В 1926 году в судьбе Степана Сергеевича произошло важное событие – он познакомился с выдающимся художником Павлом Дмитриевичем Кориным. Знакомство это переросло потом в прочную дружбу ученика и учителя. Чураков стал сначала учеником, а потом и помощником Корина. П.Д. Корин и отчасти М.В. Нестеров сыграли решающую роль в творческой судьбе С.С. Чуракова, в его становлении как художника и реставратора. Особая страница биографии и творчества С.С. Чуракова связана с его деятельностью в годы Великой Отечественной войны. В 1941 – 1942 годах он вместе с П.Д. Кориным участвовал в восстановлении интерьера и плафона Большого театра, пострадавшего от бомбы. С 1942 г. Чураков в непростых условиях военного временно активно участвовал в эвакуации и консервации сокровищ московских музеев, а также в реставрации во время боёв за Крым панорамы художника Ф. Рубо «Севастопольская оборона». В мае 1945 года Степан Сергеевич командируется в Германию для поиска и спасения всемирно известной Дрезденской галереи, а также для спасения музейных ценностей Берлина и Лейпцига. В послевоенные годы реставрирует многие произведения, пострадавшие во время войны из музеев Новгорода, Киева, Каунаса, Кишинёва, Краснодара, а так же шедевров из музеев Польши, Румынии, Германии. Участие С.С. Чуракова в спасении Дрезденской галереи отмечено серебряным орденом Германии «За заслуги перед Отечеством» и званием Почётного гражданина города Дрездена. Но была в судьбе С.С. Чуракова ещё одна замечательная страница, имеющая для нас я бы сказал, национальное значение. Дело в том, что когда его учитель Павел Дмитриевич Корин работал над полотном «Реквием», он написал этюд, на котором изобразил отца Сергея Михайловича и сына Сергея Сергеевича Чураковых. По совету М. Горького картина должна была называться «Уходящая Русь». Причём, этот, чураковский этюд из всех тридцати шести этюдов, написанных художником по общему признанию, считается наиболее удачным и характерным. В альбоме «Корин» отмечается: «Одним из лучших является этюд «Отец и сын» 1931 года, на котором изображены в рост две фигуры: могучий старик в длинной свободной «толстовке», с красивой головой, высоким лбом, с задумчивым сосредоточенным лицом и окладистой длинной бородой; написанный со скульптора-самоучки, резчика по дереву, Сергея Михайловича Чуракова, а рядом с ним чем-то похожий на отца, но совсем другой, постриженный «под скобку», с мягкой маленькой бородкой, изображён ныне известный реставратор Степан Чураков. … «Отец и сын» не только портреты конкретных людей, но собирательный образ народных типов, приоткрывающих народную душу, самобытную и талантливую» (Л. Ромашкова, М., «Изобразительное искусство», 1987).

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/28/...

Лаврова судили. Хотя ему грозила смертная казнь, после вмешательства Ягоды командиру отделения заставы дали всего пять лет за «разгильдяйство». Свой срок Лавров, однако, не отсидел. В 1937 году его доставили из лагеря в Тбилиси, а после допроса обвинили в террористическом заговоре и приговорили к расстрелу как врага народа. В своих мемуарах Власик высказывает мысль, что убийства Кирова, Вячеслава Менжинского в 1934 году, Валериана Куйбышева в 1935 году и писателя Максима Горького в 1936 году, а также покушения на Сталина и Молотова были организованы правотроцкистским блоком и стали звеньями одной цепи. «Этот клубок удалось распутать и таким образом обезвредить врагов Советской власти», - констатирует генерал. Отметим, что обстоятельства смерти Горького и его сына Максима Пешкова долгое время считались подозрительными, однако слухи об их убийстве так и не нашли подтверждения. На процессе 1938 года Ягоде было предъявлено обвинение в отравлении сына Горького. На допросах Ягода заявил, что Горький был убит по приказу Троцкого, а сына писателя он решил ликвидировать по личной инициативе. Власик Николай Сидорович родился в 1896 году в селе Бабиничи Сломского уезда Гродненской губернии в семье крестьянина-бедняка. В 1919 году поступил в органы госбезопасности. В 1919 - 1920 годах служил в отряде особого назначения при ВЧК. В 1921 году работал в оперативном отделе ГПУ. В 1931 году возглавил личную охрану Сталина. С 1946 по 1952 год занимал пост начальника Главного управления охраны МГБ СССР . В 1945 году Власику было присвоено звание генерал-лейтенанта. В мае 1952 года Власика сняли с поста начальника охраны и направили в город Асбест Свердловской области, где он получил должность замначальника Баженовского управления исправительно-трудовых лагерей и строительства. В декабре 1952 года Власик был арестован. В 1955 году осужден на 10 лет ссылки и лишен генеральского звания и наград. По амнистии срок ссылки был сокращен до пяти лет. В 1956 году генерал Власик был помилован и освобожден со снятием судимости без восстановления воинского звания. В 1967 году бывший начальник охраны Сталина скончался. В 2000 году реабилитирован посмертно, восстановлен в звании, награды Власика были возвращены семье.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/09/ge...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

