Судогда. Собор Екатерины. Екатерининский собор Карта и ближайшие объекты Первая попытка закрыть храм была в 1930 г. Но 29 марта 1930 г. (это было время сразу после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов») Ивановский облисполком не утвердил постановление Владимирского окрисполкома о ликвидации Екатерининского собора в г. Судогде, т.к., если не считать маленькую кладбищенскую церковь, это единственный храм для города и ряда прилегающих селений [ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 13. Л. 110]. В 1932 г. зданием Екатерининского собора в Судогде стали пользоваться сразу 2 общины: староцерковническая и обновленческая; в августе 1937 г. верующие писали во ВЦИК, что живут они мирно и общественный порядок ни разу не нарушали. Правда, при закрытии храма в Судогде в 1937 г. некая Сухоцкая вопрошала: если Бог один, то почему Церковь разделилась, не является ли религия просто обманом? Т.о. само существование 2 течений являлось ярким примером действия принципа «разделяй и властвуй». 28 августа 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК требует устранить «стеснения со стороны местных работников к регистрации избранного верующими служителя культа и отправлению обрядов» в Екатерининском соборе г. Судогды, 9 октября облисполком сообщил, что собор в пользовании верующих, община выполняет религиозные обряды, т.е. дело урегулировано. С июня 1936 по декабрь 1937 г. длилось закрытие Екатерининского собора в г. Судогде: в частности, проводилась агитация и сбор подписей среди населения. При закрытии собора антирелигиозная пропаганда часто заменялась антиклерикальной. Так, на собрании РО НКВД приводили многочисленные примеры контрреволюционной деятельности духовенства и церковников: в с. Языкове колхозники под влиянием попа не выходили на работу, чем чуть не развалили колхоз, в с. Ликино церковники срывали проводимые соввластью мероприятия, в Андреевском сельсовете попы и церковники ведут подготовку к выборам в Советы, выступая с проповедями. На фабрике им. 1 Мая важность закрытия храма связали с остротой политического момента: попы проводят вербовку среди масс в связи с выборами в Советы, в Ярославской области дьякон стал председателем сельсовета и др. В райпотребсоюзе собравшиеся заявили, что Церковь действует совместно с фашизмом. Собрание на ул. Советской прошло в форме прений: 7 человек высказались в поддержку закрытия церкви, вспомнив попов и монахов, воюющих в Испании на стороне фашистов, раздел Церкви на староцерковников и обновленцев, разоблачение церковников из Андреева и Картмазова, говоривших о новоявленных мощах и видениях Бога и др. 25 декабря 1937 г. ВЦИК утвердил постановления Ивановского облисполкома от 15/07.-37 г. о закрытии Екатерининского собора в г. Судогде под городской театр; причина закрытия - ходатайство населения, хотя только 2235 человек из 3 тысяч горожан дали согласие на закрытие, остальные почти 700 человек, получается, были против.

http://sobory.ru/article/?object=06165

Ханты-Мансийск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово Карта и ближайшие объекты Церковь построена в  селе Самарово (ныне в черте города Ханты-Мансийск) в 1816 г. под руководством присланного из Тобольска архитектора Шаньгина. Около церкви размещалось училище, в котором некогда преподавал едва ли не весь церковный причт. На протяжении века церковь была средоточием духовной жизни населения северного края. В 1930-х гг. была разрушена. Заново построена на фундаменте прежнего храма. Освящена в 2000 году. Архитекторы Н.З. Казаков и В.Н. Филиппов. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Каменная одноглавая церковь на склоне Самаровой горы. Основной объем построен по типу " восьмерик на четверике " , трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Церковь была полностью уничтожена в 1930-х. В конце 1990-х была заново воссоздана на историческом фундаменте в своем прежнем виде. Тобольский Благочинный соборный иерей Петр Фелицын приказом от 1 апреля 1808 г. сообщил Самаровскому духовенству об отобрании с жителей подписки на предположенное ими построение новой, каменной церкви. В приложенной копии с указа по этому поводу говорилось: «Состоящая в Самаровском яму деревянная Покровская церковь построена уже не малое время, которая до от продолжения лет приходит в обветшание и требуются некоторые поправки; а как Высокомонаршим повелением строение вновь деревянных церквей воспрещено, посему они, предупреждая крайнее обветшание церкви, согласились построить заблаговременно каменную и заготовить на созидание ея денежной суммы до двух тысяч рублей». В это время в Самарово насчитывалось 242 дома, мужчин 721 человек, женщин 725 душ. Самаровское духовенство в 1808 году состояло: два священника - Петр Протопопов и вдовый Федор Ильиных, дьячок Уфим Наумов и два пономаря — Андрей Фирсов и Егор Логинов. Волостной голова Борис Губин 1-го июля 1808 года собрал сходку, на которой присутствовало крестьян и ясашных остяков 115 человек, все они дали согласие на строительство каменной церкви и внесли на постройку оной 1584 рубля 30 коп. До ноября месяца прибавилось еще 370 рублей 95 копеек, и вся сумма 1955 рублей 25 копеек препровождена была с самаровским ямщиком Герасимом Корепановым в Тобольск к соборному иерею Петру Фелицыну.

