Успенский кафедральный собор (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор в Ярославле — в XVIII—XX веках кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался — в начале XVI и, видимо, в середине XVII века. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Содержание История [ править править код ] Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Успенский собор в начале XX века Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Храм Архистратига Михаила (Нижнее Село) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Архистратига Михаила в поселке Нижнее Село деревянный, оштукатуренный, возведен в 2003-2004 годах на старом фундаменте старинного храма села. Одноглавый четверик с двухъярусной колокольней. Содержание История [ править править код ] 31 июля 1855 года по благословенной грамоте архиепископа Пермского Неофита состоялось заложение деревянной церкви. 27 декабря 1860 года по благословению Екатеринбургского преосвященного Варлаама было совершено освящение храма в честь Архангела Михаила. С постройкой и освящением храма деревня перешла в разряд сел, и стала именоваться Нижним Селом. Несмотря на отдаленность и плохие дороги, 8 августа 1937 года работники органов НКВД нагрянули в Нижнее Село. Они пришли в дом священника Луки Ксенофонтовича Агафонова, провели обыск и арестовали священника как врага народа. Позднее он был расстрелян. Вместо с ним за хранение религиозной литературы подвергли аресту Лидию Васильевну Бажукову. С арестом настоятеля службу вести стали некому. В 1937 году церковь была закрыта. Колокола сбросили со звонниц, с куполов сняли кресты. Помещение храма использовали под хозяйственные цели. Сначала зданием церкви распоряжался колхоз, затем совхоз превратил его в склад, а когда здание передали сельсовету, начали ломать и растаскивать по кусочкам фигурную лепку оконных карнизов, крепкие доски. Заброшенная церковь потихоньку ветшала… В 1994 году была предпринята первая неудачная попытка восстановления храма. Церковь огородили забором. Сруб приподняли и нижние венцы хотели заменить новыми. В 1998 году обветшавшее здание старой церкви сгорело в результате поджога. От церковного здания остался только фундамент. Современное состояние [ править править код ] Летом 2003 года по инициативе и на средства Шевелева Валерия и Балашова Константина, при попечении общины екатеринбургского храма в честь Рождества Христова на Уралмаше , начались активные строительные работы. Проект храма был выполнен в самые короткие сроки под руководством архитектора Бориса Хаустова. Строительные работы были закончены к ноябрю 2004 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

Беломорск. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Дата постройки примерно 2004-2005 гг. Возведена на народные стредства и средства спонсоров. Практически вся иконопись выполнена петербургским художником Зайцевым на заказ. Церковное возрождение в Беломорске началось в 1990-х годах, когда в город приехал священник Сергий Михайлов, а приходу отдали старинный, построенный еще в 1906 году, дом капитана Богданова, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Поначалу беломорчане молились в Никольском храме, обустроенном в этом небольшом здании. Почти на том самом месте, где ныне возвышается новый храм, в старинном селе Сорока стояла старинная часовня. В начале XV века почти год при ней жил отшельником инок Герман. На Поморский берег он прибыл, привлеченный рассказами о далеком пустынном Соловецком острове. Герман жаждал пустынного подвижничества, и летом 1428 года вместе с местными рыбаками ему, наконец, удалось достичь желанного Соловецкого берега. Однако жить на диком острове в одиночестве он все-таки не решился и снова вернулся на Выг. Такова история святого места, на котором трудами беломорских прихожан и благотворителей поставлен прекрасный деревянный храм в честь основателей Соловецкого монастыря, принявших на себя первые трудности. Храм в Беломорске строился долго, трудностей у настоятеля прихода священника Сергия Михайлова было несчетное количество, но и находились добрые помощники. Нескольких из них, руками которого храм благоукрашается, Владыка наградил почетными грамотами и благодарственными письмами. Однако строительство еще не закончено. Планируется возвести звонницу и отремонтировать стоящий рядом с церковью старый дом, переданный местной властью приходу. В нем расположится воскресная школа. Не будет закрыт и любимый беломорчанами Никольский храм. сайт Петрозаводской и Карельской епархии Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была построена в Беломорске в 2005 г. на пожертвования и средства спонсоров и освящена Архиепископом Петрозаводскиим и Карельским Мануилом 1 июля 2006 г. В пользование приходу передано здание бывшей центральной районной библиотеки. Возвели церковь на месте разрушенной в 1937 г. часовни, где почти год отшельничал инок Герман, привлеченный сюда рассказами о далеком Соловецком острове.

