Теперь, во второй половине столетия, эта мысль стала понятной по всей земле и самому маленькому школьнику, а тогда критик судил писателя по трафарету И для самого Пришвина тем самым была поставлена задача мужественно вытерпеть непонимание и сохранить верность своему призванию. Кто в те годы вкладывал в слово «охота» тот смысл, который сообщает ему Пришвин! Вот его определение: «Слово „охота“ есть самое наивное разрешение смутного стремления людей к красоте и познанию». «Красота больше охоты», – решительно записывает он в том же дневнике. И ружейная охота, и теперь охота с фотокамерой, – Пришвин называет свое новое увлечение фотографией «охотой с фотокамерой», пришедшей взамен или в помощь его ружейной охоте, – это была в существе своем охота за самой жизнью, за ее красотой и, конечно, за радостью. Повесть середины 20-х годов, труднейших и в его личной, и в общественной жизни, названа «Охотой за счастьем». Пришвин в новом деле не просто любитель, а подходит к нему очень ответственно: снимать трудно, потому что фотокамера «скудный аппарат», и успех зависит «не от аппарата, а от своей головы». И вывод: «Надо научиться пользоваться машиной, а не подчиняться ей – и это будет подлинный реализм!» «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство, чтобы на вопрос наивного слушателя – „было это или нет“ – не уверять его в действительности, а показать». И другая запись: «…беру фотоаппарат и снимаю. Искусство это? Не знаю, мне бы лишь было похоже на факт!» В Государственном издательстве художественной литературы выходят подряд два Собрания сочинений Пришвина: в 1927–1930 годах в семи томах и в 1929–1930 годах в шести томах, – что свидетельствует о признании писателя. В 1931 году Пришвин предпринимает поездку на Дальний Восток. Три месяца бродил он там по тайге и сопкам и привез с собой очерки путешествия. Это «Дорогие звери», «Песцы» («Остров Фуругельм»), «Олень-цветок», множество фотографий природы Дальнего Востока, людей, населяющих этот край. Но исподволь из этого очеркового материала рождается поэтическая повесть «Жень-шень» или «Корень жизни». Как раз к этому времени был ликвидирован РАПП, настроение в критике резко изменилось: новую повесть приняли единодушно, и впоследствии она была переведена на многие языки за рубежом.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Закрыть " Для меня Ющенко не был, а теперь тем более не может быть президентом! " 16.10.2007 402 Время на чтение 11 минут УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ N 965/2007 О присвоении Р.Шухевичу звания Герой Украины За выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины и по случаю 100-летия со дня рождения и 65-й годовщины создания Украинской повстанческой армии постановляю: Присвоить звание Герой Украины с удостаиванием ордена Державы ШУХЕВИЧУ Роману Осиповичу - главному командиру Украинской повстанческой армии в 1942-1950 годах, генерал-хорунжему (посмертно). Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО 12 октября 2007 года Кого прославляет Ющенко? Роман Иосифович Шухевич (укр. Роман Йосипович Шухевич) (30 июня или 17 июля 1907 - 5 марта 1950) - один из руководителей Организации украинских националистов, в 1943-1950 - главнокомандующий Украинской повстанческой армией, в 1944-1950 - руководитель украинского националистического движения на Западной Украине. 1920-1930-е годы Родился 17-го июля 1907 в местечке Краковец (Краковцы) Яворовского уезда (Галичина, Австро-Венгрия, ныне - Львовская область, Украина ) в семье уездного судьи. С детства воспитывался в духе радикального украинского национализма. В 1925 году стал подпольщиком созданной Евгеном Коновальцем Украинской военной организации (УВО). В молодости был также членом " Пласта " (украинская скаутская организация) (1922-30). В ходе подпольной деятельности сменил множество кличек: Монах (Чернець), Туча, Степан, Колокол (Дзbih) (1930-1933), Щука (1938-1939), Тур (1941-1943), Тарас Чупрынка (1943-1950), Роман Лозовский (1944). Уже в 1926-1929 годах был задействован в различных антипольских акциях. В частности, по указанию УВО 19 октября 1926 участвовал в покушении на Яна Собинского, курировавшего школьное образование на Западной Украине и, по мнению украинских националистов, проводившего антиукраинскую политику. После окончания средней школы учился сначала в Данциге, а в 1926 поступил на отделение архитектуры Львовского политехнического института (закончил в 1932). Одновременно прошёл курс общевойсковой подготовки в польской армии; по политическим соображениям к сдаче экзамена на получение сержантского звания не был допущен.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/16/...