К нам отправляли в 1930-1931 годах много раскулаченных крестьян из Забайкалья. Позже, в 1937 году, их стали арестовывать как японских шпионов в рамках «харбинской операции». Арестовывали в основном тех, кто был связан с КВЖД (Китайско-Восточной железной дорогой), но заодно – тех, кто жил недалеко от Китая – в Забайкалье и Приморье. -Какой след в семьях оставила история Китайско-Восточной железной дороги? -Если посмотреть на карту восточной части России, там есть выступ, горб - это Маньчжурия. Когда строили Транссибирскую магистраль, решили дополнительно проложить дорогу от Читы до Владивостока напрямик, через Маньчжурию. Так по тем временам можно было сэкономить до 2-3 суток хода. Откупили эту полосу у Китая и начали строить, параллельно вокруг стала развиваться инфраструктура, приезжать работники с семьями. Так там появилась русская колония. В 1929 году на КВЖД возник конфликт, и дорога перешла к Китаю, а позже – к Японии. Тех, кто вернулся после этого в СССР, признали «японскими шпионами» и расстреляли. Ольга Стефановна Михайлова-Буденная Жена маршала Буденного. В августе 1937 года была арестована.. Освободили в августе 1945 года. Реабилитировали летом 1955 года. В деле указано, что «по составу преступление Михайлова освобождению по окончания срока не подлежит. Содержать в тюрьме вплоть до прекращения действия директивы 185». Русско-японская любовь и вечный ученик - Чья судьба оставила наибольший след в вашей душе? - Я никогда не забуду историю семьи Тобари. Эта семья осталась жить на КВЖД после того, как там установилась японская власть. И один из чиновников администрации Харбина Кацуми Тобари влюбился в русскую официантку Валентину. Ей было 16 лет, ему 32. Она глубоко верующая, из православной семьи, он – буддист. Родители долго были против этого союза, но им удалось преодолеть сопротивление и быть вместе. У них в доме одна комната была японская: там лежали циновки, а другая русская - там половики. Чтобы жениться на возлюбленной, Кацуми пришлось принять православие и получить русское имя Виктор.

http://pravmir.ru/creative/na-vechnoe-po...

9 мая мы также вспоминаем сапера, полковника, Героя Советского Союза В.Т.Алисейко (1921-1981). Владимир Титович Алисейко родился 22 февраля 1921 г. под Гомелем в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу и три курса рабочего факультета в г. Мозыре. До призыва в 1940 г. в Красную армию работал в совхозе. Владимир Титович воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1941 г. Особо отличился старший сержант Алисейко при форсировании Днепра. 2 октября 1943 г. саперный взвод под его командованием в числе первых переправился на правый берег реки южнее Киева. В течение двух дней под шквальным огнем противника осуществлял помощь в переправе подразделений. Алисейко был тяжело ранен, но не покинул поля боя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. старшему сержанту Алисейко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Был также награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В.Т.Алисейко скончался в 1981 г. 9 мая мы также вспоминаем генерал-майора, командира стрелковой дивизии, Героя Советского Союза В.С.Антонова (1909-1993). Владимир Семенович Антонов родился 28 июня 1909 г. в Саратовской области в семье железнодорожника. В 1931 г. экстерном закончил пехотное училище, а в 1940 г. Военную академию им. М.В.Фрунзе. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией Антонов сражался на Северо-Западном, Калининском, Западном, Закавказском, Северо-Кавказском, Южном, 4 и 3-м Украинских и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных боях первого периода войны под Каунасом, Полоцком, Калинином, в контрнаступлении наших войск под Московой, обороне и освобождении Кавказа и Кубани, освобождении Украины, Молдавии, Польши, разгроме врага на территории Германии, командуя стрелковым полком, бригадой и дивизией. Дважды был ранен и дважды контужен. За боевые заслуги перед Родиной и безупречную службу в Советской Армии награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Владимиру Семеновичу Антонову присвоено 6 апреля 1945 г. за умелое руководство частями дивизии при прорыве обороны противника на Магнушевском плацдарме Висло-Одеровской операции и проявленные при этом храбрость и мужество. В послевоенные годы В.С.Антонов окончил Военную академию Генерального штаба и находился на ответственных командных должностях. Скончался 9 мая 1993 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/09/de...