http://sobory.ru/article/?object=04653

Православное образование и православные учебные издания во II Речи Посполитой (версия для печати)/Православие.Ru Православное образование и православные учебные издания во II Речи Посполитой Православие.Ru , 5 февраля 2004 г. Обложка " Учебника по Закону Божию для пятого класса семиклассных повшехных школ " (Варшава, 1929) Обложка третьего издания " Русско-славянского букваря и первого наставления в Законе Божием " (Варшава, 1933) Титульный лист пятого издания украиноязычного учебника для 4-го класса " повшехных " школ " Наука про службу Божу " (Warszawa, 1938) Титульный лист четвертого издания польскоязычного учебника для 4-го класса " повшехной " школы " Nauka o nabozenstwach prawoslawnych " (Warszawa, 1938) Обложка детского православного русскоязычного журнала " Мой друг " (Варшава, 1939. Обложка детского православного белорусскоязычного журнала " Снапок " (Варшава, 1937. Страница детского православного белорусскоязычного журнала " Снапок " с публикацией жития св. виленских мучеников и чудотворцев Антония, Иоанна и Евстафия (Варшава, 1937. С.5) Тысячелетняя история школьного дела в России, Белоруссии и Украине по крайней мере первые семь-восемь веков целиком связана с практикой Православной Церкви. Язык православной церкви - церковнославянский - и богатейшая литература на нем, в том числе и литургическая, были долгое время единственными в восточнославянской школе. В последние годы интерес к проблемам религиозного образования у нас резко возрос, хотя в практическом плане сделано было мало, а в сфере педагогической науки достаточных наработок не оказалось почти вовсе. Тем интереснее опыт зарубежной русской культурной традиции XX столетия, особенно там, где удалось не только продолжить созданное еще в дореволюционные годы на землях бывшей Российской империи, но развить и приумножить в весьма неблагоприятных для православных условиях - в межвоенной Польше. Самую высокую социальную активность среди православных здесь проявляли русские, что прямым образом сказалось на всех сторонах религиозного образования православного населения II Речи Посполитой. Следует заметить, что русские, как впрочем украинцы, белорусы и другие национальные группы, не были едины. Нужно говорить о существовании в их среде нескольких лагерей, формировавшихся в том числе и на основе отношения к жизни Православной Церкви, даже конкретным вопросам, решаемым в ней. Отдельные русские эмигрантские группировки в межвоенной Польше образовали нечто вроде небольших политических партий и нередко разрабатывали собственные программы, в которых церковная проблема занимала одно из главных мест.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Часовня святой Параскевы-Петки Сербской (Белград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня святой Параскевы-Петки Сербской (Белград) — храм Сербской Православной Церкви в Белграде, в крепости Калемегдан. Находится рядом со старейшей в городе церковью Ружица. Содержание История [ править править код ] Часовня построена на месте чудотворного источника в непосредственной близости к церкви Ружица в 1937 году по проекту архитектора Момира Коруновича. Часовня расписана дважды. Изначально роспись была выполнена академическим художником Владимиром Предоевичем. Она быстро пришла в негодность из-за плохого качества материала, использованного при работе, поэтому во второй раз часовня была выложена мозаикой в период с 1975 по 1982 год (автор - белградский художник Джуро Радлович) и заново освящена Патриархом Сербским Германом 27 февраля 1983 года. Современное состояние [ править править код ] Комплекс часовни включает баптистерий, построенный в 2004 году по образцу апостольских, церковный зал, трапезная, библиотека, параклис, где можно поставить свечи, и церковную лавку. Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Современная часовня Святой Петки была построена на месте, где с давних времен из-под земли бил чудотворный источник и стояла небольшая часовня-землянка, в которой хранились мощи Святой Петки , перенесенные в Белград из Видина по просьбе княгини Милицы , жены сербского князя Лазара . После завоевания Белграда турками в 1521 году мощи Святой Петки были перевезены в Константинополь, откуда в 1641 году румынский воевода выкупил и перевез их в город Яссы. Частица мощей святой Петки ныне хранится в Часовне. Первые упоминания об источнике относятся к 1658 г. Француз Килки в своем описании крепости Белграда писал, что источник этот считается чудотворным и бьет на протяжении веков. Первоначальная часовня располагалась в землянке, в который был проход вниз по лестнице и маленькая тропинка к источнику. Из-за плохих условий, в которых она находилась, по инициативе патриарха Сербского Варнавы в 1937 г. была построена и освящена новая часовня. Святой источник находится в ее алтарной части.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_святой...

Митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию сегодня исполнилось 75 лет Курск, 29 апреля 2004 г. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий 29 апреля 2004 года исполняется 75 лет земной жизни Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Курского и Рыльского, сообщает пресс-служба Курской епархии. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий родился 29 апреля 1929 года в хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области в благочестивой казачьей семье. После рождения близнецов Спиридона - будущего архипастыря и Вениамина у Алексея и Ульяны Тарасовых стало пятеро сыновей. Вскоре многочисленное семейство переехало в город Шахты, но лето дети неизменно проводили у бабушки, на хуторе, помогая по хозяйству, работая в колхозе на прополке, сенокосе, уборке хлеба… Труд на земле был тяжким во все времена, а это были годы коллективизации, страшного голода, сознательно организованного в хлебородных областях России и Украины. Ни одно из тех испытаний, что были ниспосланы нашему Отечеству в ХХ столетии, не обошли стороной семью Тарасовых. Беда пришла в их дом в 1937 году: был арестован, а затем, подобно сотням тысяч соотечественников, безвинно расстрелян отец - проходчик угольной шахты… Многие десятилетия спустя митрополит Ювеналий получил возможность ознакомиться с делом своего отца, сфабрикованным с первой до последней страницы, но никогда не возгревал он в своей душе мстительного чувства, никогда не поддерживал требований " назвать поименно " всех преступников, воздать им " око за око " , хотя, казалось, было за что мстить… Тогда, поздней осенью тридцать седьмого, семья недавнего шахтера-стахановца, в одночасье ставшего " врагом народа " , оказалась на улице: жилье было отобрано, Спиридон вместе с братьями исключен из школы. Приближалась зима и осиротевшая семья поехала к бабушке Татьяне Андреевне. В хуторе все еще действовал храм ( " безбожная пятилетка " только набирала обороты!), где бабушка пела на клиросе, к ней-то и обратился настоятель отец Иоанн с просьбой привести в храм внука для помощи в алтаре.

