Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты 1-10 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Вязниковского райисполкома от 23 ноября того же года о запрещении колокольного звона в церкви с. Станки Вязниковского района; колокола предполагалось снять и передать их в распоряжении областной конторы «Металлолом». ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 404. Л. 18//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 80. В декабре 1934 г. на колхозных собраниях было решено закрыть вторую половину храма в с. Станки (первая еще в 1930 г. переделана под мельницу), хотя все налоги были уплачены вовремя. А вскоре начинается инициированный из Москвы переучет имущества. Прихожане, заподозрив неладное, пишут во ВЦИК просьбу оставить им церковь. ВЦИК 15 апреля 1935 г. запрашивает весь материал по данному делу у облисполкома; тот предлагает Вязниковскому райисполкому оставить церковь в пользовании верующих; райисполком 15 мая сообщает, что церковь в Станках действует и не закрывалась. Наконец 19 сентября того же года ВЦИК пишет в Вязниковский РИК: «Возвратите подателям прилагаемую жалобу церковного совета Станковской церкви с актом переучета церковного имущества и разъясните о целях переучета, т.к. из жалобы видно, что церковный совет не понимает этого и думает, что имущество собираются изъять». ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 131-135//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 101. Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 29. Слушали: О ликвидации зимней церкви в селе Станках Вязниковского района Владимирского округа. Инд. 19/150. Постановили: Принимая во внимание: 1) что указанная церковь фактически группой верующих не используется, 2) что она расположена в центре района сплошной коллективизации, который испытывает чрезвычайную//Л.37 об. нужду в помещении для культурно-просветительных целей, |
Александров. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты 19-27 февраля 1930 г. было постановление Ивановского облисполкома о закрытии Кладбищенской церкви в Александрове, 28 августа 1930 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК постановила возвратить храм верующим. К 1935 г. в Александрове остался всего 1 действующий храм – кладбищеский, в котором служили обновленцы. Протокол 28 заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 19 февраля 1930 г. § 64. СЛУШАЛИ: О ликвидации кладбищенской церкви города Александрова. (Инд. 19/113). ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание: 1) чрезвычайно острый жилищный кризис в городе Александрове, заставляющий использовать для жилья все подходящие для этого здания, а также широко развернуть новое строительство, для чего потребуется привлечение большого количества строительных рабочих, для размещения которых в свою очередь потребуется значительное количество помещений, 2) что за закрытие указанной церкви с целью использования ее под общежитие строителей высказалось большинство трудящихся того района города, в котором расположена//Л. 46 эта церковь и 3) что верующие могут удовлетворить свои религиозные потребности в другой имеющейся в городе церкви – договор с группой верующих на пользование кладбищенской церковью расторгнуть и передать последнюю Александровскому Горсовету для использования на указанную цель. Предложить Александровскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях». Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума 28 от 27 февраля 1930 г. § 12. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 22. Л. 45 об. - 46 Постановление отменил ВЦИК В конце XVIII века в городе Александрове было создано новое городское кладбище. До этого умершие погребались при своих приходских церквях. В 1800 году на деньги, пожертвованные разными лицами, на кладбище была построена каменная церковь в стиле классицизма, которую освятили во имя иконы Божией Матери Боголюбской. Вскоре в 30-ти метрах от нее возвели каменную ограду с колокольней. Церковь была приписной к собору, и отдельного причта в ней не было: богослужения совершались соборным духовенством (в штате которого было 3 священника, 2 диакона, 2 псаломщика), а в особых случаях также причтом Преображенской городской церкви. В «Историко-статистическом описании церквей Переславского и Александровского уездов», составленном В. Г. Добронравовым (1895 г., с. 280), сообщалось, что «в пользу служащих в этой церкви внесено разными лицами в банк 5860 р., с которых получается процентов за поминовение усопших 245 рублей». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский, прот. Фотография. Тюрьма. Ногинск. 1937 г. Дмитриевич Покровский (14.08.1890, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Волоколамское ДУ, в 1912 г.