконие. Сти х , За то помолится к тебе [#Апль л . к Аллипла. Помилй мя Бе по велицей. Лук. В понед. г не д ли#], (Служ. с требн., ркп. Соф. библ. л. 290–291). Как очевидно, такая служба – просто указание апостола и евангелия, принятых при чине исповеди; почему она и помещается (как и в цит. ркп.) в указателе чтений апостола и евангелия на различный потребы. 393 Εχολγ., ркп. библ. Barberini σελ. 65–66. Κρις Θες μν, τ Πτρ σν τος ποστλοις λοιπος δεκτην ποστολικν κα πνευματικν διακοναν... χαρισμενος... 395 Номоканон, ркп. (1655 г.) Парижск. Нац. библ. (du fouds) 1377, κεφ. 232, φ. 213–215 (Текст совершенно тожественный с изданным нами в loc. cit). 398 Номок., ркп. Парижск. Нац. библ. (du suppl.) 67, φ. 142 об.–143 (Κεφ. 441); Ср. Сборн., ркп. Моск. Синод, библ. 492, φ. 650–об. 399 См. Номокк. ркпп. библ. Афонск. Пантелеймон, мон. φ. 248 об.–249; φ. 257 об.–258 об.; ркп. Святогроб. библ. φ. 240–244. Номок. Малаксы, ркп. Парижск. Нац. библ. φ. 215 об.–216 об. 401 В цит. нами книге Хрисанфа, патр. Иерусалимского «Περ τν φφικων, κληρικτων, κα ρχοντακων τς κκλησας (Βενετ. 1778) издано (σελ. 62–64), напр., четыре образца νταλτριον-а, из коих второй и четвертый с внешней стороны резко отступают от указываемых нами. 404 Ср. Εχλ. Гоара (ed. 1647 г.), pag. 300–301 и Εχλ. Ed. Benet. 1692, σελ. 466. Предполагаем здесь влияние Гоаровского Евхология в виду того, что и по Евхологию 1692 г., как и по Гоара, рассматриваемого грамтою поставляемый в духовники одинаково называется иеромонахом Матфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

226) Как не приемлешь ты, окаянная душа, в ум грозного дня судного, все дни жизни твоей препровождая в лености и беспечности?! Воспрянув убо, покаяние себе избери и, обратившись ко Христу, возопий: Щедре! сотвори, Да не воспомянутся многие согрешения мои в час суда. Из канона умилительного на утрене понедельника 227) Меня, Христе, в руки душегубительных разбойников впадшего и язвами душетленными покрытого, ущедри и милости елеем уврачуй, яко да славлю Тя. 228) Много нагрешив, стал я вертепом разбойников. В вертепе родившийся, Христе Боже, даруй мне тучу слез, да очищуся и соделаюсь достойною церковью Святому Духу Твоему. 229) Дал я Тебе, Христе, обет покаяться, но от злых дел никак не отстану. Что убо буду, пораженный такою слепотою? Сыне Божий, Ты мя ущедри. 230) Не осуди меня, много пред Тобою согрешившего, Господи, но по обычной Твоей милости ущедри мя, Спасе. 231) Ты путь жизни, Христе. Сподоби убо меня всегда уклоняться от смертоносных путей греха. 232) Произрасший из корня Иессеева, Христе, изсуши произрастения страстей моих, всаждая страх Твой в сердце моем. 233) Стяжем мытаревы воздыхания и отступим от злых дел, да избежим вечных стенаний. 234) Очам слепых возвращавший зрение, Христе, отверзи очи души моей, да узрю свет Твой и избавлюсь от тьмы страстей. 235) Даруй мне, щедре Господи, реки слез, и соделаю душу мою исполненною животворными водами покаяния. 236) От крайней грешности ослеп я умом и не люблю воззревать к свету покаяния. Но Ты, Христе, Спасе мой, Сам мя спаси. 237) Надеяся на благоутробие Твое, припадаю Ти, Щедре, прося разрешения злых дел моих. Не презри меня, Владыко мой. 238) Щедрый Господи, зиму греховную утоливший, не дай мне взяту быть из сей жизни неготовым в зиму, или субботу неделания добрых дел, но прежде подаждь мне божественное обращение. 239) Иосиф за подвиг целомудрия пшеницедавцем явился для всех. Я же, блудствуя, гладом одержим есмь добродетельных деяний. 240) Каясь пред Тобою, Господи, как Петр – приношу Тебе слезы, как мытарь – вздыхаю, как блудный – из глубины зову: согреших, прости мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глинчикова пытается и в пустозерской прозе найти подтверждение этой своей антииерархичной демократичной «догадке». И пустозерская проза анализируется своеобразно: автор приводит свои рассуждения на разные темы, приписывая эти рассуждения пустозерским узникам, и изредка пытается подтвердить свое мнение цитатами. Глинчикова не права (с. 232): Аввакум никогда не восставал ни против церковной, ни против государственной иерархии, как Лютер, и самодержавие для него, как для средневекового православного христианина, — единственная возможная форма православного государственного бытия, икона Горнего мира. И самодержавие Аввакум понимает как власть помазанника Божия, а не как самостоятельное держание обществом своего государства (с. 235; и где же только Вы у него такое вычитали?) . И свободу Аввакум понимает вовсе не по-новому, а по- старому, по-церковному (с. 240); просто Глинчикова не знает христианского учения о свободе . И нелигитимность церковной власти Аввакум определяет вовсе не взаимоотношениями светской и церковной властей (с. 246), а ересью (ересь — каноническая причина разрыва с епископом). Алексей Михайлович, кстати, оставил достаточно писем и с богословскими, и с « философическими» рассуждениями, вопреки сказанному Глинчиковой (с. 257) . Предпоследняя глава посвящена сравнению Аввакума и Лютера. Глинчикова находит у них много общего: « Оба прожили чуть более 60 лет, оба происходят из народных глубин». Еще для обоих характерно « стремление обрести свой, личный путь к Богу и вере» (по-моему, подобное стремление характерно для всякого сознательного христианина). В результате получается, как в известной песне: «От мамы кто родился, вставай, наливай...» Все люди чем-то похожи друг на друга. Но далее: « оба пользовались необыкновенной популярностью среди своих сограждан». Простите, а сколько раз собственная паства изгоняла Аввакума с приходов? « Оба посмели бросить вызов традиционным церковным институтам и устоям»,  — это каким церковным институтам и устоям бросил вызов Аввакум? Он защищал все традиционное, в отличие от Лютера. « Оба блестящие стилисты»,  — может быть, только стиль у них различен: Лютер — ученый богослов, Аввакум — народный начетчик. Это для Аввакума-то свойственен « критический взгляд на устоявшиеся догмы» ? (с. 298-300).

