Vat., 1986. P. 183-236. (ST; 314); Συγγρμματα/Επιμ. Α. Αργυρου. Θεσ., 1996. (Βυζαντιν Κεμενα κα Μελται; 25); An Unpublished Supplication on Barren Olive-Trees by Macarius Macres/Publ. S. Kapetanaki//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides. Aldershot, 2003. P. 457-460. Ист.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μακριος Μακρς//ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 459-467; Georges (Gennade) Scholarios. Œuvre complètes/Publ. par L. Petit, X. A. Sideridès, M. Jugie. P., 1935. Vol. 4; Sylv. Syrop. Hist. P. 118. N 1-5, 266. N 24; Symeon Thessalonicensis. Politico-Historical Works (1416/7-1429): Greek Text with Introd. and Comment./Ed. D. Balfour. W., 1979. P. 94-97, 214-228. (WBS; 13); Giorgio Sfranze. Cronaca/Ed. R. Maisano. R., 1990. P. 70. (CFHB; 29). Лит.: PLP, N 16379; ИАБ, 6. 2000-2006; Δημητρακπουλος Α. Ορθδοξος Ελλς: Ητοι περ τν Ελλνων τν γραψντων κατ Λατνων. Εν Λειψ, 1872. Σ. 91; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 55-56; Λμπρος Σ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1924. Τ. 2. Σ. 299-301; Petit L. Macrès Macaire//DTC. 1927. T. 9. Col. 1507-1508; Αθηναγρας, μητρ. Παραμυθας. Ο θεσμς τν συγκλλων ν τ Οκουμενικ Πατριαρχε//ΕΕΒΣ. 1928. Τ. 5. Σ. 186-189; Loenertz R. J. Écrits de Macaire Makrès et de Manuel II Paléologue dans les mss. Vat. Gr. 1107 et Crypt. 161//OCP. 1949. Vol. 15. P. 185-193 (= Loenertz R. J. Byzantina et Franco-graeca. R., 1970. P. 71-79); Hunger H. Eine spätbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi//JÖBG. 1958. Bd. 7. S. 125-140; Κωνσταντινδης Ι. Μακριος//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Στ. 480; Trapp E. Die Stellung der beiden Apologien des Vat. Gr. 1107 in der byzantinischen Islampolemic//JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 199-202; Αργυρου Α. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς (1391-1431)//ΓΠ. 1970. Τ. 53. Σ. 212-225; Gautier P. Le Typicon du Christ Sauveur Pantocrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Stiernon D. Macaire Makrès//DSAMDH. 1980. Vol. 10. Col. 17-20; Argyriou A. Macaire Makrès et la polémique contre l " Islam: Édition princeps de l " éloge de Macaire Makrès et de ses deux oeuvres anti-islamiques précédée d " une étude critique.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Библиогр.: CPGS, N 1001; ПМА. 2003, 2008. С. 575-584. Лит.: Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1588. T. 1. P. 637-640, 664-665, 684-686, 688-690, 697-699; 1590. T. 2. P. 1-19; Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Gratz, 1870. Bd. 1; Mullooly J. S. Clement, Pope and Martyr, and His Basilica in Rome. R., 1873; Hilgenfeld A. Die Briefe des römischen Clemens und ihre syrische Übersetzung//ZWTh. 1877. Bd. 20. S. 549-562; Приселков А. А. Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам. СПб., 1888. Вып. 1: Обозрение 1-го послания; Lightfoot J. B. The Apostolic Fathers. L., 18902. Pt. 1: S. Clement of Rome. Vol. 1; Harnack A., von. Die pseudoclementinischen Briefe de virginitate und die Entstehung des Mönchthums//SPAW. 1891. Bd. 21. S. 361-385; Wrede W. Untersuchungen zum Ersten Klemensbriefe. Gött., 1891; Knopf R. Der Erste Clemensbrief. Lpz., 1899. (TU; 20/1); Mercati G. Note di letteratura biblica e cristiana antica. R., 1901. P. 80-81, 238-241. (ST; 5); Писарев Л. И. Очерки из истории христ. вероучения патристического периода. Каз., 1915. Т. 1: Век мужей апостольских (I и нач. II в.); То же. СПб., 20092; Turner C. H. Notes on the Apostolic Constitutions. 