- Вифанскую ДС. Был определен учителем церковноприходской школы в дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (ныне Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.). В 1915 г. рукоположен во диакона и назначен служить в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1916 г. переведен в московскую Троицкую ц. на Самотёчной ул. Одновременно состоял законоучителем в частной женской гимназии М. А. Чеховой (с 1 сент. 1916), в школе-приюте Комитета помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1 дек. 1916), в церковноприходской школе Троицкой ц. (с 1 сент. 1917). В 1919 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После демобилизации вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 г. переведен в Спасскую ц. на Песках в Каретном Ряду, а в 1930 г.- в Знаменскую ц. во 2-м Колобовском пер. В том же году возведен в сан протоиерея. Летом 1930 г. был арестован двоюродный брат Н. свящ. Александр Покровский, служивший в Елисаветинском храме при Дорогомиловском кладбище, его обвинили в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии в этом преступлении 6 окт. 1930 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе заявил, что бывал у брата очень редко и на политические темы с ним не разговаривал. Хотя в обвинительном заключении было записано: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен», учитывая «социальный состав» обвиняемых, следствие пришло к выводу: «...есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь - товарища Сталина». 30 нояб. 1930 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Московской обл. Н. был приговорен к 3 годам в ИТЛ. |
Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный храм-памятник русским воинам убиенным в Великую войну Церковь. Действует. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1930. Архитектор:Кратков, инженер В.Д. Талалаев Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, Православная наб., д. 23. Координаты: 48.617518, 22.304307 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея построения храма у представителей российской эмиграции (община 260 человек на тогдашней территории Чехословакии) возникла в 1926 году. Это должен был быть храм-памятник русским воинам, погибшим в Карпатах в Первую мировую войну 1914-1918 годов. Проект выдержан в стиле московского храмового строительства по образцу церкви в с. Коломенское под Москвой. Строил церковь на собранные общиной деньги протоиерей Всеволод Коломацкий. Заложена 3 марта 1930 года во вторую неделю Великого поста в присутствии чехословацкого начальника дивизии Прхала, польского вице-консула Завадовского, сенаторов и представителей Пряшевской Руси. Освящена и подняты кресты 26 июля 1930 года. Строилась очень быстро. Святыня - икона Спасителя, принадлежала Великому князю Николаю Николаевичу, Верховному Главнокомандующему Русской Армии в 1914-1915 гг. Икону подарила храму его жена, Великая княгиня Анастасия Николаевна 1 марта 1931 года. Малая икона Николая Чудотворца принадлежала царю Николаю II (есть ещё несколько святынь - икон). В советское время в церкви устроили музей атеизма. В настоящее время это почитаемый ужгородцами и жителями окрестных сёл храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1930 г. русские эмигранты как памятник русским солдатам, павшим в Первой мировой войне. Замысел возник в 1926 г., а в создании проекта церкви, получившего первую премию на международном конкурсе в Белграде, участвовали архитектор Кратков, инженер В.Д. Талалаев и ещё один сопроектант, имя которого выяснить не удалось. Храм построен в стиле московского храмостроения, как копия церкви 16 в. в селе Коломенском возле Москвы. |
Правовое обеспечение репрессий против священнослужителей в 1920–1930-е гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 1. Историография по теме репрессий священнослужителей Тема репрессий 1920–1930-х гг. интенсивно изучается последние два десятилетия. В публикациях 1990-х годов содержится богатый эмпирический материал, отражающий юридический, религиозно-конфессиональный, этнический, организационный, статистический, народно-хозяйственный и другие аспекты политических репрессий. Немалый вклад в разработку проблемы внесли работы Н. Ф. Бугая, В. Н. Земскова, Г. М. Ивановой, В. П. Попова и др. 1 . Юристы и историки изучают вопросы реабилитации, неизбежно связанные с историей репрессий в СССР 2 . Историографический очерк изучения репрессий в СССР, предложенный М. Г. Степановым, содержит краткий анализ основных исследований по теме и свидетельствует о её сложности и масштабности 3 . Западные исследователи также пытаются понять феномен советского строя, акцентируя внимание на терроре и репрессиях 4 . Регулярно проводятся научные конференции, посвящённые этой теме. Одним из последних научных форумов стала международная конференция “История сталинизма: репрессированная российская провинция”, посвящённая проблеме репрессий в российской провинции (Смоленск, 9–11 октября 2009 г.). Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как “социально-чуждые” элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и “религиозных пережитков” в народе. Поэтому в отдельный блок выделилась тема истории репрессий против священнослужителей, клира и мирян, пострадавших за веру, Церковь и свои христианские убеждения. Пионером в изучении темы репрессий духовенства следует назвать игумена Дамаскина (Орловского), который не один десяток лет занимается этой проблемой и начал собирать материал задолго до открытия архивов 5 . |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Последняя “пустынная церковь” епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы Статья посвящена истории общины схиигумении Марии, основанной епископом Николаем, игравшей важную роль в " катакомбном " движении в Центральной России в 1930-40-х гг. А. В. Руфимский Благодаря публикации воспоминаний В. Я. Василевской (1902-1975 гг.), монахини Досифеи (Вержбловской; 1904-2000 гг.) и протоиерея Александра Меня (1935-1990 гг.) (2) стало широко известно об одном из центров " катакомбной церкви " , существовавшем в 1940-х гг. в Загорске (до 1930 г. и с 1991 г. Сергиев Посад),- тайной монашеской общине во главе со схиигуменией Марией (1863-1961 гг.). Схиигумения Мария принадлежала к тем, кто не признал митрополита, позднее Патриарха Сергия (Страгородского) главой Русской Православной Церкви, она считала своим епископом священноисповедника Афанасия (Сахарова) (3). Ее община, игравшая важную роль в " катакомбном " движении в Центральной России в 1930-х - 1-й половине 1940-х гг., воссоединилась с Русской Православной Церковью, после того как епископ Афанасий в 1945 г. признал главой Церкви новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Многие из духовно близких к схигумении Марии людей участвовали в возрождении Троице-Сергиевой лавры в 1946 г., в устроении церковной жизни в послевоенные годы. В обстановке антирелигиозных репрессий со стороны государства, поощрявшего доносительство, схиигумения Мария скрывала сведения о своей жизни и о связанных с ней людях, поэтому ее биография, особенно до ее поселения в Загорске около 1934 г., почти неизвестна, хотя близкие к ней люди знали, что подвижница прежде была связана с Саратовом. Согласно воспоминаниям М. К. Карповой (4), жившей с матушкой Марией в одном доме в Загорске, подвижница прежде была насельницей монастыря в Хвалынске Саратовской губернии. Однако по данным монахини Досифеи (Вержбловской), состоявшей в общине матушки Марии, настоятельница прежде подвизалась в монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вольске. По-видимому, это неверные сведения, так как в Хвалынске женского монастыря никогда не было; из работы священника М. Воробьева, посвященной истории Вольского женского монастыря, следует, что о схиигумении Марии никаких материалов нет, не фигурирует ее имя и в списках насельниц 1925 и 1929 гг. (5) |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви V. Русская Православная Церковь 1929-1941 К оглавлению В 1929 году НЭП был отменен; началась принудительная массовая коллективизация - раскрестьянивание России, сопровождавшееся попранием законности - высылкой миллионов крестьянских семей в Сибирь и на Север. Русская Церковь разделила судьбу народа, и ее не миновала горькая чаша репрессий. В начале 1929 года за подписью Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации (церковные советы, мусаваллиаты, синагогальные общества и то есть) являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. 8 марта 1929 года ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях. Этим постановлением священнослужители исключались из состава «двадцаток»; религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность; частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 года об отделении Церкви от государства, интерпретировалось в предельно суженном объеме лишь как право родителей обучать религии своих детей. Вводилась 5-дневная рабочая неделя, и воскресенье переставало быть выходным днем. Началось массовое закрытие церквей. В 1928 году Русская Православная Церковь имела более 30 тысяч приходов (вместе с обновленческими, григорианскими и самосвятскими приходами в нашей стране оставалось еще 39 тысяч общин) - 2/3 от дореволюционного количества. В 1928 году закрыто было 534 церкви, а в 1929 - уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года - только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви. |