Их убрали с Соловков лишь около 1930 — и с тех пор прекратились уловы: никто больше не мог той селёдки в море найти, как будто она совсем исчезла. Журнал “Соловецкие острова”, 1930, стр. 55, из доклада начальника УСЛОН товарища Ногтева в Кеми. Когда теперь экскурсантам показывают в устье Двины так называемый “лагерь правительства Чайковского”, надо знать, что это и есть один из первых чекистских “северных лагерей особого назначения”. По-фински это место называется Вегеракша, то есть “жилище ведьм”. История Курилки вызывает интерес. Возможно, когда-нибудь будут пытаться установить его личность. В революционные годы посильно было и принятие чужого чина и чужой фамилии. Но вот два следа, данные мне читателями, на всякий случай. Полковник Курилко командовал ещё до 1914 года 16 Сибирским стрелковым полком; к концу войны был контуженный генерал с золотым оружием, Георгием и многими орденами. Сын его Игорь ещё кадетом 1 Московского кадетского корпуса летом 1914 и 1915 ездил на фронт, воевал, награждён георгиевской медалью, затем крестом; весной 1916 кончил ускоренный курс Александровского училища, прапорщик. Другой след: полковник Курилко был одним из возглавителей белогвардейской подпольной организации в Москве летом 1919. Она провалилась, были массовые расстрелы (до 7000 человек?), но Иван Алексеев (отец моего корреспондента) и брат профессора И. Ильина, известные только Курилке, не были им выданы и не были тронуты. В честь председателя московской тройки ОГПУ, недоучившегося молодого человека: “Он был студент, и был горняк, Зачёты же не шли никак”. (Из “дружеской эпиграммы” в журнале “Соловецкие острова”, 1929, Цензура глупая была и не понимала, чту пропускает.) Все ценности с годами перепрокидываются — и то, что считается привилегией в лагере Особого Назначения 20х годов — носить казённую одежду, то станет докукой в Особом лагере 40х годов: там у нас привилегией будет н е носить казённой, а хоть что-нибудь своё, хоть шапку. Тут не только экономическая причина, тут и волны эпохи: одно десятилетие видит в идеале, как бы пристать к Общему, другое — как бы от него отстать.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Соловецкий лагерь особого назначения Соловецкий лагерь, действовавший на территории бывшего монастыря с начала 1920-х до конца 1930-х гг., занимает особое место в истории XX века. Соловки – не только символ, известный далеко за пределами России, но и место, где сформировалась система принудительного труда, впоследствии распространившаяся на всю страну. Уже на следующий день после прихода к власти партии большевиков, для управления судебной системой нового государства, декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» (СНК), был создан Народный комиссариат юстиции (НКЮ). Спустя полтора месяца, 20 декабря 1917 г., для защиты Советской власти, СНК образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Вместе с революционными трибуналами и военно-революционными комитетами, комиссия стала основным органом внесудебных расправ. Помимо прочего, в 1918 г. ВЧК было предоставлено право организовывать концентрационные лагеря, для изоляции в них классовых врагов, которые отправлялись в места заключения без суда и следствия. Таким образом, в России возникли две параллельные системы формирования мест лишения свободы и контроля над ними: общая, находившаяся в ведении НКЮ, и чрезвычайная, подведомственная ВЧК. К этому можно добавить, что в годы Гражданской войны карательную политику Советского государства, помимо упомянутых структур, осуществляло еще и