Одной из первых мер, принятых Барриосом, было юридическое отделение Церкви от гос-ва и конфискация церковных земель. В 1876 г. он отменил контроль Церкви над системой народного образования, изгнав иезуитов из страны. В 1880 г. была принята новая Конституция. В 1883 г. Барриос начал вмешиваться во внутренние дела Гондураса и Сальвадора, помогая прийти к власти своим сторонникам. В февр. 1885 г. он объявил о воссоединении Центр. Америки в единую республику, а когда Сальвадор не согласился с этим планом, начал военные действия. 2 апр. 1885 г. Барриос погиб, а попытка объединения Центр. Америки потерпела неудачу. В 1898 г. при поддержке военных власть захватил М. Эстрада Кабрера. Было предпринято неск. попыток свержения Эстрады Кабреры, в т. ч. при поддержке правительств др. центральноамер. стран. Чтобы остаться у власти, он изменил Конституцию, фальсифицировал результаты выборов, частые повышения сумм денежных выплат и быстрое продвижение по службе обеспечивали ему поддержку военных. В 1920 г. он был свергнут. Период политических и экономических неурядиц, последовавший за падением правительства Эстрады Кабреры, закончился только в 1931 г., когда президентом стал ген. Хорхе Убико Кастаньеда. Располагая сильной армией и могущественной тайной полицией, Убико установил режим террора. В 1941 г. Г. вступила в войну против Германии, Италии и Японии и мн. кофейные плантации, принадлежавшие нем. предпринимателям, были конфискованы. В 1944 г. недовольство правительством вылилось в студенческие демонстрации в г. Гватемале и во всеобщую забастовку. Не сумев справиться с забастовщиками, Убико 1 июля 1944 г. объявил об отставке, власть перешла к военному триумвирату. Однако 20 окт. 1944 г. в стране произошло вооруженное восстание, ознаменовавшее начало Гватемальской революции. На выборах в дек. 1944 г. легко победил проф. Х. Х. Аревало, лидер основанной в 1944 г. партии Народно-освободительный фронт. Конституция 1945 г. ограничивала власть президента, к-рый мог быть избран только на один 6-летний срок, и устанавливала подотчетность правительства Национальному конгрессу, армии - президенту и конгрессу. Были расширены полномочия судебной власти, обеспечивающие ее независимость, и предусмотрены гарантии демократических выборов. Конституцией на правительство возлагалась ответственность за экономическое развитие страны, социальное обеспечение и образование граждан.