Вятские Поляны. Собор Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь освящена в честь Николая Чудотворца. Действовала с 1615 по 1930 годы. Сначала здание церкви было деревянным. Каменное здание построено в 1826 г. Колокольня – в 1893 году. С 1930 года в здании располагались сельский клуб (Народный дом им. К. Либкнехта и Р. Люксембург), кинотеатр «Прогресс», гараж, архив. В конце 1930-х годов колокольня использовалась в качестве вышки для прыжков с парашютом. 25 декабря 1987 года здание церкви без окон, дверей, решёток, пола, купола, колокольни было возвращено незадолго до этого зарегистрированной общине Православной церкви. Настоятелем православной общины стал протоиерей Алексий Сухих, бывший до этого настоятелем Богоявленского собора г. Малмыжа. Благодаря долгой и кропотливой работе многих горожан, помощи различных предприятий и учреждений, храм возрождён практически заново. С 20 января 1988 года Никольский храм получил статус собора. По материалам http://vpkraeved.narod.ru Николаевская церковь каменная, построена в 1826 г. расстоянием от г. Вятки в 333 версты, от уездного города в 45 верстах, от благочиния в 35 верстах. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика, квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2148 сажень, пахотной 70 десятин 1200 сажень, сенокосной 17 десятин 1008 сажень. Братский денежный доход: священника 494 руб. 19 коп., диакона 529 руб. 46 коп., псаломщика 164 руб. 73 коп.; руги собирается на весь причт до 200 пуд. ржи. Прихожан: православных русских 1995 муж. пола, 2098 жен. пола, приход состоит из 9 селений расстоянием до 10 верст. Село расположено на правом берегу реки Вятки у подошвы горы; местность холмистая, почва удобная для хлебопашества. В приходе три школы, из коих одна двухклассная земская в селе, другая земская же в дер. Собинино (Собакино) и третья церковно-приходская в дер. Спасской. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – ремесла: плотническое, скорняжное и катание валяной обуви. |
Кожино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Действует. Престолы: Илии Пророка , Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1760 и 1772. Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, с. Кожино Координаты: 56.0771, 42.5123 Проезд:Из райцентра Гороховец 12км на запад на Москву по трассе М7, южный поворот на дорогу Р76 на Муром. Через 8км левый поворот и указатель Кожино. Поворачиваем, через километр асфальт перед деревней Отводное заканчивается, далее пыльной щебенкой 1,5км на юг до Кожино Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Звездин Михаил Константинович. 1870-1937. Место Рождения Владимирская губ., Гороховецкий у., с.Кожино. Протоиерей. Сын протоиерея Константина Лукича Звездина, прослужившего более 60 лет в храме с.Кожино и которому в 1916 г. Императором Николаем II было пожаловано потомственное дворянство. Образование: Владимирская Духовная Семинария, 1893. По окончании Семинарии до 1901г. работал сельским учителем. Служение: Владимирская губ., Гороховецкий у., учитель сельской школы, 1893-1900. Рукоположение: иерей 1901. Служение: Владимирская губ., Гороховецкий у., погост Архангела Михаила, церковь Архангела Михаила (с.Тимирязево), священник 1901-1917. Награды: Был награжден камилавкой к Празднику Св. Пасхи. 1917. Аресты: Владимирская губ., Гороховецкий у., погост Архангела Михаила (с.Тимирязево). Был арестован в конце 1920-х или в самом начале 1930-х годов. Осуждения: В конце 1920-х или в самом начале 1930-х годов был осужден на ссылку в Среднюю Азию в конце 1920-х или в самом начале 1930-х годов. Служение: Владимирская губ., Гороховецкий у., погост Архангела Михаила, церковь Архангела Михаила, протоиерей. Год Окончания Служения=1932. Аресты: Нижний Новгород, 22/12/1932. Был арестован отделением дорожно-транспортного отдела ОГПУ ж.д. станции Н.Новгород. Осуждения: Коллегия ОГПУ СССР по Ивановской обл. 15/03/1933 " антисоветская и контрреволюционная агитация " ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор=5 лет ИТЛ. Места Заключения: Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 1933-1937. Кончина 06/01/1937 погиб в заключении от порока сердца (по справке). Место Смерти/Захоронения=Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в. Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов) , еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова , а также Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Ф. Львова , А. В. Никольского , П. Г. Чеснокова , когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы. |
| |