http://sobory.ru/article/?object=06734

Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шуйский-Спасский монастырь — женский, в городе Шуе Владимирской губернии. Сюда в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря в Шуе. Ныне в городе существует Спасская церковь с часовнею, построенною в память избавления от моровой язвы в 1654 г., когда из 1170 жит. умерло 560 челов. в продолжении времени от 1 сент. по 12 окт. В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что он зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря. До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартоминскому монастырю. В 1764 году упразднен. Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест. Часовня церкви Спаса Нерукотворного Образа в Шуе. Кирпичная часовня, стоявшая с севера от Спасской церкви. Приземистая кубическая постройка под куполом с главкой. Была сооружена для хранения большого креста, поставленного в память эпидемии 1654 г., перестроена в 1-й пол. XIX в. Снесена в 1930 г. Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

http://sobory.ru/article/?object=27998

А.Л. Беглов Приложения. Документы, таблицы, указатели Избранные документы по истории церковного подполья в 1930–1940-е годы 1930-е годы 1. Из Докладной записки Комиссии по делам религиозных культов ЦИК СССР, направленной в ЦИК СССР и ЦК ВКП(б), о состоянии религиозных организаций в СССР (Воронежская область). Инструктор Комиссии при обследовании Воронежской области по этому вопросу собрал материалы по Острогожскому и Алексеевскому районам. Из этих материалов видно, что в Острогожском районе из 13 функционирующих церквей нет ни одной церкви староцерковной ориентации. Церкви поделены между обновленцами и группировкой ВЦС 812 . Ни ту, ни другую ориентации наиболее «последовательные» верующие не признают. В г. Острогожске функционируют три церкви и все обновленческого направления. Верующие посещают их плохо, ходят в ближайшее село Новая Сотня, где церковь хотя тоже не староцерковного течения, но принадлежит ориентации ВЦС, которая по сравнению с обновленцами считается терпимой. В Алексеевском районе из 30 бывших церквей функционирует только одна, да и то занята обновленцами. В результате на больших пространствах закрываются церкви, верующие лишаются возможности удовлетворять свои религиозные потребности, да к тому еще остающиеся церкви принадлежат обновленцам, которые подавляющим большинством верующих не признаются, считаются «красными, советскими» попами. Этим объясняется, что отдельные служители культа староцерковного течения и так называемые «буевцы» 813 пользуются большой популярностью среди верующих. К ним приходят издалека от своих функционирующих церквей, где служат обновленцы. Так в Острогожском и Алексеевском районах ходят рассказы о попе Горгоникидзе из с Малахина, Лискинского р на. Из этих районов ходят к нему отдельные поклонники. Горгоникидзе буевского направления, недавно возвратился из ссылки, считается священником, наделенным особой «благодатью». Помимо службы в церкви Горгоникидзе занимается «медицинской» практикой. Таким образом, благодаря неправильному отношению к ориентациям православной церкви создается в массах верующих представление о «гонимых» и «красных» попах, первые окружаются ореолом святости.// 814