http://pravoslavie.ru/9610.html

Трехтомник отца Дмитрия Дудко Священник Дмитрий Дудко. На скрещеньи дорог – М.: Сретенский монастырь, 2004. – 992 с. Священник Дмитрий Дудко родился 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина. Вся жизнь о. Димитрия — олицетворение мученической судьбы его поколения в целом и наглядный пример того, что значило и до сих пор значит активно исповедывать Христа, открыто говорить и поступать в согласии со своей христианской совестью, находясь под агрессивным, неусыпным наблюдением и давлением атеистической власти. В 1937 году, когда Дмитрию было всего 15 лет, власти арестовывают его отца за отказ вступить в колхоз. Мать остается с тремя маленькими детьми фактически без средств к существованию и возможности получить их. Кое-как перебиваясь, семья доживает до 1941 года и сразу попадает «из огня да в полымя» — в фашистскую оккупацию, длившуюся почти два года. В 1943 году, после отхода немцев, Дмитрия призывают в Красную Армию и слабого, необученного сразу направляют на фронт. Через год, после ранения и тяжелого воспаления в связи с болезнью тифом, его комиссуют из армии. В 1945 году Дмитрий поступает в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году его переводят в Московскую духовную академию. Однако уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет, в Священник Дмитрий Дудко. В терние и при дороге – М.: Сретенский монастырь, 2004. – 928 с. 1956 году, его освобождают из заключения и с большими проволочками восстанавливают слушателем академии, которую он заканчивает в 1960 году. После окончания его рукополагают в священники и назначают служить в московский храм Петра и Павла, который, однако, в 1963 году был взорван, явив собой очередную жертву новой волны оголтелых гонений на религию со стороны якобы «обновленной» власти под водительством Хрущева. Отца Димитрия переводят в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.

http://pravoslavie.ru/5960.html

Храм Вознесения Господня (Рославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Вознесения Господня в городе Рославль построен в 1821-32 годах вместо прежней деревянной церкви на средства купцов Д. С. Полозова и И. А. Мухина. Монументальный купольный храм с колокольней в стиле позднего классицизма. Содержание История [ править править код ] Храм Вознесения Господня расположен в южной части города, на кладбище. В начале здесь на месте нынешнего каменного храма находился одноименный деревянный. Он был перенесен сюда из центра города в связи с началом строительства нового Благовещенского собора. Прежня церковь была разобрана и заново собрана на отведенном под кладбище месте. В 1779 году новый храм был освящен в честь праздника Вознесения Господня. К 1821 году деревянная церковь пришла в состояние крайней ветхости. В связи с этим граждане Полозов Д. С. и Мухин И. А. обратились к епископу Иосифу с прошением о разрешении приступить к постройке нового храма. Владыка ответил согласием и подписал храмозданную грамоту. Постройка производилась медленно, и храм был освящен лишь в 1832 году. В годы гонений на церковь в 1937 году храм был закрыт и разграблен. Решением облисполкома здание храма было передано под культцели. Во время оккупации в 1941 году в сентябре Вознесенская церковь была открыта. Настоятелем храма был назначен протоиерей Всеволод Корицкий. Он начал восстанавливать разграбленный храм. В 1944 году был зарегистрирован приходской совет, которому и был передан храм в бессрочное пользование. Современное состояние [ править править код ] В 2000-2004 годах был проведен ремонт храма с установлением нового резного иконостаса и киотов. 11 июля 2004 года храм был торжественно освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Летом 2007 года в храме был проведен полный капитальный внутренний ремонт: стены храма вновь были отштукатурены и покрашены, разобраны три старые печки, отремонтировано крыльцо храма, проведены другие ремонтные работы. При храме функционирует приходская библиотека с 1999 года. Основные приоритеты приходской жизни — богослужебная деятельность и социальное служение.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Братия, храните любовь! Продолжаем знакомить читателей с неисчерпаемой сокровищницей румынского Православия. Следующий в галерее великих румынских духовников и подвижников благочестия ХХ века – афонский старец Дионисий (Игнат; 1909–2004), широко известный во всем – не только православном – мире. Дадим слово настоятелю Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему – тому самому глубоко почитаемому архимандриту Ефрему, об освобождении которого из заключения горячо молился весь православный мир, и Россия в том числе. Архимандрит Ефрем Ватопедский о старце Дионисии (Игнате) Отец Дионисий (Игнат) …Всякий раз, когда появляются рассказы очевидцев о современных благодатных старцах, мы преисполняемся радостью. Такие свидетельства – опора и укрепление для каждого христианина, в особенности для нас, монахов последних времен; Бог дарует нам их, чтобы показать, что подобные нам люди, жившие в тот же самый век злобы, греха и немощи человеческого естества, что и мы, пришли в меру святости. Тем более меня радует теперь издание душеполезных слов отца Дионисия из Колчу, которые впервые выходят в свет, потому что батюшку я знал лично – я и многие монахи нашего монастыря, – и всех нас несколько лет утешало его присутствие в одной из келий, принадлежащих Ватопедской лавре. После его преселения к лику небесных преподобных пришел час предложить эту «драгоценную жемчужину» (Мф. 13: 46) всему собору Церкви и благодати его слов сойти в сердца всех, кто склонит голову над этими страницами в смирении и духовном разумении. Отец Дионисий пришел на Святую Гору в 1926 году в возрасте 17 лет. Его монашеская жизнь с самого начала в такой мере была сопряжена с бедностью, теснотой, трудами и искушениями, какую мы сегодня с трудом можем себе представить. В келью скита Колчу, посвященную святому Георгию, он переселился в 1937 году и до самого своего отшествия ко Господу, почти 70 лет, в терпении и жажде безмолвия пребывал в смиренном помещении площадью всего в 5 квадратных метров. Там, однако, он познал Христа и понял неложно, что, как говорил старец Иосиф Исихаст, в конце терпения, когда исчезает всякое утешение человеческое, в сердце нисходит сладость Божественного утешения.

