Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (Кукузис Димитриос; 29.07.1911, дер. Айи-Теодори (ныне Зейтинли) на о-ве Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) - 10.04.2005, Стамфорд, шт. Коннектикут, США), архиеп. Сев. и Юж. Америки (1 апр. 1959 - 29 июля 1996). Род. в семье Афанасия и Марии Кукузисов. В 1927 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки, которую закончил с отличием в 1934 г., защитив дипломную работу «Об унии». 25 нояб. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Иаков и был рукоположен во диакона. В течение 4 лет служил архидиаконом и исполнял обязанности проповедника Деркской митрополии. В 1939 г. по приглашению Американского архиеп. Афинагора (впосл. патриарх К-польский) эмигрировал в США, заняв должность архидиакона и преподавателя Богословской школы Св. Креста, находившейся тогда в Помфрете (шт. Коннектикут) и впосл. перенесенной в Бруклайн (пригород Бостона, шт. Массачусетс). До 1942 г. исполнял обязанности помощника декана (и кратковременно - декана). 16 июня 1940 г. рукоположен во пресвитера и назначен приходским священником ц. вмч. Георгия Победоносца в Хартфорде (шт. Коннектикут), 14 авг. 1940 г. возведен в сан архимандрита, в 1941-1942 гг. исполнял обязанности проповедника в кафедральном соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, в 1942 г. определен священником в ц. свт. Николая Чудотворца в Сент-Луисе, в 1942-1954 гг. назначен настоятелем кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Бостоне. В 1945 г. по окончании богословского фак-та Гарвардского ун-та И. была присвоена ученая степень магистра теологии. В 1950 г. И. получил гражданство США. Служба под рук. Афинагора во многом повлияла на мировоззрение И. и предопределила его дальнейшую карьеру. После восшествия Афинагора на К-польскую кафедру в 1950 г. И. был избран митрополитом Милетским и назначен директором Халкинской богословской школы. Но, не желая жить в Турции, И. отказался от этих должностей. В 1954-1955 гг. он возглавлял Богословскую школу Св. Креста в Бруклайне. 17 дек. 1954 г. избран епископом Мелитским (Мальтийским), викарием архиеп. Фиатирского, кафедра которого находилась в Женеве (хиротонисан 6 февр. 1955), и в марте 1955 г. назначен первым постоянным представителем К-польского Патриархата во Всемирном Совете Церквей . 4 апр. 1956 г. возведен в сан митрополита Мелитского.

http://pravenc.ru/text/200279.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг. 17.05.2013 822 Время на чтение 44 минут В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30-40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы - закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. В результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинг рада был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов - в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

Сольцы. Собор Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Ильинский собор был закрыт в 1936 г. С приходом оккупантов в нем возродилась церковно-приходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие бои, которые велись в районе в 1941 г., собор уцелел. Освящение и первое послевоенное богослужение состоялось 11 ноября 1945 г., его совершил настоятель собора о. Д. Флоренский. Перед тем как собор вернули верующим, приходу пришлось отстаивать право на здание перед молодежью, пожелавшей иметь в здании Дом культуры. Противостояние длилось с апреля по сентябрь, когда 18 сентября 1945 г. уполномоченный П. Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения. Что Совет по делам РПЦ при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 года разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в деревне Молочково Солецкого района. Решение Совета об открытии Ильинского собора в г. Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрено СНК СССР». В 1948 г. под видом спасения урожая от гибели райисполком попросил верующих временно уступить летнее помещение под склад зерна, которое находилось под открытым небом. Община уступила этой просьбе. К обещанному сроку контора «Заготзерно» помещение не освободила, все обращения оставались безответными. Здание варварски эксплуатировалось и подвергалось разрушению. Стекла в скором времени оказались выбитыми, водосточные трубы исчезли. Стала разрушаться настенная живопись – копии картин художника Васнецова. Местами ее просто разбивали лопатами, которыми засыпали зерно. В 1952 г. в летнем помещении собора установили механический двигатель для сортировки зерна, который стал извергать клубы дыма и пыли, слоями осевшие на ценной живописи. Эта же грязь стала проникать в зимнее помещение собора, которое в дни праздников не могло вместить всех верующих. Ни на одно заявление о возвращении общине незаконно занятого помещения ответа не последовало. Когда склад «Заготзерно» убрали, без согласования с церковным советом помещение тотчас передали совхозу «Победа» под хранение комбикормов. 28 апреля 1953 г., ссылаясь на то, что «летняя часть храма с 1948 г. церковной общиной не используется по прямому назначению и не ремонтируется, а Солецкий райпотребсоюз испытывает большой недостаток в складских помещениях», Солецкий райисполком решил «изъъять летнюю часть церкви в г. Сольцы из пользования церковной общины и передать ее Солецкому РПС под склад». Верующие продолжали настаивать на своем праве на владение храмом. В январе 1955 г. летнее помещение собора в отвратительном состоянии было возвращено.