2: The Apostolic Canons//JThSt. 1914/1915. Vol. 16. P. 523-538; Harris R. The Authorship of the So-Called 2nd Epistle of Clement//ZNW. 1924. Bd. 23. N 2. S. 193-200; Lefort L. Th. Le «De virginitate» de S. Clement ou de S. Athanase?//Le Muséon. 1927. T. 40. P. 249-264; idem. S. Athanase, «Sur la virginité»//Ibid. 1929. T. 42. P. 197-274; idem. Une citation copte de la pseudo-clémentine «De virginitate»//BIFAO. 1931. Vol. 30. P. 509-511; Cauwelaert R. L " intervention de l " église de Rome à Corinthe vers l " an 96//RHE. 1935. T. 31. P. 267-306; Sanders L. L " Hellénisme de St. Clément de Rome et le Paulinisme. Louvain, 1943; Unnik W. C., van. Is 1 Clement 20 Purely Stoic?//VChr. 1950. Vol. 4. N 3. P. 181-189; idem. 1 Clement 34 and the «Sanctus»//Ibid. 1951.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Хайд Шт., Хрушкова Л.Г. Симпозиум «Петр в Риме». 13–16 февраля 2010, Рим (http:/www. См. тж.: St. Heid (Hrsg.). Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinare Debatte. Freiburg im Breisgau, 2011. 1433 Jastrzqbowska E. Untersuchungen zum christlichen Totenmahl aufgrund der Monumente des 3. und 4. Jahrhunderts unter der Basilika des HI. Sebastian in Rom. Frankfurt am Main, 1981; eadem. S. Sebastiano: La piu antica basilica cristiana di Roma/Ecclesiae Urbis. 2002. Vol. 2. S. 1141–1155. 1434 Schumacher W.N. Die Grabungen unter S. Sebastiano 95 Jahre nach den Entdeckungen Anton de Waals/Romische Quartalschrift. 1988. Vol. 83. S. 134–166. Новые архивные данные о раскопках де Вааля: Nieddu A.M., Heid S. Die Platonia von San Sebastiano: Anton de Waal’s Grabungstagbuch 1892–1893/Romische Quartalschrift. 2008. Vol. 103. 1–2. S. 1–54. Важность комплекса Сан Себастьяно побуждает исследователей вновь обращаться к этому памятнику. Последняя диссертация: Nieddu A.M. La basilica apostolorum sulla via Appia e l’area cimiteriale circostante. Citta del Vaticano, 2009 [Monumenti di Antichita Cristiana, 19]. 1435 Подробные отчеты о работе Комиссии ежегодно публикуются в журнале Rivista di archeologia cristiana (издается с 1927 г.). 1436 Pacini G. La basilica degli Apostoli sulla via Appia. Roma, 1951; Tolotti F. Memorie degli Apostoli in Catacumbas. Citta del Vaticano, 1953. 1437 Современный технический термин, впервые употреблен о. Ферруа применительно к катакомбе под виа Латина, но точный юридический статус этих «ипогеев» неясен. Скорее всего, эти семейные катакомбы находились вне церковного управления, в них могли быть похоронены как христиане, так и язычники: Pergola Ph. Le catacombe romane. Storia e topografia: Catalogo a cura di RM. Barbini. Roma, 1999 (3 ed.). P. 89–93 (переизд.: Roma, 2003). 1438 Fasola U. Cimitero/Dizionario patristico e di antichita Cristiana. T. I. Roma, 1983. Col. 666–677; Testini P. Archeologia Cristiana: Nozioni generali dalle origini alia fine del sec. 6. 2 ed. Edipuglia, 1980. P. 75–326.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 марта 1926 г. И. перешел в католичество. По словам самого И., решение о присоединении к Римско-католической Церкви «складывалось… в течение лет тридцати» ([Письмо к сыну, Д. В. Иванову, от 10 марта 1927 г.]//Вяч. Иванов: Мат-лы и исслед. 1996. С. 18). И. добился того, что чин его присоединения к католич. Церкви был проведен без формального осуждения православия как ереси (обязательного в ту пору по канону); тем не менее в офиц. документах акт квалифицируется как «отречение». И. представлялось, что он по примеру Вл. Соловьёва и вслед ему (в переходе к-рого в католичество И. не сомневался) своим деянием восстанавливает (не только лично для себя, но и выполняя «в своем лице... долг моего народа» - Соч. Т. 3. С. 429) утраченную в XI в. полноту Вселенской Церкви, поскольку становится полноправным членом обеих Церквей - Римско-католической и Восточной Православной (см.: Шишкин. 