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисовское. Церковь Василия Великого. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Типовое бюджетное решение при строительстве, минимум украшений и простота классицизма. В настоящее время действующий храм. Состояние удовлетворительное. Объект используется Суздальской РПАЦ (о.Валентин Русанцов). Ред. 2012 г. Храм передан Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Установлены новые главы. Организован приход Василия Великого, настоятель - священник Аркадий Валентинович Маковецкий. В с. Борисовском Владимирского района в октябре-ноябре 1932 г. храм остался без пастыря. Нашлось аж 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала. Отсутствие служителя культа дало основание местным властям начать в марте 1933 г. процедуру закрытия храма. В начале мая 1933 г. верующие с. Борисовское Владимирского района отправляют во ВЦИК просьбу разрешить службу и звон, т.к. налоги уплачены, долгов нет. 5 и 10 мая 1933 г. ВЦИК требует у облисполкома проверить жалобы из с. Борисовского о запрете служб и колокольного звона, исправить и отчитаться о положении дел. 26 июня и 26 июля 1933 г. ВЦИК требует у райисполкома срочно выслать весь требуемый материал по с. Борисовскому и устранить препятствия в регистрации священника и стеснение верующих. Но 4 августа 1933 г. Президиум облисполкома принимает постановление о закрытии церкви в с. Борисовском. 15 ноября 1933 г. Комиссия по вопросам культов согласилась с этим решением, а 27 декабря Президиум ВЦИК данное решение утвердил [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 705. Л. 9, 14, 28, 31-34, 41-43]. Из кн.: Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 65, 82, 126. В с. Борисовском Владимирского района Ивановской промышленной области (ныне Суздальского района Владимирской области) церковь состояла из 2 частей: летней и зимней. В 1930 г. летний храм стал использоваться колхозом под зернохранилище без какого-либо разрешения свыше. Траву же на кладбище, т.е. на земле, за которую церковная община платит ренту, колхоз с 1929 г. косил. В октябре-ноябре 1932 г. храм остался без священника. Нашлось аж 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала. Продолжалась такая ситуация недолго.

http://sobory.ru/article/?object=01350

Елец. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находится на углу улиц Октябрьской и Свердлова. Вследствие неоднократных перестроек и реконструкций в дошедшем до нас здании Архангельской церкви три ее части имеют различный «возраст», отличающийся почти столетием. Наиболее древней является колокольня, выстроенная в 1788 году; трапезная построена на месте прежней в 1828 году; собственно церковь заменила более раннюю и возводилась с 1845 по 1860 г. Разное время нашло свое отражение в самом здании, заявляя о себе соответствующим архитектурным стилем. Если поздний классицизм трапезной мог найти «общий язык» с ранним классицизмом колокольни и архитектурным оформлением ранее существовавшей собственно церкви, то вновь выстроенная в 1860 году огромных размеров собственно церковь своим официальным русско-византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию храма, так и особенно в характер его архитектурного декора. Это не может не снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца. В то же время историческая ценность колокольни и трапезной несомненна. 1880 г. – церковь обнесена чугунной оградой из решеток и столбов, двое ворот и калитка. К архангельской церкви были приписаны 2 каменные часовни. 11 июня 1899 г. – церковь пострадала от пожара. Один из колоколов церкови весил 500 пудов. 1922 г. – властями изъята серебряная утварь церкови. 1930 г. – церковь закрыта, чуть позже в 1930-х г. – уничтожены четыре ложные главки, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны. Здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга. Здание пережило пожар, рухнул свод трапезной, в результате аварии снесено северное крыльцо. 1993 г. – церковь передана Вознесенскому собору, частично восстановлена.  Храм Михаила Архангела в Ельце снова открыт для прихожан. Торжественное открытие состоялось 1 мая 2016 года на праздник Великой Пасхи. В настоящее время ведутся активные работы по восстановлению подвального помещения, проводится отопление, освещение и другие коммуникации, это необходимо для регулярной работы храма в зимнее время. Примечательно, что во время войны в подвале церкви находилось бомбоубежище, об этом сообщил настоятель, это подтверждают и остатки трафаретной надписи над одим из подвальных окон. Также удалось узнать, что в советское время все росписи храма были подвергнуты целенаправленному уничтожению, вдоль стен были установлены строительные леса для большего удобства очистки стен от фресок. Сегодня от изображений остались только едва видимые контуры, местами виден рисунок орамента. По неведомым причинам, были сохранены лишь две фрески в алтарной части церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02126