http://pravenc.ru/text/161772.html

6 сентября 1973 года, на 84 году жизни мирно и безболезненно скоропостижно скончался профессор Московской Духовной Академии по кафедре Патрологии и Основного богословия, доктор богословия Михаил Агафангелович Старокадомский. Ушёл из мира земного бытия в мир иной – вечный широко эрудированный, глубокий богослов – патролог, исключительной души человек, добрый христианин, преданный и верный гражданин нашей великой страны. Родился М.А. Старокадомский в 1889 г. в с. Устье, Пензенской области в семье священника. В 1910 г. он окончил Екатеринославскую духовную семинарию, в 1914 г. – Киевскую Духовную Академию, а в 1942 г. – географический факультет заочного отделения Московского государственного педагогического института. В 1945 г. сдал кандидатский минимум при кафедре физического страноведения Государственного педагогического института, а в 1948 г. при том же институте защитил диссертацию на степень кандидата географических наук. По окончании Киевской духовной академии М.А. Старокадомский состоял преподавателем греческого языка и Догматического богословия в духовно-учебных заведениях Тифлиса, Чернигова и Тамбова. С 1918 г. он работал в советских средних школах г. Шацка Рязанской обл., с 1921 г. – г. Москвы и Подмосковья, а также вёл занятия на рабфаках, в техникумах, на курсах подготовки в ВУЗ и в школах командного состава Красной Армии. В 1930–1931 гг. состоял научным сотрудником Государственного океанографического института и работал в составе экспедиции на Мурманском побережье по обследованию рыболовецких колхозов и всего прибрежного промысла. В 1937 г. возглавил Арктическую экскурсию учителей ударников. С 1948 по 1956 гг. преподавал физическое страноведение на географическом факультете Государственного заочного педагогического института. В 1950–1951 гг. состоял заведующим кафедрой географии в Московском институте усовершенствования учителей. С 1952 г. но 1957 г. М. А. Старокадомский являлся сотрудником «Журнала Московской Патриархии», исполнял обязанности члена редколлегии по Древнехристианской истории и Патрологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Заметное влияние на развитие христианства в К. оказала япон. оккупация страны (1931-1945). Япон. власти, преследуя свои интересы, создали т. н. Христианскую ассоциацию, целью к-рой было разорвать связи кит. христиан с зап. церквами. Однако большинство кит. христ. орг-ций и их лидеров оставались на патриотических позициях. На оккупированных территориях численность протестантов сократилась почти в 2 раза, а в районах, оставшихся под властью Гоминьдана, увеличилась на 30%. В 1936 г. в 784 кит. городах находилось 6059 амер. миссионеров, в стране было 536 тыс. китайцев-протестантов ( Цыганкова. 1992. С. 26). Члены христ. общин вместе с зап. миссионерами поддерживали антияпон. и проамер. политику гоминьдановского правительства Китайской Республики во второй мировой войне. В 1946-1949 гг., после разгрома Японии и окончания войны, численность христ. населения и работающих в К. зап. миссионеров, значительно увеличилась. У Яоцзун и Мао Цзэдун. Фотография. 1950 г. У Яоцзун и Мао Цзэдун. Фотография. 1950 г. Приход к власти коммунистов и образование КНР (1949) во многом определили развитие христианства в стране. В апр. 1950 г. на встрече с религ. деятелями 1-й премьер Гос. совета КНР Чжоу Эньлай, воспитанник основанной амер. миссионерами школы в Тяньцзине, обещал, что власти будут защищать интересы религ. орг-ций, но в то же время не допустят деятельности «империалистических шпионов» среди протестантов и католиков. Первоначально христ. церкви были в ведении Иностранного отдела Центрального народного правительства КНР, в 1954 г. были переданы в ведение Отдела по делам религий при Госсовете, где должны были согласовываться все назначения и переводы священнослужителей. Протестанты первыми среди христиан откликнулись на предложение о «сотрудничестве с властями на патриотической основе». В рамках нового авторитарного гос-ва протестант. церкви были вынуждены объединяться. В июле 1950 г. 40 христ. лидеров под рук. У Яоцзуна (1893-1979), возглавлявшего группу кит. протестантов, настроенных сочувственно к левым, подписали декларацию «Направление усилий китайских христиан в строительстве Нового Китая», выступив «за три принципа самостоятельности церкви»: самоуправление (цзы чжи), самообеспечение (цзы ян), самораспространение (цзы чуань). В сент. того же года декларацию приняли 1527 протестант. лидеров, впосл. под ней подписалось более 400 тыс. протестантов. В апр. 1951 г. был создан Комитет по подготовке движения сопротивления США, поддержки Кореи и обновления кит. протестантов в духе тройственной независимости. В опубликованных документах осуждались США, являвшиеся в то время основным источником финансовой поддержки всех протестант. миссионерских орг-ций в К.