http://bogoslov.ru/article/363561

228    Мурринская чаша — белая чаща из плавикового шпата; такие чаши привозились в Рим с Востока и считались чрезвычайной редкостью. 229    Сын Венеры Эней считался родоначальником римского народа и основателем рода Юлиев, к которому должен был принадлежать молодой Виниций по женской линии. 230    Т.е. Гермес (Меркурий), родившийся от союза Зевса и нимфы гор Майи. 231    Скрупул (scripulum, или scrupulum) — маленькая золотая монета, равная одной трети золотого динария, или ауреуса. (Примеч. автора.) 232    Фессалия — область на востоке северной Греции. 233    Аргус — в греческой мифологии многоглазый великан, которого Гера приставила сторожем к возлюбленной Зевса Ио. Гермес убил Аргуса, предварительно усыпив его игрой на свирели. 234    Как — в римской мифологии чудовищный великан, сын Вулкана. 235    Калабрия — область на юго-восточной оконечности Италии. 236    Виминал — один из семи холмов Рима, расположенный на северо-востоке города, между Эсквилином и Квириналом. 237    Имеются в виду грандиозные термы, сооруженные императором Диоклетианом (284—305), остатки которых сохранились до нашего времени. 238    Сервий Туллий — предпоследний римский царь (прибл. 578—534 до н.э.). Ошибочно относимая к его эпохе стена вокруг Рима была возведена, по-видимому, на 200 лет позже. Ее остатки сохранились до нашего времени. 239    Демиург (греч.) — искусный мастер, создатель, творец (мира); термин, употреблявшийся в греческой философской литературе. 240    Мария Магдалина — согласно христианскому преданию, женщина из Галилеи (прибрежная область в северной Палестине); стала последовательницей Христа после того, как он исцелил ее от одержимости бесами. 241    Клеопа — один из учеников Христа; Эммаус — селение близ Иерусалима. 242    В христианском предании Фома Дидим — один из 12 апостолов; он отказывался поверить в воскресение Христа, пока сам не увидел его ран и не вложил в них персты. Имя Фомы стало нарицательным — «Фома неверующий». 243    «Господь грядет!» (сирийск.) 244    Буксент — приморский город на западном побережье Южной Италии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010