http://sobory.ru/article/?object=02103

Архив Пн Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии 16 января 2011 г. 15:05 Митрополит Елевферий (Воронцов) (1951-1955) Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов) родился в 1892 году в подмосковном селе Ромашково в семье священника. Закончил Московскую духовную семинарию и академию . После женитьбы в 1915 году был рукоположен ректором МДА епископом Волоколамским Феодором во пресвитера. С 1916 года служил в должности законоучителя в Марфо-Мариинском институте. После революции служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии . Овдовел. В 1943 году принял монашество и был рукоположен во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 году посетил Харбин, где принял в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточные русские приходы. По окончании Великой Отечественной войны был награжден Советским правительством медалью «За трудовую доблесть». 5 апреля 1946 года назначен экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. В 1948 году возведен в сан митрополита. В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви избран ее первым Предстоятелем с титулом Митрополита Пражского и всея Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия (honoris causa) Православного богословского факультета в Прешове. В этом же году был награжден церковным орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В июле 1956 года правительством Чехословакии награжден Орденом Республики. В 1955 году в связи с перенесенным инфарктом миокарда приехал в Москву на лечение, где в конце года сложил с себя полномочия Предстоятеля и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 года. Митрополит Иоанн (Кухтин) (17 мая 1956 — 1964) Митрополит Иоанн (Михаил Иванович Кухтин) родился в 1901 году в Ростовской области в семье священника. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, которую не успел закончить. В 1920 году эмигрировал в Грецию, а через два года переехал в Югославию. В 1926 году закончил Призренскую духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/1410111.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. К. Каргер. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Михаил Константинович (17.05.1903, Казань - 26.08. 1976, Ленинград), историк древнерус. искусства, археолог. Род. в семье учителей. Поступил в Самарский ун-т (1919-1922), окончил фак-т общественных наук Петроградского гос. ун-та (1922-1923), где учился у историков искусства Д. В. Айналова и Н. П. Сычёва . Оставлен при Петроградском ун-те для продолжения научной и педагогической работы, связанной с историей рус. средневек. искусства. Трудовая и научная деятельность К. связана с Ленинградом (С.-Петербургом) и его образовательными и научными учреждениями (ЛГУ, ГРМ, Ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ, Ленинградским отд-нием Ин-та археологии (ЛОИА) АН СССР). С 1925 г., по окончании аспирантуры, К. преподавал в ЛГУ, а в 1949-1973 гг. заведовал кафедрой истории искусств исторического фак-та. С 1938 г. работал в АХ, где являлся одним из организаторов фак-та истории и теории искусств, с 1938 г. заведовал кафедрой рус. искусства, с 1939 г. занимал должность зам. директора по научной и учебной работе. В 1923-1930 гг. сотрудник ГРМ. С 1929 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры (позднее ЛОИА АН СССР), возглавлял группу славяно-рус. археологии (1951-1974), с 1964 по 1974 г. заведовал ЛОИА. С 1949 по 1973 г. являлся зав. кафедрой истории искусства ЛГУ. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт. В кон. 1943 г. по ходатайству АН СССР отозван с фронта для проведения работ по консервации и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. В авг.-окт. 1944 г. руководил консервацией руин и выборкой фресок ц. Спаса Преображения на Нередице под Новгородом. Летом 1945 г. вернулся к полевым археологическим исследованиям (раскопки ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре в Киеве), которые непрерывно проводил до 1971 г. Под рук. К. велись археологические и реставрационные работы в Новгороде (1928-1936), в Киеве (1938-1952), в Переяславе-Хмельницком (1949), в Галиче и во Владимире-Волынском (1955-1956), в Полоцке, Турове, Новогрудке и Витебске (1955), в Изяславе (1957-1964).

http://pravenc.ru/text/1681017.html

Слова митрополита Григория (Чукова) в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Источник Скачать epub pdf Краткий очерк истории восстановления богословского образования и фрагменты дневника 1945–1955 гг. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова портал «Богослов.Ru» публикует слова постоянного члена Священного Синода, председателя Учебного Комитета, непосредственного руководителя ЛДА митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, произнесенные в стенах духовной школы в престольные праздники. Авторский вступительный очерк, основанный на материалах дневников и документов из архива владыки, рассказывает историю восстановления богословского образования в России (цитаты приводятся в редакции автора). К истории восстановления богословского образования 1943–1955 гг. Жизнь Русской Православной Церкви середины минувшего ХХ века, принесшего столько испытаний стране и Русской Православной Церкви, для нынешнего молодого поколения пастырей представляется уже далекой историей, суждения о которой зачастую носят причудливый характер. Например, встречаются такие утверждения: «в советское время была запрещена всякая проповедь с амвона», а касательно духовных школ говорится о выработанных в них «советской» закалке в дисциплине и «богослужебной картинности», которая «угнетает молодую и ищущую душу», раздаются призывы «перестать жить советско-церковной ностальгией», благодаря которой якобы «выпускник семинарии или академии оказывается в изначальной оппозиции ко всему окружающему миру». Подобные картины рисуются в некоторых умах, очевидно, от незнания истории и реальной жизни не только восстановленных духовных школ – середины минувшего века, но и прежних. И если в нынешних духовных школах существуют вышеперечисленные явления, то в таком случае они больше напоминают дореволюционные школы начала прошлого века, когда в период между двумя революциями бастовало больше половины семинарий, ставших кузницами революционных кадров. Странно слышать такие мнения еще и потому, что так называемых советских духовных школ вот уже двадцать лет как нет. О том, как они возникли, расскажет этот небольшой очерк.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алма-Атинские воспоминания. К 55-летию со дня блаженной кончины священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иеромонах Николай (Могилевский) От редакции . Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика. Пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен во иеродиакона в мае 1905 года, в иеромонаха - 9 октября того же года. В 1911 году окончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое: обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам и был арестован в 1925 году. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста, последовавшего в 1932 года. Был заключен на пять лет. Следующий арест произошел в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а через три месяца в город Челкар Актюбинской области как «вольный ссыльный». Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 мая 1945 года архиепископ Николай был освобожден досрочно. Назначен управляющим Алма-Атинской и Казахстанской епархией 5 июля 1945 года. Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Собрал крепкую общину. Скончался 25 октября 1955 года. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских. (Патриархия. ru ) Благодарим постоянного автора РНЛ, Веру Королеву, собравшую душеполезные воспоминания о новопрославленном святом, за возможность первой публикации. Святе Николае, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/42307.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010