Главное управление принудительных работ (ГУПР) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. В 1922 г. тюремные учреждения НКЮ были переданы Главному управлению мест заключения (ГУМЗ) при НКВД РСФСР. В том же году, в связи с упразднением ВЧК, было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при СНК РСФСР, реорганизованное 15 ноября 1923 г. в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, в недрах которого, со временем, было сформировано известное на весь мир Государственное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Само это название появилось осенью 1930 г., когда, созданное весной того же года, Управление исправительно-трудовых лагерей (УЛАГ) при ОГПУ СССР, получило статус Главного управления. Его появлению, равно, как и появлению самой централизованной системы управления лагерями, предшествовало Постановление СНК СССР от 11 июля 1929 г. об использовании труда заключенных. Согласно документу, в стране появились два вида исправительно-трудовых учреждений: исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) при ОГПУ СССР, предназначенные для осужденных на срок лишения свободы, превышающий три года, и исправительно-трудовые колонии (ИТК) при республиканских НКВД, для осужденных на срок до трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хозяйство колониальной Бирмы основывалось на рисоводстве. В годы первой мировой войны страна стала одним из крупнейших производителей вольфрамовой руды, также добывали олово, свинец и нефть, древесину тикового дерева. Модернизация Бирмы выразилась в развитии городов, коммуникаций, портов, экспортно-ориентированной экономики, в притоке мигрантов, в изменении социальной структуры населения, в широком распространении совр. учебных заведений (в т. ч. создании ун-та), в появлении выборных органов власти и политических партий. В 20-х гг. XX в. в Бирме возникло антиколониальное движение. Вследствие мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в стране в 1930 г. вспыхнуло крестьянское восстание под рук. Сая Сана (1876-1931). Восставшие требовали предоставления независимости Бирмы. Брит. власти подавили восстание, Сая Сан был казнен. В 1930 г. возникла патриотическая орг-ция «Добама Асиайон» (Ассоциация «Наша Бирма»; ДА). В 1935 г. парламент Великобритании принял закон об управлении Бирмой. С 1937 г. она становилась отдельной колонией (выводилась из состава Британской Индии). Был создан 2-палатный законодательный орган из выборной палаты представителей и сената, половину членов к-рого назначал генерал-губернатор, 2-ю половину - избирала нижняя палата. Правительство формировал генерал-губернатор. Оно было подотчетно палате представителей. Генерал-губернатор сохранил контроль над обороной страны, охраной порядка, внешними сношениями и финансами. ДА требовала полной независимости Бирмы. В 1939 г. в Рангуне представители ДА, движения танкинов («господ»), рабочих и студентов создали Коммунистическую партию Бирмы (КПБ). Во второй мировой войне Бирма участвовала на стороне Великобритании. По брит. Закону об обороне Бирмы 1940 г. начались преследования оппозиции. В дек. 1941 г. Япония вторглась в Бирму, а к маю 1942 г. оккупировала страну. Созданный япон. властями в мае 1943 г. Комитет по подготовке независимости Бирмы принял 1 авг. 1943 г. текст основного закона. Формально Бирма провозглашалась независимой и получала собственные ВС - Национальную армию Бирмы (НАБ), но реальной властью обладало командование япон. оккупационных войск. В 1944 г. была создана Антифашистская лига народной свободы (АЛНС) во главе с Аун Саном, занимавшим пост министра обороны в оккупационном правительстве. Целью АЛНС была ликвидация любого иностранного господства над Бирмой (как британского, так и японского). Англо-амер. войска вступили в Бирму в янв. 1945 г., в марте взяли Мандалай. 27 марта 1945 г. части НАБ восстали против Японии. В мае бирм. части во главе с ген. Не Вином освободили Рангун. Последние япон. соединения покинули Бирму в авг. 1945 г. В февр. 1946 г. от КПБ откололась Компартия «Красный флаг», сама КПБ стала называться «Белый флаг».