2003); И. считал, что его присоединение к католич. Церкви не означает разрыва с правосл. Церковью, что он в результате получил возможность «дышать двумя легкими» (тогда как прежде ему казалось, что он дышит «наподобие чахоточных одним только легким» - Соч. Т. 3. С. 429; уподобление чрезвычайно понравилось Римскому папе Иоанну Павлу II , пользовавшемуся им постоянно, как правило без ссылки на источник). С нач. 30-х гг. прекращается и до той поры нерегулярная переписка И. с друзьями и учениками на Родине, память о нем обрастает легендами, созвучными образу Вячеслава Великолепного и закрепленными советскими справочными изданиями, будто бы он получил кардинальскую шапку, стал директором Ватиканской б-ки, что ни в малой степени не соответствовало реалиям жизни в изгнании старого нищего рус. поэта. Контакты И. даже с друзьями, единомышленниками, соратниками по лит. борьбе не более чем разрозненные эпизоды: он обменивается случайными письмами с Э. К. Метнером, С. Л. Франком , В. Ф. Ходасевичем, встречается с Мережковским и Гиппиус, Ф. Ф. Зелинским, когда изредка они появляются в Риме. Все это встречи исключительно личные, за ними нет общественного почина, культурной инициативы.

http://pravenc.ru/text/200479.html

н. Немецкая ЕЛЦ), а также на отдельные рус., эст., латыш. и др. этнические приходы. До нач. 30-х гг. община воронежских лютеран принадлежала к Немецкой ЕЛЦ. Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1765-1767 гг. в Острогожском у. была основана одна из самых крупных протестант. колоний на юге России - Рибенсдорф (в 40-х гг. XX в. переименована в с. Рыбное). В 40-х гг. XX в. большинство нем. населения было выселено, а небольшая кирха разорена. В 2000 г. были зарегистрированы приходы, возглавляемые пасторами в Воронеже и в Борисоглебске (Св. причастия), к-рые находятся в юрисдикции Немецкой ЕЛЦ на территории России. Общины Российской объединенной методистской церкви впервые появились в Воронеже в нач. 90-х гг. XX в. В 1996 г. методистами совместно с городской корейской общиной был организован международный гуманитарный центр «Грейс», с 1997 г. это региональное отд-ние Всероссийского христианского союза. В 2003 г. зарегистрировано 3 прихода методистов в Воронеже, а также приходы в пос. Латная Семилукского р-на, в пос. Первое Мая (в черте Воронежа), в с. Новогремяченском Хохольского р-на. Евангельские христиане и баптисты впервые появились на территории совр. В. о. в кон. XIX в. В 1860-1900 гг. на юге Воронежской губ. существовало более 15 общин штундистов и штундобаптистов. В 1913-1914 гг., по данным полиции, более 6,2 тыс. баптистов проживали в 73 населенных пунктах Воронежской губ. Община евангельских христиан в Воронеже предположительно была основана в 1910 г. выходцем с Зап. Украины Ходасевичем. В 1917 г. была официально зарегистрирована и имела молитвенный дом. Вначале община объединяла ок. 30 чел., в 20-х гг. - более 1 тыс. членов. В 1927 г. евангельские христиане проживали в каждом крупном воронежском селе. В 30-х гг. общины стали подвергаться преследованиям. В 1944-1945 гг. и в послевоенные годы в юрисдикцию новообразованного Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) вошло более 120 групп и общин численностью свыше 4 тыс.