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Завоеваниями науки отмечены практически все области, даже те, что вызывали слабый интерес 20–30 лет назад. Организация планомерных исследований необъятной литературы библейских катен благодаря открытиям Кона и Вендланда, Эрхарда, Кина и других значительно увеличили экзегетическое наследие Отцов Церкви, а его добротный сводный обзор, предоставленный в 1928 г. Деврэссом 72 , 20 лет спустя, должен на данный момент уже быть значительно пополнен не только фрагментами, но и значительными отрывками толкований и даже законченными экзегетическими трудами. Сенсационными находками, такими, как манихейские тексты, найденные в песках Фаюма (1932) или в пещерах Турфана (1905 г. и позже), и в особенности такими, как большая часть трудов Оригена , обнаруженных в заброшенном карьере в Туре, служившем во время войны складом для боеприпасов (1945), мы обязаны папирологии и исследовательским раскопкам в Египте и в Туркестане. Рядом с гностическими текстами, переводы которых были многочисленны в этом веке, особенно с коптского языка, находят свое место и переводы с других древневосточных языков, пополнившие наши знания о греческой патристике новыми текстами. Число ветхозаветных и новозаветных апокрифов увеличилось благодаря нескольким до сих пор неизвестным текстам, таким, как Epistola Titi, и многочисленным фрагментам, нередко важным, разбросанным в текстах самого разного периода и на различных языках исследования, собранные в издании источников по «Вселенским Соборам» Шварца, вернули нам часть наследия Ипатия Эфесского, а также других участников богословских споров V века и эпохи Юстиниана. Даже если в классификации недавно открытых или атрибутированных текстов, среди которых многие оставались неизданными или, будучи переведены, вошли в сокровищницу сирийской и армянской письменности, львиная доля относится к греческой патристике, в особенности к IV-VII вв., латинская патристика также обогатилась, достаточно упомянуть 138 проповедей блаженного Августина , добавленных в 1931 г. к 363, изданным мавристами, увеличив собрание таким образом на целую треть; принимая во внимание еще более чем 20 других текстов, открытых позже, реконструкцию толкования Пелагия и многие тексты разных авторов: Викентия Леринского, Евтропия и проч., найденные в испанских рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Главой правления являлся гахам - высшее духовное лицо караимов. При нем действовал духовный совет из газзанов (караимских раввинов) и шамашей (вероучителей караимских школ). Первым гахамом караимского духовенства Тавриды стал Тобия Сима Леви-Бобович, утвержденный в этой должности указом сената в апр. 1839 г., его ведению помимо Тавриды подлежали также караимские общины Одессы и Киева. 15 мая 1851 г. подписан высочайший указ о даровании караимам в местечке Чуфут-Кале 25-летнего освобождения от городской и земской повинностей и об отпуске 500 р. на заведение в Чуфут-Кале караимского народного уч-ща с 2 учителями. В 1894 г. было открыто Александровское караимское духовное уч-ще в Евпатории, где готовили газзанов и шамашей (до 1918). К нач. 1917 г. в ведении гахама Тавриды находилось 12 кенас. По переписи 1897 г., караимов насчитывалось 8911 чел., а в 1924 г.- 5534. Большая разница в количестве караимов связана с тем, что ранее караимами записывали себя и крымчаки, чтобы избежать ограничений в правах, а к 1924 г. надобность в этом исчезла. Перерегистрацию прошли кенасы в Симферополе, Бахчисарае, Севастополе, Феодосии, Евпатории. В 1926 г. в К. проживали 4,5 тыс. караимов, а в 1937 г.- 3,4 тыс., что было связано с усилившимися в советский период миграционными процессами в караимской общине и закрытием кенас (последняя в Севастополе в 1931). В период нем. оккупации возобновили деятельность кенасы в Симферополе и Евпатории. После освобождения К., в 1945 г. газзан Симферопольской кенасы Я. Б. Шамаш и его помощник И. И. Эгиз были арестованы за «контрреволюционную деятельность». Новым газзаном стал С. М. Кумыш, но уже в 1947 г. Симферопольская кенаса была закрыта. Евпаторийская кенаса была закрыта в 1959 г., после чего религ. жизнь караимов практически прекратилась. В 1991 г. в Евпатории была зарегистрирована 1-я караимская община, к-рой власти передали комплекс из 2 кенас. Первым газзаном стал В. З. Тирияки. В 1997 г. караимы зарегистрировали общину в Бахчисарае. Она взяла на себя организацию паломничеств к почитаемой у караимов священной роще и к кладбищу в Иосафатовой долине близ Бахчисарая.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010