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Однако, продолжил историк, именно на рубеже 1920-30-х годов религиозная политика советской власти резко ужесточилась. Началось массовое закрытие храмов. Начались «не выборочные, но массовые» репрессии против католического духовенства. Их целью было полное уничтожение католического духовенства в СССР. На первом месте в этой программе, отметил далее Михаил Шкаровский, стоял Ленинград – центр  Католической Церкви в Советском Союзе. Только здесь действовала подпольная духовная  семинария, созданная епископом Антонием Малецким. Студентов было очень мало – всего четыре человека в 1929 году. Днем они работали, а по вечерам собирались на квартире Малецкого, чтобы слушать его лекции, а также курсы, которые читали другие священники. В мае – июне 1930 года все четверо были арестованы по сфабрикованному делу «национал-шовинистической католической польской молодежной организации». В ноябре того же года они были приговорены к трем годам лагерей. Михаил Шкаровский, подробно коснулся и других эпизодов гонений на католиков в Ленинграде в 1930-е годы. Исследователь подчеркнул, что материалы были взяты им в архивах ФСБ. Он особо остановился на судьбе епископа Антония Малецкого, который, будучи обвинен в связях с иностранцами, организации подпольной семинарии и антисоветских высказываниях на проповедях, был арестован и сослан в Сибирь. При этом иерарх не дал никаких компрометирующих показаний на других священников. Малецкому «повезло»: в 1934 польское правительство добилось его выезда из СССР, и он скончался в начале 1935 года в Варшаве. Мотивом для арестов часто служили такие обвинения, как передача двух мешков сухарей ссыльном епископу. Другим осужденным припомнили отправку в 1920 году телеграммы Ленину в защиту архиепископа Цепляка. Уликой в фабрикации процесса выступали и экземпляры папских энциклик, найденные при обыске в храмах и приходских домах. Своеобразным «иммунитетом» во время большевистских гонений пользовались в СССР католические священники – граждане Франции, с которой советское правительство пыталось установить хорошие отношения. Власти так и не решились бросить в тюрьму священника Жана Амудрю, который в 1935 году был тайно рукоположен во епископа  другим французом – епископом Пием Нёвё, служившим в Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Значительным вкладом в историографию ГУЛАГа стал справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР», выпущенный в 1998 г. обществом «Мемориал» совместно с ГАРФ. В него вошли более 500 монографических статей обо всех лагерях сталинского периода, а также о соответствующих управлениях центрального аппарата ОГПУ-НКВД-МВД. Самостоятельную ценность представляют очерки «Система мест заключения в РСФСР и СССР. 1917–1930» (авторы М. Джекобсон, М.Б. Смирнов) и «Система мест заключения в СССР. 1929–1960» (авторы М.Б. Смирнов, С.П. Сигачев, Д.В. Шкапов), которые предваряют справочный материал. В многочисленных трудах документального, справочного и научного характера Н.В. Петрова, А.И. Кокурина, Ю.Н. Морукова, К.В. Скоркина 123 нашли отражение такие проблемы, как внутренняя структура органов ОГП-НКВД-МВД СССР, в том числе административное устройство и структура аппарата ГУЛАГа и других главных производственных управлений, использовавших труд заключенных. Подробно рассматривается кадровый состав этих государственных органов, описываются служебные биографии руководителей репрессивных ведомств. К числу недостатков, по-видимому, не зависящих от авторов, следует отнести практически полное отсутствие ссылок на источники информации, однако этот существенный пробел в значительной мере компенсируется информационной ценностью самих публикаций. Благодаря расширению источниковой базы, исследователи обратились к изучению таких вопросов, которые никогда ранее не были предметом специального рассмотрения. Так, А.Ю. Горчева исследовала историю лагерной прессы 124 . Б.