Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. Кёниг. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. [нем. König] Франц (3.08. 1905, дер. Варт близ Рабенштайна, Н. Австрия - 13.03.2004, Вена), кард., архиеп. Вены (1956-1985), католический теолог, историк религии. Род. в многодетной семье бедных крестьян, в 6 лет пережил смерть отца. При помощи настоятеля местного прихода в 1919 г. поступил в гимназию при бенедиктинском монастыре Мельк , где проявил способности к изучению языков. В 1927 г. окончил гимназию с отличием и получил церковную стипендию на проживание в Германо-Венгерской коллегии в Риме и обучение в папском Григорианском университете . Одновременно с учебой в ун-те изучал древнеперсид. языки и историю зороастризма на фак-те стран Востока Папского библейского института . В годы учебы особое влияние на К. оказали труды кард. Джона Генри Ньюмена , а также «Метафизика» Аристотеля , которую он читал в греческом оригинале с латинскими комментариями католического св. Фомы Аквинского . В 1930 г. получил в Григорианском ун-те степень д-ра философии, но чтобы завершить теологическое образование, продолжил изучение истории религии. 29 окт. 1933 г. генеральный викарий Рима кард. Франческо Маркетти Сельваджани рукоположил К. во пресвитера. С 1934 по 1937 г. служил в еп-стве Санкт-Пёльтен, являлся капелланом общин Альтпёллы, Нойхофена-ан-дер-Ибс, Санкт-Валентина и Шайбса. В 1936 г. завершил теологическое образование в Риме со степенью д-ра богословия за дис. «Амешаспенты в Авесте и архангелы в Ветхом Завете: религиозно-историческое исследование» (Die Amesha Spentas des Awesta und die Erzengel im Alten Testament: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung). В 1936-1937 гг. по стипендии Григорианского ун-та обучался на факультете социологии Католического ун-та г. Лилль (Франция). В 1937 г. вернулся на служение в еп-ство Санкт-Пёльтен, назначен викарием прихода в Санкт-Валентине, а в 1938 г.- викарием собора в Санкт-Пёльтене и преподавателем религии в городской гимназии.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

С.К. Севастьянова Литература ААЭ 4 – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Импера- торской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною комиссиею. СПб., 1836. Т. 4. Авдеев 2003 – Авдеев А. Г. Стихотворная «Летопись» Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря II Культура памяти: Сб. научных статей. М., 2003. С. 189 – 248. Авдеев 2005 – Авдеев А. Г. Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом? II Человек и мир че- ловека. Сб. материалов всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 294 – 301. Авдеев 2005а – Авдеев А. Г. К биографии Иоанна Корнильевича Шушерина//Духовные истоки русской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 19 – 20 мая 2005 г. Рубцовск, 2005. Ч. 1. С. 307 – 310. Авдеев 2005б – Авдеев А. Г. Строительная надпись конца XVII века из Тулы//Никоновские чтения 2005. С. 199 – 203. Авдеев 2005в – Авдеев А. Г. Краткое житие патриарха Никона II Человек и мир человека. Сб. материалов всероссий- ской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 286 – 294. Авдеев 2006 – Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа//Человек и мир человека. Сб. статей всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2006. Вып. 3. Ч. I. С.194 – 206. Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Аверинцев 1984 – Аверинцев С.С. Литература//Культура Византии. IV – первая половина VII в./Отв. ред. 3. В. Удальцова. М., 1984. С. 272 – 330. Агеева 2004 – Агеева Е. А. Требник 1658 г.: история издания II Патриарх Никон 2004. С. 174 – 188. Адрианова-Перетц 1917 – Адрианова-Перетц В. П. Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. Адрианова-Перетц 1937 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. Адрианова-Перетц 1947 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толмачёво. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Деревянная Спасо-Преображенская цековь в имении ген.-лейт. Федора Ивановича Жербина " Лидино " близ ст.Преображенская Варшавской ж.д. (ныне пос. Толмачево) была заложена в 1893 г. и строилась по проекту петербургского арх. Николая Эдуардовича Тейха. Церковь была торжественно освящена 22 Августа 1899 г. свящ.Василием Ильинским - настоятелем Георгиевской церкви с. Перечицы (к которой и была приписана). В 1937 г. храм был закрыт, но в 1941 г. Богослужения в нем возобновились. Его настоятелем с этого времени и до 1946 г. являлся прот. Геннадий Михайлович Городецкий (1881-1955). Начиная с 1941 г. церковь не закрывалась, но 4 Сентября 1999 г. (в день 100-летнего юбилея со дня освящения по нов. стилю) сгорела в результате пожара, в котором погиб и старинный иконостас (большинство икон, правда, удалось спасти). В течение нескольких лет Богослужения совершались в помещении поселкового детского сада. В 2004-2007 гг. храм был выстроен заново на прежнем фундаменте, хотя отделочные работы еще предстоят (проект, составленный арх. В. Орловым, повторяет сгоревший храм и предусматривает лишь незначительные изменения в элементах внешнего и внутреннего убранства). Наиболее ранняя фотография внешнего вида Спасо-Преображенской церкви была помещена в иллюстрированнм вкладыше газеты " Новое время " , 1899, 1(13) Сентября, с.5. Фотографию аналогичного ракурса, но сделанную уже в 1927 г., можно найти в фототеке ИИМК РАН, альбом 0.54(4). ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.3879, л.110, 1899г.; Pocciя, газета, 1899, 23 Августа, 117, с.3; Православный СПб, газета, 2007, 8, с.4, а также сведения, полученные от настоятеля храма свящ. Николая Давлетова Толмачево, Парковая ул., 10 – церковь во имя Преображения Господня, деревянная, 1888–1899 гг., арх. Н. Э. Тейх, Н. В. Дмитриев, закрыта в 1937 г., вновь действовала с 1941 г., сгорела в 1999 г., восстановлена в первоначальном облике. Толмачево, поселок городского типа, находится в 15 км к северу от г. Луги, при одноименной станции железной дороги Санкт-Петербург – Псков. Поселок расположен по обоим берегам р. Луги. Исторически правобережная часть поселка относилась к д. Жельцы, которой в конце XVIII в. владела одна из внучек А.П. Ганнибала – Христина Андреевна Пушкина, в замужестве Гулидова, а в начале XIX в. – Иван Иванович Неплюев, правнук уже известного нам И.И. Неплюева.