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Физические потери православного духовенства в период Гражданской войны и репрессий 1920–1930-х годов Часть 1 09.11.2020 580 Время на чтение 8 минут Источник: Православная жизнь Статистика жертв незаконных преследований за веру, террора среди православных священнослужителей и «актива» – самостоятельная, сложная и в полной мере уже не разрешимая научными методами проблема. Разумеется, это никак не влияет на общую политико-правовую, морально-этическую и реабилитационную оценку беззакония, процесс канонизации новомученников и, надеемся, «историко-мемориальную прививку» обществу о недопустимости насилия и незаконного вмешательства в дела Церкви, преследования по конфессиональному признаку. Количественный аспект преследований Церкви важен в историко-правовом и моральном значении, значим для людской памяти и церковной историографии мученического пути Православия. На его фоне по иному воспринимаются и нападки на Церковь, и невзгоды наших дней, в многом созданные «пиар-беспределом» манипуляторов сознанием. Вместе с тем, тема эта настолько серьезная, что не допускает безответственного обращения со статистикой, фактами (независимо от мотивов безосновательного преувеличения жертв репрессии), как это стало практиковаться со времен М.Горбачева и с мазохистским упоением продолжается. При этом, отметим, население постсоветской Украины упало с почти 53 до 35 млн. душ, а при сохранении темпов роста советских лет должно было ныне достичь 62-63 млн. жителей. Вольное обращение с «кровавой» статистикой ведет к научной профанации и дискредитирует благое дело восстановления исторической справедливости и памяти о предках, «за Христа пострадавших»… Жертвы «гражданского» самоистребления Серьезный и, пожалуй, наиболее скрупулёзный на сегодняшний день, демографический анализ потерь среди православного клира в годы Гражданской войны и иностранной интервенции провел Георгий Хмуркин в статье «Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.?» Как отмечает историк, известные на сегодня мемуарные и историографические работы содержат противоречивые ведення относительно числа этих жертв, а приводимые ими цифры отличаются друг от друга порою «в десятки, сотни, а то и тысячи раз». Так, в литературе (например, работы историка М.Крапивина) фигурируют «данные» – из 360 тыс. священнослужителей перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 тыс. человек, хотя официальные ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания…» свидетельствуют, что количество священнослужителей РПЦ никогда не превышало 70 тыс. человек. Авторы зачастую не называют источников и не раскрывая методику подсчетов, случается – подают ложные ссылки на архивные дела (!)

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/fizich...

Лужники. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, а колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. Разрушения храма были очень сильные: отсутствовал потолок, крыша, двери, окна. Стены частично были разрушены. Фактически он находился в руинированном состоянии. Кирпичная церковь в стиле ампир построена в 1847 г. на средства А. Маслова. Боковые фасады кубического основного объема обработаны двухколонными лоджиями и полукруглыми окнами над ними. В третьей четверти XIXb. пристроена новая трапезная с двумя приделами. В 1930-х гг. церковь была закрыта, в 1991 г. возвращена верующим. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Лужники в 1-й половине XVI в. - оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 г. по завещанию поручика Порфирия Федоровича Грекова на месте сгоревшей возведена каменная ныне существующая Троицкая церковь. В 1819 г. пристроена трапезная с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. После перестройки в 1847 г. церковь приняла вид. в котором дошла до нашего времени. В советское время церковь была закрыта. В 1991 г. руины переданы общине верующих. Храм восстановлен. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html

http://sobory.ru/article/?object=09248

Марта 12 (25) Священноисповедник Александр (Державин) Составитель священник Максим Максимов Священноисповедник Александр Державин родился в 1864 году в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии. После окончания в 1887 году Духовной семинарии он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму села Александрово Звенигородского уезда. В 1897 году его перевели в село Троицкое того же уезда, где он служил в Троицком храме до самого ареста. С приходом в 1917 году новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь . Тяжелое, порой бедственное положение духовенства, которое было вынуждено платить большие налоги, терпеть различные запреты и социальную несправедливость по отношению к себе и своим семьям, усугублялось еще и тем, что власти, создавая новые экономические отношения, в своих неудачах и промахах нередко винили священников и верующих. Церковная жизнь в стране не могла развиваться спокойно. Каждый год приносил новые запреты, штрафы и лишения. Повсеместно арестовывалось духовенство и активные миряне. Очередная волна беспощадных широкомасштабных гонений на Церковь началась в 1929 году. С 1 на 2 января 1930 года в 10 часов ночи в доме отца Александра был произведен обыск. Все книги, письма и вещи были перерыты. После обыска, без предъявления священнику какой-либо вины, он был арестован и отвезен на станцию Кубинка и помещен до прибытия поезда в отдельную комнату как арестант. В 5 часов утра прибыл поезд до Москвы. С вокзала в закрытом автомобиле он был доставлен на Лубянку в ОГПУ. 3 января 1930 года отец Александр был допрошен. -Меня арестовали я не знаю за что. Антисоветской агитации я не вел и вообще стою в стороне от политики. Большего показать ничего не могу, – ответил священник на вопросы следователя. -Что вы знаете по поводу восстания против советской власти в Звенигороде? – спросил следователь. – Я ничего по поводу этого восстания не знаю… Допрошен отец Александр был один раз. 5-го января его перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. После обыска он был помещен в камеру. В Бутырках его еще раз вызывал к себе следователь на допрос. 15 января предъявили обвинение в том, что он, совместно с активом церкви, «будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью и партией мероприятий в деревне.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010