А. Нахапетов на основании архивных документов санитарных подразделений ГУЛАГа изучил условия и характер медицинского обслуживания заключенных в местах лишения свободы 125 . Незначительное количество научных работ посвящено проблеме сопротивления в ГУЛАГе 126 , в основном эта тема отражена в мемуарной литературе и в документальных публикациях. По-прежнему активно включены в «лагерный дискурс» и зарубежные исследователи. С. Уиткрофт провел сравнительный анализ масштабов и характера политических репрессий и массовых убийств в Германии и Советском Союзе в 1930–1945 гг. 127 На новых архивных материалах изучил историю ГУЛАГа в военные годы английский историк Эд. Бейкон 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1920 г. Киргизской АССР (ныне Республика Казахстан) в Акмолинскую губ. Киргизской АССР вошла юж. часть Омской губ. (Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский, Петропавловский уезды и 17 волостей Омского у.). С 1922 г. Омская губ. делилась на 6 уездов: Калачинский, Омский (с 1924 центр уезда - поселок (затем город) Новоомск), Славгородский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Статус города получили Ленинск (1921), Новоомск (1925); в 1925 г. Калачинск преобразован в село. В 1922-1924 гг. проведено районирование уездов. Часть территории губернии была охвачена Западносибирским восстанием 1921 г., подавленным частями РККА. С осени 1921 г. в Омске и его окрестностях разразилась эпидемия тифа, возникли очаги заболеваний сибирской язвой и холерой. Неурожаи 1920-1922 гг. затронули свыше половины волостей губернии, к сент. 1922 г. насчитывалось более 436 тыс. голодающих. В 1924 г. введены в строй железнодорожные линии Славгород - Кулунда и Кулунда - Павлодар. 25 мая 1925 г. Омская губ. вошла в состав Сибирского края, а 1 окт. 1925 г. была упразднена. В составе Сибирского края территория совр. О. о. входила гл. обр. в Омский (упразднен в 1930) и Тарский (упразднен в 1929) округа. В 1930-1934 гг. земли региона относились к Западно-Сибирскому краю, в его составе нек-рое время находился Тарский окр. (15 нояб. 1933 - 15 мая 1934). В годы индустриализации в регионе введены в строй новые крупные предприятия: Любинский консервный завод, Тарский, Тевризский, Калачинский мясокомбинаты, Кировский птицекомбинат, комбикормовый завод, мельница, кожгалантерейная фабрика, ТЭЦ-1, новые мощности на заводах Сибсельмаш, паровозоремонтном, Сибзаводе. В 1931 г. в ходе коллективизации значительное число крестьянских семей были насильственно выселены на Васюганские болота, многие погибли по пути на новые места поселения; крестьянские восстания (одно из крупнейших - в Муромцевском р-не, участвовали жители 28 деревень - свыше 20,5 тыс. чел.) были подавлены силами НКВД. 7 дек. 1934 г. образована О. о. В ее состав вошли 18 районов Западно-Сибирского края (Большереченский, Большеуковский, Знаменский, Иконниковский, Исилькульский, Калачинский, Колосовский, Крутинский, Любинский, Муромцевский, Называевский, Павлоградский, Седельниковский, Тевризский, Тюкалинский, Усть-Ишимский, Черлакский и Шербакульский); 11 районов Челябинской обл.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Поминовение Святейшего Патриарха Алексия в Париже 10.12.2008 408 Время на чтение 4 минуты Смерть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утром 5 декабря стала своего рода историческим рубежом. Святейший Патриарх принадлежал к другому поколению, нежели большинство нынешних русских архиереев. И дело не только в том, что он родился в 1929 году, но скорее в том, что он был частью досоветского поколения, так как родился и вырос в Эстонии, еще не отошедшей по известной международной договоренности к Советскому Союзу. По своему этническому и социальному происхождению семья почившего патриарха принадлежала к остзейским немцам, составлявших в XVIII-XIX веках класс местных землевладельцев, а заодно и опору российского присутствия на этих землях. Пополняя армию и чиновничество Российской империи, многие из них принимали Православие, их родным языком становился русский. Именно эта среда дала в свое время множество подлинных героев Гражданской войны. Прибалтика 1920-1930-х годов стала одним из главных мест русского рассеяния, близко связанным с русской эмиграцией в Западной Европе и в