http://sobory.ru/article/?object=08076

Ярославль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1918 году при обстреле города Успенский собор сильно пострадал, но его быстро отремонтировали, после чего передали под " биржу труда " , а в 1937 году... взорвали вместе с колокольней. До начала 2000-х гг. здесь был клочок парка сто на сто метров. А в 2004 году на месте старого храма торжественно заложили новый собор. Всё бы хорошо, однако новый собор оказался совсем не похожим на старый. Как выяснилось, воссоздание в прежних формах вообще не входило в задачу архитектора. Видно, что автор пытался взять за пример для подражания старинное зодчество - например, Софийский собор в Вологде. Но то ли выйти за рамки стереотипа не удалось, то ли подвели современные " евроматериалы " - нитрит титана вместо золота в качестве покрытия куполов, белейшая штукатурка, кровельная медь смотрятся слишком бутафорски, с первого взгляда выдавая " новодел " . Получился типовой храм в модном ныне " квазирусском " стиле - при полном отсутствии каких бы то ни было художественных особенностей. Помимо всего прочего, Успенский собор ещё и очень большой - больше храма-предшественника. Специалисты предупреждали, что такая гигантомания исказит вид старинной части города и " раздавит " Стрелку, но к этим доводам не прислушались. В сухом остатке: хорошо, что у Ярославля снова есть кафедральный собор на историческом месте. Жаль, что к его возведению подошли столь потребительски, без уважения к истории и архитектурным традициям города. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х г.г. В конце 2003 г. в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12099

Бари. Церковь Николая Чудотворца (храм-подворье). Русская Церковь в Бари Карта и ближайшие объекты После трудного послереволюционного периода Русское Подворье восстанавливается. В декабре 2004 года был освящен храм Подворья. Скульптором В.М. Клыковым преподнесен в дар памятник Святителю. По последним сообщениям, Муниципалитет г.Бари решил окончательно освободить и в ближайшее время вернуть все занимаемые им помещения их истинному владельцу - Русской Православной Церкви. Русские паломники считали святым долгом приложиться к мощам Святого Николая Чудотворца, объяснялось это необычайно широким почитанием на Руси святителя Мир Ликийских. В 1911 г. был учрежден Барградский комитет в рамках Императорского Палестинского Общества, под Высочайшим покровительством Императора - Николая II (который внес 10 тыс.рублей). Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимным домом и с церковью, достойно выражающими православное искусство. Средства собирала вся Россия. В мае 1913 г. состоялась торжественная закладка подворья. Проект был разработан архитектором А.В.Щусевым, производителем работ на месте был архитектор Вс.А. Субботин. Невзирая на Первую Мировую войну, работы продолжались до 1915 г. и к январю были вчерне завершены. Храм, квадратный в плане, с двускатной кровлей, одноглавый, с куполом в форме ратного шлема, со звонницей над западными стенами, был выдержан в духе псковско-новгородской школы. Председатель комитета - кн.А.А.Ширинский-Шихманов приготовил для храма старинные иконы и утварь, а художник К.С. Петров-Водкин должен был расписать стены. Но, революция и гражданская война помешали сбыться этим планам. Подворье было поставлено в сложные условия, т.к. местной общины в Бари никогда не было, а поток пилигримов, естественно, прекратился. После разных перепетий вся гигантская русская постройка в 1937 г. перешла в руки Муниципалитета г.Бари, который, однако, не препятствовал проведению православных богослужений. С сайта: http://zarubezhje.narod.ru/italy/