http://pravenc.ru/text/155256.html

Среди печатей налогово-финансового ведомства несомненный интерес вызывают моливдовулы диойкитов. Их две. Одна принадлежала кандидату Димитрию – диойкиту Митилены на о.Лесбосе и датируется концом IX в 1926 . Другая печать, относящаяся к близкому времени (конец IX –начало X в.), принадлежала императорскому спафарию Никите – диойкиту пафлагонской Амастриды 1927 . Чиновники этой должности впервые встречаются в сфрагистическом материале византийского Херсона. Исследователи помещают их в ведомство логофета геникона и относят к фискальному управлению Империи 1928 . Как известно, в IX в. Остров Митилена (Лесбос) имел свою отдельную фискальную службу и собственных диойкитов 1929 , надо полагать, контролировавших район Северо-Восточного Средиземноморья. Печать кандидата Димитрия вводит в географию экономических контактов Херсона новый далекий центр – остров Лесбос, ранее неизвестный по памятникам сфрагистики, тогда как моливдул спафария Никиты является дополнительным свидетельством существования тесных контактов между Херсоном и Южным Причерноморьем, хорошо известных и по письменным источникам, и по археологическим материалам. Диойкит Амастры, надо полагать, осуществлял контроль над определенной областью Южного Причерноморья, куда входили прибрежные земли, собственно, Пафлагонии и, видимо, соседствующей с ней фемы Вукеллариев. Как известно, Пафлагония и другие северные области Малой Азии являлись поставщиками продовольствия и всего необходимого в Херсон 1930 . He исключено, что именно этим поставкам и связанным с ними налогам мы обязаны появлению в городе корреспонденции митиленского и амастридского «финансовых инспекторов». He менее примечательна печать Льва, епискептита Иерона, относящаяся к X в. 1931 Как и диойкиты эта должность впервые встретилась на печатях, обнаруженных в Херсоне. Епискептиты входили в состав секрета логофета Дрома и являлись уполномоченными управления епископсий-областей, из которых органы государственного аппарата получали различные доходы 1932 . Данная находка, как мне представляется, является еще одним косвенным свидетельством определенного отношения херсонской области к императорскому домену. В этой связи напомню изданную мной печать протоспафария Стефана – протонотария Манган и Херсона 1933 . К слову, в 2003 г. был обнаружен новый экземпляр такой же самой печати, позволивший подтвердить правильность расшифровки первого фрагмента, предложенной проф. И. Йордановым и В. Зайбтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI-VII веками датируется еще один фрагмент: неск. отрывков одного листа папируса, в наст. время входящих в состав собрания папирусов Австрийской национальной б-ки в Вене 16545, 17047, 38239 и 38379). Они содержат части intercessio, institutio и anamnesis анафоры Л. а. М. ( Treu, Diethart. 1993. S. 90-93; Hammerstaedt. 1999. S. 56-75; рус. пер.: Желтов. 2003. С. 280-281). Ю. Хеннер пыталась оспорить принадлежность этих фрагментов анафоре Л. а. М., считая их частями евхаристической молитвы какой-то др. литургии ( Henner J. Teile einer altägyptischen Anaphora auf Fragmenten der Wiener Papyrussammlung//AfLW. 1993/1994. Bd. 35/36. S. 253-283), но Бракманн показал несостоятельность ее аргументации ( Brakmann. 1996). Спорные фрагменты В нек-рых папирусах встречаются молитвы неидентифицированных литургий, которые имеют те или иные параллели с текстами Л. а. М. Таковы, напр., ходатайственные молитвы из папируса кон. III в. (PWürzb. 3) ( Hammerstaedt. 