http://pravoslavie.ru/54941.html

В Алматинской епархии произошли два знаменательных события Алматы, 21 мая 2004 г. 19 мая, в день отдания праздника Пасхи в жизни Алматинской епархии произошли два тесно связанных между собой знаменательных события. На территории Иверско-Серафимовского женского монастыря митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием было совершено перезахоронение останков святителей Туркестанской кафедры: архиепископа Софонии (Сокольского) и епископа Никона (Богоявленского), после чего митрополит Мефодий освятил фундамент и заложил первый камень восстанавливаемого в настоящее время в городе Алматы Софийского храма, сообщает пресс-служба Алматинской епархии. Архиепископ Софония(Сокольский) г.Верный (1872-1877) Один из перезахороненных ныне преосвященных – архиепископ Туркестанский и Ташкентский Софония – является первосвятителем епархии, на кафедру которой он был назначен на закате дней своей земной жизни, в 1871 году. На его долю промыслом Божиим выпало положить основание зарождающейся Туркестанской Церкви. Понеся на этом поприще многотрудное святительское бремя, он мирно отошел ко Господу в 1877 году в г. Верном. Другой архиерей – епископ Туркестанский и Ташкентский Никон, продолжая труды архиепископа Софонии по укреплению Православия в крае, Епископ Никон(Богоявленский) г.Верный 1895-1897 почил в 1897 году. Оба архипастыря были погребены в склепах, сооруженных у алтаря первого выстроенного в г. Верном в 1861 году храме, освященном в честь небесных покровительниц Семиречья святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Храм этот, со времени основания в 1871 году Туркестанской епархии и в последующие годы являлся Кафедральным собором, в котором совершали богослужения Туркестанские архипастыри. Поэтому мощи двух почивших святителей на протяжении многих десятилетий покоились у его алтаря. Сам же храм был неоднократно разрушен, и также неоднократно восстановлен. Так, в 1887 году Софийский собор был стерт с лица земли огромной силы землетрясением, потрясшим г. Верный, но к 1895 году был вновь отстроен и 16 сентября этого года его северный придел в честь святителя Николая был освящен епископом Никоном. В годы гонений храм снова претерпел сперва осквернение и поругание, когда в 1937 году был переоборудован под кинотеатр, а затем, в 1989 году, разрушение. В этот промежуток времени останки погребенных при нем архиереев были попираемы безбожниками, и склепы их вскрыты и разграблены.

http://pravoslavie.ru/9858.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010