частности во Франции. Об этом говорит хотя бы широкая деятельность Русского христианского студенческого движения (РХСД) в Эстонии и Латвии, к которому имел отношение отец Святейшего Патриарха, ставший впоследствии священником, Михаил Ридигер. Молодежные православные съезды посещались профессорами Сергиевского богословского института (Париж) и многими известными людьми русского зарубежья. В Риге недалеко от вокзала сохранился старый особняк, служивший местом этих съездов… Можно сказать, что Прибалтика времен формирования национальных государств отчасти еще оставалась частью старой Российской империи. И, конечно, в большей степени, чем Советская Россия. Об этом неоднократно говорил и сам Святейший Патриарх, вспоминая свои детские паломничества на Валаам (тогда относившийся к Финляндии, как и во времена Российской империи) и сравнивая их с посещением Валаама уже советского времени. Во время Второй мировой войны именно русская Прибалтика в первую очередь дала множество деятелей так называемой Псковской миссии, действовавшей на северо-западе России во время немецкой оккупации. Духовенство и миряне этой миссии, центр которой находился во Пскове, занимались возрождением храмов, приходов, монашеских общин, научением вере и т. п. на территориях, переживших советские репрессии и тотальное уничтожение духовенства и деятельных мирян в 1920-1930 годы. С возвращением Советской армии большинство служителей Псковской миссии начало свой путь мученичества и исповедничества. Духовник будущего патриарха отец Александр Киселев, напротив, оказался на Западе, и даже был духовником так называемой Власовской армии. Отец патриарха и его семья приняли решение (или были вынуждены: мы этого никогда доподлинно не узнаем) остаться в Советской России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Письмо командированному в Америку другу молодости генетику Г. Д. Карпеченко дышит оптимизмом: «Верим и исповедуем, что жизнь построим, несмотря ни на что. Темп начинается по линии тракторизации, освоения посевных площадей такой, что, пожалуй, и скептики скоро начнут верить. Трудностей до черта, но все в движении. Во всяком случае, возвращался я из Японии с удовольствием». Будем искренни: человек громадной научной эрудиции, Вавилов не разобрался в событиях, которые обрушились на земледельческую Россию в 1929–1930 годах. Он умел самозабвенно работать на благо государства, но не владел даром разгадывать хитросплетения мысли государственных деятелей. Вина его, впрочем, не так уж велика. В те годы мало кто понимал, что Сталин преднамеренно разоряет деревню, что, раздавив своих политических конкурентов, вождь, с одной стороны, стремится обезопасить себя от появления класса богатых и потому независимых крестьян, а с другой стороны, стремится обеспечить молодую индустрию дешевыми рабочими руками. Профессор Вавилов, который принял советскую действительность в ее идеальных лозунгах и не очень-то задумывался о смысле этих лозунгов, очевидно, не мог даже допустить существования столь кощунственного плана. В том же тридцатом году, рассказывая сотрудникам о поездке в Японию, Николай Иванович, между прочим, сказал: «Эволюция земледелия так же, как и эволюция человечества в прошлом, есть накопление мудрости и глупости, предрассудков, рутины наряду с истинно глубоким опытом и наблюдательностью людей земли. Исследователям древних стран приходится проделывать большую работу по отделению добра от зла». Различить «добро» и «зло» в сельском хозяйстве Японии, отделить в нем прогрессивные начала от рутины и предрассудков Николаю Ивановичу удалось без труда. А чтобы разобраться в трагической судьбе земледелия России, понадобились ему годы и годы. В конце концов он понял, что именно произошло с «глубоким опытом и наблюдательностью людей земли» нашей страны. Но едва ли ученый мог даже представить себе то, чему стали свидетелями мы — люди 70 — начала 80х годов, когда великая земледельческая держава, при царе поставлявшая на мировой рынок больше половины экспортного зерна, стала сама покупать хлеб за границей.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010