1999. S. 142-150), главопреклонная молитва из папируса V в. (PBerlin 13918) ( Lietzmann H. Ein liturgischer Papyrus des Berliner Museums//Festgabe für A. Jülicher zum 70. Geburtstag. Tüb., 1927. S. 213-228, здесь S. 213-215), молитвы перед «Отче наш» и благодарственная из папируса VIII в. (PBaden 4.58) (=PHeidelberg gr. 2) (Ibid. S. 216-217) и др. В папирусе (PVindob G 41044), VI-VII вв., содержатся фрагменты эпиклезы неизвестной анафоры (на одной стороне папируса) и главопреклонной молитвы (на другой) ( Treu, Diethart. 1993. S. 86-87; Hammerstaedt. 1999. S. 164-170). Молитва имеет определенные параллели с главопреклонной молитвой и молитвой на возвышение Св. Хлеба из Л. а. М., но она не тождественна к.-л. из них. Эпиклеза в свою очередь может представлять собой сокращенную версию 2-й эпиклезы из анафоры Л. а. М. Как бы то ни было, с достоверностью ранние фрагменты Л. а. М. содержат только анафору этой литургии, а проч. молитвы в ранних отрывках или не сохранились, или не могут быть однозначно отождествлены именно с этим, а не с к.-л. еще евхаристическим чинопоследованием. Греческие рукописи XI-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

– Севастополь, 1988. – С. 91. 1741 Репников Н.И. Дневник раскопок херсонесского некрополя в 1908 году//X сб. – 1927. – Вып. 2. – С. 181, рис. 44 (в склепе с материалом VTI-VHI вв.); Якобсон Α.Λ. Раннесредневековый Херсонес//МИА. – 1959. – – С. 274, 275, рис. 140, 2–3; С. 276, рис. 139, 3–7,17, 18, 21,22; Айбабин А.И. О производстве поясных наборов в раннесредневековом Херсоне//СА. – 1982. – – С. 196, рис. 1,6; Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 43–46, рис. 41–42, 6–8 ,15,22, Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 197, табл. XXXII, 10–12,14–16,24,27; Крым в VIII–IX веках: Хазарское господство//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 65, табл. 37: 22,32,37,38,45; 36: 36,40,42. 1742 Косцюшко-Валюжинич К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 70–71. 1743 Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым. – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 23; ср.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. – СПб., 1914. – Т. 1. – С. 259 (исследователь уточнил их датировку с VI в.). 1744 Ср.: Залесская В.Н. К вопросу о датировке и происхождении некоторых групп т.н. «сирийских крестов»//Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции византинистов в Тбилиси 1965 г. – Тбилиси, 1965. – С. 91–93; Пуцко В.Г. Два фрагмента крестов-энколпионов из Крыма//АДСВ: Византия и ее провинции. – Свердловск, 1982. – С. 34; Куницький В.А. Блuзьkocxiдhi ehkoлniohu на mepumopii Nibдehhoi Pyci//Apxeoлoriя. – 1990. – – С. 108–113. 1745 Куницький В.А. Блuзьkocxiдhi ehkoлniohu... – С. 113; ср.: Яшаева Т.Ю. Сакральные функции энколпионов: реликварий-крест-икона//Символ в философии и религии: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 52–53. 1746 Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

410 С. 408–442. Hanegraaff, W.J. New Age Religion and Western Culture. Esoterism in the Mirror of Secular Thought/W.J. Hanegraaff. – Leiden & New York & Koln: Brill, 1996. – 580 p. 412 Hanegraaff, W.J. New Age Spiritualities as Secular Religion: a Historian " s Perspective/W.J. Hanegraaff//Social Compass. – 1999. – Vol. 46. – 2. – P. 145–160. 414 Faris, E. The Sect and the Sectarian/E. Faris//Publications of the American Sociological Society. – 1927. – Vol. 22. – P. 144–159. 415 Wallace, A. Revitalization Movements/A. Wallace//American Anthropolo gist. – 1956. – Vol. 58. – P. 264–281. 416 Wallace, A. Revitalization Movements/A. Wallace//American Anthropologist. – 1956. – Vol. 58. – P. 275. 418 C. 516. Самыгин, С.И. Религиоведение: социология и психология религии/С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 669 с. 420 Самыгин, С.И. Религиоведение: социология и психология религии/С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – С. 517. 