http://sobory.ru/article/?object=09354

Борисоглебск. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – самый древний в городе и районе. Здание его расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося до нынешнего дня. Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале XIX века. «Четверик храмовой части был завершен массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырехгранный первый ярус был завершен ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала. В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма» (Кригер Л. В.). В 1937 году храм был закрыт и осквернен, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. (Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского обл­исполкома). Колокольня и купол были снесены. Окна – заложены кирпичом. Былое благолепия Дома Божия было уничтожено. Обезображенное здание было сокрыто от взоров горожан высоким дощатым забором. В годы перестройки, начиная с 1992 года, Администрация города Борисоглебска начала реставрационные работы. В конце 2004 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Храму решено было возвратить древнее наименование в честь святых братьев-миротворцев. С 2009 в храме начались регулярные Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Выкса. Кафедральный собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова устроена в 1773 г. тщанием братьев-заводчиков Ивана и Андрея Родионовичей Баташевых. Храм расположен на возвышенном месте посреди церковной площади, образованной домами бывшей слободы Верхнего доменного завода. Вот уже более двух столетий Христорождественская церковь является главным и особо почитаемым храмом Выксы. Все это время выксунцы и гости восторгаются величественным внешним видом этого храма. Вот как описывает его путешественник XIX века: «Холодная церковь с высоким куполом и богатым в готическом стиле иконостасом, а между ею и колокольнею в том же строении два придела, составляющие Теплую церковь с колоннами, под мрамор сделанными… В паперти поставлен приличный памятник г. Баташеву, состоящий из большого цельного гранита, образующего саркофаг, ярко вышлифованный и украшенный бронзовыми барельефами». В 30-е годы XX века церковь неоднократно закрывали, а настоятеля о. Петра Смольянинова - арестовывали. Окончательно службы прекратились в 1937 г. Храм был закрыт, а священник Петр репрессирован. Но и тогда некоторое время храм был заперт и охранялся, до тех пор, пока во время войны в нем не была организована офицерская столовая, а потом - последовательно – конюшня, заправка, пожарная станция… Долгие десятилетия раскрытое и разрушающееся здание было предметом хищничества и вандализма. Спустя много лет, в мае 1988 г., прибывший в Выксу молодой священник о. Геннадий Колоколов обнаружил вместо великолепного здания голые стены (без кровли) с росшими на них деревьями. Он начал сначала «отвоевывать» храм у властей, а затем – реставрировать поруганную святыню. До и во время реставрации служба проходила в молитвенном доме на ул.Орджоникидзе, 38. Впоследствии он был снесен, а на этом месте построен более просторный молитвенный дом. Там установлен иконостас, часть которого была изготовлена из гипса, а другая - из дерева. Сам престол, по благословению митрополита Николая (Кутепова), был освящен по иерейскому чину в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В молитвенном доме служба проходила до 1 декабря 1990 г. После освящения храма в молитвенном доме служили только в Престольный праздник 21 сентября. Потом дом стал домом священника. Реставрация храма Рождество Христова закончилась в 1990 г. На сегодняшний день храм полностью восстановлен и имеет, как и в прежние времена, три престола. Два из них освящены: 1990 г. – правый, в честь св. чуд. Николая, 1991 г. – главный Рождества Христова. В летней части храма есть две винтовые чугунный лестницы, ведущие на балкон. По карнизу располагаются лепные изображения ангелов. Полы зимней части - деревянные, а в летней – мраморные. Иконостас выполнен заново. В 2003 году специальным покрытием был позолочен купол колокольни. С мая 2004 г. в храме начата роспись стен.

http://sobory.ru/article/?object=02581

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Закрыть itemscope itemtype="" > Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов 08.03.2023 464 Время на чтение 18 минут Источник: журнал " ФОМА " Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами? " Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году. Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны? Нежеланный ребенок Юрий Александрович Олсуфьев. Фотография из следственного дела. 1937 В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/blazhe...

Липецкая область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Липецкой области [ править править код ] С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри. В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями. С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого. К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов. В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры. По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIhaзhaчeh правящим архиереем. За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010