424 Hill, C. From Church to Sect: West Indian Religious Sect Development in Britain/C. Hill//Journal for the Scientific Study of Religion. – 1971. – Vol. 10. – P. 114–123. 425 Griffith, E.H. Psychosocial factors and the genesis of new African-American religious groups/E.H. Griffith, K.M. Bility//Psychiatry and Religion. Context, Consensus and Controversies. Ed. by Dinesh Bhugra. London & New York: Routledge, 1996. – P. 82–96. 427 Rice, T.W. Believe it or not: Religious and Other Paranormal Beliefs in the United States/T.W Rice//Journal for the Scientific Study of Religion. – 2003. – Vol. 42:1. – P. 95–106. 428 C. 325; 329. Eister, A.W. An Outline of a Structural Theory of Cults/A.W. Eister//Journal for the Scientific Study of Religion. – 1972. – Vol. 11. – P. 319–333. 429 С. 215. Anthony, D. Spiritual Innovation and the Crisis of American Civil Religion/D. Anthony, T. Robbins//Daedalus. – 1982. – Vol. 111. – P. 215–234. 430 Ashworth, C.E. Flying Saucers, Spoon-Bending and Atlantis: A Structural Analysis of New Mythologies/C.E.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Theod. HE Theodoreti Cyri Historia ecclesiastica 4089/3; CPGS 6222; ср. CPGadd 6222 98 ) 2. Издания и переводы источников, справочная литература COGD I Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta. Vol. I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Cur. G. Alberigo et al. Turnhout: Brepols, 2006. (Corpus christianorum). Denzinger 1976 Enchiridion symbolorum, defi nitionum et declarationum de rebus fi dei et morum/Ed. H. Denzinger; Retractavit, auxit, notulis ornavit A. Schonmetzer. Barcinone; Friburgi Briscoviae; Romae, 36 1976. Grumel 1932 Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Ed. Par V. Grumel. Vol. I. Fasc. I. [Istanbul], 1932. Karmiris 1960 Karmiris I. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς κκλησας. Τ. I-II. A­ θναι, 2 1960; Graz, 1968. Loofs 1905 Nestoriana. Die Fragmente des Nestorius/Hrsg. von F. Loofs. Halle, 1905. Mansi Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio…/Evulgavit J. D. Mansi. T. I-XXXI. Florentiae; Venetiis, 1759–1798 (T. I-LIII. Paris, 2 1901–1927). ДСК I Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1–3 [с единой пагинацией]. СПб., 1906–1907 (Leipzig, r 1974). БУ ТСО Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе»//БВ 3. 2003. С. 276–349; 4. 2004. С. 410–477; 5–6. 2005–2006. С. 493–627. ОТДЕЛ IV. КРИТИКА, PEЦEHЗVI, ЗАМЕТКИ, БИБЛИОГРАФИЯ ПО БОГОСЛОВ СКИМ НАУКАМ ЧАСТЬ 2.IV ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Вниманию читателей предлагается продолжение росписи ДВС 99 , которое охватывает большую часть актов IV Вселенского Собора – документы предсоборного периода и протоколы соборных заседаний (ДВС 194–346д). В дореволюционном издании ДВС эти акты занимают т. 3-й и половину т. 4-го, в репринте 1996 г. – т. 2-й и половину т. 3-го. Всего в ДВС находится 227 актов Халкидонского Собора, в том числе: документов, предшествующих собору, – 42; собственно деяний Собора – 126; послесоборных актов – 59. По томам дореволюционного издания они распределяются так: в т. 3-м содержится 109 актов, в т. 4-м – 118. (Данные приведены с учетом выделенных нами пятнадцати дополнительных актов среди деяний Собора и двух – среди послесоборных актов.) Существенную часть халкидонских актов образуют деяния «разбойничьего собора» 449 г., а также Константинопольских Соборов по делу Евтихия 448 и 449 гг. и ряда других Поместных Соборов 40-х гг. V в. (например, по делу еп. Ивы Эдесского). Эти документы (в ДВС их насчитывается 38, что составляет свыше 15 % от общего числа переведенных на русский халкидонских актов) были прочитаны на заседаниях IV Вселенского Собора и внесены в его протоколы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010